Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2013, № 8, ст.66) Закон определяет особенности правового, экономического и организационного регулирования приватизации государственного имущества угледобывающих предприятий и особенности их деятельности в послеприватизационный период. Статья 1. Определение терминов 1. В этом Законе термины употребляются в таком значении: 1) угледобывающее предприятие - горное предприятие, основным видом экономической деятельности которых является подземное или открытое добычи угля, в состав которого могут входить шахты, шахтоуправления, разрезы и другие обособленные подразделения, выполняющие вспомогательные функции 2) завершение приватизации - оформление документов, подтверждающих право собственности покупателя на единый имущественный комплекс или все акции, принадлежащие государству в уставных капиталах акционерных обществ, образованных в процессе приватизации или корпоратизации государственных угледобывающих предприятий, кроме тех, что продаются работникам предприятия согласно условиям льготной продажи 3) инвестиционный конкурс - способ продажи объекта приватизации, по которому победителем определяется претендент, предложивший максимальную величину приведенного стоимостного объема инвестиций в объект приватизации, выраженную в денежном эквиваленте, согласно бизнес-плану инвестиционного проекта и технико-экономическим обоснованием послеприватизационного развития объекта, и уплатил за него одну гривню в Государственный бюджет Украины 4) разрез - угледобывающее предприятие или подразделение угледобывающего предприятия по добыче угля открытым способом 5) шахта (шахтоуправление) - угледобывающее предприятие или подразделение угледобывающего предприятия по добыче угля подземным способом. Статья 2. Особые условия приватизации угледобывающих предприятий 1. Особыми условиями приватизации угледобывающих предприятий являются: продажа всех акций, принадлежащих государству (без сохранения в государственной собственности пакетов акций) в уставных капиталах акционерных обществ, образованных в процессе приватизации или корпоратизации государственных угледобывающих предприятий установление на срок до трех лет с момента завершения приватизации моратория на применение процедуры принудительной реализации имущества объектов приватизации путем приостановления исполнительного производства и моратория на возбуждение дел о банкротстве угледобывающих предприятий, которые распространяются только на долги, образовавшиеся на момент завершения приватизации. Мораторий не применяется в отношении решений о выплате заработной платы, выходного пособия, других выплат (компенсаций), принадлежащих работнику в связи с трудовыми отношениями, возмещении материального (имущественного) ущерба, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, взыскании алиментов и решений о взыскании задолженности по уплате взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования и задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы Пенсионного фонда Украины, а также на решения о взыскании задолженности за электрическую энергию и услуги по ее передаче и распределения переоформление на покупателя (инвестора) объекта приватизации действующих специальных разрешений на добычу полезных ископаемых без проведения аукциона. Статья 3. Сфера действия Закона 1. Приватизация угледобывающих предприятий осуществляется согласно законодательству по вопросам приватизации с учетом особенностей, определенных настоящим Законом. Статья 4. Объекты приватизации 1. К объектам приватизации относятся: угледобывающие предприятия как единые имущественные комплексы шахты (шахтоуправления) как единые имущественные комплексы разрезы как единые имущественные комплексы акции, принадлежащие государству в уставных капиталах акционерных обществ, образованных в процессе приватизации или корпоратизации государственных угледобывающих предприятий. Статья 5. Субъекты приватизации 1. Субъектами приватизации являются: государственные органы приватизации покупатели (инвесторы) и их представители центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в угольно-промышленном комплексе (далее - орган, уполномоченный управлять государственным имуществом). Статья 6. Мероприятия по подготовке в 1. Орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, осуществляет мероприятия по подготовке в угледобывающих предприятий и проводит реорганизацию предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности. Предприватизационная подготовка осуществляется за счет средств угледобывающих предприятий, приватизируемых в соответствии с настоящим Законом. Предприватизационная подготовка угледобывающих предприятий включает: составления технической и строительной документации по объекту приватизации выделение земельного участка, закрепленного за объектом приватизации, в натуре (на местности), оформление землеустроительной документации определение мер социальной защиты работников. Предприватизационная подготовка угледобывающих предприятий может включать выделение из состава предприятий структурных подразделений, которые не нарушают технологического единства производства и технологических циклов и осуществления других мероприятий. 2. Орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, формирует перечень объектов приватизации для утверждения Кабинетом Министров Украины перечня объектов государственной собственности, которые подлежат приватизации . Решение о приватизации угледобывающих предприятий, целостные имущественные комплексы которых до дня вступления в силу настоящего Закона были переданы в концессию или аренду, может быть принято только с согласия концессионеров или арендаторов целостных имущественных комплексов таких угледобывающих предприятий. 3. Управления угледобывающими предприятиями, в отношении которых принято решение о приватизации, или пакетами акций акционерных обществ, созданных на базе угледобывающих предприятий, осуществляется органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, к моменту завершения приватизации. В случае образования акционерного общества в процессе приватизации функции по управлению корпоративными правами государства передаются от государственных органов приватизации в орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, в установленном порядке до момента завершения приватизации. Статья 7. Способы приватизации 1. Приватизация объектов, указанных в статьи 4 настоящего Закона, осуществляется следующими способами: продажа на инвестиционном конкурсе другими способами, предусмотренными законодательством по вопросам приватизации, в том числе путем выкупа арендаторами или концессионерами целостных имущественных комплексов угледобывающих предприятий, которые были переданы в концессию или аренду до дня вступления в силу этим Законом. 2. Определение способа приватизации объекта приватизации, включенного в перечень объектов приватизации, осуществляется государственными органами приватизации совместно с органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, согласно критериев , утвержденных Кабинетом Министров Украины. 1. Порядок проведение аукциона по продаже единых имущественных комплексов, пакетов акций акционерных обществ утверждается Кабинетом Министров Украина. 2. Победителем аукциона признается участник, который в ходе проведения аукциона предложил наивысшую цену за объект приватизации и подписал согласованный субъектами приватизации договор купли-продажи единого имущественного комплекса или пакета акций акционерного общества. 3. В случае если аукцион не состоялся из-за отсутствия покупателей, государственный орган приватизации объявляет аукцион второй раз со снижением начальной цены объекта приватизации на 30 процентов. 4. В случае если аукцион повторно не состоялся из-за отсутствия покупателей после снижения начальной цены объекта приватизации на 30 процентов, государственный орган приватизации объявляет аукцион третий со снижением начальной цены объекта приватизации на 50 процентов. 5. В случае если аукцион не состоялся из-за отсутствия покупателей после снижения начальной цены объекта приватизации на 50 процентов, объект приватизации передается для продажи на инвестиционном конкурсе. Статья 9. Продажа на инвестиционном конкурсе 1. Положение о порядок проведения инвестиционного конкурса по продаже единых имущественных комплексов, пакетов акций акционерных обществ утверждается Кабинетом Министров Украины с учетом требований настоящего Закона. Для обеспечения проведения отбора инвестиционных проектов Фонд государственного имущества Украины совместно с органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, образует конкурсную комиссию, состав которой утверждается Кабинетом Министров Украины с учетом предложений главного органа в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики экономического развития , Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольного комитета Украины. 2. Для участия в инвестиционном конкурсе потенциальные инвесторы предварительно подают органу, уполномоченному управлять государственным имуществом, инвестиционный проект объекта приватизации. Орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, рассматривает в течение 30 дней в установленном им порядке представлен на рассмотрение инвестиционный проект объекта приватизации и письменно информирует потенциального инвестора о принятом им решении. После поступления согласие органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, потенциальные инвесторы подают в государственные органы приватизации конкурсные инвестиционные предложения и подтверждающие документы. Конкурсные инвестиционные предложения подаются лично претендентами или уполномоченными ими лицами и регистрируются государственными органами приватизации в момент их подачи. Конкурсные инвестиционные предложения и подтверждающие документы должны содержать: подписанное и скрепленное печатью заявку на участие в конкурсе в свободной форме (подлинность подписи на заявлении физических лиц, которые не имеют печати, подлежит обязательному нотариальному удостоверению) документы, подтверждающие внесение залога и регистрационного взноса за подачу заявления на участие в конкурсе в установленном законодательством размере на указанный в информационном сообщении расчетный счет надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие: - Дату и место государственной регистрации претендента и наименование органа государственной регистрации претендента - Фамилия, имя и отчество физического лица или представителя юридического лица - претендента и их полномочия - Декларацию о доходах (в случае, если участник инвестиционного конкурса - физическое лицо) - Для инвесторов, являющихся юридическими лицами, - нотариально заверенные копии уставных документов краткое описание инвестиционного проекта справку о финансировании реализации инвестиционного проекта с указанием размера вклада (доли) каждого соинвестора (в случае их наличия) информацию о способе обеспечения исполнения обязательств по финансированию инвестиционного проекта (банковская гарантия, резервные аккредитивы, чеки, согласно которым первичное обязательство возлагается на любой банк, а также депозиты и векселя или любое другое обеспечения исполнения обязательств , предусмотрено законодательством) бизнес-план инвестиционного проекта или технико-экономическое обоснование послеприватизационного развития объекта документы, подтверждающие финансовую состоятельность претендента реализовать меры, заявленные им в инвестиционном проекте, в том числе информация о дебиторской и кредиторской задолженности претендента за последние три года справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (обязательных платежей), действительную на момент открытия предложения конкурсных торгов. 3. Для участия в конкурсе не принимаются инвестиционные проекты потенциальных инвесторов, что: признаны банкротами, находящиеся в стадии прекращения или имеют задолженность по уплате налогов, сборов (обязательных платежей), а также относительно которых возбуждено дело о банкротстве по результатам деятельности в течение трех последних лет являются убыточными. 4. Критерием определения победителя инвестиционного конкурса является предложенная участниками конкурса максимальная величина приведенного стоимостного объема инвестиций в объект приватизации, выраженная в денежном эквиваленте. Победителем инвестиционного конкурса по продаже единых имущественных комплексов, пакетов акций акционерных обществ признается участник, предложивший наибольшую величину приведенного стоимостного объема инвестиций в объект приватизации, выраженную в денежном эквиваленте, и подписал согласованный субъектами приватизации договор купли-продажи единого имущественного комплекса или пакета акций акционерного общества. 5. В случае невыполнения покупателем инвестиционного плана, а также условий договора купли-продажи орган приватизации имеет право расторгнуть заключенный договор купли-продажи в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Украины "О приватизации государственного имущества" . Статья 10. Социальные гарантии работникам приватизируемого, и приватизированного предприятия 1. Со дня принятия решения о приватизации расторжения трудового договора с работником предприятия, которое приватизируется, по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме увольнения на основании пунктов 1 , 3 и 5-7 статьи 36 , пункта 6 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины или совершения работником действий, за которые законодательством предусмотрена возможность освобождения на основании пунктов 3 , 4 , 7 и 8 статьи 40 и статьи 41 Кодекса законов о труде Украины . 2. Не допускается увольнение работников приватизированного предприятия по инициативе нового собственника или уполномоченного им органа на протяжении шести месяцев с момента завершения приватизации. 3. Заключение коллективного договора между новым собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом, а также трудоустройства высвобожденных работников осуществляются в соответствии с законодательством и положениями отраслевого соглашения. Статья 11. Льготы работников приватизируемого 1. Каждому из работников приватизируемого, предоставляется право на первоочередное приобретение акций, сумма номинальной стоимости которых составляет 45 необлагаемых минимумов доходов граждан. 2. Кроме льгот работникам угледобывающего предприятия, которое приватизируется, предусмотренных Законом Украины "О приватизации государственного имущества" , право льготного приобретения акций, предусмотрено частью первой настоящей статьи, распространяется также на бывших работников предприятий, вышедших на пенсию, уволенные на основании пункта 1 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины и не работают с момента увольнения на других предприятиях, лиц, имеющих право согласно законодательству вернуться на предыдущее место работы на этом предприятии, инвалидов, уволенных в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, работников, уволенных в связи с состоянием здоровья, наследников первой очереди погибших на производстве работников. 3. Цена одной акции при льготной продаже, предусмотренного настоящей статьей, устанавливается на уровне половины номинальной стоимости акции. 4. Дополнительные условия льготной продажи объектов приватизации могут устанавливаться другими законами. Статья 12. Оценка стоимости объекта приватизации 1. Стоимость объектов приватизации определяется согласно методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины, с учетом особенностей приватизации таких объектов, определенных этим Законом. При этом стоимость промышленных запасов полезных ископаемых не учитывается. Стоимость объекта приватизации включает остаточную стоимость специальных разрешений на добычу полезных ископаемых при условии безвозмездной передачи покупателю (инвестору) этих разрешений. Статья 13. Предотвращение банкротства угледобывающих предприятий 1. С целью недопущения банкротства угледобывающих предприятий и сохранения сырьевой базы металлургического и энергетического комплексов с момента принятия решения о приватизации предприятия до момента завершения приватизации устанавливаются мораторий на применение процедуры принудительной реализации имущества объектов приватизации путем приостановления исполнительного производства и мораторий на возбуждение дел о банкротстве угледобывающих предприятий . 2. На срок до трех лет с момента завершения приватизации устанавливаются мораторий на применение процедуры принудительной реализации имущества объектов приватизации путем приостановления исполнительного производства и мораторий на возбуждение дел о банкротстве угледобывающих предприятий, которые распространяются только на долги, образовавшиеся на момент завершения приватизации. Статья 14. Условия договоров купли-продажи 1. К договору купли-продажи включаются обязательства, предусмотренные планом приватизации, обязательства сторон, которые были определены условиями конкурса, аукциона, конкурса инвестиционных проектов по 1) в производственной деятельности предприятия: выполнение программ технического перевооружения производства, внедрения прогрессивных технологий осуществление комплекса мероприятий по сохранению технологического единства производства и технологических циклов осуществление мероприятий по развитию шахтного фонда в объеме и сроки, которые согласовываются сторонами обеспечения применения рациональных, экологически безопасных и безвредных технологий добычи угля обеспечения фиксированного гарантированного объема добычи угля в течение срока, установленного органом, уполномоченным управлять государственным имуществом соблюдение основных требований при разработке месторождений полезных ископаемых и переработки минерального сырья, определенных законодательством в сфере пользования недрами осуществление мероприятий по предотвращению возможного вредного (опасном) влияния последствий аварий на угледобывающем предприятии и стихийных явлений выполнения установленных мобилизационных задач обеспечения постоянного проведения мониторинга экологического состояния окружающей среды в пределах горного отвода обеспечение выполнения экологических требований в сфере проведения горных работ, других требований, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды, и решения экологически гидрогеологических проблем, которые возникают в процессе эксплуатации угледобывающих предприятий обеспечения представления в установленные сроки соответствующим органам, определенным законодательством, форм государственной статистической отчетности по добыче угля, состояния запасов и потерь угля в недрах, состояния и протяженности горных выработок и т.д. осуществления подделки зданий, сооружений и природных объектов согласно требованиям нормативных документов, которые согласовываются с пользователем этих объектов 2) в экономической деятельности предприятия: обеспечение ежегодного инвестирования предприятия в объеме и сроки не менее установленных в договоре купли-продажи дальнейшего использования земельного участка в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины выполнение требований законодательства о защите экономической конкуренции обеспечение своевременной уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством, и страховых взносов обеспечение ежемесячной выплаты заработной платы работникам предприятия в соответствии с законодательством обеспечения погашения покупателем задолженности по заработной плате и других выплат работникам в связи с трудовыми отношениями, а также задолженности по взносам на общеобязательное государственное социальное страхование, образовавшихся на момент продажи, в течение предусмотренного договором купли-продажи срока обеспечения выполнения требований отраслевого соглашения и коллективного договора принятия мер по недопущению банкротства предприятия обязательного осуществления мероприятий по ликвидации (физического, юридического) угледобывающего предприятия в случае возникновения обоснованной экономической необходимости 3) в социальной деятельности предприятия: осуществление мероприятий по созданию безопасных и безвредных условий труда и охраны окружающей среды содержание объектов социально-бытового назначения сохранения и рационального использования рабочих мест обеспечения надлежащего уровня безопасности проведения горных работ и охраны труда обеспечение медицинского и санитарно-бытового обслуживания работников горных предприятий обеспечение бесплатного предоставления угля для бытовых нужд работникам и пенсионерам согласно законодательству. Срок действия обязательств, указанных в договоре купли-продажи, кроме выполнения установленных мобилизационных и экологических задач, не должен превышать пяти лет. 2. Установление других условий приватизации, чем предусмотренные настоящим Законом и Законом Украины "О приватизации государственного имущества" , при приватизации угледобывающих предприятий не допускается. Статья 15. Государственный контроль угледобывающих предприятий после приватизации 1. Контроль за выполнением условий договоров купли-продажи и мониторинг эффективности деятельности объекта приватизации осуществляется в порядке , установленном Кабинетом Министров Украины. Контроль за выполнением условий договора купли-продажи, кроме выполнения установленных мобилизационных и экологических задач, не должен превышать пяти лет. Указанный порядок, в частности, должен предусматривать: закрепление сфер ответственности за органами, осуществляющими контроль за выполнением условий договоров купли-продажи мероприятия по организации мониторинга выполнения условий договоров порядок проведения таких мероприятий и оформления результатов установления нормативов экономической эффективности деятельности объекта. 2. Перепрофилирование, консервация или прекращение деятельности угледобывающих предприятий в течение срока действия условий договора купли-продажи осуществляются исключительно после согласования с государственными органами приватизации и органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, согласно порядку, утвержденному Кабинетом Министров Украины. Статья 16. Заключительные и переходные положения 1. Закон вступает в силу со дня, следующего за днем ??его опубликования. 2. Действие норм статей 2 и 13 настоящего Закона распространяется исключительно на угледобывающие предприятия, относительно которых принято решение о приватизации после вступления в силу этим Законом, и угледобывающие предприятия, приватизированные после вступления в силу этим Законом. 3. Законы Украины и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону. 4. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины: 1) статью 16 Кодекса Украины о недрах (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г ., № 36, ст. 340) дополнить частью десятой следующего содержания: "Предоставление специальных разрешений на пользование недрами субъекту хозяйствования, который приватизировал государственное угледобывающее предприятие в соответствии с Законом Украины" Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий ", осуществляется путем переоформления специальных разрешений на пользование недрами, предоставленных указанному угледобывающем предприятию, на имя субъекта хозяйствования, его приватизировал, на срок действия такого специального разрешения и без проведения аукциона " 2) часть седьмую статьи 3 Закона Украины "О концессиях" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., № 41, ст. 372) дополнить словами "без согласия концессионера" ?? 3) пункт 1 раздела VII "Заключительные положения" Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., № 42-43, ст. 378; 2001 г., № 11, ст. 52; 2003 г., № 24, ст. 160; 2004 г., № 22, ст. 312; 2005 № 33, ст. 430; 2009 г., № 42, ст. 633; ??2010 г., № 9, ст. 88; с изменениями, внесенными Законом Украины от 23 февраля 2012 № 4442-VI ) дополнить абзацем следующего содержания: "Дела о банкротстве угледобывающих предприятий, в отношении которых принято решение о приватизации в соответствии с Законом Украины" Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий ", не нарушаются в течение трех лет с момента завершения приватизации" 4) часть третью статьи 6 Горного закона Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., № 50, ст. 433 ) после слов "При приватизации предприятий горнодобывающей промышленности" дополнить словами "кроме приватизируются в соответствии с Законом Украины" Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий " 5) в Законе Украины "Об исполнительном производстве" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2011 г., № 19-20, ст. 142; с изменениями, внесенными Законом Украины от 22 декабря 2011 года № 4212-VI ) часть первую статьи 37 дополнить пунктом 17 следующего содержания: "17) принятие решения о приватизации угледобывающих предприятий в соответствии с Законом Украины" Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий "в течение трех лет с момента завершения приватизации" часть вторую статьи 39 дополнить абзацем шестым следующего содержания: "Пунктом 17 статьи 37 настоящего Закона, - на срок три года с момента завершения приватизации угледобывающих предприятий в соответствии с Законом Украины" Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий ". 5. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона: привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить приведение министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти своих решений в соответствие с настоящим Законом; подготовить и утвердить нормативно-правовые акты, вытекающие из настоящего Закона, в том числе относительно переоформления на покупателя (инвестора) объекта приватизации действующих специальных разрешений на добычу полезных ископаемых без оплаты и проведения аукциона. |