Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 4. Акти цивільного законодавства України

1. Основу гражданского законодательства Украины составляет Конституция Украины.

2. Основным актом гражданского законодательства Украины является Гражданский кодекс Украины.

Актами гражданского законодательства являются также другие законы Украины, которые принимаются в соответствии с Конституцией Украины и этого Кодекса (далее - закон).

Если предприятие ' объект права законодательной инициативы подал в Верховную Рады Украины проект закона, который регулирует гражданские отношения иначе, чем этот Кодекс, он обязательства ' связан одновременно подать проект закона о внесении изменений в Гражданский кодекса Украины. Представленный законопроект рассматривается Верховной Радой Украины одновременно с соответствующим проектом закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Украины.

3. Гражданские отношения могут регулироваться актами Президента Украины в случаях, установленных Конституцией Украины.

4. Актами гражданского законодательства являются также постановления Кабинета Министров Украины.

Если постановление Кабинета Министров Украины противоречит положениям этого Кодекса или другому закону, применяются соответствующие положения настоящего Кодекса или иного закона.

5. Другие органы государственной власти Украины, органы власти Автономной Республики Крым могут выдавать нормативно-правовые акты, регулирующие гражданские отношения, лишь в случаях и в пределах, установленных Конституцией Украины и законом.

6. Гражданские отношения регулируются одинаково на всей территории Украины.

Комментарий :

1. Норма ст. 4 ГК определяет виды и иерархию актов писаного (позитивного) права и оставляет без прямого ответа вопрос соотношения естественного (сверхнормативного) права и позитивного права, которое формулируется в актах гражданского законодательства. Такой подход фактически ведет к признанию актов гражданского законодательства основным, приоритетным источником гражданского права, в котором формулируется позитивное право и выйти за пределы которого разрешается только с целью достижения справедливости, верховенства права как составляющей естественного права. В этом связи ' связи актуальность приобретает проблема определения концептуальных подходов аналитического процесса разрешения гражданско-правовых споров: из-за подведения решение под существующую правовую нормы или изначально находится справедливое решение дела, а затем ищется ему нормативное обоснование.

Однако, независимо от соотношения и очередности применения норм писаного и естественного права, их взаимосвязь ' связь заключается в непосредственном включении естественного права в систему позитивного права частью первой ст. 8 Конституции, которая закрепляет принцип верховенства права. При этом, закрепление в Конституции определяющих видов естественного права, закрепление их в других законах, в частности, в п. 6 ст. 3 ГК, минимизирует хотя и не исключает возможность прямого применения норм естественного права без ссылки на нормы позитивного права.

2. В ст. 4 ГК Украины применяется термин " акты гражданского законодательства " как обобщающая категория положительного (писаного) права в гражданско-правовой сфере, под которой понимаются нормативно-правовые акты, регулирующие гражданские отношения, выданные компетентным органом публичной власти.

Статья 4 ГК Украины в перечень подзаконных актов гражданского законодательства относит: 1) ГК Украины, другие законы, регулирующие гражданские отношения; 2) акты Президента в случаях, установленных Конституцией Украины, 3) постановления Президента Украины, которые не противоречат ГК Украины, другим законам, 4) гражданско-правовые акты, выданные другими государственными органами, органами власти Автономной Республики Крым в случаях и в пределах, установленных Конституцией и законом.

Норма ст. 4 ГК Украины содержит положение, согласно которому подзаконный акт гражданского законодательства может быть выдан только государственным органом, как отдельным суб ' объектом публичного права с присущей ему публичной правосуб ' ектнисть. Доктрина права государственным органом признает суб ' объект публичных правоотношений и носителя публичных полномочий, юридически обособленного наделением его собственной, отличной от других органов, компетенции. Поэтому для целей публичного права указанные суб ' объекты в принципе не нуждаются наделения их правами юридического лица. Ограничение круга суб ' объектов издание подзаконных актов гражданского законодательства государственными органами дополнительную актуальность придает вопросам допустимости издания таких актов юридическими лицами публичного права, которым делегированы властно-распорядительные полномочия государственного органа.

Такого рода юридические лица наделены специальной правосуб ' ектнисть с целью удовлетворения публичного интереса исключительно или преимущественно путем осуществления хозяйственной деятельности. В последнем случае речь идет о дуалистическую, частно-публичную правосуб ' ектнисть лица, уполномоченное совершать частно-и публично-правовые действия. В этой ' связи юридическое лицо публичного права может быть наделена (путем делегирования) частью публичной компетенции государственного органа в случаях и в пределах, установленных законом. К таким юридическим лицам может быть отнесено бюро технической инвентаризации, государственные корпорации и тому подобное. На отношения по осуществлению такими юридическими лицами публичной компетенции следует распространять положения законодательства о государственных органах, в частности в части издания подзаконных актов гражданского законодательства.

3. Акты гражданского законодательства охватывают собой законы, законодательные и подзаконные акты. Во законодательными актами следует понимать законы, другие акты Верховной Рады, имеющие силу законов (кодексы, основы законодательства, постановления Верховной Рады, принятые до вступления в силу Конституции Украины 1996 г.). Во актами гражданского законодательства понимаются нормативно-правовые акты соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, формулируют нормы гражданского права.

При этом такие акты нередко содержат разноотраслевые нормы права. Так, ГК Украины содержит отдельные нормы административного, трудового и гражданского процессуального права. В этой ' связи с этим удобный тезис о презумпции отнесения к актам гражданского законодательства комплексных нормативно-правовых актов, которые содержат в себе нормы гражданского и других отраслей права.

3. ГК Украины признает Конституцию Украины основой гражданского законодательства Украины, однако не актом гражданского законодательства. Конституция Украины является основой всего законодательства Украина и содержит нормы различного характера, определяя основы как гражданского, так и всего отечественного законодательства.

Однако отдельные ее положения устанавливают принципиальные нормы гражданского законодательства и, таким образом, регулируют гражданские отношения. Эти положения Конституции Украины также могут применяться при рассмотрении судами дел, касающихся прав и интересов, независимо от того, предусмотрены ли последние непосредственно в ГК (постановление Пленума Верховного Суда Украины от 1 ноября 1996 N 9 " О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия ").

4. Гражданское законодательство может быть разделен на две группы: а) Гражданский кодекс Украины, другие законы, б) подзаконные акты гражданского законодательства.

Такая классификация проведена зависимости от юридической силы отдельных актов гражданского законодательства: акты гражданского законодательства должны выдаваться в соответствии с Конституцией; ГК не может противоречить Конституции; гражданские законы должны соответствовать ГК, подзаконные акты не могут противоречить ГК и другим гражданским законам. Любые акты гражданского законодательства при изменениях и дополнениях должны согласовываться с ГК.

5. Гражданские отношения могут также регулироваться актами Президента Украины, который на основании и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения, которые необходимо заполнить ' Обязательными к исполнению на территории Украины (ст. 106 Конституции Украины).

6. Актами гражданского законодательства являются также постановления Кабинета Министров Украины, имеющих общенормативного характер и регулируют гражданские отношения. Акты Президента и Кабинета Министров в сфере гражданского права должны соответствовать Конституции, ГК или иному закону. Не являются актами гражданского законодательства постановления Кабинета Министров Украины ненормативного характера, которые являются актами применения права и касаются только отдельных субъектов ' объектов гражданского права (например, постановление КМ Украины о создании государственного унитарного предприятия).

7. Другие органы государственной власти могут издавать нормативно-правовые акты, регулирующие гражданские отношения, лишь в случаях и в пределах, установленных законом. Такие акты могут издаваться при наличии компетенции государственного органа на принятие нормативно-правовых актов и соответствия этих актов положениям ГК и другим гражданским законам.

8. Любые акты гражданского законодательства должны одинаково регулировать гражданские отношения на всей территории Украина. В этой ' связи установление в таких актах преимуществ, ограничений, других особенностей по региональному (территориальному), суб ' объектно т.п. признаку недопустимо.

<Стаття 3 | Стаття 4 | Стаття 5>