Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 44. Опіка над майном фізичної особи, яка визнана безвісно відсутньою, а також фізичної особи, місце перебування якої невідоме

1. На підставі рішення суду про визнання фізичної особи безвісно відсутньою нотаріус за останнім місцем її проживання описывает принадлежащее ему имущество и устанавливает над ним опеку.

2. По заявлению заинтересованного лица или органа опеки и попечительства над имуществом физического лица, место пребывания которого неизвестно, опека может быть установлена безвестно отсутствующим, или физического лица, место пребывания которого неизвестно, принимает выполнение гражданских обязанности ' связей в ее пользу, погашает за счет его имущества долги, управляет этим имуществом в его интересах.

4. По заявлению заинтересованного лица опекун над имуществом физического лица, признанного безвестно отсутствующим, или физического лица, место пребывания которого неизвестно, предоставляет за счет этого имущества содержание лицам, которых они по закону обязательства ' связанные содержать.

5. Опека над имуществом прекращается в случае отмены решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим, а также в случае появления физического лица, место пребывания которого было неизвестно.

Комментарий :

1. Одним из правовых последствий признания физического лица безвестно отсутствующим является установление над ее имуществом ожоги. По общему правилу основанием для возникновения правоотношений имущественного опеки является вступление в законную силу судебного решения о признании физического лица безвестно отсутствующим, однако по заявлению заинтересованного лица (например, членов семьи ' й отсутствующего, его кредиторов) или органа опеки и попечительства опека над имуществом лица, место пребывания которого неизвестно, опека может быть установлена class = "MsoNormal" style="text-align: justify">

Следует заметить, что по ч. 2 ст. 248 ГПК предусмотрен императивный обязанности ' связь суда при подготовке дела к рассмотрению принять меры через органы опеки и попечительства по опеке над имуществом физического лица, местопребывание которого неизвестно. Вместе с тем согласно Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 3 марта 2004, до вынесения судом решения о признании лица безвестно отсутствующим нотариус на основании заявления заинтересованных лиц или органа опеки и попечительства может осуществить опись имущества, назначить опекуна и передать ему имущество на хранение (абзац первый пункта 184 Инструкции).

Итак, Инструкция закрепляет право, а не обязанность ' связь нотариуса о назначении опеки в тех случаях, когда лицо еще не признано безвестно отсутствующим. Учитывая то, что нормы Инструкции на практике имеют для нотариусов руководящий характер, результативное действие ч. 2 ст. 248 ГПК как акта высшей юридической силы не всегда может быть достигнута.

Напротив, если речь идет о возникновении отношений ожоги на основании решения суда, которое уже принято и вступило в законную силу, установлении опеки над имуществом по смыслу абзаца первого пункта 183 Инструкции является для нотариуса обязанности ' заполнить.

2. Опека устанавливается нотариусом по последнему известному месту жительства физического лица.

С целью выявления состава имущества лица, признанного безвестно отсутствующим или место пребывания которого неизвестно, нотариус осуществляет опись имущества по правилам, изложенным в пунктах 190 - 196 Инструкции. В акте описи указываются фамилия, имя ' я, отчество опекуна, наименование документа, удостоверяющего личность, номер, дата выдачи, наименование учреждения, выдавшего этот документ и место жительства опекуна (абзац дев ' пятый пункта 190 Инструкции), в подтверждение установления факта опеки опекуну нотариусом выдается свидетельство (абзац второй пункта 183 Инструкции).

3. ГК общим образом определяет полномочия опекуна. Содержание частей 3 и 4 комментируемой статьи позволяет разделить полномочия опекуна на две группы. К первой из них относятся полномочия, вытекающие из самого факта назначения опекуна; никаких других условий для их осуществления не требуется. К ним относятся: а) принятие выполнения гражданских обязанности ' связей на пользу отсутствующего лица б) погашение за счет принадлежащего ему имущества долгов в) управление имущество в интересах отсутствующего лица.

Таким образом, опекун не только фиксирует наличие обязательства ' язань и прав требования отсутствующего лица, но и имеет право на их реализацию (срок " долги " в словосочетании " погашения долгов " следует, на наш взгляд, толковать широко, относя к нему не выполнены отсутствующим должником обязательства ' Обязательства в целом). Очевидно, что такое право опекуна не относится продолжения осуществления прав и обязанности ' связей, вытекающих из обязательства ' язань, которые прекращаются в связи ' связи с признанием лица безвестно отсутствующим (см. комментарий к ст. 43 ГК).

Обобщающим полномочиями опекуна является управление имуществом в интересах отсутствующего лица. Поскольку ГК не закрепляет ни специального регулирования по осуществлению функций управления опекуном, целесообразно применять нормы главы 70 ГК по договору управления имуществом. Тем более, что ч. 2 ст. 1032 прямо указывает на возможность возникновения договорных отношений управления относительно владельца, который является безвестно отсутствующим, возлагая полномочия учредителя управления в таком случае в орган опеки и попечительства. Правда, основанием для определенных ограничений в применении договорной конструкции управления имуществом в отношении опекуна по ст. 44 является норма ч. 2 ст. 1030 ГК, которая предусматривает, что не могут быть предметом договора управления имуществом денежные средства, кроме случаев, когда такое право прямо установлено законом. В ч. 3, 4 ст. 44 установлено право опекуна на управление имуществом лица в целом, на выдачу за счет этого имущества содержание, но о денежных средствах как о об ' объект управления прямо не говорится, поэтому вопрос о возможности опекуна распоряжаться денежными средствами отсутствующего лица наряду с правом распоряжения другим имуществом вызывает обоснованное сомнение.

Ко второй группе полномочий опекуна включаются те, осуществление которых обусловлено подачей заявления заинтересованными лицами. ГК среди таких полномочий выделяет предоставления содержания за счет имущества отсутствующего лицам, которых он по закону обязательства ' связан содержать. Обязанность ' связки утриманння следуют преимущественно из правоотношений супругов, правоотношения между родителями и детьми, другими родственниками (ст. ст. 75 - 91, ч. 2 ст. 166, ст. 180, 198, 199, 202 - 206, 265 - 274 СК).

4. Согласно комментируемой статьи правоотношения опеки прекращаются: 1) по решению суда, которым отменено предыдущее решение о признании лица безвестно отсутствующим; 2) в случае появления физического лица. Это основание применяется только в отношении физического лица, место пребывания которого было неизвестно и которая не была в судебном порядке признано безвестно отсутствовать.

Содержание абзаца четвертого пункта 183 Инструкции дает возможность присоединить к указанным основаниям прекращения опеки дополнительную - объявления физического лица умершим, вследствие чего имущество бывшей отсутствующего лица превращается в наследственное имущество, подлежащее охране нотариусом.

5. Ст. 44 ГК не позволяет четко определить правовую природу правоотношений с участием опекуна при осуществлении им имущественного ожоги. С одной стороны, имеется сходство этих отношений с правоотношениями законного представительства, ведь опекун, как и представитель совершает сделки в интересах другого лица, ч. 3 ст. 242 ГК говорит о том, что законными представителями, кроме родителей (усыновителей), опекунов (суб ' объектов, осуществляющих личную опеку), в случаях, установленных законом, могут быть и другие лица. С другой стороны, в комментируемой статье не указывается, что опекун совершает сделки от имени лица, признанного безвестно отсутствующим или место пребывания которого неизвестно, что является необходимым признаком представительства (ч. 2 ст. 237 ГК).

Кроме того, остается неопределенным статус органов опеки и попечительства по их возможности контролировать выполнение опекуном своих обязательств ' связей. В частности, возникает вопрос, необходимо ли опекуну получать согласие органов опеки и попечительства по заключению в интересах отсутствующего договора, подлежащего нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации (ст. 71 ГК).