{В тексте Закона слова "миротворческих операциях" заменены словами "операциях по поддержанию мира и безопасности" по закону№ 5286-VI от 18.09.2012}
Настоящий Закон устанавливает основы обороны Украины, а также полномочия органов государственной власти, основные функции и задачи органов военного управления, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, обязанности предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, права и обязанности граждан Украины в сфере обороны.
Раздел I ОСНОВЫ ОБОРОНЫ УКРАИНЫ И подготовки государства к обороне
Статья 1. Основные понятия
В этом Законе термины употребляются в таком значении:
оборона Украины - система политических, экономических, социальных, военных, научных, научно-технических, информационных, правовых, организационных, других мероприятий государства по подготовке к вооруженной защите и ее защита в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта
обороноспособность государства - способность государства к защите в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Она состоит из материальных и духовных элементов и является совокупностью военного, экономического, социального и морально-политического потенциала в сфере обороны и надлежащих условий для его реализации
вооруженная агрессия - применение другим государством или группой государств вооруженной силы против Украины. Вооруженной агрессией против Украины считается любое из следующих действий:
вторжение или нападение вооруженных сил другого государства или группы государств на территорию Украины, а также оккупация или аннексия части территории Украины
блокада портов, побережья или воздушного пространства, нарушение коммуникаций Украины вооруженными силами другого государства или группы государств
нападение вооруженных сил другого государства или группы государств на военные сухопутные, морские или воздушные силы или гражданские морские или воздушные флоты Украины
засылка другим государством или от его имени вооруженных групп регулярных или нерегулярных сил, совершающих акты применения вооруженной силы против Украины, которые имеют настолько серьезный характер, что это равносильно перечисленным в абзацах пятом - седьмой настоящей статьи действиям, в том числе значительное участие третьей государства в таких действиях
действия другого государства (государств), которая позволяет, чтобы ее территория, которую она предоставила в распоряжение третьего государства, использовалась этим третьим государством (государствами) для совершения действий, указанных в абзацах пятом - восьмой настоящей статьи
применение подразделений вооруженных сил другого государства или группы государств, которые находятся на территории Украины в соответствии с заключенными с Украиной международных договоров, против третьего государства или группы государств, иное нарушение условий, предусмотренных такими договорами или продлении пребывания этих подразделений на территории Украины после прекращения действия указанных договоров
особый период - период, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий
военное положение - это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений
воинское формирование - создана согласно законодательству Украины совокупность воинских соединений и частей и органов управления ими, которые комплектуются военнослужащими и предназначены для обороны Украины, защиты ее суверенитета, государственной независимости и национальных интересов, территориальной целостности и неприкосновенности в случае вооруженной агрессии, вооруженного конфликта или угрозы нападения путем непосредственного ведения военных (боевых) действий
{Абзац тринадцатый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону№ 803-VI от 25.12. 2008}
подразделение вооруженных сил другого государства (далее - подразделение вооруженных сил) - воинское формирование иностранного государства, имеет постоянную или временную организацию, относится к сухопутных (наземных), морских, воздушных или специальных войск (сил) этого государства, оснащено легким оружием или тяжелой боевой техникой, которая подпадает под действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе, находится под командованием лица, ответственного перед своим государством и законами Украины за поведение своих подчиненных, которые обязаны соблюдать внутренней дисциплины, законов Украины, норм международного права, и которое направляется в Украина с конкретной целью, определенной международным договором Украины
военное командование - Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, командования видов Вооруженных Сил Украины, объединенное оперативное командование, управления оперативных командований, территориальные управления, командования воинских соединений, частей Вооруженных Сил Украины и других образованных соответственно законам Украины военных формирований
{Абзац пятнадцатый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону№ 803-VI от 25.12.2008}
органы военного управления - Министерство обороны Украины, другие центральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство военными формированиями, созданными в соответствии с законами Украины, Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, другие штабы, командования, управления, постоянные или временно образованные органы в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, предназначенные для выполнения функций по управлению, в пределах их компетенции, войсками (силами), соединениями, воинскими частями, военными учебными заведениями, учреждениями и организациями, которые принадлежат к сфере управления центральных органов исполнительной власти, а также военные комиссариаты, обеспечивающих выполнение законодательства по вопросам воинской обязанности и военной службы, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Оборона Украины базируется на готовности и способности органов государственной власти, всех звеньев военной организации Украины, органов местного самоуправления, единой системы гражданской защиты, национальной экономики к переводу, при необходимости, с мирного на военное положение и отпора вооруженной агрессии, ликвидации вооруженного конфликта, а также готовности населения и территории государства к обороне.
Правовой основой обороны государства является Конституция Украины, настоящий Закон, другие законодательные акты Украины и соответствующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
С целью предотвращения вооруженной агрессии и вооруженный конфликт, обеспечения национальных интересов и реализации собственной военной политики Украины, соблюдая нормы ответственной и основанной на сотрудничестве поведения в области безопасности, участвует в международных системах безопасности и международном сотрудничестве в сфере обороны на основании международных договоров Украины и в порядке и на условиях, определенных законодательством Украины.
Определяя способы обеспечения собственной безопасности в процессе подготовки государства к обороне и во время военных действий, Украина придерживается принципов и норм международного права, учитывает законные интересы других государств.
Финансирования потребностей национальной обороны государства осуществляется за счет и в пределах средств, определенных в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.
осуществление мероприятий во внешнеполитической сфере, направленных на предотвращение вооруженного конфликта и отпор вооруженной агрессии
формирование и реализацию военной, военно-экономической, военно-технической и военно-промышленной политики государства
совершенствование структуры, уточнение задач и функций Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, обеспечение необходимой численности их личного состава, а также их развитие, подготовку и поддержание на должном уровне боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к обороне государства, планирование их применения p >
развитие военно-промышленного комплекса, создание благоприятных условий для мобилизационного развертывания отраслей национальной экономики с целью производства вооружения, военной техники и имущества в необходимых объемах
обеспечения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов подготовленными кадрами, вооружением, военной и другой техникой, продовольствием, вещевым имуществом, другими материальными и финансовыми ресурсами
развитие военно-технического сотрудничества с другими государствами с целью обеспечения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов вооружением, военной техникой и имуществом, которые не производятся в Украине
подготовку национальной экономики, территории, органов государственной власти, органов военного управления, органов местного самоуправления, а также населения к действиям в особый период
создание государственного материального резерва и резервных фондов денежных средств
обеспечение охраны государственной границы Украины
военно-патриотическое воспитание граждан Украины, подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах Украины, обеспечение престижа военной службы
обеспечение развития военной науки, формирование научно-технического и технологического наследия для создания высокоэффективных средств вооруженной борьбы
защита информационного пространства Украины и ее вхождение в мировое информационное пространство, создание развитой инфраструктуры в информационной сфере
обеспечение открытого и демократического гражданского контроля в сфере обороны в порядке, определенном законодательством, и соблюдение требований по сохранению государственной тайны
другие мероприятия, влияющие на состояние обороноспособности государства.
Статья 4. Отпор вооруженной агрессии против Украины
В случае вооруженной агрессии против Украины или угрозы нападения на Украину Президент Украины принимает решение о всеобщей или частичной мобилизации, введения военного положения в Украине или отдельных ее местностях, применения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, подает его Верховной Раде Украина на одобрение или утверждение, а также вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны.
Органы государственной власти и органы военного управления, не дожидаясь объявления состояния войны, принимают меры для отпора агрессии. На основании соответствующего решения Президента Украины Вооруженные Силы Украины вместе с другими военными формированиями начинают военные действия.
С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, который заканчивается в день и время прекращения состояния войны.
Раздел II ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН УКРАИНЫ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ
Статья 5. Верховная Рада Украины
Верховная Рада Украины в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины , законодательное регулирование вопросов сферы обороны.
Статья 6. Президент Украины
Президент Украины осуществляет полномочия в сфере обороны согласно Конституции Украины.
Полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины определяются законами.
Для осуществления полномочий в сфере обороны, определенных Конституцией и законами Украины, Президент Украины издает указы и распоряжения. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины Президент Украины издает приказы и директивы по вопросам обороны.
Для обеспечения стратегического руководства Вооруженными Силами Украины, другими воинскими формированиями и правоохранительными органами в особый период может создаваться Ставка Верховного Главнокомандующего как высший коллегиальный орган военного руководства обороной государства в этот период.
Предложения об образовании Ставки Верховного Главнокомандующего, ее персональный состав и предельной численности представляются Советом национальной безопасности и обороны Украины на рассмотрение Президенту Украины и вводятся в действие Указом Президента Украины. Положение о Ставку Верховного Главнокомандующего утверждает Президент Украины.
Статья 9. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере обороны
Кабинет Министров Украины:
обеспечивает в пределах своей компетенции государственный суверенитет Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины в сфере обороны государства
определяет потребности в оборонных расходах, обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины финансирования мероприятий в сфере обороны в определенных объемах
организует разработку и выполнение государственных программ развития Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и развития вооружения и военной техники, других программ (планов) по вопросам обороны
осуществляет предусмотренные законодательством меры по формированию, размещению, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа на поставку (закупку) продукции, выполнение работ, оказание услуг для нужд Вооруженных Сил Украины, других военных формирований
устанавливает порядок предоставления Вооруженным Силам Украины, другим военным формированиям в пользование государственного имущества, в том числе земельных (водных) участков, других природных, энергетических ресурсов, фондов, имущества и услуг, использования воздушного и водного пространства, морских и речных портов, аэропортов и аэродромов (посадочных площадок), средств связи и радиочастотного ресурса, коммуникаций, других объектов инфраструктуры государства, навигационной, топогеодезического, метеорологической, гидрографической и иной информации, ведения геодезических и картографических работ, необходимых для надлежащего выполнения возложенных на эти органы функций и задач , как на платной, так и бесплатной основе, в денежной и других формах расчетов
осуществляет общегосударственные мероприятия по обеспечению живучести объектов национальной экономики и государственного управления в военное время
обеспечивает комплектование личным составом Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и соответствующих правоохранительных органов, осуществляет мероприятия, связанные с подготовкой и проведением призыва граждан Украины на срочную военную службу
осуществляет в соответствии с законодательством Украины мероприятия по мобилизационной подготовке и мобилизации, создания государственного материального резерва, резервного фонда денежных средств, других резервов для обеспечения потребностей обороны государства
организует подготовку населения и территории государства к обороне
решает вопрос относительно урегулирования деятельности местных органов военного управления (военных комиссариатов), допризывной и призывной подготовки, подготовки призывников по военно-техническим специальностям, ведение воинского учета военнообязанных и призывников, выполнение военно-транспортного обязанности
устанавливает в соответствии с законом порядок и сроки полного возмещения стоимости объектов права частной собственности, что по закону отчуждались в связи с осуществлением мер правового режима военного положения
создает, реорганизует, ликвидирует научно-исследовательские учреждения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и военные учебные заведения и военные кафедры (отделения, факультеты) других государственных высших учебных заведений
обеспечивает реализацию права на социально-экономическую защиту военнослужащих и лиц, уволенных в запас или в отставку, членов их семей, а также членов семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами во время прохождения военной службы или попали в плен в ходе боевых действий (войны) или во время участия в международных операциях по поддержанию мира и безопасности
осуществляет в определенных законом случаях регулирования хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях
устанавливает в соответствии с законом порядок реализации и утилизации вооружения, военной техники, другого имущества Вооруженных Сил Украины и других военных формирований и правоохранительных органов, а также утилизации металлолома, который образовался в них
обеспечивает осуществление предусмотренных законодательством мероприятий по гражданской защиты Украины, предоставлении военной помощи другим государствам, направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства, допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины и участия Украины в международных операциях по поддержанию мира и безопасности;
{Абзац семнадцатый части первой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону№ 803-VI от 25.12.2008}
контролирует выполнение законов в сфере обороны, осуществляет в соответствии с законами иные меры по обеспечению обороноспособности Украины, координирует и контролирует их выполнение и несет, в пределах своих полномочий, ответственность за обеспечение обороны Украины.
Статья 10. Основные функции Министерства обороны Украины
Министерство обороны Украины как центральный орган исполнительной власти обеспечивает проведение в жизнь государственной политики в сфере обороны, функционирования, боевую и мобилизационную готовность, боеспособность и подготовку Вооруженных Сил Украины к осуществлению возложенных на них функций и задач.
Министерство обороны Украины:
участвует в формировании и реализации государственной политики по вопросам национальной безопасности в военной сфере, обороны и военного строительства, подготовке проектов законодательных и других нормативных актов в сфере обороны, обеспечивает их выполнение в Вооруженных Силах Украины, в установленном порядке координирует деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по подготовке государства к обороне
{Абзац второй части второй статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону№ 803-VI от 25.12.2008}
проводит разведывательную и информационно-аналитическую деятельность в интересах национальной безопасности и обороны государства, участвует в анализе военно-политической обстановки, прогнозировании, выявлении и определении уровня военной угрозы национальной безопасности Украины
{Абзац третий части второй статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону№ 803-VI от 25.12.2008}
обеспечивает надлежащий уровень боеспособности, укомплектованности, боевой и мобилизационной готовности и подготовки Вооруженных Сил Украины
участвует в формировании оборонного бюджета, отчитывается перед Кабинетом Министров Украины об использовании выделенных средств
проводит государственную военную кадровую политику, обеспечивает развитие военного образования и науки, укрепления дисциплины, правопорядка и воспитания личного состава
участвует в обеспечении функционирования национальной экономики и государственного управления в особый период, в планировании мобилизационной подготовки ее отраслей и контроле за подготовкой предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности к выполнению мобилизационных заданий и их выполнения
выступает в соответствии с определенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины потребностей, требований и приоритетов, заказчиком из государственного оборонного заказа на разработку, производство, поставку, ремонт, уничтожение и утилизацию вооружения, военной техники, военного имущества и металлолома, выполнения работ и оказания услуг, а также на поставку материальных ценностей мобилизационного резерва Вооруженных Сил Украины
осуществляет управление переданным Министерству обороны Украины военным имуществом и имуществом предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере его управления
организует накопление вооружения, военной техники, других материальных ресурсов в неподвижном запасе и мобилизационном резерве, а также создание резерва вийськовонавчених человеческих ресурсов
обеспечивает комплектование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и соответствующих правоохранительных органов личным составом, осуществляет совместно с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления мероприятия по подготовке граждан к военной службе, их призыву на военную службу или принятия на военную службу по контракту, при мобилизации, увольнении в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы и при демобилизации, а также обеспечивает их соответствующие права и свободы
{Абзац одиннадцатый части второй статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону№ 662-IV от 03.04.2003}
осуществляет мероприятия, направленные на реализацию социально-экономических и правовых гарантий военнослужащим, членам их семей и работникам Вооруженных Сил Украины, лицам, уволенным в запас или отставку, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами во время прохождения военной службы или попали в плен в ходе боевых действий (войны) или во время участия в международных операциях по поддержанию мира и безопасности
обеспечивает реализацию мероприятий демократического гражданского контроля за Вооруженными Силами Украины
осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество по военно-политическим, военно-техническим и другим направлениям, а также по вопросам гражданско-военных отношений с соответствующими органами других государств и международными организациями
обеспечивает выполнение решений об участии подразделений Вооруженных Сил Украины в международных операциях по поддержанию мира и безопасности и военной помощи другим государствам, направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства, допуск и условия пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины
обеспечивает взаимоотношения Вооруженных Сил Украины с государственными органами, общественными организациями и гражданами, реализует иные полномочия, вытекающие из этого и других законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины в сфере обороны.
Положение о Министерстве обороны Украины утверждает Президент Украины.
Порядок организации разведывательной деятельности в интересах обороны государства определяется законом.
Статья 11. Основные функции Генерального штаба Вооруженных Сил Украины
Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины является главным органом по планированию обороны государства, управления применением Вооруженных Сил Украины, координации и контроля за выполнением задач в сфере обороны органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, военными формированиями, созданными в соответствии с законами Украины, и правоохранительными органами в пределах, определенных настоящим Законом, другими законами Украины и нормативно-правовыми актами Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины в особый период является рабочим органом Ставки Верховного Главнокомандующего.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины:
прогнозирует тенденции развития форм и способов военных действий и средств вооруженной борьбы, участвует в формировании и реализации государственной политики в сфере обороны, стратегии военной безопасности, обосновывает направления развития Вооруженных Сил Украины
осуществляет стратегическое планирование применения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов для обороны государства
определяет потребности в личном составе, вооружении, военной технике, материально-технических, энергетических, финансовых, информационных ресурсах, продовольствии, земельных и водных участках, коммуникациях, фондах и имуществе, необходимых для надлежащего выполнения задач Вооруженными Силами Украины и другими военными формированиями, контролирует полноту и качество их получения
осуществляет руководство в сфере обороны и обеспечения общественного порядка в Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение в пределах, определенных соответствующим законом
участвует в создании и контролирует состояние системы управления государством в особый период
доводит до Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов, а в особый период - и к министерств и других центральных органов исполнительной власти, советов обороны Автономной Республики Крым и областей, городов Киева и Севастополя директивы и приказы Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины по вопросам обороны, организует их выполнение и осуществляет контроль за их реализацией
{Абзац седьмой части третьей статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону№ 803-VI от 25.12.2008}
участвует в организации и контролирует подготовку системы связи, коммуникаций и в целом территории государства к обороне
участвует в разработке мобилизационного плана государства, контролирует состояние мобилизационной подготовки государственных органов, органов местного самоуправления, отраслей экономики, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и выполнения ими мобилизационных заданий в особый период
организует стратегическое развертывание Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, взаимодействие с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, советами обороны Автономной Республики Крым и областей, городов Киева и Севастополя во время выполнения задач обороны государства
{Абзац десятый части третьей статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону№ 803-VI от 25.12.2008}
участвует в организации использования и контроля за воздушным, водным и информационным пространством государства и осуществляет его в особый период
осуществляет контроль за состоянием боевой и мобилизационной готовности и боеспособности органов управления, соединений, частей, учреждений и организаций воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов, предназначенных для подчинения органам военного управления в особый период и для выполнения задач территориальной обороны
організовує комплектування Збройних Сил України, інших військових формувань та відповідних правоохоронних органів військовослужбовцями, призов громадян на строкову військову службу, навчальні (або перевірочні) та спеціальні збори, накопичення військовонавчених людських ресурсів;
{Абзац тринадцятий частини третьої статті 11 із змінами, внесеними згідно із Законом№ 662-IV від 03.04.2003}
проводить розвідувальну та інформаційно-аналітичну діяльність в інтересах підтримання у готовності і бойового застосування Збройних Сил України, для чого має у своєму складі відповідний структурний підрозділ;
організовує підготовку Збройних Сил України до виконання покладених на них завдань, здійснює координацію і контроль підготовки інших військових формувань, утворених відповідно до законів України, та правоохоронних органів до виконання завдань з оборони України;
організовує використання національної системи зв'язку в інтересах оборони, здійснює відповідно до закону управління та регулювання в сфері використання радіочастотного ресурсу, виділеного для цілей оборони;
організовує застосування засобів державного розпізнавання у державних органах, Збройних Силах України, інших військових формуваннях, утворених відповідно до законів України, використання цих засобів на підприємствах, в установах та організаціях усіх форм власності;
планує та здійснює контроль за військовими перевезеннями всіх видів у державі в особливий період, а також перевезеннями, здійснюваними для Збройних Сил України у мирний час;
здійснює в межах своєї компетенції міжнародне військове співробітництво із збройними силами інших держав, бере участь у міжнародному співробітництві за воєнно-політичним, військово-технічним та іншими напрямами, забезпечує підготовку і участь національного контингенту та національного персоналу Збройних Сил України у міжнародних операціях з підтримання миру і безпеки;
забезпечує згідно з міжнародними договорами у галузі роззброєння та контролю над озброєннями інспекційну діяльність на території України та поза її межами, збирає, опрацьовує інформацію та повідомлення відповідно до цих міжнародних договорів незалежно від підлеглості об'єктів інспектування;
реалізує інші повноваження, що випливають з цього та інших законів України, актів Президента України, Кабінету Міністрів України.
Генеральний штаб Збройних Сил України організовує свою діяльність відповідно до Положення, яке затверджує Президент України.
Стаття 12. Завдання інших військових формувань, утворених відповідно до законів України, та правоохоронних органів
Участь в обороні держави разом із Збройними Силами України беруть у межах своїх повноважень інші військові формування, утворені відповідно до законів України, Державна спеціальна служба транспорту, а також відповідні правоохоронні органи.
Діяльність і управління іншими військовими формуваннями, утвореними відповідно до законів України, та правоохоронними органами, які відповідно до своїх повноважень беруть участь в обороні держави, здійснюються згідно із законодавством.
Інші військові формування, утворені відповідно до законів України, та відповідні правоохоронні органи:
узгоджують з Генеральним штабом Збройних Сил України їх програми розвитку в частині, що стосується оборони держави, а також плани підготовки їх органів управління, з'єднань і частин, призначених для підпорядкування органам військового управління в особливий період та виконання завдань територіальної оборони;
здійснюють під керівництвом Генерального штабу Збройних Сил України планування застосування органів управління, з'єднань і частин, призначених для підпорядкування органам військового управління Збройних Сил України в особливий період та виконання завдань територіальної оборони, надають Генеральному штабу Збройних Сил України необхідну для цієї роботи інформацію;
здійснюють разом із Збройними Силами України підготовку та забезпечують готовність до спільних дій з метою оборони, беруть участь у створенні єдиної системи управління та всебічного забезпечення на особливий період; узгоджують з Генеральним штабом оперативно-стратегічні вимоги до озброєння та військової техніки, військово-технічного майна, його якісні та кількісні показники, спільно з Міністерством оборони України розробляють державну програму розвитку озброєння і військової техніки та формують державне оборонне замовлення;
узгоджують з Міністерством оборони України програми підготовки військових кадрів, вживають заходів щодо оптимізації системи військової освіти;
беруть участь у підготовці громадян України до військової служби, в тому числі допризовній підготовці молоді, підготовці призовників з військово-технічних спеціальностей, забезпеченні призову на строкову військову службу, навчальні (або перевірочні) та спеціальні збори і під час мобілізації, а також у військово-патріотичному вихованні громадян України;
забезпечують здійснення відповідних заходів щодо підготовки території України до оборони;
беруть участь у виконанні завдань територіальної оборони, сприяють забезпеченню правового режиму воєнного стану;
сприяють Збройним Силам України у виконанні ними завдань, здійснюють їх пріоритетне забезпечення та інші повноваження у сфері оборони України згідно із законодавством.
В особливий період відповідним органам військового управління Збройних Сил України підпорядковуються визначені в установленому порядку Генеральним штабом Збройних Сил України органи управління, з'єднання, частини та установи інших військових формувань.
Стаття 13. Діяльність центральних та інших органів виконавчої влади у сфері оборони
Міністерства центральні та інші органи виконавчої влади у взаємодії з Міністерством оборони України у межах своїх повноважень:
{Абзац перший частини першої статті 13 із змінами, внесеними згідно із Законом№ 803-VI від 25.12.2008}
організовують і забезпечують виконання законодавства у сфері оборони, сприяють Збройним Силам України у виконанні ними завдань, здійснюють їх належне забезпечення за напрямами діяльності;
узгоджують з Генеральним штабом Збройних Сил України та забезпечують проведення заходів щодо розвитку системи зв'язку, шляхів, транспорту, інших об'єктів інфраструктури і території держави та підготовки своїх галузей до оборони, забезпечують їх територіальну оборону в межах своїх повноважень;
забезпечують за замовленням Міністерства оборони України, інших центральних органів виконавчої влади, що здійснюють керівництво військовими формуваннями, утвореними відповідно до законів України, та правоохоронними органами, підготовку офіцерів запасу у вищих навчальних закладах, які належать до сфери їх управління;
планують, організовують і контролюють виконання заходів з мобілізаційної підготовки відповідних органів управління, установ, організацій і підприємств усіх форм власності відповідних галузей національної економіки, створюють і утримують визначені Кабінетом Міністрів України резерви матеріальних і фінансових ресурсів;
організовують роботу, пов'язану з військово-патріотичним вихованням громадян України, надають допомогу громадським організаціям, діяльність яких спрямована на зміцнення обороноздатності держави та військово-патріотичне виховання громадян України;
беруть участь у формуванні та реалізації державних програм розвитку Збройних Сил України та інших військових формувань, утворених відповідно до законів України, та правоохоронних органів, розвитку озброєння і військової техніки, інших програм (планів) з питань оборони;
узгоджують з Генеральним штабом Збройних Сил України питання використання повітряного, водного та інформаційного простору держави;
організовують розроблення та виконання програм із створення нових і модернізації наявних зразків озброєння та військової техніки, військового майна, створення виробничих потужностей для їх випуску, набуття досвіду у сфері науки, техніки і технологій та впровадження його у виробництво оборонної продукції;
забезпечують виконання державного оборонного замовлення;
забезпечують виконання законодавства про соціально-економічний захист громадян України у зв'язку з проходженням військової служби;
здійснюють згідно із законодавством інші повноваження у сфері оборони України.
Функції органів, які проводять розвідувальну та інформаційно-аналітичну діяльність в інтересах національної безпеки, визначаються Положенням про ці органи, яке затверджується Президентом України.
Стаття 14. Діяльність Ради міністрів Автономної Республіки Крим, місцевих державних адміністрацій у сфері оборони
Рада міністрів Автономної Республіки Крим та місцеві державні адміністрації, забезпечуючи на відповідній території виконання підприємствами, установами та організаціями усіх форм власності, посадовими особами і громадянами Конституції та законів України, актів Президента України, Кабінету Міністрів України, центральних органів виконавчої влади з питань оборони:
організовують і виконують завдання територіальної оборони;
вирішують питання організації цивільного захисту, виконання органами управління у справах цивільного захисту покладених на них завдань;
{Абзац третій частини першої статті 14 із змінами, внесеними згідно із Законом№ 803-VI від 25.12.2008}
організовують надання підприємствами, установами та організаціями комунально-побутових послуг і ресурсів, виробництво та постачання продукції, електро- і теплоенергії Збройним Силам України та іншим військовим формуванням на договірних засадах;
надають у визначеному законодавством порядку частинам, підприємствам, установам та організаціям і навчальним закладам Збройних Сил України та іншим військовим формуванням службові приміщення і житлову площу як у мирний, так і у воєнний час;
організовують військовий облік і підготовку громадян України до військової служби, в тому числі допризовну підготовку молоді, підготовку призовників з військово-технічних спеціальностей та військово-патріотичного виховання, забезпечують їх призов на строкову військову службу, навчальні (або перевірочні) та спеціальні збори і під час мобілізації;
виконують передбачені законодавством заходи щодо мобілізаційної підготовки та проведення мобілізації на відповідній території, у тому числі здійснення контролю за станом мобілізаційної готовності підприємств, установ та організацій, що є об'єктами спільної власності територіальних громад сіл, селищ, міст, районів у містах і перебувають в управлінні районних і обласних рад або належать до майна Автономної Республіки Крим чи підприємств, установ та організацій усіх форм власності, які в установленому порядку залучаються ними до виконання мобілізаційних завдань (замовлень);
реалізують право на соціально-економічний та соціально-правовий захист військовослужбовців та осіб, звільнених у запас або у відставку, членів їх сімей, а також членів сімей військовослужбовців, які загинули (померли), пропали безвісти, стали інвалідами під час проходження військової служби або потрапили в полон у ході бойових дій (війни) чи під час участі в міжнародних операціях з підтримання миру і безпеки;
здійснюють інші повноваження в галузі оборонної роботи, передбачені законодавством.
В особливий період для керівництва виконанням на відповідній території заходів щодо оборони України рішенням Ради міністрів Автономної Республіки Крим, обласних державних адміністрацій, державних адміністрацій міст Києва та Севастополя утворюються ради оборони Автономної Республіки Крим, областей, міст Києва та Севастополя. Положення про ради оборони Автономної Республіки Крим, областей, міст Києва та Севастополя затверджуються Кабінетом Міністрів України.
Стаття 15. Діяльність органів місцевого самоврядування у сфері оборони
Виконавчі органи сільських, селищних, міських рад у галузі оборонної роботи забезпечують:
підготовку громадян до військової служби, а також загальне військове навчання у воєнний час;
приписку громадян до призовних дільниць, військовий облік військовозобов'язаних і призовників;
призов громадян на строкову військову службу;
направлення громадян на навчальні (або перевірочні) і спеціальні збори;
організацію та участь у здійсненні на відповідній території заходів, пов'язаних з мобілізаційною підготовкою, територіальною обороною та цивільним захистом;
бронювання військовозобов'язаних на період мобілізації та на воєнний час;
проведення мобілізації людських, транспортних та інших ресурсів в особливий період;
здійснення контролю за використанням і охороною наданих у встановленому порядку для потреб оборони земельних, водних та інших природних ресурсів згідно із законодавством;
вирішення згідно із законодавством питань, пов'язаних з наданням частинам, установам, навчальним закладам Збройних Сил України та іншим військовим формуванням, утвореним відповідно до законів України, та правоохоронним органам службових приміщень і житлової площі, інших об'єктів, здійсненням контролю за їх використанням, наданням комунально-побутових та інших послуг;
організацію виробництва і поставки військам підприємствами та організаціями, що належать до комунальної власності, замовленої продукції, енергетичних та інших ресурсів;
сприяння у підтриманні відповідного режиму в прикордонній смузі та у контрольованих прикордонних районах;
проведення заходів щодо військово-патріотичного виховання громадян України;
здійснення інших повноважень у галузі оборонної роботи, передбачених законами.
Стаття 16. Завдання підприємств, установ та організацій і обов'язки їх посадових осіб у сфері оборони
Підприємства, установи та організації усіх форм власності:
виконують державні оборонні замовлення, в тому числі проводять наукові дослідження та виконують розробки у сфері оборони, створюють і підтримують у готовності мобілізаційні потужності, зберігають матеріальні цінності мобілізаційного резерву;
здійснюють на договірних засадах виробництво і поставки Збройним Силам України, іншим військовим формуванням, утвореним відповідно до законів України, та правоохоронним органам продукції, виконують інші роботи, надають комунально-побутові та інші послуги, що не входять у державне оборонне замовлення;
здійснюють згідно із законодавством заходи щодо мобілізаційної підготовки та мобілізації;
забезпечують та беруть участь у здійсненні заходів цивільного захисту.
{Абзац п'ятий частини першої статті 16 із змінами, внесеними згідно із Законом№ 803-VI від 25.12.2008}
Посадові особи підприємств, установ та організацій усіх форм власності:
виконують передбачені законодавством обов'язки у сфері оборони;
сприяють забезпеченню ведення персонального військового обліку військовозобов'язаних і призовників, їх підготовці до військової служби, призову на строкову військову службу, навчальні (або перевірочні) та спеціальні збори і під час мобілізації, створенню працівникам належних умов для виконання ними військового обов'язку згідно із законодавством, забезпечують здійснення заходів з їх військово-патріотичного виховання;
несуть відповідальність за підготовку підприємств, установ та організацій до виконання мобілізаційних завдань, збереження матеріальних цінностей мобілізаційного резерву;
забезпечують виробництво оборонної продукції та постачання її за призначенням у встановлені строки та за визначеною номенклатурою, а також виконання робіт, надання послуг.
Стаття 17. Права та обов'язки громадян України у сфері оборони
Захист Вітчизни, незалежності та територіальної цілісності України є конституційним обов'язком громадян України.
Громадяни України чоловічої статі, придатні до проходження військової служби за станом здоров'я і віком, а жіночої статі - також за відповідною фаховою підготовкою, повинні виконувати військовий обов'язок згідно із законодавством.
Громадяни проходять військову службу та виконують військовий обов'язок у запасі відповідно до законодавства.
Громадяни, які проходять державну військову службу у Збройних Силах України, при виконанні обов'язків служби носять військову форму одягу, їм довічно встановлюються законом військові звання. Порядок позбавлення військового звання визначається законом.
В умовах воєнного стану відповідно до закону допускається примусове вилучення приватного майна та відчуження об'єктів права приватної власності громадян з наступним повним відшкодуванням їх вартості у порядку та терміни, встановлені Кабінетом Міністрів України.
Громадяни України в установленому законом порядку можуть створювати громадські організації для сприяння зміцненню оборони держави.
Розділ III ТЕРИТОРІАЛЬНА ОБОРОНА. ЦИВІЛЬНИЙ ЗАХИСТ
организует комплектования Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и соответствующих правоохранительных органов военнослужащими, призыв граждан на срочную военную службу, учебные (или проверочные) и специальные сборы, накопления вийськовонавчених человеческих ресурсов
{Абзац тринадцатый части третьей статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону осуществляют в соответствии с законодательством меры по мобилизационной подготовке и мобилизации
обеспечивают и принимают участие в осуществлении мероприятий гражданской защиты.
{Абзац пятый части первой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону№ 803 - VI от 25.12.2008}
Должностные лица предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности:
выполняют предусмотренные законодательством обязанности в сфере обороны
способствуют обеспечению ведения персонального воинского учета военнообязанных и призывников, их подготовке к военной службе, призыва на срочную военную службу, учебные (или проверочные) и специальные сборы и по мобилизации, созданию работникам надлежащих условий для выполнения ими воинского долга по законодательством, обеспечивают осуществление мероприятий по их военно-патриотического воспитания
несут ответственность за подготовку предприятий, учреждений и организаций к выполнению мобилизационных задач, сохранение материальных ценностей мобилизационного резерва
обеспечивают производство оборонной продукции и поставки ее по назначению в установленные сроки и по определенной номенклатуре, а также выполнение работ, оказание услуг.
Статья 17. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
Защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины является конституционным долгом граждан Украины.
Граждане Украины мужского пола, годные к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту, а женского пола - также по соответствующей профессиональной подготовкой, должны выполнять воинский долг согласно законодательству.
Граждане проходят военную службу и выполняют воинский долг в запасе соответствии с законодательством.
Граждане, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах Украины, при исполнении обязанностей службы носят военную форму одежды, им пожизненно устанавливаются законом воинские звания. Порядок лишения воинского звания определяется законом.
В условиях военного положения в соответствии с законом допускается принудительное изъятие частного имущества и отчуждение объектов права частной собственности граждан с последующим полным возмещением их стоимости в порядке и сроки, установленные Кабинетом Министров Украины.
Граждане Украины в установленном законом порядке могут создавать общественные организации для содействия укреплению обороны государства.
Раздел III территориальной обороны. ГРАЖДАНСКИЙ ЗАЩИТА
Территориальная оборона Украины является системой общегосударственных военных и специальных мероприятий, осуществляемых в особый период с задачами:
охраны и защиты государственной границы
обеспечение условий для надежного функционирования органов государственной власти, органов военного управления, стратегического (оперативного) развертывания войск (сил)
охраны и обороны важных объектов и коммуникаций
борьбы с диверсионно-разведывательными силами, другими вооруженными формированиями агрессора и антигосударственными незаконно образованными вооруженными формированиями
{Абзац шестой части первой статьи 18 исключен на основании Закона№ 803-VI от 25.12.2008}
{Абзац седьмой части первой статьи 18 исключен на основании Закона№ 803-VI от 25.12.2008}
поддержание правового режима военного положения.
Территориальную оборону на всей территории Украины организует Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, на территории Автономной Республики Крым, областей, в городах Киеве и Севастополе - соответственно Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации в пределах своих полномочий. P >
Непосредственное руководство территориальной обороной государства осуществляет начальник Генерального штаба - Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины.
К выполнению задач территориальной обороны в пределах их полномочий привлекаются Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования, образованные в соответствии с законами Украины, органы внутренних дел, органы управления по делам гражданской обороны, силы и средства гражданской защиты, подразделения Государственной специальной службы транспорта и соответствующие правоохранительные органы .
{Часть четвертая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону№ 803-VI от 25.12. 2008}
Основные задачи, мероприятия по подготовке и ведению территориальной обороны, полномочия Кабинета Министров Украины, министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, воинских формирований и основы их взаимодействия определяются Положением о территориальной обороне Украины , которое утверждает Президент Украины.
Статья 19. Гражданская оборона Украины
Гражданская оборона Украины - система организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий, осуществляемых центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, добровольными формированиями, которые обеспечивают выполнение указанных мероприятий с целью предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, наносят материальный ущерб в мирное время и в особый период.
Задачи и порядок организации гражданской защиты определяются законодательством.
Гражданская оборона осуществляется с целью:
реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период
Раздел IV ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ОБОРОНУ УКРАИНА
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства об обороне Украины
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства и других нормативно-правовых актов в сфере обороны Украины, несут ответственность согласно закону.
Раздел V Заключительные положения
1. Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок:
представить в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающие из настоящего Закона
разработать и утвердить соответствующие нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Законом
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.