З А К О Н У К Р А И Н Ы
О Всеукраинской переписи населения (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 51-52, ст.446) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 4652-VI ( 4652 -17 ) от 13.04.2012 N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона: слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области статистики" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики "в соответствующем падеже слова "специально уполномоченные" во всех падежах исключено по закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012 }
Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы подготовки и проведения Всеукраинской переписи населения (далее - Перепись населения), обработки, обобщения, распространения и использования его результатов и регулирует отношения субъектов Переписи населения, определяет их права, обязанности и ответственность, устанавливает гарантии государства по защите конфиденциальной информации, полученной в процессе переписи населения. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: домохозяйство - совокупность лиц, совместно проживающих в одном жилом помещении или его части, обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяют и расходуют средства. Эти лица могут находиться в родственных отношениях или отношениях родства, не находиться в любых из этих отношений, или быть и в тех, и в других отношениях. Домохозяйство может состоять из одного лица; календарный план подготовки и проведения переписи населения - перечень основных организационных мероприятий для каждого этапа работ по Переписи населения с установлением сроков их выполнения и определением ответственных исполнителей; Концепция технологии обработки данных Переписи населения - совокупность принципов и методов обработки данных переписи населения, которые обеспечивают достоверность и конфиденциальность информации, надежность и точность выполнения работ в установлены сроки; пользователь - юридическое или физическое лицо, использующее данные Переписи населения; метод Переписи населения - способ получения данных о населения; Перепись населения - периодическое сплошное государственное статистическое наблюдения, включающая в себя сбор демографических и социально-экономических данных, которые на установленную дату характеризуют численность и состав населения страны, а также обработки, обобщения, распространения и использования ее результатов; переписной лист - бланк для записи ответов на указанные в нем вопросы программы переписи населения; переписная документация - совокупность бланков, заполняемых временным переписным персоналом в процессе подготовки, проведения Переписи населения и обработки ее результатов. В переписной документации относятся переписные листы, списки проживающих в помещении, справки о прохождении переписи населения и т.п.; переписной инструментарий - переписная документация и инструктивные материалы, используемые в процессе подготовки и проведения Переписи населения, обработке, обобщению, распространения и использования ее результатов; программа Переписи населения - перечень вопросов о характеристики физических лиц, домохозяйств, а также жилых помещений, в которых они проживают, по признакам, установленным центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере статистики {Абзац одиннадцатый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} программа разработки материалов переписи населения - система группировок и комбинаций признаков, с помощью которых первичные (персональные) данные Переписи населения превращаются в совокупность сводных обезличенных и обобщенных величин, характеризующих численность и состав населения; респондент - физическое лицо, подлежащее опросу в процессе Переписи населения; временный переписной персонал - специально подготовленные лица, привлекаемые к подготовке и проведению Переписи населения, обработки ее результатов в сроки, установленные Кабинетом Министров Украины. Статья 2. Правовая основа переписи населения Правовой основой Переписи населения является Конституция Украины ( 254к/96-ВР ), Закон Украины "О государственной статистике" ( 2614-12 a >), этот Закон, законодательство Украины об информации и информатизации, другие нормативно-правовые акты, а также действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Статья 3. Цель и основания для проведения Переписи населения Целью проведения переписи населения является получение достоверных, объективных и целостных данных о разнообразных характеристиках населения страны в целом и по каждой административно-территориальной единицы для информационного обеспечения управления и прогнозирования социально-экономического развития, а также разработки и реализации взвешенной государственной политики по вопросам народонаселения. Основанием для проведения переписи населения является решение Кабинета Министров Украины, которое принимается не позднее чем за 3 года до его начала. Статья 4. Субъекты Переписи населения К субъектам Переписи населения относятся: респонденты - граждане Украины, в том числе, на установленную дату Переписи населения находятся за ее пределами, а также иностранцы и лица без гражданства, которые на установленную дату Переписи населения находятся на территории Украины; временный переписной персонал и другие работники, привлекаются к подготовке и проведению Переписи населения, обработки, обобщения, распространения и использования ее результатов; центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также другие юридические лица, их филиалы, отделения, представительства и т.п., которые привлекаются по их «br > компетенцией к подготовке и проведению Переписи населения; пользователи данных Переписи населения. Раздел II ПРОГРАММА И МЕТОД ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ Статья 5. Программа переписи населения Программа переписи населения составляют основные первичные (персональные) данные, сбор которых осуществляется в процессе проведения переписи населения. Такими данными являются: состав и родственные отношения членов домохозяйства; пол; возраст; дата и место рождения; семейное положение; этническое происхождение; языковые признаки; гражданство; образование источники средств существования; занятость; миграционная активность; жилищные условия. Приведенный перечень основных (персональных) данных Переписи населения может быть сокращен или расширен по решению Верховной Рады Украины. Не подлежат включению в программу переписи населения вопросы, ответы на которые содержат в себе информацию, относящуюся к государственной или коммерческой тайны, не предназначается для статистических целей или ограничивает или нарушает права и свободы человека и гражданина. Статья 6. Методы Переписи населения Перепись населения осуществляется следующими методами: обходом (непосредственным посещением) жилых домов и жилых помещений в других зданиях временным переписным персоналом и заполнением им переписной документации; получением письменных (устных) ответов респондентов на вопросы согласно программе переписи населения. В порядке, установленном законом, могут быть применены также другие методы Переписи населения. Заполнение переписной документации осуществляется на основании сообщений, полученных от респондентов без их документального подтверждения. Статья 7. Основные методологически-принципы проведения Переписи населения Основными методологически-организационными принципами проведения Переписи населения являются: регулярность и периодичность переписи населения, обеспечивает последовательность и сопоставление получаемых результатов; всеобщность и одномоментность переписи населения, предусматривает охват опросом всех без исключения респондентов, на которых распространяется действие настоящего Закона, и получение от них данных по состоянию на единый установленный момент времени; единство программы переписи населения, а также методов его проведения и обработки результатов; персонифицированность первичных данных переписи населения, означает получение информации непосредственно от конкретной физического лица, а также самоопределение респондентов по ответов на вопросы программы переписи населения; < br> конфиденциальность первичных (персональных) данных Переписи населения, предусматривает обеспечение их защиты в порядке, установленном законом; централизованное руководство и координация всех работ, связанных с подготовкой и проведением переписи населения, а также обработкой, обобщением, распространением и использованием ее результатов. Исходя из основных методологически-организационных принципов проведения Переписи населения проект программы переписи населения и переписной инструментарий разрабатываются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики, с учетом обобщенных предложений, поступающих от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и других юридических лиц в пределах их компетенции, а также в соответствии с требованиями международных обязательств Украине. Проект программы переписи населения, переписной инструментарий, метод переписи населения, основные организационные меры для его осуществления, а также Концепция технологии обработки данных Переписи населения обрабатываются в процессе проведения пробных переписей населения в одной или нескольких административно-территориальных единицах в сроки, установленные Кабинетом Министров Украины. После обсуждения результатов пробных переписей населения и достижения согласованности с центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, соответствующими научными учреждениями, организациями программа переписи населения и переписной инструментарий, календарный план подготовки и проведения переписи населения, метод Переписи населения, Концепция технологии обработки данных Переписи населения и программа разработки материалов переписи населения утверждаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере статистики. {Часть третья статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Раздел III ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ, ОБРАБОТКА, ОБОБЩЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ < br> и использования его результатов Статья 8. Полномочия органов, привлекаемых к подготовке и проведения Переписи населения, обработке, обобщения, распространения и использования его результатов Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в области статистики, осуществляет руководство всеми работами, связанными с подготовкой переписи населения, обеспечивает проведения Переписи населения, кроме отдельных его категорий, а также обработку, обобщение, распространение и использование результатов Переписи населения. В установленном порядке и в определенные сроки центральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции осуществляют: подготовку и проведение переписи военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы, лиц, находящихся на закрытых территориях и т.д.; перепись граждан Украины, которые в период проведения переписи населения находятся за ее пределами, в том числе работающих в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Украины, членов их домохозяйств; перепись лиц, постоянно находящихся в учреждениях здоровья и учреждениях социального назначения. центральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции обеспечивают: выделение необходимых материально-технических ресурсов, предсказания целевого выделения средств в расходах проекта Государственного бюджета Украины, финансирование работ, связанных с проведением переписи населения в течение всего срока их выполнения; в установленном порядке и в определенные сроки необходимой количеством картографических материалов создание безопасных условий работы временного переписного персонала и сохранения переписной документации; содействие комплектованию временного переписного персонала лицами из числа неработающего населения, которые зарегистрированы в государственной службе занятости как ищущие работу {Абзац пятый части третьей статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} бесперебойное принятие и срочную доставку грузов, предназначенных для осуществления подготовки и проведения переписи населения, обработки ее результатов; гарантированное обеспечение проездными билетами лиц, осуществляющих подготовку и проведение переписи населения; в установленном порядке и в определенные сроки создания надлежащих условий для переписи пассажиров в поездах и междугородных автобусах дальнего следования, международных туристских автобусах независимо от их ведомственной подчиненности , на судах, на железнодорожных, речных и морских вокзалах, пристанях, автобусных станциях и в аэропортах; бесперебойную работу телефонной связи и внеочередное принятия и доставку почтово-телеграфной корреспонденции, посылок, бандеролей и электронной почты, необходимых для осуществления подготовки и проведения переписи населения, обработки ее результатов. Все указанные отправления обрабатываются в порядке, установленном для правительственных почтово-телеграфных отправлений; специальное тематическое информирование с целью привлечения внимания общественности к переписи населения. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечивают определение и уточнение перечня и границ городских населенных пунктов и упорядочения в них названий улиц, переулков и т.п., нумерации кварталов, домов и квартир; проведение проверки правильности и полноты учета населения; временный переписной персонал и других работников, привлеченных к подготовке и проведению Переписи населения и обработки его результатов, помещениями, оборудованными необходимыми мебелью и инвентарем, а также средствами связи, транспорта; содействие в подборе и обучении временного переписного персонала.
{Часть пятая статьи 8 исключен на основании Закона N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
{Часть шестая статьи 8 исключен на основании Закона N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012}
Статья 9. На переписной персонал Для подготовки и проведения Переписи населения и обработки его результатов привлекается временный переписной персонал - граждане Украины, достигшие 18 лет, из числа работающего и неработающего населения . За лицами, которые привлекаются по их согласию к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением переписи населения и обработкой его результатов, сохраняется средний заработок по месту основной работы или стипендия по месту учебы на сроки, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины для выполнение таких работ. Выполнение работ, связанных с подготовкой и проведением Переписи населения и обработкой ее результатов, лицами с числа неработающего населения, которые зарегистрированы в службе занятости как ищущие работу, считается как выполнение оплачиваемых общественных работ. За такими лицами на период подготовки и проведения Переписи населения и обработки ее результатов сохраняются статус безработного и выплата пособия по безработице. Порядок оплаты труда временного переписного персонала определяется Кабинетом Министров Украины. Лицам, привлекаемым к подготовке и проведению Переписи населения, выдаются соответствующие удостоверения. Статья 10. Финансирование работ, связанных с подготовкой и проведением переписи населения, обработке, обобщением, распространением и использованием его результатов Финансирование работ, связанных с подготовкой и проведением Переписи населения, обработкой, обобщением, распространением и использованием его результатов согласно статьям 8 (кроме абзацев второго и третьего части четвертой) и 9 настоящего Закона, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, а по абзацами вторым и третьим части четвертой статьи 8 этого Закона - за счет средств местных бюджетов. Кабинет Министров Украины утверждает мероприятия по материально-технического и финансового обеспечения подготовки и проведения Переписи населения, обработке, обобщению, распространению и использования его результатов. Для выполнения комплекса работ, связанных с проведением переписи населения, может использоваться техническая и материальная помощь, а также средства международных организаций, иностранных государств, объединений граждан, других юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством. Раздел IV ОСНОВНЫЕ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ Статья 11. Основные права и обязанности респондентов Респонденты имеют право: знать, какие первичные (персональные) данные о них собираются в процессе Переписи населения, с какой целью они собираются, как, кем и с какой целью используются; < br> ознакомиться с записями в переписных листах и ??другой переписной документации, содержащие информацию о данном лице; требовать от временного переписного персонала предъявления соответствующего удостоверения. В случае отказа в таком предъявлении они не обязаны давать ответы на вопросы, предусмотренные программе переписи населения. Респонденты обязаны бесплатно в полном объеме за установленной форме и в определенные сроки представить достоверные первичные (персональные) данные, предусмотренные программой переписи населения. Статья 12. Основные права и обязанности временного переписного персонала, других работников, привлеченных к подготовки и проведения переписи населения, < br> обработки, обобщения, распространения и использования его результатов На переписной персонал и другие работники, привлекаются к подготовке и проведению Переписи населения, обработки, обобщения, распространения и использования ее результатов, имеют право: в процессе проведения переписи населения в течение срока, установленного центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в области статистики, посещать жилые дома и жилые помещения в других зданиях с целью выполнения возложенных на них обязанностей {Абзац второй части первой статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} на оплату труда за выполнение работ, связанных с подготовкой и проведением переписи населения, обработкой, обобщением, распространением и использованием его результатов. На переписной персонал и другие работники, привлекаются к подготовке и проведению Переписи населения, обработки, обобщения, распространения и использования ее результатов, обязаны : перед началом опроса предъявить респонденту соответствующее удостоверения; качественно и в установленные сроки выполнять работы в соответствии со своими полномочиями; в процессе опроса безусловно придерживаться перечня вопросов, установленных программой переписи населения, и точно передавать их содержание; четко и достоверно записывать данные, которые сообщает респондент, не допускать искажения их содержания; неуклонно придерживаться требований о запрете сообщать любому, кроме респондента, содержание заполненной к нему переписной документации. Статья 13. Основные права и обязанности центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также других юридических лиц , их филиалов, отделений, представительств и т.п., которые привлекаются согласно их компетенции к подготовке и проведения Переписи населения Центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также другие юридические лица, их филиалы, отделения, представительства и т.п., которые привлекаются по их «br > компетенцией к подготовке и проведению Переписи населения: имеют право участвовать в обсуждении и решении вопросов, связанных с подготовкой и проведением переписи населения; обязаны в установленные сроки и в полном объеме выполнять работы, предусмотренные нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины и календарным планом подготовки и проведения Переписи населения . Статья 14. Основные права и обязанности пользователей данных Переписи населения Пользователи имеют право на получение сводных обезличенных данных переписи населения. Пользователи-респонденты имеют право на свободный и бесплатный доступ к данным переписи населения, касающиеся их лично. При использовании данных Переписи населения пользователи обязаны ссылаться на их источник. Статья 15. Ответственность субъектов Переписи населения Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законами Украины. Должностные лица центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работники других юридических лиц, их филиалов, отделений, представительств и т.п., которые привлекаются к подготовки и проведения переписи населения, обработки, обобщения, распространения и использования ее результатов, несут ответственность согласно законам Украины. Раздел V ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ Статья 16. Защита первичных (персональных) и других данных, полученных в процессе проведения Переписи населения Первичные (персональные) и другие данные, полученные в процессе проведения Переписи населения, являются конфиденциальной информацией, охраняется законом. Записи в переписной документации, касающиеся респондента, не подлежат распространению без его согласия и используются только для статистических целей в сводном обезличенном виде. Первичные (персональные) данные Переписи населения не могут требоваться судом, органами прокуратуры, другими органами для изучения и использования в виде доказательств при рассмотрении гражданских дел и уголовного производства. {Часть вторая статьи 16 с изменениями, внесенными Законом N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Заполненные переписные листы, другая переписная документация, содержит в себе первичные (персональные) данные, подлежат архивному хранению в недоступных для неуполномоченных лиц помещениях не меньше двух лет, а первичные (персональные) данные в виде электронного документа - не менее десяти лет. По окончании указанных сроков указана переписная документация подлежит уничтожению в установленном порядке. Статья 17. Распространение результатов Переписи населения Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в области статистики, обеспечивает распространение основных результатов Переписи населения на бумажных, магнитных и других носителях информации или электронном виде в соответствии с программой разработки материалов переписи населения. {Статья 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Статья 18. Обеспечение пользователей данными Переписи населения Порядок и условия доступа пользователей к данным переписи населения определяются Законом Украины "О государственной статистике" ( 2614-12 ). Кабинет Министров Украины определяет перечень пользователей, которых центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики, обеспечивает сводными обезличенными данными Переписи населения бесплатно в соответствии плану государственных статистических наблюдений и в пределах средств, выделенных на указанные цели из Государственного бюджета Украины. {Часть вторая статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Предоставление пользователям по их запросам сводных обезличенных данных Переписи населения на платной основе осуществляется в порядке, установленном законодательством. Раздел VI Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Кабинету Министров Украины: подать в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений с законами Украины, вытекающих из настоящего Закона; обеспечить принятие нормативно-правовых актов, направленных на исполнение настоящего Закона; привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативно-правовые акты; обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными и местными органами исполнительной власти принятых нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 19 октября 2000 N 2058-III
|
|