З А К О Н У К Р А И Н Ы
О всеукраинском референдуме
7. Участковая комиссия референдума обязана в срок, определенный окружной комиссией референдума, рассмотреть вопрос о внесении изменений в протокол о подсчете голосов без пересчета бюллетеней. Протокол с пометкой "Уточненный" транспортируется в окружной комиссии референдума в порядке, установленном статьей 88 настоящего Закона. Время принятия окружной комиссией референдума протокола участковой комиссии с отметкой "Уточненный" и занесены в этот протокол сведения фиксируются в протоколе заседания окружной комиссии референдума. Статья 90. Повторный подсчет голосов участников референдума 1. При наличии жалоб, подтвержденных соответственно оформленным актами, составленными уполномоченными лицами субъектов процесса референдума, официальными наблюдателями, участниками референдума, о нарушении требований настоящего Закона при проведении голосования и (или) подсчета голосов участников референдума на участке референдума, ставящих под сомнение результаты подсчета голосов участников референдума на данном участке референдума, а также при наличии акта или письменной жалобы лиц, указанных в части первой статьи 88 a > настоящего Закона, о нарушении требований настоящего Закона при транспортировке в окружную комиссию референдума протоколов о подсчете голосов участников референдума на участке референдума и других документов окружная комиссия референдума может принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума на участке референдума. 2. В случае невозможности устранения без пересчета бюллетеней неточностей в протоколе участковой комиссии референдума, а также в случае наличия признаков вскрытия пакетов с упакованными документами участковой комиссии окружная комиссия референдума обязана принять решение о повторном подсчете голосов участников референдума на данном участке референдума. 3. Протоколы о подсчете голосов участников референдума на участке референдума и запечатаны пакеты с другими документами участковой комиссии референдума до проведения повторного подсчета голосов участников референдума на участке референдума окружной комиссией референдума хранятся в помещении, где проходит заседание окружной комиссии. 4. Повторный подсчет голосов участников референдума на участке осуществляется окружной комиссией референдума с обязательным участием членов участковой комиссии референдума, которые передают документацию референдума, после рассмотрения и принятия протоколов и других документов от всех участковых комиссий округа. В повторном подсчете окружной комиссией референдума голосов участников референдума на участке референдума имеют право принимать участие все члены этой участковой комиссии референдума, при этом могут присутствовать уполномоченные лица субъектов процесса референдума, официальные наблюдатели. 5. Окружная комиссия референдума по результатам повторного подсчета голосов участников референдума на участке референдума составляет протокол о повторном подсчете голосов участников референдума на соответствующем участке референдума по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, которая должна содержать сведения, предусмотренные частью третьей статьи 87 настоящего Закона. 6. Протокол о повторном подсчете голосов участников референдума на соответствующем участке референдума состоит окружной комиссией референдума в количестве экземпляров, на четыре большем, чем число лиц, входящих в состав окружной комиссии референдума. Экземпляры протокола нумеруются и имеют одинаковую юридическую силу. Все экземпляры протокола подписываются присутствующими членами окружной комиссии референдума и членами участковой комиссии референдума, которые принимали участие в повторном подсчете голосов участников референдума на соответствующем участке референдума, и удостоверяются печатью окружной комиссии референдума. Сведения протокола объявляются в процессе его составления в порядке, предусмотренном статьями 85 - 87 настоящего Закона. Первый и второй экземпляры каждого протокола имеют право подписать уполномоченные лица, официальные наблюдатели, которые присутствовали при повторном подсчете голосов участников референдума. Неподписание или отказ в подписании протокола отдельными членами комиссии не имеет правовых последствий для действительности протокола. 7. Окружная комиссия референдума может принять решение о признании голосования на участке референдума недействительным в случае выявления при повторном подсчете голосов участников референдума на соответствующем участке референдума обстоятельств, указанных в части первой статьи 87 настоящего Закона. 8. В случае признания голосования на участке референдума недействительным при повторном подсчете голосов протокол окружной комиссии референдума о повторном подсчете голосов участников референдума на данном участке референдума составляется в порядке, установленном частями пятой и шестой настоящей статьи, и должен содержать только сведения, указанные в пунктах 1-6 части второй статьи 86 настоящего Закона. На месте других сведений ставится прочерк. 9. Первый экземпляр протокола окружной комиссии референдума о повторном подсчете голосов участников референдума на участке референдума вместе с соответствующим протоколом участковой комиссии референдума о подсчете голосов участников референдума на участке референдума, решение окружной комиссии референдума о признании голосования на участке референдума недействительным прилагаются к протоколу окружной комиссии референдума об итогах голосования в соответствующем территориальном округе референдума. Второй экземпляр протокола окружной комиссии референдума о повторном подсчете голосов участников референдума на участке референдума хранится у секретаря окружной комиссии, третий передается соответствующей участковой комиссии референдума, четвертый - безотлагательно вывешивается для всеобщего ознакомления в помещении окружной комиссии референдума, а остальные по одному экземпляру выдается членам окружной комиссии референдума. Статья 91. Установление итогов голосования в пределах территориального округа референдума 1. Окружная комиссия референдума после принятия и рассмотрения протоколов участковых комиссий референдума о подсчете голосов участников референдума на участках референдума, в том числе с пометкой "Уточненный", на основании протоколов участковых комиссий референдума о подсчете голосов участников референдума на участках референдума и сообщений о содержании таких протоколов участковых комиссий референдума, переданных с помощью технических средств связи из специальных участков референдума, образованных на судах, находящихся в день голосования в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярной станции Украины, а в случае повторного подсчета голосов участников референдума - также протокола окружной комиссии референдума о повторном подсчете голосов участников референдума на соответствующем участке референдума устанавливает: 1) количество бюллетеней для голосования, полученных окружной комиссией референдума 2) количество бюллетеней для голосования, погашенных окружной комиссией референдума 3) количество бюллетеней для голосования, полученных участковыми комиссиями референдума территориального округа референдума 4) количество неиспользованных бюллетеней для голосования, погашенных участковыми комиссиями референдума территориального округа референдума 5) общее количество участников референдума, внесенных в списки участников референдума на участках референдума территориального округа референдума 6) количество участников референдума, получивших бюллетени для голосования в пределах территориального округа референдума 7) общее количество участников референдума, принявших участие в голосовании в пределах территориального округа референдума 8) количество бюллетеней для голосования, признанных недействительными 9) количество голосов участников референдума, поданных в поддержку вопроса референдума 10) количество голосов участников референдума, поданных против вопроса референдума. В случае проведения референдума по нескольким вопросам по каждому из бюллетеней для голосования проводится отдельный подсчет голосов в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией с учетом положений настоящего Закона. 2. Сведения об итогах голосования в пределах территориального округа цифрами и прописью заносятся в протокол окружной комиссии референдума об итогах голосования в пределах территориального округа. Сведения, указанные в пунктах 3 - 10 части первой настоящей статьи, вносятся в протокол цифрами по каждому участку референдума, входящий в состав территориального округа, а также суммарно цифрами и прописью по территориальному округу референдума. 3. Протокол об итогах голосования в пределах территориального округа референдума состоит окружной комиссией референдума в количестве экземпляров, на три большем, чем число лиц, входящих в состав окружной комиссии референдума. Экземпляры протокола нумеруются и имеют одинаковую юридическую силу. 4. Запрещается заполнять протокол об итогах голосования в пределах территориального округа референдума карандашом, а также подписывать его и удостоверять печатью окружной комиссии референдума до его окончательного заполнения. 5. Протокол об итогах голосования в пределах территориального округа референдума подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и другими членами окружной комиссии референдума, присутствующих на заседании комиссии, и заверяется печатью окружной комиссии референдума. В протоколе указываются дата и время (час и минуты) его подписания членами окружной комиссии референдума. В случае своего несогласия с установленными итогам голосования, зафиксированными в протоколе комиссии, член комиссии подписывает протокол с примечанием "С особым мнением". Письменное изложение особого мнения прилагается к протоколу об итогах голосования. Первый экземпляр протокола имеют право подписать уполномоченные лица, официальные наблюдатели, присутствовавшие при установлении итогов голосования в пределах территориального округа референдума. Неподписание или отказ в подписании протокола отдельными членами комиссии не имеет правовых последствий для действительности протокола. 6. Если после подписания протокола об итогах голосования в пределах территориального округа референдума до отправки его в Центральную избирательную комиссию окружная комиссия референдума выявила в нем неточности (описку или ошибку в цифрах), она на том же заседании рассматривает вопрос о внесении изменений в протокол об итогах голосования в пределах территориального округа путем составления нового протокола, на котором делается отметка "Уточненный". Протокол с пометкой "Уточненный" изготавливается и подписывается в порядке и в количестве экземпляров, установленных настоящей статьей. Составление окружной комиссией референдума протокола с пометкой "Уточненный" на другом заседании комиссии без доверенности Центральной избирательной комиссии не допускается. 7. Первый экземпляр протокола окружной комиссии референдума об итогах голосования в пределах территориального округа референдума, а при наличии - первый экземпляр протокола с пометкой "Уточненный" упаковываются в пакет со специальной системой защиты. Пакет с документами референдума заклеивается, на пакете указывается надпись, указывающая на вид упакованных документов, а также указываются номер территориального округа референдума или обозначение зарубежного округа референдума, номер участка референдума, дата и время упаковки, ставятся подписи присутствующих членов участковой комиссии референдума и печать участковой комиссии. На пакете делается надпись "Протокол об итогах голосования". 8. Первый экземпляр протокола окружной комиссии референдума об итогах голосования в пределах территориального округа референдума, а в случае внесения изменений в этот протокол - протокол, в котором были допущены неточности (описки или ошибки в цифрах), и протокол с пометкой "Уточненный" вместе с соответствующими протоколами и актами участковых комиссий референдума, решениями, принятыми на основании этих актов, и, при наличии, протоколами окружной комиссии референдума о повторном подсчете голосов участников референдума на соответствующем участке референдума, особыми мнениями членов окружной комиссии референдума, изложенными в письменной форме, заявлениями и жалобами о нарушение окружной комиссией референдума порядка установления итогов голосования в пределах территориального округа референдума и решениями, принятыми окружной комиссией референдума по результатам их рассмотрения, окружная комиссия референдума транспортирует в Центральной избирательной комиссии. Второй экземпляр протокола хранится в окружной комиссии референдума, третий - безотлагательно вывешивается для всеобщего ознакомления в помещении окружной комиссии, а остальные по одному экземпляру выдается членам окружной комиссии референдума. 9. Транспортировка документов референдума, указанных в части восьмой настоящей статьи, осуществляется председателем окружной комиссии референдума или его заместителем и двумя членами этой комиссии. 10. Окружная комиссия референдума обязана установить итоги голосования в пределах территориального округа референдума не позднее чем на пятый день со дня проведения голосования независимо от количества участков в соответствующем округе, в отношении которых принято решение о признании голосования на участке недействительным. Признание голосования недействительным в пределах территориального округа референдума запрещается. Протокол об итогах голосования в пределах территориального округа референдума безотлагательно после подписания транспортируется в Центральную избирательную комиссию. 11. В случае одновременного проведения всеукраинского референдума с выборами Президента Украины, выборов народных депутатов Украины или выборами депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов порядок подготовки организации и порядок установления итогов голосования в пределах округа определяется Центральной избирательной комиссией. Статья 92. Установление итогов голосования в пределах заграничного округа референдума 1. Центральная избирательная комиссия на заседании принимает, рассматривает и объявляет протоколы участковых комиссий референдума об итогах голосования на заграничных участках референдума или сообщение о содержании соответствующих протоколов о подсчете голосов участников референдума, переданных средствами технической связи согласно части пятой статьи 88 настоящего Закона. 2. Центральная избирательная комиссия после принятия и рассмотрения протоколов участковых комиссий заграничных участков референдума о подсчете голосов участников референдума на участках референдума на том же заседании на основании протоколов участковых комиссий референдума о подсчете голосов участников референдума на участках референдума и сообщений о содержании таких протоколов участковых комиссий референдума, переданных с помощью технических средств связи, устанавливает в пределах зарубежного округа референдума сведения, предусмотренные частью первой статьи 91 настоящего Закона. 3. Сведения об итогах голосования в пределах заграничного округа референдума объявляются на заседании Центральной избирательной комиссии и заносятся цифрами и прописью в протокол Центральной избирательной комиссии об итогах голосования в пределах заграничного округа референдума. 4. Протокол, указанный в части третьей настоящей статьи, составляется в порядке, предусмотренном частями первой-четвертой статьи 91 настоящего Закона. 5. Протокол, указанный в части третьей настоящей статьи, составляется в двух экземплярах. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и другими членами Центральной избирательной комиссии, присутствующие на заседании, и заверяется печатью Центральной избирательной комиссии. В протоколе указываются дата и время (час и минуты) его подписания членами Центральной избирательной комиссии. В случае своего несогласия с установленными итогам голосования, зафиксированными в протоколе Центральной избирательной комиссии, член Центральной избирательной комиссии подписывает протокол с примечанием "С особым мнением". Письменное изложение особого мнения прилагается к протоколу об итогах голосования. Первый экземпляр протокола имеют право подписать представитель инициативной группы в Центральной избирательной комиссии, посредники в общегосударственном округе референдума, которые присутствовали при установлении итогов голосования в пределах заграничного округа референдума. Неподписание или отказ в подписании протокола отдельными членами комиссии не имеет правовых последствий для действительности протокола. 6. Представителю инициативной группы в Центральной избирательной комиссии по его просьбе безотлагательно выдается копия протокола (в том числе с пометкой "Уточненный") Центральной избирательной комиссии об итогах голосования в пределах заграничного округа референдума. Указанные копии заверяются на каждой странице Председателем и секретарем Центральной избирательной комиссии и скрепляются печатью Центральной избирательной комиссии. 7. Центральная избирательная комиссия устанавливает результаты голосования в пределах зарубежного округа референдума независимо от количества заграничных участков референдума, на которых голосование было признано недействительным. Признание голосования недействительным в пределах заграничного округа референдума не допускается. Статья 93. Установление результатов референдума 1. Центральная избирательная комиссия на своем заседании на основании протоколов окружных комиссий референдума об итогах голосования в пределах соответствующих территориальных округов референдума, в том числе с пометкой "Уточненный", и протокола Центральной избирательной комиссии об итогах голосования в заграничном округе референдума не позднее чем на десятый день со К протоколу о результатах референдума заносятся прописью и цифрами следующие сведения: 1) количество бюллетеней для голосования, изготовленных на заказ Центральной избирательной комиссии 2) количество бюллетеней для голосования, полученных окружными комиссиями референдума 3) количество бюллетеней для голосования, полученных участковыми комиссиями референдума 4) общее количество неиспользованных бюллетеней для голосования 5) количество участников референдума, внесенных в списки участников референдума 6) общее количество участников референдума, получивших бюллетени для голосования 7) общее количество участников референдума, принявших участие в голосовании 8) количество бюллетеней для голосования, признанных недействительными 9) количество голосов участников референдума, поданных в поддержку вопроса референдума 10) количество голосов участников референдума, поданных против вопроса референдума. 2. В случае проведения референдума по нескольким вопросам Центральная избирательная комиссия устанавливает результаты всеукраинского референдума по каждому из них. 3. В случае непредставления в Центральной избирательной комиссии в сроки, предусмотренные настоящим Законом, протокола окружной комиссии референдума об установлении итогов голосования (в том числе уточненного) Центральная избирательная комиссия устанавливает результаты референдума в этом округе на основании имеющихся протоколов участковых комиссий референдума. 4. Сведения об итогах голосования цифрами и прописью заносятся в протокол Центральной избирательной комиссии о результатах референдума. Сведения, указанные в пунктах 2-10 части первой настоящей статьи, вносятся цифрами по каждому территориальному (включая зарубежным) округа референдума, а также суммарно цифрами и прописью по общегосударственному округу референдума. 5. Протокол Центральной избирательной комиссии о результатах референдума составляется в двух экземплярах. В протоколе указываются дата и время (час и минуты) его подписания членами Центральной избирательной комиссии. Указанный протокол заверяется печатью Центральной избирательной комиссии. В случае своего несогласия со сведениями, которые указаны в протоколе, член комиссии вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к протоколу. Неподписание или отказ в подписании протокола отдельными членами комиссии не имеет правовых последствий для действительности протокола. Первый экземпляр протокола имеет право подписать представитель инициативной группы в Центральной избирательной комиссии, уполномоченные лица в общегосударственном округе референдума, которые присутствовали при установлении результатов всеукраинского референдума. 6. Вопрос, вынесенный на всеукраинский референдум, считается одобренным (утвержденным), если за это проголосовало более половины голосов участников референдума, принявших участие в голосовании. 7. В случае несоблюдения требований части шестой настоящей статьи Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании вопрос референдума, не одобрено (не утверждено) на всеукраинском референдуме. Статья 94. Официальное объявление и обнародование результатов всеукраинского референдума 1. Центральная избирательная комиссия на своем заседании объявляет результаты референдума, о чем указывается в протоколе заседания комиссии. 2. Официальным объявлением результатов всеукраинского референдума объявления председательствующим на заседании Центральной избирательной комиссии результатов всеукраинского референдума. 3. Обнародование результатов всеукраинского референдума осуществляется Центральной избирательной комиссией не позднее чем на третий день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов всеукраинского референдума путем опубликования в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер" и обнародуются в других средствах массовой информации. P > Раздел X правовые последствия всеукраинского референдума Статья 95. Правовые последствия всеукраинского референдума по народной инициативе 1. Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме по народной инициативе являются окончательными и не требуют утверждения или одобрения любыми органами государственной власти и являются обязательными для выполнения гражданами Украины, органами государственной власти Украины, которых оно касается и к полномочиям которых отнесены. P > 2. Новая редакция Конституции Украины вступает в силу со дня объявления Центральной избирательной комиссией результатов всеукраинского референдума об одобрении новой редакции на всеукраинском референдуме. 3. Закон Украины, принятый на всеукраинском референдуме, вступает в силу со дня объявления Центральной избирательной комиссией результатов всеукраинского референдума, кроме случаев, когда дата вступления в силу такого Законом прямо предусмотрена положениями настоящего Закона. 4. Закон или отдельные положения закона, решение об их отмене (утраты силы или признания недействительным), одобренное на всеукраинском референдуме, теряют действие со дня объявления Центральной избирательной комиссией соответствующих результатов всеукраинского референдума. 5. Положения Конституции и законов Украины, которые были изменены законом Украины, утратившим силу или отменен (признан утратившим силу или признан недействительным) в соответствии с одобренным на всеукраинском референдуме решения, возобновляют свое действие со дня объявления Центральной избирательной комиссией соответствующих результатов всеукраинского референдума . Статья 96. Правовые последствия всеукраинского референдума, назначенного Президентом Украины и Верховной Радой Украины 1. Закон о внесении изменений в Конституцию Украины, принятый Верховной Радой Украины в порядке, установленном статьей 156 Конституции Украины и утвержден всеукраинским референдумом, вступает в силу со дня официального объявления результатов соответствующего всеукраинского референдума, кроме случаев, когда дата вступления в силу такого Законом прямо предусмотрена положениями настоящего Закона. 2. В случае, если закон о внесении изменений в Конституцию Украины не был утвержден референдумом, то повторное представление законопроекта о внесении изменений в разделы I , III и XIII Конституции Украины по тому же вопросу возможно только в Верховную Раду Украины следующих созывов. 3. Закон о ратификации международного договора об изменении территории Украины в случае его утверждения на всеукраинском референдуме вступает в силу со дня объявления результатов соответствующего всеукраинского референдума. Статья 97. Официальное опубликование акта, принятого на референдуме 1. В случае проведения конституционного, законодательного референдума Центральная избирательная комиссия в течение пяти дней после объявления результатов референдума публикует в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер" акт, одобренный (утвержден) всеукраинским референдумом, или акт в редакции с учетом решений , одобренных (утвержденных) на всеукраинском референдуме, в случае проведения ратификационного референдума публикует текст соответствующего международного договора Украины. При этом в заключительных положениях акта указывается, что он одобрен (утвержден) всеукраинским референдумом, и указывается дата проведения референдума. Раздел XI ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ, касающиеся процесса референдума Статья 98. Общие положения обжалования решений, действий или бездеятельности, касающихся процесса референдума 1. Статьи 98-107 этого Закона определяют порядок обжалования решений, действий или бездеятельности комиссий референдума в комиссию референдума высшего уровня. 2. Порядок обращения в суд с административным иском, касающимся процесса референдума, устанавливается Кодексом административного судопроизводства Украины . Статья 99. Субъект обращения с жалобой 1. Субъектом обращения с жалобой, что касается процесса референдума, может быть инициативная группа - субъект процесса референдума, в лице представителя в Центральной избирательной комиссии, уполномоченного лица или другого лица, уполномоченного субъектом процесса референдума в установленный законодательством способ, официальный наблюдатель, а также участник референдума (гражданин Украины), права на участие в референдуме или охраняемые законом интересы по участию в процессе референдума которого, в том числе на участие в работе комиссии референдума или на осуществление наблюдения, нарушены решением, действием или бездействием субъект объекта обжалования. 2. Документом, подтверждающим полномочия уполномоченного лица или представителя инициативной группы в Центральной избирательной комиссии, является соответствующее удостоверение, выданное в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 100. Предмет и субъект рассмотрения жалобы 1. Жалоба может быть подана соответствующим субъектом обращения с жалобой на решение, действие или бездействие комиссии референдума, члена комиссии референдума. 2. Решения, действия или бездеятельность участковой комиссии референдума и ее членов обжалуются в окружной комиссии референдума. 3. Решения, действия или бездействие окружной комиссии референдума или члена такой комиссии обжалуются в Центральную избирательную комиссию. 4. Решения, действия или бездеятельность Центральной избирательной комиссии обжалуются в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины . 5. Субъект обращения с жалобой, указанный в статье 99 настоящего Закона, по своему выбору может подать жалобу в комиссию референдума или административный иск в суд. 6. Суд, в который подано исковое заявление относительно решений, действий или бездеятельности, касающихся процесса референдума, уведомляет соответствующую комиссию референдума и комиссию высшего уровня об открытии производства по соответствующему делу, а также о принятом судом решении. 7. Если исковое заявление принято судом к рассмотрению и по тому же вопросу и по тем же основаниям подана жалоба в комиссию референдума, комиссия после получения уведомления суда об открытии производства по соответствующему делу приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Статья 101. Сроки обжалования 1. Жалоба в комиссию референдума может быть подана субъектом обращения с жалобой в течение пяти дней после принятия решения, совершения действия или бездействия субъектом обжалования, за исключением случаев, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи. 2. Жалоба относительно нарушения, которое имело место до дня голосования, может быть подана в срок, установленный частью первой настоящей статьи, но не позднее двадцати четырех часов дня, предшествующего дню голосования. 3. Жалоба относительно нарушения, которое имело место во время голосования, может быть подана в соответствующую участковую комиссию референдума не позднее окончания голосования. Жалоба относительно решений, действий или бездеятельности комиссии референдума, членов этих комиссий, имевших место в день голосования, во время подсчета голосов и установления результатов голосования на участке, может быть подана в комиссию референдума высшего уровня в двухдневный срок со дня принятия решения, совершения действия или бездействия. 4. Днем совершения бездействия считается последний день срока, в который должно быть, однако не было совершено действие, предусмотренное законом. 5. Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы субъектом рассмотрения жалобы. 6. Срок подачи жалобы продлению или возобновлению не подлежит, кроме случая повторной подачи жалобы после устранения ее недостатков не позднее следующего дня после дня ее возвращения субъектом рассмотрения жалобы без рассмотрения согласно статьи 99 настоящего Закона. 7. Изменение или уточнение требований субъекта обращения с жалобой во время рассмотрения жалобы субъектом рассмотрения жалобы, вызванные выявлением обстоятельств, не известных ранее субъекту обращения с жалобой, не считается новой жалобой и не подлежит установленным ограничениям сроков. Статья 102. Форма и содержание жалобы 1. Жалоба подается в комиссию референдума в письменной форме. Жалоба должна содержать: 1) название субъекта рассмотрения жалобы, к которому она подается 2) фамилия, имя, отчество (наименование) субъекта обращения с жалобой, его место жительства (почтовый адрес), а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются 3) фамилия, имя, отчество (наименование) субъекта обжалования, его место жительства (почтовый адрес), а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются 4) суть затронутого вопроса 5) изложение обстоятельств и указание доказательств, которыми субъект обращения с жалобой обосновывает свои требования 6) четко сформулированные требования с указанием существа решения, принятие которого требуется от субъекта рассмотрения жалобы 7) перечень документов и материалов, прилагаемых 8) указание заинтересованных лиц, которых субъект обращения с жалобой считает необходимым привлечь к рассмотрению жалобы 9) подпись субъекта обращения с жалобой или лица, его представляющего согласно статьи 94 настоящего Закона, с указанием даты подписания. 2. К жалобе прилагаются ее копии и копии всех документов, которые присоединяются к ней, в количестве, равном количеству субъектов обжалования и заинтересованных лиц, указанных в жалобе. Статья 103. Порядок и сроки рассмотрения жалоб 1. Рассмотрение жалоб комиссией референдума осуществляется в соответствии с настоящим Законом и в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. 2. Жалоба, оформленная без соблюдения требований статьи 102 настоящего Закона, возвращается соответственно Председателем Центральной избирательной комиссии или другим членом Центральной избирательной комиссии по поручению Председателя Центральной избирательной комиссии или председателем или заместителем председателя окружной или участковой комиссии референдума субъекта обращения с жалобой без рассмотрения не позднее чем на следующий день после дня поступления жалобы, а жалоба, поданная накануне дня голосования, в день голосования или на следующий день, - безотлагательно. При возврате жалобы без рассмотрения указывается исчерпывающий перечень недостатков, препятствующих рассмотрению жалобы, и указывается на возможность повторного обращения с жалобой, оформленной в соответствии с требованиями статьи 102 настоящего Закона в предусмотренные настоящим Законом сроки. 3. При повторном представлении жалобы с неисправленными недостатками или с допущением новых недостатков субъект рассмотрения жалобы принимает решение об оставлении его без рассмотрения по существу. 4. Жалоба, оформленная с соблюдением требований статьи 102 настоящего Закона, рассматривается соответствующей комиссией референдума на своем заседании не позднее чем на пятый день со дня получения, за исключением случаев, предусмотренных частями пятой - седьмой настоящей статьи. 5. Жалоба относительно нарушений, имевших место до дня голосования, рассматривается комиссией референдума в срок, предусмотренный частью четвертой настоящей статьи, но не позднее начала голосования. 6. Жалоба относительно нарушения, которое имело место во время голосования, поданная в участковую комиссию референдума, рассматривается ею сразу после окончания голосования, кроме жалоб по уточнению списков участников референдума - такие жалобы рассматриваются комиссией безотлагательно. 7. Жалоба относительно нарушения, которое имело место в день голосования, во время подсчета голосов и установления результатов голосования на участке, подана в комиссию референдума высшего уровня, рассматривается соответствующим субъектом рассмотрения жалобы в двухдневный срок со дня его подачи. 8. Если комиссия референдума при рассмотрении жалобы признает необходимым проведение проверки указанных в жалобе обстоятельств правоохранительными органами, соответствующие правоохранительные органы по обращению комиссии референдума проверяют эти обстоятельства и принимают соответствующие меры по пресечению нарушения законодательства в трехдневный срок со дня получения обращения комиссии референдума, а если такое обращение получено ними меньше чем за три дня до дня голосования, в день голосования или в следующий за ним день, - безотлагательно. О результатах проверки и принятых мерах соответствующие органы сообщают комиссию референдума, которая к ним обратилась. 9. Рассмотрение жалобы субъектом рассмотрения жалобы осуществляется с обязательным своевременным сообщением субъекта обращения с жалобой, субъекта обжалования и других заинтересованных лиц рекомендованной телеграммой, факсимильным сообщением, по электронной почте о времени и месте рассмотрения жалобы. Допускается уведомление субъекта обращения с жалобой, субъекта обжалования и заинтересованных лиц о времени и месте рассмотрения жалобы по телефону с фиксированием такого действия служебным лицом субъекта рассмотрения жалобы отдельной письменной справкой, которая приобщается к протоколу. Неприбытия на заседание субъекта рассмотрения жалобы лиц, которые были надлежащим образом уведомлены о нем, не препятствует рассмотрению жалобы. 10. Копии жалобы и приложенных к нему документов предоставляются субъекту обжалования и заинтересованным лицам заранее, а в случае невозможности - не позднее начала рассмотрения жалобы. Субъект обжалования имеет право подать письменные объяснения по существу жалобы, принимаются к рассмотрению субъектом рассмотрения жалобы. 9. Рассмотрение жалобы субъектом рассмотрения жалобы осуществляется с обязательным своевременным сообщением субъекта обращения с жалобой, субъекта обжалования и других заинтересованных лиц рекомендованной телеграммой, факсимильным сообщением, по электронной почте о времени и месте рассмотрения жалобы. Допускается уведомление субъекта обращения с жалобой, субъекта обжалования и заинтересованных лиц о времени и месте рассмотрения жалобы по телефону с фиксированием такого действия служебным лицом субъекта рассмотрения жалобы отдельной письменной справкой, которая приобщается к протоколу. Неприбытия на заседание субъекта рассмотрения жалобы лиц, которые были надлежащим образом уведомлены о нем, не препятствует рассмотрению жалобы. 10. Копии жалобы и приложенных к нему документов предоставляются субъекту обжалования и заинтересованным лицам заранее, а в случае невозможности - не позднее начала рассмотрения жалобы. Субъект обжалования имеет право подать письменные объяснения по существу жалобы, принимаются к рассмотрению субъектом рассмотрения жалобы. 11. Субъект рассмотрения жалобы принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения по существу, если она подана ненадлежащим субъектом обращения с жалобой или с нарушением сроков обжалования, установленных настоящей статьей. 12. Центральная избирательная комиссия, принимая решение об оставлении жалобы без рассмотрения по существу, может по собственной инициативе принять к рассмотрению факты, изложенные в жалобе. 13. Другие вопросы порядка рассмотрения жалоб комиссиями референдума определяются Центральной избирательной комиссией с учетом требований настоящего Закона. 14. Комиссии референдума и правоохранительные органы организуют свою работу во время процесса референдума, в том числе в выходные дни и в день голосования, таким образом, чтобы обеспечить прием и рассмотрение жалоб и обращений комиссий референдума в сроки и способом, установленные настоящим Законом. P > Статья 104. Доказательства 1. Доказательствами, на основании которых комиссия референдума устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения заявителя, субъекта обжалования либо заинтересованных лиц, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения жалобы, могут быть: 1) письменные документы и материалы (в том числе электронные), содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения жалобы 2) письменные объяснения субъектов обжалования 3) заключения экспертов, предоставленные письменно на запрос субъекта рассмотрения жалобы, субъекта обращения с жалобой или субъекта обжалования. 2. Доказательства комиссии референдума предоставляют субъект обращения с жалобой, субъект обжалования, заинтересованные лица. Комиссия референдума - субъект рассмотрения жалобы может обратиться с запросом (истребовать) дополнительные доказательства по собственной инициативе. 3. Если субъект обращения с жалобой, субъект обжалования или заинтересованное лицо не представит доказательства для подтверждения обстоятельств, на которые он ссылается, комиссия референдума решает дело на основании имеющихся доказательств. 4. Комиссия референдума принимает к рассмотрению только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения жалобы. Об отклонении доказательств, которые не имеют значение для рассмотрения жалобы или не имеют доказательной силы, отмечается в решении комиссии референдума - субъекта рассмотрения жалобы. 5. Обстоятельства (факты), для доказательства которых законом установлены определенные средства доказывания, не могут доказываться другими средствами доказывания. 6. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в заверенной в установленном порядке копии. Если представлена ??копия письменного доказательства, комиссия референдума вправе требовать представления оригинала или самостоятельно истребует оригинал письменного доказательства. После рассмотрения жалобы комиссия референдума по требованию владельца документа возвращает оригинал документа, а в деле жалобы остается заверенная в установленном порядке его копия. 7. Комиссия референдума оценивает принадлежность, достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, руководствуясь законом. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, за исключением случаев, фактов, установленных судебным решением, вступившим в законную силу. Статья 105. Решение субъекта рассмотрения жалобы по итогам рассмотрения жалобы 1. Решение субъекта рассмотрения жалобы должно быть справедливым, законным и обоснованным. 2. При рассмотрении жалобы на решение субъекта обжалования субъект рассмотрения жалобы решает: 1) имело место принятия обжалуемого решения субъектом обжалования 2) было ли обжалуемое решение принято субъектом обжалования на законных основаниях 3) было ли обжалуемое решение принято в пределах полномочий и в соответствии с определенной законом процедуры 4) какие правовые нормы следует применить к этим правоотношениям и отнесено законом рассмотрение этой жалобы к полномочиям субъекта рассмотрения жалобы 5) следует ли удовлетворить каждое из требований субъекта обращения с жалобой, или отказать в их удовлетворении 6) или восстановить нарушенные права или законные интересы субъекта обращения с жалобой другим способом 7) какие решения следует обязать принять или действия, вытекающие из факта отмены решения, совершить. 3. При рассмотрении жалобы на действия (бездействия) субъекта обжалования субъект рассмотрения жалобы решает: 1) имело место обжалуемое действие (бездействие) субъекта обжалования 2) или обжалуемое действие (бездействие) осуществлялась (совершалось) субъектом обжалования на законных основаниях 3) какие правовые нормы следует применить к этим правоотношениям и отнесено законом рассмотрение этой жалобы к полномочиям субъекта рассмотрения жалобы 4) следует ли удовлетворить каждое из требований субъекта обращения с жалобой, или отказать в их удовлетворении 5) следует ли восстановить нарушенные права или законные интересы субъекта обращения с жалобой другим способом 6) какие решения следует обязать принять или действия, вытекающие из факта признания обжалованных действий или бездействия противоправными, совершить. 4. При рассмотрении жалобы по существу субъект рассмотрения жалобы может удовлетворить жалобу полностью или частично или отказать в ее удовлетворении. 5. В случае удовлетворения жалобы субъект рассмотрения жалобы может принять решение, которым: 1) признать решение субъекта обжалования либо отдельных его положений, действия или бездеятельность такими, которые не отвечают требованиям законодательства о референдуме, нарушают права граждан на участие в референдуме, права и законные интересы субъекта процесса референдума 2) отменить решение 3) обязать субъекта обжалования осуществить действия, предусмотренные законодательством, регулирующим организацию и порядок проведения всеукраинского референдума 4) обязать субъекта обжалования воздержаться от совершения определенных действий 5) восстановить иным способом нарушенные права граждан, права и законные интересы субъекта процесса референдума 6) обязать субъекта обжалования осуществить предусмотренные законодательством, регулирующим организацию и порядок проведения референдума, действия, вытекающие из факта отмены решения, признания обжалованных действий или бездействия противоправными. 6. Субъект рассмотрения жалобы, установив, что решение, действия или бездействие не соответствуют законодательству о всеукраинском референдуме, удовлетворяет жалобу. При удовлетворении жалобы субъект рассмотрения жалобы может удовлетворить все или часть требований субъекта обращения с жалобой. 7. В случае признания судом решения соответствующей комиссии референдума противоправным решение по этому вопросу принимает комиссия референдума, решение которой было признано противоправным, или комиссия референдума высшего уровня на основании решения суда. При этом, если решение не было признано недействительным по формальным основаниям, комиссия референдума не может принять решение, которое по сути повторяет решение, признанное судом противоправным. 8. Комиссия референдума высшего уровня на основании жалобы, решения суда или по собственной инициативе может отменить решение комиссии низшего уровня и принять решение по существу вопроса или обязать комиссию референдума низшего уровня повторно рассмотреть затронутый вопрос. 9. Субъект рассмотрения жалобы отказывает в удовлетворении жалобы, если установит, что решение, действия или бездеятельность субъекта обжалования совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий, предусмотренных законом, и не нарушающие права участников референдума, права и законные интересы других субъектов процесса референдума. 10. Копия решения субъекта рассмотрения жалобы выдается или направляется субъекту обращения с жалобой, субъекту обжалования, заинтересованным лицам, соответствующей комиссии референдума, другому субъекту, о котором говорится в решении, не позднее следующего дня после принятия решения, а в случае принятия решения накануне или в день голосования безотлагательно. Статья 106. Особенности обжалования решений, действий или бездеятельности отдельных субъектов обжалования 1. В судебном порядке подлежат обжалованию решения, действия или бездеятельность органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, учреждения или организации, их должностного или служебного лица, касающиеся невыполнения возложенных на них законом обязанностей по обеспечению организации и проведения референдума, противоправного вмешательство в деятельность комиссий референдума или их членов, а также несоблюдение требований закона по вопросам агитации референдума. 2. В судебном порядке подлежат обжалованию действия или бездействие средства массовой информации, его владельца, должностного лица или творческого работника, нарушающих установленный законом порядок деятельности средств массовой информации во время процесса, другие требования закона по ведению агитации референдума. 3. В судебном порядке подлежат обжалованию действия или бездействие инициативной группы референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов процесса референдума. Раздел XII Заключительные положения Статья 107. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме 1. Лица, виновные в нарушении законодательства о референдуме, привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законом. Статья 108. Хранение документации референдума, иной документации комиссий референдума и материальных ценностей 1. Центральная избирательная комиссия после официального объявления результатов референдума передает документацию референдума и другую документацию, подлежащую внесению в Национальный архивный фонд, в том числе протоколы о подсчете голосов участников референдума на участках референдума и об итогах голосования в пределах территориальных округов референдума, в соответствующее центральное государственное архивного учреждения, а окружные комиссии референдума передают такую ??документацию в соответствующие местные государственные архивные учреждения. 2. Документация референдума не подлежит внесению в Национальный архивный фонд, передается окружными комиссиями референдума в местных архивных учреждений, созданных местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с Закона Украины "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях" . 3. Перечень документации референдума и другой документации, подлежащей хранению в государственных и других архивных учреждениях, и порядок ее передачи в эти учреждения определяются Центральной избирательной комиссией по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства. 4. Бюллетени для голосования, контрольные талоны бюллетеней, списки участников референдума, акты, заявления, жалобы о нарушении требований настоящего Закона при проведении голосования и подсчета голосов, протоколы и решения комиссий референдума хранятся в местных архивных учреждениях в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума, после чего уничтожаются в установленном порядке. 5. Перечень документов всеукраинского референдума, должны передаваться на хранение в архивные учреждения, определяется Центральной избирательной комиссией. 6. Архивные учреждения обеспечивают доступ к документации референдума в порядке, установленном законодательством Украины. 7. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления после прекращения деятельности участковых и окружных комиссий референдума обязаны обеспечить сохранность избирательных урн, кабин для голосования, печатей, штампов этих комиссий. Раздел XIII Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Кабинету Министров Украины в месячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона: подготовить и подать в Верховную Раду Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону. 3. Центральной избирательной комиссии в месячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона привести свои акты в соответствие с настоящим Законом. 4. Признать со дня официального опубликования настоящего Закона утратившим силу Закон Украины "О всеукраинском и местных референдумах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г., № 33, ст. 443; 1992 г., № 35, ст. 515; 2001 г., № 49, ст. 259; 2010 г., № 48, ст. 564 с изменениями, внесенными Законом Украины от 3 июля 2012 № 5029-VI). |