Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 41. Земельные участки жилищно-строительных (жилищных) и гаражно-строительных кооперативов
1. Жилищно-строительным (жилищным) и гаражно-строительным кооперативам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для жилищного и гаражного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду в размере, устанавливается в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
2. Жилищно-строительные (жилищные) и гаражно-строительные кооперативы могут приобретать земельные участки в собственность по гражданско-правовым соглашениями.
Комментарий
В ч. 1.
1. Правосубъектность кооперативов. Правосубъектность, в том числе земельный, жилищно-строительных (жилищных) и гаражно-строительных кооперативов определяется Законом Украины "О кооперации", положениями актов хозяйственного и гражданского законодательства о юридическом лице и предприятие, уставами соответствующих кооперативов. В части, не противоречащей действующему законодательству Украины, применяются Примерный устав жилищно-строительного кооператива, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 30.04.85 N 186, а также Примерный устав кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей мотоциклов, находящихся в личной собственности граждан, утв. постановлением Совета Министров УССР от 16.11.62 N 1318. По типу такие кооперативы являются обслуживающими (ст. 6 Закона Украины "О кооперации").
2. Приватизация земельных участков кооперативами. Комментируемая норма предусматривает возможность безвозмездной передачи кооперативу в собственность земельных участков государственной или коммунальной собственности, причем, по буквальному смыслу статьи, без применения норм бесплатной приватизации.
Следует отметить, что в ч. 1 ст. 41 ЗКУ говорится именно о приватизации участков кооперативами как юридическими лицами. Системное толкование ст. 41 ЗКУ в сочетании положению ЗКУ о приватизации земель гражданами не дает оснований считать, что земельные участки кооперативов могут быть приватизированы гражданами - членами кооператива. Ч. 3 ст. 116 Кодекса ("Основания приобретения права на землю") среди различных способов приобретения земельных участков гражданам не упоминает возможность получения гражданами земельных участков жилищно-строительных (жилищных) и гаражных кооперативов.
При этом возможность бесплатной приватизации земельных участков кооперативами как юридическими лицами не получила развития в ЗКУ - Кодекс не предусматривает процедуры бесплатного приобретения земельных участков юридическими лицами, а также не определяет компетенцию органов исполнительной власти по этому вопросу.
Законодательная неурегулированность приводит к попыткам восполнить пробел в правовом регулировании путем правотворчества на местном уровне. Так, в городе Киеве принято решение Киевсовета "О порядке передачи (предоставления) земельных участков в пользование или в собственность в городе Киеве" от 15.07.2004 N 457/1867, которым предусмотрена процедура приватизации земельных участков жилищно-строительными (жилищными) и гаражно-строительными кооперативами. Законность таких действий выглядит сомнительной, учитывая, что закон не предоставляет полномочий муниципалитетам определять соответствующую процедуру, а согласно ст. 14 Конституции Украины право собственности на землю приобретается "исключительно в соответствии с законом ".
Таким образом, действующее земельное законодательство содержит немало пробелов и противоречивых вопросов относительно передачи в собственность земельных участков жилищно-строительным (жилищным) и гаражно-строительным кооперативам. Очевидно, это и привело в свое время к практически полного отсутствия практики приватизации земельных участков такими кооперативами. Положения Кодекса в соответствующей части пока остаются в основном неработающими.
Разом із цим слід зазначити, що практика поступово починає з'являтись попри відсутність процедурного обеспечение передачи земельных участков в собственность жилищно-строительным (жилищным) и гаражно-строительным кооперативам земельных. Так, например, решением Ялтинской горсовета от 23.03.2010 N 472 дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка гаражно-строительному кооперативу. Нерешенным также остается вопрос допустимой площади земельного участка, которая может быть передана в собственность такому юридическому лицу. Учитывая изложенное, считаем, что с учетом состояния правового регулирования практика реализации комментируемой нормы являются несколько неоднозначной.
3. Предоставление жилищно-строительным (жилищным) и гаражно-строительным кооперативам земельных участков в аренду. Положение комментируемой статьи о возможности аренды земельных участков кооперативами ни регулятивного значения не имеет. Такая возможность существует независимо от упоминания о ней в комментируемой норме.
4. Размер земельных участков. Согласно комментируемой норме размер земельных участков кооперативов "определяется в соответствии с утв. градостроительной документации "(относительно понятия" градостроительная документация "см.. комментарий к ст. 39 Кодекса). Такое определение осуществляется не произвольно, а с учетом соответствующих нормативных документов, прежде всего, ДБН 360-92 ** "Планировка и застройка городских и сельских поселений", ДБН Б.2.4-1-94 "Планировка и застройка сельских поселений", ДБН В.2.2-15-2005 "Здания и сооружения. Жилые дома. Основные положения ". Земельные участки жилищно-строительных (жилищных) кооперативов имеют правовой режим придомовых территорий многоквартирных жилых домов (см. комментарий к ч. 1 ст. 42 ЗКУ).
К ч.2 . Как и положение по аренде земельных участков в ч. 1, указание ч. 2 комментируемой статьи на возможность приобретения кооперативами земельных участков по гражданско-правовым договорам не имеет никакого регулятивного значения.