З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2005, N 52, ст.561)
{С изменениями, внесенными согласно Закону N 4719-VI ( 4719 -17 ) от 17.05.2012}
Целью настоящего Закона является достижение паритетного положения женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества путем правового обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, ликвидации дискриминации по признаку пола и применения специальных временных мер, направленных на устранение дисбаланса между возможностями женщин и мужчин реализовывать равные права, предоставленные им Конституцией ( 254к/96-ВР ) и законами Украины. Раздел Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: равные права женщин и мужчин - отсутствие ограничений или привилегий по признаку пола; равные возможности женщин и мужчин - равные условия для реализации равных прав женщин и мужчин; дискриминация по признаку пола - действия или бездействие, выражают любое различие, исключение или привилегии по признаку пола, если они направлены на ограничение или делают невозможным признание, пользование или осуществление на равных основаниях прав и свобод человека для женщин и мужчин; положительные действия - специальные временные меры, направленные на устранение дисбаланса между возможностями женщин и мужчин реализовывать равные права, предоставленные им Конституцией ( 254к/96-ВР ) и законами Украины; сексуальные домогательства - действия сексуального характера, выраженные словесно (угрозы, запугивания, непристойные замечания) или физически (прикосновения, похлопывания), унижающие или оскорбляющие лиц, находящихся в отношениях трудового, служебного, материального или иного подчинения; гендерное равенство - равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяет лицам обоих полов принимать равное участие во всех сферах жизнедеятельности общества ; гендерно-правовая экспертиза - анализ действующего законодательства, проектов нормативно-правовых актов, результатом которого является предоставление заключения об их соответствии принципу обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. Статья 2. Законодательство по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин Законодательство по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин состоит из Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), настоящего Закона и других нормативно-правовых актов. Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила < br> международного договора. Статья 3. Основные направления государственной политики по обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин Государственная политика по обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин направлена ??на: утверждению гендерного равенства; недопущения дискриминации по признаку пола; применение положительных действий; обеспечение равного участия женщин и мужчин в принятии общественно важных решений; обеспечения равных возможностей женщинам и мужчинам по сочетание профессиональных и семейных обязанностей; поддержку семьи, формирование ответственного материнства и отцовства; воспитание и пропаганду среди населения Украины культуры гендерного равенства, распространение просветительской деятельности в этой сфере; защита общества от информации, направленной на дискриминацию по признаку пола. Статья 4. гендерно-правовая экспертиза Действующее законодательство подлежит гендерно-правовой экспертизе. В случае установления несоответствия нормативно-правового акта принципа обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин вывод гендерно-правовой экспертизы направляется в орган, принял такой нормативно-правовой акт. Разработка проектов нормативно-правовых актов осуществляется с обязательным учетом принципа обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. Проекты нормативно-правовых актов подлежат гендерно-правовой экспертизе. Вывод гендерно-правовой экспертизы является обязательной составляющей пакета документов, подаются вместе с проектом нормативного правового акта к рассмотрению. Порядок проведения гендерно-правовой экспертизы ( 504-2006-п ) определяет Кабинет Министров Украины. Статья 5. Дисплей органами государственной статистики показателей положения женщин и мужчин во всех сферах жизни общества Центральный орган исполнительной власти в области статистики обеспечивает сбор, обработку, анализ, распространение, хранение, защиту и использование статистических данных по показателям положения женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, группируя их по полу. Статистические данные, указанные в части первой настоящей статьи, неотъемлемой составляющей государственной статистической отчетности. Статья 6. Запрет дискриминации по признаку пола Дискриминация по признаку пола запрещается. Не считаются дискриминацией по признаку пола: специальная защита женщин во время беременности, родов и грудного вскармливания ребенка; обязательная срочная военная служба для мужчин, предусмотрена законом; разница в пенсионном возрасте для женщин и мужчин, предусмотрена законом; особые требования по охране труда женщин и мужчин, связанные с охраной их репродуктивного здоровья; положительные действия. Раздел Раздел II МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН Статья 7. Органы, учреждения и организации, наделенные полномочиями в сфере обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин Органами, учреждениями и организациями, наделенными полномочиями в сфере обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, являются: Верховная Рада Украины Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека; Кабинет Министров Украины; специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, определены в их составе уполномоченные лица (координаторы) по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин; объединения граждан. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, организации и учреждения, объединения граждан способствуют сбалансированному представительству полов в управлении и принятии решений. Для достижения целей настоящего Закона в своей деятельности они могут применять положительные действия. Статья 8. Полномочия Верховной Рады Украины в сфере обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин Верховная Рада Украины: определяет основные принципы гендерной политики государства; применяет в законодательной деятельности принцип обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин; в пределах, предусмотренных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), осуществляет парламентский контроль за исполнением законодательных актов по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. Статья 9. Полномочия Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в сфере обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека: в рамках осуществления контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляет контроль за соблюдением равных прав и возможностей женщин и мужчин; рассматривает жалобы на случаи дискриминации по признаку пола; в ежегодном докладе освещает вопрос соблюдения равных прав и возможностей женщин и мужчин. Статья 10. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин Кабинет Министров Украины: обеспечивает проведение единой государственной политики, направленной на достижение равных прав и равных возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизни общества; принимает Национальный план действий по внедрению гендерного равенства и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и реализует государственные целевые программы по обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин; направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти по обеспечению гендерного равенства; организует подготовку государственного доклада о выполнении в Украине Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ( 995_207 ) учитывает принцип гендерного равенства при принятии нормативно-правовых актов; утверждает порядок проведения гендерно-правовой экспертизы; осуществляет иные полномочия в этой сфере, предусмотренные законодательством Украины. Статья 11. Полномочия специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин: участвует в формировании и реализации государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин; осуществляет координацию мероприятий министерств и других центральных органов исполнительной власти, направленных на внедрение гендерного равенства; проводит информационно-разъяснительную работу в средствах массовой информации, организует проведение просветительских мероприятий по вопросам обеспечения гендерного равенства; осуществляет разработку мероприятий, направленных на реализацию обеспечения равенства прав и возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизни общества; формирует Национальный план действий по внедрению гендерного равенства; осуществляет контроль за соблюдением гендерного равенства при решении кадровых вопросов в центральных и местных органах исполнительной власти; организует обучение государственных служащих по вопросам реализации равных прав и возможностей женщин и мужчин; вместе с другими центральными органами исполнительной власти осуществляет подготовку научно обоснованных предложений по вопросам обеспечения гендерного равенства; осуществляет организацию научных и экспертных исследований по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин; вносит предложения относительно применения положительных действий и их прекращения; осуществляет мониторинг и обобщает результаты обеспечения равных прав и возможностей в различных сферах жизнедеятельности; обобщает выполнение государственных программ по вопросам гендерного равенства; рассматривает обращения граждан по вопросам дискриминации по признаку пола; ведет учет и обобщает случаи дискриминации по признаку пола и вносит предложения по их устранению; осуществляет сотрудничество с международными организациями, соответствующими органами зарубежных стран по вопросам статуса женщин и соблюдения международных стандартов равных прав и возможностей женщин и мужчин. Статья 12. Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: обеспечивают предоставление женщинам и мужчинам равных прав и возможностей; осуществляют выполнение общегосударственных и региональных программ по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин; создают условия для совмещения женщинами и мужчинами профессиональных и семейных обязанностей; обеспечивают доступные социально-бытовые услуги, уход за малолетними детьми, организацию дошкольного воспитания и обеспечения детского досуга; осуществляют просветительскую деятельность по вопросам гендерного равенства; сотрудничают с объединениями граждан по обеспечению равенства прав и возможностей женщин и мужчин; подают предложения по совершенствованию законодательства по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин; способствуют научным разработкам в сфере гендерных исследований; придерживаются принципа обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин в своей деятельности; осуществляют положительные действия. В органах исполнительной власти определяется уполномоченное лицо (координатор) по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. Исполнение обязанностей уполномоченного лица (координатора) возлагается на одного из заместителей министра, заместителя руководителя другого органа исполнительной власти. Органы исполнительной власти могут образовывать консультативно-совещательные органы, назначать советников по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. По решению соответствующего местного совета в составе исполнительного органа соответствующего совета может определяться уполномоченное лицо (координатор) по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. Статья 13. Полномочия уполномоченных лиц (координаторов) с вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин в органах исполнительной власти и < br> органах местного самоуправления Уполномоченные лица (координаторы), на которых возложены функции по обеспечению равенства прав и возможностей женщин и мужчин, в своих полномочий организуют работу соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в направлении: учета принципа равных прав и возможностей женщин и мужчин в соответствующей сфере деятельности; проведения анализа состояния обеспечения гендерного равенства и изучения целесообразности применения положительных действий с целью преодоления асимметрии, дисбаланса, сложившихся на соответствующей территории или в области; < br> сотрудничества с объединениями граждан, обобщения информации, поступающей от них по мониторингу состояния соблюдения равенства женщин и мужчин, и совместной выработки путей устранения дискриминации по признаку пола; осуществление постоянной информационно-пропагандистской деятельности по ликвидации всех форм дискриминации по признаку пола; принятие мер, направленных на формирование гендерной культуры населения; организации приема граждан по вопросам дискриминации по признаку пола; рассмотрения и анализа обращений граждан по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, изучение причин, предопределяют; обучения работников центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам гендерной проблематики; принятия мер по устранению проявлений дискриминации по признаку пола. Статья 14. Права объединений граждан в обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин Объединение граждан могут: участвовать в разработке решений, принимаемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по вопросам гендерного равенства; участвовать в реализации общегосударственных и региональных программ; делегировать своих представителей в состав совещательных органов, создаваемых при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления; проводить мониторинг по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин; осуществлять иную деятельность в соответствии со своим уставом и законодательства Украины по обеспечению гендерного равенства. Раздел Раздел III ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Статья 15. Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин в избирательном процессе Равные избирательные права и возможности женщин и мужчин обеспечиваются законодательством Украины. Политические партии, избирательные блоки во время выдвижения кандидатов в народные депутаты Украины в многомандатном общегосударственном избирательном округе предусматривают представительство женщин и мужчин в соответствующих избирательных списках. Контроль по этому требованию осуществляют избирательные комиссии. Статья 16. Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин в сфере государственной службы и службы в органах местного самоуправления Назначение на государственную службу и службу в органы местного самоуправления осуществляется с соблюдением представительства кандидатур каждого пола. Дискриминация по признаку пола при приеме на государственную службу и службу в органы местного самоуправления и во время ее прохождения запрещается. Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны обеспечить равный доступ граждан к государственной службы и службы в органах местного самоуправления соответствии с квалификацией и профессиональной подготовки независимо от пола претендента. Формирование кадрового резерва для замещения должностей государственных служащих и должностей в органах местного самоуправления, продвижение их по службе осуществляется с обеспечением равных прав и возможностей для женщин и мужчин. Разрешается применение положительных действий с целью достижения сбалансированного представительства женщин и мужчин на государственной службе и службе в органах местного самоуправления с учетом категорий должностей служащих. Раздел Раздел IV ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Статья 17. Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин в труде и получении вознаграждения за нее Женщинам и мужчинам обеспечиваются равные права и возможности в трудоустройстве, продвижении по работе, повышении квалификации и переподготовке. Работодатель обязан: создавать условия труда, которые позволяли бы женщинам и мужчинам осуществлять трудовую деятельность на равной основе; обеспечивать женщинам и мужчинам возможность совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями; осуществлять равную оплату труда женщин и мужчин при одинаковой квалификации и одинаковых условиях труда; принимать меры по созданию безопасных для жизни и здоровья условий труда; принимать меры по предотвращению случаев сексуальных притязаний. Работодателям запрещается в объявлениях (рекламе) о вакансиях предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола , выдвигать разные требования, отдавая преимущество одному из статей, требовать от лиц, которые устраиваются на работу, сведения об их личной жизни, планах по рождению детей. Работодатели могут осуществлять позитивные действия, направленные на достижения сбалансированного соотношения женщин и мужчин в различных сферах трудовой деятельности, а также среди различных категорий работников. Статья 18. Обеспечение равных возможностей при заключении коллективных договоров и соглашений При коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений генеральному соглашению, отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров включаются положения, обеспечивающих равные права и возможности женщин и мужчин. {Часть первая статьи 18 в редакции Закона N 4719-VI ( 4719-17 ) от 17.05.2012} При этом коллективные соглашения (договоры) должны предусматривать: возложение обязанностей уполномоченного по гендерным вопросам - советника руководителя предприятия учреждения и организации, их структурных подразделений на одного из работников на общественных началах; комплектования кадрами и продвижение работников по работе с соблюдением принципа оказания предпочтения лицу того пола, по которой в них существует дисбаланс; устранение неравенства при ее наличии в оплате труда женщин и мужчин как в различных отраслях хозяйства, так и в одной отрасли на базе общего социального норматива оплаты труда в бюджетной < br> и других сферах, а также на основе профессиональной подготовки (переподготовки) кадров. Статья 19. Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин в сфере предпринимательства Государство обеспечивает женщинам и мужчинам равные права и возможности в осуществлении предпринимательской деятельности. На государственном и региональном уровнях с учетом статистических показателей могут осуществляться положительные действия для устранения дисбаланса в предпринимательской деятельности женщин и мужчин путем поощрения предпринимательской деятельности, предоставление льготных кредитов, проведение бизнес-тренингов и других мероприятий. Статья 20. Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин в сфере социальной защиты Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации в равной мере учитывают интересы женщин и мужчин при осуществлении мероприятий по их социальной защиты. Ухудшение положения лиц любого пола в случае применения системы социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной помощи недопустимо. Раздел Раздел V ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 21. Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин в получении образования и профессиональной подготовке Государство обеспечивает равные права и возможности женщин и мужчин в получении образования. Учебные заведения обеспечивают: равные условия для женщин и мужчин при поступлении в учебных заведений, оценки знаний, предоставления грантов, займов студентам; подготовку и издание учебников, учебных пособий, свободных от стереотипных представлений о роли женщины и мужчины; воспитание культуры гендерного равенства, равного распределения профессиональных и семейных обязанностей. Центральный орган исполнительной власти по вопросам образования и науки обеспечивает проведение экспертизы учебных программ, учебников и учебных пособий для учебных заведений по соответствии принципу обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. В учебные программы высших учебных заведений, курсов переподготовки кадров включаются дисциплины, изучающие вопрос обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, и факультативное изучение правовых принципов гендерного равенства на основе гармонизации национального и международного законодательства. Раздел Раздел VI ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН Статья 22. Обжалование дискриминации по признаку пола и сексуальных домогательств Лицо, считающее, что в отношении него было применено дискриминации по признаку пола или она стала объектом сексуальных притязаний, вправе обратиться с жалобой к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам равных прав и возможностей женщин и мужчин, уполномоченных лиц (координаторов) по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, правоохранительных органов государства и суда. Лица любого пола или группы лиц имеют право направлять сообщение о нарушении равенства прав и возможностей женщин и мужчин в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в случае, если исчерпаны внутренние средства правовой защиты или если применение таких средств защиты неоправданно затягивается. Статья 23. Возмещение материального ущерба и морального вреда, причиненного вследствие дискриминации по признаку пола или сексуальных домогательств Лицо имеет право на возмещение материального ущерба и морального вреда, причиненных ей в результате дискриминации по признаку пола или сексуальных домогательств. Моральный вред возмещается независимо от материальных убытков, подлежащих возмещению, и не связана с их размером. Порядок возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненных в результате дискриминации по признаку пола или сексуальных домогательств, определяется законом. Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства о обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин Лица, виновные в нарушении требований законодательства об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность согласно закону. Раздел Раздел VII Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006. 2. Кабинета Министров Украины в трехмесячный срок: подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по внесении в законы Украины изменений, вытекающих из настоящего Закона; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить принятие нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Закона; обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти принятых ими нормативно-правовых актов, противоречащих требованиям настоящего Закона.
Президент Украины В.ЮЩЕНКО г. Киев, 8 сентября 2005 N 2866-IV
|
|