Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 222. Шахрайство з фінансовими ресурсами
1. Предоставление заведомо ложной информации органам государственной власти, органам власти Автономной Республики Крым или органам местного самоуправления, банкам или вторым кредиторам с целью получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам при отсутствии признаков преступления против собственности - Наказывается штрафом от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. То же действия, совершенные повторно или причинили крупный материальный ущерб, - наказываются штрафом от трех тысяч до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий
1. Объ объектом преступления является Установленный законодательством порядок финансирования, кредитования и налогообложения хозяйственной деятельности, права и законный интересы кредиторов.
2. Объ объективная сторона преступления заключается в активном поведении - в предоставление указанным в диспозиции ст. 222 лицами органам государственной власти, органам власти АРК или органам местного самоуправления, банкам, другим кредиторам заведомо ложной информации с целью получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам. Ответственность по ст. 222 исключается в случае, когда обман имеет пассивный характер и состоит в сокрытие информации, которую лицо обязательства 'связана была сообщить на основании закона или договора.
Во дотации понимают денежные средства, на безвозмездной основе поступают из бюджета. Дотация применяется в Украине Не только как метод бюджетного регулирования в случае превышения расходов низших бюджетов над их доходами (Например, дотации выравнивания Местным бюджетам), но и как помощь, предоставляется компаниям, в частности, для покрытия убытков от их хозяйственной деятельности (Дотации могут предоставляться субъект ведения хозяйства, Которые оказались в критической социально-экономической или экологической ситуации, с целью финансирования капиталовложений на уровне, необходимом для поддержания их деятельности). Видом дотации является компенсация или доплаты сельскохозяйственным товаропроизводителем за сельскохозяйственную продукцию, что реализуется ими государству.
В отличие от дотации Субвенции является разновидностью то денежной помощи, которая направляется на финансирование определенного мероприятия, проекта, программы и подлежит возврату в случае нецелевого использования средств.
субсидии признается помощь в денежной или натуральной формах, оказываемой государством Местным органам власти, физическим или юридическим лицам, в том числе субъектов 'ведения хозяйства, и направляется на финансирование конкретных мероприятий, направленный экономической и социальной деятельности, желательных для общества (например, на фундаментальные научные исследования, создание новых рабочих мест, переподготовку кадров, производство определенного вида продукции).
Кредит - это предоставление одним субъект объектом (кредитором) ссуды в денежной или натуральной формах другом субъект ектов (заемщику) на условиях возвращения ее в Установленный срок и, по общему правилу, сопряженное с уплатой процентов. Нужно различать такие формы кредита: финансовый, в т.ч. банковский, кадры, коммерческий (Товарный), государственный, потребительский, лизинговый, ипотечный, бланковые, консорциумный, кредит под ценные бумаги и тому подобное. Разновидностью кредита являются бюджетные ссуды, поскольку средства из бюджета предоставляются на условиях возвратности, платности и срочности. На квалификацию по ст. 222 не влияет форма предоставление банковского кредита - наличная или безналичная.
Льгота по налогам - это полное или частичное освобождение от уплаты налога в зависимости от особенностей налогоплательщика или характера осуществляемой им деятельности. Налоговые льготы Альтернативой Дотации, субсидии, другие варианты бюджетного финансирования и льготного кредитованию. Все налоговые льготы Имеют общую черту - это сокращение размера или переноса сроков погашения налоговых обязательств 'язань налогоплательщиков. Льготы по налогам подразделяются на: 1) изъятия (характеризуются выводом из-под налогообложения отдельных в 'объектов или предметов) 2) скидки (означают сокращение налоговой базы), 3) освобождение (в форме снижения налоговой ставки, налоговых каникул, отсрочки или рассрочки налоговых обязательств "язань т.д.). Установление и отмена налоговых льгот осуществляются верховной Радой Украины, верховной Радой АРК, сельских, поселковымы и городскими советами. Налоговые льготы не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении. Льготы по налогообложению местными налогами и сборам устанавливаются или изменяются исключительно соответствующей органами местного самоуправления.
надлежаще адресатами предоставление заведомо ложной информации с точки зрения получения льгот по налогам выступают Не только налоговые органы, но и, в частности, Министерство экономики Украины, межведомственная Комиссия по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, Комиссия по вопросам гуманитарной помощи при кабинете министров Украины, таможенные органы.
Предоставление заведомо ложной информации - это обман государства или кредиторов, Который приобретает письменной форме и сопровождается внедрением поддельных или иным образом сфальсифицированных документов. Например, в сфере банковского кредитования орудием комментируемого преступления выступают документы, предоставляемые заемщиками банкам и в которых могут содержаться ложные данные: 1) кредитные заявки (ходатайства) 2) Учредительные документы, 3) контракты, соглашения, другие документы, подтверждающие, что кредит получают для приобретения товаров, работ или услуг, справки о результатах исследования конъюнктуры рынка, бизнес-планы; складские справки о наличии товарно-материальных ценностей, 4) технико-экономические обоснование 5) проектно-сметная документация, решения об отвод земельных участков, разрешения архитектурно-строительных служб местных органов власти на строительство, 6) документы о финансовом состоянии, кредитоспособность заемщика, страховщика или поручителя (бухгалтерские отчеты и балансы, отчеты аудиторов и т.п.) 7) документы, касающиеся залога, поручительства, гарантии как способов обеспечения кредита (фиктивные гарантийные письма, документы, подтверждающие Якобы принадлежность предмета залога должнику или искажают стоимость заложения имущества, поддельны договоры страхования и страховые полисы и т.д.).
В случае мошенничества с финансовыми ресурсами путем использования поддельных документов в действиях виновного усматривается НЕ конкуренция части и целого, а ризнооб 'объектно идеальная совокупность преступлений, в связи 'связи с чем содеянное следует квалифициров Информация, предоставляемая лицом, совершает мошенничество с финансовыми ресурсами, должна быть ложной, т.е. имеет НЕ соответствовать действительности, скрывать или искаж в худшую или, наоборот, в лучшую сторону истинное положение вещей и касаться тех обстоятельств, Которые позволяют Получить дотации, субсидии, Субвенции, кредиты или налоговые льготы. Это то данные, способствующие незаконному получению финансовой помощи, причинно обусловливают ее предоставления. Например, в сфере банковского кредитования заведомо ложная информация - это данные, Которые, воздействуя на волю кредитора в согласовании с требованиями действующего законодательства, локальных нормативных актов банков и сложившейся практики делового оборота, учитываются в процессе принятия решения о предоставления кредита и его условия (размер кредита, размер процентов, срок возврата кредита, его обеспечение и т.д.). Если заемщик предоставили правильные сведения, банк не предоставили бы кредит вообще или предоставили в меньшей размере, или увеличил процент по кредиту в связи 'связи с большим риском, или требовал более качественного обеспечения его возврата и т.д..
заведомо ложная информация в плане ответственности по ст. 222 по своему содержанию должна быть такой, которая могла быть основанием для принятия решения о предоставления субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам (например, в документах, предоставленных банка, не указывается, что в заемщика есть другой невозвращенный кредит, или указывается ложная цель использования бюджетных средств, лицо намерений Получить как дотации, субсидии, Субвенции).
Сообщение заведомо ложной информации, не влияет на принятие решения о предоставления дотации, субсидии, Субвенции, налогового кредита или кредита, рассматриваемого состава преступления НЕ образует и при наличии к тому оснований должно квалифицироваться по статьям 358 или 366.
Содержание заведомо ложной информации может касаться Не только субъектов 'ведения хозяйства, Который получает в то или иной форме финансовые ресурсы, но и других лиц (например, страховщиков или поручителей).
Если Соответствующий субъект объект, намереваясь использовать кредитные ресурсы на цели, а не Указанные в пакете документов, обращается в банк с просьбой предоставить кредит и подает документы, в которых содержится ложная информация о направлениях использования заемных средств, его действия следует квалифициров style="font-size: 11pt; font-family:" Arial "," sans-serif '"> охватываются рассматриваемым составом преступления ситуации, в которых Нецелевое использование кредита заранее планировалось лицом, желала сначала заработать на кредитных средствах, а затем использовать ссуду на цели, предусмотренны кредитным договором. Нецелевое использование кредита может заключаться, например, в: внесение средств на депозит и получении по ним процентов; приобретении недвижимости и второго имущества, не имеет отношения к цели, указанной в кредитном договоре; переводе кредитных средств в наличные и их использовании на собственные нужды; погашении других полученных ранее кредитов. Вопрос о согласовании вложения заемных средств целям, указанным в кредитном соглашении, требует решения в каждом конкретном случае.
Если предприятие' объект хозяйственной деятельности по об 'объективных причин, Возникший после заключения кредитного соглашения, корректирует свои финансовые планы, употребляет кредит не по целевому назначению и быть не может своевременно погасить задолженность, состав преступления, предусмотренны в. 222, отсутствует.
В случае, когда управляющий филиалом коммерческого банка как служебное лицо, в кредитных отношениях действует от имени банка и имеет право заключать кредитные договоры, знает о том, что Представленный в банк пакет документов содержит ложные данные, этот состав преступления также отсутствует (например, руководство банка надеется на действенность неформальных отношений с клиентом, или кредит получают путем подкупа руководящего банковского работника, или невозврата кредита по договоренности с заемщиком заранее Планируется кредитором). В таких ситуациях имеется обмана банка со стороны заемщика и уголовно-правовую оценку содеянному надо давать с помощью ст. 222, название которой указывает на мошенничество, а с внедрением норм уголовного кодекса об ответственности за преступления в сфере служебной деятельности.
Поскольку в ст. 222 речь идет о предоставление заведомо ложных данных банка с целью получения кредита, то ситуации, в которых ложная информация предоставляется банку не до или во время заключения кредитного договора, а после его подписания и выдачи кредита, состав этого преступления НЕ образуют. В то же время при использовании кредитной линии, Который предусматривает предоставление ссуды в денежной безналичной форме частями в течение определенного промежутка времени, заведомо ложная информация может быть предоставлена происходит перед оформлением очередного срочно обязательства 'Обязательства и выдачу кредита - части общей денежной суммы, указанной в кредитном соглашении, действия виновного следует квалифициров состоянию стойкой финансовой несостоятельности субъект объекта Предпринимательское деятельности, образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 218 и 222, только в случае, когда виновный Не только искажает финансовое положение предприятия-заемщика, но и имеет целью незаконное получение кредита. Предоставление заведомо ложной информации о платежеспособности с целью получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам при наличии к тому оснований может квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 222 и 220 или 219.
Преступление Считается оконченным с момента предоставления конкретному адресату соответствующей информации независимо от того, удалось или нет виновному Получить тот или иной финансовый ресурс или поклонится от уплаты налогов, причиненный или нет имущественный вред.
3. Сб "объект преступления специальный. Это: 1) лицо, которое занимается зарегистрированной Предпринимательское деятельностью индивидуально, без создания юридического лица, 2) гражданин-учредитель (участник) субъектов 'объекта хозяйственной деятельности, 3) Должностное лицо юридического лица - субъекта' объекта хозяйственной деятельности.
Сб 'объектом преступления НЕ признаются должностные лица то юридического лица, выступила как основатель или владелец юридического лица субъектов 'объекта хозяйственной деятельности. Если объект объединения граждан предоставляет заведомо ложную информацию для получения созданным им предприятием - Субъект 'ведения хозяйства субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам, то Должностное лицо такого объект единения, предоставившем указанную информацию, также не признается в субъект объектом рассматриваемого преступления.
О понятии хозяйственной деятельности см.. комментарий к ст. 202. Согласно хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 компании могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности. Некоммерческой хозяйствование - это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами 'ведения хозяйства, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли (например, предприятия объект объединений граждан и религиозных организаций, потребительские и обслуживающие кооперативы, Казенный предприятия, товарные биржи). Сб 'объектом этого преступления Должны признаваться должностные лица и тех юридических лиц, Которые НЕ являются субъектами' объектами предпринимательства. Решая вопрос о привлечение к ответственности по ст. 222 должностных лиц некоммерческого предприятий, следует устанавливать, заведомо ложная информация, предоставленная ими надлежаще адресатам с целью получения определенных финансовых ресурсов, касалась именно хозяйственной деятельности таких предприятий.
Физическое лицо, Фактически занимается Предпринимательское деятельностью без надлежаще гос регистрации, НЕ является субъект объектом преступления, предусмотренном ст. 222.
Сб ' объектом мошенничества с финансовыми ресурсами не могут выступать лица, Которые хотя и являются физическими лицами - предпринимателями или должностным лицами субъектов 'Объектов хозяйственной деятельности, но в кредитных отношениях выступают как частные лица, получающие потребительские кредиты (это кредиты, предоставляемые физическим лицам на приобретение потребительского товаров и услуг).
4. Сб "объективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью - Получить указанный в ст. 222 вид финансовых ресурсов или льготу по налогам.
Отношение виновного к общественно опасным последствий в форме большой материальный ущерб (ч. 2 ст. 222) может выражаться в прямом или косвенно умысла.
Личность, которая, предоставляя заведомо ложную информацию, стремилась присвоить полученные ею в виде дотаций, субвенций, субсидий, кредитов средства, следует привлекать к уголовное ответственности за преступление против собственности - за мошенничество или покушение на него в зависимости от того, удалось ли ей завладеть имуществом и получить реальную возможность распоряжаться или пользоваться им по собственному усмотрению.
Главными критериями разграничения преступлений, предусмотренных статьями 222 и 190, является направленность умысла и момент его возникновения. В случае мошенничества с финансовыми ресурсами умысел виновного направлен на временное получения кредитных средств с последующим, возможно, несвоевременным их возвращением. Относительно невозврата банковского кредита как способа мошеннически завладению имуществом, НЕ охваченную диспозиции ст. 222, нужно исход из того, что получение имущества под условием выполнения какого-либо обязательства 'Обязательства может квалифицироваться как мошенничество только в случае, когда Виновное лицо еще в момент завладению этим имуществом имел цель его присвоить, а обязательства 'Обязательства - не выполнять. В случае мошенничества виновный заключает кредитный договор Лишь для того, чтоб скрыть преступные характер своих действий, направленных на безвозмездной Завладение навсегда чужим имуществом.
Средства или имущество, правомерно полученные субъект ведения хозяйства как субсидии, Субвенции, дотации, кредиты, переходят в его собственность с момента их фактического получения. Если после получения в должностного лица такого субъекта 'объекта возникает умысел на их присвоение, то Соответствующие действия Должны квалифицироваться по ст. 191. Если Указанные средства были получены с этой целью неправомерно, такие действия следует квалифициров статей 222 и 190. Таким же образом квалифицируются действия лица, имевшего умысел на присвоение только части полученных средств.
Статья 212, которая НЕ конкретизирует способ уклонение от уплаты налогов (а значит , им может быть и " использования " виновным государственных органов, и Неправомерное получение налоговой льготы), следует рассматривать как общую норму по ст. 222 - в части незаконного получения льгот по налогам. Представление государственным органам заведомо ложной информации (например, завышение процента определенной категории работающих) с целью получения налоговых льгот направлено на то, чтоб уйти от налогообложения. В этой 'связи предоставление недостоверных данных с целью получения льгот по налогам следует квалифициров 222 - специальной нормой, которая, конкретизируя по способу посягательства на систему налогообложения, наиболее полно учитывает специфические признаки совершенного налогового преступления. В случае, когда льгота по налогам была предоставлена необходимо квалифициров ст. 222, а в. 212 (при наличии всех признаков состава преступления) имеет квалифицироваться нарушения плательщиком налогов требований Относительно целевого использования товаров, освобожденных в согласовании с законодательством от уплаты налогов во время таможенного оформления. В частности это касается ввозимых в льготных режиме гуманитарных грузов.
Поскольку мошенничество с финансовыми ресурсами присущ специфический прием (способ) преступного поведения - предоставление Государственному органу заведомо ложной информации с целью получения льгот по налогам, то ситуации, эт 'связанные с самостоятельным внедрением плательщиками налоговых льгот (в том числе в сочетании с предоставления надлежаще адресату информации о наличии налоговой льготы), Диспозиция ст. 222 не включаются в и является основанием для применения ст. 212. Такой же вывод следует делать и в отношении злоупотреблений со льготами не в отношении налогов, а вторых обязанности 'обязательным платежей, входящих в систему налогообложения.
Если для мошеннически завладению кредитными средствами было Использовано созданную или приобретенную юридическое лицо - фиктивный субъект 'объект предпринимательства, действия виновного следует квалифициров банковского кредита, не был установлен, а кредитная заявка, технико-экономическое обоснование и другие документы поступают от фиктивно предприятия, действия лица, избравшего Рассматриваемый способ обмана кредитора, следует квалифициров color = "# 000000"> 5. Квалифицирующими признаками преступления (ч. 2 ст. 222) являются: 1) совершение его повторно (О понятии повторности см.. Ст. 32 и комментарий к ней) 2) причинение им большой материальный ущерб (см. примечание к ст. 218).
В этой части мошенничество с финансовыми ресурсами является материальным составом преступления и признается оконченным с момента фактического причинения указанной вреда. Материальный ущерб может быть причинен вследствие использования дотаций, субсидий, субвенций не по целевому назначению, невозврата полученного кредита, неуплаты процентов по нему, уклонение от уплаты налогов. Вред, причиненный кредитору, может заключаться Не только в прямых убытках, вызванных невозврата всего или части кредита, но и в невозможности выполнения обязательства 'язань имущественного характера, в другой утраченной выгоде.
Сам по себе факт нецелевого использования кредитных средств в случае их своевременного возврата кредитор не образует квалифицированного состава преступления, предусмотренном ч. 2 ст. 222, поскольку такими действиями материальный ущерб кредиторы НЕ причиняется.
Решая вопрос о том, причинен кредитору в случае невозвращения в Установленный срок предоставленно кредита материальный ущерб, нужно учитывать то, что кредитный договор может обеспечиваться договором залога имущества, принадлежащего субъект объекта хозяйственной деятельности. Если в отношении указанного имущества, стоимость которого превышает сумму полученного кредита и процентов по нему, было задействованы механизм взыскания и средства от его реализации планировалось направит на удовлетворение интересов кредиторов, квалификация по ч. 2 ст. 222 по признаку причинения крупного материального ущерба исключается.
В случае совершения преступления в форме незаконного получения льгот по налогам преступление признается оконченным с момента фактического непоступлении в бюджеты или государственные целевые фонды средств, Которые Должны быть уплачены в сроки, предусмотренны законодательством по вопросам налогообложения.
В случае неоднократного предоставления ложных сведений банка для получения кредитов в рамках открытой кредитной линии действия виновного как такие, охватываемых единым преступным намерением, нужно расценивать как продолжаемое преступление (см. ст. 32), что исключает квалификацию по ч. 2 ст. 222 по признаку повторности.
***
Бюджетный кодекс Украины от 21 июня 2001
Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 года (ст. 50, 1057).
Хозяйственный кодекс Украины от 16 января 2003 (статьи 8, 16, 42, 52, 53, 55, 62, 112, 128, 131, 345 - 348).
Закон Украины " О залоге " от 2 октября 1992
Закон Украина & ; quot; О местном самоуправлении в Украине " от 21 мая 1997 г. (ст. 26).
Закон Украина " О налогообложении прибыли предприятий " (в редакции Закона Украины от 22 мая 1997).
Закон Украины " Об установление ставок налогов и сборов (Ctrl 'обязательным платежей), других элементов налоговых баз, а также льгот по налогообложения " от 14 октября 1998
Закон Украины & quot; О национально банке Украины " от 20 мая 1999
Закон Украины " В гуманитарную помощь " от 22 октября 1999
Закон Украины " О банках и банковской деятельности " от 7 декабря 2000 года
Закон Украины " О порядке погашения 'язань налогоплательщиков перед бюджетами и государственнымы целевым фондами " от 21 декабря 2000 г. (ст. 14).
Закон Украины " Об обращении векселей в Украине " от 5 апреля 2001
Закон Украины & quot; О хозяйственной деятельности в ВООРУЖЕННЫХ Силах Украина " от 21 сентября 1999
Закон Украины " О гос поддержке малого предпринимательства " от 19 октября 2000 (ст. 13).
Закон Украины " Об инновационной деятельность " от 4 июля 2002 (ст. 17).
Закон Украины " Об ипотеке " от 5 июня 2003
Закон Украины " О ипотечное кредитование , операций с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах " от 19 июня 2003
Закон Украины " О кооперации " от 10 июля 2003
Закон Украины " Об организации формирования и обращения кредитных историй " от 23 июня 2005
Порядок возврата бюджетных средств, полученных как Субвенции, в Соответствующий бюджет в случае их нецелевого использования. Утвержден постановлением Кабинет министров Украины N 495 от 11 апреля 2002
Устав открытого акционерно общества " Государственный сберегательный банк Украины ". Утвержденные постановлением Кабинет министров Украины N 261 от 25 февраля 2003
Порядок предоставления разрешения на право пользования льготами по налогообложению для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов. Утвержден постановлением Кабинет министров Украина N 1010 от 8 августа 2007
Инструкция о порядке регулирования деятельности банков в Украине. Утверждена постановлением Правления национального банка Украины N 368 от 28 августа 2001
Положение о порядке применения законодательства по вопросам льготного налогообложения исполнителей работ, услуг на таможенное территории Украины, выполняются за счет международной технической помощи, предоставляемой на безвозмездной и безвозвратной основе на период подготовки к Снятие и снятия энергоблоков Чернобыльской АЭС с эксплуатации и преобразования в 'объекта " Укрытие " в экологически безопасную систему, или за счет средств, предусмотренных в ГОСУДАРСТВЕННОМ бюджете как взнос Украины в Чернобыльский фонд " Укрытие ". Утверждено приказом Министерства экономики Украины и гос налоговой администрации Украины от 7 октября 2003
Приказ Министерства финансов Украины " Об утверждение формы Требования о возврате использованной не по целевому назначению суммы Субвенции в Соответствующий бюджет и Справки об установленных фактах нецелевого использования Субвенции " N 9 от 14 января 2004
Методические рекомендации по организации и функционированию систем риск-менеджмента в банках Украины. Одобренные постановлением Правления Национального банка Украины N 361 от 2 августа 2004
Порядок представления документов, подтверждающих право субъектов 'ведения Предпринимательское деятельности на пользование установленными законодательством налоговыми льготами во время таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины или вывозятся с таможенное территории Украины. Утвержден приказом гос таможенное службы Украины N 514 от 22 июня 2006
Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности, эт 'связанной со сбором, обработкой, хранением, защитой, внедрением информации, которая составляет кредитную историю. Утверждены приказом Госпредпринимательства и МЮ N 115/107/5 от 27 Декабрь 2006
Порядок подтверждения льгот по налогообложению при таможенном оформлении товаров, поступающих в рамках международных договоров по предоставления Украине международной технической помощи. Утвержден приказом Министерства экономики Украины N 291 от 5 сентября 2007
Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 12 от 25 декабря 1992 " О судебной практике по делам о корыстных преступлениях против частной собственности " (п. 19).
Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 3 от 25 апреля 2003 " О практике применения судами законодательства об ответственности за Отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности " (пункты 2, 21 - 27).
Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 15 от 8 октября 2004 " О Некоторых вопросах применения законодательства о ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязанности 'обязательным платежей " (пункты 13 - 16).