З А К О Н У К Р А И Н Ы
О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1998, N 34, ст.227) {С изменениями, внесенными Законом N 1096-IV ( 1096 -15 ) от 10.07.2003, ВВР, 2004, N 6, ст.38} {Официальное толкование к Закону см.. в Решении Конституционного Суда N 35-рп/2009 ( v035p710-09 ) от 24.12.2009} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 4719-VI ( 4719 -17 ) от 17.05.2012 N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012 < br> N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет правовые и организационные основы функционирования системы мероприятий по решению коллективных трудовых споров (конфликтов) и направлен на осуществление взаимодействия сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов), которые возникли между ними. Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Сфера действия Закона Установленные настоящим Законом нормы распространяются на наемных работников и организации, созданные ими в соответствии с законодательства для представительства и защиты их интересов, и на работодателей, организации работодателей и их объединения. {Часть первая статьи 1 с изменениями, внесенными Законом N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} Наемный работник - физическое лицо, работающее по трудовому договору на предприятии, в учреждении и организации, в их объединениях или у физических лиц, использующих наемный труд. Работодатель - юридическое (предприятие, учреждение, организация) или физическое лицо, которое в рамках трудовых отношений использует труд физических лиц. {Статья 1 дополнена частью третьей согласно Закону N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} Статья 2. Понятие коллективного трудового спора (конфликта) Коллективный трудовой спор (конфликт) - это разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений, по: а) установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта; б) заключению или изменению коллективного договора, соглашения; в) выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений; г) невыполнение требований законодательства о труде. Статья 3. Стороны коллективного трудового спора (конфликта) Сторонами коллективного трудового спора (конфликта) являются: {Изменения в абзац первый части первой статьи 3 см. в Законе N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} на производственном уровне - наемные работники (отдельные категории наемных работников) предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений или первичная профсоюзная или иная уполномоченное наемными работниками организация и работодатель. По поручению интересы работодателя в коллективном трудовом споре (конфликте) может представлять другое лицо, организация работодателей, объединения организаций работодателей {Абзац второй части первой статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1096-IV ( 1096-15 ) от 10.07.2003} {Изменения с абзацем вторым части первой статьи 3 см. в Законе N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} {Абзац второй части первой статьи 3 с изменениями , внесенными согласно Закону N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} на отраслевом, территориальном уровнях - наемные работники предприятий, учреждений, организаций одной или нескольких отраслей (профессий) или административно-территориальных единиц или профсоюза, их объединения или другие уполномоченные этими наемными работниками органы и организации работодателей, их объединения или центральные органы исполнительной власти, или местные органы исполнительной власти, действующих на территории соответствующего административно-территориальной единицы {Изменения абзаца третьего части первой статьи 3 см. в Законе N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} {Абзац третий части первой статьи 3 с изменениями , внесенными согласно Закону N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} на национальном уровне - наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы или их объединения или другие уполномоченные наемными работниками органы и всеукраинские об "Объединение организаций работодателей или Кабинет Министров Украины. {Абзац четвертый части первой статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} Уполномоченный наемными работниками на представительство орган является единственным полномочным представителем наемных работников до момента прекращения такого спора (конфликта). Статья 4. Формирование требований наемных работников, профсоюзов Требования наемных работников на производственном уровне формируются и утверждаются общим собранием (конференцией) наемных работников или формируются путем сбора подписей и считаются действующими при наличии не менее половины подписей членов трудового коллектива предприятия, учреждения, организации или их структурного подразделения. Вместе с выдвижением требований собрание (конференция) наемных работников определяют орган или лицо, которые будут представлять их интересы. Требования наемных работников на отраслевом, территориальном или национальном уровнях формируются и утверждаются: в случаях, когда интересы наемных работников представляет профсоюз, объединение профсоюзов - решением выборного органа соответствующего профсоюза, объединения профсоюзов; в случаях, когда интересы наемных работников представляют другие уполномоченные ими организации (органы) - конференцией представителей предприятий, учреждений, организаций, избранных собранием (конференцией) работников предприятий, учреждений, организаций, находятся в состоянии трудового спора (конфликта). Требования наемных работников, профсоюзы или объединения профсоюзов оформляются соответствующим протоколом и направляются работодателю или уполномоченному им лицу, организации работодателей, объединению организаций работодателей . {Часть третья статьи 4 с изменениями, внесенными Законом N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} Статья 5. Порядок и сроки рассмотрения требований наемных работников или профсоюза Работодатель или уполномоченное им лицо, организация работодателей, объединения организаций работодателей обязаны рассмотреть требования наемных работников, категорий наемных работников, коллектива работников или профсоюзы и сообщить их представителей о своем решении в трехдневный срок со дня получения требований. {Часть первая статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законам N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012, N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} Если удовлетворение требований выходит за пределы компетенции работодателя или уполномоченного им лица, организации работодателей, объединения организаций работодателей, они обязаны отправить их в трехдневный срок со дня получения требований владельцу или к соответствующего вышестоящего органа управления, который имеет право принять решение. При этом срок рассмотрения требований наемных работников каждой инстанцией не должен превышать трех дней. {Часть вторая статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законам N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012, N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} Общий срок рассмотрения требований и принятия решения (с учетом времени пересылки) не должен превышать тридцати дней со дня получения этих требований работодателем или уполномоченным им лицом, организацией работодателей, объединением организаций работодателей до момента получения наемными работниками или профсоюзом сообщение от работодателя, уполномоченного им лица, организации работодателей, объединения организаций работодателей, владельца, соответствующего вышестоящего органа управления о принятом решения. {Часть третья статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012, в редакции Закона N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} Решение работодателя, уполномоченного им лица, организации работодателей, объединения организаций работодателей, владельца, соответствующего вышестоящего органа управления излагается в письменной форме и не позднее следующего дня направляется уполномоченному представительному органу другой стороны коллективного трудового спора (конфликта) вместе с социально-экономическим обоснованием. {Изменения в части четвертой статьи 5 см.. в Законе N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} {Часть четвертая статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} Статья 6. Момент возникновения коллективного трудового спора (конфликта) Коллективный трудовой спор (конфликт) возникает с момента уполномоченный представительный орган наемных работников, категории наемных работников, коллектива работников или профсоюза получил от работодателя, уполномоченного им лица, организации работодателей, объединения организаций работодателей уведомления о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований и принял решение о несогласии с решением работодателя, уполномоченного им лица, организации работодателей, объединения организаций работодателей или когда сроки рассмотрения требований, предусмотренных настоящим Законом, закончились, а ответа от работодателя, уполномоченного им лица, организации работодателей, объединения организаций работодателей не поступило. {Часть первая статьи 6 с изменениями, внесенными Законом N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} О возникновении коллективного трудового спора (конфликта) орган, представляющий интересы наемных работников или профсоюза, обязан в трехдневный срок письменно проинформировать работодателя, местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по местонахождению предприятия и Национальную службу посредничества и примирения. {Часть вторая статьи 6 с изменениями, внесенными Законом N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} {Изменения к статье 6 см. в Законе N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} Р а з д е л II разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) Статья 7. Последовательность рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора (конфликта) Рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) осуществляется по вопросам, предусмотренным: пунктами "а" и "б" статьи 2 настоящего Закона, - примирительной комиссией, а в случае непринятия решения в сроки, установленные статьей 9 настоящего Закона, - трудовым арбитражем; пунктами "в" и "г" статьи 2 настоящего Закона, - трудовым арбитражем. Статья 8. Примирительная комиссия Примирительная комиссия - орган, предназначенный для выработки решения, что может удовлетворить стороны коллективного трудового спора (конфликта), и состоящий из представителей сторон. Примирительная комиссия создается по инициативе одной из сторон на производственном уровне - в трехдневный, на отраслевом или территориальном уровне - в пятидневный на национальном уровне - в < br> десятидневный срок с момента возникновения коллективного трудового спора (конфликта) из равного числа представителей сторон. Порядок определения представителей в примирительную комиссию определяется каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта) самостоятельно. На время ведения переговоров и подготовки решения примирительной комиссии ее членам предоставляется свободное от работы время. В случае необходимости примирительная комиссия: привлекает в свой состав независимого посредника консультируется со сторонами коллективного трудового спора (конфликта), центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и другими заинтересованными органами. Организационное и материально-техническое обеспечение работы примирительной комиссии осуществляется по договоренности сторон, а если стороны не достигли согласия - в равных долях. Статья 9. Порядок разрешения коллективного трудового спора (конфликта) примирительной комиссией Стороны коллективного трудового спора (конфликта) обязаны предоставлять примирительной комиссии информацию, необходимую для ведения переговоров. Члены примирительной комиссии не имеют права разглашать сведения, являющиеся государственной или другой защищенной законом тайной. Коллективные трудовые споры (конфликты) рассматриваются производственной примирительной комиссией в пятидневный, отраслевой и территориальной примирительной комиссии - в десятидневный, примирительной комиссией на национальном уровне - в пятнадцатидневный срок с момента образования комиссий. По соглашению сторон эти сроки могут быть продолжены. Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные этим решением. После принятия решения относительно решения коллективного трудового спора (конфликта) примирительная комиссия прекращает свою работу. Статья 10. Независимый посредник Независимый посредник - определенное по совместному выбору сторон лицо, способствующее установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, участвует в выработке примирительной комиссией взаимоприемлемого решения. Статья 11. Трудовой арбитраж Трудовой арбитраж - орган, состоящий из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает решение по сути трудового спора (конфликта). Трудовой арбитраж создается по инициативе одной из сторон или независимого посредника в трехдневный срок в случае: неприятие примирительной комиссией согласованного решения по разрешения коллективного трудового спора (конфликта) по вопросам, предусмотренных пунктами "а" и "б" статьи 2 настоящего Закона; возникновения коллективного трудового спора (конфликта) по вопросам, предусмотренных пунктами "в" и "г" статьи 2 настоящего Закона. Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по соглашению сторон. Председатель трудового арбитража избирается из числа его членов. В состав трудового арбитража могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и иные лица. Организационное и материально-техническое обеспечение работы трудового арбитража осуществляется по договоренности сторон, а если стороны не достигли согласия - в равных долях. Статья 12. Порядок разрешения коллективного трудового спора (конфликта) трудовым арбитражем Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон, а в случае потребности - представителей других заинтересованных органов и организаций. Трудовой арбитраж должен принять решение в десятидневный срок со дня его создания. По решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продлен до двадцати дней. Решение трудового арбитража принимается большинством голосов его членов, оформляется протоколом и подписывается всеми его членами. Члены трудового арбитража не имеют права разглашать сведения, являющиеся государственной тайной или другой защищенной законом тайной. Решение трудового арбитража о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) является обязательным для исполнения, если стороны об этом предварительно договорились. Статья 13. Обязанности и права сторон коллективного трудового спора (конфликта) Ни одна из сторон коллективного трудового спора (конфликта) не может уклоняться от участия в примирительной процедуре. Стороны коллективного трудового спора (конфликта), примирительная комиссия и трудовой арбитраж обязаны использовать для урегулирования коллективного трудового спора (конфликта) все возможности, не запрещенные законодательством. Если примирительные органы не смогли урегулировать разногласия между сторонами, причины разногласий с обоснованием позиций сторон в письменной форме доводятся до сведения каждой из сторон коллективного трудового спора ( конфликта). В этом случае наемные работники или уполномоченный ими орган или профессиональный союз имеют право с целью выполнения выдвинутых требований применять все разрешенные законодательством средства. Статья 14. Гарантии независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей Независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей на время работы в примирительных органах, созданных в соответствии с настоящим Законом, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также на них распространяются гарантии, предусмотренные Кодексом законов о труде Украины ( 322-08 ) для выборных профсоюзных работников, членов советов (правлений) предприятий и советов трудовых коллективов. независимого посредника, членов примирительной комиссии и трудового арбитража оплата труда в размере не менее среднемесячной заработной платы и возмещения расходов, связанных с участием в примирительной процедуре, осуществляются за счет сторон коллективного трудового спора (конфликта) по договоренности, а если стороны не достигли согласия - в равных долях. Статья 15. Национальная служба посредничества и примирения С целью содействия улучшению трудовых отношений и предотвращения возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов), их прогнозирования и содействия своевременному их разрешению, осуществления посредничества для решения таких споров (конфликтов) Президентом Украине образуется Национальная служба посредничества и примирения. Национальная служба посредничества и примирения состоит из высококвалифицированных специалистов и экспертов по вопросам решения коллективных трудовых споров (конфликтов) и имеет свои отделения в Автономной Республике Крым и областях. Решение Национальной службы посредничества и примирения должны рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта) и соответствующими центральными или местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Национальная служба посредничества и примирения финансируется за счет средств Государственного бюджета Украины. Положение о Национальной службе посредничества и примирения утверждается Президентом Украины. К компетенции Национальной службы посредничества и примирения относится: осуществление регистрации выдвинутых работниками требований и коллективных трудовых споров (конфликтов); анализ требований, выявление и обобщение причин коллективных трудовых споров (конфликтов), подготовка предложений для их устранения; подготовка посредников и арбитров, специализирующихся на решении коллективных трудовых споров (конфликтов); формирование списков арбитров и посредников; проверка, в случае необходимости, полномочий представителей сторон коллективного трудового спора (конфликта); посредничество в разрешении коллективного трудового спора (конфликта); привлечение к участию в примирительных процедурах народных депутатов Украине, представителей государственной власти, органов местного самоуправления. Национальная служба посредничества и примирения и ее отделения проводят оценку соответствия критериям репрезентативности, подтверждения репрезентативности профсоюзов, их организаций и объединений, организаций работодателей и их объединений для участия в коллективных переговорах по заключению генеральной, отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, избрания (делегирования) представителей в трехсторонних или двусторонних органов социального диалога, участия в международных мероприятиях. {Статья 15 дополнена частью седьмой по закону N 4719-VI ( 4719-17 ) от 17.05.2012} Порядок оценки соответствия критериям репрезентативности и подтверждения репрезентативности субъектов сторон профсоюзов и работодателей утверждается Национальной службой посредничества и примирения после согласования сторонами социального диалога на национальном уровне. {Статья 15 дополнена частью восьмой по закону N 4719-VI ( 4719-17 ) от 17.05.2012} Для выполнения задач, предусмотренных Законом Украины "О социальном диалоге в Украине" ( 2862 - 17 ), Национальная служба посредничества и примирения и ее отделения обращаются с запросами в органы юстиции, статистики, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получают необходимую информацию в установленном законодательством порядке. {Статья 15 дополнена частью девятой согласно Закону N 4719-VI ( 4719-17 ) от 17.05.2012} Национальная служба посредничества и примирения и ее отделение по результатам оценки соответствия критериям репрезентативности и подтверждения репрезентативности принимают соответствующие решения согласно Закону Украины "О социальной диалог в Украине "( 2862-17 ) и ведут реестр субъектов стороны профсоюзов и стороны работодателей. {Статья 15 дополнена частью десятой по закону N 4719-VI ( 4719-17 ) от 17.05.2012} Статья 16. Взаимодействие Национальной службы посредничества и примирения со сторонами коллективного трудового спора (конфликта) Национальная служба посредничества и примирения по просьбе сторон коллективного трудового спора (конфликта) предлагает кандидатуры независимых посредников, членов трудового арбитража, координирует работу трудового арбитража, направляет своих специалистов, экспертов для участия в работе примирительных органов. Представители Национальной службы посредничества и примирения могут участвовать в разрешении коллективного трудового спора (конфликта) на всех его стадиях. Стороны коллективного трудового спора (конфликта) после соблюдения предусмотренной настоящим Законом примирительной процедуры должны право обратиться за содействие в решении этого спора (конфликта) в Национальную службу посредничества и примирения, которая рассматривает все материалы и в десятидневный срок направляет сторонам свои рекомендации. Если в требованиях наемных работников или профсоюза содержатся вопросы, решение которых в соответствии с законодательством отнесены к компетенции центральных или местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, Национальная служба посредничества и примирения направляет свои рекомендации вместе с соответствующими материалам руководителям этих органов, которые должны их рассмотреть в семидневный срок и проинформировать о принятых ими решениях стороны коллективного трудового спора (конфликта) и Национальную службу посредничества и примирения. Р а з д е л III ЗАБАСТОВКА Статья 17. Забастовка Забастовка - это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения ) в целях разрешения коллективного трудового спора (конфликта). Забастовка применяется как крайнее средство (когда все остальные возможности исчерпаны) разрешения коллективного трудового спора (конфликта) в связи с отказом работодателя или уполномоченного им лица, организации работодателей, объединения организаций работодателей удовлетворить требования наемных работников или уполномоченного ими органа, профсоюза, объединения профсоюзов или уполномоченного им (ими) органа. {Часть вторая статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} {Статья 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} Статья 18. Право на забастовку Согласно статье 44 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается настоящим Законом. Забастовка может быть начато, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (конфликта) или работодатель или уполномоченное им лицо, организация работодателей, об "Объединение организаций работодателей уклоняется от примирительных процедур или не выполняет соглашения, достигнутого в ходе решения коллективного трудового спора (конфликта). {Часть третья статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} {Изменения к статье 18 см. в Законе N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} Статья 19. Решение об объявлении забастовки Решение об объявлении забастовки на предприятии принимается за представлению выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя) или иной организации наемных работников, уполномоченного согласно статье 3 настоящего Закона представлять интересы наемных работников, общим собранием (конференцией) наемных работников путем голосования и считается принятым, если за него проголосовало большинство наемных работников или две трети делегатов конференции. Решение об объявлении забастовки оформляется протоколом. (Часть первая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1096-IV ( 1096-15 ) от 10.07.2003) Рекомендации по объявлению или необъявление отраслевого или территориальной забастовки принимаются на отраслевом или территориальном уровнях на конференции, собрании, пленуме или другом выборном органе представителей наемных работников и / или профсоюзов и направляются соответствующим трудовым коллективам или профсоюзам. Наемные работники предприятий отрасли или административно-территориальных единиц самостоятельно принимают решение об объявлении или необъявлении забастовки на своем предприятии. Забастовка считается отраслевым или территориальным, если на предприятиях, на которых объявлена ??забастовка, количество работающих составляет более половины общего количества работающих соответствующей отрасли или территории. Никто не может быть принужден к участию или неучастию в забастовки. Орган (лицо), возглавляющий забастовку, обязан письменно предупредить работодателя или уполномоченного им лица, организации работодателей, объединения организаций работодателей не позднее чем за семь дней до начала забастовки, а в случае принятия решения о забастовке на непрерывно действующем производстве - за пятнадцать дней. {Часть шестая статьи 19 с изменениями, внесенными Законом N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} Работодатель или уполномоченное им лицо, организация работодателей, объединения организаций работодателей обязаны в кратчайший срок предупредить поставщиков и потребителей, транспортные организации, а также другие заинтересованные предприятия, учреждения, организации по решению наемных работников о объявления забастовки. {Часть седьмая статьи 19 с изменениями, внесенными Законом N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} Откуда во время забастовки работников, участвующих в нем участие, определяется органом (лицом), управляющий забастовкой, за согласованию с работодателем. В случае проведения собраний, митингов, пикетов за пределами предприятия орган (лицо), возглавляющий забастовку, должен сообщить о запланированном мероприятии местный орган исполнительной власти или орган < br> местного самоуправления не позднее чем за три дня. {Статья 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} Статья 20. Руководство забастовкой Забастовка на предприятии возглавляет орган (лицо), определяется общим собранием (конференцией) наемных работников при принятии решения об объявлении забастовки. Отраслевой или территориальный забастовку возглавляет (координирует) орган (лицо), определенный конференцией, собранием, пленумом или иным выборным органом представителей наемных работников, профсоюзных или других организаций работников, уполномоченных представлять соответствующие трудовые коллективы. Орган (лицо), возглавляющий забастовку, действует во время забастовки в пределах прав, предусмотренных настоящим Законом, информирует сотрудников о ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта) . Полномочия органа (лица) как руководителя забастовки прекращаются, если стороны подписали соглашение об урегулировании коллективного трудового спора (конфликта), а также в случае принятия решения об отмене или о прекращении забастовки. Статья 21. Заключение соглашения о разрешении коллективного трудового спора (конфликта), контроль за ее выполнением Во время забастовки стороны коллективного трудового спора (конфликта) обязаны продолжать поиск путей ее решения, используя для этого все имеющиеся возможности. Соглашение о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) подписывается руководителем или другим полномочным представителем органа, возглавляющего забастовку, и работодателем или уполномоченным им лицом, головой организации работодателей, объединения организаций работодателей. {Часть вторая статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} Контроль за выполнением условий этого соглашения осуществляется сторонами коллективного трудового спора (конфликта) или уполномоченными ими органами (лицами). {Статья 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} Статья 22. Признание забастовок незаконными Незаконными признаются забастовки: а) объявленные с требованиями об изменении конституционного строя, государственных границ и административно-территориального устройства Украине, а также с требованиями, нарушающих права человека; б) объявлены без соблюдения наемными работниками, профсоюзом, объединением профсоюзов или уполномоченными ими органами положений статей 2, 4, 6, частей первой и пятой статьи 12, частей первой, третьей и шестой статьи 19 настоящего Закона; в) начаты с нарушением наемными работниками, профсоюзом, объединением профсоюзов или уполномоченными ими органами требований статьи 20, частей второй и третьей статьи 24 настоящего Закона; г) объявленные и / или проводятся при осуществлении примирительных процедур, предусмотренных настоящим Законом. Статья 23. Решение о признании забастовки незаконной Заявление работодателя или уполномоченного им лица, организации работодателей, объединения организаций работодателей о признании забастовки незаконной рассматривается в судебном порядке. {Часть первая статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 5458-VI ( 5458-17 ) от 16.10.2012} Дело относительно этого заявления должна быть рассмотрена судом, включая сроки подготовки дела к судебному разбирательству, не позднее чем в семидневный срок. Решение суда о признании забастовки незаконной обязывает участников забастовки принять решение о прекращении или отмене объявленной забастовки, а работников начать работу не позднее следующих суток после дня вручения копии решения суда органу (лицу), возглавляющий забастовку. {Статья 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} Статья 24. Случаи, при которых запрещается проведение забастовки Запрещается проведение забастовки при условии, что прекращение работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предотвращению стихийного бедствия, аварий, катастроф , эпидемиям и эпизоотиям или ликвидации их последствий. Запрещается проведение забастовки работников (кроме технического и обслуживающего персонала) органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка. В случае объявления чрезвычайного положения Верховная Рада Украины или Президент Украины могут запретить проведение забастовок на срок, не превышающий одного месяца. Дальнейшая запрет должен быть одобрена общим актом Верховной Рады Украины и Президента Украине. В случае объявления военного положения автоматически наступает запрет проведения забастовок до момента его отмены. Статья 25. Решение трудового спора (конфликта) в случаях запрета проведения забастовки В случаях, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона и когда рекомендации Национальной службы посредничества и примирения по разрешения коллективного трудового спора (конфликта) сторонами не учтены, Национальная служба посредничества и примирения обращается с заявлением о решении коллективного трудового спора (конфликта) согласно Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городского суда. Статья 26. Обеспечение жизнеспособности предприятия при забастовки Работодатель, местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления и орган (лицо), возглавляющий забастовку, обязаны принять необходимые меры к обеспечению во время забастовки жизнеспособности предприятия, сохранности имущества, соблюдения законности и общественного порядка, недопущения угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде. {Статья 26 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} Статья 27. Гарантии для работников во время забастовки Участие в забастовке работников, за исключением забастовок, признанных судом незаконными, не рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и не может быть основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности . По решению наемных работников или профсоюза может быть создан забастовочный фонд из добровольных взносов и пожертвований. За работниками, которые не принимали участия в забастовке, но в связи с его проведением не имели возможности выполнять свои трудовые обязанности, сохраняется заработная плата в размерах не ниже установленных законодательством и коллективным договором, заключенным на этом предприятии, как за время простоя не по вине работника. Учет таких работников является обязанностью работодателя. {Статья 27 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} Статья 28. Последствия участия работников в забастовке Организация забастовки, признанной судом незаконной, или участие в нем является нарушением трудовой дисциплины. Время забастовки работникам, которые принимают в нем участие, не оплачивается. Время участия работника в забастовке, признанный судом незаконным, не засчитывается в общий и непрерывный трудового стажа. Р а з д е л IV ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О Коллективные трудовые споры (конфликты) Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства о коллективные трудовые споры (конфликты) Лица, виновные в нарушении законодательства о коллективных трудовых споры (конфликты), несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательством. Статья 30. Ответственность работников за участие в забастовке, признанному судом незаконным Работники, участвующие в забастовке, признанному судом незаконным, несут ответственность согласно законодательству. Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства о труде, условий коллективных трудовых договоров (соглашений), которые привели к возникновению коллективного трудового спора (конфликта) Лица, виновные в возникновении коллективных трудовых споров (конфликтов) либо задерживают выполнение решений примирительных органов, образованных в соответствии с настоящим Законом, а также решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную или административную ответственность согласно законодательством. Лица, представляющие интересы сторон и которые допустили нарушения статей 5, 6, частей первой, третьей, четвертой и пятой статьи 9, части п ' пятой статьи 12, части первой статьи 13, частями третьей и четвертой статьи 16, частей пятой, восьмой, девятой статьи 19, части третьей статьи 23, а также должностные лица, допустившие нарушение положений части второй статьи 5, части четвертой статьи 16 настоящего Закона, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности согласно законодательством. Статья 32. Ответственность за организацию забастовки, признанной судом незаконным, невыполнение решения о признании забастовки незаконной Лица, которые являются организаторами забастовки, признанной судом незаконным, или не выполняют решения о признании забастовки незаконным, а так же лица, которые препятствуют прекращению незаконной забастовки, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности согласно законодательству. К указанных лиц не применяются порядок и гарантии, предусмотренные статьями 43 и 252 Кодекса законов о труде Украины ( 322-08 a >). Статья 33. Ответственность за принуждение к участию в забастовке или воспрепятствование участию в забастовке Лица, которые принуждают работников к участию в забастовке или препятствуют участию в забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, или путем других незаконных действий, наказание за предусмотренных законодательством, привлекаются к уголовной ответственности согласно законодательству. Статья 34. Возмещение убытков, причиненных забастовкой Убытки, причиненные в результате забастовки другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, возмещаются по решению суда согласно законодательству. Убытки, причиненные работодателю забастовкой, который был признан судом незаконным, возмещаются органом, уполномоченным наемными работниками на проведение забастовки, в размере, определенном судом (в пределах средств и имущества, принадлежащих ему). Работодатель, нарушил законы Украины, в результате чего сложились условия для забастовки, и забастовка закончилась полным или частичным удовлетворением требований наемных работников, компенсирует убытки участникам забастовки в размере, определенном судом (в пределах средств и имущества, принадлежащих ему). {Статья 34 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5026-VI ( 5026-17 ) от 22.06.2012} Р а з д е л V Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. При решении коллективных трудовых споров (конфликтов), которые возникли до вступления в силу этим Законом, применяются нормы законодательства, которые действовали на момент возникновения такого спора (конфликта). 3. Установить, что до приведения законодательства в соответствие Закону Украины "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" законы и иные нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. 4. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок представить в Верховной Рады Украины предложения о приведении законодательных актов Украины в соответствие с этим Законом. 5. В 1998 году создать Национальную службу посредничества и примирения.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 3 марта 1998 N 137/98-ВР
|
|