З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2011, N 26, ст.218)
Верховная Рада Украины постановляет а н о в л я есть : 1. Утвердить Основные принципы (стратегию) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года (прилагается). 2. Кабинету Министров Украины разработать и утвердить до 31 марта 2011 Национальный план действий по охране окружающей среды. 3. Закон вступает в силу со дня его опубликования.
Президент Украины В.ЯНУКОВИЧ г. Киев, 21 декабря 2010 N 2818-VI
УТВЕРЖДЕНО Законом Украины от 21 декабря 2010 года N 2818-VI ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ (СТРАТЕГИЯ) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ антропогенной и техногенной нагрузки на окружающую природную среду в Украине в несколько раз превышает соответствующие показатели в развитых странах мира. Продолжительность жизни в Украине составляет в среднем около 66 лет (в Швеции - 80, в Польше - 74). В значительной степени это обусловлено загрязнением окружающей среды вследствие осуществления производственной деятельности предприятиями горнодобывающей, металлургической, химической промышленности и топливно-энергетического комплекса. первопричиной экологических проблем Украины: унаследованная структура экономики с преобладающей долей ресурсо-и энергоемких отраслей, негативное влияние которой был усиленный переходом к рыночным условиям; изношенность основных фондов промышленной и транспортной инфраструктуры; существующая система государственного управления в сфере охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов, отсутствие четкого разграничения природоохранных и хозяйственных функций; недостаточная сформированность институтов гражданского общества; недостаточное понимание в обществе приоритетов сохранения окружающей среды и преимуществ устойчивого развития несоблюдение природоохранного законодательства. Атмосферный воздух По данным государственной статистической отчетности 2009 года, основными загрязнителями атмосферного воздуха являются предприятия перерабатывающей и добывающей промышленности и предприятия электро-и теплоэнергетики (соответственно 31 и 21 и 40 процентов общего объема выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения). Выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками составляют 39 процентов общей количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Выбросы загрязняющих веществ автомобильным транспортом составляют 91 процент загрязняющих веществ, выбрасываемых передвижными источниками. В загрязняющих веществ, преимущественно выбрасываются в атмосферный воздух, относятся оксид азота, оксид углерода, диоксид и другие соединения серы, пыль. Увеличивается количество случаев превышения установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками. Основными причинами, которые обусловливают неудовлетворительное состояние качества атмосферного воздуха в населенных пунктах, является несоблюдение предприятиями режима эксплуатации пылегазоочистного оборудования, неосуществление мер по снижению объема выбросов загрязняющих веществ до установленных нормативов, низкие темпы внедрения новейших технологий и значительное увеличение количества транспортных средств, в частности, исчерпавших срок годности. В последние годы в промышленно развитых городах в атмосферном воздухе постоянно регистрировалась наличие до 16 полициклических ароматических углеводородов, из которых 8 являются канцерогенами, групп нитрозаминов (нитрозодиметилам и нитрозодиетиламин) и тяжелых металлов (хром, никель, кадмий, свинец, бериллий). При этом в объемах загрязнения химическими канцерогенами наибольший удельный вес имеют соединения класса полициклических ароматических углеводородов. Всего канцерогенный риск в 2009 году достиг 6,4-13,7 случае онкологических заболеваний на 1 тысячу человек, что значительно превышает международные показатели риска. Охрана вод Водопользование в Украине осуществляется преимущественно нерационально, непроизводительные расходы воды увеличиваются, объем пригодных к использованию водных ресурсов вследствие загрязнения и истощения уменьшается. Практически все поверхностные водные источники и грунтовые воды загрязнены. Основные вещества, вызывающие загрязнения, - соединения азота и фосфора, органические вещества, поддаются легкому окислению, ядохимикаты, нефтепродукты, тяжелые металлы, фенолы. Интенсивная эвтрофикация внутренних водоемов приводит к ухудшению состояния Черного и Азовского морей. По уровню рационального использования водных ресурсов и качества воды Украины, по данным ЮНЕСКО, среди 122 стран мира занимает 95 место. Система государственного управления в области охраны вод требует безотлагательного реформирования в направлении перехода к интегрированному управления водными ресурсами. Функции управления в области охраны, использования и воспроизводства вод распределены между различными центральными органами исполнительной власти, что приводит к их дублирования, неоднозначного толкования положений природоохранного законодательства и неэффективному использованию бюджетных средств. Питьевое водоснабжение Украины почти на 80 процентов обеспечивается использованием поверхностных вод. Экологическое состояние поверхностных водных объектов и качество воды в них являются основными факторами санитарного и эпидемического благополучия населения. время большинство водных объектов по степени загрязнения отнесена к загрязненным и очень загрязненным. Подземные воды Украины во многих регионах (Автономная Республика Крым, Донбасс, Приднепровье) по своему качеству не отвечают нормативным требованиям к источникам водоснабжения, связано прежде всего с антропогенным загрязнением. Особое беспокойство вызывает состояние водоснабжения сельского населения, поскольку централизованным водоснабжением обеспечено только 25 процентов сельских населенных пунктов Украины. Загрязнение воды нитратами приводит к возникновению различных заболеваний, снижение общей резистентности организма и, как следствие, к повышению уровня общей заболеваемости, в частности инфекционными и онкологическими заболевания. Несоответствие качества питьевой воды нормативным требованиям является одной из причин распространения многих инфекционных и неинфекционных болезней. Охрана земель и почв Состояние земельных ресурсов Украины близок к критическому. По период проведения земельной реформы значительное количество проблем в сфере земельных отношений не только не решена, но и обострилась. Среди земель Украине наибольшую территорию занимают земли сельскохозяйственного назначения (71 процент), 78 процентов из которых пашней. на всей территории распространены процессы деградации земель, среди которых наиболее масштабными являются эрозия (около 57,5 ??процента территории), загрязнения (около 20 процентов территории), < br> подтопления (около 12 процентов территории). Уменьшается содержание питательных веществ в почвах, а ежегодные потери гумуса составляют 0,65 тонны на 1 гектар. Проблемы в сфере охраны земель в значительной степени обусловлены незавершенностью процесса инвентаризации и автоматизации системы ведения государственного земельного кадастра, несовершенством землеустроительной документации и недостаточностью нормативно-правового обеспечение, проведение образовательной и просветительской работы, низкой институциональной способности соответствующих органов исполнительной власти. Охрана лесов По площади лесов и запасам древесины Украина является государством с дефицитом лесных ресурсов. Леса занимают более 15,7 процента территории Украины (9,58 миллиона гектаров) и расположены в основном на севере (Полесье) и западе (Карпаты). Оптимальным, по европейским рекомендациям, есть указатель лесистости 20 процентов, для достижения которого необходимо создать более 2 миллионов гектаров новых лесов. Общая площадь покрытых лесной растительностью земель увеличилась с 1961 года с 7,1 до 9,5 миллиона гектаров (на 33,8 процента). Если указанные темпы залеснения будут сохранены, то только через 20 лет в Украине будет достигнут оптимальный уровень лесистости. Леса Госкомлесхоза, отнесены к природно-заповедного фонда, занимают около 1,2 миллиона гектаров, или 35 процентов природно-заповедного фонда Украины. Доля заповедных лесов, находящихся в подчинении Госкомлесхоза, составляет 15,4 процента. Полномочия по охране и воспроизводству лесов возложены на центральные и местные органы исполнительной власти, что приводит к их дублирования и неэффективного использования бюджетных средств. Система управления в области охраны и воспроизводства лесов не полностью обеспечивает многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование ресурсов и лесных экосистем. Необходимо осуществить реформирование указанной системы с обеспечением разграничения природоохранных и хозяйственных функций. Надра По данным кадастрового учета, в Украине на начало 2009 года насчитывалось 8658 месторождений с 97 видами полезных ископаемых и около 12 тысяч их проявлений. Одними из крупнейших по объему имеются запасы угля, железных, марганцевых и титаноциркониевих руд, а также графита, каолина, калийных солей, серы, огнеупорных глин, облицовочного камня. Доля их в Украину является значительной. Всего в 2009 году функционировало более 2 тысяч горнодобывающих предприятий. Общая количество разработанных месторождений составляет 3 тысячи. В объемах добычи преобладают железорудное сырье, флюсу известняки, каменный уголь, а также строительный камень. Большинство полезных ископаемых в Украине добывается в пределах нескольких главных горнопромышленных регионов - Донецкого, Криворожско-Никопольского, Прикарпатского. Длительное интенсивное использование ресурсов недр в этих регионах привело к значительных изменений геологической среды и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Главными факторами негативного влияния чрезвычайно высокая концентрация горнодобывающих предприятий, высокий уровень выработанности подавляющего большинства месторождений, недостаточный объем финансирования работ, направленных на уменьшение воздействия на окружающую среду, обусловленного разработкой месторождений . Происшествия На территории Украины сохраняется высокий риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В Украины функционируют 23767 потенциально опасных предприятий и других объектов, аварии на каждом из которых могут привести к возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера государственного, регионального, местного и объектового < br> уровня. Ежегодно регистрируется до 300 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которых гибнут люди, наносятся большие экономические потери. Основными причинами возникновения техногенных аварий и катастроф и усиление негативного влияния вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Украине: устарелость основных фондов, в частности природоохранного назначения, большой объем транспортировки, хранения и использование опасных веществ, аварийное состояние значительной части сетей коммунального хозяйства, недостаточная инвестиционная поддержка процесса внедрения новейших ресурсосберегающих и экологически чистых технологий в экологически опасных отраслях промышленности, прежде металлургической, химической, нефтехимической и энергетике; природоохранные проблемы, связанные с существенными изменениями состояния геологического и гидрогеологического среды и обусловленные закрытием нерентабельных горнодобывающих предприятий, шахт и разрезов , нежелание субъектов хозяйствования осуществлять меры по предотвращения аварий и катастроф на объектах повышенной опасности и потенциально опасных объектах и ??т.п.. Отходы и опасные химические вещества В течение 2009 года в результате осуществления субъектами хозяйствования производственной деятельности образовалось 1,2 миллиона тонн отходов I-III классу опасности. Основная часть этих отходов (0,9 миллиона тонн, или 75 процентов общего объема) отнесена к III класса опасности, а отходы I-II класса опасности составляют соответственно 3,8 и 299,2 тысячи тонн . Острой природоохранной проблемой является обращение с бытовыми отходами. Удельные показатели образования отходов в среднем составляют 220-250 килограммов в год на одного человека, а в больших городах достигают 330-380 килограммов в год соответственно. Твердые бытовые отходы в основном захороняются на 4157 свалках и полигонах общей площадью около 7,4 тысячи гектаров и только около 3,5 процента твердых бытовых отходов сжигаются на двух мусоросжигательных заводах в городах Киеве и Днепропетровске. По расчетам, около 0,1 процента бытовых отходов является опасными. Значительную угрозу для окружающей среды и здоровья человека составляют медицинские отходы, содержащие опасные патогенные и условно патогенные микроорганизмы. В Украине ежегодно образуется примерно 350 тысяч тонн медицинских отходов, составляют потенциальный риск распространения инфекций. В Украине наблюдается тенденция к увеличению объема образованных и вывезенных на полигоны твердых бытовых отходов. Объем вывезенных твердых бытовых отходов, который в 2009 году достиг 50,1 миллиона кубических метров, увеличивается ежегодно почти на 4 миллиона кубических метров. В 2009 году услугами по уборке твердых бытовых отходов охвачено 72 процента населения. Среди твердых бытовых отходов увеличивается доля отходов, которые не поддаются быстрому разложению и требуют значительных площадей для хранения. Количество перегруженных свалок составляет 243 единицы (5,8 процента их общего количества), а 1187 единиц (28,5 процента) - не соответствуют нормам экологической безопасности. На конец 2009 года в Украине на 2987 складах накоплено более 20 тысяч тонн непригодных пестицидов, более половины из которых - неизвестные смеси высокотоксичных пестицидов, относящихся к перечень стойких органических загрязнителей ООН. Биобезопасность Сегодня в Украине создается система биобезопасности, основной целью которой является обеспечение безопасного производства генетически-инженерной деятельности и использования генетически модифицированных организмов и предотвращения несанкционированного и < br> неконтролируемом их распространению. Достижение этой цели предполагается путем предотвращения экологическим, экономическим, социальным и другим рискам, связанным с использованием генетически модифицированных организмов и производством генетически-инженерной деятельности , а также процессам, составляющих угрозу национальным интересам. В процессе вступления в ВТО Украина взяла обязательства по созданию законодательной базы в сфере биотехнологий соответствии с международными нормами и принципами. Это обусловливает необходимость всестороннего изучения и учета международного опыта, в частности стран - членов ЕС. Биологическое и ландшафтное разнообразие Занимая менее 6 процентов площади Европы, Украина обладает около 35 процентами ее биоразнообразия. Биосфера Украина насчитывает более 70 тысяч видов флоры и фауны, в частности флоры - более 27 видов, фауны - более 45 видов. Течение последних лет наблюдается увеличение количества видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Украины. Украина расположена на пересечении миграционных путей многих видов фауны, через ее территорию проходят два основных глобальных маршруты миграции диких птиц, а некоторые места гнездования имеют международное значение . Более 100 видов перелетных птиц охраняются в соответствии с международными обязательствами. В состав природно-заповедного фонда Украины входят более 7608 территорий и объектов общей площадью 3,2 миллиона гектаров (5,4 процента общей площади страны) и 402,5 тысячи гектаров в пределах акватории Черного моря. Доля природно-заповедных территорий в Украине является недостаточной и остается значительно меньше, чем в большинстве стран Европы, где площади, занятые под природно-заповедные территории, составляют в среднем 15 процентов. Экстенсивное развитие сельского хозяйства привел к значительного уменьшения ландшафтного разнообразия. Более 40 процентов площади Украины в прошлом были заняты степными ландшафтами. На сегодня их осталось около 3 процентов. На этих территориях сосредоточено 30 процентов всех видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Украины. За годы независимости площадь природно-заповедного фонда Украины увеличилась в два раза, но отдельные объекты природно-заповедного фонда находятся в управлении центральных органов исполнительной власти, для которых естественно заповедное дело не является приоритетом деятельности. Основную угрозу биоразнообразию составляют деятельность человека и уничтожения естественной среды обитания флоры и фауны. Наблюдается катастрофическое уменьшение площади территорий водно-болотных угодий, степных экосистем, естественных лесов. Уничтожение окружающей среды происходит результате распашка земель, вырубка лесов с последующим изменением целевого назначения земель, осушение или обводнение территорий, промышленного, жилищного и дачного строительства и т.п.. Распространение неаборигенных видов в естественных экосистемах вызывает значительный дисбаланс в биоценозах. Управления сохранением биоразнообразия пресноводных и морских экосистем развивается не так быстро, как для экосистем суши, что отрицательно влияет на объем рыбных запасов и среды обитания водных живых ресурсов. С целью прекращения процессов ухудшения состояния окружающей среды необходимо увеличивать площади земель экосети, является стратегической задачей в достижении экологической сбалансированности территории Украины. Увеличение площади национальной экосети должна прежде происходить в конце существующих и создание новых объектов природно-заповедного фонда. Задача по охране биоразнообразия не решается при приватизации земель, подготовки и выполнения программ отраслевого, регионального и местного развития. Отсутствие закрепленных на местности в установленном законом порядке границ объектов природно-заповедного фонда приводит к нарушению требований заповедного режима. Медленными являются темпы установление в натуре (на местности) прибрежных защитных полос вдоль морей, рек и вокруг водоемов, которые выполняют роль экологических коридоров. Обеспечение экологически сбалансированного природопользования Всемирная Конференция ООН по окружающей среды и развития принял декларацию и признала концепцию устойчивого развития доминантной идеологией цивилизации в XXI веке. Устойчивое социально-экономическое развитие любой страны означает следующее функционирования ее хозяйственного комплекса, когда одновременно удовлетворяются растущие материальные и духовные потребности населения, обеспечивается рациональное и экологически безопасное хозяйствования и высокоэффективное сбалансированное использование природных ресурсов, создаются благоприятные условия для здоровья человека, сохранения и воспроизводства окружающей среды и природно-ресурсного потенциала общественного производства. Интеграция экологической политики и совершенствования системы интегрированного экологического управления Учет будущего влияния на окружающую среду на этапе планирования политик, планов и программ развития не является законодательно обязательным в Украина в отличие от законодательства ЕС. Природоохранные аспекты не получили широкого отражения в отраслевых экономических политиках. Внедрение новейших экологически чистых технологий и распространение лучшего опыта очень медленными. Низкие цены на энергоресурсы, содержащиеся течение длительного времени, а также высокий уровень изношенности оборудования привели к тому, что Украина занимает шестое место в мире по объемом потребления газа, превышая в 3-4 раза показатели стран Европы. Только за последние три года в условиях повышения цены на газ принимаются меры, направленные на развитие источников возобновляемой и альтернативной энергетики. Необходимо также решить вопрос по охране окружающей среды на объектах военно-оборонного промышленного комплекса, недоступность которых для соответствующего надзора и контроля приводит к нарушениям природоохранного законодательства, загрязнение поверхностных и грунтовых вод нефтепродуктами, уничтожение природных ландшафтов, неудовлетворительного восстановления не пригодных к использованию земель. Отечественными предприятиями и другими субъектами хозяйствования не создано систему экологического управления и экологической маркировки продукции. На 2009 год в Украине насчитывается 1630 предприятий, получили сертификаты системы управления качеством, в том числе 55 - системы экологического управления. Только для 256 видов продукции 27 товаропроизводителей получили экологический сертификат на соответствие международным экологическим критериям согласно требованиям международных стандартов серии ISO 14000. Интеграция экологической политики до отраслевых политик, обязательный учет экологической составляющей при составлении стратегий, планов и программ развития Украины, внедрение экологического управления на предприятиях, экологизация хозяйственной деятельности является путем к современной секторальной экологической политики, реализуемой в странах Западной и Центральной Европы. Региональная экологическая политика Различия социально-экономического развития регионов Украины обусловливают неравномерное техногенную нагрузку на окружающую среду. Предполагается, что положения Основ (стратегии) ??государственной экологической политики Украины на период до 2020 года (далее - Стратегия) и разработанные на ее основе национальные планы действий будут интегрированы в региональные программы социально- экономического развития и детализированные на уровне региональных планов действий по охране окружающей среды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, на основе которых будут разработаны местные планы действий по охраны окружающей природной среды , подготовленные на уровне сельских, поселковых и городских советов. В результате выполнения местных планов действий предусматривается усилить роль органов местного самоуправления в процессе реализации государственной экологической политики, определить направления ее совершенствования с учетом региональной специфики и Руководящих принципов устойчивого пространственного развития Европейского континента (Ганновер, 2000 год). 2. МЕТА И ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Целью национальной экологической политики является стабилизация и улучшения состояния окружающей природной среды Украины путем интеграции экологической политики в социально-экономическое развития Украины для обеспечения экологически безопасного природного < br> среды для жизни и здоровья населения, внедрение экологически сбалансированной системы природопользования и сохранения природных экосистем. Основными принципами национальной экологической политики являются: усиление роли экологического управления в системе государственного управление Украины с целью достижения равенства трех составляющих развития (экономической, экологической, социальной), которая предопределяет ориентирования на приоритеты устойчивого развития; учета экологических последствий при принятии управленческих решений, при разработке документов, содержащих политические и / или программные принципы государственного, отраслевого (секторального), регионального и местного развития; межсекторальное партнерство и привлечение заинтересованных сторон; предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который предусматривает анализ и прогнозирование экологических рисков, основанные на результатах стратегической экологической оценки, государственной экологической экспертизы, а также государственного мониторинга окружающей природной среды; обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы; ответственность нынешнего поколения за сохранение окружающей среды на благо будущих поколений; участие общественности и субъектов хозяйствования в формировании и реализации экологической политики, а также учета их предложений при совершенствовании природоохранного законодательства; неотвратимость ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды; приоритетность требования "загрязнитель окружающей среды и пользователь природных ресурсов платят полную цену"; ответственность органов исполнительной власти за доступность, своевременность и достоверность экологической информации; доступность, достоверность и своевременность получения экологической информации; государственная поддержка и стимулирование отечественных субъектов хозяйствования, осуществляющих модернизацию производства, направленную на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду. 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Национальная экологическая политика направлена ??на достижение стратегических целей. Цель 1. Повышение уровня общественного экологического сознания Задачами в этой сфере являются: создание национальной информационной системы охраны окружающей среды; увеличение доли экологической информации и социальной рекламы природоохранного направления, регулярно распространяется средствами массовой информации: к 2015 году - на 15 процентов, до 2020 года - на 30 процентов базового уровня (здесь и далее по тексту базовым является уровень 2010 года); содействия развитию информационных центров, территориальных органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и Орхусского информационного центра, созданного при специально уполномоченном органе исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды; создание до 2015 года сети общегосударственной автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения доступа к экологической информации, включающий, в частности, национальную систему кадастров природных ресурсов, реестры выбросов и перенос загрязняющих веществ, и к 2020 году - системы управления экологической информации в соответствии со стандартами ЕС; разработка к 2012 году и внедрение к 2020 году программы поддержки проектов общественных экологических организаций и приведения объема ее финансирования: в 2015 году - до уровня не менее 2 процентов общих расходов Государственного фонда охраны окружающей природной среды Украины, в 2020 году - до уровня не менее 3 процентов этих расходов; разработки до 2015 года и реализация Стратегии экологической образования в целях устойчивого развития украинского общества и экономики Украины; создание к 2015 году системы экологического обучения и повышения квалификации государственных служащих, в компетенцию которых относятся вопросы охраны окружающей среды; создание до 2015 года сети региональных экологически просветительских центров на базе учреждений образования, неправительственных природоохранных организаций и т.п.; разработка к 2015 году организационного механизма местного, регионального и национального уровня для активного привлечения общественности к процессу экологического образования в целях устойчивого развития, экологического просвещения и воспитания ; систематическое информирование о деятельности органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды через официальные сайты и средства массовой информации; создание до 2012 года и внедрения до 2015 года механизма обеспечения доступа общественности к экологической информации и участия в принятии решений в соответствии с положениями Конвенции о доступ к информации , участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской конвенции) ( 994_015 ) ; содействие изданию и распространению Доклады общественных экологических организаций относительно проведения общественной оценки национальной экологической политики начиная с 2011 года; создание к 2015 году условий для проведения общественной оценки деятельности органов исполнительной власти, осуществления общественного контроля по вопросам охраны окружающей природной среды; содействия местным общинам по внедрению устойчивого хозяйствования и экологически дружественных технологий, создание в каждой области информационно-экспериментальных и демонстрационно-учебных центров поддержки мероприятий по внедрению < br> и распространение моделей устойчивого хозяйствования и экологически дружественных технологий до 2020 года; предоставления государственной поддержки созданию и развитию населенных пунктов, использующих энерго-и ресурсосберегающие технологии жилищного строительства, и комплексное внедрение таких технологий к 2015 году < br> включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в государственные целевые, региональные и местные программы. Цель 2. Улучшение экологической ситуации и повышение уровня экологической безопасности Задачами в этой сфере являются: повышение уровня экологической безопасности путем введения в 2015 комплексного подхода к проведению оценки рисков, предотвращения и минимизации последствий стихийных бедствий согласно йоханнесбургской плана действий: < br> атмосферный воздух уменьшение объема выбросов общераспространенных загрязняющих веществ: стационарными источниками в 2015 году на 10 процентов и к 2020 года на 25 процентов базового уровня; передвижными источниками путем установления нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах до 2015 года соответствии со стандартами Евро-4, к 2020 году - Евро-5; определение целевых показателей содержания опасных веществ в атмосферном воздухе, в том числе для тяжелых металлов, неметанових летучих органических соединений, взвешенных частиц пыли (диаметром менее 10 микрон) и стойких органических загрязняющих веществ с целью их учета при установлении технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения; оптимизация структуры энергетического сектора национальной экономики путем увеличения объема использования энергетических источников с низким уровнем выбросов двуокиси углерода к 2015 году на 10 процентов и к 2020 году на 20 процентов, а также обеспечение сокращение объема выбросов парниковых газов согласно задекларированных Украиной международных обязательств в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата ( 995_801 ); определение к 2015 году основных принципов государственной политики по адаптации к изменению климата, разработка и поэтапное выполнение национального плана мероприятий по смягчению последствий изменения климата и предотвращения антропогенному воздействию на изменение климата на период до 2030 года, в том числе в рамках реализации механизма Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата ( 995_801 ), проектов совместного внедрения и проектов целевых экологических (зеленых) инвестиций; охрана водных ресурсов реформирования течение первого этапа системы государственного управления в области охраны и рационального использования вод путем внедрения интегрированного управления водными ресурсами по бассейновому принципу; реконструкция существующих и строительство новых городских очистных сооружений с целью снижения к 2020 году на 15 процентов уровня загрязнения вод загрязняющими веществами (прежде органическими веществами, соединениями азота и фосфора), а также уменьшение до 2020 года на 20 процентов (до базового года) сброса недостаточно очищенных сточных вод; разработки и выполнения до 2015 года плана мероприятий по уменьшения уровня загрязнения внутренних морских вод и территориального моря с целью предотвращения роста антропогенного воздействия на окружающую среду и восстановление экосистемы Черного и Азовского морей; охрана земель и почв уменьшение к 2020 году в среднем на 5-10 процентов площадей пахотных земель в областях путем выведения из состава пахотных земель склонов крутизной более 3 градуса, земель водоохранных зон , консервации деградированных, малопродуктивных и техногенно загрязненных сельскохозяйственных угодий с последующим их залесением в лесной и лесостепной зонах и заложенные в степной зоне; обеспечение к 2015 году полного учета природоохранных требований в процессе отвода земель для размещения объектов промышленности, строительства, энергетики, транспорта и связи и при решении вопросов об изъятии (выкупе), предоставления, изменения целевого назначения земельных участков; разработка и внедрение до 2020 года системы управления агроландшафтами лесомелиоративными методами на принципах устойчивого развития; охрана лесов увеличение к 2020 году площади залеснения территории до 17 процентов территории государства путем восстановления лесов и лесоразведения на земельных участках лесного фонда, создание защитных лесных насаждений на землях несельскохозяйственного назначения и землях, отведенных для залеснения, восстановления и создание новых полезащитных лесных полос, кроме природных степных участков; геологическую среду и недра внедрение к 2020 году экологически безопасных технологий проведения горных работ, обязательной рекультивации и экологической реабилитации территорий, нарушенных вследствие осуществления производственной деятельности предприятиями химической, < br> горно-добывающей, нефтеперерабатывающей промышленности, в частности обеспечения к 2020 году рекультивации земель на площади не менее 4,3 тысячи гектаров; обеспечение максимально полного использования добытых полезных ископаемых, минимизации отходов при их добыче и переработке; осуществление до 2015 года государственного учета артезианских скважин и оборудования их средствами измерения объемов добытой воды; защита от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера повышение к 2020 году эффективности функционирования государственной системы координации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и < br> оперативности реагирования в случае их возникновения; модернизация до 2020 года национальной системы информирования населения по вопросам чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение функционирования локальных систем оповещения населения; обеспечение выполнения до 2015 года мероприятий по уменьшению объема вынесения радионуклидов за пределы зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения путем функционирования научно обоснованной системы , сочетающий природные восстановительные процессы с мелиоративными, лесоохранных и техническими мероприятиями, которые повышают барьерные функции природно-техногенного комплекса зоны отчуждения; проведение постоянно действующего радиоэкологического мониторинга в выполнении работ по снятию с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразования объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему реализация проектов реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, и возвращения земель чернобыльской зоны отчуждения в экономику Украины с целью дальнейшего эффективного использования и развития промышленной площадки и производственной инфраструктуры Чернобыльской АЭС и зоны отчуждения; снижение уровней облучения населения и реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, путем обеспечения радиационной защиты населения и окружающей среды, развития производительных сил загрязненных регионов, восстановления производственной и социальной инфраструктуры на этих территориях, снятия с них ограничений производства сельскохозяйственной продукции; обеспечение реализации радиоэкологических и социально-экономических мероприятий на радиоактивно загрязненных территориях, поддержка и ведение распределительных банков данных по радиоактивного загрязнения природной среды (на уровне районов < br> и областей), оценки доз облучения населения, проживающего на загрязненных территориях, путем оценки, прогнозирования и принятия оперативных решений; реализация проектов эффективного использования лесных ресурсов на территориях, радиоактивно загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, прежде всего с целью предотвращения лесным пожаров; укрепления до 2020 года берегов водных объектов в пределах населенных пунктов; определение течение первого этапа всех территорий, на которых существует угроза возникновения чрезвычайных ситуаций в связи с неудовлетворительным техногенным и экологическим состоянием, и районирование их с разделением на категории опасности; отходы и опасные химические вещества обеспечение до 2015 года хранения 70 процентов бытовых отходов городов с населением не менее 250 тысяч человек в специализированных и экологически безопасных полигонах, а также до 2020 года хранения в полном объеме таких отходов, а также уменьшение к 2020 году в специальных местах хранения бытовых отходов на 15 процентов базового уровня доли отходов, подвергающихся биологической деградации; увеличение к 2020 году в 1,5 раза объема заготовки, утилизации и использования отходов в качестве вторичного сырья; внедрение новейших технологий утилизации твердых бытовых отходов; обеспечение к 2020 году окончательного обезвреживания накопленных непригодных к использованию пестицидов путем внедрения экологически безопасных технологий их обезвреживания и разработки до 2015 года и выполнения до 2020 года плана мероприятий по замене особо опасных химических веществ, вырабатываемых и используются в основных секторах национальной экономики, и обеспечения их безопасной транспортировки и хранения; создание к 2015 году системы безопасного обращения с медицинскими отходами; биобезопасность осуществление контроля за ввозом на территорию Украины генетически модифицированных организмов, предотвращения их неконтролируемом распространения и усовершенствования до 2015 года разрешительной системы в сфере обращения с генетически модифицированными < br> организмами, в том числе по их трансграничных перемещений, обеспечения координации генно-инженерной деятельности; обеспечение течение первого этапа разработки нормативно-правовых актов по вопросам государственного регулирования и контроля в сфере обращения с генетически модифицированными организмами и производство генетически-инженерной деятельности; усовершенствования протяжении первого этапа разрешительной системы в сфере обращения с генетически модифицированными организмами, в том числе по их трансграничных перемещений, и обеспечения координации генетически-инженерной деятельности . Цель 3. Достижения безопасного для здоровья человека состояния окружающей среды Задачами в этой сфере являются: предотвращения нарушений санитарно-гигиенических требований к качеству воздуха в населенных пунктах (с населением не менее 250 тысяч человек) путем создания и совершенствования до 2015 года систем < br> автоматического мониторинга и усиления экологического контроля за качеством воздуха; преимущественное (90 процентов) обеспечение соблюдения до 2020 года санитарно-гигиенических требований к качеству поверхностных вод в местах интенсивного водопользования населения (для населенных пунктов с количеством населения не менее 250 тысяч человек), обеспечение в полном объеме соблюдение нормативных требований к источникам централизованного питьевого водоснабжения к 2015 году преимущественное (70 процентов) обеспечение соблюдения до 2020 года санитарно-гигиенических требований к качеству воды, используемой для нужд питьевого водоснабжения и приготовления пищи сельским населением ; подготовка к 2015 году государственной целевой программы проведения оценки и предотвращения рисков здоровью населения Украине от факторов окружающей среды, предусматривает применение методологии оценки риска ; введение до 2020 года управляемого управления экологическим риском (включая случаи чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера); внедрение до 2020 года системы экологической маркировки товаров и продуктов питания; выявление зон экологического риска и подготовка государственной целевой программы снижения техногенного давления на здоровье населения зон экологического риска на период до 2020 года; усиление до 2015 года государственного экологического контроля за соблюдением законодательства в процессе размещения, строительства, эксплуатации новых и реконструкции существующих промышленных предприятий и других объектов на основании оценки риска для здоровья населения; создание к 2015 году институциональных основ для информирования населения об экологических рисков; расширение круга вопросов санитарно-эпидемиологического и природоохранного характера в программе образования управленческих кадров до 2015 года и усовершенствования до 2020 года системы непрерывного специального образования для лиц, работающих в сфере охраны окружающей среды; развитие до 2015 года нормативно-правовой базы по экологическому страхования, основанной на определении вопросов относительно вреда, который может быть причинен здоровью населения; развитие до 2015 года государственной системы мониторинга окружающей среды путем ее модернизации, усиление координации деятельности субъектов мониторинга и совершенствования систем управления данными как основы для принятия управленческих решений. Цель 4. Интеграция экологической политики и совершенствования системы интегрированного экологического управления Задачами в этой сфере являются: разработка и внедрение нормативно-правового обеспечения обязательности интеграции экологической политики в другие документов, содержащих политические и / или программные принципы государственного, отраслевого ( секторального), регионального и местного развития до 2012 года; институциональная перестройка и усиление эффективности государственного управления в природоохранной области; развитие в рамках процесса "Окружающая среда для Украины" партнерства между секторами общества с целью привлечения к планированию и реализации природоохранной политики всех заинтересованных сторон; внедрения систем экологического управления и подготовка государственных целевых программ по экологизации отдельных отраслей национальной экономики, предусматривающих техническое переоснащение, внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов; разработка и внедрение до 2015 года системы стимулов для субъектов хозяйствования, которые внедряют систему экологического управления, принципы корпоративной социальной ответственности, применяют экологический аудит, сертификацию производства продукции, ее качества согласно международным природоохранным стандартами, улучшают экологические характеристики продукции соответствии с установленными международных экологических стандартов; в промышленности и энергетике: одобрение в 2012 году Концепции внедрения в Украине более чистого производства и утверждение до 2015 года соответствующей стратегии и национального плана действий; разработка к 2015 году методологии определения степени экологического риска, обусловленного производственной деятельностью экологически опасных объектов; в транспортно-дорожной отрасли: установление до 2015 года противошумных сооружений / экранов (в местах, где населенные пункты расположены вблизи автомагистралей) в населенных пунктах с населением не менее 500 тысяч человек < br> и до 2020 года - в населенных пунктах с количеством населения не менее 250 тысяч человек; создание до 2015 года экономических условий для развития инфраструктуры экологически чистых видов транспорта, в частности общественного, увеличение к 2020 году доли общественного транспорта в общей инфраструктуре на 25 процентов; повышение требований к обеспечению экологической безопасности и надежности трубопроводного транспорта; в жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве: пересмотр нормативно-правовой базы в целях обеспечения природоохранных требований, в частности по энерго-и ресурсосбережения, в процессе промышленного и жилищного проектирования, строительства, реконструкции и демонтажа сооружений; повышение энерго-и ресурсосбережения в многоквартирных домах; в сельском хозяйстве создание условий для широкого внедрения экологически ориентированных и органических технологий ведения сельского хозяйства и достижения в 2020 году их использования и двукратного увеличения площадей их использования в 2020 году к базового уровня; в военно-оборонной отрасли: разработка к 2015 году стимулов по поощрению внедрения систем экологического управления в воинских формированиях, обеспечения к 2020 году экологически безопасного природопользования в ходе оперативной и боевой подготовки, под время проведения военных учений и тренировок;
|