Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 328. Розголошення державної таємниці

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи ' связи с выполнением служебных обязанностей ' связей, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа - наказывается лишением свободы на срок от двух до ' пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия, - Наказывается лишением свободы на срок от ' пяти до восьми лет.

Комментарий :

1 . Об ' объект этого преступления аналогичный о ' ектови преступления, предусмотренного ст. 328.

2. Предметом преступления являются: 1) документы, содержащие государственную тайну, 2) другие материальные носители секретной информации, содержащих государственную тайну, 3) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну.

Документ - это предусмотренная законом материальная форма получения, хранения, использования и распространения информации путем фиксации ее на бумаге, магнитной, кино-, видео-, фотопленке или на другом носителе. Это могут быть книги, брошюры, рукописи (например, оперативно-розыскные дела, диссертации и авторефераты диссертаций, дипломные работы), отдельные листы бумаги (Скажем, выданные для заметок во время проведения совещаний или экзаменов), карты, схемы, планы, фотонегативы и фотографии, кино-и видеоленты, магнитные диски и т.д..

К других материальных носителей секретной информации могут быть отнесены не предусмотренные законодательством формы хранения секретной информации (зарегистрированные в установленном порядке блокноты, " черновики " т.д., в которых сделано выписки из соответствующих документов).

Предметы , сведения о которых составляют государственную тайну, - это комплексы, системы, средства, отдельные агрегаты, блоки, узлы, приборы, материалы, химические продукты, аппаратура, оборудование, макеты, образцы и другие материальные носители информации, составляющей государственную тайну, не являются документами (Образцы оружия, военной и специальной техники, оборудования, топлива, сырья и т.д.).

3. С о ' объективной стороны это преступление сформулирован как преступление с материальным составом и заключается в двух взаимосвязанных ' связанных фактах, первый из которых является причиной, а второй - следствием:

1 ) нарушение лицом, которому было доверено материальные носители секретной информации, содержащей государственную тайну, или предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, установленного законом порядка обращения с ними

2) потеря указанных материальных носителей информации или предметов. Между этими фактами обязанности ' обязательно должна быть непосредственной причинная связь ' связь.

Нарушение порядка обращения с указанными материальными носителями информации или предметами содержит состав преступления, предусмотренного ст. 329, только в случае, если оно касалось порядка, установленного именно законом, а не каким-либо другим нормативно-правовым актом, и может состоять в несоблюдении: а) режима секретности при работе с соответствующими документами или предметами: неправильная организация учета тайных предметов (например, передачи их другим работникам без оформления в соответствующих учетных документах), отсутствие надлежащей охраны помещений, где сосредоточены секретные документы, несоблюдение надлежащих условий транспортировки таких документов (предметов) (например, пересылка обычными средствами почтовой связи ' связи вместо фельд ' егерского или других специальных средств связи ' связи), работа с секретными документами в условиях, не гарантируют их сохранность (скажем, в местах, которые не ограничивают свободный доступ к ним посторонних лиц) б) правил тайного делопроизводства: передача секретных документов на доклад, ознакомления или исполнение без надлежащего оформления такой передачи, несанкционированное изготовление копий секретных документов и т.д..

Ключевым понятием в данном составе преступления является понятие " потеря ". Потеря предусматривает выход хотя бы одного носителя информации, содержащей государственную тайну, или предмета, сведения о котором составляют такую они были доверены, с ее правомерного владения - навсегда или на время.

Преступление следует считать оконченным с момента потери носителя информации (предмета), независимо от того, ознакомились с ним посторонние лица. Однако, если в результате потери такого носителя информации (Предмета) с ним реально не имели возможности ознакомиться посторонние лица (например, если утрата предмета была совмещена с его немедленным уничтожением), состав этого преступления отсутствует, ведь жаль об ' объекта в таком случае причиняется.

В случаях, когда в результате потери указанного носителя информации (предмета) на территории режимного о ' объекта с ним ознакомились только лица, имевшие соответствующий допуск, это деяние может рассматриваться с учетом правил ч. 2 ст. 11 как такое, что в силу малозначительности не представляет общественной опасности.

Если нарушение порядка обращения с указанными носителями информации (предметами) не повлекло их потери, или если их потеря не была результатом нарушения указанного порядке (например, документ похищен у работника фельд ' егерского н ' связи во время грабежа или разбойного нападения), уголовная ответственность по ст. 329 исключается.

При отсутствии признаков шпионажа передачи третьему лицу указанного документа (материала, предмета) для ознакомления с ним квалифицируется по ст. 328 как разглашение государственной тайны.

4. Сб ' объектом преступления является лицо, которое имело соответствующий допуск к документам или других материальных носителей секретной информации, содержащих государственную тайну, а также к предметов, сведения о которых составляют государственную тайну. О понятии такого лица см.. комментарий к ст. 328.

Военнослужащие и военнообязанных ' связаны во время прохождения ими сборов за потерю документов, материалов, содержащих государственную тайну в сфере обороны, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну в любой сфере, несут ответственность по ч. 2 ст. 422, а за потерю документов и материалов, содержащих государственную тайну в других сферах, - по ст. 329.

5. Сб ' объективная сторона преступления характеризуется умыслом или неосторожности деяние (нарушение установленного законом порядка обращения с соответствующими носителями секретной информации или предметами) и неосторожностью к последствиям в виде потери указанных носителей информации (предметов), а также к тяжелым последствиям.

Умышленное уничтожение или сокрытие документов, содержащих государственную тайну, совершенное, например, с целью мести лицу, которому они были доверены, должно квалифицироваться по ст. 357.

Для квалификации этого преступления имеет существенное значение, может ли потеря указанных материальных носителей секретной информации (предметов) в результате действий или бездействия лица, осуществлявшего владения ими, или вследствие умышленных действий других лиц (например, кражи документа подчиненным) или их неосторожности (неосторожного выбрасывания уборщицей документа в мусор и т.д.). Поскольку уголовная ответственность базируется на принципе суб ' объективного отношения в вину отсутствие вины лица исключает привлечения его к уголовной ответственности. При этом вина, как и в других составах преступлений, рассматривается отдельно в отношении действий и в отношении последствий. Так, если лицо не убрала секретный документ в сейф во время, когда она не работает с ним, она умышленно или по неосторожности нарушила порядок обращения с этим документом. Вины же лица в том, что документ украден или уничтожен третьим лицом, нет. Ведь действия других лиц, если субъект ' объект не находится с ними в сговоре, вообще находятся за пределами его психического отношения. Наличие вины только о нарушении указанного порядка может повлечь только дисциплинарную ответственность лица.

От разглашение государственной тайны преступление, предусмотренное ст. 329, отличается основном содержанием субъектов ' объективной и о ' объективной стороны. Кроме того, в отличие от разглашения государственной тайны, ответственность за утрату материальных носителей информации, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, несут только лица, которым эти документы (предметы) было доверено.

Во многих случаях, когда носитель (предмет) потерян, бывает невозможным установить, где именно и при каких обстоятельствах он вышел из владения лица, которому был доверен. Если всесторонне и о ' объективно проверено различные версии (документ похищен коллегой, который работает в этом же кабинете, документ уничтожено вместо другого, документ уничтожен, но его забыли снять с учета и т.д.), но ни одна из них не нашла подтверждения, лицо, которому документ было доверено, согласно ст. 62 Конституции Украины не может нести ответственность по ст. 329. В таком случае речь может идти только о дисциплинарной ответственности.

Как служебная халатность по статьям 367 (425) потеря материального носителя информации, содержащей государственную тайну, или предмета, сведения о котором составляют такую невыполнения или ненадлежащего выполнения им служебных обязанностей ' связей через недобросовестное отношение к ним.

6. Квалифицированным видом рассматриваемого преступления является потеря материального носителя информации, содержащей государственную тайну, или предмета, сведения о котором составляют такую <Стаття 327 | Стаття 328 | Стаття 329 >