З А К О Н У К Р А И Н Ы
О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2003, N 46, ст.366) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 4652-VI ( 4652 -17 ) от 13.04.2012 N 5286-VI ( 5286-17 ) от 18.09.2012}
Этот Закон с целью защиты национальных интересов Украины, утверждения и укрепления конституционных основ демократического, правового государства в сфере гражданско-военных отношений, обеспечения прав и свобод человека и согласно международным обязательств, взятых Украиной, определяет правовые основы организации и осуществления демократического гражданского контроля над Вооруженными Силами Украины и другими образованными в соответствии с законами Украины военными формированиями, а также над правоохранительными органами государства. Раздел I ОСНОВЫ демократического гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА Статья 1. Основные понятия Приведенные в настоящем Законе термины употребляются в таком значении: гражданско-военные отношения - совокупность правовых взаимоотношений между обществом и составными частями Военной организации государства, которые охватывают политические, финансово-экономические, социальные и другие процессы в сфере национальной безопасности и обороны; Военная организация государства - охваченная единым руководством совокупность органов государственной власти, военных формирований, образованных в соответствии с Конституцией ( 254к/96-ВР ) и законов Украине, деятельность которых находится под демократическим контролем общества и согласно Конституции и законов Украины непосредственно направлена ??на решение задач защиты интересов государства от внешних и внутренних угроз; правоохранительные органы - государственные органы, которые в соответствии с законодательства осуществляют правоприменительные или правоохранительные функции; демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства (далее - гражданский контроль) - комплекс осуществляемых согласно Конституции ( 254к/96-ВР ) и законов Украины правовых, организационных, информационных мероприятий для обеспечения неуклонного соблюдения законности и открытости в деятельности всех составных частей Военной организации и правоохранительных органов государства, содействия их эффективной деятельности и выполнению возложенных на них функций, укреплению государственной и воинской дисциплины. Статья 2. Основные задачи гражданского контроля Гражданский контроль должен обеспечивать: приоритет политических подходов к решению вопросов военного строительства, направление деятельности всех составных частей Военной организации и правоохранительных органов на реализацию определенных принципами внутренней и внешней политики задач в сфере национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности с целью становления и развития гражданского общества и укрепления конституционного правопорядка в государстве, осуществления определенных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) функций в сфере национальной безопасности, обороны и укрепления общественного порядка; соблюдение законности в деятельности всех составных частей Военной организации и правоохранительных органов государства; поддержание политической стабильности в обществе, создания условий, которые делают невозможным использование Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, правоохранительных органов для ограничения прав и свобод граждан или с целью свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности, а также в интересах отдельных лиц, политических партий, общественных организаций; предупреждение и недопущение нарушений конституционных прав и свобод, защите законных интересов граждан Украины, находящихся на службе в Вооруженных Силах Украины, других военных формированиях, образованных соответствии с законами Украины, и в правоохранительных органах, лиц, уволенных с военной службы, а также членов их семей; учета общественного мнения, предложений граждан и общественных организаций при обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов и должностных лиц в сфере обороны, национальной безопасности, укрепления общественного порядка и законности; выделение соответствии с законами в необходимых объемах и рациональное использование бюджетных средств, направляемых на содержание и функционирование Военной организации и правоохранительных органов государства, в частности на реформирование Вооруженных Сил Украины; использования по целевому и функциональному назначению государственного имущества, переданного в управление Вооруженным Силам Украины и другим воинским формированиям, а также правоохранительным органам; своевременное, полное и достоверное информирование органов государственной власти и общества о деятельности Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов, обеспечения ее соответствия требованиям Конституции ( 254к/96-ВР ) и законов Украина, нормам международного права, реальной военно-политической и криминогенной обстановке, задачам обеспечения надежной обороны и безопасности государства, укрепление общественного порядка. Статья 3. Правовые основы гражданского контроля Правовыми основами гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства является Конституция Украине ( 254к/96-ВР ), этот и другие законы Украины, а также международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Статья 4. Принципы осуществления гражданского контроля Гражданский контроль над Военной организацией и правоохранительными органами государства осуществляется на основе: верховенства права, неуклонного соблюдения требований законодательства, которым регулируются гражданско-военные отношения, деятельности Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов; разграничение функций и полномочий политического руководства военной организацией государства и правоохранительной деятельностью и профессионального военного управления Вооруженными Силами Украины, другими военными формированиями, правоохранительными органами, предотвращения дублирования их функций; взаимодействия и ответственности органов государственной власти и органов военного управления и правоохранительных органов в пределах, определенных законодательством, за совершение оборонной политики и политики в деле укрепления законности и общественного порядка, за своевременное и всестороннее материально-финансовое обеспечение Вооруженных Сил Украины, других составных частей Военной организации, правоохранительных органов государства для выполнения возложенных на них функций; деполитизации и деидеологизации контроля. Служебные (должностные) лица, осуществляя согласно настоящему Закону функции контроля в сфере обороны и безопасности государства и правоохранительной деятельности, не могут быть связаны решениями политических партий или общественных организаций; прозрачности расходов на национальную безопасность и оборону, правоохранительную деятельность, утилизацию и ликвидацию вооружений, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; осуществление деятельности Вооруженных Сил Украины, других военных формирований на принципах единоначальництва и строгой дисциплины; открытости для общества информации о деятельности Вооруженных Сил Украины и других составных частей Военной организации, правоохранительных органов государства, которая не представляет государственную тайну, с учетом определенной законами специфики государственных правоохранительных органов; ответственности должностных лиц за своевременность, полноту и достоверность предоставляемой и за реагирование на обращения граждан, общественных организаций, выступления средств массовой информации; судебной защиты прав субъектов гражданского контроля. Статья 5. Предмет гражданского контроля Предметом гражданского контроля в сфере обороны и безопасности, правоохранительной деятельности государства являются: обоснованность решений государственных органов по военным вопросам и вопросам правоохранительной деятельности с точки зрения соответствия их основам внутренней и внешней политики, международным обязательствам Украины по заключенным договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины; ход выполнения программ реформирования Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, в частности программ перевода Вооруженных Сил Украины на контрактную форму комплектования личным составом, решения проблем социальной и профессиональной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению или уволены в запас или в отставку, обеспечения их жильем и конверсии бывших военных объектов, военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества с другими государствами и межгосударственными союзами, создания и развития производства новых вооружений и военной техники, конверсии оборонных предприятий и производств, отчуждения и реализации военного имущества, приватизации предприятий, отнесенных к сфере управления Министерства обороны Украины и других центральных органов исполнительной власти, других общегосударственных программ в сфере обороны и национальной безопасности, правоохранительной деятельности формирование и реализация кадровой политики в этих сферах; состояние военно-патриотического воспитания молодежи, подготовка граждан к защите Отечества; вопрос экспорта и импорта вооружений и военной техники; соблюдение требований Конституции ( 254к/96 -ВР ) и законов Украины относительно прав и свобод граждан, находящихся на службе в Вооруженных Силах Украины, других воинских формированиях, правоохранительных органах, состояния правовой и социальной защищенности лиц , подлежащих призыву на военную службу, проходят военную службу или находящихся в запасе, а также уволенных с военной службы и членов их семей; формирование, утверждение и использование определенных законом о Государственном бюджете Украины расходов на нужды обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности соблюдение бюджетного законодательства в этих сферах; формирование, финансовое обеспечение и выполнение оборонного заказ, планов мобилизационной подготовки и мобилизации, мероприятий по утилизации и ликвидации вооружений, предупреждения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий ; участие подразделений Вооруженных Сил Украины в международных операциях по поддержанию мира и безопасности, совместных военных учениях и других акциях в рамках международного военного и военно-технического сотрудничества {Абзац девятый статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5286-VI ( 5286-17 ) от 18.09.2012} соблюдение законов Украины при решении вопросов о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины и под время пребывания на ее территории; соблюдение законности при рассмотрении органами государственной власти, воинскими должностными лицами обращений и жалоб военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Статья 6. Система и субъекты гражданского контроля Система гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства состоит из: парламентского контроля; контроля, осуществляемого Президентом Украины; контроля со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; контроля со стороны судебных органов и надзора со стороны органов прокуратуры; общественного контроля. Субъектами гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства являются: Верховная Рада Украины Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека; Президент Украины; Совет национальной безопасности и обороны Украины; Кабинет Министров Украины; центральные и местные органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом; органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом; прокуратура Украины; судебные органы Украины; граждане Украины и общественные организации, создаваемые соответствии с Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) для осуществления и защиты прав и свобод граждан и удовлетворения их политических, экономических, социальных, культурных интересов; средства массовой информации. Статья 7. Особенности и ограничения в осуществлении контроля Субъекты гражданского контроля осуществляют свои полномочия в сфере контроля с соблюдением установленного законодательством Украины режима доступа к информации, отнесенной к государственной тайне, а также ограничений, установленных законом для защиты стратегических интересов государства, в том числе в случае введения чрезвычайного и военного положения. Оперативные и мобилизационные планы Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов, оперативно-распорядительные действия их должностных лиц контроля со стороны граждан и общественных организаций не подлежат. Контроль за деятельностью Службы безопасности Украины, разведывательных и контрразведывательных органов Украины, оперативных подразделений, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, а также органов досудебного расследования осуществляется с соблюдением требований законов Украины "О Службе безопасности Украины" ( 2229-12 ), "О разведывательных органах Украины "( 2331-14 )," О контрразведывательной деятельности "( 374-15 )," Об оперативно-розыскной деятельности " ( 2135-12 a >), "О Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украина" ( 3099-14 ), других законов и Уголовный процессуального кодекса Украины ( 4651-17 ). {Часть третья статьи 7 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Раздел II парламентского контроля Статья 8. Полномочия Верховной Рады Украины в осуществлении контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства Верховная Рада Украины, реализуя учредительные и законодательные функции и осуществляя парламентский контроль над Военной организацией и правоохранительными органами государства, согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ): определяет основы внутренней и внешней политики; определяет основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного правопорядка; утверждает общую структуру, численность, определяет функции Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, других образованных соответствии с законами Украины воинских формирований, Министерства внутренних дел Украины ; определяет основы правовой и социальной защиты и виды пенсионного обеспечения военнослужащих; при утверждении Государственного бюджета Украины определяет размер расходов на обеспечение обороны, государственной безопасности Украины и общественного порядка с указанием конкретного направления бюджетных ассигнований; рассматривает по представлению Кабинета Министров Украины и утверждает общегосударственные программы реформирования и развития Вооруженных Сил Украины, правоохранительных органов, решения социальных проблем, а также другие программы, касающиеся обороны и безопасности государства, программы военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества с другими государствами и межгосударственными союзами; при обсуждении отчетов и докладов Кабинета Министров Украины о выполнении Государственного бюджета Украины рассматривает состояние и целесообразность использования бюджетных средств, выделенных на нужды национальной обороны, обеспечения государственной безопасности и общественного порядка; обсуждает ход реформирования Вооруженных Сил Украины, другие вопросы функционирования Военной организации и правоохранительных органов государства в формате "Дня Правительства Украины" и на парламентских слушаниях; < br> определяет порядок сохранения государственной тайны при информировании общественности о деятельности Военной организации и правоохранительных органов государства; определяет правовой режим государственной границы Украины; определяет правовой режим военного и чрезвычайного положения, зон чрезвычайной экологической ситуации и утверждает указы Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, об общей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации; объявляет по представлению Президента Украины состояние войны и заключения мира и одобряет решение Президента Украины о использовании Вооруженных Сил Украины и других военных формирований в случае вооруженной агрессии против Украина; принимает решение о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил Украины в другого государства, в том числе для участия в международных операциях по поддержания мира и безопасности, и о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины {Абзац четырнадцатый статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5286-VI ( 5286-17 ) от 18.09.2012} дает согласие на обязательность международных договоров Украины, в том числе, непосредственно касающиеся военной организации государства и деятельности. Статья 9. Полномочия парламентских комитетов и специальных комиссий в осуществлении контроля Согласно Конституции ( 254к/96 -ВР ) и законов Украины комитеты: анализируют ход выполнения принятых Верховной Радой Украины законов и постановлений в сфере национальной безопасности и обороны, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, информируют по этим вопросам и вносят в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины предложения по решению имеющихся в этих сферах проблем и устранения причин, их порождающих; периодически информируют общественность, в том числе через средства массовой информации, о своей деятельности. Для изучения, подготовки и предварительного рассмотрения отдельных вопросов в сфере национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности Верховная Рада Украины в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии, а для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, - временные следственные комиссии, которые действуют в порядке, установленном законом. Статья 10. Полномочия народных депутатов Украины в осуществлении контроля Народные депутаты Украины согласно Конституции ( 254к/96-ВР ) и законы Украины: осуществляют право законодательной инициативы относительно правового регулирования проблем национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности; участвуют в обсуждении законопроектов и других вопросов, связанных с обороной и безопасностью государства, правоохранительной деятельностью, на заседаниях Верховной Рады Украины, "Днях Правительства Украина ", парламентских слушаниях, в парламентских комитетах и ?? комиссиях; обращаются на сессии Верховной Рады Украины по запросу с вопросам национальной безопасности и обороны, борьбы с преступностью в руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе к должностным лицам Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, правоохранительных органов, обязаны в установленный законом срок сообщить народного депутату Украины о результатах рассмотрения его запроса. Статья 11. Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод военнослужащих Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, осуществляя полномочия, определенные Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), этим и другими законами Украины: проверяет по своей инициативе или по поручению Верховной Рады Украины или по обращению гражданина или общественной организации состояние соблюдения конституционных прав и свобод лиц, подлежащих призыву, проходящих военную службу, находятся в запасе и призванных на сборы, лиц, уволенных с военной службы, а также членов их семей; имеет право запрашивать и получать от руководителей и других служебных (должностных) лиц Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов, при неукоснительном соблюдении установленного режима секретности, документы, материалы и объяснения, необходимые для осуществления полномочий, возложенных на них законом; пользуется правом безотлагательного приема должностными (должностными) лицами Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов; для осуществления своих функций имеет право беспрепятственно, в том числе без предупреждения, посещать, при соблюдении установленного режима, воинские части и подразделения, а также присутствовать на < br> заседаниях коллегиальных органов Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов при обсуждении вопросам, относящимся к полномочиям Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Для осуществления контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности утверждается представитель Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека по делам защите прав военнослужащих, полномочия которого ограничиваются сроком полномочий Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Представителем Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека по защите прав военнослужащих не может быть лицо, находящееся на действительной военной службе. Назначение Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и утверждения его представителя по делам защиты прав военнослужащих и увольнения их с должностей осуществляются в порядке, установленном Законом Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека" ( 776/97-ВР ). В ежегодном докладе Уполномоченного Верховной Рады Украины по прав человека отдельно отображается состояние дел с соблюдением конституционных прав и свобод военнослужащих, предложения по укрепления законности, устранению недостатков и нарушений в деятельности соответствующих составных частей Военной организации и правоохранительных органов государства. Доклад Уполномоченного Верховной Рады Украины по прав человека обнародуется. Объявление состояния войны, введение на территории Украины или в отдельных ее местностях чрезвычайного или военного положения не ограничивает полномочий Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и его представителя по делам защиты прав военнослужащих. О своей деятельности и состоянии дел с соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, правоохранительных органах Уполномоченный Верховной Рады Украина по правам человека периодически информирует общественность, в том числе через средства массовой информации. Статья 12. Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на национальной безопасности и обороны и правоохранительную деятельность Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на национальной безопасности и обороны, правоохранительную деятельность, осуществляет от имени Верховной Рады Украины Счетная палата, руководствуясь Законом Украины "О Счетной палате" ( 315/96-ВР ), Бюджетным кодексом Украины ( 2542-14 ) и другими законами Украины. О своей деятельности и состояние дел в этой сфере Счетная палата не реже одного раза в год докладывает Верховной Раде Украины и периодически информирует общественность, в том числе через средства < br> массовой информации. Раздел III контроль, осуществляемый ПРЕЗИДЕНТОМ УКРАИНЫ Статья 13. Осуществление Президентом Украины полномочий в сфере контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства Президент Украины как глава государства и гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), прав и свобод человека и гражданина и как Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины при осуществлении своих функций в соответствии с Конституцией и законы Украины: вносит на утверждение Верховной Рады Украины предложения относительно общей структуры, численности, определение функций Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, других образованных соответственно законы Украины воинских формирований, а также Министерства внутренних дел Украины; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов; присваивает высшие воинские звания; вносит в Верховную Раду Украины предложения об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины; принимает в соответствии с законом решение о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украина с внесением решения на утверждение Верховной Радой Украины; принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации с определением участия в осуществлении связанных с этим мероприятий Вооруженных Сил Украины и других военных формирований - с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины; принимает меры по пресечению деятельности незаконных военизированных формирований, а также любых попыток использования Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, правоохранительных органов для ограничения прав и свобод граждан или с целью свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности; принимает решение - с внесением их на одобрение Верховной Радой Украины - о предоставлении военной помощи другим государствам, о направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другое государство, у том числе для участия в международных операциях по поддержанию мира и безопасности и о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины {Абзац восьмой части первой статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5286-VI ( 5286-17 ) от 18.09.2012} рассматривает перед внесением на утверждение Верховной Радой Украина разработанные Кабинетом Министров Украины общегосударственные программы в сфере национальной безопасности и обороны, программы военного, военно-политического и военно -технического сотрудничества Украины с другими государствами и международными союзами. Контроль за деятельностью Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны и правоохранительной деятельности Президент Украины осуществляет как непосредственно, так и через возглавляемую им Совет национальной безопасности и обороны Украины и создаваемые им в случае необходимости соответствии с пунктом 28 части первой статьи 106 Конституции Украине ( 254к/96-ВР ) службы. Статья 14. Полномочия Совета национальной безопасности и обороны Украине в осуществлении контроля над Военной организацией государства Совет национальной безопасности и обороны Украины (далее - СНБОУ) осуществляет контроль над военной организацией государства на основании Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) в порядке и в пределах компетенции, определенных Законом Украины" О Совете национальной безопасности и обороны Украины "( 183/98-ВР ). Решение СНБОУ вводятся в действие указами Президента Украины. О своей деятельности СНБОУ информирует общественность, в том числе через средства массовой информации. Раздел IV КОНТРОЛЬ, осуществляемую органами исполнительной власти И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 15. Полномочия Кабинета Министров Украины в осуществлении контроля Кабинет Министров Украины, реализуя конституционные полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики государства, обеспечения ее суверенитета, обороноспособности и национальной безопасности, общественного порядка, борьбы с преступностью, согласно Конституции ( 254к/96-ВР ) и законов Украины, актов Президента Украины: разрабатывает и вносит на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов по вопросам национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности, требующих законодательного урегулирования, и в пределах своей компетенции принимает соответствующие решения; определяет согласно законодательству потребности в расходах на национальную безопасность и оборону, правоохранительную деятельность, борьбу с организованной преступностью, терроризмом, защита государственной границы, охранной деятельности , исполнения наказаний. Проект оборонного бюджета как составная часть Государственного бюджета Украины предварительно рассматривается Советом национальной безопасности и обороны Украины; обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, в том числе выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на нужды национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности; докладывает и отчитывается перед Верховной Радой Украины о выполнения Государственного бюджета Украины в сфере национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности; разрабатывает и вносит на утверждение Верховной Радой Украины общегосударственные программы в сфере национальной безопасности и обороны, программы военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества Украина с другими государствами и межгосударственными союзами; организует разработку и утверждает государственный заказ на выпуск продукции военного назначения, осуществляет контроль за его выполнением, а также за созданием, сохранением и развитием мобилизационных мощностей, созданием, содержанием и своевременным обновлением материальных ценностей мобилизационного резерва, за подготовкой и содержанием транспортных и других средств, которые в случае введении военного или чрезвычайного положения согласно законодательства Украины должны быть переданы в Вооруженные Силы Украина, других воинских формирований, правоохранительных органов; организует разработку и представляет на утверждение Президенту Украине проект Мобилизационного плана Украины на особый период; осуществляет контроль за экспортом вооружений и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения; устанавливает порядок отчуждения и реализации военного имущества, материальных ценностей мобилизационного резерва, сроки использование которого закончились и подлежащего разбронировании и отпуска и обновлению, передаче в аренду военных объектов и имущества, контролирует соблюдение законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины, других воинских формированиях, правоохранительных органах; осуществляет контроль за соблюдением в Вооруженных Силах Украины, других военных формированиях, правоохранительных органах земельного, налогового, хозяйственного, трудового, жилищного законодательства, законодательства по охране окружающей среды; вносит на рассмотрение Президента Украины предложения по совершенствования организационной структуры военной организации и правоохранительных органов государства. Статья 16. Полномочия центральных органов исполнительной власти Министерства и другие центральные органы исполнительной власти, имеют в подчинении воинские формирования, правоохранительные органы, в пределах своих полномочий: организуют и обеспечивают выполнение законов Украины, других нормативно-правовых актов относительно национальной безопасности и обороны и правоохранительной деятельности; создают необходимые условия для осуществления другими субъектами демократического гражданского контроля предусмотренных законами полномочий; обеспечивают объективное и своевременное информирование Верховной Рады Украины, Президента Украины, Совета национальной безопасности и обороны Украины, Кабинета Министров Украины о состоянии в подчиненных военных формированиях и правоохранительных органах; информируют по этим вопросам общественность в порядке, определенном этим и другими законами. Другие центральные органы исполнительной власти содействуют Вооруженным Силам Украины и другим военным формированиям, правоохранительным органам в выполнении возложенных на них функций и осуществляют соответствии с законодательством надлежащее обеспечения. Статья 17. Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым Верховная Рада Автономной Республики Крым и Совет министров Автономной Республики Крым обеспечивают на территории Автономной Республики Крым контроль за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, служебными (должностными) лицами и гражданами законов Украины, других нормативно-правовых актов в сфере обороны, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью соответствии с законодательством, информируют по этим вопросам общественность в порядке, определенном настоящим и другими законами. Статья 18. Участие органов местного самоуправления и местных государственных администраций в осуществлении контроля Органы местного самоуправления и местные государственные администрации в пределах полномочий, определенных Конституцией ( 254к/96-ВР ) и законами Украины: контролируют ход допризывной подготовки, отбор военными комиссиями граждан призывного возраста на военную службу; обеспечивают выполнение законодательства относительно соблюдения прав и социальных гарантий граждан, которые могут быть призваны на военную службу, находятся на военной службе, освобождены военной службы, и членов их семей; способствуют расположенным на соответствующей территории подразделениям Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, правоохранительным органам в выполнении возложенных на них задач; имеют право заслушивать доклады должностных лиц органов управления Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, дислоцированных на территории региона, о выполнении требований законодательства о правовой и социальной защиты граждан, которые должны быть призваны на военную службу, находятся на военной службе, уволенных в запас или отставку, пенсионеров и членов их семей; осуществляют контроль за соблюдением в расположенных на территории региона воинских частях, органах и учреждениях Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органах земельного, налогового, хозяйственного, трудового, жилищного законодательства и законодательства по вопросам охраны окружающей среды; согласовывают - с точки зрения обеспечения безопасности граждан - планы проведения на территории региона военных учений и других мероприятий, связанных с участием и присутствием большого количества людей; разрабатывают оперативные планы и обеспечивают взаимодействие органов местного самоуправления, местных государственных администраций и соответствующих структур военного управления при выполнении задач территориальной обороны; получают от руководства дислоцированных на территории региона воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований необходимую информацию об угрозе или масштабы загрязнение окружающей среды радиоактивными, ядовитыми и другими опасными веществами в результате аварий на военных объектах или с военной техникой, а также наличия и возможностей сил, средств и ресурсов на подчиненной территории для организации согласованных действий в чрезвычайных ситуациях; информируют общественность, в том числе через средства массовой информации, о своей деятельности в решении задач, связанных с национальной безопасностью и обороной, борьбой с преступностью. Для выполнения этих задач местные советы могут образовывать депутатские комиссии по вопросам демократического гражданского контроля, а в местных государственных администрациях могут создаваться необходимые подразделения. Раздел V ОБЩЕСТВЕННЫЙ контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства Статья 19. Участие граждан в осуществлении контроля Граждане Украины принимают участие в осуществлении гражданского контроля над военной организацией государства и правоохранительными органами как через общественные организации, членами которых они являются, через депутатов представительных органов власти, так и лично путем обращения к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека и его представителя по делам защиты прав военнослужащих или к другому государственного органа в порядке, определенном Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) и Законом Украины "Об обращениях граждан" ( 393/96-ВР ). Общественным организациям, зарегистрированным в установленном порядке, гарантируется согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), настоящего Закона и уставных положений возможность: запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, в том числе от органов военного управления, других организаций, предприятий и учреждений, относящихся к военной организации государства, правоохранительных и других органов информацию, которая не содержит государственной тайны, по вопросам деятельности Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительной деятельности; проводить научные исследования по проблемам военного строительства, организации обороны, обеспечения безопасности страны, борьбы с преступностью, проводить публичное обсуждение их результатов, создавать для этого общественные фонды, центры, коллективы экспертов и т.д.; проводить общественную экспертизу проектов законов, решений, программ, представлять свои выводы и предложения соответствующим государственным органам для учета в ходе реформирования Вооруженных Сил Украине, других составляющих частей Военной организации и правоохранительных органов государства; участвовать в общественных дискуссиях и открытых парламентских слушаниях по вопросам реформирования и деятельности Вооруженных Сил Украины, других звеньев Военной организации и правоохранительных органов государства, проблем правового и социального защиты военнослужащих, членов их семей; знакомиться с условиями службы, жизни и быта военнослужащих; через субъектов права законодательной инициативы выступать с законодательными инициативами в области военного строительства, правоохранительной деятельности, социальной защиты военнослужащих, пенсионеров и членов их семей. Статья 20. Роль средств массовой информации в осуществлении гражданского контроля Средства массовой информации, освещая проблемы в сфере национальной безопасности и обороны, борьбы с преступностью, на основе объективной информации о службе, жизни и быте военнослужащих, происходящие в армейском среде, формируют общественное мнение, способствуют повышению престижа службы защитников Отечества, укреплению доверия общества в Вооруженные Силы Украины, других составных частей Военной организации государства, правоохранительных органов . Средства массовой информации: в установленном порядке могут запрашивать и безвозмездно получать от органов военного управления, других органов государственной власти, организаций, предприятий и учреждений, которые принадлежат к Военной организации государства, правоохранительных органов, открытую информацию, документы и материалы по вопросам, отнесенным к их компетенции. Руководители соответствующих органов, учреждений, предприятий и организаций обязаны беспрепятственно предоставлять такую ??информацию; распространяют полученную информацию через прессу, радио, телевидение, средства глобальной информационной сети Интернет и в другой способ, придерживаясь требований законодательства по сохранению государственной тайны; < br> публикуют официальные ответы органов государственной власти и военного управления на материалы, обнародованные ранее. С целью систематического информирования общественности о деятельность военной организации государства и правоохранительных органов, имеющиеся проблемы в этой сфере и их решения соответствующие органы государственной власти и военного управления периодически, по заранее обнародованным расписанию, проводят пресс-конференции, помещают на веб-страниц и обновляют соответствующие материалы. С этой же целью периодически - раз в год - кажется "Белая книга" о деятельности Вооруженных Сил Украины. Раздел VI ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ НАД Военной организацией и правоохранительными ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА Статья 21. Обязанности органов военного управления, должностных лиц Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов по содействие в осуществлении гражданского контроля С целью обеспечения открытости для общественности функционирования военной организации государства, правоохранительных органов, создание необходимых условий для осуществления демократического гражданского контроля в этой сфере: государственные органы, деятельность которых связана с Военной организацией государства, охраной общественного порядка и борьбой с преступностью, способствуют определенным настоящим Законом субъектам гражданского контроля в получении необходимой информации и оказывают помощь в выполнении их функций; Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, другие центральные органы исполнительной власти, органы военного управления, их должностные лица обязаны рассматривать обращения общественных организаций , военнослужащих и других граждан, сообщения средств массовой информации о нарушении прав военнослужащих, работников правоохранительных органов, членов их семей или ненадлежащее исполнение предоставленных законом полномочий и функций соответствующими органами в сфере обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка, их должностными и должностными лицами и в установленный законом срок сообщать заявителей и средства массовой информации о результатах рассмотрения и принятых мерах; органы управления Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов заранее уведомляют органы местного самоуправления, местные государственные администрации, а за необходимости также населения о военных учений и других мероприятий, если они могут ущемлять права территориальных общин, имущественные и другие интересы граждан или создавать угрозу для жизни и здоровья людей. Информирование общественности, осуществления взаимодействия Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов по Верховной Радой Украины, общественными организациями, средствами массовой информации возлагается на одного из заместителей руководителя (государственного секретаря) министерства, другого центрального органа исполнительной власти, которому подчиняются создаваемые в указанных органах пресс-службы и подразделения по связям с общественностью. В состав военных советов видов и родов войск, оперативных военных направлений по согласованию с Президентом Украины могут включаться представители центральных и региональных органов исполнительной власти. Пресс-службы и отделы по связям с общественностью оперативно предоставляют средствам массовой информации объективную и полную информацию о деятельности Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов. Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства о гражданский контроль Служебные (должностные) лица и граждане, виновные в неисполнении или нарушении законодательства, регулирующего осуществление гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства, несут ответственность согласно законодательству. Статья 23. Судебная защита в сфере контроля Военные суды, осуществляя судопроизводство в Военной организации государства, при рассмотрении конкретных дел могут выносить отдельные определения в адрес соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, противоправные действия или бездействие которых способствовали совершению преступлений военнослужащими или повлекли нарушение прав и законных интересов граждан. Статья 24. Надзор за соблюдением законности в сфере контроля Надзор за соблюдением законности при осуществлении гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства возлагается на органы прокуратуры Украины.
|