Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Статья 243. Право граждан на объединение в профессиональные союзы
Відповідно до Конституції України та Закону України "Про професійні спілки, їх права та гарантиях деятельности и защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов, вступать в них и выходить из них на условиях и в порядке, определенных их уставами, принимать участие в работе профессиональных союзов.
Государство признает профессиональные союзы полномочными представителями работников и защитниками их трудовых, социально-экономических прав и интересов в органах государственной власти и местного самоуправления, в отношениях с собственником или уполномоченным им органом, а также с другими объединениями граждан.
Комментарий :
1. Статья 36 Конституции Украины признает право граждан на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы в той же статье определяются как общественные организации, объединяющие граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Конкретнее профессиональная союз (профсоюз) определена в ст. 1 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее в пределах комментария к главе XVI Кодекса законов о труде - Закон) как добровольная неприбыльная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной (Трудовой) деятельности (обучения).
Целью деятельности профсоюзов является защита трудовых, социально-экономических прав и интересов их членов.
2. Ст. 5 Закона конкретизирует принцип равенства трудовых прав, закрепленный в ст. 21 КЗоТ относительно членства в профсоюзах: запрещается не только ограничения трудовых прав работников в связи с членством в профсоюзе, но и установление преимуществ по этому критерию. В частности, это означает, что соглашение между профсоюзом и работодателем о преимущественном праве членов этого профсоюза на заключение трудовых договоров с этим работодателем является недействительным. Это же касается и соглашений относительно преимущественного права членов этого профсоюза на сохранение трудовых правоотношений. Следует, однако, признать, что допустимость освобождения работников по инициативе собственника только с согласия выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя) по установленным исключениями, создает существенные преимущества в реализации права на труд для членов профессиональных союзов.
3. Установленное ст. 36 Конституции право граждан на участие в профсоюзах определяется в статье, которая комментируется, и ст. 6 Закона как их право создавать профсоюзы на основе свободного волеизъявления без какого-либо разрешения, вступать в них и выходить из них на условиях и в порядке, определенных уставами. Это не исключает отказа работнику предприятия, на котором действует та или иная профсоюз, в принятии в члены этого профсоюза, если право работников на членство не предусмотрено уставом этого профсоюза. Вопрос о потере права членства в профсоюзе, в частности, в связи с увольнением с работы на данном предприятии, Закон не решает. Поэтому оно может решаться в уставах профсоюзов. Право работников свободно выбирать профсоюз, в который они желают поступить, не исключает ограничения уставами двойного членства в профсоюзах (часть пятая ст. 7 Закона).
4. Поскольку ст. 26 Конституции предусматривает возможность установления законами и международными договорам Украины особенностей правового положения иностранцев и лиц без гражданства, часть вторая ст. 6 Закона не признает этими лицами права на создание профсоюзов, но признает их право вступать в действующих профсоюзов, если это предусмотрено их уставами.
5. Буквально ст. 36 Конституции признает профсоюзы как объединение граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Однако это положение не следует толковать как запрет принятия в состав профсоюза таких лиц, занятых другим, чем основной круг членов профсоюза, роду профессиональной деятельности. Поэтому часть вторая ст. 7 Закона предоставляет гражданам право свободно выбирать профсоюз, в который они желают поступить, а согласно части четвертой той же статьи уставом профсоюза может быть предусмотрено членство в профсоюзе лиц, занятых творческой деятельностью, членов фермерских хозяйств, физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, а также учащихся в профессионально-техническом или высшем учебном заведениях, лиц, которые уволились или службы в связи с выходом на пенсию, или временно не работают. Есть никаких препятствий для членства в профсоюзах граждан, являющихся участниками собственности на имущество предприятия (члены кооперативов, коллективных предприятий, участники хозяйственных обществ).
6. Закон предусматривает возможность существования в составе организационной структуры профсоюзов собственно профессиональных союзов (профсоюзов), первичных профсоюзных организаций республиканских, региональных, областных, местных, других профсоюзов, объединений (организаций, советов, федераций, конфедераций и т.п.) профсоюзов. Предусмотрено также создание профсоюзных органов, в частности выборных органов первичных профсоюзных организаций, а также избрание профсоюзных представителей (доверенных лиц).
7. Как базовой организации следует признать профессиональный союз (профсоюз). Профессиональные союзы могут иметь статус первичных, местных, областных, региональных, республиканских, всеукраинских. Производными являются организации профсоюзов, в том числе первичные, входящих в состав определенного профсоюза, и объединения профсоюзов.
Статус первичных имеют профсоюзы или организации профсоюзов, действующих на предприятии, в учреждении, организации, учебном заведении или объединяют членов профсоюза, которые обеспечивают себя работой самостоятельно. Местный профсоюз согласно части третьей ст. 11 Закона должна объединять не менее двух первичные профсоюзы, действующие на разных предприятиях, в учреждениях, организациях одной административно-территориальной единицы (города, района, села).
Областные профсоюзы такой статус, если их организационные звенья есть в большинстве административно-территориальных единиц области, городов Киева и Севастополя, или в большинстве таких единиц области, городов Киева и Севастополя, где размещены предприятия определенной отрасли.
Статус региональных имеют профсоюзы, организационные звенья которых есть в большинстве административно-территориальных единиц двух или более областей.
Статус всеукраинских профсоюзов в. 11 Закона признает профсоюзами, имеющие любую из следующих признаков: 1) наличие организационных звеньев профсоюза в большинстве административно-территориальных единиц Украины, определенных в ст. 133 Конституции (там рассматриваемой области, города Киев и Севастополь), 2) наличие организационных звеньев профсоюза в большинстве административно-территориальных единиц Украины, где расположены предприятия определенной области. По этим же признакам по Автономной Республике Крым профсоюзы могут быть признаны республиканскими.
8. В соответствии со ст. 1 Закона первичная организация профсоюза - это добровольное объединение членов профсоюза, которые, как правило, работают на одном предприятии, в учреждении, организации независимо от формы собственности и вида хозяйствования или у физического лица, использующего наемный труд, или обеспечивают себя работой самостоятельно, или учатся в одном учебном заведении. Поэтому на момент вступления в первичную организацию профсоюза гражданин должен быть членом соответствующего профсоюза. Но Закон не препятствует тому, чтобы уставами было предусмотрено право первичной организации профсоюза решать вопрос о принятии граждан в состав членов профсоюза. Это особенно важно по профсоюзов, имеют иной статус, чем статус местных.
9. Первичные организации одного профсоюза могут добровольно объединяться в республиканские, региональные, областные, местные, другие организации данного профсоюза. Это - объединение профсоюзных организаций, а не объединения профсоюзов. Их легализация не предусмотрена.
10. Профсоюзы имеют право с целью выполнения уставных задач создавать на добровольной основе объединения (ассоциации, советы, федерации, конфедерации и т.п.). Объединение могут создаваться по отраслевому, территориальному и иному признаку. По профсоюзами признается право свободно выходить из объединений профсоюзов (часть первая ст. 8 Закона).
11. Профсоюзы могут создаваться на основании решения, которое принимается собранием (учредительными или общими) членов (будущих членов) профсоюза, конференцией, съездом.
Профсоюз должна иметь свой устав (положение), требования к содержанию которого изложены в ст. 14 Закона.
12. Относительно легализации профсоюзов законодатель находится в поиске приемлемого решения. После принятия 15 сентября 1999 Закона, в его ст. 16, посвященной легализации профсоюзов, изменения были внесены 13 декабря 2001 15 мая 2003 был принят Закон "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей", который допускает возможность установления особенностей государственной регистрации объединений граждан, в том числе профессиональных союзов. Но момент приобретения статуса юридического лица объединениями граждан было определено именно упомянутым Законом. Таким признано момент государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом. Вскоре - 5 июня 2003 - был принят Закон, которым ст. 16 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности "изложена в новой редакции. Эта статья и подлежит преимущественному применению, в том числе и перед Законом "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ". И только правило ст. 16 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" о виде реестра, в который включаются профсоюза (реестр объединений граждан), очевидно, не будет применяться, поскольку Закон "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" предусматривает ведения только Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей. Но и этот вывод нельзя признать окончательным, поскольку изложенное составляет НЕ единственный пример, когда предусматривается специальный порядок государственной регистрации юридических лиц: негосударственные пенсионные фонды подлежат государственной регистрации в Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (ст. 11 Закона "О негосударственном пенсионном страховании").
13. В соответствии со ст. 16 Закона профсоюз, объединение профсоюзов приобретают права юридического лица с момента утверждения устава (положения). Наличие в профсоюзы статуса юридического лица является основанием для получения статуса юридического лица организациями данного профсоюза. В ст. 14 Закона не употребляется термин "утверждение", а речь идет о "принятие" уставов профсоюзов съездами, конференциями, учредительными или общим собранием членов профсоюза соответствующего уровня. Несмотря на такой простой порядок приобретения профсоюзами и их объединениями статуса юридического лица, ст. 16 Закона устанавливает порядок легализации профсоюзов и их объединений (при этом термин "регистрация" в ст. 16 Закона вообще не употребляется).
14. Легализация профсоюзов и их объединений осуществляется Министерством юстиции и его территориальными управлениями того уровня, который соответствует уставу профсоюзов (ст. 11 Закона). Для легализации подаются следующие документы: 1) заявление, 2) устав (положение), 3) протокол съезда, конференции, собрания с решением об утверждении устава (положения), сведения о выборных органах, наличии организаций профсоюза в соответствующих административно-территориальных единицах, об учредителях объединения профсоюзов. На основании представленных документов орган юстиции проверяет соответствие заявленного статуса профсоюза требованиям ст. 11 Закона, при необходимости запрашивает дополнительные документы, необходимые для подтверждения статуса, включает профсоюз, объединение профсоюзов в реестр объединений граждан и выдает свидетельство о регистрации.
Организации профсоюзов, в том числе первичные, легализуются путем направления в адрес органа легализации по месту нахождения сообщение о принадлежности к определенному профсоюзу.
15. Деятельность профсоюзов и их объединений прекращается по решению их общего собрания (конференции) или на основании решения суда о запрете деятельности профсоюза или объединения профсоюзов, которое принимается в случаях нарушения ими Конституции и законов Украины. При принятии такого решения суд должен руководствоваться ст. 28 - 32 Закона "Об объединениях граждан".
16. НЕ называя государственные органы, на которые непосредственно возлагаются соответствующие функции, ст. 13 Закона формулирует ряд обязанностей государства по содействию в деятельности профсоюзов:
1) государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение в профессиональные союзы и соблюдение прав и интересов профсоюза
2) государство признает профсоюзы полномочными представителями работников и защитниками их трудовых, социально-экономических прав и интересов, сотрудничает с профсоюзами в их реализации, содействие профсоюзам в установлении деловых партнерских взаимоотношений с работодателями и их объединениями
3) государство способствует обучению профсоюзных кадров, совместно с профсоюзами обеспечивает повышение уровня их знаний о правовой и социальной защиты работников.
17. Обязанность предприятий, учреждений, организаций способствовать профессиональным союзам в их деятельности конкретизируется в ст. ст. 249, 250, 251 КЗоТ (см. комментарий к статьям 249, 250, 251) и ст. 42 - 45 Закона.