З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об основных принципах государственной аграрной политики на период до 2015 года (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2006, N 1, ст.17)
Приоритетность развития агропромышленного комплекса и социального развития села в национальной экономике обусловлено исключительной значимости и незаменимостью производимой продукции сельского хозяйства в жизнедеятельности человека и общества, потребностью возрождения крестьянства как хозяина земли, носителя морали и национальной культуры. Статья 1. Общие положения Основные принципы государственной аграрной политики направлены на обеспечения устойчивого развития аграрного сектора национальной экономики на период до 2015 года, системности и комплексности в время осуществления мероприятий по реализации государственной аграрной политики всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления. Государственная аграрная политика базируется на национальных приоритетах и ??учитывает необходимость интеграции Украины в Европейского Союза и мирового экономического пространства. Основными составляющими государственной аграрной политики является комплекс правовых, организационных и экономических мер, направленных на повышения эффективности функционирования аграрного сектора экономики, решение социальных проблем сельского населения и обеспечения комплексного и устойчивого развития сельских территорий. Основные принципы государственной аграрной политики распространяются на сельское и рыбное хозяйство, пищевую промышленность и переработка сельскохозяйственных продуктов (далее - аграрный сектор), аграрную науку и образование , социальную сферу села, их материально-техническое и финансовое обеспечение. Статья 2. Цель государственной аграрной политики Государственная аграрная политика направлена ??на достижение таких стратегических целей: гарантирования продовольственной безопасности государства; превращение аграрного сектора в высокоэффективный, конкурентоспособный на внутреннем и внешнем рынках сектор экономики государства; сохранения крестьянства как носителя украинской идентичности, культуры и духовности нации; комплексное развитие сельских территорий и решения социальных проблем на селе. Статья 3. Основные приоритеты государственной аграрной политики Основными приоритетами государственной аграрной политики являются: обеспечение в сельскохозяйственном производстве за помощью системы государственных организационно-правовых мероприятий прибыли на авансированный капитал, включая стоимость земельных ресурсов, не ниже среднего уровня по экономике государства ; создание условий для реализации и защиты прав крестьян на землю, формирования рыночных земельных отношений, охраны земель; усиление социальной защиты сельского населения, установления заработной платы и пенсионного обеспечения работников сельского хозяйства не ниже среднего уровня в отраслях экономики государства; создание равных условий для функционирования различных организационно-правовых форм хозяйствования в аграрном секторе, способствующих гармонизации интересов собственников и наемных работников; разработка и внедрение государственных и региональных программ комплексного развития сельских территорий, усовершенствования государственной поддержки развития предпринимательства с целью решения проблемы занятости сельского населения; государственная поддержка развития конкурентоспособного сельскохозяйственного производства на основе кооперации и интеграции; внедрение современных механизмов и методов формирования прозрачного рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия, капитала, в том числе производственных ресурсов и рабочей силы; государственная поддержка субъектов аграрного сектора путем концентрации государственных ресурсов на приоритетных направлениях развития, формирования благоприятной ценовой, финансово-кредитной, страховой, налоговой и бюджетной политики, обеспечения рациональных внутриотраслевых и межотраслевых экономических отношений; создание благоприятных условий для реализации экспортного потенциала аграрного сектора экономики; государственная поддержка подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, проведения научных исследований для аграрного сектора; создание условий для закрепления в сельской местности квалифицированных специалистов сельского хозяйства, образования, культуры, здравоохранения и бытового обслуживания; государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих мелиорированные земли, особенно по содержанию внутрихозяйственных мелиоративных систем и оплаты электроэнергии, расходуемой для подачи воды для полива; < br> усовершенствованию системы государственного управления, эффективное сочетание общегосударственной и региональной политики в аграрном секторе. Статья 4. Пути реализации основных приоритетов государственной аграрной политики Путями реализации основных приоритетов государственной аграрной политики являются: 1. Развитие земельных отношений Развитие земельных отношений осуществляться путем расширение и совершенствование нормативно-правового обеспечения, формирования соответствующих институциональных основ, усиление государственной поддержки земельной реформы. Основными путями развития земельных отношений являются: полная персонификация владельцев и пользователей земельных участков сельскохозяйственного назначения; создание государственной системы регистрации прав собственности на земельные участки и расположенное на них недвижимое имущество; усовершенствования методики оценки земель, учета стоимости земли сельскохозяйственного назначения при сбалансировании межотраслевых отношений; формирование инфраструктуры рынка земли; создание системы земельного ипотечного кредитования; внедрение и финансовое обеспечение общегосударственных программ использования и охраны земель, в частности уменьшение распаханности земель, системы защиты их от водной и ветровой эрозии, воспроизводство и повышение плодородия почв, агролесомелиорации и мелиорации земель, рекультивации нарушенных земель, стандартизации и нормирования в области охраны земель; включение проектов организации территорий вновь землевладений и землепользований в бизнес-планов соответствующих сельскохозяйственных предприятий; внедрения эффективной системы охраны плодородия почв и системы мониторинга почв, проведение сплошной агрохимической паспортизации земель сельскохозяйственного назначения. 2. Формирование благоприятной экономической среды для эффективной деятельности субъектов аграрного сектора Основными направлениями повышения эффективности деятельности субъектов аграрного сектора являются: повышение уровня менеджмента в организации хозяйственной деятельности субъектов аграрного сектора, совершенствование государственной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, усиление государственной поддержки создания и функционирования системы сельскохозяйственного дорадництва и рынка консультативных услуг; улучшение научного обеспечения развития аграрного сектора; усовершенствования государственной регуляторной политики относительно построения сбалансированных межотраслевых экономических отношений, недопущения монопольной деятельности в обеспечении потребностей субъектов аграрного сектора в ресурсах; содействие внедрению ресурсосберегающих, безопасных и экологически чистых технологий производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия; создание условий для повышения роли самоуправляющихся отраслевых и межотраслевых объединений в регулировании экономических отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, заготовительными, перерабатывающими, сервисными и торговыми предприятиями; развитие системы государственной поддержки сельскохозяйственного производства с учетом требований ВТО и международных обязательств Украины относительно аграрного сектора, частности внедрение механизмов государственной поддержки страхования < br> рисков в сельском хозяйстве, создания и функционирования сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, развитие долгосрочного кредитования инновационных проектов, создания системы ипотечного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей; совершенствование системы поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей путем введения дотаций государственного и местных бюджетов на содержание маточного поголовья животных, посевов стратегически важных видов сельскохозяйственных культур, < br> увеличение финансовой поддержки хозяйств в регионах с неблагоприятными для ведения сельского хозяйства природно-климатическими условиями; совершенствования налоговой политики в аграрном секторе с целью оптимизации налоговой нагрузки и усиления стимулирующей функции налогов; развитие финансово-кредитных механизмов, в частности, что предусматривают усовершенствование частичной компенсации кредитных ставок в случае значительного превышения процентных ставок, формирования фонда кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и гарантий возврата кредитов, введение бюджетного финансирования на условиях приоритетности собственных средств, создание надлежащей рыночной финансовой инфраструктуры; создание условий для технического переоснащения заводов сельскохозяйственного машиностроения с целью выпуска техники, которая обеспечит внедрение современных, высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий в агропромышленное производство, переоснащение материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий путем совершенствования долгосрочного кредитования, частичной компенсации стоимости сложной сельскохозяйственной техники за счет Государственного бюджета Украины, системы финансового лизинга, поддержки развития инфраструктуры материально-технического обеспечения разработка и внедрение программы развития производства дизельного биотоплива на период до 2010 года; усиление государственной поддержки борьбы с вредителями и болезнями растений и животных, внедрение надежных систем их предупреждение; государственное стимулирование структурной перестройки сельскохозяйственного производства, отраслей пищевой промышленности и переработки сельскохозяйственных продуктов; создание и совершенствование элементов современной рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торговых домов, бирж, аукционов, ярмарок) для реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, стимулирования развития частных и частно-кооперативных предприятий в сфере агросервиса, переработки, сбыта продукции и маркетингового обслуживания личных крестьянских и фермерских хозяйств. 3. Государственная политика по развитию рынков продукции сельского хозяйства и продовольствия Государственная политика по развитию рынков продукции сельского хозяйства и продовольствия направляется на обеспечение платежеспособного спроса населения в продовольственных товарах, потребности предприятий пищевой промышленности и переработки сельскохозяйственных продуктов в сырье, создание условий для эффективной защиты внутреннего рынка и содействие продвижению сельскохозяйственной продукции и продовольствия на внешний рынок. Основными направлениями решения проблем формирования рынков продукции сельского хозяйства и продовольствия являются: совершенствование правовых и организационно-экономических основ обеспечения деятельности участников таких рынков с учетом интеграции Украины в Европейский Союз и в мировой экономического пространства; стимулирование развития спотового и форвардного рынка на основе развитой биржевой инфраструктуры, совершенствование системы регулирования биржевого товарного рынка; создание государственной системы ценового мониторинга, анализа конъюнктуры и прогноза рынков, распространения этой информации среди их участников; создание условий для поддержания стабильной ценовой ситуации и прозрачности на рынке путем внедрения залоговых и интервенционных операций с сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, совершенствование системы формирования государственных и < br> региональных продовольственных ресурсов, внедрение адресной государственной продовольственной помощи социально незащищенным слоям населения, усовершенствования государственной поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствование государственной статистики субъектов рынка; усовершенствовании государственного регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности, введения квотирования импорта отдельных стратегических видов хозяйства и продовольственных товаров; недопущения их неконтролируемого перемещения через границу ; усиление защиты прав потребителей путем усовершенствования государственного контроля качества и безопасности продовольственных товаров, гармонизация национальных стандартов с международными, в частности стандартами Европейского Союза; совершенствование конкурентного законодательства и механизмов применения антидемпинговых и других мер по предотвращению недобросовестной конкуренции; реализация общегосударственных программ развития инфраструктуры аграрного рынка и соответствующих региональных программ. 4. Совершенствование системы государственного регулирования, эффективное сочетание общегосударственной и региональной политики в аграрном секторе Основными направлениями совершенствования системы государственного регулирования в аграрном секторе являются: реформирования системы органов исполнительной власти, осуществляющих государственном регулировании аграрного сектора, путем пересмотра и четкого разграничения их полномочий и утверждение прямой подчиненности начиная с районного уровня, приближения ее к стандартам Европейского Союза; разработка и внедрение с учетом общегосударственных программ региональных программ развития аграрного сектора; направления деятельности органов исполнительной власти на усиление стратегического анализа, прогнозирования и мониторинга, инспекционных и контрольных функций. 5. Комплексное развитие сельских территорий, повышение социальной защиты и жизненного уровня сельских жителей Основными направлениями комплексного развития сельских территорий, повышение социальной защиты и жизненного уровня крестьян являются: обеспечение надежного функционирования социальной инфраструктуры села в новых экономических условиях, формирование механизмов и определение управленческих структур, обеспечивать их реализацию на всех уровнях; восстановление, создание и обеспечение государством формирования системы государственного регулирования демографических процессов сельского развития, реализация программ стимулирования развития депрессивных территорий; приближения и выравнивание условий жизнедеятельности городского и сельского населения, формирования комплексной системы предприятий, учреждений и организаций, которые будут предоставлять необходимые услуги сельскому населению; содействие увеличению занятости сельского населения путем государственной поддержки развития предпринимательства, создание условий для сохранения и развития малых, отдаленных и таких в упадок, сельских поселений; содействие повышению уровня доходов сельского населения, усовершенствования общеобязательного пенсионного страхования работников сельского хозяйства; стимулирование закрепления на селе специалистов сельского хозяйства, образования, культуры, здравоохранения и бытового обслуживания. 6. Проведение государственной аграрной политики в период до 2015 года и критерии ее оценки Реализация положений государственной аграрной политики осуществляется путем усовершенствования нормативно-правовой базы, создание соответствующих инфраструктуры и институтов, обеспечение мероприятий по реализации финансированием из Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, согласование с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Реализация государственной аграрной политики осуществляется на основе последовательности, преемственности и этапности. Критериями оценки воплощения государственной аграрной политики является обеспечение: до 2007 года - занятости сельских трудоспособных жителей не ниже средней по стране, а к 2015 году - средней в странах Европейского Союза; до 2007 года - потребление продуктов питания на душу населения на уровне наборов питания согласно Закону Украины "О прожиточном минимуме" ( 966-14 ), а к 2015 году - на уровне ориентировочного набора основной продовольственного сырья и пищевых продуктов в среднем на душу населения Украины; до 2015 года - повышение уровня доходов сельского населения и среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства до уровня не ниже среднего в других отраслях экономики государства. Статья 5. Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Кабинета Министров Украины в течение месяца со дня вступления силу настоящего Закона: подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно приведения законов Украины в соответствие с этим Законом; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом и обеспечить издание нормативно-правовых актов, вытекающие из него; обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
Президент Украины В.ЮЩЕНКО г. Киев, 18 октября 2005 N 2982-IV
|
|