З А К О Н У К Р А И Н Ы
О Концепции Национальной программы информатизации (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1998, N 27-28, ст.182) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3421-IV ( 3421 -15 ) от 09.02.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.199 N 3610-VI ( 3610 - 17 ) от 07.07.2011, ВВР, 2012, N 7, ст.53}
Верховная Рада Украины постановляет а н о в л я есть : Одобрить Концепцию Национальной программы информатизации (прилагается).
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 4 февраля 1998 N 75/98-ВР Одобрено Законом Украины "О Концепции Национальной программы информатизации" от 4 февраля 1998 N 75/98-ВР Концепция Национальной программы информатизации
Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Информатизация - это совокупность взаимосвязанных организационных, правовых, политических, социально-экономических, научно-технических, производственных процессов, направленных на создание условий для удовлетворения информационных потребностей, реализации прав граждан и общества на основе создания, развития, использования информационных систем, сетей, ресурсов и информационных технологий, созданных на основе применения современной вычислительной и коммуникационной техники. Вычислительная и коммуникационная техника, телекоммуникационные сети, базы и банки данных и знаний, информационные технологии (ИТ), система информационно-аналитических центров разного уровня, производство технических средств информатизации, системы научно-исследовательских учреждений и подготовки высококвалифицированных специалистов являются составляющими национальной информационной инфраструктуры и основными факторами, обеспечивающими экономический подъем. Как показывает опыт других стран, информатизация способствует обеспечению национальных интересов, улучшению управляемости экономикой, развития наукоемких производств и высоких технологий, росту производительности труда, совершенствованию социально-экономических отношений, обогащению духовного жизни и дальнейшей демократизации общества. Национальная информационная инфраструктура, созданная с учетом мировых тенденций и достижений, способствовать равноправной интеграции Украины в мировое сообщество. Концепция Национальной программы информатизации включает характеристику современного состояния информатизации, стратегические цели и основные принципы информатизации, ожидаемые последствия ее реализации. Р а з д е л II СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В УКРАИНЕ Общая ситуация в Украине в области информатизации на сегодня не может быть признана удовлетворительной и не только из-за кризисные явления в экономике. Уровень информатизации украинских общества по сравнению с развитыми странами Запада составляет лишь 2-2,5 процента. Общий кризис и технологическое отставание поставили в трудное положение отрасли, которые занимаются созданием и использованием средств информатизации и соответствующей элементной базы. Украина из производителя современных машин превратилась в потребителя устаревших иностранных моделей средств вычислительной техники (СВТ), что привело к падению отечественного научно-технического потенциала и невозможность производить конкурентные образцы СВТ и элементной базы. Парк вычислительных машин по состоянию на 01.01.97, по данным Министерства статистики Украине, составил 264 000 единиц по сравнению с 180 тысячами в 1995 году, но почти половина его - устаревшие модели персональных электронно- вычислительных машин (ПЭВМ) типа IBM PC XT 286 и им подобные, 21 процент - 386, 26 процентов - 486 типов. С 1996 года в общем парке машин появляются новые типы ЭВМ. Так, с 32,2 тысячи новых ПЭВМ 50 процентов составляют 486 и 30 процентов - современные ПЭВМ типа "Pentium". За последние пять лет электронная промышленность Украины как отрасль, зависит от электронного приборостроения, снизила объемы производства. Падение производства микроэлектроники в 1992-1996 годах составляет 90 процентов от уровня 1991 года. Если в 1991 году заводы микроэлектроники Украина выработали и реализовали 316,4 млн. интегральных схем (ИС) на сумму почти 500 млн. рублей (в СССР - 2,2 млрд. рублей), то в 1996 году выпуск ИС составил 8,1 млн. штук на сумму менее 8,7 млн. гривен (2,6 процента), тогда как информационная техника на 90, а средства связи на 80 процентов стоимости базируются на достижениях микроэлектроники. Производство отечественных средств вычислительной техники и запасных частей к ним на конец 1996 года составил 36 процентов от уровня 1995 года. Имеет место техническое отставание телекоммуникационных систем, сетей передачи данных, которые отмечаются недостаточной пропускной способностью и надежностью связи, низким качеством и незначительным объемом услуг. Подавляющее большинство учреждений пользуется для передачи данных по коммутируемым каналам общего пользования. В Украине существует развитая сеть аналоговых линий передачи, на сегодняшний день исчерпали свои технические возможности. Современные системы связи, основанные на методах передачи цифровой информации, обеспечивают более качественный и надежная связь. Такие системы позволяют организовать стандартные каналы передачи со скоростью 64 Кбит / сек, а более мощные - потоки в 2 Мбит / сек. В 1996 году в Украине была введена в эксплуатацию цифровая сеть с интегрированными услугами (сеть ISDN). Ведутся работы по прокладке волоконно-оптических линий связи, которые могут обеспечить передачу данных со скоростью 155 Мбит / сек. Около 60 процентов министерств требуют доступа к международной информационной сети INTERNET с целью получения оперативной информации. В то же время лишь 27 процентов министерств и ведомств имеют выход к сети, к тому же ограничен. Наиболее распространенным типом локальной сети является Ethernet, сетевых операционных систем - NovellNetWare 4.x, Windows for Workgroups 3.11, Windows NT. Составной стратегических ресурсов страны и одновременно национальной инфраструктуры являются государственные информационные ресурсы. По последнее время были созданы такие государственные информационные ресурсы: базы данных "Законодательные и нормативные акты Украины", "Налоги Украина" (внесено около 10 тысяч документов), "Ресурсы Украины" (постоянно актуализируется информация о 260 тысяч предприятий и организаций Украины), "Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины" (внесено с присвоением уникального кода более 600 тысяч субъектов хозяйственной деятельности) и другие. Электронная газета "Все - всем" объединяет несколько десятков баз данных, включающих научно-методическую, банковскую, коммерческую, законодательную и другую информацию. В более 66 процентах баз данных информация подается на украинском языке, в 26 процентах - только русском и в 8 процентах - на иностранных языках. Но в настоящее время деятельность государственных учреждений и организаций по формированию и использования информационных ресурсов несогласованной, что приводит к возникновению определенных трудностей при формировании единого информационной среды и, как следствие, к низкому уровню < br> информационного и аналитического обеспечения деятельности государственных органов. В 23 министерствах и ведомствах существуют или создаются электронные информационные ресурсы, в которых заинтересованы органы исполнительной и законодательной власти. Неопределенность правовой и финансово-экономической основы деятельности различных субъектов в сфере информатизации приводит к информационному монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы общего пользования, обесценивание товарной стоимости информационных ресурсов государства, а также ограничение права на использования информационных ресурсов государства для большинства граждан. Наиболее распространенным операционной средой для компьютеров остаются старые версии MSDOS и Windows 3.x. Увеличение количества потребителей, которые применяют современные операционные системы Windows 95 и Windows NT, позволяющие работать в компьютерных сетях, идет очень медленно и составляет 10-15 процентов. Медленно идет переориентация пользователей на современные инструментальные средства создания информационных систем, баз и банков данных, таких как Oracle, Informix, Sybase и т.д., в основном используются устаревшие средства типа Clipper, FoxPro и другие. На низком уровне находится "вооруженность" разработчиков соответствующими инструментально-технологическими средствами поддержки инженерии создания сложных, распределенных прикладных компьютерных систем. В государстве создается, разрабатывается или планируется разработать несколько ведомственных и межведомственных систем: министерства транспорта, министерства финансов, министерства энергетики и других министерств и ведомств Украины . Но есть и такие, которые не имеют серьезной автоматизированной системы. Большинство корпоративных автоматизированных систем являются отличными учитывая как аппаратное, так и на программное обеспечение. Особенно это касается прикладных задач. Поэтому в настоящее время обеспечение взаимообмена между органами государственной власти оперативной информацией через ее неструктурированность и несогласованность форматов является достаточно сложной проблемой. Общая информация основном поступает в неформализованных виде, в различных физических формах (от электронных сведений в печатных изданий). Все это приводит, в частности, медленным освоением перспективных ИТ, к тому же осложненным из-за недостаточности и неполноту системы гармонизированных с международными стандартами в сфере информатизации, через резко уменьшается конкурентоспособность отечественных технических и программных продуктов на мировом рынке. Сейчас в Украине количество стандартов ИТ составляет около 4 процентов общего количества государственных стандартов, тогда как в других странах эта доля превышает 10 процентов. К тому же темпы развития международной стандартизации в области ИТ являются опережающими относительно других отраслей и ежегодно возрастают на 10-15 процентов. На сегодня международной организацией по стандартизации (ISO) разработано и принято более 1400 международных стандартов ИТ, столько же разрабатывается. А в Украине за период с 1992 по 1997 годы разработан и введен около 100 государственных стандартов ИТ, преимущественно терминологических. Такую негативную тенденцию отставание Украины от международного уровня развития стандартизации в сфере информатизации надо исправлять. В Украине осуществлялись определенные меры по комплексной автоматизации, электронизации, компьютеризации в производственных и непроизводственных сферах: развивалась сеть предприятий приборостроения и электронной промышленности (они есть практически в всех крупных промышленных центрах), значительное количество организаций занимается разработкой программных продуктов, существуют специализированные научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро. Действует система сервисных предприятий, которые являются составляющей информационной инфраструктуры, но ее возможности ограничены. Украина имеет значительный научно-технический потенциал, фундаментальные достижения в области информатики. В мире известны достижения украинских ученых в создании нетрадиционных архитектур вычислительных машин и в системном анализе, моделировании, оптимизации, создании искусственного интеллекта. Украина достигла определенного концентрации наукоемких производств. Более 70 стратегических материалов для электронной промышленности в Европе было произведено на украинских предприятиях, что приводит положительные возможности в деле информатизации. Проекты информатизации разрабатывались во многих отраслях и территориальных звеньях за фундаментальными и прикладными программами. Все эти программы выполнялись в условиях ограниченных финансовых ресурсов, разрозненно, без соблюдения единой государственной научно-технической политики и координации, привлечения должным образом к функциональных задач соответствующих органов управления, частности регионами, что привело к значительным социально-экономических, нравственных и других убытков. Поэтому важным фактором преодоления отставания Украины в области информатизации должна быть государственная политика информатизации Украины, соответствующая Национальная программа информатизации (далее - Программа) и эффективный механизм ее реализации. Необходимо осуществить комплекс масштабных и ресурсоемких задач (проектов), которые в своей совокупности должны составить основу Программы. Р а з д е л III ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Государственная политика информатизации формируется как составная часть социально-экономической политики государства в целом и направляется на рациональное использование промышленного и научно-технического потенциала, материально-технических и финансовых ресурсов для создания современной информационной инфраструктуры в интересах решения комплекса текущих и перспективных задач развития Украины как независимого демократического государства с рыночной экономикой. Для ускорения процесса информатизации, требует соответствующей концентрации ресурсов, в основу государственной политики должно быть возложено государственное регулирование процессов информатизации на основе сочетания принципов централизации и < br> децентрализации, саморазвития, самофинансирования и самоокупаемости, государственной поддержки через систему льгот, кредитов, прямого бюджетного финансирования. Бюджетные средства должны быть направлены прежде всего на реализацию общегосударственных проектов информатизации создание национальной информационно-телекоммуникационной системы; развитие системы национальных информационных ресурсов; информатизация стратегических направлений развития экономики государства, его безопасности и обороны, социальной сферы. Государственное регулирование должно обеспечить системность, комплексность и согласованность развития информатизации страны с использованием при этом традиционных и нетрадиционных форм и методов сопровождения и контроля. Важное значение для развития информатизации имеет осуществление взвешенной политики в сфере реформирования собственности. Государство должно сконцентрировать необходимое количество государственных объектов и систем инфраструктуры информатизации для того, чтобы необходимые рычаги реализации государственной политики. Для создания конкурентной среды необходимо проводить политику поддержки малых и средних предприятий в сфере информатизации. Осуществление процесса информатизации в период становления Украины как независимого государства в условиях кризисного состояния экономики и ограниченности ресурсов возможно только путем определения приоритетных сфер и направлений с концентрацией на них финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Приоритеты должны быть не постоянными, а определяться на определенный период и корректироваться в зависимости от ситуации. В Программе приоритеты предоставляются информационной поддержке мер выхода Украины из экономического кризиса, формированию рыночных отношений, созданию современной информационной инфраструктуры, информатизации социальной сферы, финансовой и денежной системы, деятельности Национального банка Украины, налоговой администрации и таможенной службы, стратегических направлений развития государственности, безопасности и обороны, приоритетных отраслей экономики (агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы, транспорт, связь). Первоочередные приоритеты предоставляются созданию нормативно-правовой базы информатизации, включая систему защиты авторских прав и личной информации, разработке национальных стандартов в области информатизации; формированию телекоммуникационной < br> инфраструктуры, прежде всего оптимизации действующей сети магистралей передачи данных, строительству новых современных каналов, включая волоконно-оптические и спутниковые системы связи; формированию компьютерной сети образования, науки и культуры как части общемировой сети INTERNET; осуществлению мероприятий по информационной безопасности. Важное значение имеет информатизация в сфере защиты окружающей среды и рационального природопользования. В развитии национальной инфраструктуры особое место принадлежит производству элементной базы, собственных конкурентоспособных средств вычислительной техники и информатики, аккумулировали бы в себе достижения отечественной и мировой науки и ориентировались на реализацию перспективных информационных технологий. Для повышения уровня информатизации необходимо осуществить ряд взаимосвязанных проектов, направленных прежде всего на развитие телекоммуникационной среды, создания мощных информационных ресурсов, в первую очередь социально- экономического значения (базы данных о населении государства, географических данных на основе электронного картографирования), применения компьютерных информационных технологий на всех уровнях управленческой деятельности. Вхождение Украины в мировое информационное пространство на паритетно-правовой основе на начальном этапе возможно путем приобретение государством лицензий у ведущих мировых производителей информационных продуктов с последующим их внедрением на отечественном рынке. Государственная инвестиционная политика в сфере информатизации заключается в том, что целевые бюджетные инвестиции получают только те национальные производители, которые могут обеспечить увеличение объемов производства за счет конечного продукта, услуг, чистого экспорта или создания продукции, заменяющей импортную. Важным принципом государственной политики должно стать применения антимонопольных мероприятий как на стадии корректировки Программы, так и при ее реализации. Государственная политика информатизации должна направляться на всестороннюю демократизацию процессов создания и потребления информации, общедоступность информационных ресурсов и услуг, защиту прав личности от информационного вторжения т.д.. В основу оценки эффективности информатизации необходимо положить комплексный подход, основанный на учете не только ресурсных показателей, но и влияния информационных процессов в целом на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе на рост < br> объема производства валового внутреннего продукта. Государственное регулирование в сфере информатизации должно базироваться на системном подходе и программно-целевом методе, реализуются путем формирования и выполнения Программы. Органом государственного регулирования в сфере информатизации является национальная комиссия, осуществляющим государственное регулирование в сфере связи и информатизации, которая образуется в соответствии с Законом Украина " О телекоммуникациях "( 1280-15 ). {Раздел III дополнен абзацем согласно Закону N 3610-VI ( 3610 -17 ) от 07.07.2011} Р а з д е л IV ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Программа - это комплекс взаимосвязанных отдельных заданий (проектов) информатизации, направленных на реализацию государственной политики и приоритетных направлений создания современной информационной инфраструктуры Украины за счет концентрации и рационального использования финансовых, материально-технических и других ресурсов, производственного и научно-технического потенциала государства, а также координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан в сфере информатизации. Главной целью Программы является обеспечение граждан и общества своевременной, достоверной и полной информацией на основе широкого использования информационных технологий, обеспечения информационной безопасности государства. Программа направлена ??на решение следующих основных задач: формирование правовых, организационных, научно-технических, экономических, финансовых, методических и гуманитарных предпосылок развития информатизации; применение и развитие современных информационных технологий в соответствующих сферах общественной жизни; формирование системы национальных информационных ресурсов; создание общегосударственной сети информационного обеспечения науки, образования, культуры, здравоохранения и т.п.; создание общегосударственных систем информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; формирование и поддержка рынка информационных продуктов и услуг; интеграция Украины в мировое информационное пространство. Р а з д е л V ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Программа формируется исходя из долгосрочных приоритетов экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития страны с учетом мировых достижений науки и тенденций в сфере информатизации и направлена ?? на решение важнейших социальных проблем, а именно: охраны окружающей среды и здоровья человека, развитию систем образования и науки, экономического реформирования, демократизации общества и создание условий для интеграции Украины в мировое информационное пространство согласно с современными тенденциями информационной геополитики, обеспечения обороноспособности и государственной безопасности. Реализация Программы должна осуществляться с соблюдением следующих основных принципов: согласованность приоритетов информатизации с основными направлениями Государственной программы социально-экономического развития Украины, Программы деятельности Кабинета Министров Украины, государственных целевых программ {Абзац третий раздела V с изменениями, внесенными согласно Законом N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006} координация разработки и реализации государственных, межотраслевых, ведомственных программ информатизации относительно целей, этапов, ресурсов и объектов работ; опережающее развитие нормативно-правовой базы регулирования отношений участников создания, распространения, использования информационных продуктов и услуг, а также единой национальной системы связи; поддержка, системность формирования и выполнения Программы. Программа формируется в пределах прогнозируемых поступлений средств в государственный бюджет и выполняется в пределах выделенных на ее реализацию средств. Р а з д е л VI ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Основными направлениями информатизации являются: 1. Разработка политики и организационно-правовое обеспечение информатизации Организационно-правовое обеспечение процесса информатизации предусматривает разработку пакета нормативно-правовых актов по вопросам организации и правового регулирования отношений в сфере информатизации, в частности: защиты авторского права и прав и свобод граждан в вопросам интенсивной информационного взаимодействия государства и гражданина согласно Конституции Украины; экономического стимулирования создания национального информационного ресурса; доступа физических и юридических лиц в международных информационных ресурсов; разработка системы государственных стандартов в области информатизации; сертификации технического и программного обеспечения; локализации программного обеспечения; разработка нормативных актов о деятельности и взаимодействие государственных и коммерческих структур по выполнению Программы, привлечения различных источников финансирования, таможенное регулирование и прочее. 2. Формирование национальной инфраструктуры информатизации Национальная инфраструктура информатизации (НИИ) включает: международные и междугородние телекоммуникационные и компьютерные сети; систему информационно-аналитических центров разного уровня; информационные ресурсы; информационные технологии; систему научно-исследовательских учреждений по проблемам информатизации; производство и обслуживание технических средств информатизации; системы подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере информатизации. Современной основой развития телекоммуникационных сетей является строительство магистральных волоконно-оптических каналов связи, завершения формирования сети международной и междугородной телефонной связи с переходом на цифровые системы как наиболее эффективные и прибыльные, разработка системы лазерной связи, национальной системы компьютерного телевещания, наземных и космических каналов связи, создание информационно-телекоммуникационной сети для образования и науки и т.д.. Информационно-телекоммуникационная система органов государственной власти включить высокоскоростные и обычные каналы связи, распределены и локальные сети различного уровня и назначения; даст возможность реализовать широкий спектр информационных технологий, обеспечит оперативную и надежную взаимодействие всех уровней управления в решении задач стратегического государственного, межотраслевого и межведомственного уровней, а также предоставление широкого спектра информационных услуг населению, государственным и коммерческим организациям, зарубежным пользователям. Важнейшей частью НИИ является национальная система информационных ресурсов - распределенный банк данных и знаний из различных отраслей производства, науки, культуры, образования, торговли. Система функционировать с учетом высоких требований к надежности, скорости доступа и защиты данных. Наличие свободного доступа к информационных ресурсов государства со стороны как отечественных, так и зарубежных потребителей способствовать развитию информационных услуг и становлению рыночной среды страны. Необходимо создать общенациональную открытую систему распространение электронной прессы на украинских программных разработок и лучших зарубежных программно-аппаратных решений. В рамках Программы предусматривается создание национальных баз данных и знаний, на основе которых должны создаваться отраслевые базы данных и информационные системы о населении, географии Украины, геолого -физические системы, по вопросам архитектуры, патентов и другие. На современном этапе реализации Программы предусматривается содействие созданию и освоению изделий вычислительной техники и электроники, современных приборов и оборудования, конкурентоспособных на мировом рынке, созданию замкнутого технологического цикла отечественного производства современных компакт-дисков и перспективных DVD-дисков для обеспечения записи, хранения и распространения аудио-и видеоинформации и компьютерных баз данных большого емкости, созданию действующих образцов высокоэффективных ЭВМ различных классов, интеллектуальных рабочих станций, нейрокомпьютеров, массовых средств информатизации, таймерных компьютерных систем, систем компьютерного управления технологическими процессами, созданию отечественной элементной базы, налаживанию серийного производства электронных карт и внедрению информационных систем с их использованием. Выполнение проектов указанного раздела Программы будет способствовать повышению уровня самообеспечения средствами информатизации и превращению Украины в равноправного партнера в международном разделении труда по производству и использованию средств информатизации. Индустрия программных средств должна стать базой для создания новых современных информационных технологий и систем, автоматизированных систем управления различного назначения. Предполагается создание инструментально-технологических комплексов поддержки разработки высококачественного и конкурентоспособного программного обеспечения, соответствующей государственной системы оценки качества, сертификации программной продукции. Производство программных продуктов должно стать самоокупаемой отраслью экономики, способной экспортировать свою продукцию. Научно-исследовательские учреждения должны создать и внедрить интегрированные информационные технологии построения распределенных баз знаний и экспертных систем, основанных на автоматическом формировании знаний для решения задач, трудно формализуются, из разных предметных областей, разработать базовые средства интеллектуализации информационных технологий, системы электронного документооборота, средства культурно-зрительного диалога, системы понимания текстов и т.д.. 3. Информатизация стратегических направлений развития государственности, безопасности и обороны Достигается путем создания и развития информационно-аналитических, вычислительных и автоматизированных систем, центров и сетей, обеспечивающих работу органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особенностью задач этого являются их сложность, связанная с необходимостью обработки большого объема разнообразной информации, поступающей со значительной количества источников, а также с высокими требованиями к скорости и формы ее предоставления, достоверности, актуальности, безопасности информации. Программой предполагается создать комплекс информационных технологий и средств информатизации для сбора, хранения, анализа и обработки больших объемов информации о состоянии социально-экономических процессов в Украине с целью обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия решений органами государственной власти, информационно-аналитическую систему Верховной Рады Украина, инструментально-технологический комплекс поддержки принятия решений в штатных и нештатных ситуациях в условиях информационного противодействия, Правительственная информационно-аналитическую систему с < br> вопросам чрезвычайных ситуаций и т.п.. Планируется разработать типовую структуру информационно-аналитических центров органов государственной власти и местного самоуправления. Формирование информационно-аналитической и программно-технической базы даст возможность органам государственной власти и местного самоуправления полно и оперативно анализировать и оценивать ситуацию во всех сферах деятельности общества. С этой целью необходимо осуществить интеграцию существующих информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления и информационных ресурсов, то есть создать единую информационно-телекоммуникационную систему сбора, обработки и передачи данных, необходимых для принятия стратегически важных решений в сфере экономики, внутренней и внешней политики. В сфере правоохранительной деятельности качественно новая организация специфических режимов хранения и обработки информации, связь с международными правоохранительными органами обеспечат реализацию активной, наступательной стратегии в борьбе с правонарушениями, коррупцией, организованной преступностью, применения новых информационных технологий в раскрытии преступлений. К приоритетным направлениям информатизации областных (городских) госадминистраций и органов местного самоуправления отнесено социальную сферу, систему жизнеобеспечения, экологии и природопользования области (района). Основной целью является разработка целостной взаимосвязанной системы информационных и инструментальных средств для решения задач информационно-аналитического обеспечения управления областью (районом, городом), которая включает: создание информационно-аналитических центров, соединенных системами телекоммуникаций с органами государственной власти разных уровней; анализ и прогнозирование социально-экономических показателей развития регионов; отработки и практическое использование данных и программ их обработки для решения конкретных задач в информационно-аналитических центрах областных (городских) госадминистраций и органов местного самоуправления; обеспечение беспрепятственного доступа граждан к любой информации, не составляющей государственной тайны, с помощью современных информационных систем. Информационная безопасность является неотъемлемой частью политической, экономической, оборонной и других составляющих национальной безопасности. Объектами информационной безопасности являются информационные ресурсы, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей и другие элементы информационной инфраструктуры страны. Результатом выполнения Программы будет комплект нормативных документов по всем аспектам использования средств вычислительной техники для обработки и хранения информации ограниченного доступа; комплекс государственных стандартов документирования, сопровождения, использования, сертификационных испытаний программных средств защиты информации; банк средств диагностики, локализации и профилактики вирусов, новые технологии защиты информации с использованием спектральных методов, высоконадежные криптографические методы защиты информации т.д.. Информатизация Вооруженных Сил Украины является составной частью информатизации государства и включает процесс создания, внедрения и применения в различных сферах их деятельности в мирное и военное время современных методов , систем и средств получения, обработки, хранения, передачи и использования информации. Предполагается создание информационно-телекоммуникационной сети Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, видов Вооруженных Сил Украины и оперативного командования; разработки проекта Единой автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Украины. Главные задачи информатизации Вооруженных Сил Украины должны быть изложены в специальной программе. 4. Информатизация процессов социально-экономического развития Комплексное и сбалансированное решение задач социально-экономического развития возможно лишь на современной информационно-аналитической, системно-технической базе, с помощью ситуационных центров обеспечения информационной поддержки функционирования государственного сектора экономики, проведение взвешенной бюджетно-кредитной и налоговой политики, возникновения конкурентоспособных производств отраслей промышленности в стратегически важных сферах. Система мониторинга и применения современных информационных технологий обеспечат научные подходы в решении социальных проблем общества. В основу этого направления информатизации возлагается создание баз данных и знаний, а также средств их обработки, ориентированных на эффективную информатизацию органов государственной статистики и точное прогнозирования процессов социально-экономического развития, в частности, информационно-справочных систем рынка труда, товаров и услуг, контроля качества потребительских товаров и других с последующим использованием их для формирования систем электронной коммерции. Необходимо создать условия и средства для информационной поддержки внешней и внутренней торговли, включение Украины в систему электронной коммерции и надежной защиты национальных экономических интересов в новых условиях. 5. Информатизация приоритетных отраслей экономики В условиях создания рыночных отношений одним из важных задач является повышение эффективности функционирования отраслей за счет оптимизации структуры производства и транспортных средств и необходимой координации работ всех управленческих подразделений . С этой целью необходимо создать комплекс автоматизированных систем обработки данных и управления различного уровня и назначения, взаимосвязаны на принципах технологической, организационной, документационной, программной и информационной совместимости, и образуют целостную информационную инфраструктуру. Отдельно следует предусмотреть решение проблемы комплексной автоматизации производства на основе современных стандартов и технологий, охватывающее процессы от проектирования и подготовки производства к непосредственному автоматизированного производства. 6. Информатизация финансовой и денежной системы, государственного финансово-экономического контроля Для налоговой администрации необходимо создать информационную систему, что обеспечит прогноз и контроль налоговых сборов. Нужно создать классификаторы, унифицированные системы документооборота, Государственный реестр физических и юридических лиц - плательщиков налогов на основе единой базы данных населения Украины и т.п.. В информатизации банковской деятельности первоочередными задачами должны стать создание системы расчетов в реальном времени для выполнения больших и срочных платежей, системы безналичных расчетов за товары и услуги, электронного реестра залогов имущества, электронной системы Центрального депозитария государственных ценных бумаг. Важное значение также будет иметь создание системы информационно-аналитической взаимодействия Национального банка, Министерства финансов, Государственной налоговой администрации и Государственного казначейства Украины. Важной составной частью финансовой системы Украины является государственный финансово-экономический контроль. Необходимо создать единую автоматизированную систему государственного контроля за выполнением Государственного бюджета Украины, финансированием общегосударственных программ, сохранением и использованием объектов прав государственной собственности, использованием кредитных ресурсов, деятельностью учреждений банковской системы. Базовым элементом такой системы должна быть информационно-аналитическая система Счетной палаты. В области финансов необходимо создать информационные системы, которые позволят перейти от использования традиционных платежных инструментов к высоконадежной системы межбанковских расчетов и параллельно - кредитных карт (электронных денег). Нужно создать информационно-аналитические системы, которые обеспечат государственный финансовый и налоговый контроль за предпринимательской деятельностью юридических и физических лиц в соответствии с законодательством. 7. Информатизация социальной сферы В сфере здравоохранения главными задачами является создание единой структурированной информационной системы учета состояния здоровья граждан Украины на основе автоматизированной регистрации пациентов в лечебных учреждениях , сбора данных профилактических обследований с целью дальнейшего использования в статистических, аналитических и экспертных системах, создание системы дистанционного консультирования и диагностики на основе компьютерных сетей, объединяющих большие лечебные и научные заведения. В сфере социальной защиты главной задачей является создание для управленческих и региональных структур программных систем и средств учета всех уровней, анализа и моделирования занятости населения, предотвращения массового безработице и для широкого привлечения населения к новым отраслям материального производства и других сфер. Органам социальной защиты должны быть переданы информационные технологии, исключающие задержки в перечислении и выплате пенсий и пособий с учетом текущих изменений законодательных и других нормативных актов. 8. Информатизация в области экологии и использования природных ресурсов На основе картографических баз данных предусматривается создание многоцелевой информационно-технологической базы с использованием геоинформационных технологий сбора, хранения, анализа всей совокупности сведений для моделирования и дальнейшего прогнозирования экологического состояния территорий. Предусматривается создание комплекса программно-аппаратных средств для решения вопросов прогнозирования загрязнения окружающей среды, анализа и оценки риска эколого-экономических конфликтов, прогнозирование последствий техногенного воздействия и природных катастроф для надежной защиты экологического пространства Украины, рационального использования природных ресурсов на основе повышения согласованности управления различными видами производственной деятельности. 9. Информатизация науки, образования и культуры Информатизация образования направлена ??на формирование и развитии интеллектуального потенциала нации, совершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения и тестирования, что даст возможность решать проблемы образования на высшем уровне с учетом мировых требований. Среди них - индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, возможность учитывать психофизиологические особенности каждого ребенка и т.п.. Результатами информатизации образования должны быть: развитие информационной культуры человека (компьютерной образованности); развитие содержания, методов и средств обучения до уровня мировых стандартов; сокращение срока и повышения качества обучения и тренировки на всех уровнях подготовки кадров; интеграция учебной, исследовательской и производственной деятельности; усовершенствования управления образованием; кадровое обеспечение всех направлений информатизации Украины путем специализации и интенсификации подготовки соответствующих специалистов. Первоочередной задачей является создание глобальной компьютерной сети образования и науки. Организация государственных и частных центров массового обучения населения новых специальностей с учетом требований международных стандартов для кадрового обеспечения всех направлений информатизации как за счет интенсификации подготовки соответствующих специалистов, так и создание учебной среды на их компьютеризированных рабочих местах, развитие системы индивидуального непрерывного обучения на основе автоматизированных учебных курсов и систем, интеллектуальных компьютерных и дистанционных технологий обучения. Информатизация научной деятельности будет способствовать повышению эффективности научных исследований, созданию мощной системы научно-технической информации и ее использованию на всех этапах научной деятельности при условии активизации всех ее форм. Должны быть созданы условия для широкой компьютеризации и математизации естественных и гуманитарных наук, вхождение в мировую информационную сеть баз данных и знаний, формирования в будущем "объединенного" или "коллективного" интеллекта. Информатизация отечественной науки позволит повысить ее практическую отдачу, ускорить интеграцию в мировую науку. В сфере культуры главными задачами является сохранение информации о памятниках материальной и духовной культуры, архивные документы, обеспечения быстрого доступа к отечественным и мировым достижениям культуры . С этой же целью необходимо создать компьютерные информационные системы для распространения культурных эталонов, стандартов и достижений отечественной культуры, прежде всего создание электронных копий произведений и архивов выдающихся деятелей национальной культуры, представление их в системах глобальных компьютерных коммуникаций для их эффективного использования в сфере образования и воспитания, позволит в любой точке Украины получать не только необходимую информацию по экономическим, агробиологических, зоотехнических, медицинских, маркетинговых, технологических, юридических вопросов, но и соответствующие знания по истории и культуре Украины, культуры других народов через автоматизированные библиотеки и т.п.. Особое внимание будет уделено вопросам информатизации языковой сферы, а именно: созданию национальной системы компьютерной лексикографии; формированию национальной лингвистической сети и интеграции ее в аналогичных международных сетей в рамках проектов развития "multylingual society"; разработке интеллектуальных нормированных лингвистических украиноязычных компьютерных систем (автоматические корректоры и редакторы, системы автоматического перевода, реферирования, экстракции знаний природомовних текстов, понимание естественной языка как в письменном, так и в устном вариантах) и т.д.. 10. Международное сотрудничество В международном сотрудничестве по проблемам информатизации главным является активное участие Украины в реализации международных проектов, направленных на формирование условий для вхождения в глобальных информационных систем, защита при выполнении этих проектов национальных интересов и реализация стратегических целей украинских внешней политики. Необходимо организовать и постоянно совершенствовать взаимосвязь национальных телекоммуникационных систем с компьютерными сетями других стран и глобальной сетью INTERNET, обеспечить доступ к международным информационным массивам и баз данных и геоинформационных систем. Важным является создание системы информационно-телекоммуникационного обеспечения межгосударственного сотрудничества в сфере торговли, здравоохранения, борьбы с международной преступностью, гидрометеорологии и тому подобное. В сфере международной торговли предполагается создать систему внешнеторговой информации о международных, национальных, государственных и региональных программ сотрудничества, международного и украинского законодательства, информационно -телекоммуникационную базу для системного изучения состояния мировых рынков товаров (продукции, услуг) и маркетингового обеспечения деятельности украинских экспортеров. Р а з д е л VII ОЖИДАЕМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация проектов Программы обеспечит: качественно новый уровень управления государством и обществом в целом; содействие демократизации общества, трудоустройства и уменьшение уровня безработицы за счет создания интегрированной информационной системы Министерства труда и социальной политики Украины, Пенсионного фонда Украины и центров занятости, внедрения автоматизированной системы учета, анализа и моделирования занятости населения, предоставление информации о рабочих местах и ?? профессии в различных отраслях народного хозяйства и коммерческих структурах и возможности освоения новых профессий; повышение эффективности медицинского обслуживания и снижение уровня общей заболеваемости населения за счет создания государственной информационной системы эпидемиологического надзора, создание информационно-программных комплексов госпитального назначения в медицинских учреждениях различного уровня, внедрение первой очереди компьютерных банков знаний по вопросам медицины; расширение доступности национальных и мировых информационных ресурсов для широкого круга потребителей за счет создания первой очереди библиотечной информационно-телекоммуникационной сети и Национального компьютерного банка с базами данных правовой, научно-технической, рекламной и другой информации; повышение качества обучения на всех уровнях образования и подготовки и переподготовки кадров за счет внедрения автоматизированных систем массового распространения информации в высших учебных заведениях, школах на основе специальных телевизионных каналов, налаживания выпуска учебной литературы в электронной форме, внедрение методик и программно-технических средств дистанционного обучения;
|