З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на оды (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2004, N 46, ст.512) {Закон в редакции Закона N 1511-VI ( 1511-17 ) от 11.06.2009, ВВР, 2009, N 47-48, ст.720} {С изменениями, внесенными Законом N 5469-VI ( 5469 -17 ) от 06.11.2012}
1. Утвердить Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на оды (далее - Программа), которая прилагается. 2. Кабинету Министров Украины: при подготовке проектов законов Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предусматривать расходы на адресное финансирование мероприятий, предусмотренных Программой; в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом. 3. Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям, органам местного самоуправления при разработке и утверждении проектов местных бюджетов предусматривать в них необходимые средства для обеспечения выполнения региональных и местных программ (мероприятий). 4. Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме раздела VII "Финансовое обеспечение выполнения задач Программы" Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на оды, утвержденного настоящим Законом, который вступает в силу с 1 января 2010 года.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 24 июня 2004 N 1869-IV
Утвержден Законом Украины от 24 июня 2004 года N 1869-IV
Общегосударственной программе реформирования И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2009-2014 ГОДЫ
I. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства В течение последнего десятилетия проблемы, связанные с функционированием жилищно-коммунального комплекса, находящиеся в фокусе пристального политического внимания, однако серьезных позитивных сдвигов в этой сфере до сих пор не произошло. Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве продолжает осложняться, отсутствуют положительные изменения в становлении рыночных принципов хозяйствования, развития конкуренции и привлечения частных инвестиций в предприятия отрасли. Неэффективность реформирования отрасли привела к критическому состояния основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Несовершенная тарифная политика обусловила хроническую и постоянно растущую убыточность предприятий. Несовершенство системы управления жильем и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, а также системы регулирования естественных монополий привела к тому, что предприятия отрасли не эффективно работать в рыночных условиях и предоставлять потребителям услуги надлежащего качества. Недостаток собственных и бюджетных финансовых ресурсов, их неэффективное размещение, отсутствие действенного механизма привлечения внебюджетных средств не способствуют решению задач технического переоснащение жилищно-коммунальных предприятий и развития коммунальной инфраструктуры. Не налажена взаимосвязь с частными инвесторами, международными финансовыми учреждениями и донорскими организациями, не создан благоприятный инвестиционный климат. Значительными и постоянно растущими являются потери воды и тепловой энергии. Удельные расходы энергетических ресурсов при производстве и предоставления жилищно-коммунальных услуг почти вдвое превышают соответствующие показатели стран Европейского Союза. Несовершенство системы социальной защиты населения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, недостаточная осведомленность населения, несогласованность норм законодательства относительно регулирования взаимоотношений потребителей и производителей / исполнителей < br> жилищно-коммунальных услуг обусловливают рост недовольства среди населения. Об отсутствии реальных сдвигов и промедление с должным реализацией жилищно-коммунальной реформы ярко свидетельствует статистика. Так, по состоянию на 1 января 2009 года дебиторская и кредиторская задолженность отрасли составляла соответственно 10100000000 и 9,4 млрд гривен. Убытки предприятий по итогам работы в 2008 году составили 1,6 млрд гривен. Каждый третий жилой дом нуждается в капитальном ремонте. В аварийном состоянии находится больше трети водопроводно-канализационных и тепловых сетей, около 30 процентов теплопунктов, свыше 20 процентов мостов и путепроводов. Требует замены 87 процентов подвижного состава городского электрического транспорта, 70 процентов автотранспорта, используется в сфере благоустройства, около 40 процентов насосного оборудования и котлов, свыше 20 тысяч лифтов и тому подобное. Не отвечают санитарным нормам около половины полигонов для твердых бытовых отходов. Ежегодно образуется значительное количество несанкционированных свалок. Решение этого вопроса требует совершенствования подходов к финансового обеспечения выполнения Программы, приведение ее в соответствии с общегосударственными приоритетами, соблюдения эффективного использования бюджетных средств при реализации < br> государственной политики, разработки эффективных механизмов привлечения внебюджетных средств, в частности средств международных финансовых учреждений и донорских организаций, для формирования жилищного фонда и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в рамках развития публично-частного партнерства . II. Цель Программы и пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства 1. Цель Программы состоит в определении принципов реализации государственной политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства, осуществление мероприятий по повышению эффективности и надежности его функционирования, обеспечения устойчивого развития для удовлетворения потребностей населения и хозяйственного комплекса в жилищно- коммунальных услугах в соответствии с установленными нормативами и национальными стандартов. Реформирование отрасли проводится с учетом каждого конкретного человека и предусматривает широкое разъяснение процесса и результатов реформ. Для достижения цели реформирования отрасли необходимо решить вопросы: согласования экономических интересов государства и субъектов хозяйствования; обеспечение возможности решения гражданами Украины жилищных проблем; оптимизации производственной и территориальной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с потребностями населения; создание условий для надежного и безопасного предоставления жилищно-коммунальных услуг по доступным ценам, которые стимулируют энергосбережения; устранение диспропорции в спросе и предложении на рынке жилья и жилищно-коммунальных услуг; обновление производственной базы отрасли с учетом новейших достижений научно-технического прогресса, внедрения инновационной модели развития жилищно-коммунального хозяйства; повышение эффективности использования энергоносителей и других ресурсов, радикального снижения энергоемкости производства, повышения энергоэффективности зданий, создание стимулов и условий для перехода экономики на рациональное использование и экономное расходования энергоресурсов; стимулирование частной предпринимательской инициативы в исполнении задач развития жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры; минимизации техногенного воздействия отрасли на окружающую среду и человека в целом; развития рыночных отношений и соответствующей институциональной инфраструктуры, поэтапного дерегулирования и либерализации потенциально конкурентного рынка в условиях развития системы государственного регулирования естественных монополий; разработка законодательных актов по разграничению полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства; улучшение качества управления жильем и коммунальной инфраструктурой. Реформирование отрасли осуществляется путем формирования соответствии с требованиями мировых стандартов рынка жилья, введения недискриминационных экономических отношений между субъектами рынка и государством с постепенным ограничением функций государства как субъекта хозяйствования и усилением ее влияния на формирование рыночной инфраструктуры, что предусматривает: проведение взаимосогласованной тарифной, инвестиционной политики и политики в сфере развития внутреннего рынка; реализацию эффективной антимонопольной политики и осуществление институциональных преобразований на рынке жилья и жилищно-коммунальных услуг, направленных на развитие рыночных отношений и конкуренции; стимулирование инновационной, инвестиционной и энергосберегающей активности субъектов хозяйствования; повышение энергоэффективности отрасли путем уменьшения объемов потерь топливно-энергетических ресурсов, снижение энергоемкости производства отдельных видов продукции (услуг); разработка прозрачного механизма формирования цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере. По своему содержанию экономическая модель развития жилищно-коммунального хозяйства заключается в формировании оптимальных для общества и государства экономических отношений путем внедрения рыночных методов хозяйствования, стимулирование энергоэффективности тарифной, инвестиционной, научно-технической, внешнеэкономической и экологической политики, институциональных и структурных изменений в сфере обслуживания жилья. 2. Предусматривается осуществление мероприятий Программы в таких сферах: 1) формирование государственной жилищной политики; 2) содержание домов, сооружений и придомовых территорий, в том числе проведение реконструкции устаревшего жилищного фонда; 3) оказание услуг по централизованному водоснабжению и водоотведения; 4) производства, транспортировку, поставку тепловой энергии, предоставления услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды, в том числе с использованием альтернативных источников энергии и видов топлива; 5) ремонту помещений, домов, сооружений; 6) благоустройства населенных пунктов; 7) городского электротранспорта. 3. Государственная политика реформирования жилищно-коммунального хозяйства базируется на следующих основных принципах: 1) общая ответственность государства и органов местного самоуправления за качественное выполнение Программы, обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами в соответствии с государственными социальных стандартов и эффективность сферы жилищно -коммунального хозяйства в целом; 2) доступность для всех слоев населения жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям государственных стандартов; 3) приоритетное направление государственной поддержки на обеспечения социальным жильем определенных законом категорий граждан с одновременным созданием доступной для других слоев населения системы долгосрочного кредитования жилья; 4) формирование и соблюдение государственных социальных стандартов (норм и нормативов) в сфере жилищного фонда и жилищно-коммунального обслуживания; 5) создание условий для прозрачного и независимого государственного регулирования в сфере жилищно-коммунальных услуг, защиты прав потребителей и налаживание обратной связи с обществом; 6) обеспечение эффективного использования человеческих, денежных и материальных ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 7) ответственность государства (относительно управления, регулирования, стимулирования и поддержки) и органов местного самоуправления (по планированию развития жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, эффективного использования имущества территориальных общин) за эффективность функционирования жилищно-коммунального хозяйства; 8) переход к экономически обоснованных цен и тарифов за пользование жильем и коммунальные услуги, введение предоставления адресных субсидий отдельным категориям граждан для компенсации расходов, пов ' связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг; 9) создание равных условий для всех субъектов хозяйствования и потребителей на рынке жилья и жилищно-коммунальных услуг; 10) обеспечение сбалансированного развития энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения при выполнении программ жилищного и промышленного строительства; 11) обеспечение населения высококачественной питьевой водой; 12) техническое переоснащение отрасли на основе широкого применения отечественных и зарубежных научно-технических достижений, частности в энерго-и ресурсосбережении, внедрение экологически чистых технологий; 13) стимулирования строительства путем снятия административных барьеров и развитию конкуренции на рынке строительных материалов; 14) развитие публично-частного партнерства в сфере строительства и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры; 15) гласность, общественный контроль, прозрачность и участие граждан в принятии решений по вопросам реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства, информирование населения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями относительно основных принципов и задач государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 16) создание равных условий для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения равных условий для всех инвесторов. III. Основные задачи Программы и компоненты, необходимые для их выполнения 1. Основными задачами Программы являются: 1) развитие государственного регулирования деятельности естественных монополий на рынке коммунальных услуг 2) формирование государственной жилищной политики, создание развитой конкурентной среды на рынке обслуживания жилья, в том числе внедрение комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда с привлечением инвесторов-застройщиков на конкурсной основе; 3) обеспечение безубыточного функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства; 4) техническое переоснащение жилищно-коммунального хозяйства, сокращение удельных показателей использования энергетических и материальных ресурсов, необходимых для производства (оказания) жилищно-коммунальных услуг, в том числе создание действенного и прозрачного механизма стимулирования использования альтернативных источников энергии и видов топлива; 5) привлечение инвестиций и сотрудничество с международными финансовыми учреждениями и донорскими организациями; 6) привлечение общественности к процессам формирования жилищной политики и реформирования жилищно-коммунального хозяйства. 2. Выполнение задач Программы требует реализации мероприятий институционального, организационного, финансового, нормативно-правового и научно-технического обеспечения. IV. Институциональное обеспечение выполнения задач Программы Институциональное обеспечение выполнения задач Программы включает следующие мероприятия: определение функций и ответственности центральных, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по выполнения программ обеспечения населения жильем, модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры, осуществления государственного регулирования, обеспечения надежности, эффективности, высокого качества и экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг; разграничение функций управления и государственного регулирования в жилищно-коммунальной сфере, роли центрального органа исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства по осуществления стратегического управления отраслью ; совершенствование лицензионной политики в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения по усилению ответственности субъектов, осуществляющих деятельность в указанной сфере; разграничения монопольного и конкурентного рынков в сфере жилищно-коммунальных услуг; усиление влияния жителей домов на условия своего проживания и качество обслуживания жилья путем стимулирования создания объединений совладельцев многоквартирного дома; содействие созданию системы управляющих на рынке жилищных услуг. Институциональные меры выполнения Программы приведены в приложении N 1 к Программе. V. Нормативно-правовое и научно-техническое обеспечение выполнения задач Программы Нормативно-правовое обеспечение выполнения задач Программы предусматривает введение системного подхода к правовому регулирования в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства. Планирования и осуществления нормотворческой деятельности осуществляются с учетом концептуальных документов, после всего общественного и профессионального обсуждения берутся за основу для разработки и принятия законов и других нормативно-правовых актов, принятых на их выполнение. Введение такого подхода позволит предотвратить возникновение противоречий и дублирования норм нормативно-правовых актов. 1. Нормативно-правовое и научно-техническое обеспечение выполнения задач Программы предусматривает: 1) разработка проектов нормативно-правовых актов по вопросам регулирования отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 2) создание нормативно-правовой базы, необходимой для внедрения нового эффективного механизма финансирования развития отрасли и определение стратегически важных направлений сотрудничества с международными финансовыми институтами и донорскими организациями; 3) гармонизацию национальных стандартов и других нормативных актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства с директивами и стандартами Европейского Союза; 4) сохранение и развитие научного, научно-технического потенциала, модернизацию научно-технической базы и систематизацию научной информации; 5) проведение научно-технических исследований по вопросам тарифной политики, определение экономически обоснованных затрат, связанных с производством (предоставлением) жилищно-коммунальных услуг, финансово-экономической деятельности жилищно-коммунальных предприятий, эксплуатации и технического обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства, городского электротранспорта, благоустройства, защиты территорий от вредного действия вод; 6) разработка и внедрение новейших технологий и оборудования, необходимых для технического переоснащения предприятий жилищно-коммунального хозяйства и сокращения удельных затрат энергетических и материальных ресурсов; < br> 7) проведение прогнозно-аналитических расчетов для определения потребностей населения в жилье и объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры на средне-и долгосрочную перспективу; < br> 8) развитие государственного регулирования на рынке естественных монополий и конкурентном рынке в сфере жилищно-коммунального хозяйства (тарифообразования, лицензирования, контроль за лицензированной деятельностью, обеспечения недискриминационного доступа к услугам); 9) создание новой модели обеспечения населения высококачественной питьевой водой; 10) налаживание производства новых образцов техники и оборудования для обеспечения потребностей жилищно-коммунального хозяйства; 11) проведение социологических исследований среди населения по реформирования жилищно-коммунального хозяйства, изучения общественного мнения относительно приоритетов такого реформирования; 12) совершенствование методологических основ мониторинга состояния области (статистические наблюдения, изучения общественного мнения, экспертная оценка); 13) внесение изменений в действующее законодательство и разработка новых подзаконных актов относительно обновления устаревшего жилого фонда и обеспечения населения качественным жильем; 14) разработка законодательной базы по стимулированию использования альтернативных источников энергии и видов топлива; 15) внесение изменений в строительные нормы и правила, обеспечения технического регулирования и стандартизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства для более активного использования научно-технических достижений и обновления на их базе основных средств предприятий отрасли; 16) разработка и обеспечение выполнения программ стимулирования экономного использования потребителями питьевой воды и тепловой энергии. 2. Мероприятия по нормативно-правового и научно-технического обеспечения выполнения задач Программы приведены в приложении N 2 к Программы. VI. Организационное обеспечение и проведения мониторинга выполнения задач Программы 1. Организационное обеспечение выполнения задач Программы осуществляют в соответствии со своими полномочиями: 1) на государственном уровне - центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и другие центральные органы исполнительной власти; 2) на региональном уровне - структурные подразделения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций; 3) на местном уровне - структурные подразделения / должностные лица исполнительных органов городских, поселковых, сельских советов. 2. Обеспечение взаимодействия и организация деятельности министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, связанных с выполнением Программы, осуществляются Межведомственной комиссией по проведению реформирования жилищно-коммунального хозяйства во главе с вице-премьер-министром Украины. 3. Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации ежегодно разрабатывают и представляют для утверждения соответствующим местным советам план мероприятий по реализации региональных и местных программ реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства за итогам предыдущего года и с учетом возможностей их финансирования. 4. Мониторинг выполнения Программы осуществляется ежегодно на базе данных государственных и отраслевых статистических наблюдений, специальных исследований, изучения общественного мнения об уровне жилищно-коммунального обслуживания и состояния реформирования жилищно-коммунального хозяйства относительно приоритетов такого реформирования: 1) на государственном уровне - центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства; 2) на региональном уровне - структурные подразделения вопросам жилищно-коммунального хозяйства Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. 5. Формы проведения государственных статистических наблюдений по состоянием реформирования жилищно-коммунального хозяйства и соответствующие инструкции по их заполнению разрабатывает и утверждает центральный орган исполнительной власти по вопросам статистики по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам < br> жилищно-коммунального хозяйства. Центральный орган исполнительной власти по вопросам статистики устанавливает сроки представления территориальными органами государственной статистики информации утвержденной форме и обеспечивает ее обобщение. 6. Результаты мониторинга освещаются в средствах массовой информации в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. 7. Мероприятия по организационному обеспечению выполнения предусмотренных Программой задач приведены в приложении N 1 к Программе. {Раздел VII "Финансовое обеспечение выполнения задач Программы" вступает в силу с 1 января 2010 года согласно п. 4 Закона} VII. Финансовое обеспечение выполнения задач Программы 1. Финансово-экономическое обеспечение реформирования жилищно-коммунальной отрасли предусматривает: разработка финансового механизма предоставления и содержание жилья (ипотека, товарищества индивидуальных застройщиков, кредитные союзы т.п.), а также повышение энергоэффективности жилых зданий; переход к экономически обоснованным тарифам для всех категорий потребителей жилищно-коммунальных услуг, предотвращения перекрестного субсидирования, недопущения роста инфляции за счет необоснованного завышения цен и тарифов; государственная поддержка в предоставлении и обслуживании жилья (создание системы государственного страхования кредитов, определения принципов и механизма поддержки населения с использованием средств государственного бюджета, широкое использование лизинга оборудования); реструктуризации и списания безнадежной задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства при условии перехода к экономически обоснованных тарифов. 2. Финансирование Программы осуществляется за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов, средств предприятий и других источников, не запрещенных законодательством, а также за счет введения специального режима налогообложения налогом на добавленную стоимость жилищно-коммунальных услуг и / или услуг по поставке тепловой энергии. 3. Средства государственного бюджета направляются на финансирование меры: нормативно-правового и научно-технического обеспечения реализации инвестиционных проектов по реконструкции и капитального ремонта жилищного фонда, систем централизованного тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере благоустройства и коммунального обслуживания, развития городского электротранспорта, направленных на техническое переоснащение жилищно-коммунального хозяйства; реализации пилотных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направленных на усовершенствование системы управления жилищным фондом, сокращение удельных показателей использования энергетических и материальных ресурсов, в том числе по внедрение использования альтернативных источников энергии и видов топлива; обеспечение широкой общественной поддержки государственной жилищной политики и реформирования жилищно-коммунального хозяйства; развития институциональной системы по привлечению инвестиций международных финансовых организаций и ресурсов международной технической помощи, направленных на реформирование жилищно-коммунального хозяйства. 4. Финансирование Программы по реализации инвестиционных проектов, в том числе пилотных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, осуществляется путем: целевого финансирования отобранных на конкурсной основе проектов; частичного или полного возмещения процентных ставок по кредитам для реализации проектов полного возмещения процентных ставок по кредитам или частичного погашения основной суммы кредитов, предоставляемых субъектам малого и среднего бизнеса, объединениям совладельцев многоквартирных домов для реализации инвестиционных проектов по энергосбережения в жилых домах. {Действие пункта 5 раздела VII приостановлено до 31 декабря 2012 согласно Закону N 5469-VI ( 5469-17 ) от 06.11.2012} 5. Решение о выделении средств на цели, указанные в пункте 4 раздела VII Программы, принимается в случае, если: 1) подтверждено финансирование проектов из местных бюджетов и других источников, кроме реализуемых объединениями совладельцев многоквартирных домов, в таком соотношении: в одах: для проектов, которые реализуются в городах Киеве, Севастополе, Симферополе и областных центрах, - не менее 70 процентов суммы средств, выделенных из государственного бюджета; для проектов, которые реализуются в городах республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, - не менее 40 процентов суммы средств, выделенных из государственного бюджета; для проектов, которые реализуются в других населенных пунктах, - не менее 10 процентов суммы средств, выделенных из государственного бюджета; в одах: для проектов, которые реализуются в городах Киеве, Севастополе, Симферополе и областных центрах, - не менее 100 процентов суммы средств, выделенных из государственного бюджета; для проектов, которые реализуются в городах республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, - не менее 70 процентов суммы средств, выделенных из государственного бюджета; для проектов, которые реализуются в других населенных пунктах, - не менее 20 процентов суммы средств, выделенных из государственного бюджета; 2) подтверждено финансирование проектов по реконструкции и капитального ремонта жилых домов, в которых функционируют объединения совладельцев многоквартирных домов и другие формы самоорганизации населения, владельцами жилых и нежилых помещений в соответствующих домах не менее 10 процентов суммы средств, выделенных из государственного бюджета в одах, и не менее 20 процентов суммы средств, выделенных из государственного бюджета в одах. Средства из государственного бюджета направляются местным бюджетам целевой субвенцией. 6. Порядок конкурсного отбора проектов по техническому переоснащение жилищно-коммунального хозяйства, направленных на сокращение удельных показателей использования энергетических и материальных ресурсов при производстве (предоставление) жилищно-коммунальных услуг, в сфере благоустройства и коммунального обслуживания, развития городского электротранспорта, реконструкции и капитального ремонта жилых домов, финансируемых за счет средств государственного бюджета, устанавливается центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства . 7. Средства государственного бюджета, предусмотренные этой Программой, подлежат ежегодному корректировке на прогнозный индекс инфляции в время формирования проекта Государственного бюджета Украины. Прогнозный объем финансового обеспечения выполнения задач Программы за счет средств Государственного бюджета Украины приведены в приложении N 3 к Программе. VIII. Контроль за выполнением Программы 1. Контроль за выполнением настоящей Программы, а также региональных и местных программ осуществляют центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, органы местного самоуправления. 2. Общественный контроль за ходом выполнения Программы осуществляется представителями общественных организаций, уставом которых предусмотрено осуществление деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг. 3. Центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства подает ежегодно Кабинета Министров Украины информацию о ходе выполнения задач, определенных Программой. 4. Кабинет Министров Украины ежегодно не позднее 1 мая подает Верховной Раде Украины отчет о состоянии выполнения Программы. 5. Контроль за использованием бюджетных средств, направленных на обеспечение выполнения Программы, осуществляется в установленном порядке. IX. Ожидаемые результаты 1. Выполнение Программы даст возможность: 1) обеспечить реализацию государственной политики относительно регионального развития, прежде всего в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 2) завершить разработку необходимых нормативно-правовых актов, обеспечивающих устойчивое функционирование отрасли в рыночных условиях хозяйствования; 3) ввести эффективную систему государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения; 4) разработать организационный и финансовый механизм обеспечения реализации прав человека на жилье (приобретение и аренда жилья, предоставление социального и служебного жилья) 5) сделать доступными услуги по тепло-и водоснабжения для населения и предприятий при условии их своевременной оплаты; 6) создать благоприятные условия для накопления инвестиционных ресурсов с целью технического переоснащения предприятий жилищно-коммунального хозяйства и развития коммунальной инфраструктуры; 7) создать благоприятные условия для привлечения внебюджетных средств в развитие жилищно-коммунального хозяйства и эффективный механизм дальнейшего его реформирования с привлечением иностранных инвестиций, кредитов, средств физических и юридических лиц; 8) провести комплексную модернизацию и техническое переоснащение предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью уменьшения ресурсопотребления и соблюдения экологических нормативов и норм противопожарной защиты 9) уменьшить до уровня эксплуатационной безопасности износ основных фондов в жилищно-коммунальной сфере и расходы и потери при производстве (предоставление) жилищно-коммунальных услуг; 10) уменьшить зависимость отрасли от импорта энергоресурсов и повысить уровень ее энергетической безопасности; 11) обеспечить постепенный вывод из эксплуатации аварийных жилых домов и восстановление аварийных объектов коммунального хозяйства на условиях финансирования из государственного и местных бюджетов; 12) обеспечить постоянную и эффективную работу предприятий жилищно-коммунального хозяйства, повысить уровень безопасности систем жизнеобеспечения населенных пунктов; 13) обеспечить предоставление населению жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества в соответствии с требованиями национальных стандартов, гармонизированных с международными или региональными; 14) обеспечить прозрачность в формировании тарифной и ценовой политики на жилищно-коммунальные услуги; 15) обеспечить обоснованность и прозрачность условий реализации дотационной политики государства относительно малообеспеченных слоев населения; 16) повысить уровень мотивации граждан (доступ к материальных благ как стимул к росту производительности труда и улучшение качества рабочей силы); 17) стимулировать внутреннее производство в сферах, смежных с сферой жилищно-коммунального хозяйства; 18) обеспечить защиту прав потребителей, их своевременное информирования по вопросам своих прав и обязанностей; 19) достичь улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения в результате обеспечения его высококачественной питьевой водой; 20) добиться уменьшения в течение пяти лет объемов использования энергоресурсов в коммунальной энергетике и жилых зданиях на 20 процентов; 21) оборудовать течение двух лет все многоквартирные дома подомовых приборов учета тепла, холодной и горячей воды 22) привести расходы и потери при производстве (предоставление) жилищно-коммунальных услуг в соответствии с требованиями европейских стандартов; 23) обеспечить широкую общественную поддержку выполнения основных задач в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства. 2. Основные ожидаемые результаты выполнения Программы приведены в приложении N 4 к Программе.
Приложение N 1 Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на оды
МЕРОПРИЯТИЯ по институционального и организационного обеспечения выполнения задач Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на ода -------------------------------------- ------------------------------- | Наименование | Наименование | Срок | Ответственные за | | задачи | мероприятия | выполнения, | выполнения | | года | | -------------- + ------------------- + - -------- + --------------------- | | 1. Развитие | Создание системы | 2009-2010 | Минжилкоммунхоз | | государственного | энергетического | Совет министров | | регулирования | менеджмента | Автономной | | деятельности | жилищно-| | Республики Крым | | природных | коммунальном | физкультуре | | монополий на | хозяйстве | и Севастопольская | | рынка | городские | | коммунальных | госадминистрации | | услуг | органы местного | | самоуправления | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Введение | 2009-2010 | Минжилкоммунхоз | | мониторинга качества | Совет министров | | питьевой воды и | Автономной | | состояния систем | Республики Крым | | питьевого | физкультуре | | водоснабжения | и Севастопольская | | городские | | госадминистрации | | органы местного | | самоуправления | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Введение | 2010-2011 | Минжилкоммунхоз | | обязательного | Совет министров | | технологического | Автономной | | учета воды на | Республики Крым | | всех участках ее | физкультуре | | добычи, | и Севастопольская | | транспортировки | городские | | и снабжения | госадминистрации | | потребителям | органы местного | | самоуправления | | -------------- + ------------------- + - -------- + --------------------- | | 2. Формирование | Введение | 2010-2011 | Минжилкоммунхоз | | государственной | института | Минэкономики | | жилой | управляющих имуществом | Минфин | | политики | жилого комплекса | Госпотребстандарт | | создание | Госкомпредпринимательства | | развитого | Минюст | | конкурентной | ------------------- + ---------- + ---- ----------------- | | среды на | Введение | | рынка | мониторинга: | | обслуживания | | жилья, в том | рынка жилья и | 2009-2010 | Минжилкоммунхоз | | числе | жилищных услуг; | Совет министров | | внедрения | Автономной | | комплексной | Республики Крым | | реконструкции | физкультуре | | кварталов | и Севастопольская | | (микрорайонов) | городские | | устаревшего | госадминистрации | | жилого | | фонда с | аварийных объектов | 2009-2010 | Минжилкоммунхоз | | привлечением | жилья и | Совет министров | | инвесторов-| коммунального | Автономной | | застройщиков | хозяйства | Республики Крым | | на конкурсной | физкультуре | | принципах | и Севастопольская | | городские | | госадминистрации | | органы местного | | самоуправления | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Организация ведения | 2009-2010 | Минжилкоммунхоз | | учета граждан | Совет министров | | Украины, | Автономной | | пользуются правом | Республики Крым | | на социальное жилье | физкультуре | | и находятся в | и Севастопольская | | очереди на его | городские | | получения, предоставления | госадминистрации | | государственной поддержки | органы местного | | для приобретения жилья | самоуправления | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | обеспечению | 2010-2012 | Минжилкоммунхоз | | прогнозирования | Минрегионстрой | | потребностей в жилье за ??| | Минэкономики | | категориям и | Минфин | | определения его | Минтруда | | необходимых объемов | Минюст | | на средне-и | | долгосрочную | | перспективу | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Разработка | 2010-2013 | Минжилкоммунхоз | | региональных | Совет министров | | программ развития | Автономной | | коммунальной | Республики Крым | | инфраструктуры. | Физкультуре и | | Введение | Севастопольская | | энергетического | городские | | планирования | госадминистрации | | органы местного | | самоуправления | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Создание современной | 2012-2013 | Минжилкоммунхоз | | геоинформационной | Совет министров | | системы жилищного | Автономной | | фонда и | Республики Крым | | коммунальной | физкультуре и | | инфраструктуры | Севастопольская | | городские | | госадминистрации | | органы местного | | самоуправления | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | При осуществлении | | комплексной | | реконструкции | | кварталов | | (микрорайонов) | | устаревшего | | жилищного фонда | | обеспечить: | | | определения | 2012-2014 | Минжилкоммунхоз | | кварталов | Минрегионстрой | | (микрорайонов), что | органы местного | | требующие | самоуправления | | проведения | | комплексной | | реконструкции | | согласно | | генеральных планов | | населенных пунктов, | | градостроительного | | обоснование, | | проектов | | комплексной | | застройки тер-| | | тории, проектной | | документации на | | строительство | | отдельных объектов | | в этих кварталах | | (микрорайонах) и | | обнародования | | соответствующей | | информации в | | средствах массовой | | информации; | | | согласование | 2012-2014 | Минжилкоммунхоз | | интересов | Минрегионстрой | | территориальных | Совет министров | | общин и | Автономной | | инвесторов-| | Республики Крым | | застройщиков в | физкультуре | | осуществлении | и Севастопольская | | инженерной | городские | | подготовки, | госадминистрации | | строительстве | органы местного | | объектов социального | самоуправления | | ной и инженерно-| | | транспортной | | инфраструктуры, | | проведении | | благоустройства | | прилегающих | | придомовых | | территорий за | | счет средств | | инвесторов, | | застройщиков и | | органов местного | | самоуправления; | | | координацию действий | 2012-2014 | Минжилкоммунхоз | | комплексной | Минрегионстрой | | реконструкции | Совет министров | | кварталов | Автономной | | (микрорайонов), | Республики Крым | | определения | физкультуре | | обязательств, | и Севастопольская | | ответственности | городские | | за их невыполнение | госадминистрации | | участниками | органы местного | | комплексной | самоуправления | | реконструкции | | кварталов | | (микрорайонов) | | | осуществление | 2012-2014 | Минжилкоммунхоз | | контроля | Минрегионстрой | | по конкурсному | Совет министров | | определения | Автономной | | инвестора | Республики Крым | | застройщика | физкультуре | | комплексной | и Севастопольская | | реконструкции | городские | | квартала | госадминистрации | | (микрорайона) | органы местного | | самоуправления | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Введение | 2010-2011 | Минжилкоммунхоз | | системы управления | | качеством в сфере | | жилищно-коммунальных | | услуг | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Разработка программ | 2009 | Минжилкоммунхоз | | учебных курсов | МОН | | и организация | Совет министров | | обучения по | Автономной | | создание объединений | Республики Крым | | совладельцев | физкультуре | | многоквартирных | и Севастопольская | | зданий и | городские | | управления жилищным | госадминистрации | | фондом | органы местного | | самоуправления | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Содействие образованию | 2010-2012 | Минжилкоммунхоз | | при органах | Совет министров | | местного | Автономной | | самоуправления | Республики Крым | | подразделений по | физкультуре | | вопросам организации | и Севастопольская | | объединений | городские | | совладельцев | госадминистрации | | многоквартирных | органы местного | | зданий и | самоуправления | | развития института | | управляющих | | жилых домов | | -------------- + ------------------- + - -------- + --------------------- | | 3. Обес-| Развитие системы | 2010-2013 | Минжилкоммунхоз | | ния | финансового | | безубыточного | обеспечение | | функционирования | модернизации | | предприятий | коммунальной | | жилищно-| инфраструктуры | | коммунального | ------------------- + ---------- + ---- ----------------- | | хозяйства | Разработка и | 2009-2010 | Минжилкоммунхоз | | организация | | учебных программ | | по: | | | осуществление | | долгосрочного | | финансового | | планирования | | предприятиях | | жилищно-| | | коммунального | | хозяйства; | | применения и | | сопровождение | | программного | | обеспечение | | расчета тарифов | | на производство, | | транспортировки, | | снабжения | | тепловой энергии | | и услуги по | | централизованного | | отопления и | | снабжения горячей | | воды | | -------------- + ------------------- + - -------- + --------------------- | | 4. Техническое | Создание и | 2010-2014 | Минжилкоммунхоз | | переоснащение | обновления: | | жилищно-| | | коммунального | базы данных | | хозяйства, | новейших | | сокращение | технологий и | | удельных | оборудования | | показателей | отечественного | | использования | производства, | | энергетических и | могут быть | | материальных | использованы | | ресурсов на | в сфере жилищно-| | | производство | коммунального | | жилищно-| хозяйства, | | коммунальных | экономические | | услуг, в том | показатели которых | | числе | не ниже | | создание | зарубежных | | действенного и | аналогов; | | прозрачного | | механизма | атласа доступных | | стимулирования | альтернативных | | использования | источников энергии в | | альтернативных | разрезе регионов, | | источников энергии | его ежегодное | | и видов | обновления и | | топлива | обнародования | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Разработка схем | 2009-2010 | Минжилкоммунхоз | | тепло | | населенных пунктов | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Внедрение | 2010-2014 | Минжилкоммунхоз | | пилотных проектов | Совет министров | | по переводу | Автономной | | предприятий | Республики Крым | | жилищно-| | местные | | коммунального | госадминистрации | | хозяйства на | органы местного | | альтернативные | самоуправления | | источники энергии и | | виды топлива | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Введение | 2010-2011 | Минжилкоммунхоз | | отдельного порядка | Минэкономики | | определения | Минфин | | амортизации | | основных фондов | | предприятий | | жилищно-| | | коммунального | | хозяйства, | | работающих на | | альтернативных | | источниках и видах | | топлива | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Создание условий для | 2010-2014 | Минжилкоммунхоз | | организации и | Минтопэнерго | | развития | Минюст | | предприятий по | | производства | | альтернативных | | источников энергии и | | видов топлива в | | сфере предоставления | | жилищно-коммунальных | | услуг | | -------------- + ------------------- + - -------- + --------------------- | | 5. Привлечение | Проведение | 2009-2014 | Минжилкоммунхоз | | инвестиций и | разъяснительной и | | сотрудничество с | методологической | | международными | работы по | | финансовыми | подготовки | | учреждениями и | инвестиционных | | донорскими | проектов в соответствии | | организациями | требованиям | | международных | | финансовых | | организаций | | -------------- + ------------------- + - -------- + --------------------- | | 6. Привлечение | Создание | 2009-2010 | Минжилкоммунхоз | | общественности | информационно-| | | к процессам | аналитической системы | | формирования | сбора, передачи, | | жилой | анализа и | | политики и | мониторинга | | реформирования | информации о | | жилищно-| реформирования | | коммунального | жилищно-| | | хозяйства | коммунального | | хозяйства | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Проведение | 2010-2014 | Госкомстат | | государственных | Минжилкоммунхоз | | статистических | Минэкономики | | наблюдений за | | состоянием реформирования | | и развития жилищно-| | | коммунального | | хозяйства | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Организация | 2009-2010 | Минжилкоммунхоз | | учебных программ | | по подготовке | | управляющих имуществом | | жилого комплекса | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Повышение | 2009-2014 | Минжилкоммунхоз | | квалификации | | должностных лиц | | органов местного | | самоуправления, | | работников | | коммунальных | | предприятий и | | председателей объединений | | совладельцев | | многоквартирных | | домов по | | реформирования и | | развития жилищно-| | | коммунального | | хозяйства | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Ежегодное проведение | 2009-2014 | Минжилкоммунхоз | | социологических | | опросов среди | | населения о | | уровень качества | | предоставления жилищно-| | | коммунальных услуг | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Разработка и | 2011-2014 | Минжилкоммунхоз | | выполнения программ | | информационно-| | | пропагандистского, | | образовательного и | | просветительского | | обеспечение | | проведения реформ в | | сфере жилищно-| | | коммунальных услуг | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Разработка и | 2009-2011 | Совет министров | | внедрения | Автономной | | местных программ | Республики Крым | | привлечение | физкультуре | | общественности к | и Севастопольская | | формирования жилой | городские | | политики и | госадминистрации | | реформирования | органы местного | | жилищно-| | самоуправления | | коммунального | | хозяйства | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Организация | 2010-2014 | Минжилкоммунхоз | | постоянно действующего | Совет министров | | семинара для | Автономной | | представителей | Республики Крым | | органов местного | физкультуре | | самоуправления и | и Севастопольская | | коммунальных | городские | | предприятий по | госадминистрации | | форм и методов | органы местного | | работы с | самоуправления | | общественностью | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Проведение | 2010-2014 | Минжилкоммунхоз | | общественных | Совет министров | | форумов, | Автономной | | общественных | Республики Крым | | слушаний, круглых | физкультуре | | столов для | и Севастопольская | | формирования | городские | | взвешенной | госадминистрации | | гражданской позиции | органы местного | | и соблюдение | самоуправления | | баланса интересов | | поставщиков и | | потребителей | | жилищно-коммунальных | | услуг | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Подготовка | 2009-2014 | Минжилкоммунхоз | | материалов для | Совет министров | | средств массовой | Автономной | | информации с целью | Республики Крым | | освещения | физкультуре | | коммунальных проблем | и Севастопольская | | городские | | госадминистрации | | органы местного | | самоуправления | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Издание пособий | | в рамках | | факультативной | | программы | | общеобразовательных | | учебных | | заведений: | | | "Все о воде для | 2009-2010 | Минжилкоммунхоз | | будущих | МОН | | поколений "; | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | по | 2010 | Минжилкоммунхоз | | теплосбережения | МОН | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Освещение вопросов | 2010-2014 | Минжилкоммунхоз | | жилищно-| | | коммунального | | хозяйства | | электронных | | информационных | | системах | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | Создание современных | 2009-2014 | Минжилкоммунхоз | | информационно-| | Совет министров | | телекоммуникационных | Автономной | | систем: | Республики Крым | | физкультуре | | для организации | и Севастопольская | | общения с | городские | | населением с | госадминистрации | | вопросам жилищно-| | органы местного | | коммунального | самоуправления | | хозяйства и | | жилищной политики; | | ------------------- + ---------- + ----- ---------------- | | учета | Минжилкоммунхоз | | энергоресурсов и | Минтопэнерго | | контроля качества | Минэкономики | | электроэнергии, | Минфин | | газа, тепла и | Госпотребстандарт | | воды | НКРЭ | | НАЭР | | Минюст | -------------------------------------- -------------------------------
|