З А К О Н У К Р А И Н Ы
О Генеральной схеме планирования территории Украины (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2002, N 30, ст.204) {С изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459 -17 ) от 16.10.2012}
1. Утвердить Генеральной схеме планирования территории Украины (прилагается). 2. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 3. Кабинету Министров Украины: утвердить порядок и показатели ведения мониторинга реализации Генеральной схемы планирования территории Украины (далее - Генеральная схема); определить мероприятия по реализации Генеральной схемы; ежегодно предусматривать финансирование мероприятий по реализации Генеральной схемы при разработке проектов Государственного бюджета Украине.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 7 февраля 2002 N 3059-III
УТВЕРЖДЕНО Законом Украины от 7 февраля 2002 N 3059-III ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Генеральная схема планирования территории Украины (далее - Генеральная схема) определяет приоритеты и концептуальные решения планирования и использования территории страны, совершенствование систем расселения и обеспечения устойчивого развития населенных пунктов, развития производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, формирования национальной экологической сети. Генеральную схему разработан в соответствии с законами Украины и других нормативно-правовых актов по вопросам использования территорий с учетом экономических, географических, исторических, экологических, демографических особенностей регионов. Положение Генеральной схемы отвечают принципам заключительных документов Конференции Организации Объединенных Наций по развитию населенных пунктов (ХАБИТАТ-II) и соответствующим рекомендациям Европейской экономической комиссии ООН и Совета Европы. Генеральная схема состоит из текстовых и графических материалов, в которых: приведены результаты анализа состояния использования территории Украины; определены основные направления использования территории Украины; изложены предложения по реализации Генеральной схемы.
Раздел II СОСТОЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ Использование территории Украины характеризуется значительными диспропорциями, в частности: чрезвычайно высоким, экономически и экологически необоснованным уровнем хозяйственного (прежде всего сельскохозяйственного) освоение территории; значительными площадями и низкой плотностью застройки производственных территорий; нерациональным размещением производственных и жилых территорий; малой долей территорий природоохранного, рекреационного, оздоровительного, историко-культурного назначения; наличием значительных территорий, использование которых законодательно ограничивается и требует специального охранительного режима хозяйствования (территория радиационного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, санитарно-защитные и охранные зоны предприятий промышленности, транспорта и связи, объекты природно-заповедного фонда и историко-культурного назначения, курорты, реки, моря, озера, водохранилища и другие водоемы, водозаборы) ; территориальной несоответствием размещению водоемких производств местным водным ресурсам. Санитарно-эпидемическое и экологическое состояние территории Украины, уровень природно-техногенной безопасности характеризуется: деформированной структурой хозяйственного комплекса при преобладании производств с ресурсозатратной, экологически опасными технологиями и значительным износом основных фондов; высоким уровнем загрязнения окружающей среды многих регионов, развитием экологической инфраструктуры; наличием значительных территорий, испытывающих постоянного воздействия опасных геологических процессов. В результате территория Украины отмечается чрезмерным техногенной нагрузкой на окружающую среду, высокой степенью его загрязнения и природно-техногенной опасности. К недостаткам функционирования систем расселения относятся: несогласованность социального, экономического, градостроительного и экологического аспектов развития населенных пунктов и прилегающих территорий; чрезмерная концентрация населения и производства в крупных городах; замедленное развитие большинства средних и малых городов, поселков и сел; эксцентричное территориальное расположение большинстве областных центров, недостаточное развитие в центрах внутриобластных систем расселения (особенно межрайонных, районных) объектов социально-культурного обслуживания населения прилегающих территорий и транспортных связей, что не позволяет обеспечить создание для каждого гражданина (независимо от места его проживания) равных условий доступности к этим объектам; недостаточный уровень развития социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры населенных пунктов. Основной причиной этих недостатков является отсутствие научно обоснованной общегосударственной стратегии эффективного использования территории страны.
Раздел III ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ 1. Предпосылки использования территории К предпосылкам использования территории Украины, способствующих ее социально-экономическом развитии, относятся: выгодное геополитическое расположение в центре Европы, на пересечении коммуникационных связей "запад - восток" и "север - юг"; достаточно благоприятные природно-климатические условия; наличие территорий с естественным состоянием ландшафтов; качественное состояние и высокая производительность земельных угодий; значительные запасы минеральных ресурсов; развитый интеллектуальный и научно-технический потенциал; мощная многоотраслевая производственная база; развитая сеть населенных пунктов; наличие территорий с высоким потенциалом социально-экономического развития; развитая инженерно-транспортная инфраструктура и значительная ее плотность; уникальный историко-культурный, туристический и рекреационный потенциал; начало формирования единой территориальной системы национальной экологической сети. 2. Намерения и необходимости использования отдельных территорий Намерения и необходимости использования отдельных территорий, определенные в государственных программах экономического и социального развития, других государственных программах, схемах развития отраслей экономики, предусматривают необходимость значительного увеличения территорий природоохранного, рекреационного, оздоровительного, историко-культурного назначения, а также жилой и общественной застройки с повышением эффективности использования земель населенных пунктов, сокращение площади пашни и производственных территорий (особенно под открытыми разработками, карьерами, шахтами, соответствующими сооружениями транспорта и связи) с передачей высвобожденных земель для других видов использования. 3. Определение территорий по видам преимущественного использования Для создания полноценной жизненной среды и благоприятных условий для развития экономики, обеспечения эффективного использования потенциала территорий с сохранением их естественной и исторической самобытности на основании результатов оценки природных и антропогенных факторов (вид и плотность застройки, экологический состояние и т.п.) определены по видам и режимами преимущественного использования: 1) территории с интенсивной, преимущественно промышленной, городской жилой и общественной застройкой (зона урбанизации), в том числе: с критическим уровнем производственно-градостроительного освоения (центральная часть Донбасса, города с населением свыше 500 тыс. человек, а также города Севастополь, Симферополь и Херсон, их «br> пригородные зоны) с высоким уровнем производственно-градостроительного освоения (пригородные зоны Киева, Черкасс, Чернигова, Житомира, Винницы, Полтавы, Сум и Кировограда, районы, окружающие центральную часть вагон) со средним уровнем производственно-градостроительного освоения (Красноперекопский, Керченский промышленные районы Автономной Республики Крым, Никопольский марганцеворудный бассейн и Западный Донбасс; территории, прилегающие к остальных областных центров и развитых промышленных центров с населением свыше 50 тыс. человек, которые играют роль преимущественно межрайонных центров расселения); 2) территории преимущественно агропромышленного производства и сельской застройки (зона сельского хозяйства); 3) территории и объекты природно-заповедного фонда, леса, водно-болотные угодья, земли водного фонда, рекреационного и оздоровительного назначения, другие природные территории, важные для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия (зона национальной экологической сети) 4) территории (зона) радиационного загрязнения, в том числе отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения, усиленного радиоэкологического контроля . Предполагается на территориях: зоны урбанизации, в том числе: с критическим уровнем производственно-градостроительного освоения - жесткое регулирование градостроительного развития с первоочередной реструктуризацией экономической базы и экологическим оздоровлением территорий; с высоким уровнем производственно-градостроительного освоения - регулирование градостроительного развития с модернизацией экономической базы и экологическим оздоровлением территорий; со средним уровнем производственно-градостроительного освоения - регламентация градостроительного развития со стимулированием развития современной экономической базы и стабилизацией техногенных нагрузок; зоны сельского хозяйства - обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов (с учетом характера расселения и региональной специфики проживания населения), создание новых рабочих мест путем организации малых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, повышение уровня обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой, развития инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, создание интегрированных структур с производства, переработки, хранения и реализации < br> сельскохозяйственной продукции, выведение из интенсивного использования малопродуктивных земель, осуществление мероприятий по консервации и охраны земель; зоны национальной экологической сети - обеспечение формирование единой территориальной системы природоохранных территорий и соблюдения их режима, устойчивого использования рекреационных, оздоровительных и других ресурсов; зоны радиационного загрязнения, в том числе: отчуждения и безусловного (обязательного) отселения - запрет всех видов хозяйственной деятельности, обеспечения соблюдения строгого природоохранного режима и безусловного отселения жителей; гарантированного добровольного отселения - запрет строительства новых и расширение действующих предприятий, курортно-рекреационных объектов, ограничения сельскохозяйственного производства; усиленного радиологического контроля - запрещение строительства новых и расширение действующих экологически опасных предприятий, введения ограничения на строительство учреждений отдыха. Границы территорий (зон) уточняются в процессе планирования территорий на региональном и местном уровнях и определяются в порядке, установленном законом. 4. Совершенствования систем расселения и обеспечения устойчивого развития населенных пунктов С целью совершенствования систем расселения, создание устойчивого развития населенных пунктов для обеспечения соблюдения гарантированных государством социальных стандартов проживания предусматривается: 1) формирование и развитие (с учетом административно-территориального устройства Украины, а также экономического районирования) общегосударственной, межобластных, областных, межрайонных, а также районных и внутрирайонных систем расселения; 2) определение задач перспективного развития населенных пунктов разного типа: а) для городов Киева, Харькова, Днепропетровска, Донецка, Одессы, Львова - эффективное использование мощного социально-экономического потенциала и преимуществ географического положения по их развитием как центров хозяйственной активности, инноваций и высокоспециализированного общественного обслуживания населения; б) для остальных городов с населением свыше 500 тыс. человек (Запорожье, Кривой Рог, Николаев), областных центров с населением более 300 тыс. человек, а также других городов с чрезвычайно сложной экологической ситуацией - первоочередная совершенствования структуры экономической базы и землепользования, экологическое оздоровление территории, деконцентрация производства, развитие социальной инфраструктуры преимущественно межобластного значения; в) для других областных центров со значительным социально-экономическим потенциалом, а также для городов, которые являются промышленными центрами со сложной экологической ситуацией, - реструктуризация производственной базы, вывод из эксплуатации вредных производств, оптимизация структуры землепользования, экологическое оздоровление городских территорий и развитие социальной инфраструктуры областного и межрайонного значения; г) для городов со значительным рекреационным и оздоровительным потенциалом - стимулирование развития курортных функций с запретом строительства новых и расширения действующих промышленных предприятий, связанных с удовлетворением потребностей отдыхающих и местного населения, или таких, которые могут негативно повлиять на природные лечебные факторы; г) для малых городов и поселков, прилегающих к центрам систем расселения - размещение филиалов и цехов промышленных предприятий, выносимых из этих центров; д) для малых городов, поселков и сел, имеющих значительный природный и историко-культурный потенциал, - развитие туристических функций с сохранением и допустимым хозяйственным использованием объект объектов культурного наследия, защиты традиционного характера среды, ограничением хозяйственной деятельности на территориях исторических ареалов населенных пунктов; е) для малых городов и поселков, являющихся центрами сельскохозяйственных районов, - развитие социально-экономического потенциала, связанного с обслуживанием сельскохозяйственного производства сельского населения; есть) для монофункциональных малых городов и поселков - стабилизация социально-экономического развития с разнообразием производственной базы, создание условий для самостоятельной занятости населения; ж) для сел - создание условий для производительной занятости и увеличение доходов сельского населения, стабильного функционирования и развития социальной инфраструктуры с учетом характера расселения и региональной специфики проживания населения в сельских населенных пунктах, обеспечение сетями водо-, газо- и энергоснабжения, дорогами. 5. Определение территорий, развитие которых нуждается в государственной поддержке С целью обеспечения эффективного использования территорий, имеют особую хозяйственную, экологическую, научную, эстетическую ценность, предусматривается развитие при государственной поддержке: территорий с критическим уровнем производственно-градостроительного освоения и природно-техногенной опасности и низким уровнем обеспеченности природными ресурсами - Донбасса, городов с населением более 500 тыс. человек (Киева, Харькова, Днепропетровска, Одессы, Львова, Запорожья, Кривого Рога, Николаева), а также Севастополя, Симферополя, Херсона, Керчи, Красноперекопска, Нововолынска, Червонограда; территорий со значительным природоохранным, рекреационным, оздоровительным, историко-культурным потенциалом, высоким уровнем производственно-градостроительного освоения и природно-техногенной опасности - пригородные зоны городов Киева, Харькова, Днепропетровска, а также Крымское побережье Черного моря, Закарпатская область, поймы реки Северский Донец, курорты Бердянск, Трускавец, устья рек Днепра, Дуная, Днестра, Южного Буга; территорий со значительным природоохранным, рекреационным, оздоровительным и историко-культурным потенциалом и низким уровнем развития социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры и природно-техногенной опасности - Полесья, Восточные Карпаты, побережье Азовского моря, район Черноморского биосферного заповедника; территорий с высоким уровнем радиационного загрязнения - Киевская, Житомирская, Ровенская и Черниговская области. 6. Развитие социальной инфраструктуры В целях обеспечения граждан жильем и социально-культурным обслуживанием согласно гарантированных государством социальных стандартов осуществить мероприятия по: наращивание объема жилищного строительства с повышением его качества и показателя средней жилищной обеспеченности; развития сети заведений и учреждений в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, торговли и общественного питания, коммунального хозяйства; формирования и развития (с учетом характера расселения и региональной специфики) системы мижселенного социально-культурного обслуживания населения внедрение новых форм социально-культурного обслуживания в сельской местности с учетом региональных особенностей. 7. Развитие инженерно-транспортной инфраструктуры С целью удовлетворения потребностей населения и экономики в пассажиро-и грузоперевозках, в водных и энергетических ресурсах обеспечить: эффективное использование мощного транзитного потенциала страны с интеграцией ее транспортного комплекса к европейской и мировой транспортно-коммуникационной системы; создание национальной сети международных транспортных коридоров, обеспечивать связь главных научно-производственных и социально-культурных центров Украины с другими странами и стимулировать развитие территорий , прилегающих к этим транспортных коридоров; строительство новых и реконструкцию существующих магистральных и региональных транспортных коммуникаций для улучшения связей центров систем расселения с населенными пунктами в зоне их влияния, основных промышленных районов - с побережьем Черного и Азовского морей; строительство транспортных обходов городов с населением более 500 тыс. человек; продолжение работ по реконструкции и расширению Государственного международного аэропорта "Борисполь", а также региональных международных аэропортов "Харьков", "Днепропетровск", "Донецк", "Одесса", "Львов", "Симферополь"; интенсивное развитие скоростных видов электротранспорта, организации скоростного движения пассажирских поездов с интеграцией сети железных и автомобильных дорог Украины в европейскую системы скоростных магистралей; модернизацию и развитие водопроводно-канализационного хозяйства, внедрение рациональных норм водопотребления, технологий водоподготовки и очистки сточных вод, средств учета и контроля за потреблением воды; < br> диверсификацию источников поставок в Украину энергетических ресурсов с формированием нефтетранспортного коридора Европа - Кавказ - Азия, завершением строительства нефтетерминала "Южный", подключением нефтепровода Одесса - Броды к европейской нефтетранспортной сети и привлечением дополнительных источников газоснабжения; модернизацию существующих и строительство новых екобезпечних генерирующих мощностей, в основном на территориях размещения атомных и тепловых электростанций, развитие нетрадиционной энергетики на территориях, пригодных для этого за природно-климатическими условиями. 8. Формирования национальной экологической сети С целью формирования национальной экологической сети как составляющей Всеевропейской экологической сети и поддержание жизнеобеспечивающих функций окружающей среды, создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного влияния на него в экологически допустимого уровня обеспечить: расширение площади территорий национальной экологической сети путем: а) создания объектов природно-заповедного фонда на территориях, соответствующих условиям обеспечения охраны особо ценных природных комплексов и объектов; б) увеличение площади существующих территорий и объектов природно-заповедного фонда; в) сохранение природных ландшафтов на участках, имеющих историко-культурную ценность; г) включение в программы экологического оздоровления бассейнов рек Северского Донца, Южного Буга, Днестра, Дуная, Западного Буга мероприятий по созданию и благоустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, внедрение особого режима использования земель на участках утечки рек; г) формирование трансграничных природоохранных территорий международного значения; д) создание защитных лесных насаждений и полезащитных лесных полос, заложенные земель; е) консервации деградированных и загрязненных земель с последующей их натурализацией; является) сохранение природных ландшафтов на землях промышленности, транспорта, связи, обороны; ж) экологически целесообразным увеличение площади лесов; формирование единой территориальной системы, объединяющей элементы национальной экологической сети, установка специального режима ее охраны и использования этих территорий.
Раздел IV реализации Генеральной схемы 1. Этапы реализации Реализация Генеральной схемы рассчитана на два этапа: 2001-2010 и оды. На первом этапе предусматривается: усовершенствование законодательного, научного, информационного, проектного, организационного обеспечения планирования территории на общегосударственном уровне организация проведения мониторинга реализации Генеральной схемы; осуществление первоочередных мероприятий по планированию территории согласно решений Генеральной схемы, обеспечивающих достижения наибольшего экономического, социального и экологического эффекта. На втором этапе предусматривается осуществление мероприятий по планирования территории в решений Генеральной схемы и проведения мониторинга ее реализации. 2. Механизмы обеспечения реализации Генеральной схемы Реализация Генеральной схемы обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном законодательством. С целью обеспечения реализации Генеральной схемы: Кабинет Министров Украины: готовит и представляет на утверждение Верховной Раде Украины проекты законодательных актов, связанных с использованием территории Украины; учитывает решения Генеральной схемы в процессе подготовки прогнозов и государственных программ экономического и социального развития Украина, схем развития отдельных отраслей экономики, других государственных программ по вопросам охраны земель, охраны здоровья населения, охраны природы, развития инженерно-транспортной инфраструктуры, сохранения историко-культурного наследия, развития туризма, принятия решений по регулированию использования территорий общегосударственного значения; организует проведение мониторинга реализации Генеральной схемы и осуществления анализа изменений в приоритетных направлениях использования территории Украины; принимает решение о разработке схем планирования отдельных частей территории Украины. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере градостроительства: {Абзац восьмой подраздела 2 раздела IV с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} проводит мониторинг реализации Генеральной схемы; обеспечивает подготовку проекта ежегодного доклада о состоянии реализации Генеральной схемы и предложений о внесении в эту схемы необходимых изменений и представляет их Кабинету Министров Украины для принятия соответствующих решений ; определяет первоочередные мероприятия по планированию территории с проведением оценки результатов их выполнения и стоимости и необходимые средства при подготовке проекта Государственного бюджета Украины на следующий год; вносит Кабинету Министров Украины предложения по совершенствования законодательного, научного, информационного, проектного, организационного обеспечения реализации Генеральной схемы; представляет Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям требования относительно учета общегосударственных интересов при планирования территорий этих административно-территориальных единиц , а также выводы относительно учета указанных требований в составе разработанной градостроительной документации; готовит предложения по разработке схем планирования отдельных частей территории Украины и представляет их на рассмотрение Кабинета Министров Украины; согласовывает в установленном порядке нормативно-правовые акты, принимаются другими центральными органами исполнительной власти, вопросов, касающихся планирования и регулирования использования территорий. Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации подают в центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере градостроительства , предложения по корректировки Генеральной схемы и информируют этот орган о результаты мониторинга ее реализации в части, касающейся соответствующей административно-территориальной единицы. {Абзац шестнадцатый подраздела 2 раздела IV с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
|
|