Кодекс административного судопроизводства Украины (КАС Украины) с комментариями к статьям
Стаття 16. Правова допомога при вирішенні справ в адміністративному суді
1. Каждый имеет право пользоваться правовой помощью при решении дел в административном суде, предоставляемой в порядке, установленном законом.
2. Для оказания правовой помощи при решении дел в судах в Украине действует адвокатура. В случаях, установленных законом, правовая помощь может предоставляться и другими специалистами в области права. Порядок и условия предоставления правовой помощи, права и обязанности ' связки адвокатов и других специалистов в области права, участвующих в административном процессе и оказывают правовую помощь, определяются настоящим Кодексом и другими законами.
3. Основания и порядок предоставления бесплатной правовой помощи определяются законом, регулирующим предоставление бесплатной правовой помощи.
Комментарий :
Предмет регулирования и цели статьи
1. Статья определяет право на правовую помощь как одно из основных положений административного процесса, поскольку с развитием правоотношений и углублением их правового регулирования отстаивать свои права в суде самостоятельно, без услуг адвоката или другого специалиста в области права, становится все сложнее.
Правовая основа статьи
2. Содержание статьи обусловлена Украина о том, что:
1) каждый имеет право на правовую помощь
2) в случаях, предусмотренных законом , эта помощь предоставляется бесплатно
3) каждый является свободным в выборе защитника своих прав
4) для оказания правовой помощи при решении дел в судах действует адвокатура.
Согласно раз ' объяснения этих требований Конституционным Судом Украини73, право на правовую помощь - это гарантированная Конституцией Украины возможность физического лица получить юридические (правовые) услуги. Закрепив право любого физического лица на правовую помощь, конституционное предписание " каждый является свободным в выборе защитника своих прав " (часть первая статьи 59 Конституции Украина) по своему содержанию является общим и касается не только подозреваемого, обвиняемого или подсудимого, но и других физических лиц, которым гарантируется право свободного выбора защитника с целью защиты своих прав и законных интересов, возникающих из гражданских, трудовых, семейных, административных и иных правоотношений, а не только по уголовным. Право на защиту, в частности, может быть реализовано физическим лицом в административном, гражданском, хозяйственном и уголовном судопроизводстве.
Положение части второй статьи 59 Конституции Украины о том, что для обеспечения права на защиту от обвинения в Украине действует адвокатура, не ограничивает права в свободном выборе защитника своих прав только из числа адвокатов.
3. Содержание комментируемой статьи согласуется с требованиями статьи 8 Закона Украины " О судоустройстве Украины " от 7 февраля 2002.
4. Правовую помощь в контексте комментируемой статьи, а также других статей КАСУ нужно отличать от правовой помощи в международном аспекте, состоящая в межгосударственных отношениях в конкретных делах в сфере юстиции.
Содержание права на правовую помощь
5. В отличие от конституционных положений, в соответствии с раз ' объяснения Конституционного Суда Украины касаются только физических лиц, комментируемая статья признает право на правовую помощь по всем лицами, которые принимают участие в деле, независимо от того, физические это лица или юридические.
6. Право на правовую помощь может реализоваться в административном процессе в форме представительства (статья 56 КАСУ).
7. Правовую помощь в административном процессе может предоставлять адвокат или другое лицо, которое является специалистом в области права и по закону имеет право предоставлять правовую помощь. До урегулирования этого вопроса законом о правовой помощи в таких специалистов, на наш взгляд, можно относить юристов-предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания правовой помощи (правовых услуг) в соответствии с гражданским законодательством (статья 50 ГКУ, статья 43 ГКУ), а так же юристов о ' объединений граждан, что целями своей деятельности имеют правовой помощи своим членам или другим лицам (статья 20 Закона Украины " О об ' объединения граждан " от 16 июня 1992).
8. Расходы, эт ' связанные с оплатой правовой помощи адвоката или другого специалиста в области права, несут стороны, кроме случаев предоставления бесплатной правовой помощи. По результатам рассмотрения дела эти расходы могут быть присуждены с другой стороны, но в пределах, установленных законом (а до принятия соответствующего закона и вступления в силу - Кабинетом Министров Украины). Подробнее о расходы на правовую помощь см.. статью 90 КАСУ и комментарий к ней.
Бесплатная правовая помощь
9. В отличие от уголовных дел, государство обычно не обязательства ' связана обеспечивать правовую помощь в административных делам, ведь у них лицо не привлекается к суду, а сама инициирует процесс. Однако, несмотря на это, в некоторых случаях право на справедливое судебное разбирательство требует от государства обеспечить правовую помощь и в таких делах. Согласно практике Европейского суда по правам человека, государство должно гарантировать помощь юриста, если " это необходимо для обеспечения реального доступа к правосудию или в случае, если в некоторых категориях дел по внутреннему законодательству некоторых государств-участников является обязательным ' заполнить юридическое представительство, или в случае сложности процесса " 74.
Во исполнение стандартов, выведенных Европейским судом по правам человека по Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в большинстве государств-членов Совета Европы предусмотрены случаи и введен процедуры предоставления правовой помощи бесплатно или за доступную плату и по административным делам.
10. Согласно Рекомендации NR (93) 1 Комитета министров государствам-членам относительно эффективного доступа к закону и правосудию для беднейших слоев населения от 8 января 1993 року75, государства должны способствовать эффективному доступу беднейших слоев населения к судам, в частности путем предоставления правовой помощи в судах и во всех соревновательных или внесоревновательных процессах, покрытие стоимости правовой помощи, не исключая уплату небольшого взноса лицами, пользующимися такой помощью. Государствам также рекомендуется поощрять создание консультационных центров в районах проживания бедноты.
11. Частью третьей комментируемой статьи установлено, что суд полностью или частично освобождает лицо от оплаты услуг и обеспечивает предоставление правовой помощи, если соответствующий орган вопреки закону отказал лицу в обеспечении правовой помощи. Такой механизм позволит избежать отдельного дополнительного процесса по обжалованию противоправного отказа органа в обеспечении правовой помощи. Однако необходимо обратить внимание на то, что, согласно пункту 2 раздела VII " Заключительные и переходные положения " КАСУ, указанная норма об освобождении лица от оплаты правовой помощи и обеспечении оказания правовой помощи вступит в силу с момента вступления в силу соответствующего закона. Вместе отсутствие такого закона лишает суд возможности уже сейчас полностью или частично освобождать от судебных расходов, в том числе от расходов на правовую помощь, или рассрочивать или отсрочивать их уплате (статья 88 КАСУ).
12. Стоит также памяти ' закладку, что действующее законодательство уже сейчас устанавливает случаи, когда государство обеспечивает бесплатное для лица предоставления правовой помощи. Так, на юридическую помощь могут рассчитывать, в частности:
1) ветераны войны и другие лица, на которых распространяет действие Закон Украины " О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты ", - по вопросам, эт ' связанных с их социальным обеспечением (Часть вторая статьи 22 Закона Украины " О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты " от 22 октября 1993 в редакции Закона Украины от 22 декабря 1995 року76)
2) лица, которым оказывают психиатрическую помощь, - по вопросам, эт & # 39; связанных с предоставлением им психиатрической помощи (абзац 12 части третьей статьи 25 Закона Украины " О психиатрической помощи " от 22 февраля 2000 року77)
3) несовершеннолетние родители, достигшие четырнадцати лет, - по защите их прав, свобод и интересов, а также их ребенка в суде (части вторая и третья статьи 156 СКУ)
4) лица, которые не способны к самообслуживанию из-за преклонного возраста, болезни, инвалидность и не имеют родных, которые должны обеспечить им уход и помощь (часть четвертая статьи 7 Закона Украины " О социальных услугах " от 19 июня 2003 року78)
5) лица, находящиеся в сложной жизненной ситуации из-за безработицы (Если они зарегистрированы в государственной службе занятости как ищущие работу), стихийное бедствие, катастрофы, если среднемесячный совокупный доход этих лиц ниже установленного прожиточного минимума (часть четвертая статьи 7 Закона Украины " О социальных услугах ")
6) лица, являющиеся беженцами вследствие вооруженных и межэтнических конфликтов, если среднемесячный совокупный доход этих лиц ниже установленного прожиточного минимума (часть четвертая статьи 7 Закона Украины " О социальных услугах ")
7) дети и молодежь, которые находятся в сложной жизненной ситуации по причине инвалидности, болезни, сиротство, беспризорность, малообеспеченности, конфликты и жестокое обращение в семье ' й (часть четвертая статьи 7 Закона Украины " О социальных услугах ").
Рекомендуемая литература
Правовая помощь: Зарубежный опыт и предложения для Украины/Авторы-составители А. А. Банчук, М. С. Демковой. - К.: Факт, 2004. – 336 с.