Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 56. Оскарження рішень контролюючих органів

56.1. Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

56.2. В случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неверно определил сумму денежного обязательства ' Обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, установленных настоящим Кодексом или другими законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения.

56.3. Жалоба подается в контролирующий вышестоящий орган в письменной форме (и в случае необходимости - с надлежащим образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужно предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44 настоящего Кодекса) в течение 10 календарных дней, следующих за днем или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.

Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в государственные налоговые службы в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, округах (на два и более региона).

Жалобы на решение государственных налоговых служб в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, округах (на два и более региона) подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику.

56.4. Во время процедуры административного обжалования обязанность ' связь доказательства того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных настоящим Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.

Обязанность ' связь доказывания правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным законом.

56.5. Налогоплательщик одновременно с представлением жалобы контролирующему вышестоящий орган обязательства ' связан письменно уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства ' Обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого другого решения.

56.6. В случае если контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем жалобой в контролирующий орган высшего уровня.

56.7. В случае нарушения налогоплательщиком требований пунктов 56.3 и 56.6 поданные им жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возврата.

56.8. Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязательства ' связан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем Руководитель (или его заместитель) соответствующего контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика сверх 20-дневный срок, определенного в пункте 56.8 этой статьи, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика до истечения срока, определенного в пункте 56.8 этой статьи.

Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков.

Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя контролирующего органа (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до окончания 20-дневного срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

56.10. Решение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере таможенного дела, принято по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.

56.11. Не подлежит обжалованию денежное обязательства ' Обязательства, самостоятельно определенное налогоплательщиком.

56.12. Если в соответствии с настоящим Кодексом контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательства ' Обязательства налогоплательщика по причинам, не связанных ' связанными с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, следующих за днем Если последний день сроков, указанных в этой статье, приходится на выходной или праздничный день, последним днем за выходным или праздничным днем.

56.14. Сроки подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение контролирующего органа могут быть продлены по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102 этого Кодекса.

56.15. Жалоба, поданная с соблюдением сроков, определенных пунктом 56.3 настоящей статьи, останавливает выполнение налогоплательщиком денежных обязательства ' язань, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования.

течение указанного срока налоговые требования по налогу, обжалуется, не направляются, а сумма денежного обязательства ' Обязательства, обжалуемого считается несогласованной.

56.16. Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим контролирующим органом, а в случае направления жалобы по почте - дата получения отделением почтовой связи ' связи от налогоплательщика почтового отправления с жалобой, указанная отделением почтовой связи ' связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте.

56.17. Процедура административного обжалования заканчивается:

56.17.1. днем, следующим за последним днем в случае, если такая жалоба не была подана в указанный срок

56.17.2. днем получения налогоплательщиком решения соответствующего контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы

56.17.3. днем получения налогоплательщиком решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, или центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере таможенного дела

56.17.4. исключено

56.17.5. днем обращения налогоплательщика в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке денежных обязательства ' язань обжалуемых.

День окончания процедуры административного обжалования считается днем обязательства ' Обязательства налогоплательщика.

56.18. С учетом сроков давности, определенных статьей 102 настоящего Кодекса, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства ' Обязательства в любой момент после получения такого решения.

Решение контролирующего органа, обжаловано в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.

Процедура административного обжалования считается досудебным порядком решения спора.

При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательства ' Обязательства считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.

56.19. В случае если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства ' Обязательства в течение месяца, следующего за днем устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

56.21. В случае если норма этого Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании этого Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат между собой и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанности ' связей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего возможно принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

56.22. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа в административном порядке в контролирующие органы и/или в суд, сообщение лицу о подозрении в совершении уголовного преступления в виде уклонения от уплаты налогов не может основываться на таком решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом. Это правило не распространяется на случаи, когда такое сообщение о подозрении базируется не только на решении контролирующего органа, но и подтверждается дополнительно собранными доказательствами в соответствии с требованиями уголовного процессуального законодательства Украины.

Начало досудебного расследования относительно налогоплательщика или сообщение о подозрении в совершении уголовного преступления его служебным (должностным) лицам не может быть основанием для приостановления производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого налогоплательщика, поданной в суд в рамках процедуры апелляционного согласования.

Комментарий

Одним из основных прав налогоплательщиков, закрепленных в ст. 17 НКУ, есть право обжаловать в порядке, установленном настоящим Кодексом, решения, действия (бездействие) контролирующих органов (должностных лиц), а также предоставленные контролирующими органами раз ' объяснения (п. 17.1.7 ст. 17 НКУ).

обжалования решений контролирующих органов является обжалование налогоплательщиком налогового уведомления-решения об определении сумм денежного обязательства ' Обязательства налогоплательщика или любого решения контролирующего органа в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом по процедурам административного обжалования или в судебном порядке (п. 14.1.7 ст. 14 НКУ).

Денежное обязательства ' Обязательства, самостоятельно определенное налогоплательщиком в налоговой (таможенной) декларации или уточняющем расчете, не подлежит обжалованию.

В случае если норма этого Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании этого Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат между собой и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанности ' связей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

НКУ определено два способа обжалования решений, принятых контролирующим органом:

- административный

- судебный.

Административный способ обжалования решения контролирующего органа заключается в подаче жалобы о пересмотре такого решения в контролирующий орган высшего уровня, судебный - в обращении к суда. Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.

Право избрания способа защиты принадлежит налогоплательщику, однако при этом нужно памяти ' закладку:

- обжалование решения контролирующего органа в административном порядке не лишает налогоплательщика на любой стадии административного обжалования или после его окончания обратиться в суд

- обжалование решений контролирующих органов в судебном порядке, без предварительного досудебного урегулирования спора в порядке административного обжалования, лишает налогоплательщика в дальнейшем возможности использования обжалования такого решения в административном порядке.

Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа в административном порядке в контролирующие органы и/или в суд, обвинение лица в уклонении от уплаты налогов не может основываться на таком решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом. Это правило не распространяется на случаи, когда такое обвинение базируется не только на решении контролирующего органа, но и доказано на основании дополнительно собранных доказательств соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Украины.

Возбуждение уголовного дела по любым поводам и основаниям в отношении налогоплательщика или его служебных (должностных) лиц не может быть основанием для приостановления производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого налогоплательщика, поданной в суд в рамках процедуры апелляционного согласования.

Обжалование решений контролирующих органов в административном порядке

Если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неверно определил сумму денежного обязательства ' Обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, установленных настоящим Кодексом или другими законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения.

Заметим, что согласно НКУ жалоба подается именно в контролирующий орган высшего уровня, а не в контролирующий орган, принявший обжалуемое решения, как это было предусмотрено Законом Украины " О порядке погашения ' язань налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами ", который утратил силу в связи ' связи с принятием НКУ.

Жалоба подается в письменной форме. В случае необходимости к ней прилагаются надлежащим образом заверенные копии документов, расчеты и доказательства, которые налогоплательщик считает нужным предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44 настоящего Кодекса.

Срок, в течение которого можно подать жалобу на решение контролирующего органа, зависит от того, было определено денежное обязательства ' Обязательства контролирующим органом в конфликтной (в связи ' связи с нарушением плательщиком налогов законодательства, которое имело место, по мнению контролирующего органа), или неконфликтной ситуации (когда обязанность ' Связь определить денежное обязательства ' Обязательства возложена законом именно на контролирующий орган, а не на налогоплательщика).

При определении денежных обязательства ' язань в конфликтных ситуациях жалоба должна быть подана в течение 10 календарных дней, следующих за днем с настоящим Кодексом контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательства ' Обязательства налогоплательщика по причинам, не связанных ' связанными с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, следующих за днем уведомление-решение (решение) контролирующего органа.

Если последний день сроков, указанных в этой статье, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

Предельные сроки для подачи жалоб налогоплательщиков подлежат продлению руководителем контролирующего органа (его заместителем) по письменному запросу налогоплательщика, если такой налогоплательщик в течение указанных сроков:

находился за пределами Украины

находился в плавании на морских судах за границей Украины в составе команды (экипажа) таких судов

находился в местах лишения свободы за приговором суда

имел ограниченную свободу передвижения в связи ' связи с ув ' заключением или пленом на территории других государств или вследствие других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально

был признан по решению суда безвестно отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законом.

Действие указанных выше положений (пункт 102.6 ст. 102 НКУ) распространяется на:

налогоплательщиков - физических лиц

должностных лиц юридического лица в случае, если в течение указанных предельных сроков такое юридическое лицо не имело других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Украины начислять, взимать и вносить в бюджет налоги, а также вести бухгалтерский учет, составлять и подавать налоговую отчетность (п. 102.7 ст. 107 НКУ).

Порядок применения норм пунктов 102.6 - 102.7 статьи 102 Налогового кодекса Украины утвержден приказом Государственной налоговой службы Украины N 1044 от 24.12.2010 г.

Жалоба, поданная с соблюдением установленных сроков, останавливает выполнение налогоплательщиком денежных обязательства ' язань, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования.

течение указанного срока налоговые требования по налогу, обжалуется, не направляются, а сумма денежного обязательства ' Обязательства, обжалуемого считается несогласованной.

Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим контролирующим органом, а в случае направления жалобы по почте - дата получения отделением почтовой связи ' связи от налогоплательщика почтового отправления с жалобой, указанная отделением почтовой связи ' связи в сообщении о вручении почтового отправления или на конверте.

НКУ предусмотрена двухуровневая процедура административного обжалования решений налоговых органов.

Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Жалобы на решение государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подаются в Государственную налоговую администрацию Украина.

Согласно комментируемой статье требования к оформлению жалобы, порядок подачи и рассмотрения жалоб устанавливается центральным органом государственной налоговой службы или специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области таможенного дела в пределах их полномочий.

Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы утверждено приказом Государственной налоговой службы Украины N 1001 от 23.12.2010 г.

Порядок оформления, подачи налогоплательщиками жалоб на денежные обязательства ' Обязательства, определенные таможенными органами, и их рассмотрения Государственной таможенной службой Украины утвержден приказом Государственной таможенной службы Украины N 315 от 18.04.2011 г.

В комментируемой статье закреплено важное положение: обязанность ' связь доказательства того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных настоящим Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, во время процедуры административного обжалования возлагается на контролирующий орган, а не на налогоплательщика.

Хотя согласно НКУ жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган, налогоплательщик одновременно с подачей жалобы контролирующему вышестоящий орган обязательства ' связан письменно уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства ' Обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого другого решения. Такой обязанности ' связь налогоплательщика предусмотрено для того, чтобы предоставить возможность контролирующему органа, принявшего оспариваемое решение, подготовить доказательства правомерности принятого решения.

В случае если контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня.

В случае нарушения налогоплательщиком требований относительно сроков подачи жалобы и оформление представленные им жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возврата.

Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязательства ' связан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем о вручении или предоставить ему под расписку.

Руководитель (или его заместитель) соответствующего контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика свыше 20-дневный срок, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика до истечения 20-дневного срока.

Важно: если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем сроков. Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя контролирующего органа (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до окончания 20-дневного срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

Решение Государственной налоговой администрации Украины и специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области таможенного дела, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.

Процедура административного обжалования заканчивается:

днем, следующим за последним днем в случае, если такая жалоба не была подана в указанный срок (т.е. на 11 календарный день после получения решения контролирующего органа)

днем решения соответствующего контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы;

днем или Государственной таможенной службы Украины

днем обжалуемых.

День окончания процедуры административного обжалования считается днем дня наступает обязанность ' связь налогоплательщика уплатить соответствующую сумму денежного обязательства ' Обязательства в порядке, определенном НКУ.

Обжалование решений контролирующих органов в судебном порядке

Порядок обжалования решений контролирующих органов в судебном порядке определен процессуальным законом. Согласно ч. 1 ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Украины юрисдикция административных судов распространяется на правоотношения, возникающие в том числе, в связи ' связи с осуществлением субъектами ' объектом властных полномочий властных управленческих функций. Согласно ч. 2 указанной статьи юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры, в частности, на споры физических или юридических лиц с субъектами ' объектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия. Согласно ч. 3 указанной статьи юрисдикция административных судов не распространяется на публично-правовые дела о наложении административных взысканий. Таким образом, рассмотрение дел по жалобам налогоплательщиков на решения контролирующих органов (за исключением постановлений о наложении административных взысканий) относится к юрисдикции административных судов. Указанные административные дела подсудны окружным административным судам в соответствии с ч. 2 ст. 18 Кодекса административного судопроизводства Украины. Административные дела по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов ' объектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности подсудимые местным общим судам как административным судам (п. 2 ч. 1 ст. 18 Кодекса административного судопроизводства Украины).

Обращаем внимание на некоторые аспекты, которые необходимо учитывать налогоплательщикам при обжаловании решений контролирующих органов в административный суд.

Во-первых, жалоба на решение контролирующих органов должна быть подана в административный суд в установленные законом сроки. При этом, положение относительно сроков обращения в административный суд содержатся как в Кодексе административного судопроизводства Украины, так и в Налоговом кодексе Украины. Так, согласно ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины административный иск может быть подан в пределах срока обращения в административный суд, установленного настоящим Кодексом или другими законами. То есть, КАСУ допускает возможность установления сроков обращения в административный суд другими законами. При этом сроки, определенные КАСУ, применяются в том случае, если другие сроки и специальный порядок их исчисления не предусмотрены другими законами Украины. Такую позицию высказал Высший административный суд Украины в своем письме N 203/11/13-11 от 10.02.2011 г. " Относительно одинакового применения судами отдельных предписаний Налогового кодекса Украины и Кодекса административного судопроизводства Украины ". В указанном письме по этому поводу указано, что Кодекс административного судопроизводства Украины предусматривает возможность установления другими законами специальных сроков обращения в административный суд, а также специального порядка исчисления таких сроков. Такие специальные сроки имеют преимущество в применении по сравнению с общим сроком обращения в административный суд, определенным частью второй статьи 99 настоящего Кодекса, а также сокращенными сроками, определенными, в частности, частями четвертой и ' пятой статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины. С учетом изложенного предписания статьи 56 Налогового кодекса Украины является нормой, регулирующей вопросы применения сроков обращения в административный суд с исками о признании противоправными налоговых уведомлений-решений.

Однако, согласно ст. 56 Налогового кодекса Украины сроки обжалования в суд решений контролирующих органов зависят от того, воспользовался налогоплательщик своим правом на обжалование решения контролирующего органа в административном порядке, или сразу обратился в суд. Так, согласно п. 56.18 ст. 56 НКУ с учетом сроков давности, определенных статьей 102 настоящего Кодекса, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства ' Обязательства в любой момент после получения такого решения. Согласно же п. 56.19 ст. 56 НКУ в случае если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства ' Обязательства в течение месяца, следующего за днем пункту 56.17 этой статьи.

Позиция Высшего административного суда Украины относительно применения положений Налогового кодекса Украины относительно сроков обжалования решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства ' Обязательства освещена в письме Высшего административного суда Украины N 1935/11/13-11 от 01.11.2011.

ВАСУ считает, что два указанные предписания Налогового кодекса Украины по-разному регулируют те же правоотношения и при этом противоречат друг другу. При таких обстоятельствах пункты 56.18 и 56.19 статьи 56 Налогового кодекса Украины не могут применяться судами одновременно, вместо преимущество должно быть предоставлено одной из этих законодательных норм.

При решения ' вязании рассматриваемой законодательной коллизии, по мнению ВАСУ, суды должны исходить из мотивов, изложенных в письме Высшего административного суда Украины от 10.02.2011 N 203/11/13-11. В частности, следует руководствоваться пунктом 56.21 статьи 56 Налогового кодекса Украины. Этой нормой установлено, что в случае, если норма этого Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании этого Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанности ' связей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

В рассматриваемой ситуации при принятии искового заявления от налогоплательщиков об обжаловании налоговых уведомлений-решений и других решений о начислении денежных обязательства ' язань суды должны решать вопрос в пользу налогоплательщика и применять пункт 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украина, который предусматривает более длительный срок для обращения в суд (1095 дней), чем пункт 56.19 этой же статьи (один месяц).

Необходимость соблюдения судами правила разрешения коллизий в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика указано также в окончательном решении Европейского суда по правам человека от 14 октября 2010 года по делу " Щекин против Украины ".

Европейский суд пришел к выводу о нарушении прав заявителя, гарантированных статьей 1 Протокола, в частности, в связи ' связи с тем, что национальными органами не были соблюдены требования законодательства по применению подхода, который был бы наиболее благоприятным для заявителя - плательщика налога, когда по его делу национальное законодательство предполагало неоднозначную трактовку.

Учитывая изложенное, срок для обращения в суд налогоплательщика с требованием о признании противоправным решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства ' Обязательства должен определяться по правилам пункта 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины. Указанный срок составляет 1095 дней со дня получения такого решения, независимо от того, воспользовался лицо своим правом на досудебное решение ' Обязательства спора путем применения процедуры административного обжалования.

Другим вопросом, на который нужно обратить внимание, является порядок определения размера судебного сбора, который необходимо оплатить при обжаловании в административном суде налоговых решений-уведомлений. С 1 ноября 2011 года вступил в силу Закон Украины " О судебном сбор ". Согласно этому Закону ставки судебного сбора отличаются для исковых заявлений имущественного и неимущественного характера. Так, ставка судебного сбора из исковых заявлений неимущественного характера составляет 0,1 размера минимальной заработной платы, тогда как с исковых заявлений имущественного характера - 1 процент цены иска, но не менее 0,2 размера минимальной заработной платы и не более 3 размеров минимальной заработной платы. В этой ' связи возникает вопрос, есть ли исковые заявления о противоправности решений контролирующих органов об определении денежных обязательства ' язань налогоплательщиков исковыми заявлениями имущественного или неимущественного характера. Позиция Высшего административного суда Украины по этому поводу высказана в письме N 165/11/13-12 от 18.01.2012 г. " Относительно административных исков имущественного характера ". ВАСУ считает, что административным искам имущественного характера есть требования относительно противоправности решений об определении денежных обязательства ' язань налогоплательщиков, об уменьшении суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, о взыскании административно-хозяйственных и других штрафных санкций и т.п.. Таким образом, обращенные в суд требования об отмене решения ответчика - субъекта ' объекта властных полномочий, непосредственным следствием которых является изменение состава имущества истца, являются имущественными. Обоснование своей позиции ВАСУ осуществляет на основании практики Европейского суда по правам человека, а именно решение Европейского суда по правам человека от 14 октября 2010 года по делу " Щекин против Украины ". По мнению ВАУ, из этого решения следует, что увеличение налоговым органом обязательства ' язань лица по налогу вмешательством в его имущественных прав, а следовательно, требование о признании противоправным решения субъекта ' объекта властных полномочий, влияет на состав имущества истца, в том числе путем безосновательного взыскания налогов, сборов, штрафных санкций и т.д., является имущественным.

При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательства ' Обязательства считается несогласованным до дня вступления судебного решения законную силу.

Обязанность ' связь доказывания правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным законом.

соответствии с ч. 2 ст. 71 КАСУ в административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъектов ' объекта властных полномочий обязанность ' связь доказывания правомерности своего решения, действия или бездействия возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска.