Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 929. Договір транспортного експедирування

1. По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязательства ' связывается за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, эт ' связанных с перевозкой груза.

Договором транспортного экспедирования может быть установлена экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязательства ' Обязательства, эт ' связанные с перевозкой.

Договором транспортного экспедирования может быть предусмотрено предоставление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и расходов, возложенных на клиента, хранение груза до его получения в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и т.п.).

2. Положения настоящей главы распространяются также на случаи, когда обязанности ' связки экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия договора транспортного экспедирования определяются по договоренности сторон, если иное не установлено законом, другими нормативно-правовыми актами.

Комментарий

1. Ч. 1 ст. 929 содержит определение договора транспортного экспедирования. Анализ указанной нормы дает основания для вывода, что договор транспортной экспедиции является двусторонним, возмездным и консенсуальным.

Двусторонним и взаимным он является потому, что экспедитор обязательства ' связывается выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортного экспедирования услуг за вознаграждение и за счет клиента. Однако обязанность ' связки последнего не ограничиваются осуществлением оплаты услуг экспедитора, поскольку клиент принимает на себя также обязанности ' связь предоставление экспедитору документов и другой необходимой информации, в частности, о свойствах груза и об условиях перевозки. Причем выполнение экспедитором своей обязанности ' связи имеет по отношению к выполнению клиента встречный характер (ч. 3 ст. 933 ГК). В случае непредоставления клиентом документов и необходимой информации экспедитор вправе отложить выполнения своих обязательств ' связей по договору транспортного экспедирования до предоставления документов и информации в полном объеме.

Консенсуальнисть договора транспортного экспедирования выражается в том, что по данному договору экспедитор обязательства ' связывается за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение услуг, которые определены договором. Итак, обязательства ' Обязательства возникают в силу самого факта заключения договора, законодатель никак не связанных ' связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору.

Сторонами договора являются экспедитор и клиент. При этом ГК не устанавливает специальных требований к сторонам договора транспортного экспедирование. Подробнее этот вопрос урегулирован в Законом Украины " О транспортно-экспедиторской деятельности " от 1 июля 2004 N 1955 (далее - Закон " О транспортно-экспедиторской деятельность "). В частности, указанный Закон содержит определения понятий клиента и экспедитора. Так, согласно ст. 1 Закона клиент - это потребитель услуг экспедитора (юридическое или физическое лицо), который по договору транспортного экспедирования самостоятельно или через представителя, действующего от его имени, поручает экспедитору выполнить или организовать или обеспечить выполнение определенных договором транспортного экспедирования услуг и оплачивает их, включая плату экспедитору. Экспедитор (транспортный экспедитор) в свою очередь, определяется как суб ' объект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организовывает выполнение транспортно-экспедиторских услуг, определенных договором транспортного экспедирования.

От сторон договора транспортного экспедирование необходимо отличать участников транспортно-экспедиторской деятельности. Круг последних не ограничивается экспедитором и клиентом, поскольку к нему относятся все лица, которые задействованы в процессе перевозки груза, обслуживание которого осуществляется на основании договора транспортного экспедирования.

ЗУ " О транспортно-экспедиторской деятельности " к участникам транспортно-экспедиторской деятельности относит клиентов, перевозчиков, экспедиторов, транспортных агентов, порты, железнодорожные станции, о ' единения и специализированные предприятия железнодорожного, авиационного, автомобильного, речного и морского транспорта, таможенных брокеров и иных лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) при перевозке грузов.

Содержание договора транспортного экспедирования составляют права и обязанности ' связки сторон договора. В частности, на экспедитора возлагаются обязанности ' связки по организации и выполнению услуг, эт ' связанных с перевозкой груза. Анализ комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что все услуги, которые предоставляются по договору транспортного экспедирования, делятся на основные и дополнительные. К основным услугам относятся, в частности, организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту, причем последний может устанавливаться как клиентом, так и экспедитором, заключении договора перевозки груза и др.. При этом следует заметить, что договор перевозки груза может заключаться экспедитором как от собственного имени, так и от клиента. В последнем случае полномочия экспедитора должны подтверждаться доверенности, выданной клиентом.

Включение к предмету договора транспортного экспедирования дополнительных услуг обусловлено тем, что для осуществления отдельных видов перевозок грузов невозможно без совершения некоторых специфических действий. Например, в тех случаях, когда необходимо перевезти товары через таможенную границу Украины, имеет место при осуществлении экспортно-импортных операций, необходимо выполнить таможенные формальности. Поэтому дополнительными услугами, которые предоставляются по договору перевозки, определены: уплата пошлины, сборов и расходов, возложенных на клиента, получение необходимых для экспорта-импорта документов.

Кроме того, в дополнительных услуг по договору транспортного экспедирования, законодатель относит действия, непосредственно эт ' связанные с осуществлением процесса перевозки: загрузка и выгрузка товара, хранение груза, проверка количества и состояния груза.

Необходимо также подчеркнуть, что права и обязанности ' связки сторон договора транспортного экспедирования регулируются также ст. ст. 10 - 13 ЗУ " О транспортно-экспедиторской деятельности ". Согласно указанных норм на экспедитора могут полагаться такие обязанности ' обязанности: обеспечение оптимального транспортного обслуживания, а также организация перевозки грузов различными видами транспорта по территории Украины и иностранных государств в соответствии с условиями договоров (контрактов); фрахтование национальных, иностранных судов и привлечения других транспортных средств и обеспечения их подачи в порты, на железнодорожные станции, склады, терминалы или другие о ' объекты для своевременной отправки грузов, осуществление работ, эт ' связанных с приемом, накоплением, измельчением, доработкой, сортировкой, складированием, хранением, перевозкой грузов, ведение учета поступления и отправки грузов из портов, железнодорожных станций, складов, терминалов или других об ' объектов, организация охраны грузов при их перевозке, перевалке и хранении; организация экспертизы грузов, осуществление оформление товарно-транспортной документации и ее рассылку по принадлежности; предоставление в установленном законодательством порядке участникам транспортно-экспедиторской деятельности заявки на отправку грузов и наряды на отгрузку, обеспечение выполнения комплекса мер по отправке грузов, поступивших в некондиционном состоянии, с браком, в поврежденной, непрочной, нестандартной упаковке или не соответствующей требованиям перевозчиков, осуществление страхования грузов и своей ответственности; обеспечение подготовки и дополнительного оборудования транспортных средств и грузов в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов относительно деятельности соответствующего вида транспорта, обеспечение оптимизации движения материальных потоков от грузоотправителя к грузополучателю с целью достижения минимального уровня расходов, осуществление расчетов с портами, транспортными организациями за перевозку, перевалку, хранение грузов, оформление документов и организация работ в соответствии с таможенными, карантинных и санитарных требований, предоставление подготовленного транспорта, имеющий дополнительное оборудование согласно требованиям, предусмотренным законодательством, предоставление других вспомогательных и сопутствующих перевозкам транспортно-экспедиторские услуги, предусмотренные договором транспортного экспедирования и не противоречащие законодательству.

При этом следует подчеркнуть, что перечень основных и дополнительных услуг по договору транспортного экспедирования, закреплен законодательно, не является исчерпывающим, следовательно, стороны в договоре могут предусмотреть и другие услуги, которые будут составлять предмет договора.

Направление услуг экспедитором исключительно на организацию или обеспечение процесса перевозки груза, позволяет отличить их от других операций и услуг грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам и другим участникам транспортных отношений в процессе перевозки (например, от услуг по обеспечению инженерно-авиационного, аэродромного полетов (для авиаперевозок) лоцманских, навигационных услуг на морском транспорте, которые направлены на создание безопасности движения в целом и транспортных средств в частности).

Приведенные обязанности ' связки экспедитора являются общими для всех договоров этого типа, однако, следует заметить, что их перечень может меняться в зависимости от того, какой вид договора транспортного экспедирования используется сторонами для обеспечения перевозки груза.

В частности, из анализа ч. 1 ст. 929 ГК следует, что по предмету договора транспортного экспедирования подразделяются на договоры по выполнению услуг, эт ' связанных с перевозкой груза, договора по организации выполнения таких услуг, а также договоры, в которых обязанности ' связки экспедитора имеют одновременно исполнительный и организационный характер.

На практике возможно заключение различных видов договора транспортного экспедирование в зависимости от объема обязательства ' язань экспедитора. В частности, стороны могут заключить договор о транспортно-экспедиционное обеспечение доставки груза получателю, договор о транспортно-экспедиционное обеспечение завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, а также договор об отдельных транспортно-экспедиционные операции и услуги.

По договору о транспортно-экспедиционное обеспечение доставки груза экспедитор берет на себя обязательства ' связь обеспечить вполне весь транспортный процесс, эт ' связан с перемещением груза, от принятия его от клиента и до выдачи в пункте назначения получателю или иной уполномоченному на получение груза лицу.

Клиентом в данном случае может выступать как грузоотправитель и грузополучатель. Выполнение действий, необходимых для обеспечения доставки груза, может осуществляться непосредственно экспедитором или третьими лицами (перевозчиками, профессиональными хранителями, другими экспедиторскими организациями), с которыми экспедитор заключает соответствующие договоры (перевозки, хранения и др.). В последнем случае экспедитор, как правило, действует от собственного имени, поскольку целью договора о транспортно-экспедиционное обеспечение доставки груза получателю является полное освобождение клиента от выполнения каких-либо действий, эт ' связанных с доставкой груза.

При этом ответственным перед клиентом в силу положений ч. 2 ст. 932 ГК остается экспедитор.

В отдельных случаях грузоотправитель или грузополучатель заинтересованы в том, чтобы экспедитор не обеспечивал осуществления всего процесса перевозки, а выполнил лишь некоторые действия вспомогательного характера, которые призваны обслуживать отдельные стадии транспортного процесса: этап доставки груза перевозчику и этап доставки груза грузополучателю. В таком случае грузоотправитель или грузополучатель заключают с экспедитором договор о транспортно-экспедиционное обеспечения завоза (вывоза) груза на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты.

По указанному договору экспедитор обязательства ' связывается принять груз от грузоотправителя, доставить его на станцию аэропорт и сдать перевозчику груза для доставки в пункт назначения. Если клиентом является грузополучатель, то действия экспедитора состоят в принятии груза поступил в адрес клиента перевозчиком, доставке его к местонахождению клиента и выдачи ему указанного груза.

Экспедитор может самостоятельно осуществлять действия по доставке груза перевозчику и/или грузополучателю или организовать выполнение таких действий, заключив соответствующие договоры с другими лицами.

Договоры транспортного экспедирования могут заключаться также в тех случаях, когда у клиента возникает потребность выполнить отдельные фактические действия для обеспечения процесса перевозки. Такие договоры называют договорами об отдельных транспортно-экспедиционные операции и услуги. Их предметом могут быть погрузочно-разгрузочные работы, сопровождение грузов в пути следования, услуги по хранению грузов, их обработке, сортировке и т.д..

Что касается обязанности ' связей клиента по договору транспортного экспедирования, то согласно комментируемой нормы ими является уплата вознаграждения экспедитору, а также оплата всех расходов, эт ' связанных с организацией и выполнением услуг, эт ' связанных с перевозкой груза. Кроме того, анализ ч. 1 ст. 933 ГК позволяет сделать вывод, что клиент обязательства ' связан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности ' связей, предусмотренных договором.

Кроме того, следует заметить, что нормы, посвященные договору транспортного экспедирования, содержатся и в ГК Украины, в частности в ст. 316 Кодекса. Ч. 1 указанной статьи дублирует ч. 1 ст. 929 ГК Украины. О ч. 2 ст. 316 ГК Украины - см.. комментарий к ст. 931 ГК Украины. Отдельные вопросы, возникающие в ходе осуществления транспортно-экспедиторской деятельности, урегулированы Законом Украины " О транзите грузов " от 20 октября 1999 N 1172, Законом Украины " О транспорте " от 10 ноября 1994 N 232, Кодексом торгового мореплавания от 23 мая 1995, Законом Украины " Об автомобильном транспорте " от 5 апреля 2001 года N 2344, Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997 N 363, Законом Украина " О железнодорожном транспорте " от 4 июля 1996, Уставом железных дорог Украины, утвержденным постановлением КМУ от 6 апреля 1998 N 457, и нормативно-правовыми актами, выданные в соответствии с Уставом железных дорог, другими нормативно-правовыми актами.

2. Как правило, функции экспедитора осуществляет лицо, не являющимся перевозчиком по договору. В то же время, возможна ситуация, при которой транспортная организация, осуществляющая перевозки груза, заключает с его отправителем договор транспортной экспедиции. В этом случае транспортная организация будет выполнять действия, которые составляют предмет различных договоров: договору транспортного экспедирования и перевозки, хотя формально они могут содержаться в одном документе.

При выполнении обязанности ' связей экспедитора перевозчиком возникает вопрос о разграничении обязательства ' язань сторон, возникающие из договоров перевозки и экспедирования. Важность этого вопроса обусловлена style="font-size: 11pt; font-family:" Arial "," sans-serif '"> На практике это означает, что к отношениям транспортного экспедирования, экспедитором в которых выступает перевозчик, не могут применяться правовые нормы, регулирующие договор перевозки, которые, как известно, имеют особенности (например, устанавливают ограниченную ответственность перевозчика, специальный срок исковой давности и т. п.).

Да, требований, вытекающих из договора перевозки груза, применяется срок исковой давности в один год (ч. 3 ст. 925 ГК Украины). Что касается требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, то поскольку глава 65 ГК Украины не содержит специальных норм по этому, то к указанным требованиям применяется общий срок исковой давности в три года, предусмотренный ст. 257 ГК Украины.

3. Ч. 3 комментируемой статьи предоставляет сторонам свободу в определении условий договора транспортного экспедирование, которая, однако, может быть ограничена законом или иными правовыми актами.

В н ' связи с этим следует отметить, что ст. 9 ЗУ " О транспортно-экспедиторской деятельности " определены существенные условия договора транспортного экспедирования. Ими, в частности, есть сведения о сторонах договора, вид услуги экспедитора, вид и наименование груза, права, обязанности ' связки сторон, ответственность сторон, в том числе в случае задачи ущерба в результате действия непреодолимой силы, размер платы экспедитору, порядок расчетов, пункты отправления и назначения груза, порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента, срок (дата) исполнения договора, а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Срок договора транспортного экспедирования может быть непродолжительным, необходимым для выполнения разового экспедиционного поручения. Однако, распространенной является ситуация, когда стороны заключают договор транспортного экспедирования на длительный срок. В последнем случае, договор, как правило, содержит общие условия транспортного экспедирования, которые конкретизируются в заявках клиента, где указываются наименование груза, его характеристики, точный перечень услуг экспедитора, необходимые для доставки именно этого груза, а также отдельные условия такой доставки (ее сроки, адрес грузополучателя и т. п.).

обусловленный указанных условий в договоре транспортного экспедирования является важным, поскольку согласно ч. 1 ст. 638 ГК Украины договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора.