Жилищный кодекс Украины (ЖК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 34. Підстави для признания граждан требующими улучшение жилищных условий
Потребуючими поліпшення житлових умов визнаються граждане:
1) обеспеченные жилой площадью ниже уровня, который определяется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Украинской ССР и Украинским республиканским советом профессиональных союзов
2) проживающие в помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) которые болеют тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи. Перечень указанных заболеваний утверждается Министерством здравоохранения Украинской ССР по согласованию с Украинским республиканским советом профессиональных союзов
4) проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов;
5) проживающие длительное время по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности
6) проживающих в общежитиях.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим оснований, предусмотренных законодательством Союза ССР и Украинской ССР.
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет для получения жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда и вносятся в единый государственный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок ведения которого определяется Кабинетом Министров Украины.
Комментарий
1. В комментируемой статье указывается перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, наличие которых дает право на принятие на квартирный учет.
2. Детализируются положения ст. 34 ЖК Украины в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинская ССР от 11 декабря 1984 N 470 (далее - Правила квартирного учета).
соответствии пп. 1 п. 13 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане обеспеченные жилой площадью ниже уровня, который определяется исполнительными комитетами областных, Киевской и Севастопольской городских Советов народных депутатов совместно с советами профсоюзов. Этот уровень периодически пересматривается указанными органами.
В частности, в Киеве в соответствии с постановлением исполнительного комитета Киевского городского Совета народных депутатов, президиума Киевского городского совета профсоюзов "О порядке применения в Киеве Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР "установлено, что теми, кто нуждается в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие жилплощадь до 7,5 кв. м включительно на каждого члена семьи
Уровень обеспеченности жилой площадью определяется путем деления размера жилой площади занимает лицо или семья на число членов семьи (в том числе бывших членов семьи), проживающих совместно. Если полученный результат окажется ниже учетной нормы, то лицо признаются требующей улучшения жилищных условий на основании п. 1 ст. 34 ЖК РСФСР. При подсчете принимаются во внимание и временно отсутствующие члены семьи, по которым согласно ст. 71 ЖК Украины сохраняется жилое помещение.
3. Основанием для признания лица такой, что нуждается в улучшении жилищных условий и в соответствии взятия его на квартирный учет является заверенный в установленном порядке факт проживания в помещении не соответствует санитарным и техническим требованиям. Постановлением Совета Министров УССР от 26 апреля 1984 N 189 утверждено Положение о порядке обследования состояния жилых домов с целью установления их соответствия санитарным и техническим требованиям и признания жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания. Согласно этому Положение жилые дома государственного и общественного жилищного фонда подлежат плановому сплошном обследованию с целью установления их соответствия санитарным и техническим требованиям.
Обследование состояния жилых домов производится инженерно-техническими работниками жилищно-эксплуатационных организаций с участием представителей общественности. В случае необходимости к обследованию жилых домов привлекаются специалисты проектных и научно-исследовательских организаций и органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Если эксплуатация домов ведомственного или общественного жилищного фонда осуществляется непосредственно соответствующим предприятием, учреждением, организацией, то обследование этих домов по ходатайством такого предприятия, учреждения, организации осуществляется жилищно-эксплуатационной организацией, определенной исполнительным комитетом местного совета.
На підставі матеріалів обстеження стану жилих будинків житлово-експлуатаційна організація визначає дома, отвечающие санитарным и техническим требованиям и составляет об этом соответствующий акт, который утверждается руководителем указанной организации. Если во время обследования состояния жилых домов будет выявлено несоответствие санитарным и техническим требованиям этих домов (жилых помещений), которую можно и целесообразно устранить путем проведения капитального ремонта, жилищно-эксплуатационная организация решает в установленном порядке вопрос о проведении такого ремонта.
В случае невозможности или нецелесообразности проведения капитального ремонта жилищно-эксплуатационная организация вносит в исполкома районного, городского, районного в городе совета с предложением о признании жилого дома (жилого помещения) таким, что не отвечает указанным требованиям и является непригодным для проживания. При этом прилагаются следующие документы: а) акт обследования состояния жилого дома с соответствующим выводом б) технический паспорт жилого дома с данными о его физический износ в) заключение проектной или научно-исследовательской организации (при необходимости) относительно технического состояния жилого дома (жилого помещения) и о невозможности или нецелесообразности проведения капитального ремонта дома (жилого помещения) г) заключение органа или учреждения санитарно-эпидемиологической службы по соответствии жилого дома (жилого помещения) требованиям.
Признание жилого дома (жилого помещения) несоответствующим санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания принимается решением исполкома районного, городского, районного в городе совета. Если жилой дом (жилое помещение) признан исполнительным органом местного самоуправления несоответствующим санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания, исполнительный орган соответствующего местного совета вносит в областной, городской совет депутатов предложение об использовании этого здания (помещения) в других целях или о сносе дома.
4. Признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи. Министерством здравоохранения СССР приказом N 52 от 08.02.85 г. был утвержден Перечень хронических заболеваний, при которых лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи. Этот Перечень включает: I. Заболевания сердечно-сосудистой системы; II. Заболевания органов дыхания; III. Заболевания опорно-двигательного аппарата; IV. Нервно-сосудистые заболевания; V. Психические заболевания; VI. Туберкулез легких и других органов; VII. Заболевания кожи; VIII. Другие заболевания. Приказом МЗ Украины N 91 от 27 апреля 1993 перечень хронических заболеваний был соответственно дополнен.
Требования, которым должны отвечать жилой условия больных хроническими заболеваниями, устанавливаются медицинским заключением, которое выдает врачебно-консультационная комиссия лечебно-профилактического учреждения. Предоставляя вывод, врачебная комиссия не проверяет жилищных условий больного, а исходит лишь из медицинских критериев. Наличие или отсутствии оснований для принятия больного квартирный учет устанавливает исполнительный орган местного совета.
5. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов.
соответствии со ст. 91 ЖК Украины наниматель жилого помещения вправе с согласия членов семьи, проживающих вместе с ним, и с согласия наймодателя сдавать в поднаем жилое помещение. Наниматель может сдать в поднаем часть жилого помещения, а в случае временного выезда - все помещение. Для сдачи в поднаем жилого помещения в квартире, в которой проживает два или больше съемщики, нужно также согласие этих нанимателей и членов их семей, за исключением случаев сдачи жилого помещения в поднаем в связи с временным выездом всей семьи. Договор поднайма заключается в письменной форме.
Договором поднайма может быть предусмотрено, что вместе с поднаемщиком в предоставленное ему жилое помещение вселяются и члены его семьи. Сдача жилого помещения в поднаем не допускается, если: 1) в результате вселения поднанимателя размер жилой площади, который будет приходиться на каждое лицо, которое проживает в этом помещении, будет меньше установленного для предоставления жилых помещений, 2) как поднаниматель жилого помещения или член его семьи в квартиру, в которой проживает два или больше съемщиков вселяется лицо, которое болеет тяжелой формой хронического заболевания, в связи с чем не может проживать в такой квартире.
6. Проживание длительное время по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности признается жилищным законодательством самостоятельной основанием для зачисления на квартирный учет. При этом ЖК Украины четко не определил время в течение которого лицо - наниматель получает право признаваться нуждающимся улучшения жилищных условий, указывая лишь на продолжительность такого проживания.
Правила квартирного учета конкретизировали этот период отметив, что на квартирный учет берутся граждане, проживающие не менее 5 лет по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности
7. Основанием для взятия на квартирный учет также признается жительства гражданина в общежитии. Закрепление этой правовой основы связано с особым правовым режимом общежитий, специфическими условиями проживания в таких помещениях. Общежитиями есть специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома, используемые для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы (ч. 1 ст. 127 ЖК Украины).
Таким образом, общежития предназначены для временного проживания. Однако, следует учитывать, что положения п. 6 ст. 34 ЖК Украины не распространяется на лиц, которые не являются постоянными жителями соответствующего населенного пункта.
8. В ч. 2 комментируемой статьи содержит правило, что граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, предусмотренным законодательством. В частности, следующих основания признания гражданина таким, нуждающейся в улучшении жилищных условий определены в Правилах квартирного учета.
К таким лицам относятся граждане, проживающие в одной комнате по две и более семьи, независимо от родственных отношений, или лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов. Правила квартирного учета в пункте 14 предусматривают льготные основания для принятия на квартирный учет определенных категорий граждан. Такими, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признаются также граждане, проживающие в коммунальных или неблагоустроенных относительно условий данного населенного пункта квартирах, лица, принадлежащие к инвалидов войны, лица, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты"; Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней, участники боевых действий и участники войны; работники, которые длительное время добросовестно проработали на одном предприятии, в учреждении, организации.
Продолжительность добросовестной работы на одном предприятии, в учреждении, организации устанавливается: для постановки на учет по месту работы - трудовым коллективом предприятия, учреждения, организации, а по месту жительства - исполнительным комитетом Совета народных депутатов данного населенного пункта вместе с советом профсоюза, но не может быть менее 15 лет.
До этого периода включается также: 1) время, когда работник предприятия, учреждения, организации находился на срочной военной или альтернативной (невоенной) службе или на выборной должности при условии возвращения после увольнения с военной службы или окончания полномочий по выборной должности на место прежней работы
2) время на другом предприятии, в учреждении, организации в случае их реорганизации, а также перевод работника по распоряжению вышестоящих органов или по решению соответствующих партийных, советских, профсоюзных и других органов на работу на вновь созданное предприятие, в организацию, расположенные в том же населенном пункте.
По решению трудовых коллективов предприятий и организаций в коллективных договорах могут предусматриваться для рабочих и служащих, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений льготные основания признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий при обеспечении жилой площадью по месту работы.