З А К О Н У К Р А И Н Ы
О государственных целевых программах (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2004, N 25, ст.352) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 4731-VI ( 4731 -17 ) от 17.05.2012 N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "центральный орган исполнительной власти по вопросам финансов" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование < br> государственной финансовой политики "в соответствующем падеже согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012 }
Этот Закон определяет принципы разработки, утверждения и выполнения государственных целевых программ. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение и виды государственных целевых программ Государственная целевая программа - это комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на решение важнейших проблем развития государства, отдельных отраслей экономики или административно -территориальных единиц, осуществляются с использованием средств Государственного бюджета Украины и согласованы по сроками выполнения, составом исполнителей, ресурсным обеспечением. Государственные целевые программы делятся на: общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды (далее - общегосударственные программы) - это программы, которые охватывают всю территорию государства или значительное количество его регионов, имеют долгосрочный период выполнения и осуществляются центральными и местными органами исполнительной власти; другие программы, целью которых является решение отдельных проблем развития экономики и общества, а также проблем развития отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц, нуждаются в государственной поддержке. Статья 2. Цель и основные условия разработки государственных целевых программ Целью разработки государственных целевых программ является содействие реализации государственной политики на приоритетных направлениях развития государства, отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц, обеспечение концентрации финансовых, материально-технических, других ресурсов, производственного и научно-технического потенциала, а также координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций для решения важнейших проблем. Государственная целевая программа разрабатывается по совокупности таких условий: существование проблемы, решения которой невозможно средствами территориального или отраслевого управления и нуждается в государственной поддержки, координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; соответствия цели программы приоритетным направлениям государственной политики; необходимости обеспечения межотраслевых и межрегиональных связей технологически связанных отраслей и производств; наличии реальной возможности ресурсного обеспечения выполнения программы. Статья 3. Классификация государственных целевых программ По своей направленности государственные целевые программы делятся на: экономические, направленные на решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышения его эффективности и качественных характеристик, обеспечения ресурсосбережения, создание новых производств, развитие производственной кооперации; научные, целью которых является обеспечение выполнения фундаментальных исследований в области естественных, общественных и технических наук; научно-технические, разрабатываемых для решения важнейших научно-технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции; социальные, предусматривающих решение проблем повышения уровня и качества жизни, проблем безработицы, усиление социальной защиты населения, улучшение условий труда, развитие охраны здоровья 'и образования; национально-культурные, направленные на решение проблем национально-культурного развития, сохранения национально-культурного наследия, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека; < br> экологические, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращения катастроф экологического характера и ликвидация их последствий; оборонные, которые разрабатываются с целью усиления обороноспособности государства; правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности. Государственные целевые программы могут быть направлены на решения других проблем, в том числе регионального развития, имеют государственное значение. Статья 4. Государственные целевые программы в системе планирования и прогнозирования экономического и социального развития Украина Мероприятия, задачи и показатели государственных целевых программ:
{Абзац второй части первой исключено на основании Закона N 4731-VI ( 4731-17 ) от 17.05.2012}
учитываются при составлении проекта Государственного бюджета Украины на соответствующий год путем определения главными распорядителями бюджетных средств объемов расходов на их реализацию в составе бюджетных программ и включения центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, соответствующих бюджетных запросов к предложениям проекта Государственного бюджета Украины. Мероприятия, задачи и показатели государственных целевых программ, направленных на развитие отдельных административно-территориальных единиц, включаются в программы экономического и социального развития Автономной Республики Крым, областей, районов, городов на соответствующий год. Перечень государственных целевых программ, которые планируется выполнить в соответствующем году с использованием средств Государственного бюджета Украине, представляется на рассмотрение Верховной Рады Украины вместе с проектом закона о Государственный бюджет Украины на соответствующий год. {Часть третья статьи 4 с изменениями, внесенными Законом N 4731-VI ( 4731-17 ) от 17.05.2012} Раздел II РАЗРАБОТКИ И выполнение государственных целевых программ Статья 5. Основные стадии разработки и выполнения государственной целевой программы Основными стадиями разработки и выполнения государственной целевой программы: инициирование разработки государственной целевой программы, разработки и общественное обсуждение концепции программы; одобрение концепции программы и принятие решения по разработке проекта программы, определение государственного заказчика и сроков ее разработки; разработка проекта программы - определение мероприятий и задач, предлагаемых для включения в нее, а также объемов и источников финансирования; государственная экспертиза проекта программы; согласование и утверждение программы; проведение конкурсного отбора исполнителей мероприятий и задач программы; организация выполнения мероприятий и задач программы, осуществление контроля за их выполнением; подготовка и оценка ежегодных отчетов о результатах выполнения программы, а в случае необходимости - промежуточных отчетов подготовка и публикация в официальных печатных изданиях заключительного отчета о результатах выполнения программы. Порядок разработки и выполнения государственных целевых программ ( 106-2007 - п ) утверждается Кабинетом Министров Украины. Статья 6. Инициирование разработки государственной целевой программы и общественное обсуждение концепции программы Кабинет Министров Украины, центральные органы исполнительной власти, Национальный банк Украины, Национальная академия наук Украина, Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские советы, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации могут инициировать разработку государственной целевой программы, разрабатывать и проводить общественное обсуждение концепции программы. Концепция государственной целевой программы разрабатывается с целью обоснования необходимости разработки государственной целевой программы и определение оптимального варианта решения проблемы. Проект концепции государственной целевой программы должен содержать: определение проблемы, на решение которой направлена ??программа; анализ причин возникновения проблемы и обоснование необходимости ее решения путем разработки и выполнения программы; определение цели программы; определение, сравнительный анализ возможных вариантов решения проблемы и обоснование оптимального варианта; определение на основе оптимального варианта путей и средств решения проблемы, сроков выполнения программы; оценку ожидаемых результатов выполнения программы, в частности экономических, социальных, экологических, и определение ее эффективности; оценку финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения программы. Проект концепции государственной целевой программы публикуется в официальных средствах массовой информации для общественного обсуждения. Инициатор разработки государственной целевой программы представляет Кабинета Министров Украины согласован с центральными органами исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной политики в сфере экономического развития, государственной финансовой политики , государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, а в случае необходимости также с другими министерствами, центральными и местными органами исполнительной власти проект концепции программы. {Часть пятая статьи 6 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} При необходимости в разработке и выполнении государственной целевой программы с целью ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций концепция программы может не разрабатываться. Статья 7. Одобрение концепции государственной целевой программы и принятия решения о разработке проекта программы Кабинет Министров Украины рассматривает концепцию государственной целевой программы и в случае ее одобрения принимает решение о разработке проекта программы, определяет государственных заказчиков и сроки ее разработки. Статья 8. Государственный заказчик государственной целевой программы Государственным заказчиком государственной целевой программы могут быть центральные органы исполнительной власти, Национальная академия наук Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за разработкой государственной целевой программы и выполнением ее мероприятий и задач. Государственный заказчик: назначает руководителя государственной целевой программы, основными задачами которого являются оперативное управление и контроль за разработкой и выполнением программы; представляет предложения о внесении изменений в государственную целевую программы, а также прекращение ее выполнения; готовит ежегодный отчет о результатах выполнения государственной целевой программы и представляет его на рассмотрение Кабинета Министров Украины с целью определения эффективности выполнения программы. Сроки представления государственным заказчиком промежуточных отчетов определяются нормативно-правовым актом, которым утверждена программа; готовит заключительный отчет о результатах выполнения программы и подает его на рассмотрение Кабинета Министров Украины. Статья 9. Разработка проекта государственной целевой программы Проект государственной целевой программы разрабатывается на основе прогнозов экономического и социального развития Украины, прогнозов развития отдельных отраслей экономики на среднесрочный период одобренной концепции государственным заказчиком или определенным им соответствии с законодательством разработчиком. {Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 4731-VI ( 4731-17 ) от 17.05.2012} Проект государственной целевой программы должен содержать: паспорт программы - краткое изложение основных данных (название, решения о разработке, сведения о государственном заказчике и ответственных исполнителей программы, срок выполнения, объемы и источники финансирования); определение цели программы; обоснование путей и средств решения проблемы, а также необходимости финансирования за счет средств Государственного бюджета Украины; перечень мероприятий и задач с определением исполнителей, сроков исполнения (в целом и поэтапно), объемов и источников финансирования (с разбивкой по годам); расчет ожидаемых результатов (экономических, социальных, экологических и т.п.) выполнения программы и ее эффективности; расчет объемов и определение источников финансирования программы, в том числе за счет средств Государственного бюджета Украины (с разбивкой по годам). Проект государственной целевой программы подлежит обязательной государственной экспертизе, проводимой в соответствии с законом. Статья 10. Утверждение государственной целевой программы Общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды за представлению Кабинета Министров Украины утверждаются законом. Другие государственные целевые программы по представлению государственных заказчиков утверждаются Кабинетом Министров Украины. Статья 11. Выполнение государственной целевой программы Государственная целевая программа выполняется путем осуществления ее мероприятий и задач органами государственной власти, а также исполнителями, предусмотренными этой программой. Государственный заказчик самостоятельно осуществляет мероприятия и задачи, предусмотренные государственной целевой программой, или при необходимости заключает договор (контракт) в порядке, установленном законодательством. Исполнителями государственной целевой программы могут быть предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, определяются государственным заказчиком для выполнения мероприятий и задач программы на конкурсной основе . Статья 12. Внесение изменений в государственную целевую программу Изменения в государственной целевой программы вносятся в случае необходимости и могут предусматривать: включения утвержденной программы дополнительных мер и задач; уточнении показателей, объемов и источников финансирования, перечня исполнителей, сроков выполнения программы и отдельных мероприятий и задач; исключение из утвержденной программы отдельных мероприятий и задач, относительно которых признано нецелесообразным дальнейшее продолжение работ. Решение о внесении изменений в государственную целевую программу принимается органом государственной власти, который ее утвердил. Статья 13. Контроль за выполнением государственной целевой программы Контроль за выполнением государственной целевой программы осуществляется с целью: обеспечение выполнения мероприятий и задач программы в установленные сроки; достижения предусмотренных целевых показателей программы; обеспечение использования финансовых, материально-технических и других ресурсов по назначению. Контроль за выполнением государственной целевой программы осуществляет Кабинет Министров Украины путем рассмотрения промежуточных, ежегодных, заключительного отчетов о результатах выполнения государственной целевой программы и обобщенного вывода о конечных результаты выполнения программы. Непосредственный контроль за выполнением мероприятий и задач программы, эффективным и целевым использованием средств ее исполнителями осуществляют государственные заказчики. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляют специально уполномоченные органы государственной власти соответствии с законом. Статья 14. Прекращение выполнения государственной целевой программы Выполнение государственной целевой программы прекращается после окончания установленного срока. Государственный заказчик составляет заключительный отчет о результатах выполнения программы и представляет его Кабинету Министров Украины вместе с обобщенным выводом о конечные результаты выполнения программы не позднее чем в трехмесячный срок по истечении установленного срока выполнения программы. Выполнение государственной целевой программы прекращается досрочно в случае: объявления чрезвычайной ситуации общегосударственного значения, что делает невозможным выполнение программы; прекращения финансирования мероприятий и задач программы - по общему представлению государственного заказчика, центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной политики в сфере экономического развития, государственной финансовой политики; {Абзац третий части второй статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} потери актуальности главной цели программы - по общему представлению государственного заказчика, центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной политики в сфере экономического развития, государственной финансовой политики, государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, образования и науки (по научным и научно-технических программ). {Абзац четвертый части второй статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10 .2012} Решение о досрочном прекращении выполнения общегосударственных программ принимается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Решение о досрочном прекращении исполнения других государственных целевых программ принимается Кабинетом Министров Украины. Статья 15. Источники финансирования государственной целевой программы Разработка и выполнение государственной целевой программы осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины, а также других источников, предусмотренных законом. Выделение бюджетных средств на выполнение мероприятий и задач государственной целевой программы проводится в порядке, установленном законом. Раздел III ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Статья 16. Полномочия Верховной Рады Украины по утверждение, внесение изменений и досрочного прекращения государственных целевых программ Верховная Рада Украины согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ): по представлению Кабинета Министров Украины утверждает общегосударственные программы; принимает решение о внесении изменений в утвержденные ею общегосударственных программ; в случае необходимости принимает решение о досрочном прекращении выполнения общегосударственных программ или о продлении срока их выполнения. Статья 17. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере разработки и выполнения государственных целевых программ Кабинет Министров Украины: разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы в порядке, установленном законом; одобряет концепции государственных целевых программ, принимает решение по разработке проектов программ и сроков их разработки; определяет государственных заказчиков государственных целевых программ; по представлению государственных заказчиков утверждает государственные целевые программы (за исключением общегосударственных программ) принимает решение о внесении изменений в утвержденные им государственных целевых программ; в случае необходимости принимает решение о досрочном прекращении выполнение государственных целевых программ, которые им утверждены, или о продлении срока выполнения этих программ; в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением государственных целевых программ. Статья 18. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере экономического развития, в сфере разработки и выполнения государственных целевых программ {Название статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере экономического развития: {Абзац первый статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI < br> ( 5463-17 ) от 16.10.2012} осуществляет методическое обеспечение работ по разработке и выполнение государственных целевых программ по вопросам своей компетенции; рассматривает и согласовывает проекты концепций государственных целевых программ и проекты государственных целевых программ; осуществляет совместно с государственными заказчиками при участии центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной финансовой политики, государственной политики в сфере образования и науки (по научным и научно-технических программ) анализ проектов программ с целью сбалансирования необходимых для их выполнения ресурсов {Абзац четвертый статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
{Абзац пятый статьи 18 исключен на основании Закона N 4731-VI ( 4731-17 ) от 17.05.2012}
рассматривает и согласовывает предложения государственных заказчиков по внесения изменений в программы; осуществляет ежегодно совместно с государственными заказчиками, центральными органами исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной финансовой политики, государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения , образования и науки (по научных и научно-технических программ) анализ состояния выполнения государственных целевых программ и вносит Кабинету Министров Украины предложения по дальнейшему выполнению программ или его прекращении; {Абзац седьмой статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} на основании полученного заключительного отчета готовит вместе с центральными органами исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной финансовой политики, государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, образования и науки (по научным и научно-технических программ) и направляет государственному заказчику обобщенный вывод о конечных результатах выполнения программы {Абзац восьмой статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} ведет учет государственных целевых программ и предоставляет соответствующую информацию центральному органу исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной финансовой политики, и государственным заказчикам. Статья 19. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, в сфере разработки и выполнения государственных целевых программ Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики: участвует в проведении анализа проектов государственных целевых программ с целью сбалансирования необходимых для их выполнения финансовых ресурсов, рассматривает и согласовывает проекты концепций государственных целевых программ и проекты государственных целевых программ; рассматривает предложения государственных заказчиков о выделении бюджетных средств для разработки и выполнения государственных целевых программ; принимает решение о включении соответствующих бюджетных запросов к предложениям проекта Государственного бюджета Украины на соответствующий год; формирует и подает Кабинету Министров Украины вместе с проектом закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год перечень государственных целевых программ с указанием объемов финансирования каждой из них по счет бюджетных средств; рассматривает и согласовывает предложения государственных заказчиков по внесения изменений в программы; принимает участие в ежегодном проведении анализа состояния выполнения государственных целевых программ в части использования бюджетных средств и в подготовке предложений Кабинета Министров Украины относительно дальнейшего выполнения государственных целевых программ или его прекращения; участвует в подготовке обобщенного заключения о конечных результаты выполнения государственных целевых программ в части оценки использования бюджетных средств. Статья 20. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения в сфере разработки и выполнения государственных целевых программ {Название статьи 20 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения: {Абзац первый статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} участвует в проведении анализа проектов государственных целевых программ с целью определения социальных последствий выполнения программ, в том числе их влияния на социальную защиту населения и использования трудовых ресурсов, рассматривает и согласовывает проекты концепций и проекты программ; рассматривает и согласовывает предложения государственных заказчиков по внесении изменений в государственных целевых программ; принимает участие в ежегодном проведении анализа состояния выполнения государственных целевых программ в части использования трудовых ресурсов, определения социальных последствий выполнения программ и в подготовке предложений Кабинета Министров Украины по дальнейшему выполнения программ или его прекращении; участвует в подготовке обобщенного заключения о конечных результаты выполнения государственных целевых программ в части оценки социальных последствий выполнения программы. Статья 21. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере образования и науки, в сфере разработки и < br> выполнение государственных целевых программ {Название статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере образования и науки: {Абзац первый статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} осуществляет методическое обеспечение работ по разработке и выполнение государственных целевых программ по вопросам своей компетенции; обеспечивает проведение государственной научной и научно-технической экспертизы проектов научных и научно-технических программ с целью установления их соответствия приоритетным направлениям развития науки и техники; < br> {Абзац четвертый статьи 21 исключен на основании Закона N 4731-VI ( 4731-17 ) от 17.05.2012}
рассматривает и согласовывает предложения государственных заказчиков по внесении изменений в научных и научно-технических программ; принимает участие в ежегодном проведении анализа состояния выполнения научных и научно-технических программ и в подготовке предложений Кабинета Министров Украины относительно дальнейшего выполнения программ или его прекращении; участвует в подготовке обобщенного заключения о конечных результаты выполнения научных и научно-технических программ. Раздел IV Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Кабинету Министров Украины: в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона подать в Верховную Раду Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом; в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона: утвердить порядок разработки и выполнения государственных целевых программ; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 18 марта 2004 N 1621-IV
|
|