З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об Общегосударственной программе обращения с токсичными отходами (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 44, ст.374)
Верховная Рада Украины постановляет а н о в л я есть : 1. Утвердить Общегосударственной программе обращения с токсичными отходами (прилагается). 2. Закон вступает в силу со дня его опубликования.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 14 сентября 2000 N 1947-III Утвержден Законом Украины от 14 сентября 2000 N 1947-III ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА обращения с токсичными отходами
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В Украине в результате образования больших объемов токсичных (опасных) отходов проблема экологической безопасности приобрела особую остроту. Разрыв между прогрессирующим накоплением токсичных отходов и мерами по их утилизации и обезвреживания грозит углублением экологического кризиса и обострением социально-экономической ситуации в Украине. Эффективное решение всего комплекса вопросов, связанных с ликвидацией или ограничением негативного влияния токсичных отходов на окружающую среду и здоровье человека, возможно только на основе мероприятий, предусмотренных Общегосударственной программой обращения с токсичными отходами (далее - Программа), которая учитывает современное состояние экономики в Украине, перспективы ее социально-экономического развития. Необходимость формирования специальной Программы обусловлена ?? также значительной потребностью в научных исследованиях и капиталовложениях, сравнительно низкой экономической эффективностью, продолжительностью технологической сложностью большей части мероприятий по обращения с токсичными отходами. Это предполагает взаимосвязь основных программных действий, целевое управление межотраслевыми и межрегиональными связями, контроль за ходом выполнения задач, привлечения финансовых средств из различных источников, не запрещенных законом. При разработке Программы учтены международный опыт решения проблем в сфере обращения с токсичными отходами. Государственным заказчиком Программы является центральный орган исполнительной власти, к ведению которого отнесены вопросы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды. Срок выполнения Программы - оды. Инвентаризация и статистическая отчетность за 1995-1999 годы свидетельствуют, что на предприятиях Украины ежегодно образуется около 100 миллионов тонн токсичных отходов. Из них к наиболее опасных по европейским стандартам (I-III класса опасности) принадлежит 2,5-3,5 миллиона тонн. Количество предприятий, на которых фиксируются токсичные отходы, превышает 2500. Общий объем накопления токсичных отходов составляет 4,4 миллиарда тонн, а текущие затраты на их удаление и хранения - около 120 миллионов гривен в 1995 году и около 361 миллион гривен в 1998 году. зависимости от количества накоплению объемов токсичных отходов на отдельных территориях страны вопросы обращения с ними решается на следующих уровнях: общегосударственном; региональном; местном (объектном). По объемам образования доминируют токсичные отходы, содержащие тяжелые металлы (хром, свинец, никель, кадмий, ртуть). Преимущественно это отходы предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности, машиностроения (гальванические производства). Отдельную группу токсичных отходов составляют непригодные к использования и запрещенные к применению химические средства защиты растений (далее - непригодные ХСЗР). По данным официальной статистики, количество этих отходов, накопленных в Украине, составляет около 13,5 тысячи тонн. Они рассредоточены по всей территории Украины, нередко находятся в неприспособленных и случайных помещениях, а местами небом. Насчитывается 109 складов централизованного хранения токсичных отходов, находящихся в ведении местных государственных администраций, и около 5000 складов в сельскохозяйственных предприятиях. Значительная часть объектов, где хранятся токсичные отходы, опасен для окружающей среды вследствие миграции токсичных компонентов путем инфильтрации в подземные и поверхностные воды, разнос ветром, животными и деятельностью человека. Насчитывается около 300 накопителей токсичных отходов, которые построены без надлежащего технического защиты и стали источником опасности регионального масштаба. Оборудованы хранилища для хранения токсичных отходов и установки для их обезвреживания и регенерации создано лишь на отдельных предприятиях, практически не влияет на общую ситуацию. Раздел II ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1. Целью Программы является предотвращение накоплению токсических отходов и ограничения их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. 2. Программа предусматривает решение следующих основных задач: определение основных направлений в сфере обращения с токсичными отходами как составной части государственной политики в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности; разработка и осуществление программных мероприятий по: а) последовательного сокращения объемов накопленных токсичных отходов путем утилизации, обезвреживания и удаления; б) ограничение образования токсичных отходов путем реструктуризации производства (там, где это возможно), регенерации, внедрение малоотходных технологий и процессов замкнутого цикла; в) очистка загрязненных токсичными отходами территорий. Раздел III ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Этапами реализации Программы являются: 1) подготовительный этап (2000 год): разработка методологии работ и плана программных мероприятий в сфере обращения с токсичными отходами разработка правового, экономического и организационно-управленческого механизма реализации Программы; определение органа управления Программой; разработка организационной схемы сопровождения и контроля выполнения Программы; внедрение информационно-аналитической системы "Отходы"; разработка предложений по подготовке кадров специалистов в сфере обращения с токсичными отходами; разработка рекомендаций по разработке региональных и отраслевых программ в сфере обращения с токсичными отходами 2) этап реализации первоочередных мероприятий (оды): завершение создания правового, экономического и организационно-управленческого механизма реализации Программы; совершенствование нормативно-методической и информационной базы в сфере обращения с токсичными отходами: а) разработка отраслевых и региональных классификаторов опасных отходов, совершенствование методик отнесения токсичных отходов по категориям опасности и т.п.; б) составление и ведение реестров мест образования, обработки, утилизации и удаления токсичных отходов; разработка базовых технологий, проектных решений и оборудования в сфере обращения с токсичными отходами разработки региональных проектов и местных программ обращения с токсичными отходами разработка и внедрение технологических решений по утилизации и обезвреживания отходов гальванических производств в отдельных регионах Украины (Киевская, Львовская, Полтавская области); технико-экономическое обоснование, проектирование строительства региональных заводов и типовых модульных комплексов по утилизации и удаление токсичных отходов; определение мероприятий по обезвреживанию токсичных отходов в местах их дислокации; осуществление мероприятий по расширению существующих и создание новых объектов обращения с токсичными отходами; 3) этап реализации среднесрочных мер (оды): реконструкция и модернизация существующих и ввод в эксплуатацию на действующих предприятиях новых линий по утилизации и удаления токсичных отходов; начало строительства первой очереди новых заводов и типовых модульных комплексов по утилизации и удаления токсических отходов; утилизация и удаление непригодных ХСЗР, сосредоточенных в упорядоченных свалках; обезвреживания части наиболее опасных накоплений токсичных отходов; обследование и выбор участков для долгосрочного хранения и захоронения токсичных отходов; осуществление мероприятий по очистке загрязненных токсичными отходами территорий. Сроки реализации этапов Программы зависеть от: степени опасности накопленных токсичных отходов для окружающей природной среды и здоровья человека; технологической и экономической возможностей осуществления мероприятий; ценности токсичных отходов как ресурса для дальнейшего использования. Мероприятия Программы будут осуществляться согласно стратегии, определенной в Законе Украины "Об отходах" ( 187/98-ВР span >) и Постановлении Верховной Рады Украины от 5 марта 1998 года "О основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности" ( 188/98-ВР ). 2. Задачи Программы могут быть выполнены при реализации взаимосвязанных мероприятий других программ, в частности, государственных программ социально-экономического развития регионов (Полесье, Карпатского региона, Украинского Причерноморья), Национальной программы развития горно-металлургического комплекса Украины, Национальной программы экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды, Программы использования отходов производства и потребления на период до 2005 года, а также при условии учета мероприятий Программы при принятии решений по развитию всех отраслей промышленности, связанных с образованием токсичных отходов, и при разработке мер по повышению уровня экологической безопасности на отдельных хозяйственных объектах, где находятся токсичные отходы. Раздел IV ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Определенный Программой подготовительный этап включает в себя организационные мероприятия, касающиеся обеспечения реализации, а не характеризуется количественными показателями. Реализация первоочередных и среднесрочных мер (оды) обеспечивается путем: утилизации и удаления части отходов (до 20 процентов) с существующих накопителей токсичных отходов I и II класса опасности; строительства 2-3 объектов долгосрочного хранения или захоронения токсичных отходов в регионах; осуществление мероприятий по обезвреживанию и очистке наиболее опасных мест накопления токсичных отходов (3-5 объектов); обезвреживания опасных мест размещения токсичных отходов, частности неупорядоченных свалок (в объемах, которые будут определяться экономическими и технологическими возможностями); строительства 3-4 региональных заводов и типовых модульных комплексов по утилизации и удаления токсичных отходов; осуществление утилизации и удаления большей части непригодных ХСЗР, сосредоточенных в хранилищах централизованного хранения. Предполагается создание сети специализированных предприятий по утилизации и удаления токсичных отходов. В связи с тяжелым положением экономики Украины и неопределенностью возможностей финансово-экономического обеспечения программных мероприятий необходимо применять гибкий механизм их реализации. По результатам выполнения отдельных задач Программы возможно ее корректировки (как сроков этапов, так и технических направлений ее реализации). С появлением финансово-экономических и технологических возможностей выполняться предусмотренные Программой мероприятия, направленные в основном на утилизацию и обезвреживание токсичных отходов и планирование строительства региональных заводов и комплексов по удалению токсичных отходов. Раздел V СТОИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ИСТОЧНИКИ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ Программа основывается на прогнозных данных относительно состояния экономики Украине и объема средств, которые могут быть направлены на ее выполнения. Показатели стоимости осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных Программой на период до 2000 года и на перспективу до 2005 года, определены в ценах на 1 января 2000 года (таблица 5) . Расчеты с некоторых позиций имеют ориентировочный характер. В целом выполнение задач Программы требует ориентировочно 78,0 миллиона гривен. Комплекс запланированных мероприятий позволит обеспечить обезвреживание, утилизацию или безопасное удаление около 4-5 миллионов тонн токсичных отходов. Наибольшая доля затрат на реализацию Программы приходится на мерах по строительству комплексов для обезвреживания, утилизации и удаления токсичных отходов в регионах - около 65 процентов. На создания локальных систем (отдельных установок), участков, комплектов оборудования для обезвреживания и утилизации токсичных отходов, контейнерного парка необходимо около 29 процентов, на научно-техническое обеспечение - около 6 процентов. В приведенной выше общей суммы не входят расходы предприятий, направленные на повышение уровня экологической безопасности существующих объектов хранения токсичных отходов (полигонов, шламохранилищ т.п.) . По экспертной оценке соответствующие расходы должны составлять около трети общей стоимости программных мероприятий. Источниками финансирования Программы являются: Государственный бюджет Украины - 25 процентов, в том числе за счет Государственного фонда охраны окружающей природной среды - 12 процентов; местные бюджеты - 23 процента; средства предприятий - 46 процентов; другие источники, не запрещенные законом, - 6 процентов. В период до 2005 года не ожидается привлечение значительных объемов частного капитала в сферу обращения с токсичными отходами, поскольку экономическая привлекательность осуществления мероприятий в этой сфере по прогнозам останется достаточно низкой. Инвестиции из внешних источников финансирования в виде передачи "ноу-хау", предоставления грантов, технической помощи, прямых вложений иностранного капитала оцениваются в пределах 6 процентов от общего финансирования. Поскольку предприятия в ближайшие годы могут самостоятельно финансировать проведение мероприятий по обращению с токсичными отходами, основным направлением финансовой политики становится аккумуляция средств предприятий и организаций, в которых образуются токсичные отходы, в пределах Государственного, республиканского Автономной Республики Крым и местных фондов охраны окружающей среды для решения вопросов в сфере обращения с токсическими отходами (в том числе строительства региональных полигонов и технологических комплексов для обезвреживания, утилизации и удаление токсичных отходов). Средства на выполнение Программы распределены по годам неравномерно, с учетом того, что в ближайшие годы все еще сохраняться кризисное положение в экономике, в результате чего подавляющая часть расходов будет перенесена на оды. При этом не исключается необходимость оперативного реагирования на определенную экономическую ситуацию, направленного на поиски дополнительных кредитов, иностранной помощи, а также на включение в общие программы развития, модернизации, технического перевооружения соответствующих отраслей производства мероприятий по предотвращению образования токсичных отходов, повышение уровня экологической безопасности и уменьшения вредного влияния токсичных отходов на здоровье человека. Раздел VI ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Основными экологическими и социально-экономическими результатами Программы должны быть: уменьшение вредного воздействия токсичных отходов на окружающую природную среду и здоровье человека; очистки территорий от загрязнения токсичными отходами постепенная минимизация производства токсичных отходов; изготовление дополнительной товарной продукции за счет утилизации токсичных отходов; сокращение площадей земельных участков, отведенных под хранилища и свалки токсичных отходов; активизация конверсии высоких технологий военно-промышленного комплекса; создание дополнительных рабочих мест в сфере обращения с токсичными отходами. Раздел VII НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основные нормы по обращению с отходами, в том числе и с токсичными отходами, регулируются Законом Украины "Об отходах" ( 187/98-ВР ), Постановлением Верховной Рады Украины от 5 марта 1998 года" Об основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности "( 188/98-ВР ) и законами Украины" О охране окружающей природной среды "( 1264-12 )," О обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения " ( 4004-12 ), "О пестицидах и агрохимикатах" ( 86/95-ВР ), Кодексом Украины о недрах ( 132/94-ВР ), а также другими нормативно-правовыми актами. Конкретные вопросы экологически безопасного сбора, перевозки, хранения, обезвреживания, утилизации и удаления токсичных отходов должны быть постепенно решены с введением в действие положений Закона Украины "Об отходах" в части, предусматривающей нормы, регулирующие особенности обращения с опасными отходами, а именно: обеспечение экологической безопасности на всех этапах обращения с токсичными отходами (образование, сбор, перевозка, хранения, обработки, утилизации, удаления) создание условий активизации деятельности в сфере обращения с токсичными отходами и очистки загрязненных ими территорий; установление ответственности за нарушение норм и правил в сфере обращения с токсичными отходами; создание механизма стимулирования предприятий, действующих в сфере обращения с токсичными отходами, и уменьшению объемов их образования. Развитие нормативно-правовой базы по вопросам обращения с токсичными отходами прежде должно способствовать решению проблемы обезвреживания непригодных ХСЗР с учетом специфики обращения с ними. Для решения поставленных Программой задач и выполнения запланированных ею мероприятий предусматривается такой порядок организации и управления реализацией Программы: органом, осуществляющим организацию выполнения Программы, является специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к ведению которого отнесены вопросы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды , который: представляет ежегодно Министерству экономики Украины, Министерству финансов Украины предложения относительно финансирования общегосударственных мероприятий, предусмотренных Программой, для учета их в проектах программ экономического и социального развития Украины ; определяет и согласовывает с Министерством экономики Украины, Министерством финансов Украины и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, к ведению которого отнесены вопросы образования и науки, объемы финансирования программных мероприятий. При специально уполномоченном центральном органе исполнительной власти, к ведению которого отнесены вопросы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей природной среды, создается межведомственная научно-технический совет в составе ведущих ученых, специалистов, ответственных работников заинтересованных министерств и других центральных органов исполнительной власти. Указанную совет возглавляет руководитель (куратор) Программы от органа, обеспечивает организацию выполнения Программы. Межведомственная научно-технический совет осуществляет: подготовку предложений относительно объемов финансирования; проведение экспертизы целевых проектов и мероприятий; научные и маркетинговые исследования по внедрению на конкурсной основе наиболее целесообразных технологий и потребностей продукции токсичных отходов для корректировки Программы; координацию выполнения программных мероприятий; рассмотрение отчетов по реализации программных мероприятий. Как важный элемент структуры управления реализацией Программы предусматривается формирование региональных центров обращения с токсичными отходами (на основе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесены вопросы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, и его научных учреждений и институтов, природоохранных подразделений местных органов исполнительной власти, научных центров Национальной академии наук Украины). Организация реализации Программы обеспечивается путем заключения сделок, договоров и предоставления поручений, в которых определяются объемы, содержание, сроки выполнения работ, порядок финансирования и отчетности. Раздел VIII ПОДГОТОВКА КАДРОВ И ОБРАЗОВАНИЕ В Украине система подготовки специалистов в сфере обращения с токсичными отходами является несовершенной. Она необходимой мере не обеспечена программами, учебными планами, тематическими разработками, учебными пособиями и т.д.. Подготовку кадров необходимо осуществлять в высших учебных заведениях инженерно-технического профиля путем введения в учебные программы специальности "Управление экологической безопасностью", в рамках которой должен быть предусмотрен соответствующий спецкурс по обращения с токсичными отходами. На первых этапах реализации Программы ее кадровое обеспечение осуществляться главным образом на основе переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы управления и производства по следующим направлениям: проблемы охраны природы и здоровья человека от воздействия токсичных отходов; проблемы утилизации и удаления токсичных отходов; нормативно-правовое регулирование в сфере обращения с токсичными отходами; научно-технические проблемы в сфере обращения с токсичными отходами. Раздел IX КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к ведению которого отнесены вопросы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, с участием министерств и других центральных органов исполнительной власти, ответственных за выполнение программных мероприятий, организует контроль за выполнением Программы. Орган, который обеспечивает организацию выполнения Программы, ежегодно должен представлять Кабинета Министров Украины отчеты и необходимую информацию о ходе выполнения мероприятий и задач Программы. Кабинет Министров Украины на основании предоставленной информации осуществляет корректировку программных мероприятий, их содержания и объемов финансирования. Раздел X МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В сфере международного сотрудничества Программой определяются следующие основные направления деятельности Украины по обращению с токсичными отходами: гармонизация основных положений и мероприятий Программы с существующими международными нормативными, техническими и другими подходами (стандартами, техническими условиями, рекомендации) в сфере обращения с токсичными отходами ; выполнения обязательств Украины как стороны Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; решения основных вопросов трансграничных перемещений токсичных отходов на основе соответствующих межгосударственных соглашений между странами СНГ, Восточной и Западной Европы; содействие созданию совместных предприятий на основе новейших технологий в сфере обращения с токсичными отходами присоединении к международным программам научно-технической и финансовой помощи.
МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Таблица 1 Нормативно-методическое обеспечение N | Наименование мероприятий | Место | Сроки | Объемы | Источники | Министерства и | Ожидаемый п / п | и задач | (сфера) | разработки | финан-| финан-| другие центральные | результат | внедрение | по годам | суван-| вания | органы исполнительных | | ------------ | ния, | нительной власти, от-| | поча-| оконча-| тыс. | Ответственное за | | ток | ния | игры-| | подготовку | | вень | мероприятия | 1. Осуществление анализа действующих министерства 2000 2000 10 государств-Минэкоресурсов, определение нормативных документов центральные органы ный МОЗ, направлений по обращению с исполнительной власти, фонд Госкомстат и основ по токсичными отходами проектные учреждения, охраны создания (далее - ТВ) и разработка контрольно-окру-современной предложений по их инспекционные лишньо-нормативно- усовершенствования, просмотра службы го при-правовой и диверсификации родного базы среды выше (далее- ДФНС) 2. Разработка справочника министерства 2000 2000 15 государств-Минэкоресурсов, обобщения, "Термины и определения в центральные органы ный НАНУ определения и сфере обращения с исполнительной власти, бюджет унификация отходами "контрольно-терминологии инспекционные в сфере службы, обращения с предприятия и отходами проектные учреждения 3. Разработка нормативно-предприятия, 2000 2000 100 ДФНС Минэкоресурсов, создание методических документов по органы Минздрава, МЧС современной отнесения отходов к санэпидемслужбы (по согласованию нормативно- категории опасных с Госкомстатом) методической базы, гармонизированной с международными требованиями, усовершенствования статотчетности 4. Разработка на базе министерства 2000 2000 40 ДФНС Минэкоресурсов, усовершенствования Государственный классификатор центральные органы Госстандарт, отчетности отходов перечней исполнительной власти, Госкомстат, по ТВ (региональных, отраслевых) контрольно-МЗ опасных отходов инспекционные службы 5. Разработка новой редакции органы 2000 2000 80 государств-Госстрой, улучшения государственных строительных норм Минэкоресурсов, ный Госпром-проектных для комплексов с Минздравом, Госстроя, бюджет политики, МОЗ, решений по утилизации и удаления ТВ местные Минэкоресурсов внедрения госадминистрации, мер проектные учреждения обращения с ТВ 6. Разработка Положения об органах Государственной 2000 2000 50 государств-НАНУ, МЧС, унификация арбитражные аналитические экологической ный МОЗ требований и методы определения содержания инспекции, бюджет реализация опасных компонентов в санэпидемстанции современных отходах т.д. методов контроля содержанием токсичных компонентов в отходах 7. Разработка дополнительных и органы Государственной 2000 2000 80 ДФНС МОЗ, повышение обновление имеющихся предельно экологической Минэкоресурсов уровня допустимых концентраций инспекции, экологической основных токсичных веществ санэпидемстанции, безопасности предприятия и производств, где проектные учреждения образуются ТВ 8. Разработка проекта организации 2000 2000 10 ДФНС Минэкоресурсов, унификация Положение о порядке и вовлеченные в сферу НАНУ требований к обязательные требования по обращению с ТВ, обращения с осуществление операций контрольно-ТВ на регги- обращения с ТВ инспекционные онального и службы обще- государственном уровне 9. Разработка приложений в органы Государственной 2000 2000 10 ДФНС Минэкоресурсов, улучшения Положение о Государственной экологической НАНУ, Госпром-контроля и экологическую экспертизу, инспекции политики, механизма включая инструкцию о Минэкономики регулирования проведение экологического эффективности аудита на предприятиях, обращения с где образуются ТВ ТВ на предприятиях 10. Разработка Положения о местных 2000 2000 15 ДФНС Минэкоресурсов, нормативное реабилитацию загрязненных госадминистрации, МЗ обеспечения ТВ территорий органы процесса Минэкоресурсов, реабилитации Минздрав, Госстрой, загрязненных предприятия территорий Всего: 410 Таблица 2 Научно-техническое обеспечение N | Наименование мероприятий | Место | Сроки | Объемы | Источники | Министерства и | Ожидаемый п / п | и задач | (сфера) | разработки | финансирования | финансирования | другие центральные | результат | внедрение | по годам | вание | вание | органы исполнительных | | ------------ | ---------- | нительной власти, от-| | поча-| оконча-| в том чи-| | ответственное за | | ток | ния | сли в 2000 | подготовку | | году, тыс. | | гривен | 1. Разработка базовых местные 2000 2001 640 государств-Госпромполитики, получения технологий и госадминистрации, --- ный НАНУ, нормативно- нормативно-технологической промышленные центры, 140 бюджет Минэкоресурсов, технологической документации по предприятию МОЗ документации по комплексов по обезвреживанию, проектирование и утилизации и удаления ТВ создания базовых техно- гий по ТВ 2. Разработка научно научные и 2000 2001 650 государств-Госстрой, получения обоснованных типовых проектные --- ный Госпромполитики, типовой проектов и проектных учреждения 150 бюджет Минэкоресурсов, проектной решений по созданию местные документации региональных полигонов по госадминистрации по созданию обезвреживания, утилизации технологических и удаление ТВ (на основе комплексов с модульных установок), утилизации, определение их обезвреживания и регионального размещения удаления ТВ и мощности 3. Разработка предложений предприятия - 2000 2000 50 ДФНС-Минэкоресурсов, определение по обезвреживанию и владельцы отходов - 50 от-НАНУ, МЗ, путей утилизации отходов ПХБФ 50 сотками, Госпромполитики рационального полихлорбифенилов (ПХБФ) средства обращения пред-с ПХБФ приятий - 50 от- Сотни 4. Разработка технологии объекты 2001 2002 100 государств-Минэкоресурсов, разработки обезвреживания ТВ путем размещения ТВ ный Минобразования, Минздрава, технологии образование из них бюджет - местные обработки минералоподибних соединений, 50 от-госадминистрации остаточных которые имеют высокую процентов, продуктов водостойкость местный обезвреживания бюджет - ТВ и их 50 от-захоронения Сотни 5. Инвентаризация предприятия - 2001 2002 250 местный Минэкоресурсов, инвентаризация накопителей ТВ с целью владельцы бюджет - МЧС, МОЗ и паспортизация определение мероприятий по накопителей ТВ 20 от-накопителей предотвращения загрязнения процентов, ТВ, выявления ТВ окружающей средства их влияния на среды пред-окружающую приятий - естественное 60 от-среда процентов, ДФНС - 20 от- Сотни 6. Разработка и предприятия, на 2001 2002 180 средства НАНУ, центральные предотвращения внедрение процессов которых образуются пред-органы загрязнения утилизации ТВ с отходы приятий - власти окружающей регенерацией тяжелых и содержащие указанные 50 от-природного цветных металлов металлы и соединения процентов, среды другие тяжелыми источники - металлами и их 50 от-восстановления Сотни 7. Создание приборов и органы 2001 2002 400 ДФНС - Госпромполитики, возможность средств аналитического Минэкоресурсов, 50 от-Минэкоресурсов, осуществления контроля за почвами, региональные центры процентов, НАНУ действенного загрязненные ТВ, и хранения, средства аналитического продуктов обезвреживания ТВ утилизации, пред-контроля обезвреживания ТВ, приятий - почв, предприятия, где 50 от загрязненных образуются ТВ сотку ТВ, продуктов обезвреживания ТВ 8. Разработка технологий местные 2001 2002 120 государств-НАНУ, создание очистки загрязненных ТВ госадминистрации, ный Минэкоресурсов, эффективных почв и определения промышленные бюджет - Госпромполитики, средств путей рационального центры 20 от-местные очистки использование соответствующих процентов, госадминистрации почв территорий ДФНС - 80 от- Сотни 9. Разработка и ОАО "Никитовский 2001 2002 90 средства Госпромполитики, внедрение опытно-промышленная ртутный комбинат ", пред-Минэкоресурсов, технологии апробация технологии г. Киев, Киевская приятий - Минздрав по утилизации обезвреживания и область 50 от-люминесцентных утилизации отходов, процентов, ламп содержат ртуть ДФНС - 50 от- Сотни 10. Разработка методов проектные, 2001 2002 120 государств-Минэкоресурсов, создание оценки геологического научно-исследовательские ный НАНУ научных среды с целью организации, бюджет - основ выбора обоснование выбора объекты размещения 50 от-участков для мест безопасного ТВ процентов, размещение размещения хранилищ ТВ ДФНС - хранилищ ТВ 50 от- Сотни 11. Разработка научных проектные, 2001 2002 150 государств-Минэкоресурсов, создание основ обследования и оценки научно-исследовательские ный НАНУ научной загрязненных ТВ территорий организации, бюджет основы для предприятия, обследование загрязненные ТВ и оценки территории загрязненных ТВ территорий 12. Разработка методов проектные, 2001 2002 200 государств-НАНУ, МЧС, создания предупреждения, сдерживания научно-исследовательские ный Минэкоресурсов, научных распространения и организации, бюджет МОЗ основ для локализации опасных предприятия, разработки загрязняющих веществ в объекты технологий местах сосредоточения ТВ размещение ТВ реабилитации загрязненных территорий 13. Разработка технологии объекты 2001 2002 150 государств-Госстрой внедрения получение строительных размещения ТВ ный технологии материалов с бюджет - обезвреживание ТВ применением ТВ 40 от-и повышения процентов, уровня их местный использования бюджет - 20 от- процентов, средства под- предприятий - 50 от- Сотни Всего: 3100 ---- |