З А К О Н У К Р А И Н Ы
О морских портах Украины (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2013, № 7, ст.65) Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности в морских портах Украины. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов 1. В этом Законе термины употребляются в таком значении: 1) администрация морских портов Украины - государственное предприятие, образованное в соответствии с законодательством, обеспечивает функционирование морских портов, содержания и использования объектов портовой инфраструктуры государственной формы собственности, выполнения других возложенных на него задач непосредственно и через свои филиалы, образующихся в каждом морском порта (администрация морского порта) 2) акватория морского порта (портовая акватория) - определенная пределами часть водного объекта (объектов), кроме судового хода, предназначена для безопасного подхода, маневрирования, стоянки и отхода судов 3) внутренний подходной канал - гидротехническое сооружение, природный или искусственный водный путь, расположен в пределах акватории порта, предназначен для подхода или отхода судов к причалам и маневрирования в пределах акватории морского порта 4) гидротехнические сооружения морских портов (гидротехнические сооружения) - инженерно-технические сооружения (портовая акватория, причалы, пирсы, другие виды причальных сооружений, моли, дамбы, волноломы, другие берегозащитные сооружения, подводные сооружения искусственного и естественного происхождения, в том числе каналы, операционные акватории причалов, якорные стоянки), расположенные в пределах территории и акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, маневрирования и стоянки судов 5) судоходный канал - гидротехническое сооружение, природный или искусственный водный путь для безопасного подхода судов к портам, для прохода судов или для соединения отдельных водных бассейнов 6) морской порт - определены пределами территория и акватория, оборудованные для обслуживания судов и пассажиров, проведения грузовых, транспортных и экспедиционных работ, а также других связанных с этим видов хозяйственной деятельности 7) морской терминал - расположен в пределах морского порта единый имущественный комплекс, включающий технологически связанные объекты портовой инфраструктуры, в том числе причалами, подъемно-транспортное и другое оборудование, обеспечивающие погрузку-разгрузку и хранение грузов, безопасную стоянку и обслуживания судов и пассажиров 8) объекты портовой инфраструктуры - движимые и недвижимые объекты, обеспечивающие функционирование морского порта, в том числе акватория, гидротехнические сооружения, пока, буксиры, ледоколы и другие суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно- гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, средства тепло-, газо-, водо-и электроснабжения, иные средства, оборудование, инженерные коммуникации, расположенные в пределах территории и акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, предоставления услуг, обеспечения государственного надзора (контроля) в морском порту 9) объекты портовой инфраструктуры общего пользования - акватория, железнодорожные и автомобильные подъездные пути (до первого разветвления за пределами территории порта), линии связи, средства тепло-, газо-, водо-и электроснабжения, инженерные коммуникации, другие объекты, обеспечивающие деятельность двух и более субъектов хозяйствования в морском порту 10) операционная акватория причала (причалов) - гидротехническое сооружение в пределах портовой акватории, предназначена для безопасного подхода судов к причалу и отхода от причалов, маневрирования судов при осуществлении швартовых операций, а также маневрирования судов между причалами 11) портовый оператор (стивидорная компания) - субъект хозяйствования, осуществляющий эксплуатацию морского терминала, проводит погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание и хранение грузов, обслуживание судов и пассажиров, а также другие связанные с этим виды хозяйственной деятельности 12) причал - гидротехническое сооружение, имеющее швартовые и отбойные устройства и предназначена для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе для их посадки на суда и высадки с судов, проведение погрузочно-разгрузочных работ 13) рейд - часть акватории морского порта, который используется для стоянки судов на якоре, в том числе для ремонта судов, посадки (высадки) пассажиров, проведения погрузочно-разгрузочных работ, в ее незащищенной части (внешний рейд) или в части, защищенной полностью или частично ограждающими гидротехническими сооружениями или объектами природного происхождения (внутренний рейд) 14) стратегические объекты портовой инфраструктуры - объекты права государственной собственности - гидротехнические сооружения, объекты портовой инфраструктуры общего пользования, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов p > 15) судовой ход - водное пространство, предназначенное для транзитного движения судов между портами, обозначен на местности и на карте и определенный средствами навигационного оборудования 16) территория морского порта - часть сухопутной территории Украины с определенными границами, в том числе искусственно созданные земельные участки 17) искусственно созданная земельный участок - земельный участок, создана (намытая, насыпана, создана с применением других технологий) в пределах акватории морского порта 18) якорная стоянка - гидротехническое сооружение, расположенное в пределах акватории морского порта, предназначенная для стоянки судов на якоре. Статья 2. Сфера применения Закона 1. Настоящий Закон регулирует отношения в сфере портовой деятельности, в частности устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах, порядок строительства, открытия, расширения и закрытия морских портов в Украине, порядок осуществления на их территории хозяйственной деятельности, в том числе предоставление услуг, определяет правовой режим об объектов портовой инфраструктуры. 2. Настоящий Закон регулирует деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование, управление, государственный надзор и контроль за безопасностью мореплавания, надзор и контроль в сфере деятельности морских портов, национальной комиссии, осуществляющим государственное регулирование в сфере транспорта, администрации морских портов Украины, владельцев морских терминалов, стивидорных компаний, других субъектов хозяйствования, которые осуществляют свою деятельность в морском порту, и потребителей их услуг (товаров, работ). 3. Настоящий Закон не распространяется на речные порты, морские рыбные порты, пункты базирования ВМС Украины, морской охраны центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере защиты государственной границы, а также на пункты базирования военно-морских кораблей иностранных государств, которые в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, временно находящихся на территории Украины. Статья 3. Законодательство о морских портах 1. Законодательство о морских портах основывается на Конституции Украины и состоит из настоящего закона, Кодекса торгового мореплавания Украины , Гражданского кодекса Украины , Хозяйственного кодекса Украины , < a class = rvts96"/laws/show/2456-17" target = _blank> Бюджетного кодекса Украины , Налогового кодекса Украины , Земельного кодекса Украины , Водного кодекса Украины , законов Украины " О транспорте ", " О естественных монополиях " и других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ним. 2. Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, применяются правила международного договора Украины. Раздел II ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ Статья 4. Принципы организации функционирования и развития морских портов 1. Функционирование и развитие морских портов осуществляются по принципам: 1) объединение интересов и деятельности государства в лице службы капитана морского порта, администрации морских портов Украины, других государственных предприятий, обеспечивающих функционирование морского порта, и субъектов хозяйствования, которые осуществляют свою деятельность в морском порту 2) сохранение и образования, в частности на основе объединения имущества частной, государственной и коммунальной форм собственности, единых имущественных комплексов, расположенных в пределах территории и акватории морского порта 3) обеспечение конкуренции среди субъектов хозяйствования, производящих одинаковую продукцию (товары, работы, услуги) в морском порту 4) разграничения административных функций по обеспечению безопасности мореплавания и надзора (контроля) за безопасностью мореплавания и хозяйственной (коммерческой) деятельности 5) разграничение функций обеспечения безопасности мореплавания и надзора (контроля) за безопасностью мореплавания 6) обеспечение безопасности мореплавания и хозяйственной деятельности, осуществляемой в морском порту 7) целевого использования портовых сборов 8) сохранение в государственной собственности стратегических объектов портовой инфраструктуры морского порта 9) равенства прав всех субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в морском порту, недопущение дискриминации в доступе к объектам портовой инфраструктуры общего пользования. Статья 5. Строительство, открытия и закрытия морских портов 1. Строительство новых морских портов осуществляется с учетом Стратегии развития морских портов Украины в соответствии с законодательством. 2. Порядок открытия и закрытия морских портов определяется Кабинетом Министров Украины. 3. Строительство нового морского порта осуществляется на основании решения Кабинета Министров Украины, которое должно содержать информацию об местоположение с определением координат территории и акватории морского порта, плановые глубины акватории, внутреннего подходного канала, расчетные параметры судов и параметры тоннажа судов, которые будут приниматься в морском порту , а также источники финансирования строительства морского порта. 4. Сообщение об открытии и закрытии морских портов публикуются в официальном печатном издании "Извещения мореплавателям Украины" (далее - Извещения мореплавателям Украины). Статья 6. Реестр морских портов Украины 1. Реестр морских портов Украины - электронная база данных по учету морских портов, целью которой является обеспечение данными, необходимыми для выполнения задач в сфере безопасности мореплавания, охраны окружающей среды, а также для осуществления государственного надзора (контроля). Ведение Реестра морских портов Украины осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. 2. В Реестр морских портов Украины вносятся следующие сведения: 1) регистрационный номер морского порта 2) название морского порта и его местонахождение 3) наименование и местонахождение администрации морского порта 4) дата и основание открытия морского порта 5) перечень услуг на территории морского порта 6) перечень причалов и морских терминалов в пределах морского порта 7) перечень портовых операторов и услуг, которые они предоставляют 8) основные технические характеристики морского порта, в том числе его возможности по перегрузке грузов, обслуживание судов и / или пассажиров 9) границы территории и акватории морского порта 10) группы грузов, обрабатываемых в морском порту 11) вид и размер водных транспортных средств, обслуживаемых в морском порту 12) навигационный период 13) основания и дата исключения морского порта из Реестра морских портов Украины 14) другие сведения, определенные в порядке ведения Реестра морских портов Украины. 3. Доступ к информации Реестра морских портов Украины является открытым и бесплатным. 4. Порядок ведения Реестра гидротехнических сооружений устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта. До внесения сведений о причалы в Реестр гидротехнических сооружений и Реестра морских портов Украины, кроме причалов, внесенных в установленном законодательством порядке в Реестр гидротехнических сооружений до дня вступления в силу настоящего Закона, осуществления хозяйственной деятельности на таких причалах запрещается. Статья 7. Планирование развития морских портов 1. Основой планирования развития портовой отрасли является Стратегия развития морских портов Украины на 25 лет, которая включает краткосрочные (на пять лет), среднесрочные (на 10 лет) и долгосрочные (на 25 лет) планы развития. Основой Стратегии развития морских портов Украины на 25 лет есть планы развития морских портов и морских терминалов, прогнозы грузопотоков, задачи, основные направления и источники финансирования реализации Стратегии, другие основные параметры развития. Стратегия развития морских портов Украины на 25 лет должна базироваться на основных принципах государственной политики в сфере транспорта и учитывать планы развития других транспортных отраслей Украины. 2. Стратегия развития морских портов Украины на 25 лет разрабатывается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта, и утверждается Кабинетом Министров Украины. 3. Развитие морского порта осуществляется в соответствии с планом развития морского порта, который формируется с учетом планов развития морских терминалов, а также предприятий, основные продукция и / или сырье которых являются объектами экспортно-импортных операций и обслуживаются как грузы в морском порту. План развития каждого морского порта утверждается администрацией морских портов Украины и соглашается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта. План развития морского порта должен соответствовать положениям Стратегии развития морских портов Украины в краткосрочной перспективе и содержать подробную схему территории морского порта. Статья 8. Границы морского порта 1. Пределами морского порта являются границы его территории и акватории. 2. Границы территории морского порта определяются и изменяются Кабинетом Министров Украины, исходя из положений Земельного кодекса Украины. 3. Границы акватории морских портов определяются и изменяются Кабинетом Министров Украины без нарушения границ акваторий смежных морских рыбных портов и речных портов. Отвод акватории морского порта (предоставление в пользование) администрации морских портов Украины осуществляется на основании решения Кабинета Министров Украины соответственно закону. 4. Увеличение территории морского порта может происходить за счет искусственно созданных земельных участков и земельных участков, отведенных в установленном законодательством порядке для размещения, обслуживания и строительства объектов портовой инфраструктуры, предприятий, основные продукция и / или сырье которых являются объектами экспортно-импортных операций и обслуживаются как грузы в морском порту. Владельцы (пользователи) земельных участков, включенных в территории морского порта, обязаны соблюдать свода обычаев морского порта и обязательных постановлений по порту. 5. Строительные работы на территории и в акватории морского порта проводятся в порядке, установленном законом. 6. Территория и акватория морского порта могут включать отделены от основной территории и акватории земельные участки и водные объекты (их части), которые имеют одинаковый с основной территорией и акваторией правовой режим использования. 7. Информация о границах морского порта публикуется в Сообщения мореплавателям Украины. Статья 9. Свод обычаев морского порта 1. Свод обычаев морского порта устанавливает правила предоставления услуг в морском порту, обслуживание судов и пассажиров, сложившихся и длительное время применяются на практике в этом морском порту. Свод обычаев морского порта содержит правила: 1) порядка вручения уведомления о готовности судна к осуществлению операций с грузом 2) порядок расчета сталийного времени, если он не установлен соглашением сторон 3) перечень услуг в морском порту 4) иные правила осуществления хозяйственных операций в пределах морского порта. 2. Свод обычаев морского порта применяется: 1) при наличии в договоре морской перевозки условий для применения обычаев морского порта 2) при отсутствии в договоре морской перевозки соответствующих правил по вопросам, которые регулируются обычаями морского порта 3) при наличии в договоре морской перевозки условий, противоречащих обычаям морского порта. 3. Свод обычаев морского порта выдается администрацией морских портов Украины по каждому морского порта, заверяется Торгово-промышленной палатой Украины и публикуется на официальном сайте администрации морских портов Украины. Статья 10. Режим пребывания в морском порту 1. Контроль за установленным режимом пребывания и перемещения в пределах морского порта осуществляют службы морской безопасности, отряды охраны морского порта совместно с органом охраны государственной границы с соблюдением требований международных договоров Украины. 2. Отряды охраны морского порта, службы морской безопасности могут создаваться в установленном законом порядке администрацией морских портов Украины, владельцами морских терминалов и портовыми операторами и действуют на основании положений о них, типовые формы которых утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сферах морского и речного транспорта. 3. Поддержание режима пребывания в морском порту с привлечением сторонних охранных услуг осуществляется на договорных началах в соответствии с требованиями законодательства. 4. Общий контроль за соблюдением режима пребывания и перемещения в морском порту осуществляет администрация морских портов Украины. Статья 11. Режим в пункте пропуска через государственную границу Украины и таможенном контроле в морском порту 1. На территории морских портов и морских терминалов, через которые осуществляется международное сообщение, по решению Кабинета Министров Украины открываются пункты пропуска через государственную границу Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Границы территории пункта пропуска на территории морских портов определяются администрацией морских портов Украины, а на территории морских терминалов - владельцами морских терминалов по согласованию с органом охраны государственной границы и таможенным органом. 2. Режим в пунктах пропуска через государственную границу Украины устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере защиты государственной границы, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере государственной таможенного дела, и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта. 3. Администрация морских портов Украины или владелец морского терминала на безвозмездной основе предоставляет в пользование помещения для организации пункта пропуска через государственную границу Украины, где осуществляются в установленном законодательством порядке пограничный, таможенный, санитарно-карантинный и экологический контроль и пропуск через государственную границу Украины лиц, транспортных средств , грузов и другого имущества. 4. В морских портах (морских терминалах) образуются зоны пограничного и таможенного контроля, в рамках которых осуществляются все виды контроля и досмотра пассажиров, грузов и транспортных средств, проверка и оформление документов пассажиров, водителей транспортных средств и сопровождающих лиц, а также документов на груз и транспортные средства. В этих зонах не разрешается выполнять сертификацию товаров и другие операции, не относящиеся непосредственно пропуска через государственную границу Украины пассажиров, транспортных средств и грузов. Статья 12. Организация работы в морском порту при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера 1. Администрация морских портов Украины, субъекты хозяйствования, осуществляющие свою деятельность в морском порту, принимают неотложные меры для ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф, которые привели к нарушению работы в морском порту. 2. Администрация морских портов Украины по согласованию с капитаном морского порта обязана разработать и утвердить в установленном порядке план локализации и ликвидации аварий (катастроф), обеспечить деятельность объектовой аварийно-спасательной службы, закупку и поддержание в надлежащем состоянии специализированных судов, необходимого оборудования, устройств и механизмов для ликвидации аварий на территории и в акватории морского порта. 3. Стивидорные компании, владельцы (пользователи) морских терминалов в порядке, в объеме и на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины, с их согласия участвуют в разработке плана локализации и ликвидации аварий (катастроф), приобретении, содержании оборудования, устройств и механизмов, возмещении расходов на ликвидацию аварий на территории и в акватории порта и на территории и в акватории морских терминалов. 4. Порядок взаимодействия администрации морских портов Украины и субъектов хозяйствования, которые осуществляют свою деятельность в морском порту, предупреждения и ликвидации аварий на территории и в акватории морского порта устанавливается администрацией морских портов Украины по согласованию с капитаном морского порта и собственниками (пользователями) морских терминалов и портовыми операторами. 5. В случае необходимости центральные и местные органы исполнительной власти в порядке и на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины, предоставляют администрации морских портов Украины, владельцам морских терминалов, портовым операторам необходимую помощь в ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф, а также в предотвращении возможным противозаконным и несанкционированным вмешательством в портовую деятельность, создающих угрозу жизни или здоровью людей, безопасном мореходству, эксплуатации транспортных средств в морском порту и сохранности грузов. 6. Если в результате возникновения чрезвычайной ситуации в морском порту или морском терминале скопилось такое количество неразгруженными транспортных средств, которая исключает дальнейшую нормальную работу морского порта или морского терминала, администрация морских портов Украины по согласованию с владельцами (пользователями) морских терминалов и портовыми операторами имеет право ввести временные ограничения на ввоз в отдельных объектов (мест) на территории морского порта или морского терминала определенных видов грузов определенными видами транспорта к нормализации работы в морском порту. 7. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера соответствующие центральные и местные органы исполнительной власти, военное командование и органы местного самоуправления должны иметь право причалы в морских портах в порядке, определенном законом. Раздел III ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УПРАВЛЕНИЕ В МОРСКОМ ПОРТУ Статья 13. Основы государственного регулирования деятельности в морском порту 1. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется Кабинетом Министров Украины, центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта, национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирование в сфере транспорта, другими центральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий с целью обеспечения: 1) безопасности мореплавания, жизни и здоровья граждан 2) порядка в морском порту 3) безопасной эксплуатации объектов портовой инфраструктуры в пределах территории и акватории морского порта 4) комплексного развития и повышения конкурентоспособности морских портов 5) надлежащего содержания, эффективного управления и использования объектов портовой инфраструктуры государственной собственности 6) создание равных условий для осуществления хозяйственной деятельности в морском порту 7) равного доступа к услуг в морском порту 8) недопущения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований по использованию и охране водных объектов в пределах территории и акватории морского порта. 2. К полномочиям Кабинета Министров Украины относительно портовой деятельности относятся: 1) обеспечение проведения государственной политики в сфере портовой деятельности, направление и координация деятельности министерств и других центральных органов исполнительной власти 2) отвода акватории и определение границ территорий морских портов 3) определение морских портов, открытых для захода иностранных судов 4) утверждение Стратегии развития морских портов Украины 5) иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами. 3. Основными полномочиями центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта, по портовой деятельности являются: 1) формирование и обеспечение реализации государственной политики в сфере портовой деятельности 2) определение приоритетов развития портовой деятельности 3) обеспечение нормативно-правового регулирования в сфере портовой деятельности 4) управление объектами портовой инфраструктуры государственной собственности 5) формирование и обеспечение реализации государственной политики в сфере навигационно-гидрографического обеспечения судоходства, торгового мореплавания 6) назначение капитанов морских портов 7) разработка Стратегии развития морских портов Украины на основе планов развития морских портов 8) осуществление других определенных законами полномочий. 4. Основными полномочиями центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте, являются: 1) реализация государственной политики в сфере безопасности на морском транспорте 2) осуществление государственного надзора (контроля) за безопасностью на морском транспорте и в морских портах 3) внесение предложений по формированию государственной политики в сфере безопасности на морском транспорте 4) предоставление административных услуг в сфере морского транспорта, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины 5) осуществление других определенных законами полномочий. Статья 14. Организация судоходства в акватории морского порта 1. Организация судоходства в акватории морского порта осуществляется на основе разделения функций обеспечения безопасности мореплавания и надзора (контроля) за безопасностью мореплавания. 2. Надзор за мореплаванием в морском порту осуществляется капитаном морского порта, который возглавляет службу капитана морского порта. 3. Полномочия, порядок назначения и другие вопросы функционирования капитана морского порта, службы капитана морского порта определяются Кодексом торгового мореплавания Украины. 4. Безопасность мореплавания в акватории морского порта обеспечивается администрацией морских портов Украины, владельцами морских терминалов и гидротехнических сооружений, судовладельцами, другими субъектами хозяйствования, которые осуществляют свою деятельность в морском порту, в соответствии с законодательством и правилами, определенными обязательными постановлениями по порту. Статья 15. Администрация морских портов Украины 1. Администрация морских портов Украины создается с целью: 1) содержание и обеспечение эффективного использования государственного имущества, переданного ей в хозяйственное ведение, в том числе модернизации, ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений, других объектов портовой инфраструктуры, расположенных в пределах территории и акватории морского порта 2) оказание услуг судам на подходах и непосредственно в акватории морского порта для их безопасного судоходства, маневрирования и стоянки 3) организации и обеспечения безопасной эксплуатации объектов портовой инфраструктуры государственной собственности, в том числе гидротехнических сооружений, систем обеспечения безопасности мореплавания, расположенных в пределах территории и акватории морского порта 4) организации и обеспечения безопасности мореплавания 5) сбора и учета данных, вносятся в Реестр морских портов Украины 6) организации разработки и выполнения плана развития морского порта, подготовки предложений по его совершенствованию 7) организации и координации аварийно-спасательных работ 8) организации работ по подъему затонувшего имущества в акватории морского порта 9) обеспечение соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды 10) обеспечение проведения работ по ликвидации последствий загрязнения территории и акватории морского порта 11) оказания помощи пострадавшим 12) определение районов обязательного использования буксиров 13) взимания и целевого использования портовых сборов 14) координации своей деятельности и деятельности капитана морского порта, лоцманской службы, владельцев морских терминалов, портовых операторов, других субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в морском порту, в случае возникновения стихийного бедствия, аварий, катастроф, других чрезвычайных ситуаций, требующих взаимодействия 15) обеспечение создания равных и конкурентных условий ведения хозяйственной деятельности и получения услуг в морском порту 16) контроля и поддержания объявленных глубин. 2. В процессе своей деятельности администрация морских портов Украины заключает договоры по модернизации, реконструкции и строительства объектов портовой инфраструктуры, другие договоры, соответствующие целям ее создания, в том числе хозяйственные договоры по вопросам обеспечения своей деятельности. 3. Глава администрации морских портов Украины назначается на должность и освобождается от должности центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта. Руководитель администрации морского порта (начальник морского порта) назначается на должность и освобождается от должности центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта, по представлению главы администрации морских портов Украины. Руководитель администрации морского порта (начальник морского порта) действует на основании положения об администрации морского порта, которое утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта. Статья 16. Финансирование деятельности администрации морских портов Украины 1. Финансирование деятельности администрации морских портов Украины осуществляется за счет портовых сборов, взимаемых им в соответствии с настоящим Законом, платы за предоставление услуг и арендной платы, других запрещенных законодательством источников. 2. Финансирования определенных направлений деятельности, в частности модернизации, ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений, других объектов портовой инфраструктуры, может осуществляться за счет средств Государственного бюджета Украины. Статья 17. Обязательные постановления по порту 1. Обязательные постановления по порту принимаются администрацией морских портов Украины по согласованию с капитаном морского порта и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте. 2. Обязательные постановления по порту содержат специфическую для каждого морского порта информацию о: 1) границы зоны наблюдения, территории и акватории морского порта, в том числе информацию о глубинах в акватории морского порта и на подходах к морскому порту, технические возможности морского порта по приему судов 2) районы обязательного и необязательного лоцманского проведения, категории судов и требования к капитанам судов, освобождаются от обязательного лоцманского проведения, установленные центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта; 3) порядок плавания судов в акватории морского порта, на каналах и фарватерах (если они не установлены в правилах плавания, которые утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта), включая правила захода судов в морского порта и выхода из морского порта, порядок представления информации о прибытии и уходе судов, порядок пользования средствами связи в акватории морского порта, порядок предоставления лоцманских услуг 4) правила стоянки судов, включая координаты мест для якорной стоянки на рейде, правила швартовки и видшвартовування 5) правила и установлены места проведения погрузочно-разгрузочных работ, порядок осуществления в морском порту технического обслуживания и ремонта судов 6) правила обеспечения безопасности и порядка в морском порту, порядок охраны судов и портовых средств 7) правила охраны окружающей среды 8) правила проведения дноуглубительных работ 9) требования санитарного и карантинного режима по представлению подразделения государственной санитарно-эпидемиологической службы в морском порту 10) требования противопожарного режима в морском порту 11) порядок схода на берег лиц судового экипажа и их пребывания на территории морского порта и портового города во время стоянки судна 12) другую информацию, связанную с обеспечением безопасности мореплавания в морском порту. 3. Порядок прохождения санитарно-карантинного, пограничного и таможенного контроля должен соответствовать международным стандартам и учитывать обязательства Украины по международным договорам Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. 4. Если в морском порту открыт пункт пропуска через государственную границу Украины, администрация морских портов Украины в обязательных постановлениях по порту по представлению органов охраны государственной границы и таможенных органов публикует установленный порядок прохождения пограничного и таможенного контроля. 5. Обязательные постановления по порту обязательны к исполнению всеми юридическими и физическими лицами, находящимися в морском порту, после их обязательной государственной регистрации и опубликования в Сообщения мореплавателям Украины. Администрация морских портов Украины обязана опубликовывать обязательные постановления по порту, все изменения, внесенные в них, в Сообщения мореплавателям Украины. 6. При принятии обязательных постановлений по порту или внесении изменений в них не допускается сужение содержания и объема существующих прав субъектов портовой деятельности, предусмотренных Конституцией и законами Украины. Обязательные постановления по порту подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативно-правовых актов областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, и вступают в силу через 10 дней со дня их регистрации, если в них не установлен иной срок вступления в силу. Обязательные постановления по порту могут быть обжалованы в административный суд. Раздел IV ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОРСКОМ ПОРТУ Статья 18. Особенности осуществления хозяйственной деятельности в морском порту 1. Хозяйственная деятельность в морском порту осуществляется в соответствии с законодательством, обязательных постановлений по порту и свода обычаев морского порта. 2. В рамках морского порта функционируют субъекты хозяйствования всех форм собственности, деятельность которых связана с обслуживанием судов, пассажиров, грузов, и предприятия, продукция и / или сырье которым транспортируется территорией и акваторией порта. В морском порту образуется Совет морского порта (Совет порта) - постоянно действующий совещательно-консультационный орган, основной задачей которого является координация вопросов, связанных с развитием и функционированием морского порта. В состав Совета порта входят начальник и капитан морского порта, представители собственников (пользователей) морских терминалов, стивидорных компаний, других субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги в морском порту. Совет порта возглавляет начальник морского порта, который обеспечивает организацию ее работы. Совет порта рассматривает изменения и дополнения к плану развития порта, свода обычаев морского порта и постановлений по порту и принимает решение о целесообразности их внесения. 3. Владельцы и / или пользователи технологически связанных объектов портовой инфраструктуры обязаны заключать между собой договоры, определяющие взаимные права и обязанности по организации и обеспечению непрерывности технологического процесса предоставления соответствующих услуг в морском порту и устанавливают единый порядок эксплуатации соответствующей инфраструктуры морского порта. 4. Портовые операторы обязаны содействовать развитию конкуренции и не совершать действий, которые могут оказывать негативное влияние на конкурентную среду в морском порту. 5. Администрация морских портов Украины не имеет права препятствовать или вмешиваться в деятельность субъектов хозяйствования, кроме случаев, предусмотренных законом, а также устанавливать для них условия деятельности, ухудшающих их положение по сравнению с другими субъектами хозяйствования или нарушают их права и законные интересы. Субъекты хозяйствования, которые осуществляют свою деятельность в пределах морского порта, имеют право по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим им имуществом, расширять свои границы в соответствии с требованиями Гражданского , Хозяйственного , Земельного и Водного кодексов Украины. 6. В порядке и на условиях, определенных законами Украины, в пределах морских портов могут образовываться специальные (свободные) экономические зоны или устанавливаться специальный режим инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития. Статья 19. Услуги, предоставляемые в морских портах 1. В морских портах предоставляются услуги по обслуживанию судов, осуществления операций с грузами, в том числе проведение погрузочно-разгрузочных работ, услуги по обслуживанию пассажиров и другие услуги, предусмотренные законодательством. 2. Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта, утверждаются: 1) правила предоставления услуг по погрузочно-разгрузочных работ в морском порту в части, касающейся обязательств по международным договорам Украины 2) правила предоставления услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к ним в части, касающейся обязательств по международным договорам Украины 3) правила предоставления других услуг, обычно оказываемых в морских портах, в части, касающейся обязательств по международным договорам Украины. 3. Исключительно государственными предприятиями, учреждениями и организациями предоставляются услуги: 1) регулирование движения судов 2) обеспечение проведения аварийно-спасательных работ 3) навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания 4) картографического обеспечения мореплавания 5) обеспечение предупреждения и ликвидации разлива загрязняющих веществ. 4. Услуги, определенные в части третьей настоящей статьи, предоставляются в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта. Статья 20. Обязанности субъектов хозяйствования, осуществляющих хозяйственную деятельность в морском порту 1. Субъекты хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность в морском порту, обязаны: 1) соблюдать установленный в морском порту порядке 2) осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями безопасности, законодательства об охране окружающей природной среды 3) обеспечивать возможность осуществления полномочий таможенными органами, органами охраны государственной границы и другими государственными органами, осуществляющими свои полномочия в морском порту 4) обеспечивать равный доступ к услугам, предоставляемых в морском порту, и открытость доступа к информации о таких услугах 5) незамедлительно информировать администрацию морского порта о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности мореплавания и / или проведению деятельности в морском порту 6) содействовать проведению расследования причин возникновения аварийных морских событий. 2. Субъекты хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность в морском порту, несут ответственность за несоблюдение требований законодательства по безопасности мореплавания, охраны труда, пожарной, санитарной, экологической безопасности в соответствии с законом. Статья 21. Тарифы на услуги, предоставляемые в морском порту 1. Тарифы на специализированные услуги, предоставляемые в морском порту субъектами естественных монополий, и услуги, которые оплачиваются в составе портовых сборов, подлежащих государственному регулированию национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирование в сфере транспорта. 2. Перечень специализированных услуг в морском порту субъектами естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию, определяет Кабинет Министров Украины. 3. Тарифы на другие услуги, кроме определенных в части первой настоящей статьи, являются свободными и определяются договором между предприятием, предоставляет соответствующие услуги, и их заказчиком. Статья 22. Портовые сборы 1. В морском порту взимаются такие портовые сборы: корабельный, причальный, якорный, канальный, маячный, административный и санитарный. Использование средств от портовых сборов допускается исключительно по их целевому назначению. Финансирование содержания гидротехнических сооружений в объемах, необходимых для поддержания их паспортных характеристик, осуществляется за счет портовых сборов, взимаемых в морских портах, где расположены такие гидротехнические сооружения. 2. Размеры ставок портовых сборов для каждого морского порта устанавливаются национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирование в сфере транспорта, в соответствии с утвержденной ею методики. Порядок взимания, учета и использования средств от портовых сборов, кроме использования средств от административного сбора, определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта. Средства от административного сбора используются в соответствии с законом. 3. Портовые сборы оплачиваются администрации морских портов Украины, кроме случаев, определенных настоящим Законом. 4. Причальный сбор взимается в пользу владельца причала, а если причал находится в пользовании - в пользу соответствующего пользователя. Канальный сбор взимается в пользу владельца канала. Корабельный сбор взимается в интересах пользователя портовой акватории, а также владельца операционной акватории причала (причалов), построенной до вступления в силу этим Законом. 5. Маячный сбор взимается в пользу государственного учреждения, которое организует и осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания. 6. Контроль за целевым использованием средств от портовых сборов осуществляет национальная комиссия, осуществляющим государственное регулирование в сфере транспорта. За нецелевое использование средств от портовых сборов субъект, который допустил такое нарушение, уплачивает в Государственный бюджет Украины штраф в размере 200 процентов использованной не по целевому назначению суммы портовых сборов. Раздел V земельные и имущественные отношения по МОРСКОМ ПОРТУ Статья 23. Правовой режим имущества в морском порту 1. Имущество, используемое при осуществлении деятельности в морском порту, может находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. 2. Существующие на день вступления в силу настоящего Закона стратегические объекты портовой инфраструктуры не подлежат передаче в аренду или концессию (кроме причалов, железнодорожных и автомобильных подъездных путей (до первого разветвления за пределами территории порта), линий связи, средств тепло-, газо-, водо-и электроснабжения, инженерных коммуникаций), приватизации и / или отчуждению в любой другой способ. Причалы могут быть объектами аренды на срок до 49 лет. Причалы, железнодорожные и автомобильные подъездные пути (до первого разветвления за пределами территории порта), линии связи, средства тепло-, газо-, водо-и электроснабжения, инженерные коммуникации могут передаваться в концессию в составе единых имущественных комплексов. Созданы после вступления в силу настоящего Закона стратегические объекты портовой инфраструктуры являются объектами государственной собственности, кроме случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи. 3. Государственные стратегические объекты портовой инфраструктуры и другое государственное имущество, закрепленное за администрацией морских портов Украины, принадлежащих ей на праве хозяйственного ведения. Администрация морских портов Украины владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним государственным имуществом с учетом его целевого назначения, а также ограничений правомочий по распоряжению таким имуществом, определенных настоящим Законом, другими законодательными актами, ее уставом. 4. Государство гарантирует право частной собственности на объекты портовой инфраструктуры, в том числе гидротехнические сооружения, приобретенные на законных основаниях до вступления в силу этим Законом. 5. Вновь гидротехнические сооружения, построенные за счет частных средств, являются объектами частной собственности. Строительство гидротехнических сооружений государственной формы собственности за счет частных средств осуществляется на компенсационной основе за счет источников, определенных настоящим Законом. Статья 24. Правовой режим земель морского порта 1. Земельные участки в пределах территории морских портов могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. 2. Искусственно созданные земельные участки находятся в государственной собственности и могут предоставляться в пользование, в том числе в долгосрочную аренду. Искусственно созданные земельные участки относятся к землям водного фонда. 3. Территория морского порта может состоять из земель морского транспорта, земель промышленности и земель водного фонда. 4. Земельные участки, на которых расположены стратегические объекты портовой инфраструктуры, и земельные участки, которые обеспечивают деятельность администрации морских портов Украины, не подлежат приватизации и / или отчуждению в любой способ. 5. При осуществлении своих полномочий должностные лица администрации морских портов Украины и капитан морского порта имеют право беспрепятственного доступа к объектам портовой инфраструктуры, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности (пользовании) субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в морском порту . 6. Земельные участки, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, могут быть отчуждены у их владельцев для удовлетворения потребностей развития морских портов или строительства новых морских портов в порядке, определенном законом. Статья 25. Особенности приватизации объектов портовой инфраструктуры 1. Приватизация объектов портовой инфраструктуры, кроме стратегических объектов, в пределах морских портов осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации с учетом особенностей, определенных настоящим Законом. 2. Объектами приватизации являются: 1) единые имущественные комплексы государственных предприятий и акции публичных акционерных обществ, образованных в процессе реорганизации на базе цехов, производств, участков, других подразделений государственных предприятий - морских портов, в состав которых входят все виды имущества, предназначенного для их деятельности 2) отдельное индивидуально определенное имущество, предусмотренное частью шестой настоящей статьи 3) акции (доли, паи), принадлежащие государству в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных на базе единых имущественных комплексов, построенных за счет государственных и частных инвестиций в соответствии с инвестиционных договоров и договоров о совместной деятельности. 3. Единые имущественные комплексы государственных предприятий и 100 процентов акций уставного капитала публичных акционерных обществ подлежат продаже на конкурентных началах. 4. Условия конкурса по продаже единого имущественного комплекса государственного предприятия могут предусматривать аренду причалов на срок до 49 лет, технологически обеспечивают полный цикл предоставления услуг, земельных участков на срок до 49 лет, на которых расположены причалы и единый имущественный комплекс. В таком случае договор аренды причалов заключается с победителем конкурса одновременно с договором купли-продажи единого имущественного комплекса. Невыполнения покупателем договорных обязательств, предусмотренных договором купли-продажи, является основанием для расторжения такого договора купли-продажи, а также договоров аренды причалов и земельных участков. 5. В случае образования публичного акционерного общества причалы, технологически обеспечивают полный цикл предоставления услуг, и земельные участки, на которых расположены причалы и единый имущественный комплекс, передаются в аренду такому обществу на срок до 49 лет без проведения конкурса. span > |