З А К О Н У К Р А И Н Ы
О всеукраинском референдуме
Статья 35. Представление Президенту Украины решения об итогах сбора подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума 1. В случае если инициативной группой собрано не менее трех миллионов подписей граждан, Центральная избирательная комиссия не позднее чем на следующий день после принятия Центральной избирательной комиссией решения об итогах сбора подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума передает его Президенту Украины для подготовки указа о провозглашении всеукраинского референдума в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Раздел III ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВСЕУКРАИНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 36. Объявление о начале процесса референдума 1. Объявление о начале процесса референдума осуществляет Центральная избирательная комиссия на своем заседании, о чем указывается в протоколе заседания комиссии. Официальным объявлением является соответствующее объявление председательствующим на заседании Центральной избирательной комиссии о начале процесса соответствующего всеукраинского референдума. 2. Объявление о начале процесса референдума осуществляется на следующий день после дня опубликования постановления Верховной Рады Украины о назначении всеукраинского референдума или указа Президента Украины о назначении (провозглашение) всеукраинского референдума. 3. Выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии об объявлении начала процесса референдума публикуется Центральной избирательной комиссией в газетах "Голос Украины" и "Правительственный курьер" не позднее чем на третий день со дня объявления. Статья 37. Округа с всеукраинского референдума 1. Всеукраинский референдум проводится в едином общегосударственном округе референдума, который включает в себя всю территорию Украины и заграничный округ. Для проведения всеукраинского референдума Центральная избирательная комиссия образует в едином общегосударственном округе референдума 225 территориальных округов. Количество таких округов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе устанавливается Центральной избирательной комиссией. Территориальные округа для проведения всеукраинского референдума образуются с примерно равным количеством граждан, имеющих право голоса на всеукраинском референдуме. 2. Решение об образовании территориальных округов для проведения всеукраинского референдума принимается Центральной избирательной комиссией не позднее чем на пятый день со дня опубликования соответствующего указа Президента Украины или постановления Верховной Рады Украины о назначении (провозглашение) всеукраинского референдума. 3. Зарубежный округ составляют все заграничные участки, предназначенные для голосования на всеукраинском референдуме. 4. Решение Центральной избирательной комиссии об образовании территориальных округов для проведения всеукраинского референдума с указанием их номеров, территориальных границ и центров публикуется Центральной избирательной комиссией в газетах "Голос Украины", "Урядовый курьер" и других региональных средствах массовой информации не позднее чем на третий день со дня их образования. Статья 38. Участки референдума 1. Для подготовки организации и проведения голосования и подсчета голосов участников референдума используются участки референдума. 2. Участок референдума может быть обычной, специальной или зарубежным. 3. Участки референдума образуются не позднее чем за тридцать пять дней до дня голосования на всеукраинском референдуме. В исключительных случаях участки референдума образуются не позднее чем за пять дней до дня голосования на всеукраинском референдуме с одновременным образованием участковых комиссий референдума. 4. Участки референдума образуются с количеством участников референдума от двадцати человек до двух тысяч пятисот человек. Участки по размеру делятся на: 1) малые - с ориентировочным количеством участников референдума от 20 до 500 человек 2) средние - с ориентировочным количеством участников референдума от 500 до 1500 человек 3) большие - с ориентировочным количеством участников референдума от 1500 до 2500 человек. Если на соответствующей территории, в соответствующем учреждении или учреждении насчитывается меньше или больше указанных пределов численность участников референдума и их (или их излишек) невозможно отнести к другому участку или невозможно образовать дополнительный участок в рамках этого территориального округа, в соответствующем учреждении или учреждении, участок может быть образован с меньшей или большей от соответствующих предельных значений численностью участников всеукраинского референдума. 5. Окружная комиссия референдума своим решением устанавливает единую нумерацию участков референдума в пределах территориального округа. Статья 39. Обычные участке референдума 1. Обычные участки референдума образуются для организации голосования участников референдума по месту их проживания. Обычные участки референдума образуются окружными комиссиями референдума по представлению исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их создания) советов, а в случае отсутствия таких органов - по предложению соответственно сельских, поселковых, городских голов, председателей районных в городах советов или должностных лиц, которые в соответствии с законом осуществляют их полномочия. Указанные представления вносятся в окружную комиссию референдума соответствующими органами или должностными лицами не позднее чем за тридцать восемь дней до дня голосования на всеукраинском референдуме. Окружная комиссия референдума своим решением определяет границы каждого обычного участка по всеукраинского референдума (название населенного пункта, улица, перечень жилых домов), а также местонахождение участковой комиссии референдума и помещения для голосования. 2. Окружные комиссии референдума образуют обычные участки с всеукраинского референдума не позднее чем за тридцать пять дней до дня голосования на всеукраинском референдуме. 3. В случае если в установленный настоящей статьей срок не поступили представления об образовании обычных участков окружная комиссия референдума образует их на основании представлений соответствующего областного, г. Киева, г. Севастополя государственной администрации. Статья 40. Специальные участки референдума 1. Специальные участки референдума образуются в стационарных лечебных учреждениях, на судах, находящихся в день голосования в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярных станциях Украины, в учреждениях уголовно-исполнительной системы и других местах временного пребывания участников референдума с ограниченными возможностями передвижения. Специальные участки с всеукраинского референдума образуются таким образом, чтобы участники референдума могли проголосовать, не нарушая режима пребывания в заведении (учреждении). Не допускается создание одной специального участка для двух и более учреждений или учреждений. Специальные участки референдума образуются окружными комиссиями референдума по месту расположения соответствующих заведений или учреждений или по месту приписки судна или полярной станции Украины на основании представлений районных государственных администраций или исполнительных комитетов городских, районных в городах (в случае их создания) советов не позднее чем за тридцать 'пять дней до дня голосования на всеукраинском референдуме. Указанные представления должны поступить в соответствующей окружной комиссии референдума не позднее чем за тридцать восемь дней до дня голосования на всеукраинском референдуме. В представлении об образовании специального участка по всеукраинского референдума в соответствующем учреждении или учреждении указываются: 1) название заведения или учреждения 2) юридический адрес заведения или учреждения 3) ориентировочное количество участников референдума, пребывающих в учреждении или учреждении на день проведения всеукраинского референдума 4) наличие соответствующего помещения для голосования и его адрес (в случае, если адрес помещения для голосования отличается от юридического адреса заведения или учреждения) 5) обязательства руководства организации или учреждения по обеспечению открытого доступа в помещение для голосования членов соответствующей комиссии по всеукраинского референдума и лиц, которые за этим Законом имеют право присутствовать при голосовании и подсчете голосов. 2. В представлении об образовании специального участка по всеукраинского референдума на судне, находящемся в плавании под Государственным Флагом Украины, указываются: 1) название судна 2) порт приписки судна 3) ориентировочное количество участников референдума на судне 4) последний перед днем ??проведения всеукраинского референдума день выхода судна в плавание из порта приписки 5) ориентировочный ближайший до дня проведения референдума время захода судна в порт Украины. 3. В военных частях (формированиях) участки с всеукраинского референдума, как правило, не образуются. Военнослужащие голосуют на обычных участках, расположенных за пределами воинских частей (формирований). Специальный участок с всеукраинского референдума на территории воинской части (формирования), дислоцированной за пределами населенного пункта, может образовываться как исключение Центральной избирательной комиссией по представлению соответствующей окружной комиссии по всеукраинского референдума. Такое представление должно поступить в Центральную избирательную комиссию не позднее чем за тридцать три дня до дня голосования на всеукраинском референдуме. В представлении кроме сведений, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, предоставляется обоснование необходимости образования соответствующего специального участка. Основанием для такого представления является обращение командира воинской части (формирования) к соответствующей окружной комиссии по всеукраинскому референдуму, которое должно поступить не позднее чем за тридцать пять дней до дня голосования на всеукраинском референдуме. В обращении указываются: 1) номер и (или) адрес воинской части (формирования) 2) обоснование необходимости образования специального участка с референдума в воинской части (формировании) 3) ориентировочное количество участников референдума на таком участке 4) наличие соответствующего помещения для голосования и его адрес (в случае, если адрес помещения для голосования отличается от юридического адреса воинской части (формирования) 5) обязательства по обеспечению открытого доступа в помещение для голосования членов соответствующей комиссии по всеукраинского референдума и лиц, которые за этим Законом имеют право присутствовать при голосовании и подсчете голосов. 4. В исключительном случае образования нового стационарного лечебного учреждения, учреждения уголовно-исполнительной системы или иного заведения (учреждения) с временным пребыванием участников референдума с ограниченными возможностями передвижения, непредвиденного выхода в плавание судна под Государственным Флагом Украины или условного образования (передислокации) воинской части (формирования ), дислоцированной за пределами населенного пункта, специальный участок может образовываться Центральной избирательной комиссией не позднее чем за пять дней до дня голосования на всеукраинском референдуме по представлению соответствующей окружной комиссии референдума. Указанное представление вносится окружной комиссией референдума не позднее чем за пятнадцать дней до дня голосования на всеукраинском референдуме на основании соответствующего обращения районной государственной администрации, исполнительного комитета городского, районного в городе (в случае ее создания) совета, командира воинской части (формирования) . В обращении указываются сведения, предусмотренные соответственно частями первой, второй или третьей настоящей статьи. 5. Окружная комиссия по всеукраинского референдума предоставляет Центральной избирательной комиссии предложения по номера участка в случае образования специального участка в соответствии с частью четвертой настоящей статьи. Статья 41. Зарубежные участки с всеукраинского референдума 1. Зарубежные участки с всеукраинского референдума образуются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за тридцать пять дней до дня голосования на всеукраинском референдуме по представлению Министерства иностранных дел Украины. Зарубежные участки с всеукраинского референдума образуются при дипломатических и других официальных представительствах и консульских учреждениях Украины за границей, в военных частях (формированиях), дислоцированных за пределами Украины. Представления Министерства иностранных дел Украины должно поступить в Центральную избирательную комиссию не позднее чем за тридцать восемь дней до дня голосования на всеукраинском референдуме. Такое представление подписывается Министром иностранных дел Украины и скрепляется печатью Министерства. В представлении указываются: 1) название иностранного государства, в которой образуется зарубежная участок 2) название и адрес дипломатического, другого официального представительства или консульского учреждения Украины за границей, при котором образуется участок, наименование и адрес воинской части (формирования), дислоцированной за пределами Украины 3) название и адрес помещения для голосования 4) наличие письменного согласия компетентных органов страны пребывания на образование зарубежной участка по всеукраинского референдума, в том числе с помещением для голосования за пределами официального представительства или консульского учреждения Украины 5) границы каждой зарубежной участка по всеукраинского референдума с учетом территорий консульских округов или их частей 6) ориентировочное количество участников референдума, которые будут внесены в списки участников референдума на соответствующем участке. 2. Перечень государств, где проживает значительное количество участников референдума, определяется Центральной избирательной комиссией не позднее чем за сорок два дня до дня голосования на всеукраинском референдуме по представлению Министерства иностранных дел Украины. В отдельных случаях зарубежная участок по всеукраинского референдума может быть образована из помещения для голосования вне помещения официального представительства или консульского учреждения Украины. Такая зарубежная участок по всеукраинского референдума может быть образована только на территории крупных городов государства, в которых проживает или находится не менее одной тысячи граждан Украины, имеющих право участия во всеукраинском референдуме. Для обеспечения своевременного образования заграничных участков с всеукраинского референдума Министерство иностранных дел Украины безотлагательно после объявления решения о проведении всеукраинского референдума обращается в органы власти иностранных государств с просьбой дать согласие, в частности, на образование участков с всеукраинского референдума с помещением для голосования за пределами помещений официальных представительств, консульских учреждений Украины. 3. Центральная избирательная комиссия своим решением определяет границы каждой зарубежной участка, название и адрес дипломатического, другого официального представительства или консульского учреждения Украины за границей, при котором образуется участок, или наименование и место дислокации воинской части (формирования), дислоцированной за пределами Украины, определяет помещение для голосования на зарубежном участке из всеукраинского референдума устанавливает единую нумерацию заграничных участков с всеукраинского референдума. Раздел IV КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА Статья 42. Система комиссий референдума 1. Систему комиссий референдума, осуществляющих подготовку и проведение всеукраинского референдума, составляют: 1) Центральная избирательная комиссия как центральная комиссия референдума 2) окружные комиссии референдума 3) участковые комиссии референдума. 2. Полномочия комиссий референдума по подготовке и проведению референдума осуществляются: 1) Центральной избирательной комиссией - на всей территории Украины и в зарубежном округе референдума 2) окружной комиссией референдума - в пределах территориального округа референдума 3) участковой комиссией референдума - в пределах участка референдума. 3. Полномочия окружной комиссии референдума зарубежного округа осуществляет Центральная избирательная комиссия. Статья 43. Статус комиссий референдума 1. Комиссии референдума являются специальными коллегиальными органами, уполномоченными организовывать подготовку и проведение всеукраинского референдума и обеспечивать соблюдение и одинаковое применение законодательства Украины о референдуме. 2. Статус Центральной избирательной комиссии определяется Конституцией Украины , Законом Украины "О Центральной избирательной комиссии" , этим и другими законами Украины. 3. Центральная избирательная комиссия не является правопреемником окружных комиссий референдума. 4. Статус окружных и участковых комиссий референдума определяется настоящим Законом. 5. Окружная комиссия референдума является юридическим лицом. Окружная комиссия референдума комиссией высшего уровня относительно всех участковых комиссий референдума в пределах соответствующего территориального округа референдума. 6. Участковая комиссия референдума не является юридическим лицом. Участковая комиссия референдума является субъектом соответствующего процесса референдума, вправе обращаться в пределах своих полномочий в органы государственной власти и органов местного самоуправления, а также к предприятиям, учреждений и организаций, их должностных и служебных лиц. Участковая комиссия референдума имеет собственную печать, образец которой утверждается Центральной избирательной комиссией. Статья 44. Полномочия комиссий референдума 1. Полномочия Центральной избирательной комиссии по организации подготовки и проведения всеукраинского референдума определенные настоящим Законом и Законом Украины "О Центральной избирательной комиссии" . 2. Окружная комиссия референдума: 1) обеспечивает подготовку и проведение всеукраинского референдума в пределах территориального округа 2) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства о всеукраинском референдуме на территории округа 3) оказывает правовую, организационно-методическую, техническую помощь участковым комиссиям референдума 4) образует участки референдума, устанавливает их границы и единую нумерацию в пределах округа, сообщает об этом участников референдума 5) распределяет средства между участковыми комиссиями референдума в соответствии со сметами расходов на подготовку и проведение всеукраинского референдума, утвержденных Центральной избирательной комиссией; контролирует обеспечение участковых комиссий референдума помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума на территории округа; 6) контролирует вместе с участковыми комиссиями референдума составления списков граждан, имеющих право голоса на всеукраинском референдуме, и представление их участковыми комиссиями для ознакомления общественности 7) заслушивает сообщения участковых комиссий референдума, руководителей, других должностных лиц местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением всеукраинского референдума 8) передает участковым комиссиям референдума бюллетени для голосования и бланки другой документации в соответствии с настоящим Законом, осуществляет контроль за учетом бюллетеней для голосования в пределах территориального округа 9) обеспечивает изготовление печатей, штампов и ящиков для бюллетеней и передает их участковым комиссиям референдума 10) устанавливает итоги голосования по соответствующему округу по всеукраинского референдума, составляет протокол об установлении итогов голосования и направляет его в Центральную избирательную комиссию 11) рассматривает в пределах своих полномочий обращения, заявления и жалобы по организации и проведению всеукраинского референдума на территории округа, жалобы на решения, действия и бездействие участковых комиссий по всеукраинскому референдуму, а также в отношении лиц, входящих в ее состав и состав участковых комиссий по референдума, и принимает по ним решения 12) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим и другими законами Украины. Полномочия окружной комиссии референдума заканчиваются через пятнадцать дней после объявления Центральной избирательной комиссией результатов всеукраинского референдума. 3. Участковая комиссия референдума: 1) проверяет точность списков участников референдума 2) обеспечивает возможность ознакомления граждан со списком участников референдума, рассматривает заявления о допущенных ошибках и неточностях в списке и решает вопрос о внесении соответствующих изменений в него в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией 3) заблаговременно вручает или направляет гражданам Украины именные приглашения с указанием даты проведения всеукраинского референдума, адреса помещения для голосования, времени начала и окончания голосования 4) обеспечивает возможность ознакомления граждан Украины с формулировкой вопросов, выносимых на всеукраинский референдум, а в случае проведения законодательного или конституционного референдума также с текстом закона, как во время подготовки к проведению всеукраинского референдума, так и в день голосования 5) организует голосование на участке и по месту пребывания участников референдума, которые не способны передвигаться самостоятельно 6) обеспечивает подготовку помещения для голосования 7) контролирует соблюдение на территории участка положений настоящего Закона, в частности относительно размещения агитационных материалов 8) организует голосование на участке в день проведения референдума 9) проводит подсчет голосов участников референдума, поданных на участке, составляет протокол об итогах голосования на участке и передает его и другую документацию референдума соответствующей окружной комиссии по всеукраинского референдума 10) рассматривает в пределах своих полномочий обращения, заявления и жалобы по вопросам подготовки референдума и организации голосования на участке, в том числе жалобы на лиц, входящих в ее состав, и принимает по ним решения 11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим и другими законами Украины. Полномочия участковой комиссии референдума истекает через десять дней после объявления Центральной избирательной комиссией результатов всеукраинского референдума. 4. В случае одновременного проведения всеукраинского референдума с выборами Президента Украины, выборов народных депутатов Украины окружные, участковые комиссии референдума образуются, их полномочия выполняют соответствующие окружные, участковые избирательные комиссии. Порядок организации работы окружной, участковой избирательной комиссии одновременно и как окружной, участковой комиссии референдума определяет Центральная избирательная комиссия. В случае одновременного проведения всеукраинского референдума с выборами депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов участковые избирательные комиссии не образуются, их полномочия выполняют соответствующие участковые комиссии референдума. Порядок организации работы участковых комиссий референдума одновременно и как участковых избирательных комиссий определяет Центральная избирательная комиссия. Статья 45. Порядок образования окружных комиссий референдума 1. Окружные комиссии референдума образуются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за сорок дней до дня голосования на всеукраинском референдуме в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии по всеукраинского референдума. Представление кандидатур в состав окружной комиссии референдума вносятся не позднее чем за сорок два дня до дня референдума в Центральную избирательную комиссию соответственно Председателем Верховной Рады Автономной Республики Крым, председателями областных советов, Киева и Севастополя. 2. В представлении отмечается наличие опыта предложенных лиц по участию в работе комиссий по всеукраинскому референдуму или избирательных комиссий, наличие соответствующего образования или подготовки. К представлению прилагаются заявления лиц, предложенных в состав соответствующей окружной комиссии референдума, о согласии на участие в ее работе. 3. Состав окружной комиссии референдума состоит из пятнадцати человек. 4. Порядок проведения жеребьевки, о назначении председателя, заместителя и секретаря окружной комиссии референдума определяется Центральной избирательной комиссией. 5. Окружная комиссия референдума в пятидневный срок после ее образования публикует в местных средствах массовой информации с государственным участием сведения о своем местонахождении, почтовый адрес, номер телефона, режим работы, свой состав, а также изменения в них. 6. В случае если в установленный частью первой настоящей статьи срок не поступили представления по составу окружной комиссии референдума или если количество предложенных в состав окружной комиссии референдума лиц составляет менее пятнадцати, Центральная избирательная комиссия за сорок дней до дня голосования на всеукраинском референдуме утверждает состав окружной комиссии референдума на основании предложений, представленных соответствующими государственными администрациями. 7. В состав окружной комиссии референдума могут входить граждане Украины, проживающие в пределах территории Украины. Гражданин Украины может одновременно входить в состав только одной комиссии референдума. 8. В состав окружной комиссии референдума не могут входить должностные и служебные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также граждане, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или имеют судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке. 9. Членам окружной комиссии референдума Центральная избирательная комиссия выдает удостоверения, форма которых утверждается Центральной избирательной комиссией. 10. Обеспечение окружных комиссий референдума помещениями и другим материально-техническим оборудованием возлагается на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией. Статья 46. Порядок образования участковых комиссий референдума 1. Участковая комиссия референдума образуется соответствующей окружной комиссией референдума не позднее чем за двадцать дней до дня голосования на всеукраинском референдуме в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии референдума. Участковые комиссии референдума образуются по представлению исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их создания) советов, а в случае отсутствия таких органов - по предложению соответственно сельских, поселковых, городских голов, председателей районных в городах советов или должностных лиц , которые в соответствии с законом осуществляют их полномочия. Соответствующие представления вносятся в окружную комиссию референдума не позднее чем за двадцать пять дней до дня голосования на всеукраинском референдуме. 2. Участковая комиссия референдума образуется в количестве одиннадцати человек, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом. На участках, где число имеющих право голоса на всеукраинском референдуме не превышает пятидесяти человек, участковая комиссия референдума может образовываться в составе председателя, секретаря и одного - трех членов комиссии референдума. В представлении отмечается наличие опыта предложенных лиц по участию в работе комиссий по всеукраинскому референдуму или избирательных комиссий, наличие соответствующего образования или подготовки. К представлению прилагаются заявления лиц, предложенных в состав соответствующей участковой комиссии референдума, о согласии на участие в ее работе. 3. Гражданин Украины может одновременно входить в состав только одной комиссии референдума. 4. В состав участковой комиссии референдума не могут входить должностные и служебные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также граждане, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или имеют судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке. 5. Председатель, заместитель председателя, секретарь участковой комиссии референдума определяются путем проведения жеребьевки. Порядок проведения жеребьевки определяется Центральной избирательной комиссией. 6. В случае если в установленный частью первой настоящей статьи срок не поступили представления по составу участковой комиссии референдума или если количество предложенных в состав участковой комиссии референдума лиц составляет менее одиннадцати, окружная комиссия референдума за двадцать дней до дня голосования на всеукраинском референдуме утверждает состав участковых комиссий референдума основании предложений местных государственных администраций в количестве одиннадцати человек и назначает из этого состава председателя, заместителя, секретаря соответствующих участковых комиссий референдума в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи. 7. Участковая комиссия референдума специального участка, образованного на судне, в день референдума находится в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярной станции Украины, образуется окружной комиссией референдума в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, по месту приписки судна, полярной станции Украины в соответствии по представлению капитана судна, руководителя полярной станции Украины, о чем сообщается техническими средствами связи. 8. Участковая комиссия референдума зарубежной участке образуется Центральной избирательной комиссией в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, с учетом предложений Министерства иностранных дел Украины. Министерство иностранных дел Украины обязано обеспечить количество представлений на членов участковых комиссий референдума заграничных участков, которая обеспечила бы состав соответствующих участковых комиссий референдума заграничных участков в количестве не менее одиннадцати человек. В случае объективной невозможности образования участковых комиссий референдума заграничных участков в указанном количественном составе Центральная избирательная комиссия образует соответствующие участковые комиссии заграничных участков в составе председателя, секретаря и одного - трех членов комиссии по всеукраинского референдума. 9. Решение об образовании участковой комиссии референдума подлежит опубликованию в печатных изданиях или, в случае невозможности, иным способом не позднее чем на третий день со дня ее образования. 10. Членам участковой комиссии референдума окружная комиссия референдума выдает удостоверение, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией. 11. Обеспечение участковых комиссий референдума помещениями и другим материально-техническим оборудованием возлагается на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией. Статья 47. Организация работы комиссий референдума 1. Комиссии референдума является коллегиальным органом. Окружные и участковые комиссии референдума организуют свою работу в соответствии с требованиями настоящего Закона и порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. 2. В случае необходимости заседания комиссии референдума может быть созвано решением комиссии референдума высшего уровня. 3. По письменному требованию трети состава комиссии референдума председатель комиссии или его заместитель обязан созвать заседание комиссии не позднее следующего дня после получения такого требования. 4. Первое заседание комиссии референдума созывается его председателем не позднее чем на следующий день после ее образования, а последующие - по необходимости. 5. Заседание комиссии референдума является полномочным при условии присутствия более половины членов комиссии от состава этой комиссии. В день голосования и во время подсчета голосов полномочным являются заседания комиссии референдума независимо от количества присутствующих на нем членов комиссии референдума. 6. Заседание комиссии референдума созывается с обязательным уведомлением всех членов комиссии о времени, месте проведения заседания и его повестка дня. 7. Членам комиссии референдума предоставляются проекты решений комиссии и необходимые документы, как правило, не позднее дня перед днем ??проведения заседания комиссии, но не позднее начала заседания. 8. Заседание комиссии референдума ведет председатель комиссии или его заместитель, в случае невыполнения ими этой функции комиссия определяет из своего состава председательствующего на заседании. 9. Комиссия референдума по требованию трех членов комиссии, а также по решению комиссии референдума высшего уровня или суда обязана рассмотреть на своем заседании вопросы, относящиеся к ее полномочиям, не позднее чем в трехдневный срок со дня заявления требования или принятия указанного решения, но не позднее дня голосования, а в день голосования, кроме участковой комиссии референдума, - безотлагательно. Участковая комиссия обязана рассмотреть на своем заседании вопросы, относящиеся к ее полномочиям, по требованию указанных членов комиссии в день голосования или по решению комиссии высшего уровня или суда, принятого в день голосования, безотлагательно по окончании голосования, за исключением вопросов о внесении изменений в список участников референдума. 10. Решение комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от присутствующих членов комиссии. 11. Решение комиссии вступает в силу с момента его принятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. 12. Член комиссии референдума, который принимает участие в ее заседании и не согласен с решением, принятым комиссией, вправе в течение двух дней после заседания, на котором было принято решение, в письменной форме высказать особое мнение, которое прилагается к соответствующему протоколу заседания комиссии референдума и есть 13. Решение комиссии референдума, принятое в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения всеми субъектами процесса референдума, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, а также средствами массовой информации. 14. Решение комиссии референдума, противоречащее законодательству Украины или принятое с превышением ее полномочий, может быть отменено комиссией референдума высшего уровня, Центральной избирательной комиссией по результатам рассмотрения обращения или по собственной инициативе или признано противоправным и отменено судом. В таком случае комиссия референдума высшего уровня, Центральная избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса. 15. Заявления, жалобы и другие документы, поступившие в комиссию референдума, принимаются и регистрируются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. 16. Для организационного, правового, технического обеспечения осуществления полномочий, предусмотренных настоящим Законом, комиссия референдума может привлекать соответствующих специалистов, экспертов и технических работников в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. 17. Никто не имеет права вмешиваться в деятельность комиссий референдума, кроме как в случаях, предусмотренных законом. Статья 48. Право присутствия на заседании комиссии 1. На заседании Центральной избирательной комиссии имеют право присутствовать представитель инициативной группы в Центральной избирательной комиссии и представители средств массовой информации, аккредитованные в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. 2. На заседаниях окружной или участковой комиссии референдума, в том числе при подсчете голосов и установлении результатов голосования, на участке референдума в день голосования в помещении, где проводится голосование, имеют право присутствовать без разрешения или приглашения соответствующей комиссии только следующие лица: 1) члены комиссий референдума высшего уровня 2) уполномоченные лица и официальные наблюдатели инициативной группы - субъекта процесса референдума (вместе не более двух человек) 3) аккредитованные международные наблюдатели 4) представители средств массовой информации (не более двух человек от одного средства массовой информации). 3. Другие лица, кроме указанных в части второй настоящей статьи, могут присутствовать на заседании комиссии референдума только с разрешения или по приглашению этой комиссии, о чем принимается решение на заседании комиссии. Пребывание лиц, не предусмотренных частью третьей настоящей статьи, на участке референдума при проведении голосования, а также на заседании комиссии референдума при подсчете голосов и установлении результатов голосования запрещается. 4. Комиссия референдума может принять мотивированное решение о лишении права присутствовать на заседании лиц, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, если они противоправно препятствуют его проведению. 5. Работники правоохранительных органов осуществляют охрану правопорядка в день голосования и при подсчете голосов лишь вне помещения для голосования. В случае возникновения фактов нарушений правопорядка председатель, заместитель председателя или секретарь комиссии может пригласить работника правоохранительных органов для совершения действий по восстановлению правопорядка и на время, необходимое для таких действий. Статья 49. Документирование деятельности комиссии референдума 1. Документирование деятельности Центральной избирательной комиссии осуществляется в порядке, определенном Законом Украины "О Центральной избирательной комиссии" . Документирование деятельности окружной, участковой комиссии референдума осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей и порядком ведения делопроизводства комиссий референдума утверждается Центральной избирательной комиссией. 2. На заседании комиссии референдума ведется протокол заседания, который ведет секретарь комиссии. При отсутствии секретаря комиссии или в случае невыполнения им своих полномочий на заседании комиссия избирает из своего состава секретаря заседания, выполняет обязанности секретаря комиссии на соответствующем заседании и при оформлении документов заседания. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии (или секретарем заседания). Протокол заседания комиссии предоставляется для ознакомления членам комиссии не позднее следующего заседания комиссии, при этом член комиссии имеет право его подписать. 3. Решение комиссии референдума по рассматриваемому вопросу оформляется в виде постановления, которое должно содержать: 1) наименование комиссии 2) наименование постановления 3) дату и место принятия и порядковый номер постановления 4) мотивировочную часть со ссылкой на обстоятельства, обусловившие рассмотрение вопроса на заседании комиссии, ссылками на соответствующие положения нормативно-правовых актов или постановление комиссии референдума высшего уровня или решения суда, которыми руководствовалась комиссия при принятии постановления 5) резолютивная часть. 4. Постановление подписывается председательствующим на заседании комиссии референдума. Содержание и номер постановления должны быть отражены в протоколе соответствующего заседания комиссии. 5. Постановление, принятое окружной или участковой комиссией референдума, вывешивается на стенде официальных материалов комиссии для всеобщего ознакомления не позднее утра следующего дня после дня его принятия, а принятая накануне дня голосования, в день голосования и при установлении результатов голосования, - не позднее чем через четыре часа после завершения заседания комиссии референдума. Такое постановление в этот же срок приходится также до сведения субъектов процесса референдума, которых она касается. Копия постановления, заверенная председателем комиссии референдума или его заместителем и секретарем комиссии и скрепленная печатью комиссии референдума, не позднее чем через четыре часа после его принятия, а в день голосования - безотлагательно, выдается субъекту процесса референдума, которого она касается, по его требованию . Стенд официальных материалов комиссии оборудуется в помещении комиссии в месте, свободно доступном для посетителей. 6. По вопросам текущей деятельности комиссия может принимать протокольные решения. 7. Комиссия референдума составляет акты и протоколы. Акт комиссии свидетельствует определенный факт или определенное событие, выявлены и признаны комиссией. Протокол комиссии устанавливает итоги определенных действий, выполненных комиссией. 8. Акты и протоколы комиссии референдума составляются в случаях, предусмотренных настоящим Законом, по формам, утвержденным Центральной избирательной комиссией, и в количестве экземпляров, установленной настоящим Законом. Акт или протокол комиссии подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии, подписи которых скрепляются печатью комиссии референдума. Статья 50. Статус члена комиссии референдума 1. Статус члена Центральной избирательной комиссии определяется Законом Украины "О Центральной избирательной комиссии" . 2. Статус члена окружной или члена участковой комиссии референдума, а также порядок приобретения этого статуса определяются этим Законом. 3. По решению комиссии референдума, которое утверждается комиссией высшего уровня, председатель, заместитель председателя, секретарь или другие члены окружной (общим количеством не более шести человек) или участковой комиссии референдума (общим количеством не более шести человек) в течение всего периода полномочий комиссии или части этого периода могут выполнять свои полномочия в комиссии референдума с оплатой их труда в комиссии в соответствии с настоящим Законом. Указанные лица на этот период освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы с сохранением общего и специального стажа. 4. Член комиссии референдума вправе: 1) участвовать в подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение комиссии референдума 2) выступать на заседаниях комиссии референдума, ставить другим участникам заседания вопросы по повестке дня, вносить предложения по вопросам, отнесенным к полномочиям комиссии 3) по поручению соответствующей комиссии референдума проверять деятельность комиссий низшего уровня 4) беспрепятственно знакомиться с документами комиссии референдума, членом которой он является, и комиссий низшего уровня на соответствующей территории 5) на возмещение вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу в связи с исполнением обязанностей члена комиссии референдума, в том числе расходов, связанных с исполнением обязанностей члена комиссии, в порядке и размере , установленных Кабинетом Министров Украины. 5. Член комиссии референдума обязан: 1) соблюдать Конституции Украины , этого и других законов Украины по вопросам подготовки и проведения референдума 2) принимать участие в заседаниях комиссии референдума 3) выполнять решения соответствующей комиссии референдума, решения комиссий референдума высшего уровня и обязанности члена комиссии референдума. 6. Член комиссии референдума имеет также другие права и обязанности в соответствии с настоящим и другими законами Украины. 7. На время непосредственного выполнения обязанностей члена комиссии референдума (участие в заседаниях комиссии, других мероприятиях во исполнение настоящего Закона или решений комиссии) на каждого члена комиссии референдума распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством для работников на время выполнения ими государственных или общественных обязанностей в рабочее время. Член комиссии референдума освобождается от выполнения служебных обязанностей по месту постоянной работы на время, необходимое для исполнения обязанностей члена комиссии, и не может быть уволен с работы, переведен на низшую должность по основаниям, связанным с исполнением его обязанностей в комиссии референдума. 8. Члену комиссии референдума течение времени своих полномочий запрещается проводить агитацию в поддержку или против вопроса референдума или публично давать оценку вопросу референдума. Статья 51. Досрочное прекращение полномочий состава комиссии референдума или члена комиссии референдума 1. Полномочия всего состава окружной, участковой комиссии референдума могут быть досрочно прекращены комиссией, ее создала, по собственной инициативе или на основании решения суда в случае систематического нарушения комиссией Конституции Украины , этого и других законов Украины. 2. Досрочное прекращение полномочий всего состава комиссии референдума не являются ликвидацией этой комиссии. 3. Полномочия члена окружной, участковой комиссии референдума прекращаются досрочно комиссией, ее создала, в связи с: 1) личным заявлением о сложении полномочий члена комиссии 2) отзывом его субъектом представления его кандидатуры 3) прекращением его гражданства Украины 4) выбытием на период до дня голосования включительно за пределы Украины (или выбытия на период до дня голосования включительно за пределы страны, на территории которой образована зарубежная участок референдума), что влечет за собой невозможность выполнять обязанности члена комиссии 5) регистрацией его представителем инициативной группы в Центральной избирательной комиссии, уполномоченным лицом инициативной группы референдума 6) вхождением его в состав другой комиссии референдума 7) систематическим невыполнением возложенных на него обязанностей, заверенным не менее чем двумя решениями по этому поводу комиссии референдума, в состав которой он входит 8) повторным или одноразовым грубым нарушением законодательства Украины о референдуме, установленным решением суда или решением комиссии референдума высшего уровня 9) вступлением в него в законную силу обвинительного приговора суда за совершение умышленного преступления 10) признанием его недееспособным 11) его смертью. 4. При возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 3-6, 9-11 части третьей настоящей статьи, полномочия члена комиссии референдума прекращаются с момента их возникновения или выявления, а обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2, 7, 8 части третьей настоящей статьи, - с момента принятия решения о прекращении его полномочий. 5. Комиссия референдума высшего уровня, которая досрочно прекратила полномочия всего состава комиссии, отдельного члена комиссии или обнаружила основания для прекращения полномочий, не позднее следующего дня уведомляет об этом субъектов, по представлению которых в состав комиссии были включены лиц, полномочия которых досрочно прекращены или относительно которых обнаружены основания для прекращения их полномочий. 6. В случае досрочного прекращения полномочий всего состава комиссии референдума соответствующая комиссия высшего уровня не позднее чем на второй день со дня прекращения полномочий комиссии, но не позднее последнего дня перед днем ??голосования, утверждает новый состав комиссии референдума в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. P > 7. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии референдума соответствующая комиссия высшего уровня не позднее чем на второй день со дня прекращения его полномочий, но не позднее последнего дня перед днем ??голосования, включает в ее состав другое лицо вместо члена комиссии, полномочия которого прекращены в порядке, установленном настоящим Законом. 8. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии референдума в последний день перед днем ??голосования или в день голосования такое решение принимается одновременно с решением о включении в состав соответствующей комиссии референдума другого представителя по представлению соответствующей государственной администрации. 9. В случае досрочного прекращения полномочий члена участковой комиссии референдума зарубежной участка в состав комиссии включается другое лицо по представлению Министерства иностранных дел Украины. В случае невозможности осуществления соответствующей замены комиссия по референдуму зарубежной участке выполняет свои полномочия в существующем составе. 10. В случае если председатель, заместитель председателя или секретарь комиссии референдума систематически не выполняет возложенные на него обязанности, соответствующая окружная или участковая комиссия может обратиться в комиссию референдума, которая ее образовала, с мотивированным представлением о его замене, если за него проголосовало большинство от присутствующих членов соответствующей комиссии референдума. Это представление подлежит обязательному рассмотрению в сроки, указанные в частях седьмой, восьмой настоящей статьи. Решение о замене председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии референдума не влечет прекращения полномочий этих лиц как членов соответствующей комиссии референдума. Статья 52. Приобретение и прекращение окружной комиссией референдума статуса юридического лица 1. Приобретения и прекращения окружной комиссией референдума статуса юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном законами Украины, с особенностями, установленными настоящим Законом. 2. Окружная комиссия референдума приобретает статус юридического лица с момента внесения записи о включении сведений о комиссии в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей. 3. Регистрационный сбор за проведение государственной регистрации окружной комиссии референдума как юридического лица не платится. 4. Статус окружной комиссии референдума как юридического лица прекращается путем внесения записи об исключении комиссии из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей. 5. Плата за публикацию сообщения в Бюллетене государственной регистрации о прекращении окружной комиссии референдума не уплачивается. Раздел V СПИСКИ УЧАСТНИКОВ ВСЕУКРАИНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 53. Составление предварительных списков участников референдума 1. Составление списков участников референдума для обычных участков референдума осуществляется органами ведения Государственного реестра избирателей (далее - Реестр) в соответствии с Закона Украины "О Государственном реестре избирателей" и в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. 2. В предварительный список участников референдума на участке референдума включаются граждане Украины, которым исполнилось или на день голосования исполнится восемнадцать лет и которые имеют право голоса и избирательный адрес которых согласно сведений Государственного реестра избирателей относится к этому участку референдума. Участник референдума может быть включен в список участников референдума только на одном участке референдума. 3. В предварительном списке участников референдума указываются фамилия, собственное имя (все имена), отчество (при наличии) участника референдума, дата рождения, его избирательный адрес, определяемой в соответствии с Закона Украины" О Государственном реестре избирателей ". Список имеет сквозную нумерацию участников референдума и нумерацию листов. Участники референдума включаются в список так, чтобы сведения об участниках референдума с одинаковым адресом жилища были размещены рядом.
4. В предварительном списке участников референдума напротив фамилий участников референдума, постоянно не способных передвигаться самостоятельно, делается соответствующая отметка в графе "Примечания". 5. Не позднее чем за двадцать дней до дня голосования на всеукраинском референдуме предварительные списки участников референдума передаются в соответствующие окружные комиссии референдума по форме, установленной Центральной избирательной комиссией с соблюдением требований Закона Украины "О Государственном реестре избирателей" . О передаче указанных списков участников референдума составляется акт по форме и в порядке, установленными Центральной избирательной комиссией. Один экземпляр акта хранится в органе ведения Государственного реестра избирателей, другой - в окружной комиссии по всеукраинского референдума. |