Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 922. Відповідальність перевізника за затримку відправлення пасажира та порушення строку доставлення пасажира до пункту призначення
1. За затримку у відправленні транспортного засобу, перевозящего пассажира, или опоздание в прибытии такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном договоренности сторон, транспортными кодексами (уставами), если перевозчик не докажет, что эти нарушения произошли вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, которая угрожала жизни или здоровью ' й пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
2. В случае отказа пассажира от перевозки по причине задержки отправления транспортного средства перевозчик обязательства ' связан возвратить пассажиру провозную плату.
3. Если поездка пассажира из пункта пересадки не состоялась вследствие опоздания транспортного средства, который доставил его в этот пункт, перевозчик обязательства ' связан возместить пассажиру причиненные убытки.
Комментарий
1. В ч. 1 комментируемой статьи предусматривается ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира и нарушение срока доставки пассажира в пункт назначения. Как правило первое нарушение является предпосылкой другого, однако оно может иметь и самостоятельное значение.
Кодекс предусматривает ответственность перевозчика за данное нарушения в форме штрафа. Однако размер ответственности устанавливается по договоренности сторон, транспортными кодексами (уставами).
Для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать , что задержка отправления пассажира и нарушение срока доставки пассажира в пункт назначения произошли вследствие: а) непреодолимой силы б) устранение неисправности транспортного средства, которая угрожала жизни или здоровью ' й пассажира в) другим причинам, не зависящим от перевозчика. То есть речь идет только о таких неисправности транспортных средств, возникшие по независящим от перевозчика причинам. Это означает, что перевозчик отвечает за данные нарушения не на началах риска, как обычный предприниматель, а лишь при наличии вины, то есть не несет ответственность за простой случай.
Под иными причинами, не зависящим от перевозчика, следует понимать, в частности, действия компетентных органов, аварии, препятствующие движению т.п..
2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи, задержка отправления транспортного средства дает право пассажиру отказаться от перевозки и требовать от перевозчика возврата провозной платы. Аналогичные нормы содержатся и в транспортных кодексах (уставах). Например, в случае задержки при воздушной перевозке пассажир имеет право отказаться от перевозки и требовать от перевозчика, по вине которого произошла задержка, полного возврата сумм, уплаченных за неиспользованную перевозку, и компенсацию за задержку, если такая задержка превысила разумные сроки. При этом компенсация за задержку ни в коем случае не будет превышать стоимости билета или его неиспользованной части в соответствующем классе обслуживания на рейс между местом, где была задержка, и местом назначения (п. 22 Правил воздушных перевозок пассажиров).
3. Важно содержание ч. 3 комментируемой статьи, содержащей право пассажира требовать от перевозчика возмещения причиненных убытков, если поездка пассажира из пункта пересадки не состоялась вследствие опоздания транспортного средства, который доставил его в этот пункт. К размеру убытков следует отнести полное возврата сумм, уплаченных за неиспользованную перевозку, документально подтвержденные расходы пассажира, эт ' связанные с опозданием транспортного средства. Кроме того, перевозчик должен предоставить пассажиру по установленным им нормам (в зависимости от времени суток и срока опоздания и ожидания поездки) бесплатно: безалкогольные напитки, питание, проживание в отеле, наземный трансфер (аэропорт-город-аэропорт) и другие.