Стаття 22. Особливості управління господарською деятельностью в государственном секторе экономики
1. Государство осуществляет управление государственным сектором экономики соответственно основам внутренней и внешней политики.
2. Субъектами хозяйствования государственного сектора экономики являются субъекты, действующие на основе только государственной собственности, а также субъекты, государственная доля в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов или составляет величину, которая обеспечивает государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов.
3. Полномочия субъектов управления в государственном секторе экономики - Кабинета Министров Украины, министерств, других органов власти и организаций относительно субъектов хозяйствования определяются законом.
4. Законом можуть бути визначені види господарської діяльності, яку дозволяється здійснювати виключно державним предприятиям, учреждениям и организациям.
5. Государство реализует право государственной собственности в государственном секторе экономики через систему организационно-хозяйственных полномочий соответствующих органов управления относительно субъектов хозяйствования, относящихся к этому сектору и осуществляют свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.
6. Правовой статус отдельного субъекта хозяйствования в государственном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления соответственно требованиям этого Кодекса и других законов. Отношения органов управления с названными субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах.
7. Государство применяет к субъектам хозяйствования в государственном секторе экономики все средства государственного регулирования хозяйственной деятельности, предусмотренные настоящим Кодексом, учитывая особенности правового статуса данных субъектов.
8. Законом устанавливаются особенности осуществления антимонопольно-конкурентной политики и развития состязательности в государственном секторе экономики, которые должны учитываться при формировании соответствующих государственных программ.
9. Процедура признания банкротом применяется относительно государственных предприятий с учетом требований, указанных в главе 23 настоящего Кодекса.
10. Органам управления, которые осуществляют организационно-хозяйственные полномочия относительно субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, запрещается делегировать другим полномочия по распоряжению государственной собственностью и полномочия по управлению деятельностью субъектов хозяйствования, за исключением делегирования названных полномочий в соответствии с законом органам местного самоуправления и других случаев, предусмотренных этим Кодексом и другими законами.
Комментарий
1. Норма ч. 1 настоящей статьи направлена соответственно основам внутренней и внешней политики.
2. В комментируемой статье определены отдельную категорию субъектов - субъекты хозяйствования государственного сектора экономики, к которым законодатель относит:
- субъектов хозяйствования, действующих на основе лишь государственной собственности
- субъектов хозяйствования, государственная доля в уставном фонде которых превышает пятьдесят процентов или составляет величину, которая обеспечивает государству право решающего влияния на их хозяйственную деятельность.
Анализ отдельных статей ГКУ дает основания относить к субъектам государственного сектора экономики органы государственной власти, которые имеют хозяйственную компетенцию, государственные унитарные предприятия, государственные хозяйственные объединения.
3. В части 3 комментируемой статьи закреплена норма, согласно которой полномочия субъектов управления в государственном секторе экономики - Кабинета Министров Украины, министерств, других органов власти и организаций относительно субъектов хозяйствования - определяются законом.
Согласно приведенному, вопрос о отдельную категорию субъектов - субъекты управления в государственном секторе экономики - остается открытым ввиду того, что в ч. 6 ст. 3 этого Кодекса законодатель определяет таких субъектов как субъектов организационно-хозяйственных полномочий. Поэтому для определения особенностей правового статуса указанных субъектов именно как участников отношений в сфере хозяйствования законодатель использует категорию "организационно-хозяйственные полномочия" (ст. 2, 3 Кодекса), которая является составной понимание хозяйственной компетенции этих субъектов.
Анализ научных исследований по данному вопросу дает основания обратить внимание также и на соотношение понятий "управление" и "регулирование" хозяйственной деятельности. Учитывая это, предлагается приведенные в статье органы государственной власти (Кабинет Министров Украины, министерства и т.д.) относить в отдельную группу субъектов организационно-хозяйственных полномочий - субъектов, осуществляющих регулирование хозяйственной деятельности.
В комментируемой статье отмечается также, что организационно-хозяйственные полномочия указанных субъектов должны определяться законом. Основным нормативно-правовым актом по этому вопросу Конституция Украины (например, ст. 116 приводит полномочия Кабинета Министров Украины), об отдельных вопросах правового статуса указанных субъектов говорится в Законах Украины: "О Кабинете Министров Украины" от 16.05.2008 г., "Об управлении объектами государственной собственности", "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности "от 03.03.98 г." О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности "от 11.09.2003 г.," Об принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности "от 05.04.2007 г. и других. Однако непосредственно организационно-хозяйственные полномочия органов государственной власти закрепляются в Положениях (о министерствах, ведомствах), которые утверждаются постановлениями Кабинета Министров Украины (иногда - Указами Президента Украины). Например, постановление Кабинета Министров Украины Украины "Об утверждении Положения о Министерстве промышленной политики Украины" от 02.11.2006 г. N 1538.
4. Согласно ч. 4 этой статьи законом могут быть определенные виды хозяйственной деятельности, разрешается осуществлять исключительно государственным предприятиям, учреждениям, организациям.
Так, например, соответствии со ст. 73 Кодекса торгового мореплавания портовую деятельность могут осуществлять морские порты, которые по своему правовому статусу являются государственными транспортными предприятиями.
5. Согласно ч. 5 ст. 22 ГК Украины государство реализует право государственной собственности в государственном секторе экономики через систему организационно-хозяйственных полномочий соответствующих органов управления относительно субъектов хозяйствования, принадлежат к этому сектору и осуществляют свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления. В частности, такие организационно-хозяйственные полномочия закреплены в Законе Украины "Об управлении объектами государственной собственности" от 21.09.2006 г.
Согласно приведенному Закона управления объектами государственной собственности - это осуществление Кабинетом Министров Украины и уполномоченными им органами, другими субъектами, определенными настоящим Законом, полномочий по реализации прав государства как собственника таких объектов, связанных с владением, пользованием и распоряжением ими, в пределах, определенных законодательством Украины, с целью удовлетворения государственных и общественных потребностей. Субъектами управления объектами государственной собственности являются:
- Кабінет Міністрів України;
- Фонд государственного имущества Украины
- министерства и другие органы исполнительной власти (далее - уполномоченные органы)
- органы, осуществляющие управление государственным имуществом соответствии с полномочиями, определенными отдельными законами
- государственные хозяйственные объединения, государственные холдинговые компании, другие государственные хозяйственные организации (далее - хозяйственные структуры)
- юридические и физические лица, выполняющие функции по управлению корпоративными правами государства (далее - уполномоченные лица)
- Национальная академия наук Украины, отраслевые академии наук.
В статье 7 Закона приведены полномочия Фонда государственного имущества Украины:
1) относительно государственных предприятий, учреждений и организаций: выступает арендодателем целостных имущественных комплексов государственных предприятий, организаций, их структурных подразделений; выступает от имени государства учредителем хозяйственных организаций, в уставные фонды которых передается государственное имущество, в том числе холдинговых компаний и предприятий, подлежащих корпоратизации в соответствии с законодательством; т.д.
2) в отношении недвижимого и другого отдельного индивидуально определенного государственного имущества: осуществляет контроль за использованием имущества, переданного в аренду, за выполнением договоров аренды государственного имущества, принимает решение о передаче в уставный фонд хозяйственных организаций объектов государственной собственности; т.д.
3) относительно корпоративных прав государства: осуществляет управление корпоративными правами государства, осуществляет контроль за выполнением функций по управлению корпоративными правами государства уполномоченными органами управления и уполномоченными лицами; т.п..
6. Согласно ч. 7 комментируемой статьи правовой статус отдельного субъекта хозяйствования в государственном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и других законов. О правовом статусе таких субъектов, в частности, говорится в Законах Украины "О научном парке" Киевская политехника " от 22.12.2006 г., "Об особенностях правового режима деятельности Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук и статуса их имущественного комплекса" от 07.02.2002 г. Следует отметить, что вопрос об определении правового статуса указанных субъектов непосредственно относится к компетенции соответствующих органов управления и закрепляется в нормативно-правовых актах о создании таких субъектов. Например, постановления КМУ "О создании государственной корпорации" Укрвзрывпром "от 27.04.2001 г. N 409," О создании государственной акционерной компании "Титан" от 11.11.99 г. N 2070, распоряжение КМУ "О создании на базе трубоволочильного цеха N 4 ОАО" Никопольский южнотрубный завод " государственного предприятия "от 01.07.2002 г. N 357-р," О закреплении пакета акций ОАО "Харьковский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт" Энергопроект ", который принадлежит государству, за государственным предприятием НАЭК "Энергоатом" на праве хозяйственного ведения "от 29.04.2004 г. N 261-р, и др..
Согласно содержанию комментируемой статьи отношения органов управления с названными субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах. Например, распоряжение КМУ "О заключении Госкомграницей в августе 1996 г. договора с Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ХГАПП) "от 27.08.96 г. N 537-р.
7. Согласно ч. 7 настоящей статьи государство применяет к субъектам хозяйствования в государственном секторе экономики все средства государственного регулирования хозяйственной деятельности, предусмотренные настоящим Кодексом, учитывая особенности правового статуса данных субъектов. (См. комментарий к ст. 12, 13, 14, 15, 16 Кодекса).
8. Согласно ч. 8 этой статьи Законом устанавливаются особенности осуществления антимонопольно-конкурентной политики и развития состязательности в государственном секторе экономики, которые должны учитываться при формировании соответствующих государственных программ. (См. комментарий к ст. 10, 18 Кодекса).
9. Согласно ч. 9 комментируемой статьи процедура признания банкротом применяется относительно государственных предприятий с учетом требований, указанных в гл. 23 этого Кодекса. Однако этот вопрос также раскрывается в законах Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" от 14.05.92 г. "О введении моратория на принудительную реализацию имущества "от 29.11.2001 г.
10. Норма ч. 10 комментируемой статьи носит характер нормы-запреты, согласно которой органам управления, осуществляющие организационно-хозяйственные полномочия относительно субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, запрещается делегировать другим полномочия по распоряжению государственной собственностью и полномочия по управлению деятельностью субъектов хозяйствования, за исключением делегирования названных полномочий соответственно закону органам местного самоуправления и других случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами. Таким образом, законодатель определил:
а) категорию субъектов, которым запрещается делегирование определенных полномочий, и границы их компетенции - органы управления, осуществляющие организационно-хозяйственные полномочия в отношении субъектов государственного сектора экономики
б) категорию полномочий, запрещается делегировать определенным субъектам, - полномочия по распоряжению государственной собственностью и полномочия по управлению деятельностью субъектов хозяйствования
в) виняток з загального правила щодо заборони делегувати певні повноваження, який вбачає можливість:
- делегирование названных в п. б) полномочий органам местного самоуправления в соответствии закону
- делегирование названных в п. б) полномочий в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законами.