О Государственной программе приватизации (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2012, № 39, ст.466) 1. Утвердить Государственной программе приватизации на оды (прилагается). 2. Закон вступает в силу со дня вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации по реализации положений Государственной программы приватизации на оды". ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Приватизация как широкомасштабный социально-экономический проект трансформации государственной собственности, реализацию которого было начато в Украину в 1992 году, имела целью в сжатые сроки обеспечить стратегические позиции частной собственности в национальной экономике. Процесс приватизации государственного имущества способствовал накоплению объектов частной собственности, сделал необратимым рыночные преобразования. Время в Украине не сформировалась эффективная система отношений собственности, которая обеспечила бы оптимальное использование национального экономического потенциала и способствовала бы достижению целей и выполнению задач социально-экономического развития. Процесс приватизации продолжается почти 20 лет. 2. Государственная программа приватизации на оды (далее - Программа) определяет цели, пути, способы, мероприятия и задачи приватизации государственного имущества. 3. Нижеприведенные термины употребляются в Программе в следующем значении: 1) группы объектов приватизации - установленный законодательством о приватизации распределение объектов государственной собственности по квалификационным признакам с целью рационального и эффективного применения способов приватизации (группы А, В, Г, Д, Е и Ж) 2) контрольный пакет акций - пакет акций в размере, согласно статье 41 Закона Украины "Об акционерных обществах" обеспечивает кворум голосующих акций на общем собрании акционеров, что дает возможность владельцу (государству или покупателю) осуществлять решающее влияние на деятельность соответствующего предприятия 3) предприватизационная подготовка - оптимизация состава имущества, имущественных прав и нематериальных активов, который может включать реструктуризацию предприятий государственного сектора экономики. Раздел II 4. Целью Программы является содействие оптимизации доли государственного сектора экономики в условиях рынка, повышение эффективности экономики и усиление ее конкурентоспособности. Программа выполняется путем: 1) обеспечение высоких темпов приватизации объектов государственной собственности, относительно которых не установлен запрет и ограничения на приватизацию и которые являются избыточными для выполнения государством своих функций, не пользуются спросом у покупателей, убыточны и малорентабельными 2) применение индивидуальных принципов приватизации предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, предприятий с признаками доминирования на общегосударственном рынке товаров (работ, услуг) и требующих специального подхода в связи с тем, что используют в процессе производства уникальные ресурсы и нематериальные активы (группа Г) 3) содействие привлечению к приватизации земельных участков, на которых расположены объекты государственной собственности, подлежащих приватизации 4) сокращение ограничений по приватизации объектов государственной собственности при условии, что указанное негативно не повлияет на выполнение государством своих функций, а также не создаст опасности для социально-экономических и экологических условий жизнедеятельности общества 5) привлечение к приватизации инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий после приватизации 6) повышение уровня привлекательности приватизации для инвесторов, формирование положительного имиджа приватизации в Украине и мире. Раздел III 5. Высокие темпы приватизации объектов государственной собственности предполагается обеспечить в результате: 1) привлечение к приватизации более широкого круга объектов государственной собственности 2) расширение круга потенциальных покупателей путем повышения уровня их осведомленности 3) упрощение процедур подготовки к приватизации объектов с целью сокращения затрат времени 4) введение упрощенных способов продажи объектов государственной собственности (кроме контрольного пакета акций акционерных обществ, принадлежащих к группе Г), которые не пользуются спросом у потенциальных покупателей (в случае если объекты не проданы с применением других конкурентных способов), в частности способа: продажи путем снижения цены до уровня фактического спроса без ограничения минимальной цены продажи дробления пакетов акций (в отношении пакетов акций, принадлежащих государству в размере менее 25 процентов уставного капитала акционерного общества) и продажа их отдельными лотами на фондовых биржах 5) установление конкретных сроков приватизации объектов государственной собственности - до двух лет с момента принятия решения о приватизации. 6. Во время приватизации научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и учреждений учитывается их роль в обслуживании отраслей экономики и предприятий, определяется форма собственности относительно объектов права интеллектуальной собственности. 7. Для наиболее полного учета особенностей предприятий и рынков сбыта их товаров (работ, услуг) приватизация в отдельных отраслях осуществляется с учетом особенностей, определенных " Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" - в отношении имущества предприятий агропромышленного комплекса "Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства" - относительно объектов незавершенного строительства "Об особенностях приватизации предприятий, принадлежащих к сфере управления Министерства обороны Украины" - относительно предприятий, относящихся к сфере управления Министерства обороны Украины "О холдинговых компаниях в Украине" - по холдинговых компаний "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы" - относительно объектов, расположенных в зоне гарантированного добровольного отселения с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы другими законами, которые устанавливают особенности приватизации в отдельных отраслях 2) Кодексом Украины о недрах - относительно предприятий, деятельность которых связана с использованием недр. 8. Для учета особенностей объектов группы Г во время приватизации на индивидуальной основе обеспечивается: проведение предприватизационной подготовки предприятий продажа контрольного пакета акций с определением условий послеприватизационного использования объектов, а также требований к покупателям привлечение на конкурсной основе советников (уполномоченных лиц) к работе по подготовке к приватизации предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, предприятий с признаками доминирования на общегосударственном рынке товаров (работ, услуг). 9. Для обеспечения приватизации земельных участков, на которых расположены объекты государственной собственности, подлежащих приватизации, вводятся различные способы их продажи, которые учитывают особенности объекта и спрос потенциальных покупателей, а именно: отчуждения объектов государственной собственности и земельных участков, на которых они расположены, как единого объекта. В случае отсутствия спроса потенциальных покупателей приватизация объекта государственной собственности осуществляется отдельно, а земельный участок передается на условиях аренды в соответствии с законом включения земельных участков в уставный капитал хозяйственных обществ и последующая их приватизация с применением способа продажи пакетов акций (долей, паев). 10. Сокращение ограничений для приватизации объектов государственной собственности осуществляется с применением следующих способов: сокращение перечня критериев отнесения объектов государственной собственности к имеющим общегосударственное значение и не подлежат приватизации, с учетом реальности рисков для национальной безопасности, качества выполнения государством своих функций по управлению такими объектами и возможности производства социально значимых товаров (работ, услуг ) на предприятиях негосударственной формы собственности ограничения оснований для закрепления пакетов акций в государственной собственности. Закреплению в государственной собственности может подлежать исключительно контрольный пакет акций просмотра списка предприятий, пакеты акций которых размером менее 50 процентов уставного капитала акционерного общества были закреплены (временно оставлены) в государственной собственности, с целью передачи их для приватизации изъятия пакетов акций акционерных обществ и государственного имущества обществ, хозяйственная деятельность которых относится к непрофильных и неосновных видов деятельности, из состава государственных холдинговых компаний, национальных и государственных акционерных обществ для последующей приватизации, если указанное негативно не повлияет на эффективность их деятельности и инвестиционную привлекательность. 11. Привлечение к приватизации инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии объекта государственной собственности, осуществляется с применением следующих способов: учета во время проведения конкурса представленных покупателями бизнес-планов развития предприятия после приватизации изучение конъюнктуры рынка приватизационных продаж, спроса на объекты приватизации, привлечение к приватизации инвесторов путем повышения уровня информированности потенциальных покупателей предоставление гарантий прав владельцам приватизированных объектов путем установления на законодательном уровне исключительных условий, невыполнение которых является основанием для расторжения договора купли-продажи по инициативе государства и возвращения объекта в государственную собственность обеспечение раскрытия информации о потенциальных покупателей объектов приватизации, их основателей, участников, в том числе физических лиц - конечных собственников или лиц, в интересах которых приобретаются объекты государственной собственности, и их учредителей при продаже пакета акций (долей, паев) , что составляет более 25 процентов уставного капитала хозяйственных обществ и единых имущественных комплексов. При этом устанавливаются ограничения относительно допуска к приватизации государственных объектов для отдельных категорий покупателей, а именно для: юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах или странах, включенных FATF в список стран, не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем юридических лиц, в имуществе которых доля государственной собственности составляет более 25 процентов лиц, которые прямо или опосредованно контролируются вышеупомянутыми лицами. 12. Для повышения уровня привлекательности приватизации для инвесторов и создания положительного имиджа приватизации в Украине и мире предполагается обеспечить: внедрение продажи контрольных пакетов акций акционерных обществ, которые принадлежат к объектам группы Г, на конкурсах с открытостью предложения цены по принципу аукциона, что обеспечит состязательность и равный доступ инвесторов к приватизации прозрачность и публичность принятия решений, определения способа и условий приватизации, а также всех процедур по подготовке и продажи объектов, способствовать предотвращению коррупции отчуждение недвижимого государственного имущества и структурных подразделений, которые отделяются от объектов государственной собственности в процессе реструктуризации, исключительно по процедурам приватизации поддержку заинтересованности трудовых коллективов и руководства предприятий государственного сектора экономики в приватизации своих предприятий путем установления приоритетов и льгот при продаже акций передачу 5-10 процентов акций объектов, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, объектов с признаками доминирования на общегосударственном рынке товаров (работ, услуг) для продажи мелкими пакетами на фондовом рынке, что создаст условия для участия в приватизации широких слоев населения и будет способствовать развитию фондового рынка производство информационно-пропагандистской и рекламной деятельности по вопросам приватизации, проведения общественных слушаний, освещение приватизационных процессов путем публикации соответствующих сведений в средствах массовой информации. Раздел IV 13. Программа выполняется в три этапа. Во время первого этапа (I полугодие 2012 года) создается необходимая правовая, нормативная и организационная база для перехода к приватизации на принципах, определенных Программой. Мероприятия по выполнению Программы на первом этапе включают: внесение изменений в законодательство по вопросам приватизации на принципах, определенных Программой осуществления предприватизационной подготовки и приватизации объектов группы Г на индивидуальной основе сокращение ограничений для включения в приватизации государственных объектов формирование перечня объектов государственной собственности, подлежащих приватизации в течение одов организацию постоянного мониторинга выполнения Программы с целью проведения анализа состояния приватизации. Во время второго этапа (II полугодии 2012 года - 2013 год) завершается продажа объектов малой и массовой приватизации и объектов, приватизация которых началась до вступления в силу Программой. Мероприятия по выполнению Программы на втором этапе включают: привлечение к приватизации всех объектов групп А, В, Д, Е и Ж, а также тех, приватизация которых началась до вступления в силу Программой, и завершение их продажи до конца 2013 года завершения процесса закрытия сертификатной приватизации внедрение приватизации объектов государственной собственности вместе с земельными участками, на которых они расположены формирование перечня объектов, приватизация которых завершается в одах. Во время третьего этапа (2014 год) предусматривается завершение приватизации как широкомасштабного социально-экономического проекта, подготовка предложений по внесению изменений в законодательство в части определения функций органов управления, включая Фонд государственного имущества Украины, для обеспечения перехода от процесса приватизации к продаже объектов государственной собственности как функции по управлению объектами государственной собственности. Мероприятия по выполнению Программы на третьем этапе включают: завершения процедур продажи объектов подготовку предложений по внесению изменений в законодательство в сфере приватизации в части переориентации заданий органов приватизации на учет и управление объектами государственной собственности. 14. Выполнение Программы даст возможность: завершить широкомасштабный процесс трансформации отношений собственности и оптимизировать государственный сектор, создать условия для приватизации объектов государственной собственности, дальнейшее пребывание которых в государственной собственности является экономически нецелесообразным, способствовать обеспечению экономического роста уменьшить долю государственного сектора в экономике до 25-30 процентов внутреннего валового продукта. В государственном секторе экономики будет сформирован производственный комплекс, который способен обеспечить эффективное выполнение государством своих функций привлечь большие объемы частного капитала, в том числе иностранного, создать мощные вертикально интегрированные структуры, конкурентоспособные на мировом рынке, провести модернизацию производства, внедрить новейшие технологии, создать новые виды продукции, внедрить современный менеджмент создать базу для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и адаптации его к рыночным условиям уменьшить нагрузку на государство по управлению государственным сектором экономики, что обеспечит повышение эффективности управления. Раздел VI 15. Средства, полученные от продажи государственного имущества, в том числе земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, другие поступления, непосредственно связанные с процессом приватизации, зачисляются в полном объеме в Государственный бюджет Украины. 16. Прогнозный объем поступлений в течение действия Программы в Государственный бюджет Украины средств от продажи и управления государственным имуществом составляет 40-60 млрд гривен. 17. Расходы на выполнение государством функций по управлению государственным имуществом и корпоративными правами, которые принадлежат государству в уставном капитале хозяйственных обществ, должны включать выкуп государством долей (паев, акций) вторичной эмиссии, восстановления платежеспособности предприятий-должников и предупреждения банкротства предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства. 18. Выполнение Программы осуществляется в пределах расходов, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Направления использования средств, предусмотренных для осуществления мероприятий, связанных с проведением приватизации государственного имущества, определяются Законом Украины "О приватизации государственного имущества". Раздел VII 19. Контроль за выполнением Программы осуществляют Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Счетная палата, Фонд государственного имущества Украины, Антимонопольный комитет Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, другие органы исполнительной власти и правоохранительные органы в соответствии со своими полномочиями, определенных законом. 20. Специальная контрольная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам приватизации осуществляет контроль за соблюдением законодательства о приватизации и за выполнением Программы. 21. Счетная палата осуществляет контроль за выполнением Программы путем проведения предварительного анализа до рассмотрения на своих заседаниях и на заседаниях комитетов Верховной Рады Украины отчетов, проведения финансовых проверок деятельности и выполнения Фондом государственного имущества Украины плана поступлений в Государственный бюджет Украины. 22. Служба безопасности Украины осуществляет защиту законных интересов государства в процессе приватизации, принимает меры к предотвращению, выявлению и пресечению коррупции в сфере приватизации. 23. Фонд государственного имущества Украины: подает ежеквартально Верховной Раде Украины, Президенту Украины, Кабинету Министров Украины аналитическую справку о ходе выполнения Программы информирует ежемесячно Президента Украины и Кабинет Министров Украины о ходе выполнения Программы составляет и подает ежегодно до 1 апреля Верховной Раде Украины, Президенту Украины, Кабинету Министров Украины отчет о результатах выполнения Программы. 24. Фонд государственного имущества Украины не реже одного раза в квартал заслушивает отчеты руководителей региональных отделений Фонда государственного имущества Украины о выполнении Программы, организует мониторинг выполнения Программы, публикует его результаты. Фонд государственного имущества Украины привлекает к проведению плановых проверок деятельности региональных отделений и представительств Фонда государственного имущества Украины представителей правоохранительных органов. 25. Персональная ответственность за выполнение задач Программы возлагается на Председателя Фонда государственного имущества Украины, руководителей органов исполнительной власти, уполномоченных управлять государственным имуществом, а также на глав областных государственных администраций - относительно приватизации имущества, находящегося в государственной собственности. |