З А К О Н У К Р А И Н Ы
О всеукраинском референдуме
2) гражданство 3) день, месяц и год рождения 4) место работы, занимаемая должность (занятие) 5) место жительства, адрес жилья, а также номер телефона. Заявление подписывается уполномоченным представителем инициативной группы. К заявлению прилагается письменное согласие предложенной лица представлять интересы соответствующего субъекта процесса референдума в Центральной избирательной комиссии. 4. Центральная избирательная комиссия регистрирует представителя инициативной группы не позднее чем на второй день со дня подачи в Центральную избирательную комиссию соответствующего заявления. 5. Центральная избирательная комиссия не позднее чем на второй день со дня регистрации представителя инициативной группы референдума в Центральной избирательной комиссии выдает ему удостоверение. Форма такого удостоверения устанавливается Центральной избирательной комиссией. 6. Представитель инициативной группы референдума в Центральной избирательной комиссии имеет право: 1) присутствовать на всех заседаниях Центральной избирательной комиссии при обсуждении вопросов, связанных с всеукраинским референдумом, и участвовать в их обсуждении: получать до начала заседания повестка дня и материалы к вопросам повестки дня, задавать вопросы докладчику, выступать в обсуждении, вносить предложения относительно решения Центральной избирательной комиссии 2) знакомиться с содержанием протоколов заседаний Центральной избирательной комиссии и ее решениями, получать копии этих решений; знакомиться с документами, на основании которых принимались решения 3) безотлагательно знакомиться с протоколами, телефонограммами, факсами и другими официальными сообщениями, которые поступают в ЦИК от окружных и зарубежных участковых комиссий референдума, об итогах голосования в соответствующем территориальном округе референдума, а также с протоколами соответствующих участковых комиссий референдума о подсчете голосов на участке референдума, получать их копии 4) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом для представителя субъекта процесса референдума в Центральной избирательной комиссии. 7. Представитель инициативной группы референдума в Центральной избирательной комиссии может в любое время до дня голосования включительно обратиться в Центральную избирательную комиссию с заявлением о сложении своих полномочий. 8. Инициативная группа в любое время может принять решение об отзыве своего представителя в Центральной избирательной комиссии и о внесении другой кандидатуры вместо отозванной. Соответствующее заявление об отзыве представителя и внесение другой кандидатуры вместе с письменного согласия предложенной кандидатуры подается в Центральную избирательную комиссию в порядке, определенном настоящей статьей. 9. На основании заявления, поданного в соответствии с частью восьмой настоящей статьи, не позднее третьего дня после его поступления, но не позднее дня голосования, а в день голосования - безотлагательно Центральная избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации представителя инициативной группы референдума в Центральной избирательной комиссии и о регистрации другого лица представителем этого субъекта в Центральной избирательной комиссии. Копия такого решения безотлагательно выдается представителю инициативной группы референдума в Центральной избирательной комиссии или направляется по адресу субъекта процесса референдума. 10. Удостоверение представителя инициативной группы в Центральной избирательной комиссии, полномочия которого прекращены до окончания процесса референдума, является недействительным с момента принятия соответствующего решения. 11. Представитель инициативной группы в Центральной избирательной комиссии со дня его регистрации Центральной избирательной комиссией до прекращения его полномочий или окончания процесса референдума имеет право на освобождение от производственных или служебных обязанностей без сохранения заработной платы по согласованию с собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом . Статья 67. Уполномоченные лица инициативной группы всеукраинского референдума 1. Инициативная группа по проведению всеукраинского референдума может иметь не более пяти уполномоченных лиц в общегосударственном округе референдума и не более двух уполномоченных лиц в каждом территориальном округе референдума. Уполномоченное лицо субъекта процесса референдума представляет соответствующего субъекта и не является самостоятельным субъектом процесса референдума. 2. Полномочия уполномоченных лиц в общегосударственном округе референдума распространяются также на зарубежный округ референдума. 3. Уполномоченное лицо должно отвечать требованиям, указанным в части второй статьи 66 настоящего Закона. 4. Инициативная группа по проведению референдума представляет в Центральную избирательную комиссию заявление о регистрации уполномоченных лиц, подписанное и заверенное в порядке, указанном в части третьей статьи 66 настоящего Закона, в любое время после обнародования соответствующего указа Президента Украины о провозглашении всеукраинского референдума. В заявлении о регистрации уполномоченных лиц субъекта процесса референдума указываются: 1) фамилия, имя, отчество каждого уполномоченного лица 2) соответствующий округ референдума 3) гражданство 4) день, месяц и год рождения 5) место работы, занимаемая должность (занятие) 6) место жительства, адрес жилья, а также номер телефона. 5. К заявлению прилагается письменное согласие предложенной лица представлять интересы соответствующего субъекта процесса референдума в соответствующем округе референдума. 6. Центральная избирательная комиссия не позднее третьего дня после поступления документов, указанных в частях четвертой и пятой настоящей статьи, регистрирует уполномоченных лиц субъекта процесса референдума и не позднее чем на второй день со дня регистрации выдает представителю инициативной группы в Центральной избирательной комиссии их удостоверения по форме, установленной Центральной избирательной комиссией. 7. Уполномоченное лицо субъекта процесса референдума: 1) способствует субъекту процесса референдума в его участии в процессе референдума, в том числе в проведении агитации референдума 2) представляет интересы субъекта процесса референдума в отношениях с комиссиями референдума (кроме Центральной избирательной комиссии), органами исполнительной власти, судами, органами местного самоуправления, участниками референдума, другими субъектами процесса референдума на территории соответствующего округа референдума 3) может участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях комиссий референдума (кроме Центральной избирательной комиссии) на территории соответствующего округа референдума 4) имеет право присутствовать на участке референдума во время голосования и на заседании участковой комиссии референдума при подсчете голосов участников референдума с учетом ограничений, установленных настоящим Законом 5) вправе официального наблюдателя от субъекта процесса референдума, предусмотренные частями одиннадцатой и двенадцатой статьи 68 настоящего Закона 6) имеет другие права, предусмотренные настоящим Законом для уполномоченного лица субъекта процесса референдума. 8. На уполномоченное лицо распространяются ограничения, установленные частью тринадцатой статьи 68 настоящего Закона. 9. Уполномоченное лицо может в любое время до дня голосования включительно обратиться в Центральную избирательную комиссию с заявлением о сложении своих полномочий. 10. Субъект процесса референдума в любое время до дня голосования может принять решение об отзыве своего уполномоченного лица и о внесении другой кандидатуры вместо отозванной. Соответствующее заявление об отзыве уполномоченного лица и внесении другой кандидатуры вместе с письменного согласия предложенной кандидатуры подается в Центральную избирательную комиссию в порядке, определенном частями четвертой и пятой настоящей статьи. 11. На основании заявления, поданного в соответствии с частью девятой или десятой настоящей статьи, не позднее третьего дня после его поступления, но не позднее дня голосования, а в день голосования - безотлагательно Центральная избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации уполномоченного лица субъекта процесса референдума и о регистрации другой кандидатуры уполномоченным лицом субъекта. Копия такого решения безотлагательно выдается представителю субъекта процесса референдума в Центральной избирательной комиссии или направляется по адресу субъекта. 12. Удостоверение уполномоченного лица, полномочия которого прекращены до окончания процесса референдума, является недействительным с момента принятия соответствующего решения. 13. Уполномоченное лицо со дня регистрации Центральной избирательной комиссией до прекращения полномочий или окончания процесса референдума имеет право на освобождение от производственных или служебных обязанностей без сохранения заработной платы по согласованию с собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом. Статья 68. Официальные наблюдатели инициативной группы всеукраинского референдума 1. В процессе референдума могут принимать участие официальные наблюдатели от инициативной группы по проведению всеукраинского референдума, зарегистрированным Центральной избирательной комиссией. 2. Полномочия официальных наблюдателей начинаются со дня их регистрации соответствующей комиссией референдума и прекращаются после объявления Центральной избирательной комиссией результатов всеукраинского референдума. 3. Официальным наблюдателем может быть гражданин Украины, имеющий право голоса. 4. Не может быть официальным наблюдателем: 1) член комиссии референдума 2) должностное лицо органов исполнительной власти или суда, органов местного самоуправления 3) должностное или служебное лицо правоохранительных органов 4) военнослужащий 5) лицо, проходящее альтернативную (невоенную) службу. 5. Официальный наблюдатель в территориальном округе референдума регистрируется окружной комиссией референдума по представлению уполномоченного лица субъекта процесса референдума в соответствующем территориальном или общегосударственном округе референдума. 6. В представлении о регистрации официальных наблюдателей указываются: 1) фамилия, имя, отчество каждого наблюдателя 2) гражданство 3) дата рождения 4) место работы и должность (занятие) 5) место проживания и адрес жилья, а также контактные номера телефонов. 7. К представлению прилагаются заявления о согласии этих лиц быть официальными наблюдателями от соответствующего субъекта процесса референдума. 8. Представление о регистрации официального наблюдателя за подписью уполномоченного лица субъекта процесса референдума вносится в соответствующую окружную комиссию референдума не позднее чем за пять дней до дня голосования. Основанием для отказа в регистрации официального наблюдателя может быть только нарушение положений частей третьей - седьмой настоящей статьи. 9. Соответствующая окружная комиссия референдума осуществляет регистрацию официальных наблюдателей и выдает им удостоверения по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, не позднее следующего дня после внесения представления. 10. Регистрации официальных наблюдателей в заграничном округе референдума осуществляет Центральная избирательная комиссия в порядке, установленном настоящей статьей. 11. Официальный наблюдатель имеет право: 1) присутствовать с соблюдением требований настоящего Закона на заседаниях участковых и окружных комиссий референдума, в том числе при подсчете голосов на участке референдума, установления итогов голосования в территориальном округе референдума 2) находиться на участках референдума при голосовании, наблюдать с любого расстояния за действиями членов комиссии, в том числе при выдаче бюллетеней участникам референдума и подсчета голосов, не создавая физических препятствий членам комиссии референдума 3) сопровождать членов участковой комиссии референдума при организации голосования по месту пребывания и присутствовать при проведении такого голосования 4) делать фото-и киносъемки, аудио-и видеозаписи, не нарушая при этом тайны голосования и не создавая угрозы запугивания участников референдума 5) обращаться в соответствующую комиссию референдума или в суд с требованием об устранении нарушений настоящего Закона в случае их обнаружения 6) составлять акт о выявлении нарушений настоящего Закона 7) принимать необходимые меры по пресечению противоправных действий во время голосования и подсчета голосов на участке референдума 8) получить копии протоколов о передаче бюллетеней для голосования комиссиям референдума, о подсчете голосов и установлении результатов голосования и иных документов в случаях, предусмотренных настоящим Законом 9) реализовывать другие права, предусмотренные настоящим Законом для официальных наблюдателей. 12. В случае выявления нарушения настоящего Закона официальный наблюдатель имеет право засвидетельствовать факт такого нарушения, для чего он составляет акт о нарушении Закона. Такой акт подписывается официальным наблюдателем и не менее чем двумя участниками всеукраинского референдума, подтверждающие факт этого нарушения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и адреса проживания. Указанный акт является доказательством совершения правонарушения. 13. Официальный наблюдатель не имеет права: 1) безосновательно вмешиваться в работу комиссии референдума, совершать действия, нарушающие законный ход процесса референдума, или противоправно создавать помехи членам комиссии референдума в осуществлении их полномочий 2) заполнять вместо участника референдума (в том числе и по его просьбе) бюллетень для голосования 3) присутствовать при заполнении участником всеукраинского референдума бюллетеня для голосования в кабине для тайного голосования или иным образом нарушать тайну голосования. 14. В случае нарушения официальным наблюдателем требований части тринадцатой настоящей статьи комиссия референдума делает ему предупреждение. В случае повторного или грубого нарушения требований части тринадцатой настоящей статьи комиссия референдума может лишить его права присутствовать на своем заседании. Такое решение может быть обжаловано официальным наблюдателем в комиссии референдума высшего уровня или в суд в порядке, предусмотренном настоящим Законом. 15. Комиссия референдума, которая зарегистрировала официального наблюдателя, может досрочно прекратить его полномочия в случае нарушения им законов Украины. О досрочном прекращении полномочий официального наблюдателя принимается мотивированное решение. 16. Уполномоченное лицо инициативной группы вправе отозвать официального наблюдателя, кандидатура которого была внесена соответствующим субъектом, обратившись с письменным заявлением к соответствующей окружной комиссии референдума, а относительно официального наблюдателя в заграничном округе референдума - в Центральную избирательную комиссию, о прекращении его полномочий, и представить документы для регистрации официальным наблюдателем другого лица в порядке, установленном настоящей статьей. 17. Официальный наблюдатель имеет право в любое время обратиться в комиссию референдума, его зарегистрировала, с заявлением о сложении своих полномочий. На основании такого заявления соответствующая комиссия референдума принимает решение об отмене регистрации официального наблюдателя, копия которого предоставляется уполномоченному лицу субъекта процесса референдума в соответствующем округе. Статья 69. Международные наблюдатели 1. Наблюдение за ходом процесса референдума могут вести официальные наблюдатели от иностранных государств и международных организаций (далее - международные наблюдатели), аккредитованные в соответствии с частью второй настоящей статьи. 2. Международные наблюдатели аккредитуются Центральной избирательной комиссией. Предложения по аккредитации международных наблюдателей подаются иностранными государствами, международными межправительственными организациями непосредственно или через Министерство иностранных дел Украины в Центральной избирательной комиссии не ранее чем через три дня со дня опубликования указа Президента Украины или постановления Верховной Рады Украины о назначении (провозглашение) всеукраинского референдума и не позднее чем за десять дней до дня голосования. 3. Решение об аккредитации международных наблюдателей принимается Центральной избирательной комиссией не позднее чем за пять дней до дня голосования. 4. Граждане Украины не могут быть зарегистрированы международными наблюдателями. Граждане Украины, иностранцы или лица без гражданства, которые владеют украинским языком, могут сопровождать аккредитованных международных наблюдателей во время их пребывания на участках референдума и во время заседаний комиссий референдума исключительно для выполнения функций переводчика. 5. Центральная избирательная комиссия выдает аккредитованным международным наблюдателям удостоверения по установленной ею форме. 6. Международные наблюдатели осуществляют свои полномочия на территории Украины, а также на зарубежных участках референдума. 7. Международный наблюдатель имеет право: 1) присутствовать на встречах представителей субъектов процесса референдума с гражданами Украины, на собраниях, митингах и других мероприятиях агитации референдума, на заседаниях комиссий референдума 2) знакомиться с официальными информационными материалами и материалами агитации референдума 3) находиться на участках референдума при голосовании, а также на заседаниях участковых комиссий референдума при подсчете голосов и окружных комиссий референдума при установлении итогов голосования 4) делать фото-и киносъемки, аудио-и видеозаписи, не нарушая при этом тайны голосования и не создавая угрозы запугивания участников референдума 5) публично высказывать свои предложения по организации проведения референдума и совершенствованию законодательства Украины с учетом международного опыта, проводить пресс-конференции с соблюдением требований законодательства Украины 6) образовывать вместе с другими международными наблюдателями по согласованию с Центральной избирательной комиссией временные группы международных наблюдателей для координации своей деятельности в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Законом. 8. Международные наблюдатели осуществляют наблюдение самостоятельно и независимо. 9. Министерство иностранных дел Украины, другие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и комиссии референдума содействие международным наблюдателям в осуществлении ими полномочий. 10. Финансовое и материальное обеспечение деятельности международных наблюдателей осуществляется за счет средств государств или организаций, которые направили этих наблюдателей в Украину, или за их собственные средства. 11. Международные наблюдатели не имеют права вмешиваться в работу комиссии референдума, совершать действия, нарушающие законный ход процесса референдума или противоправно создавать помехи членам комиссии референдума в осуществлении своих полномочий; заполнять вместо участника референдума (в том числе и по его просьбе) бюллетень для голосования или другим нарушать тайну голосования и использовать свой статус в деятельности, не связанной с наблюдением за ходом процесса референдума. Это ограничение распространяется и на лиц, которые в соответствии с частью четвертой настоящей статьи сопровождают международных наблюдателей, во время непосредственной работы с международным наблюдателем. Раздел VIII АГИТАЦИЯ РЕФЕРЕНДУМА Статья 70. Формы и средства агитации референдума 1. Агитация референдума может осуществляться в любых формах и любыми средствами, которые не противоречат Конституции Украины и законам Украины. Граждане Украины имеют право свободно и всесторонне обсуждать вопрос референдума, официальные информационные материалы референдума, возможные последствия референдума, вести агитацию за или против вопроса референдума. 2. Агитация референдума - это осуществление любой деятельности, которая побуждает участников референдума голосовать в поддержку или против вопроса референдума, в том числе любые не запрещенные законами Украины печатные, устные, звуковые и аудиовизуальные виды и формы идейного влияния на людей, прямо или косвенно привлекают внимание к вопросу референдума, сформировать в обществе и в сознании граждан положительное или отрицательное отношение к вопросу референдума или направить политическое поведение граждан и социальных групп в их отношении к субъектам процесса референдума, в том числе информационные сообщения о мероприятиях, проводимых или поддерживаются с указанной целью. 3. Агитация референдума может проводиться в следующих формах: 1) проведения собрания, других встреч с участниками референдума 2) проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетов 3) проведение публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций относительно содержания вопроса референдума, положений официальных информационных материалов референдума 4) обнародование в печатных и аудиовизуальных (электронных) средствах массовой информации выступлений, интервью, очерков, видеофильмов, аудио-и видеоклипов, других публикаций и сообщений по вопросу референдума 5) распространение листовок, плакатов и других печатных агитационных материалов или печатных изданий, в которых размещены материалы агитации референдума 6) размещение печатных агитационных материалов на носителях внешней рекламы 7) публичные призывы голосовать за или против вопроса референдума или публичные оценки содержания вопроса референдума 8) в иных формах, не противоречащих Конституции Украины и законам Украины. 4. Освещение официальной позиции Президента Украины и Верховной Рады Украины о проведении всеукраинского референдума о внесении изменений в разделов I" Общие положения ", III "Выборы. Референдум" , XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины" и референдума об изменении территории Украины не относится к агитации на всеукраинском референдуме. Позиция указанных субъектов должна освещаться объективно и взвешенно. 5. Инициативная группа референдума имеет право во время сбора подписей в поддержку проведения всеукраинского референдума вести разъяснительную деятельность по предлагаемому вопросу референдума. Такая разъяснительная деятельность не считается агитацией референдума. Статья 71. Сроки проведения агитации референдума 1. Право начать агитацию референдума возникает со следующего дня после опубликования постановления Верховной Рады Украины или указа Президента Украины о назначении (провозглашение) всеукраинского референдума. 2. Агитация референдума заканчивается в 24 часа последней пятницы перед днем ??голосования. 3. Агитация накануне дня голосования и в день голосования запрещается. В это же время запрещается проведение массовых акций (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетов) в связи с проведением референдума или его вопросом, распространение агитационных материалов, обсуждение вопроса референдума в средствах массовой информации или на публичных мероприятиях. Статья 72. Финансирование проведения агитации 1. Агитация референдума осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, выделенных на подготовку и проведение всеукраинского референдума для целей, определенных настоящим Законом, средств фондов референдума инициативной группы - субъекта процесса соответствующего референдума и собственных средств политических партий Украины и всеукраинских общественных организаций. Использование собственных средств граждан или средств из других источников для проведения агитации референдума, в том числе по инициативе граждан, запрещается. 2. За счет средств Государственного бюджета Украины Центральной избирательной комиссией обеспечивается проведение агитационных мероприятий по участию участников референдума в соответствующем всеукраинском референдуме, а также необходимое количество проектов законов (их текстов), в случае проведения конституционного, законодательного или ратификационного референдума в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией. Статья 73. Печатные материалы агитации референдума 1. Инициативная группа за счет и в пределах средств своего фонда референдума, а политические партии Украины и всеукраинские общественные организации за собственные средства по собственному усмотрению могут изготавливать печатные материалы агитации референдума. Сведения, содержащиеся в этих материалах, должны соответствовать требованиям настоящего Закона. 2. В печатных материалов агитации референдума относятся открытки, постеры, другая печатная продукция с надписями, касающиеся предложения референдума, а также материалы, которые размещаются на носителях наружной рекламы. 3. Инициативная группа обязана представить по одному экземпляру каждого печатного материала агитации референдума, изготовленного за счет средств своего фонда референдума, не позднее чем через три дня со дня его изготовления в Центральную избирательную комиссию, но в любом случае не позднее чем за два дня до дня голосования. 4. Перепечатка агитации референдума должны содержать сведения об организации, осуществившей печать, их тираж, информацию о лицах, ответственных за выпуск. 5. Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления не позднее чем за сорок два дня до дня голосования отводят места и оборудуют стенды, доски объявлений в публичных местах для размещения материалов агитации референдума. Статья 74. Общий порядок использования средств массовой информации 1. Инициативная группа, политические партии Украины и всеукраинские общественные организации имеют право публиковать агитационные материалы в печатных средствах массовой информации любых форм собственности, издаваемых в Украине. 2. Проведение инициативной группой агитации в средствах массовой информации происходит на основании соглашения, заключаемого от имени субъекта процесса референдума распорядителем текущего счета его фонда референдума по средством массовой информации. Без заключения соглашения и поступления средств на счет соответствующего средства массовой информации проведения агитации запрещается. 3. Средства массовой информации всех форм собственности по письменным запросам Центральной избирательной комиссии обязаны предоставлять ей всю информацию о размещении агитационных материалов инициативной группы, а в случае необходимости - направлять ей копии соответствующих соглашений, платежных документов. Статья 75. Порядок освещения процесса референдума в средствах массовой информации 1. Освещение хода процесса референдума в средствах массовой информации всех форм собственности в интервью, дискуссиях и дебатах, информационных сообщениях, в программах новостей и текущих событий должно осуществляться на принципах объективности, беспристрастности и сбалансированности. 2. Средства массовой информации в случае обнародования результатов опроса общественного мнения, связанного с референдумом, обязаны указать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. P > 3. Телерадиоорганизации обязаны сохранять аудио-, видеозаписи всех передач, содержащих агитацию референдума, в течение тридцатидневного срока со дня официального объявления результатов референдума. Статья 76. Ограничения по ведению агитации референдума 1. Участие в агитации референдума запрещается: 1) иностранцам и лицам без гражданства, в том числе через журналистскую деятельность или в форме участия в концертах, спектаклях, спортивных соревнованиях, других публичных мероприятиях, проводимых во время процесса референдума 2) органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, правоохранительным органам и судам 3) должностным и служебным лицам органов, указанных в пункте 2 настоящей части 4) членам комиссий референдума в течение срока их полномочий в соответствующих комиссиях. 2. В военных частях (формированиях) и в учреждениях уголовно-исполнительной системы агитация референдума ограничивается. Посещение воинских частей (формирований) и учреждений уголовно-исполнительной системы отдельными уполномоченными лицами субъектов процесса референдума запрещается. Встречи этих лиц с участниками всеукраинского референдума организуются соответствующей окружной комиссией референдума совместно с командиром воинской части (формирования) или руководителем учреждения уголовно-исполнительной системы с обязательным уведомлением не позднее чем за три дня до дня встречи всех уполномоченных лиц субъектов процесса референдума в соответствующем территориальном округе. 3. Для проведения агитации референдума за счет средств фонда референдума запрещается использование помещений в которых расположены органы государственной власти и органы местного самоуправления. 4. Запрещается размещение агитационных материалов на зданиях и в помещениях, в которых расположены органы государственной власти и органы местного самоуправления, кроме случаев, если в них размещаются комиссии референдума. 5. Распространение в любой форме материалов, содержащих призывы к ликвидации независимости Украины, изменению конституционного строя насильственным путем, противоправного нарушения суверенитета и территориальной целостности государства, подрыва его безопасности, незаконного захвата государственной власти, пропаганду войны, насилия и разжигания межэтнической, расовой, национальной , религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения запрещается. 6. Средствам массовой информации, их должностным и служебным лицам и творческим работникам во время процесса референдума в своих материалах и передачах, не обусловленных соглашениями, заключенными в соответствии с требованиями настоящего Закона, запрещается агитировать за или против вопроса референдума, распространять информацию, направленную на побуждение граждан голосовать за или против вопроса референдума. 7. Запрещается размещение агитационных материалов референдума в одном блоке с коммерческой или социальной рекламой. 8. Размещение агитационных материалов референдума носителях рекламы в транспортных средствах общественного пользования, на станциях метрополитена, вокзалах, портах и ??аэропортах, а также распространение призывов к голосованию за или против вопроса референдума через радиотрансляционные или другие сети оповещения пассажиров запрещается. 9. В случае установления судом при рассмотрении спора, связанного с процессом референдума, повторного или однократного грубого нарушения средством массовой информации требований настоящего Закона суд принимает решение о временном (до окончания процесса референдума) приостановлении действия лицензии или о временном запрещении (до окончания процесса референдума) выпуска печатного издания. 10. Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания своим решением прекращает трансляцию на территории Украины, в том числе операторами телекоммуникаций, иностранных телеканалов, в деятельности которых нарушается норма о запрете гражданам иностранных государств, лицам без гражданства ведения агитации референдума через журналистскую деятельность или в деятельности которых содержатся призывы к ликвидации независимости Украины, изменению конституционного строя насильственным путем, противоправного нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины, подрыву его безопасности, незаконному захвату государственной власти, пропаганда войны, насилия и разжигания межэтнической, расовой, национальной, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека , здоровья населения. 11. Запрещается проводить агитацию референдума, сопровождается предоставлением участникам референдума, заведениям, учреждениям, организациям средств или безвозмездно или на льготных условиях товаров (при условии, что стоимость таких товаров превышает пять процентов минимального размера заработной платы), услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерейных билетов, других материальных ценностей. Такая агитация или предоставление участникам референдума, заведениям, учреждениям, организациям средств либо бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерейных билетов, других материальных ценностей, сопровождающееся призывами или предложениями голосовать или не голосовать за или против вопроса референдума, считается подкупом участников референдума. 12. Включение в информационные теле-и радиопрограмм (выпусков новостей) агитационных материалов субъектов процесса референдума запрещается. Все материалы агитации референдума должны быть отделены от других материалов и обозначенные как таковые. 13. Запрещается прерывать передачи агитационных программ субъектов процесса референдума рекламой товаров, работ, услуг и другими сообщениями. 14. Средствам массовой информации всех форм собственности, действующих на территории Украины, запрещается в течение последних пяти дней перед днем ??голосования распространять информацию о результатах опросов общественного мнения по вопросу референдума. 15. Запрещается размещение материалов агитации референдума, а также сообщений о ходе референдума на объектах культурного наследия. 16. Запрещается использовать служебные или производственные совещания, собрания коллектива для проведения агитации референдума. 17. Запрещается изготовление и распространение печатных агитационных материалов, не содержащих сведений об учреждении, которое осуществило печать, их тираж, информацию о лицах, ответственных за выпуск. 18. Со времени прекращения агитации референдума в соответствии с части второй статьи 71 настоящего Закона запрещаются проведение агитационных мероприятий, распространение агитационных материалов референдума в средствах массовой информации, демонстрация агитационных фильмов или клипов, распространения агитационных листовок, плакатов, других печатных агитационных материалов или печатных изданий, в которых размещены материалы агитации референдума, публичные призывы голосовать за или против вопроса референдума или публичная оценка возможных последствий референдума. Агитационные материалы снимаются с 24 часа последней пятницы перед днем ??голосования соответствующими службами местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. 19. Воспрепятствование осуществлению права на проведение агитации референдума, а также нарушение установленного законом порядка проведения такой агитации влекут ответственность, установленную законами Украины. 20. В случае поступления в Центральную избирательную комиссию или окружной комиссии референдума обращения о нарушениях требований настоящей статьи, имеют признаки совершения преступления или административного правонарушения, такая комиссия безотлагательно обращается в соответствующие правоохранительные органы по проверке указанного уведомления и реагирования в соответствии с законами Украины. Раздел IX голосования и установления результатов РЕФЕРЕНДУМА Статья 77. Бюллетень для голосования 1. Голосование участника референдума на всеукраинском референдуме осуществляется с помощью бюллетеня для голосования на всеукраинском референдуме (далее - бюллетень для голосования). 2. Бюллетени для голосования на всеукраинском референдуме являются документами строгой отчетности и подлежат учету. Документация, которая обеспечивает учет бюллетеней для голосования, передается предприятиями-изготовителями, окружными и участковыми комиссиями референдума в Центральную избирательную комиссию. Центральная избирательная комиссия после официального обнародования результатов референдума обеспечивает передачу учетной информации на хранение в соответствующих архивных учреждений. Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены соответствующих комиссий референдума несут персональную ответственность за обеспечение надлежащего хранения и использования бюллетеней для голосования на всеукраинском референдуме. 3. Форму и текст бюллетеня для голосования утверждает Центральная избирательная комиссия согласно вопроса, вынесенного на всеукраинский референдум, не позднее чем за тридцать дней до дня голосования. Бюллетени для голосования должны быть одинаковыми по размеру, цвету и содержанию. Степень защиты бюллетеня для голосования устанавливается Центральной избирательной комиссией. 4. Бюллетень для голосования содержит название и дату референдума, номер территориального округа референдума или обозначение зарубежного округа референдума, номер участка референдума, а также обозначение места для печати участковой комиссии референдума, фамилии и подписи члена участковой комиссии референдума, который будет выдавать бюллетень для голосования. Текст бюллетеня для голосования излагается на государственном языке и должен быть размещен на одном листе и только с одной стороны. 5. В бюллетене для голосования указывается формулировка вопроса, который выносится на всеукраинский референдум, а в случае проведения референдума относительно определенного закона или отдельных его положений - также название закона и предлагается участнику референдума ответить "да" или "нет" на вопрос о принятии или отклонении проекта , соответствующему вопросу. Под каждым из этих вариантов ответа помещается пустой квадрат. В случае вынесения на референдум двух или более вопросов для каждого из этих вопросов устанавливается отдельный бюллетень. В таком случае бюллетени для голосования по разным вопросам должны отличаться друг от друга цветом. 6. Бюллетень для голосования содержит разъяснение о порядке его заполнения участником всеукраинского референдума при голосовании. 7. Бюллетень для голосования имеет контрольный талон, отделенный линией отрыва. Контрольный талон должен содержать название и дату референдума, номер территориального округа референдума или обозначение зарубежного округа референдума, номер участка референдума, а также обозначение места для номера, который участника референдума внесены в список участников референдума на участке, подписи участника референдума, который получает бюллетень для голосования, фамилии и подписи члена участковой комиссии референдума, который будет выдавать бюллетень для голосования. 8. Бюллетени для голосования для каждого участка референдума изготавливаются в количестве, на 0,5 процента превышает количество участников референдума, внесенных в список участников референдума на участке. Статья 78. Порядок изготовления бюллетеней для голосования 1. Центральная избирательная комиссия обеспечивает изготовление не позднее чем за семь дней до дня голосования бюллетени для голосования в централизованном порядке государственным полиграфическим предприятием на основании соглашения, заключенного им с этим предприятием. 2. Предприятие-изготовитель бюллетеней для голосования обеспечивает строгое соблюдение заказанного количества изготовленных бюллетеней, их учет и передачу заказчику в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. 3. Технические отходы, полиграфический брак, а также печатные формы уничтожаются в порядке и в сроки, определенные соглашением на изготовление бюллетеней для голосования. 4. Контроль за изготовлением бюллетеней для голосования на предприятии-изготовителе, соблюдением требований по уничтожению печатных форм, технических отходов, полиграфического брака осуществляется контрольной комиссией, которая образуется Центральной избирательной комиссией. 5. Бюллетени для голосования получаемые Центральной избирательной комиссией в упаковке предприятия-изготовителя на основании акта приема-передачи по форме, установленной Центральной избирательной комиссией. 6. На специальном участке референдума, образованном на судне, находящемся в день голосования в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярной станции Украины, бюллетени для голосования могут быть изготовлены, как исключение, с разрешения Центральной избирательной комиссии непосредственно участковой комиссией референдума. Статья 79. Порядок передачи бюллетеней для голосования комиссиям референдума 1. Окружная комиссия референдума принимает бюллетени для голосования от уполномоченного члена Центральной избирательной комиссии или представителя секретариата Центральной избирательной комиссии не ранее чем за семь дней до дня голосования на заседании соответствующей окружной комиссии референдума. Окружная комиссия референдума составляет в трех экземплярах протокол о принятии бюллетеней для голосования. Указанный протокол составляется в порядке, утвержденном Центральной избирательной комиссией, а также подписывается уполномоченным членом или представителем секретариата Центральной избирательной комиссии, который осуществляет передачу бюллетеней для голосования. Первый экземпляр протокола передается в Центральную избирательную комиссию, второй - хранится в окружной комиссии референдума, третий - безотлагательно вывешивается в помещении окружной комиссии референдума для всеобщего ознакомления. 2. Окружная комиссия референдума обеспечивает сохранение и охрану бюллетеней для голосования, полученных от Центральной избирательной комиссии. Бюллетени хранятся в помещении окружной комиссии референдума в сейфе (металлическом шкафу или отдельной комнате), который (которая) опечатывается лентой с проставлением на ней подписей всех присутствующих на заседании членов комиссии и печати комиссии. Сейф (металлический шкаф или отдельная комната) постоянно (до передачи бюллетеней участковым комиссиям референдума) находится под охраной работника органов внутренних дел Украины. 3. Окружная комиссия референдума не ранее чем за три дня до дня голосования, но не позднее чем в 12 часов последней субботы перед днем ??голосования, на своем заседании передает бюллетени для голосования участковым комиссиям округа. Бюллетени принимают не менее трех членов каждой участковой комиссии референдума. 4. Участковой комиссии референдума передаются все бюллетени для голосования, на которых указан номер соответствующего участка референдума. 5. О передаче окружной комиссией референдума бюллетеней для голосования участковым комиссиям округу составляется протокол в порядке и по форме, установленными Центральной избирательной комиссией. В протоколе указываются: 1) номер территориального округа референдума 2) номер участка референдума, членам комиссии которой передаются бюллетени 3) количество участников референдума на участке референдума согласно списку участников референдума на день составления протокола 4) количество переданных на участок референдума бюллетеней для голосования 5) фамилии и подписи членов участковой комиссии референдума, принявших бюллетени для голосования 6) количество бюллетеней для голосования, которые остаются на хранении в окружной комиссии референдума. 6. Протокол о передаче участковым комиссиям референдума бюллетеней для голосования составляется в трех экземплярах. Экземпляры протокола нумеруются и имеют одинаковую юридическую силу. Первый экземпляр протокола направляется в Центральную избирательную комиссию, второй - хранится в окружной комиссии референдума, третий - безотлагательно вывешивается в помещении окружной комиссии для всеобщего ознакомления. 7. Выписка из протокола по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, с указанием сведений, касающихся соответствующего участка референдума, предоставляется вместе с бюллетенями для голосования представителям каждой участковой комиссии референдума, получивших бюллетени для голосования, за подписями председателя и секретаря окружной комиссии референдума и трех членов соответствующей участковой комиссии референдума, заверенный печатью окружной комиссии. 8. Участковым комиссиям референдума заграничных участков бюллетени для голосования передаются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. 9. Уполномоченное лицо, официальный наблюдатель, присутствовавших при передаче бюллетеней для голосования, имеют право на свою просьбу безотлагательно получить копии указанных в частях первой и пятой настоящей статьи протоколов, заверенные на каждой странице председателем и секретарем окружной комиссии референдума и печатью комиссии, из расчета не более чем по одной копии протокола для соответствующего субъекта процесса референдума. 10. Члены участковых комиссий обычных и специальных участков референдума (кроме участков на судах, находящихся в настоящее время в плавании под Государственным Флагом Украины, и на полярной станции Украины) транспортируют полученные ими бюллетени для голосования в помещение участковой комиссии референдума в сопровождении работника органов внутренних дел Украины . 11. Прием бюллетеней для голосования участковой комиссией референдума происходит на заседании участковой комиссии безотлагательно по прибытии членов комиссии, получивших бюллетени. Члены участковой комиссии пересчитывают полученные бюллетени, проверяют соответствие номеров территориального округа и участки референдума, указанных на бюллетенях, участке, получила бюллетени для голосования, и проставляют в определенных местах каждого бюллетеня печать участковой комиссии референдума. 12. При подсчете бюллетеней для голосования определен комиссией референдума член комиссии считает бюллетени вслух. Другие члены комиссии наблюдают за подсчетом. При подсчете бюллетеней запрещается разделение комиссии на несколько групп, каждая из которых подсчитывает часть бюллетеней. 13. В случае выявления несоответствия подсчитанного количества бюллетеней для голосования и количестве, указанном в выписке из протокола окружной комиссии референдума о передаче бюллетеней для голосования, участковая комиссия референдума составляет в двух экземплярах акт о расхождении с указанием установленной решением участковой комиссии причины расхождения. Данный акт составляется по форме и в порядке, установленными Центральной избирательной комиссией. Один экземпляр акта передается в окружной комиссии референдума, а второй хранится в участковой комиссии. При наличии указанных различий количеством бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией референдума, считается количество, установленное на заседании участковой комиссии и зафиксирована в акте о различиях и в протоколе заседания комиссии. 14. Бюллетени хранятся в помещении участковой комиссии референдума в сейфе (металлическом шкафу), который опечатывается на том же заседании комиссии лентой с проставлением на ней подписей всех присутствующих на заседании комиссии и печати комиссии референдума и постоянно (до начала подготовительного заседания комиссии, предусмотренного статьей 81 настоящего Закона) находится под охраной работника органов внутренних дел Украины. 15. В случае одновременного проведения всеукраинского референдума с выборами Президента Украины или выборами народных депутатов Украины порядок передачи бюллетеней для голосования определяется Центральной избирательной комиссией. Статья 80. Помещение для голосования 1. Голосование проводится в специально отведенных и оборудованных помещениях, в которых оборудуются кабины для тайного голосования и определяются места выдачи бюллетеней для голосования и установления урн для голосования (далее - избирательные урны). На одном участке референдума обустраивается одно помещение для голосования. Контроль за обустройством помещения для голосования возлагается на участковую комиссию референдума. 2. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (исполнительные органы сельских, поселковых, городских (в городах, где нет районных советов), районных в городах советов или органы (должностные лица), которые в соответствии с законом осуществляют их полномочия) обеспечивают участке референдума необходимыми помещениями для голосования, пригодными для обустройства в соответствии с требованиями настоящего Закона и нормативов, установленных Центральной избирательной комиссией, оказывают техническую помощь в обустройстве. 3. Помещение для голосования должно быть оборудовано достаточным количеством кабин для тайного голосования. Для малых участков референдума количество таких кабин должна быть не менее двух, для средних - не менее четырех, для больших - не менее шести. Размещение оборудования в помещении для голосования планируется таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней для голосования, вход и выход из кабин для тайного голосования, избирательные урны находились в поле зрения членов участковой комиссии референдума и лиц, которые в соответствии с настоящим Законом имеют право присутствовать в помещении для голосования. 4. Помещение для голосования на специальном участке референдума должно иметь открытый доступ для членов комиссии референдума, уполномоченных лиц субъектов процесса референдума, официальных и международных наблюдателей и представителей средств массовой информации. Руководители учреждений, учреждений, командиры воинских частей (формирований), где образованы такие участки, обязаны обеспечить беспрепятственный доступ членов комиссий референдума, участников референдума, включенных в список этого участка референдума, уполномоченных лиц субъектов процесса референдума, официальных и международных наблюдателей и представителей средств массовой информации в помещение для голосования. 5. Каждый участок референдума обеспечивается необходимым количеством избирательных урн - стационарных (больших) и переносных (малых). Избирательные ящики изготавливаются из прозрачного материала с размерами, установленными Центральной избирательной комиссией. Малая участок референдума должна иметь не менее двух стационарных избирательных ящиков, средняя - не менее трех стационарных избирательных ящиков, большой - не менее четырех стационарных избирательных урн. Каждый участок референдума должна иметь не менее двух переносных избирательных урн. Стационарные избирательные ящики устанавливаются в помещении для голосования так, чтобы участники референдума при подходе к ним имели возможность проходить через кабины (комнаты) для тайного голосования. Порядок изготовления, учета, использования и хранения избирательных урн определяется Центральной избирательной комиссией. 6. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия референдума в обязательном порядке обеспечивает размещение плакатов, разъясняющие порядок голосования и ответственность за нарушение законодательства о референдуме. Статья 81. Подготовка к голосованию 1. О времени и месте голосования участковая комиссия референдума обычной или зарубежной участке референдума сообщает участников референдума, включенных в список участников референдума на этом участке, именными приглашениями, предусмотренными требованиями настоящего Закона. 2. Участковая комиссия референдума в день голосования не ранее чем за час до начала голосования проводит подготовительное заседание. В начале заседания все присутствующие осматривают ленту, которой был опечатан сейф (металлический шкаф), где хранятся бюллетени для голосования. 3. Если лента на сейфе (металлическом шкафу) не повреждена и имеет соответствующие подписи и печать, председатель участковой комиссии референдума предоставляет для осмотра членам участковой комиссии, присутствующим уполномоченным лицам субъектов процесса референдума, официальным и международным наблюдателям, представителям средств массовой информации поочередно все имеющиеся на участке референдума избирательные урны. После осмотра каждой избирательной урны она пломбируется или, в случае невозможности, опечатывается печатью участковой комиссии референдума, после чего к ней опускается контрольный лист, в котором указываются номер территориального округа, номер участка референдума, время вбрасывания контрольного листа в избирательную урну, подписи присутствующих членов участковой комиссии референдума и, по желанию, уполномоченных лиц субъектов процесса референдума, официальных наблюдателей. Подписи скрепляются печатью участковой комиссии референдума. После вбрасывания контрольного листа в избирательную урну председатель комиссии предоставляет для осмотра следующую избирательную урну и проводит с ней ту же процедуру. После пломбирования или опечатывания последнего избирательного ящика и вбрасывания в нее контрольного листа и установки стационарных (больших) избирательных ящиков на отведенные для них места помещения для голосования считается готовым к проведению голосования. Переносные (малые) избирательные ящики размещаются в помещении для голосования отверстиями для бюллетеней вниз в поле зрения членов комиссии референдума и других лиц, присутствующих в помещении для голосования в соответствии с требованиями настоящего Закона. 4. Если при осмотре ленты, которой был опечатан сейф (металлический шкаф), где хранятся бюллетени для голосования, выявлено ее повреждения или несоответствие подписей или печати на ней подписям и печати, указанным в части четырнадцатой статьи 79 настоящего Закона, председатель или заместитель или секретарь участковой комиссии референдума немедленно уведомляет об этом органы внутренних дел Украины и окружную комиссию референдума. |