З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1992, N 50, ст.676) (Вводится в действие Постановлением ВР N 2674-XII ( 2674-12 ) от 13.10.92, ВВР, 1992, N 50, ст.677) (С изменениями, внесенными согласно Законам N 762-IV ( 762 -15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 30, ст.247 N 2505-IV ( 2505 - 15 ) от 25.03.2005, ВВР, 2005, N 17, N 18-19, ст.267 N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.184)
Этот Закон определяет порядок создания и ликвидации и механизм функционирования специальных (свободных) экономических зон на территории Украина, общие правовые и экономические основы их статуса, а также общие правила регулирования отношений субъектов экономической деятельности этих зон с местными Советами народных депутатов, органами государственной исполнительной власти и другими органами.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение и цель создания специальной (свободной) экономической зоны Специальная (свободная) экономическая зона представляет собой часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины . На территории специальной (свободной) экономической зоны вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц. Целью создания специальных (свободных) экономических зон является привлечения иностранных инвестиций и содействие им, активизация совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг , поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, привлечения и внедрения новых технологий, рыночных методов хозяйствования, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования природных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития Украины. Статья 2. Статус, срок и территория специальной (свободной) экономической зоны Статус и территория специальной (свободной) экономической зоны, а также срок, на который она создается, определяются Верховной Радой Украины путем принятия отдельного закона для каждой специальной (свободной) экономической зоны. Статья 3. Типы специальных (свободных) экономических зон На территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристско-рекреационные, страховые, банковские и т.п.. Отдельные зоны могут сочетать в себе функции, присущие различным типам специальных (свободных) экономических зон, указанных в этой статье. Статья 4. Законодательство, которое действует на территории специальной (свободной) экономической зоны На территории специальной (свободной) экономической зоны действует законодательство Украины с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом или законом о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны . Закон о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны не может противоречить этому Закона. II. Создания специальных (свободных) экономических зонах Статья 5. Порядок создания специальной (свободной) экономической зоны Специальные (свободные) экономические зоны создаются Верховной Радой Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров Украины или местных Советов народных депутатов Украины и местной государственной администрации. При создании специальной (свободной) экономической зоны за инициативе Президента Украины или Кабинета Министров Украины соответствующее решение может быть принято только после получения письменного согласия соответствующего местного Совета народных депутатов Украины и местной государственной администрации, на территории которой предполагается расположить специальной (свободной) экономической зоне. В случае если инициатива в создании специальной (свободной) экономической зоны принадлежит местным Советам народных депутатов и местным государственным администрациям, они подают соответствующее предложение Кабинета Министров Украины . Кабинет Министров Украины должен рассмотреть предложение о создание специальной (свободной) экономической зоны в шестидесятиденний срок со дня его поступления и представить заключение по этого вопроса в Верховной Рады Украины. Предложения по изменению статуса и территории специальной (свободной) экономической зоны подаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом для создания специальной (свободной) экономической зоны. Общие принципы создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон в Республике Крым определяются согласно Законом Украины "О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым "( 2299-12 ). Статья 6. Документы о создании специальной (свободной) экономической зоны Документы о создании специальной (свободной) экономической зоны должны содержать: а) решения местного Совета и местной государственной администрации с ходатайством о создании специальной (свободной) экономической зоны (в случае создания специальной (свободной) экономической зоны за их «br> инициативе) или письменное согласие соответствующих местных Советов народных депутатов и местных государственных администраций, на территории которых должна быть расположена специальная (свободная) экономическая зона (в случае создание специальной (свободной) экономической зоны по инициативе Президента Украины или Кабинета Министров Украины); б) проект положения о ее статусе и систему управления, официальное название специальной (свободной) экономической зоны; в) точное описание границ специальной (свободной) экономической зоны и карту ее территории; г) технико-экономическое обоснование целесообразности создания и функционирования специальной (свободной) экономической зоны согласно статьей 7 настоящего Закона; д) проект закона о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны. Другие документы требоваться не могут. Статья 7. Технико-экономическое обоснование целесообразности создания и функционирования специальной (свободной) экономической зоны Технико-экономическое обоснование целесообразности создания специальной (свободной) экономической зоны должна включать: цель, функциональное назначение и отраслевую направленность ее деятельности; этапы развития с указанием времени их осуществления; степень развития производственной и социальной инфраструктуры, инфраструктуры предпринимательства и возможности их развития в будущем исходный уровень развития экономического, научного и другого потенциала с учетом специфических условий ее создания; уровень обеспеченности квалифицированными кадрами; объемы, источники и формы финансирования на каждом этапе ее создания и развития; обоснования режима ценообразования, налогообложения, таможенного регулирования, валютно-финансового и кредитного механизма. III. УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (свободной) экономической зоной
Статья 8. Основные принципы управления специальной (свободной) экономической зоны Структура, функции и полномочия органов управления специальной (свободной) экономической зоны определяются в зависимости от ее типа, размеров, количества работников и / или жильцов на территории специальной (свободной) экономической зоны. Местные Советы народных депутатов и местные государственные администрации осуществляют свои полномочия на территории специальной (свободной) экономической зоны с учетом специфики ее статуса, определенной законом о ее создания. Статья 9. Органы управления и государственного регулирования деятельности специальной (свободной) экономической зоны Органами управления специальных (свободных) экономических зон независимо от их типа являются: а) местные Советы народных депутатов и местные государственные администрации в пределах своих полномочий; б) орган хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны, создаваемой с участием субъектов экономической деятельности Украины и иностранных субъектов такой деятельности. Функции этого органа могут быть возложены на одного из субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны. Государственное регулирование деятельности специальной (свободной) экономической зоны осуществляют органы государственной исполнительной власти Украине, в компетенцию которых входит контроль за соблюдением требований законодательства Украины на территории, где создана специальная (свободной) экономической зоне. Суды, правоохранительные органы, а также органы контроля за соблюдением экологических, санитарных и других норм руководствуются при осуществлении своих функций действующим законодательством Украины, за исключениями, предусмотренными законодательным актом о конкретной специальной (свободной) экономической зоне. (Часть третья статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003) Орган хозяйственного развития и управления и субъекты экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны являются самостоятельными в осуществлении своей деятельности относительно органов государственного управления Украины, за исключениями, предусмотренными законодательными актами Украины. Органы государственного управления Украины не несут ответственности за действия органа хозяйственного развития и управления и субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны, если иное не предусмотрено законодательным актом о создании специальной (свободной) экономической зоны или договором между ними. Орган хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны и указанные субъекты не несут ответственности за действия органов государственного управления Украине. Органы хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны не несут ответственности за местных Советов народных депутатов и местных государственных администраций. Местные Советы народных депутатов и местные государственные администрации не несут ответственности за действия органа хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны и субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны, если иное не предусмотрено законом о создание специальной (свободной) экономической зоны или договором между ними. Статья 10. Функции и полномочия местных Советов народных депутатов и местной государственной администрации по управлению специальными (свободными) экономическими зонами Местные Советы народных депутатов и местные государственные администрации, на территории которых расположена специальная (свободная) экономическая зона, осуществляют свои полномочия на территории зоны в полном объеме , если законодательными актами о создании специальных (свободных) экономических зон не предусмотрено иное. Кроме того, в сферу полномочий местных Советов народных депутатов и местной государственной администрации относится: внесение предложений относительно изменений в статусе специальной (свободной) экономической зоны в порядке, установленном действующим законодательством; решение совместно с органами исполнительной власти, субъектами экономической деятельности и профсоюзными организациями специальной (свободной) экономической зоны вопросов, связанных с спецификой правового и финансового обеспечения, социального защиты граждан Украины, проживающих на территории указанного зоны. В сферу полномочий местных Советов народных депутатов и местных государственных администраций также принадлежит заключения с органом хозяйственного развития специальной (свободной) экономической зоны генерального соглашения о передаче в ее использования земельных участков, объектов инфраструктуры, расположенных на этой территории, и природных ресурсов. Местные Советы народных депутатов и местные государственные администрации, на территории которых расположена специальная (свободная) экономическая зона, могут иметь своих представителей в руководстве органа хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны. Статья 11. Функции и полномочия органа хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны Функции и полномочия органа хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны определяются законом о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны. Орган хозяйственного развития и управления специальной (свободной) экономической зоны обеспечивает общие условия ее функционирования. К исключительной компетенции органа хозяйственного развития в рамках функционирования специальной (свободной) экономической зоны относятся: определение перспективных направлений развития специальной (свободной) экономической зоны; эксплуатация и строительство сетей транспорта, связи, энергоснабжения и других объектов производственной инфраструктуры, используются для общих нужд; развитие сети коммуникационных связей с партнерами по пределами специальной (свободной) экономической зоны; организация международных торгов с целью размещения на территории специальной (свободной) экономической зоны новых производств; составления и предоставления субъектам хозяйственной деятельности специальной (свободной) экономической зоны в пользование земельных участков, объектов инфраструктуры и передача им в пользование природных ресурсов; выдача разрешений субъектам хозяйствования специальной (свободной) экономической зоны на строительство новых хозяйственных объектов, регистрация субъектов экономической деятельности и инвестиций, осуществляемых в специальной (свободной) экономической зоне. (Абзац седьмой части второй статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006) Исполнительным директором органа хозяйственного развития специальной (свободной) экономической зоны может быть как гражданин Украине, так и гражданин другой страны, работающий по срочному контракту. IV. Валютно-финансовые условия функционирования специальных (свободной) экономической зоны Статья 12. Принципы валютно-финансового регулирования в специальной (свободной) экономической зоне В специальных (свободных) экономических зонах создаются благоприятные валютно-финансовые условия для развития банковско-кредитной системы, страхования и системы государственного инвестирования. (Раздел IV в редакции Закона N 2505-IV ( 2505-15 a >) от 25.03.2005) V. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ИНВЕСТОРАМ Статья 13. Государственные гарантии инвесторам На все объекты и субъекты экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины инвестиционную деятельность и иностранные инвестиции. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельности специальной (свободной) экономической зоны право на вывоз прибыли и капитала, инвестированного в специальной (свободной) экономической зоне, за пределы специальной (свободной) экономической зоны и Украина. VI. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С СУБЪЕКТАМИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗОНЫ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ УКРАИНЫ Статья 14. Материально-техническое обеспечение и реализация продукции Субъекты экономической деятельности, действующих на территории специальной (свободной) экономической зоны, осуществляют материально-техническое снабжение и реализацию продукции, а также получают и предоставляют услуги в формах и на условиях, которые они определяют самостоятельно на основе договоров со своими контрагентами. Органы государственной власти не вправе применять в отношениях с указанными субъектами обязательное государственный заказ. Субъекты экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны имеют право принимать участие в конкурсах на государственные заказ, объявляемых государственными учреждениями Украины. VII. ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ГРАЖДАН
Статья 15. Свобода экономической деятельности в специальной (свободной) экономической зоне На территории специальной (свободной) экономической зоны имеют право функционировать любые субъекты экономической деятельности согласно законодательству Украины и законом о создании этой зоны . Субъекты экономической деятельности, указанные в части первой настоящей статьи, имеют право самостоятельно выбирать виды, формы и методы своей деятельности на территории специальной (свободной) экономической < br> зоны, не противоречащих настоящему Закону, закона о создании этой зоны и законодательству Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны не разрешается деятельность, что противоречит международным соглашениям, участником которых является Украина. Статья 16. Временное прекращение экономической деятельности в специальной (свободной) экономической зоне Временное прекращение экономической деятельности возможно в случае нарушение закона о создании специальной (свободной) экономической зоны, настоящего Закона в соответствии с решением судов, действующих на территории специальной (свободной) экономической зоны. (Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003) VIII. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ТРУДЯЩИХСЯ Статья 17. Трудовые ресурсы специальной (свободной) экономической зоны Обеспечение специальной (свободной) экономической зоны работниками осуществляется работодателями на контрактной основе с обязательной информацией органа хозяйственного развития специальной (свободной) экономической зоны о привлечении трудовых ресурсов. Статья 18. Заработная плата в специальной (свободной) экономической зоне Заработная плата работников специальной (свободной) экономической зоны определяется соответствующим контрактом и ограничению не подлежит, но не может быть ниже минимальной зарплаты, определенную действующим законодательством Украина. Статья 19. Гарантия перевода доходов иностранных работников Иностранным работникам гарантируется перевод их доходов, полученных от работы в специальной (свободной) экономической зоне, за границу, включая накопления и проценты на них в финансово -кредитных учреждениях специальной (свободной) экономической зоны. Граждане Украины, которые работают в специальной (свободной) экономической зоне, имеют право открывать в указанных учреждениях специальной (свободной) экономической зоны и за ее пределами на территории Украины счета в валюте заработной платы. Украинские и иностранные граждане, работающие в специальной (свободной) экономической зоне, могут вкладывать свои средства в любые не запрещенные законом виды предпринимательской деятельности как на территории специальной (свободной) экономической зоны , так и за ее пределами на территории Украины. Статья 20. Регулирование трудовых отношений в специальной (свободной) экономической зоне международным правом На специальной (свободной) экономической зоне распространяются положения конвенций Международной организации труда, ратифицированных Украиной. Предприятия, действующие в специальной (свободной) экономической зоне, должны соблюдать принципы трехстороннего декларации Международной организации труда о многонациональные предприятия и социальную политику. Законодательный акт о создании каждой специальной (свободной) экономической зоны должен определять конкретные требования, вытекающих из положений указанных конвенций и принципов упомянутой декларации. Статья 21. Деятельность профсоюзных организаций На территории специальной (свободной) экономической зоны свободно действуют профсоюзные организации. IX. Порядок въезда и выезда В СПЕЦИАЛЬНОЙ (свободной) экономической зоне Статья 22. Въезд в специальной (свободной) экономической зону иностранных лиц из-за рубежа Законом о конкретной специальной (свободной) экономической зоне может устанавливаться упрощенный порядок въезда в зону иностранных лиц из-за границы. Статья 23. Въезд в специальной (свободной) экономической зону с территории Украины и выезд из нее граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживают в Украине Въезд в специальной (свободной) экономической зоне с территории Украине и выезд из специальной (свободной) экономической зоны на территорию Украины граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляются без каких-либо ограничений, если иное не установлено законом о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны. X. ЛИКВИДАЦИЯ специальных (свободных) ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ Статья 24. Порядок ликвидации специальной (свободной) экономической зоны Специальная (свободная) экономическая зона считается ликвидированной с момента окончания срока, на который она была создана, если его не будет продолжена Верховной Радой Украины. Специальная (свободная) экономическая зона может быть ликвидирована Верховной Радой Украины до окончания срока, на который она была создано, по представлению Президента Украины или Кабинета Министров Украина. Вопрос о целесообразности продления срока функционирования специальной (свободной) экономической зоны или ее досрочную ликвидации может быть передан для изучения комиссии независимых экспертов, создаваемой Верховной Радой Украины . Верховная Рада Украины должна рассмотреть представленные предложения и в трехмесячный срок со дня подачи указанного предложения вынести соответствующее решение. Специальная (свободная) экономическая зона считается ликвидированной с момента принятия соответствующего закона о ее ликвидации. Для решения имущественных и других вопросов, связанных с ликвидацией специальной (свободной) экономической зоны, урегулирования финансовых отношений между органом хозяйственного развития и управления и субъектами экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны Кабинетом Министров Украины создается ликвидационная комиссия, которая приобретает все полномочия по управлению специальной (свободной) экономической зоны до момента окончательного решения всех вопросов, 'связанных с ликвидацией специальной (свободной) экономической зоны. Статья 25. Гарантии обеспечения интересов субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны при ее ликвидации Государство в соответствии с законодательством Украины гарантирует сохранение в полном объеме всех имущественных и неимущественных прав субъектов экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны при ее ликвидации . Споры, возникающие в связи с ликвидацией специальной (свободной) экономической зоны между органом хозяйственного развития и управления, субъектами экономической деятельности специальной (свободной) экономической зоны и ликвидационной комиссией, подлежат рассмотрения в суде Украины, а споры с участием иностранного субъекта экономической деятельности, действующим в этой зоне, - в суде по согласованию сторон, в том числе за рубежом. (Часть вторая статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003)
Президент Украины Л.КРАВЧУК г. Киев, 13 октября 1992 N 2673-XII
|
|