З А К О Н У К Р А И Н Ы
О зоне чрезвычайной экологической ситуации (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 42, ст.348) {С изменениями, внесенными Законом N 3421-IV ( 3421 -15 ) от 09.02.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.199}
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение зоны чрезвычайной экологической ситуации Зона чрезвычайной экологической ситуации - отдельная местность Украине, на которой возникла чрезвычайная экологическая ситуация. Чрезвычайная экологическая ситуация - чрезвычайная ситуация, при которой на отдельной местности произошли негативные изменения в окружающей среде, требующие применения чрезвычайных мер со стороны государства. Негативные изменения в окружающей среде - это потеря, истощение или уничтожение отдельных природных комплексов и ресурсов вследствие чрезмерного загрязнения окружающей среды, разрушительного влияния стихийных сил природы и других факторов, ограничивающих или исключающих возможность жизнедеятельности человека и осуществления хозяйственной деятельности в этих условиях. Статья 2. Законодательство о зоне чрезвычайной экологической ситуации Законодательство о зоне чрезвычайной экологической ситуации базируется на Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и состоит из законов Украины" Об охране окружающей природной среды " ( 1264-12 ), "Об аварийно-спасательных службах" ( 1281-14 ), "О правовом режиме чрезвычайного положения "( 1550-14 ), настоящего Закона и других законов, а также принятых в соответствии с них нормативно-правовых актов. Статья 3. Основные задачи Закона и сфера его действия Основными задачами настоящего Закона являются: правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении чрезвычайных мер, направленных на защиту жизни и здоровья людей и нормализацию экологического состояния на территории зоны чрезвычайной экологической ситуации; определение порядка установления правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации, его организационного, финансового и материально-технического обеспечения, в том числе соответствующего режима использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов; установление порядка привлечения юридических и физических лиц в участия в чрезвычайных мероприятиях на территории зоны и возмещения стоимости выполненных ими работ; определение порядка возмещения вреда, причиненного юридическим и физическим лицам в результате возникновения чрезвычайных экологических ситуаций или проведения работ по ликвидации их последствий. Статья 4. Основные принципы регулирования правового режима в зоне чрезвычайной экологической ситуации Основными принципами регулирования правового режима в зоне чрезвычайной экологической ситуации является: приоритет защиты жизни и здоровья людей; незыблемость конституционных прав и свобод человека и гражданина; комплексность мероприятий, направленных на нормализацию экологического состояния; обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды, возможную угрозу для жизни и здоровья людей и о выполнения мероприятий, направленных на нормализацию экологического состояния; неотвратимость ответственности лиц, виновных в возникновении или осложнении чрезвычайной экологической ситуации. Раздел II ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОБЪЯВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНОЙ местности зоной чрезвычайной экологической СИТУАЦИИ, изменения границ территории УКАЗАННОЙ ЗОНЫ Статья 5. Основания для объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации Основаниями для объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации является: значительное превышение предельно допустимых норм показателей качества окружающей среды, определенных законодательством; возникновение реальной угрозы жизни и здоровью большого количества людей или причинения значительного материального ущерба юридическим, физическим лицам или окружающей среде вследствие чрезмерного загрязнения окружающей среды, разрушительного влияния стихийных сил природы или других факторов; негативные изменения, которые произошли в окружающей среде на значительной территории и которые невозможно устранить без применения чрезвычайных мер со стороны государства; негативные изменения, которые произошли в окружающей среде, которые существенно ограничивают или исключают возможность проживания населения и ведения хозяйственной деятельности на соответствующей территории; значительное увеличение уровня заболеваемости населения в результате негативных изменений в окружающей среде. Статья 6. Порядок объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации Отдельная местность Украины объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации Президентом Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины или по представлению Кабинета Министров Украины. Указ Президента Украины об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации утверждается Верховной Радой Украины в течение двух дней со дня обращения Президента Украины. Кабинет Министров Украины вносит представление об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации на основании предложений центрального органа исполнительной власти, в ведению которого отнесены вопросы экологической безопасности, совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, органов местного самоуправления или по собственной инициативе. Объявления отдельной местности Автономной Республики Крым зоной чрезвычайной экологической ситуации или отдельных ее местностей может инициировать Верховная Рада Автономной Республики Крым. В Указе Президента Украины об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации указываются, в частности: обстоятельства, ставшие причиной объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации; обоснование необходимости объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации; пределы территории, на которой объявляется зона чрезвычайной экологической ситуации; меры по организационному, финансовому и материально-технического обеспечения жизнедеятельности населения в зоне чрезвычайной экологической ситуации; основные мероприятиями для преодоления последствий чрезвычайной экологической ситуации; ограничения на определенные виды деятельности в зоне чрезвычайной экологической ситуации; время, с которого отдельная местность объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации, и срок, на который эта территория объявляется зоной. Указ Президента Украины об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации немедленно доводится до сведения населения через средства массовой информации и систему оповещения гражданской обороны. Статья 7. Изменение границ территории, на которой объявляется зона чрезвычайной экологической ситуации Границы территории, на которой объявляется зона чрезвычайной экологической ситуации, могут быть изменены с соблюдением требований, установленных статьей 6 настоящего Закона. Раздел III обеспечении правового режима ЗОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ Статья 8. Правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации Правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации - это особый правовой режим, который может временно вводиться в отдельных местностях в случае возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и направляется для предупреждения людских и материальных потерь, предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, а также устранения негативных последствий чрезвычайной экологической ситуации. Введение соответствующего правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации предусматривает выделение государством и / или органами местного самоуправления дополнительных финансовых и других материальных ресурсов, достаточных для нормализации экологического < br> состояния и возмещения нанесенных убытков, внедрение специального режима поставок продукции для государственных нужд, реализацию государственных целевых программ общественных работ. {Часть вторая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006} При наличии достаточных оснований в пределах зоны чрезвычайной экологической ситуации может быть введен правовой режим чрезвычайного положения в порядке, установленном Законом Украины "О правовом режиме чрезвычайного положения "( 1550-14 ). Центральные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины и законами Украины, и обеспечивают соблюдение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации и выполнения мероприятий, предусмотренных настоящим Законом и актами Президента Украины. Статья 9. Изменение и досрочное прекращение действия правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации Действие правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации может быть досрочно прекращено Президентом Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины или по представлению Кабинета Министров Украины в случае устранения обстоятельств, послуживших причиной объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации, выполнении мероприятий, которые необходимо было осуществить для нормализации экологического состояния на территории зоны чрезвычайной экологической ситуации. Прекращение действия правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации на территории Автономной Республики Крым или в отдельных ее местностях может инициировать Верховная Рада Автономной Республики Крым. Представление Кабинета Министров Украины о досрочном прекращении действия правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации готовятся с учетом предложений органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти. С досрочным прекращением действия правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации такая территория не считается зоной чрезвычайной экологической ситуации. Изменение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации проводится с соблюдением требований, установленных статьей 6 настоящего Закона. Статья 10. Мероприятия, которые могут осуществляться в зоне чрезвычайной экологической ситуации Введение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации предусматривает обязательное выделение средств из государственного и местных бюджетов, резервного фонда Кабинета Министров Украины или других источников, не запрещенных законом. За недостаточностью этих средств Кабинет Министров Украины подает Президенту Украины законопроект об изменениях в Государственный бюджет Украины, который подается в Верховной Рады Украины для внеочередного рассмотрения как неотложный. В пределах расходов, предусмотренных местными бюджетами на соответствующие цели, органы местного самоуправления выделяют финансовые и другие материальные ресурсы, а при необходимости - дополнительные средства, с соблюдением требований, установленных статьей 67 Закона Украины "О местном самоуправлении" ( 280/97-ВР ). Кабинет Министров Украины или уполномоченный им центральный орган исполнительной власти в пределах выделенных средств размещает соответствующее государственный заказ на поставку продукции для государственных потребностей. Кабинет Министров Украины также утверждает и обеспечивает выполнение государственных целевых программ общественных работ. {Часть третья статьи 10 в редакции Закона N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006} Органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы в пределах выделенных средств размещают соответствующие заказы на поставки продукции для местных нужд, утверждают и реализуют местные комплексные или целевые программы общественных работ. В случае введения в пределах зоны чрезвычайной экологической ситуации правового режима чрезвычайного положения в соответствии с Законом Украины "О правовом режиме чрезвычайного положения" могут вводиться, в частности, следующие мероприятия: установление особого режима въезда и выезда; ограничение движения транспортных средств и проведения их осмотра с целью необходимой обработке, временной задержки в случае выявления возможного опасного их влияния на жизнь и здоровье людей или < br> угрозы ухудшения экологической ситуации; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; установление ограничений или запрета на проведение массовых мероприятий, в том числе в случае обострения эпидемиологической обстановки, кроме мероприятий, запрет и проведение которых устанавливается судом; < br> отселения людей из мест, опасных для их проживания, с обязательным предоставлением им жилых помещений для постоянного или временного проживания; установление временного запрещения на строительство новых и расширение действующих предприятий и других объектов, деятельность которых не связана с ликвидацией чрезвычайной экологической ситуации или с обеспечением жизнедеятельности населения; установление карантина и осуществление других обязательных санитарно-противоэпидемических мероприятий; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости среди населения; проведения мобилизации ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, изменение режима их работы и профиля производственной деятельности в пределах, необходимых для проведения аварийно- спасательных и восстановительных работ; проведение необходимых работ по предоставлению помощи животным в случае их заболевания, угрозы их гибели; принудительное отчуждение объектов права частной собственности с обязательным последующим полным возмещением их стоимости выполнение комплекса работ по нормализации экологического положения на территории зоны чрезвычайной экологической ситуации. Для выполнения неотложных аварийно-спасательных и восстановительных работ в зоне чрезвычайной экологической ситуации могут при необходимости привлекаться в установленном законом порядке на добровольной основе трудоспособное население, транспортные средства граждан при условии обязательного обеспечения безопасности труда. Запрещается привлекать несовершеннолетних, а также беременных женщин к работам, которые могут негативно повлиять на состояние их здоровья. При необходимости в срочном выполнении в зоне чрезвычайной экологической ситуации больших объемов аварийно-спасательных и восстановительных работ Президент Украины может принять решение о привлечении к выполнению таких работ воинских частей Вооруженных Сил Украины и других образованных согласно закону Украины военных формирований. Статья 11. Наблюдение за состоянием окружающей природной среды в зоне чрезвычайной экологической ситуации Для обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о негативных изменениях в окружающей среде, произошедших в зоне чрезвычайной экологической ситуации, соответствии с законодательством проводятся специальные наблюдения за состоянием окружающей природной среды с целью: определение степени влияния опасных факторов, повлекших возникновения и привели к чрезвычайной экологической ситуации; краткосрочного и долгосрочного прогнозирования негативных изменениям окружающей природной среды в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также на прилегающих к ней территориях. Статья 12. Ограничения на определенные виды деятельности в зоне чрезвычайной экологической ситуации Решением об установлении правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации, с целью осуществления мероприятий для нормализации экологического состояния, могут устанавливаться ограничения на осуществление определенных видов деятельности путем установления временного запрета на: строительство и функционирование объектов, представляющих повышенную экологическую опасность; применение в хозяйственной и иной деятельности особенно опасных веществ (химических, радиоактивных, токсичных, взрывных, окислительных, горючих, биологических агентов и т.п.), средств защиты растений, совокупность свойств которых и / или особенности их состояния могут ухудшать экологическую ситуацию в этой зоне; функционирования санаторно-курортных учреждений; производство любой другой деятельности, составляет повышенную экологическую опасность для людей, растительного, животного мира и других природных объектов. Статья 13. Обеспечение общественного порядка в зоне чрезвычайной экологической ситуации Обеспечение общественного порядка в зоне чрезвычайной экологической ситуации осуществляется силами и средствами подразделений Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины соответствии с законом. Раздел IV ПРИЗНАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ пострадавших от чрезвычайных ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И возмещение причиненного им ущерба Статья 14. Признание пострадавшими от чрезвычайной экологической ситуации Потерпевшими от чрезвычайной экологической ситуации в соответствии закону признаются юридические и физические лица, которым причинен ущерб вследствие возникновения этой ситуации или проведения работ по ликвидации ее последствий. Статья 15. Возмещение вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайной экологической ситуации, и оплата труда гражданам, привлеченным к выполнению мероприятий по < br> ликвидации ее последствий в зоне чрезвычайной экологической ситуации Лицам, пострадавшим от чрезвычайной экологической ситуации, возмещается причиненный материальный ущерб и предоставляется другая необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных законом. Возмещение вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайной экологической ситуации, и гражданам, привлеченным к выполнению мероприятий по ликвидации ее последствий, осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, предусмотренных на указанные цели, резервного фонда Кабинета Министров Украины, а также других, не запрещенных законом, источников. Гражданам, привлеченным к выполнению мероприятий в зоне чрезвычайной экологической ситуации, в том числе аварийно-спасательных работ, в случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантируется оплата труда в соответствии с действующим законодательством. Раздел V ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА В зоне чрезвычайной экологической ситуации Статья 16. Ответственность за нарушение правового режима в зоне чрезвычайной экологической ситуации Юридические и физические лица, виновные в нарушении правового режима в зоне чрезвычайной экологической ситуации, несут ответственность соответствии с законами. Юридические и физические лица, по вине которых юридическим и физическим лицам причинен вред, связанный с несоблюдением требований настоящего Закона, возмещают его по закону. Статья 17. Международное сотрудничество Украина принимает участие в международном сотрудничестве в сфере предупреждение чрезвычайных экологических ситуаций, ликвидации их последствий и оказание взаимной помощи в соответствии с международными договорами Украины и законодательством Украины. Условия предоставления Украиной помощи иностранным государствам и получения Украиной помощи в области предупреждения чрезвычайных экологических ситуаций и ликвидации их последствий на пограничных территориях определяются международными договорами Украины и < br> законодательством Украины. Раздел VI Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Кабинета Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона: подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведения законов Украины в соответствие с настоящим Законом; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 13 июля 2000 N 1908-III
|
|