З А К О Н У К Р А И Н Ы
О стимулировании развития регионов (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2005, N 51, ст.548) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3235-IV ( 3235 -15 ) от 20.12.2005, ВВР, 2006, N 9, N 10-11, ст.96 N 1562-VI ( 1562-17 ) от 25.06.2009, ВВР, 2009, N 51, ст.756 N 3275-VI ( 3275-17 ) от 21.04.2011, ВВР, 2011, N 44, ст.464 N 4731-VI ( 4731-17 ) от 17.05.2012 N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "органы государственной власти" и "центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики" во всех падежах заменены соответственно словами "государственные органы "и " центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной региональной политики "в соответствующем падеже согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы реализации государственной региональной политики по стимулирования развития регионов и преодоления депрессивности территорий. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В этом Законе термины употребляются в таком значении: регион - территория Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя; стимулировании развития регионов - комплекс правовых, организационных, научных, финансовых и других мер, направленных на достижение устойчивого развития регионов на основе сочетания экономических, социальных и экологических интересов на общегосударственном и региональном уровнях, максимально эффективного использования потенциала регионов в интересах их жителей и государства в целом; депрессивная территория - регион или его часть (район или населенный пункт), которые признаются депрессивными при условиях и в порядке, определенных настоящим Законом; {Абзац четвертый статьи 1 в редакции Закона N 1562-VI ( 1562-17 ) от 25.06.2009, N 3275-VI ( 3275-17 ) от 21.04.2011} промышленный район - район, в котором доля занятых в промышленности превышает долю занятых в сельском хозяйстве, а также районы, на территории которых находятся в стадии закрытия угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий {Статья 1 дополнена абзацем пятым согласно Закону N 1562-VI ( 1562-17 ) от 25.06.2009 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3275-VI ( 3275-17 ) от 21.04.2011} сельский район - район, в котором доля занятых в сельском хозяйстве превышает долю занятых в промышленности {Статья 1 дополнен абзацем шестым согласно Закону N 1562-VI ( 1562-17 ) от 25.06.2009} населенные пункты, на территории которых с 1996 года были ликвидированы угледобывающие и углеперерабатывающие предприятия, но не были осуществлены в полном объеме мероприятия по решению социально-экономических и экологических вопросов, предусмотренные проектами ликвидации указанных предприятий. {Статья 1 дополнена абзацем седьмым согласно Закону N 3275-VI ( 3275-17 ) от 21.04.2011} Статья 2. Цель и принципы стимулирования развития регионов Стимулирование развития регионов осуществляется с целью: обеспечение их устойчивого развития в интересах всей Украины, повышение уровня жизни населения, преодоления бедности и безработицы, формирование среднего класса; эффективного использования экономического, научного, трудового потенциала, природных и других ресурсов, а также особенностей регионов для достижения на этой основе повышение уровня жизни людей, оптимальной специализации регионов в производстве товаров и услуг; создание равных условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития регионов Украины; обеспечение соблюдения определенных государством социальных гарантий для каждого гражданина независимо от места его проживания; преодоления депрессивного состояния отдельных территорий, своевременного и комплексного решения проблем охраны окружающей среды. Стимулирование развития регионов осуществляется на принципах: сбалансирования общегосударственных, региональных и местных интересов развития, определение государством с учетом предложений органов местного самоуправления научно обоснованных приоритетных направлений регионального развития; программно-целевого подхода к решению проблем социально-экономического развития, создания благоприятного инвестиционной среды в регионах; максимального приближения услуг государственными органами и органами местного самоуправления, к потребителям этих услуг; концентрации на конкурсной основе средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, а также других ресурсов с целью достижения наиболее эффективного их использования для целей регионального развития; < br> сотрудничества и взаимной ответственности центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций и других субъектов в выполнении задач регионального развития . Раздел II ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Статья 3. Организация обеспечения государственного стимулировании развития регионов Государственное стимулирование развития регионов осуществляется соответствии с основами государственной региональной политики, законов о Государственном бюджете Украины, общегосударственных программ, других законов и актов законодательства Украины, а также программ экономического и социального развития Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, местных бюджетов. {Часть первая статьи 3 с изменениями, внесенными Законом N 4731-VI ( 4731-17 ) от 17.05.2012} С целью обеспечения реализации государственной политики по стимулировании развития регионов утверждаются: Кабинетом Министров Украины - государственная стратегия регионального развития ( 1001-2006 -п ); Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами по представлению соответственно Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций по учетом норм, заложенных в государственной стратегии регионального развития, общих интересов территориальных общин регионов - региональные стратегии развития. Реализацию государственной политики по стимулированию развития регионов обеспечивают Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной региональной политики, другие центральные, а также местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Согласование деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере государственного стимулирования развития регионов, выполнение региональных стратегий развития осуществляется на основе соглашений по региональному развития, которые заключаются между Кабинетом Министров Украины и Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольским городскими советами и выполняются в соответствии с настоящим Закона и иных актов законодательства. Статья 4. Соглашение по региональному развитию Соглашение по региональному развитию предусматривает: совместные мероприятия центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации в регионе государственной стратегии регионального развития; совместные мероприятия центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации региональной стратегии развития; порядок, объем, формы и сроки финансирования совместных мероприятий, определенных сторонами, согласно Государственному бюджету Украины и местных бюджетов; порядок информирования о реализации сторонами соглашения по регионального развития; ответственность сторон соглашения за невыполнение или ненадлежащее выполнения предусмотренных ею мероприятий; порядок внесения изменений в соглашение; порядок вступления в силу и срок действия соглашения. По соглашению сторон соглашение о региональном развитии может включать и другие положения. Типовые формы соглашения о региональном развитии ( 751-2007-п a >) утверждаются Кабинетом Министров Украины. Условия соглашения относительно регионального развития могут быть изменены с согласия его сторон. Действие соглашения относительно регионального развития прекращается в связи с окончанием ее срока или по согласию сторон досрочно. Действие соглашения относительно регионального развития может быть также прекращена одной из сторон в случае систематического ее невыполнения или ненадлежащего исполнения другой стороной. Сторона, инициирующая досрочное прекращение действия соглашения о регионального развития, должна письменно известить об этом другую сторону не позднее чем за шесть месяцев до даты, с которой она < br> предусматривает прекратить действие соглашения. Решение одной из сторон соглашения о региональном развитии о досрочном прекращении ее действия может быть обжаловано в судебном порядке другой стороной. С даты прекращения действия соглашения о региональном развитии сторонами прекращается финансирование мероприятий, определенных ею. Статья 5. Порядок подготовки и заключения соглашения по региональному развитию Инициатором заключения соглашения о региональном развитии ( 751-2007-п ) могут быть Кабинет Министров Украины, центральные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские советы. В случае необходимости другие органы местного самоуправления могут подавать свои предложения относительно заключения такого соглашения, а также о внесения в нее согласно Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских советов. Инициатор заключения соглашения о региональном развитии обеспечивает разработку ее проекта согласно требованиям, установленным настоящим Законом. Координация разработки соглашений по региональному развитию, научное и методическое обеспечение деятельности в этой сфере органов исполнительной власти и органов местного самоуправления осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной региональной политики, с привлечением научных и общественных организаций. Решение о необходимости заключения соглашения по региональному развития принимаются Кабинетом Министров Украины и Верховной Радой Автономной Республики Крым, областной, Киевской, Севастопольской городскими советами. Соглашение о региональном развитии подписывает Премьер-министр Украины или другое лицо по поручению Кабинета Министров Украины и соответственно Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, председатель областной, Севастопольской городской совет или Киевский городской голова. Соглашение по региональному развитию вступает в силу после ее одобрения Верховной Радой Автономной Республики Крым, областным, Киевской, Севастопольской городскими советами. Соглашение по региональному развитию после ее одобрения Верховной Радой Автономной Республики Крым, областной, Киевской, Севастопольским городскими советами подлежит государственной регистрации в центральном органе исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной региональной политики, официальному опубликованию в газете "Урядовый курьер", а также обнародованию через региональные средства массовой информации. Раздел III ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ развития депрессивных территорий Статья 6. Депрессивная территория Депрессивные территории делятся на следующие группы: регион; промышленный район; сельский район; город областного, республиканского в Автономной Республике Крым значения. Территории предоставляется статус депрессивной с целью создания правовых, экономических и организационных основ для принятия государственными органами и органами местного самоуправления особых мер для стимулирования развития таких территорий. {Статья 6 в редакции Закона N 1562-VI ( 1562-17 a >) от 25.06.2009} Статья 7. Меры государственного стимулирования развития депрессивных территорий С целью стимулирования развития депрессивных территорий в их пределах могут осуществляться следующие мероприятия: целевое направление государственных капитальных вложений в развитие производственной, коммуникационной и социальной инфраструктуры; предоставления государственной поддержки, в том числе финансовой, малым предприятиям, содействие формированию объектов инфраструктуры развития предпринимательства, таких как бизнес-центры, бизнес- инкубаторы, инновационные и консалтинговые центры, венчурные фонды и т.д.; направления международной технической помощи на решение актуальных социально-экономических и экологических проблем, а также осуществления других важнейших мероприятий; содействия занятости населения, обеспечения целевого финансирования программ переквалификации и профессионального развития трудовых ресурсов, стимулирование трудовой миграции, совершенствования социальной сферы, в частности жилищного строительства, здравоохранения 'я и охраны окружающей среды; предоставление другой государственной поддержки развития таких территорий. Статья 8. Основные принципы государственного стимулирования развития депрессивных территорий К основным принципам государственного стимулирования развития депрессивных территорий относятся: объективность и открытость при определении территорий для государственного стимулирования их развития; одновременная концентрация сил и средств на относительно небольшой количества территорий с целью достижения максимального социально-экономического развития; недопустимости использования целевой государственной поддержки для финансирования текущих потребностей территорий; максимальное использование возможностей самих территорий в разработке и реализации системы мер по преодолению депрессивности. Статья 9. Социально-экономические и другие показатели развития территории, по которым она может быть признана депрессивной {Название статьи 9 в редакции Закона N 3275-VI ( 3275-17 ) от 21.04.2011} Территория может быть признана депрессивной в порядке, установленном статьей 10 настоящего Закона, в случае если социально-экономические показатели ее развития соответствуют одновременно всем условиям, определенным соответствующим пунктом части второй настоящей статьи для такой группы территорий. Депрессивным может быть признано: 1) регион, в котором в течение последних пяти лет средний показатель объема валового регионального продукта (до 2004 года - объема валовой добавленной стоимости) на одного человека является низким; 2) промышленный район, в котором в течение последних трех лет уровень зарегистрированной безработицы и доля занятых в промышленности значительно выше, а объем реализованной промышленной продукции ( работ, услуг) на одного человека и уровень среднемесячной заработной платы значительно ниже соответствующих средних показателей развития территорий этой группы; 3) сельский район, в котором в течение последних трех лет плотность сельского населения, коэффициент естественного прироста населения, уровень среднемесячной заработной платы и объем реализованной сельскохозяйственной продукции (работ, услуг) на одного человека значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве значительно выше соответствующих средних показателей развития территорий этой группы; 4) город областного, республиканского в Автономной Республике Крым значения, в котором в течение последних трех лет уровень зарегистрированной, в частности долговременной, безработицы значительно выше, а уровень среднемесячной заработной платы значительно ниже соответствующих средних показателей развития территорий этой группы; 5) населенный пункт, на территории которого с 1996 года ликвидированы угледобывающие и углеперерабатывающие предприятия, но не были осуществлены в полном объеме мероприятия по решению социально- экономических и экологических вопросов, предусмотренные проектами ликвидации указанных предприятий. {Часть вторая статьи 9 дополнена пунктом 5 согласно Закону N 3275-VI ( 3275-17 ) от 21.04.2011} Предельные уровни отклонения социально-экономических показателей развития территорий, предусмотренных пунктами 2-4 части второй этой статьи, от средних показателей развития территорий соответствующих групп определяются Кабинетом Министров Украины. {Статья 9 в редакции Закона N 1562-VI ( 1562-17 a >) от 25.06.2009} Статья 10. Порядок признания территорий депрессивными Предложения о признании территории депрессивной разрабатываются по результатам ежегодного мониторинга развития регионов, районов и городов областного, республиканского в Автономной Республике Крым значение в соответствии с показателями, определенных настоящим Законом. {Часть первая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1562-VI ( 1562-17 ) от 25.06.2009} Мониторинг показателей развития регионов, районов и городов областного, республиканского в Автономной Республике Крым значения осуществляют центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирования государственной региональной политики, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации на основании данных государственной статистической отчетности и других данных центральных органов исполнительной власти в порядке ( 235-2010-п ), который устанавливается Кабинетом Министров Украины. {Часть вторая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1562-VI ( 1562-17 ) от 25.06.2009} По результатам мониторинга Кабинет Министров Украины определяет: территории, которым предоставляется статус депрессивных, устанавливает их пределы; срок, на какой местности предоставляется статус депрессивной; меры государственного стимулирования развития территории с целью преодоления депрессивного состояния и формы и условия их применения; соотношение государственных, региональных и других финансовых ресурсов, направляемых на выполнение программы преодоления состояния депрессивности территории; срок внесения проекта программы преодоления состояния депрессивности территории. Кабинет Министров Украины в соответствии с законом может определять и другие меры по стимулированию развития депрессивной территории. Срок, на который территории предоставляется статус депрессивной, НЕ может превышать семи лет. Статус депрессивной территории считается отмененным после окончания срока, на который этот статус был предоставлен, если этот срок будет продолжена в порядке, установленном настоящим Законом. В случае если, несмотря на выполнение программы преодоления состояния депрессивности, территория по показателям развития, определенными этим Законом, остается депрессивной, Кабинет Министров Украины по согласованию с соответствующим местным советом территории, признанной депрессивной, может продлить срок предоставления территории статуса депрессивной, но не более чем на пять лет. Статья 11. Программа преодоления состояния депрессивности территории Программа преодоления состояния депрессивности территории - взаимосвязан с содержанием, сроками выполнения, возможностями и исполнителями комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального направления, ориентированных на преодоление депрессивности конкретной территории, в обеспечении которых задействованы финансовые и другие ресурсы государства и региона. Для преодоления депрессивности территории центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной региональной политики, при участии других центральных органов исполнительной власти, соответствующих местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления разрабатывается соответствующая программа. Программа преодоления депрессивности территории предусматривает, частности: краткую характеристику депрессивной территории, анализ причин депрессивного состояния; мероприятия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по преодолению состояния депрессивности территории, срок их осуществления, объемы финансирования из государственного, местных бюджетов и других источников, предусмотренных законодательством; порядок осуществления мониторинга выполнения программы, показатели развития, по которым будут определяться результаты ее выполнения; общую оценку ожидаемой социально-экономической эффективности реализации программы. Программа преодоления депрессивности территории утверждается Кабинетом Министров Украины. ГЛАВА IV ФИНАНСИРОВАНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И ПРЕОДОЛЕНИЯ депрессивности территорий Статья 12. Финансирование стимулирования развития регионов и преодоления депрессивности территорий Финансирование стимулирования развития регионов и преодоления депрессивности территорий осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в законах Украины о Государственном бюджете Украины и решениях о местных бюджетах (Автономной Республики Крым, областные, городские городов областного (республиканского - Автономной Республики Крым) значения и районные бюджеты) на соответствующие годы, и других источников в соответствии с законодательством. Объемы финансирования соглашений о региональном развития и выполнения программ преодоления состояния депрессивности территорий ежегодно предусматриваются в проектах Государственного бюджета Украины и решениях о местных бюджетах соответствующими бюджетными < br> программами. Финансовое обеспечение реализации соглашений по региональному развития и выполнения программ преодоления состояния депрессивности территорий при необходимости ежегодно уточняется после вступления силу Закона Украины о Государственном бюджете Украины на < br> соответствующий год и утверждение соответствующих местных бюджетов. Главными распорядителями средств Государственного бюджета Украины, выделяемых для стимулирования развития регионов и преодоления депрессивности территорий, является центральный орган исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной региональной политики, другие центральные органы исполнительной власти. (Действие части пятой статьи 12 остановлено на 2006 год согласно Законом N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005) Сумма средств, предусматривается на финансирование всех программ преодоления депрессивности территорий в течение одного года из государственного бюджета, не может быть меньше, чем 0,2 процента доходной части государственного бюджета за соответствующий период. При определении объемов средств, предназначенных для стимулирования развития регионов и преодоления депрессивности территорий, не учитываются суммы дотаций выравнивания и субвенций, направляемых на выполнение органами местного самоуправления собственных и предоставленных законом полномочий органов исполнительной власти, а также средства, направляемые в соответствии с законодательством на ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций, техногенных катастроф и стихийных бедствий. Статья 13. Организация контроля и отчетности Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной региональной политики, ежегодно в апреле года, следующего за отчетным, представляет на рассмотрение Кабинета Министров Украины доклад о выполнении соглашений по региональному развитию и программ преодоления депрессивности территорий, использования выделенных на эти потребности средств Государственного бюджета Украины. ГЛАВА V Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006. 2. Кабинета Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона: подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающие из настоящего Закона; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
Президент Украины В.ЮЩЕНКО г. Киев, 8 сентября 2005 N 2850-IV
|
|