З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об охране прав на изобретения и полезные модели
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1994, N 7, ст. 32) {Вводится в действие Постановлением ВР N 3769-XII ( 3769-12 ) от 23.12.93, ВВР, 1994, N 7, ст. 33} {Разъяснение: этот Закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие согласно Постановлением ВР N 3769-XII ( 3769-12 ) от 23.12.93}
{В редакции Закона N 1771-III ( 1771-14 ) от 01.06.2000, ВВР, 2000, N 37, ст.307} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2188-III ( 2188 -14 ) от 21.12.2000, ВВР, 2001, N 8, ст. 37 N 2921-III ( 2921-14 ) от 10.01.2002, ВВР, 2002, N 16, ст.114 N 34-IV ( 34-15 ) от 04.07.2002, ВВР, 2002, N 35, ст.256 < br> N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 30, ст.247 N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003, ВВР, 2003, N 35, ст.271 N 1256-VI ( 1256-17 ) от 14.04.2009, ВВР, 2009, N 36-37, ст.513 N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012}
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: Учреждение - центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере интеллектуальной собственности; (Абзац второй статьи 1 в редакции Закона N 2188-III ( 2188-14 ) от 21.12.2000 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012) Апелляционная палата - коллегиальный орган Учреждения для рассмотрения возражений против решений Учреждения о приобретении прав на объекты интеллектуальной собственности и других вопросов, отнесенных к ее компетенции настоящим Законом; (Абзац третий статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) изобретение (полезная модель) - результат интеллектуальной деятельности человека в любой сфере технологии; (Абзац четвертый статьи 1 в редакции Закона N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) (Абзац пятый статьи 1 исключено на основании Закона N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) секретное изобретение (секретная полезная модель) - изобретение (полезная модель), содержащий информацию, отнесенную к государственной тайны; служебное изобретение (полезная модель) - изобретение (полезная модель), созданное работником: в связи с исполнением служебных обязанностей или поручением работодателя при условии, что трудовым договором (контрактом) не предусмотрено иное; с использованием опыта, производственных знаний, секретов производства и оборудования работодателя; служебные обязанности - зафиксированные в трудовых договорах (контрактах), должностных инструкциях функциональные обязанности работника, предусматривающие выполнение работ, которые могут привести к созданию изобретения (полезной модели); поручение работодателя - выданное работнику в письменной форме задачи, которое имеет непосредственное отношение к специфике деятельности предприятия или деятельности работодателя и может привести к созданию изобретения (полезной модели) работодатель - лицо, которое наняло работника по трудовому договором (контрактом); изобретатель - человек, интеллектуальной, творческой деятельностью которого создано изобретение (полезную модель); (Абзац тринадцатый статьи 1 в редакции Закона N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) патент (патент на изобретение, декларационный патент на изобретение, декларационный патент на полезную модель, патент (декларационный патент) на секретное изобретение, декларационный патент на секретную полезную модель) - охранный документ, удостоверяющий приоритет, авторство и право собственности на изобретение (полезную модель); патент на изобретение - разновидность патента, выдаваемого за результатам квалификационной экспертизы заявки на изобретение; декларационный патент на изобретение - разновидность патента, выдается по результатам формальной экспертизы заявки на изобретение; (Абзац шестнадцатый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Законом N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) декларационный патент на полезную модель - разновидность патента, выдается по результатам формальной экспертизы заявки на полезную модель; патент (декларационный патент) на секретное изобретение - разновидность патента, выдаваемого на изобретение, отнесен к государственной тайны; декларационный патент на секретную полезную модель - разновидность патента, выдаваемого на полезную модель, отнесенную к государственной тайны; квалификационная экспертиза (экспертиза по существу) - экспертиза, устанавливающая соответствие изобретения условиям патентоспособности (новизне, изобретательскому уровню, промышленной применимости) (Абзац двадцать первый статьи 1 исключено на основании Закона N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) (Абзац двадцать второй статьи 1 исключено на основании Закона N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) формальная экспертиза (экспертиза по формальным признакам) - экспертиза, в ходе которой устанавливается принадлежность указанного в заявке объекта к перечню объектов, которые могут быть признаны изобретениями (полезными моделями), и соответствие заявки и ее оформления установленным требованиям; лицензия - разрешение владельца патента (лицензиара), выдаваемое другому лицу (лицензиату) на использование изобретения (полезной модели) на известных условиях; лицо - физическое или юридическое лицо; заявка - совокупность документов, необходимых для выдачи Учреждением патента; (Абзац двадцать шестой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) заявитель - лицо, подавшее заявку либо приобретшее права заявителя в ином установленном законом порядке; (абзац двадцать седьмой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 850 -IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) приоритет заявки (приоритет) - первенство в подаче заявки; дата приоритета - дата подачи заявки в Учреждение или в соответствующий орган государства - участника Парижской конвенции об охране промышленной собственности, по которой заявлен приоритет; (Абзац двадцать девятой статьи 1 с изменениями, внесенными Законом N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05. 2003) международная заявка - заявка, поданная в соответствии с Договором о патентной кооперации; Реестр - Государственный реестр патентов и декларационных патентов Украины на изобретения, Государственный реестр декларационных патентов Украины на полезные модели, Государственный реестр патентов и декларационных патентов Украины на секретные изобретения, Государственный реестре декларационных патентов Украины на секретные полезные модели; учреждение экспертизы - уполномоченное Учреждением государственное учреждение (предприятие, организация) для рассмотрения и проведения экспертизы заявок; (Статья 1 дополнена абзацем по закону N 2188-III < br> ( 2188-14 ) от 21.12.2000) государственная система правовой охраны интеллектуальной собственности - Учреждение и совокупность экспертных, научных, образовательных, информационных и других соответствующей специализации государственных заведений, входящих в сферу управления учреждения. (Статья 1 дополнен абзацем согласно Закону N 2188-III ( 2188-14 ) от 21.12.2000) Статья 2. Законодательство Украины об охране прав на изобретения (полезные модели) Законодательство Украины об охране прав на изобретения (полезные модели) базируется на Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и состоит из настоящего Закона, Гражданского кодекса Украины ( 435 -15 ), Закона Украины "О государственной тайне" ( 3855-12 ) и других нормативно-правовых актов. {Статья 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Статья 3. Полномочия Учреждения в сфере охраны прав на изобретения (полезные модели) 1. Учреждение обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охране прав на изобретения и полезные модели, для чего: организует прием заявок, проведение их экспертизы, принимает решение по ним; выдает патенты на изобретения и полезные модели, обеспечивает их государственной регистрации; обеспечивает опубликование официальных сведений об изобретениях и полезные модели; осуществляет международное сотрудничество в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности и представляет интересы Украины по вопросам охране прав на изобретения и полезные модели в международных организациях в соответствии с действующим законодательством ; {Абзац шестой части первой статьи 3 исключен на основании Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} организует информационную и издательскую деятельность в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности; организует научно-исследовательские работы по совершенствованию законодательства и организации деятельности в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности организует работу по переподготовке кадров государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности; поручает учреждениям, входящим в государственную систему правовой охраны интеллектуальной собственности, в соответствии с их специализацией, выполнять отдельные задания, определенные настоящим Законом, Положением о учреждение, другими нормативно-правовыми актами в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности; осуществляет иные полномочия в соответствии с законами. {Абзац одиннадцатый части первой статьи 3 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10. 2012} (Часть первая статьи 3 в редакции Закона N 2188-III ( 2188-14 ) от 21.12.2000) (Часть вторая статьи 3 исключен на основании Закона N 2188-III ( 2188-14 ) от 21.12.2000) 2. Финансирование деятельности Учреждения осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины. Статья 4. Международные договоры Если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины об изобретениях (полезные модели), то применяются правила международного договора, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины. Статья 5. Права иностранных лиц и лиц без гражданства 1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные с лицами Украины права, предусмотренные настоящим Законом, согласно международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. 2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие имеют постоянное местонахождение за пределами Украины, в отношениях с Учреждением реализуют свои права через представителей в делам интеллектуальной собственности (патентных поверенных), зарегистрированных согласно закона. Раздел II ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИЗОБРЕТЕНИЙ (ПОЛЕЗНЫХ МОДЕЛЕЙ) Статья 6. Условия предоставления правовой охраны 1. Правовая охрана предоставляется изобретению (полезной модели), не противоречит публичному порядку, принципам гуманности и морали и соответствует условиям патентоспособности. (Часть первая статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) 2. Объектом изобретения (полезной модели), правовая охрана котором (которой) предоставляется согласно настоящему Закону, может быть: продукт (устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растения и животных и т.п.); процесс (способ), а также новое применение известного продукта или процесса. (Часть вторая статьи 6 в редакции Закона N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) 3. Правовая охрана согласно настоящему Закону не распространяется на такие объекты технологии: сорта растений и породы животных; биологические в своей основе процессы воспроизведения растений и животных, не относящихся к небиологических и микробиологических процессов; топографии интегральных микросхем; результаты художественного конструирования. (Часть третья статьи 6 в редакции Закона N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) 4. Приоритет, авторство и право собственности на изобретение удостоверяются патентом (декларационным патентом). Приоритет, авторство и право собственности на полезную модель удостоверяются декларационным патентом. Срок действия патента Украины на изобретение составляет 20 лет с даты подачи заявки в Учреждение. Срок действия декларационного патента на изобретение составляет 6 лет с даты подачи заявки в Учреждение. Срок действия патента на изобретение, объектом которого является лекарственное средство, средство защиты животных, средство защиты растений и т.п., использование которого требует разрешения соответствующего компетентного органа, может быть продлен по ходатайству владельца этого патента на срок, равный периоду между датой подачи заявки и датой получения такого разрешения, но не более чем на 5 лет. За подачу ходатайства уплачивается сбор. (Абзац пятый части четвертой статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) Порядок подачи ходатайства и продления срока действия патента в этом случае определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. {Абзац шестой части четвертой статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Срок действия декларационного патента на полезную модель составляет 10 лет с даты подачи заявки в Учреждение. Срок действия патента (декларационного патента) на секретное изобретение и декларационного патента на секретную полезную модель равен сроку засекречивания изобретения (полезной модели), но не может быть длиннее определенный по настоящему Закону срок действия охраны изобретения (полезной модели). Действие патента прекращается досрочно при условиях, изложенных в статьи 32 настоящего Закона. 5. Объем правовой охраны, предоставляемой определяется формулой изобретения (полезной модели). Толкование формулы должно осуществляться в пределах описания изобретения (полезной модели) и соответствующих чертежей. 6. Действие патента (декларационного патента), выданного на способ получения продукта, распространяется и на продукт, непосредственно полученный этим способом. Статья 7. Условия патентоспособности изобретения, полезной модели 1. Изобретение отвечает условиям патентоспособности, если он новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. 2. Полезная модель отвечает условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой. 3. Изобретение (полезная модель) признается новым, если он не является частью уровня техники. Объекты, являющиеся частью уровня техники, для определения новизны изобретения должны учитываться лишь отдельно. 4. Уровень техники включает все сведения, ставшие общедоступными в мире до даты подачи заявки в Учреждение или, если заявлен приоритет, до даты ее приоритета. 5. Уровень техники включает также содержание любой заявки на выдачу в Украине патента (в том числе международной заявки, в которой указана Украина) в той редакции, в которой эта заявка была подана сначала, при условии, что дата ее подачи (а если заявлен приоритет, то дата приоритета) предшествует той дате, которая указана в части четвертой настоящей статьи, и она была опубликована на эту дату или после этой даты. 6. На признание изобретения (полезной модели) патентоспособным не влияет раскрытие информации о нем изобретателем или лицом, которое получило от изобретателя прямо или косвенно такую ?? информацию в течение 12 месяцев до даты подачи заявки в Учреждение или , если заявлен приоритет, до даты ее приоритета. При этом обязанность доказывания обстоятельств раскрытия информации возлагается на лицо, заинтересованное в применении этой части. 7. Изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно не очевидно, есть не следует явно из уровня техники. 8. Изобретение (полезная модель) признается промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности или в другой сфере деятельности. Раздел III ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ПАТЕНТА Статья 8. Право изобретателя 1. Право на получение патента имеет изобретатель, если иное не предусмотрено настоящим Законом. 2. Изобретатели, совместно создавшие изобретение (полезную модель), имеют одинаковые права на получение патента, если иное не предусмотрено соглашением между ними. 3. В случае пересмотра условий соглашения о составе изобретателей Учреждение по совместному ходатайству лиц, указанных в заявке как изобретатели, а также лиц, являющихся изобретателями, но не указанные в заявке в качестве изобретателей, вносит изменения в соответствующие документы в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. {Часть третья статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 4. Не признаются изобретателями физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание изобретения (полезной модели), а предоставили изобретателю (изобретателям) только техническую, организационную или материальную помощь при его создании и (или) оформлении заявки. 5. Изобретателю принадлежит право авторства, которое является неотъемлемым личным правом и охраняется бессрочно. Изобретатель имеет право на присвоение своего имени созданному им изобретения (полезной модели). Статья 9. Право работодателя 1. Право на получение патента на служебное изобретение (полезную модель) имеет работодатель изобретателя. 2. Изобретатель подает работодателю письменное уведомление о созданный им служебное изобретение (полезную модель) с описанием, раскрывает суть изобретения (полезной модели) достаточно ясно и полно. 3. Работодатель должен в течение четырех месяцев с даты получения от изобретателя уведомления подать в Учреждение заявку на получение патента или передать право на его получение другому лицу или принять решение о сохранении служебного изобретения (полезной модели) как конфиденциальной информации. В этот же срок работодатель должен заключить с изобретателем письменный договор о размера и условия выплаты ему (его правопреемнику) вознаграждения соответствии с экономической ценностью изобретения (полезной модели) и (или) иной выгоды, которая может быть получена работодателем. 4. Если работодатель не выполнит указанных в части третьей настоящей статьи требований в установленный срок, то право на получение патента на служебное изобретение (полезную модель) переходит к изобретателю или его правопреемнику. В этом случае за работодателем остается преимущественное право на приобретение лицензии. 5. Срок сохранения работодателем или его правопреемником служебного изобретения (полезной модели) как конфиденциальной информации в случае его неиспользования не должен превышать четырех лет. В противном случае право на получение патента на служебное изобретение (полезную модель) переходит к изобретателю или его правопреемника. 6. Споры об условиях получения изобретателем служебного изобретения (полезной модели) вознаграждения и его размере разрешаются в судебном порядке. Статья 10. Право правопреемника Право на получение патента имеет соответственно правопреемник изобретателя или работодателя. Статья 11. Право первого заявителя Если изобретение (полезную модель) создано двумя или более изобретателями независимо друг от друга, то право на получение патента (декларационного патента) на это изобретение или декларационного патента на полезную модель принадлежит заявителю, заявка которого более раннюю дату подачи в Учреждение или, если заявлен приоритет, более раннюю дату приоритета, при условии, что указанная заявка не считается отозванной, не отозвана или за которой не принято решение об отказе в выдаче патента. Раздел IV ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ПАТЕНТА Статья 12. Заявка 1. Лицо, желающее получить патент (декларационный патент) и имеет на это право, подает в Учреждение заявку. 2. По поручению заявителя заявка может быть подана через представителя по делам интеллектуальной собственности или другое доверенное лицо. 3. Отнесение информации, содержащейся в заявке, к государственной тайне осуществляется согласно Закону Украины "О государственной тайне" ( 3855-12 ) и принятыми на его основе нормативными актами. Если изобретение (полезную модель) создано с использованием информации, зарегистрированной в Своде сведений, составляющих государственную тайну Украины, или это изобретение (полезная модель) согласно с Законом Украины "О государственной тайне" может быть отнесен к государственной тайне, то заявка подается в Учреждение через режимно-секретный орган заявителя или через компетентный орган местной государственной администрации по месту нахождения (для юридических лиц) или место жительства (для физических лиц). К заявки прилагается предложение заявителя об отнесении изобретения (полезной модели) к государственной тайне со ссылкой на соответствующие положения Закона Украины "О государственной тайне". 4. Заявка на изобретение должна относиться к одному или группы изобретений, связанных единым изобретательским замыслом (требование единства изобретения). Заявка на полезную модель должна относиться к одной полезной модели (требование единства полезной модели). 5. Заявка составляется на украинском языке и должна содержать: заявление о выдаче патента на изобретение или декларационного патента на изобретение (полезную модель); (Абзац второй части пятой статьи 12 с изменениями, внесенными Законом N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) описание изобретения (полезной модели) формулу изобретения (полезной модели) чертежи (если на них есть ссылка в описании) реферат. 6. В заявлении о выдаче патента (декларационного патента) необходимо указать заявителя (заявителей) и его (их) адрес, а также изобретателя (изобретателей). Изобретатель имеет право требовать, чтобы его не упоминали как изобретателя данного изобретения (полезной модели) в любой публикации Учреждения, в частности в сведениях о заявке или патенте. 7. Описание изобретения (полезной модели) должно излагаться в определенном порядке и раскрывать суть изобретения (полезной модели) настолько ясно и полно, чтобы его смог осуществить специалист в указанной области. 8. Формула изобретения (полезной модели) должна выражать его суть, базироваться на описании и излагаться в определенном порядке ясно и кратко. 9. Реферат состоит лишь для информационных целей. Он не может учитываться для целей, в частности для толкования формулы изобретения (полезной модели) и определения уровня техники. 10. Иные требования к документам заявки определяются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности в соответствии с настоящим Закона. {Часть десятая статьи 12 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 11. За подачу заявки уплачивается сбор. Документ об уплате сбора должен поступить в Учреждение вместе с заявкой или в течение двух месяцев после даты подачи заявки. Этот срок продлевается, но не более чем на шесть месяцев, если до его истечения будет подано соответствующее ходатайство и уплачен сбор за его подачу. (Абзац первый части одиннадцатой статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) (Абзац второй части одиннадцатой статьи 12 исключено основании Закона N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) Статья 13. Дата подачи заявки 1. Датой подачи заявки является дата получения Учреждением материалов, содержащих по крайней мере: заявление в произвольной форме о выдаче патента (декларационного патента), на украинском языке; сведения о заявителе и его адресе, изложенные украинских языке; материал, производящий впечатление описания изобретения (полезной модели), изложенный на украинском или другом языке. В последнем случае для сохранения даты подачи заявки перевод этого материала на украинском языке должен поступить в Учреждение в течение двух месяцев с даты подачи заявки. 2. Дата подачи заявки устанавливается согласно частям десятой, одиннадцатой и двенадцатой статьи 16 настоящего Закона. (Статья 13 в редакции Закона N 850-IV ( 850-15 a >) от 22.05.2003) Статья 14. Международная заявка 1. Порядок получения патента на основании международной заявки таким же, как и порядок получения патента на основании национальной заявки, за исключениями, вытекающими из Договора о патентной кооперации. 2. Экспертиза международной заявки проводится при условии получения учреждением экспертизы до истечения 31 месяца с ее даты приоритета поданных заявителем перевода этой заявки украинских языке и документа об уплате сбора за подачу заявки. Этот срок продолжается, но не более чем на 2 месяца, если до его истечения будет подано соответствующее ходатайство и уплачен сбор за его представления. С получением в установленный срок указанных документов заявителю направляется уведомление о принятии международной заявки на экспертизу. 3. В случае невыполнения требований части второй настоящей статьи действие международной заявки в Украине считается прекращенной. Если заявитель выполнил хотя бы одно из этих требований, то о таком прекращении ему направляется уведомление. 4. По ходатайству заявителя действие международной заявки в Украине может быть возобновлено, если требования части второй настоящей статьи не были выполнены по уважительным причинам. За подачу ходатайства уплачивается сбор. Такое ходатайство может быть подано в течение 2 месяцев с даты прекращения обстоятельств, послуживших причиной несоблюдения установленного частью второй настоящей статьи срока в 31 месяц, или в течение 12 месяцев по его истечении, в зависимости от того, какой из них наступает первым. При этом на дату подачи ходатайства заявитель должен выполнить все действия по заявке, предусмотренные настоящим Законом, должны быть выполненными на эту дату. 5. Если на дату получения учреждением экспертизы ходатайства о возобновлении действия международной заявки в Украине требования части четвертой настоящей статьи не выполнены, заявителю направляется уведомление о возможности отказа в удовлетворении ходатайства. Если в течение 2 месяцев с даты получения заявителем этого уведомления несоответствие требованиям части четвертой настоящей статьи не будут устранены, заявителю направляется уведомление об отказе в удовлетворении ходатайства. 6. Учреждение публикует в своем официальном бюллетене определенные им сведения о международной заявке, принятой на экспертизу международную заявку. (Статья 14 в редакции Закона N 850-IV ( 850-15 a >) от 22.05.2003) Статья 15. Приоритет 1. Заявитель имеет право на приоритет предыдущей заявки на такой же изобретение (полезную модель) в течение 12 месяцев с даты подачи предыдущей заявки в Учреждение или в соответствующий орган государства - участника Парижской конвенции об охране промышленной собственности, если на предыдущую заявку не заявлен приоритет. (Часть первая статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003) 2. Заявитель, желающий воспользоваться правом приоритета, течение трех месяцев с даты подачи заявки в центральный органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности подает заявление о приоритете со ссылкой на дату подачи и номер предыдущей заявки и ее копию, если эта заявка была подана в иностранном государстве - участника Парижской конвенции об охране промышленной собственности ( 995_123 ). В пределах этого срока указанные материалы могут быть изменены. Если эти материалы представлены несвоевременно, право на приоритет заявки считается утраченным, о чем заявителю направляется сообщения. (Абзац первый части второй статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05 .2003) Сроки, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, пропущенные заявителем из-за непредвиденных и независимые от него обстоятельства, могут быть продлены на 2 месяца с даты окончания указанного срока при условии уплаты соответствующего сбора. Порядок продолжение таких сроков устанавливается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. При необходимости центральный орган исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности может потребовать перевод предшествующей заявки украинских языке. Перевод должен поступить в Учреждение в течение 2 месяцев с даты получения заявителем запроса Учреждения. Если перевод не поступит в указанный срок, то право на приоритет заявки считается утраченным, о чем заявителю направляется уведомление. Срок поступления перевода предыдущей заявки может быть продлен до 6 месяцев с даты получения заявителем запроса центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. По продлении срока уплачивается сбор. {Часть вторая статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 3. По заявке в целом или отдельного пункта формулы изобретения (полезной модели) может быть заявлен приоритет нескольких предыдущих заявок. При этом сроки, начальной датой которых является дата приоритета, исчисляются с наиболее ранней даты приоритета. 4. Приоритет распространяется лишь на те признаки изобретения (полезной модели), которые указаны в предыдущей заявке, приоритет которой заявлено. 5. Если некоторые признаки изобретения (полезной модели) отсутствуют в формуле изобретения (полезной модели), изложенной в предыдущей заявке, то для предоставления права приоритета достаточно, чтобы в описании предыдущей заявки были точно указаны эти признаки. 6. Если по предыдущей заявке делопроизводство в Учреждении не завершено, то с поступлением заявления о приоритете согласно части второй настоящей статьи предыдущая заявка считается отозванной в части, на которую заявлен приоритет. 7. Приоритет заявки, выделенной из предыдущей на предложение Учреждения или по инициативе заявителя до принятия решения о выдаче патента (декларационного патента) или решения об отказе в его выдачи (выделенная заявка), устанавливается по дате подачи в Учреждения предварительной заявки, из которой она выделена, или, если по предварительной заявке заявлен приоритет, - по дате этого приоритета при условии, что суть изобретения по выделенной заявке не выходит за рамки содержания предыдущей заявки на дату ее представления. 8. Приоритет изобретения (полезной модели) может быть установлен по дате получения учреждением экспертизы дополнительных материалов, оформленных в соответствии с частью седьмой статьи 16 настоящего Закона в качестве самостоятельной заявки, если эта заявка подана в течение трех месяцев с даты получения заявителем уведомления о том, что указанные материалы не принимаются во внимание при экспертизе заявки, к которой они были приложены. (Статья 15 дополнена частью восьмой по закону N 850-IV ( 850-15 ) от 22.05.2003)
Статья 16. Экспертиза заявки 1. Экспертиза заявки имеет статус научно-технической экспертизы, состоит из предварительной экспертизы, формальной экспертизы и, по заявке относительно патента на изобретение (секретное изобретение), - квалификационной экспертизы и проводится учреждением экспертизы согласно настоящего Закона и правилам, установленным на его основе центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. {Часть первая статьи 16 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 2. Учреждение экспертизы осуществляет информационную деятельность, необходимую для проведения экспертизы заявок, и является центром международного обмена изданиями в соответствии с Конвенцией о международном обмене изданиями ( 3. На основании такого заключения Учреждение принимает решение о выдаче патента или об отказе в выдаче патента. Решение Учреждения направляется заявителю. Эти копии направляются заявителю в течение месяца. 4. Заявитель имеет право по собственной инициативе или по приглашению учреждения экспертизы лично или через своего представителя принимать участие в установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности порядке в рассмотрении вопросов , возникших во время проведения экспертизы. {Часть четвертая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 5. Заявитель имеет право вносить в заявку исправления ошибок и изменения своего имени (наименования) и своего адреса, адреса для переписки, имени и адреса своего представителя. Заявитель может вносить в заявку изменения, связанные с изменением заявителя, при условии согласия указанных в заявке других заявителей. Такие изменения может с согласия всех заявителей вносить также лицо, желающее стать заявителем. Эти исправления и изменения учитываются, если они получены учреждением экспертизы не позднее получения им документа об уплате государственной пошлины за выдачу патента. При публикации сведений о заявке на выдачу патента на изобретение указанные исправления и изменения учитываются, если они поступили в учреждение экспертизы за 6 месяцев до даты публикации. За подачу заявления об исправлении ошибки или о внесении любой из указанных изменений уплачивается сбор, при условии, что ошибка не является очевидной или технической, а изменение возникло через зависимые от подателя заявления обстоятельствам. 6. Учреждение экспертизы может потребовать от заявителя предоставления дополнительных материалов, если без них проведение экспертизы невозможно, или в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности каких-либо сведений либо элементов, содержащихся в материалах заявки. Заявитель имеет право в течение месяца с даты получения им уведомления либо заключения учреждения экспертизы с требованием о предоставлении дополнительных материалов затребовать от него копии материалов, противопоставленных заявке . Дополнительные материалы должны быть представлены заявителем в течение двух месяцев с даты получения им уведомления либо заключения учреждения экспертизы или копий материалов, противопоставленных заявке. Срок представления дополнительных материалов продлевается, но не более чем на шесть месяцев, если до его истечения будет подано соответствующее ходатайство и уплачен сбор за его подачу. Этот срок, пропущенный по уважительным причинам, возобновляется, если в течение шести месяцев со его истечения будет подано соответствующее ходатайство и уплачен сбор за его подачи. Если заявитель не представит дополнительные материалы в установленный срок, то заявка считается отозванной, о чем ему направляется уведомление. 7. Если заявителем представлены дополнительные материалы, то в процессе экспертизы выясняется, не выходят ли они за рамки раскрытой в поданной заявке сущности изобретения (полезной модели). Дополнительные материалы выходят за рамки раскрытой в поданной заявке сущности изобретения (полезной модели), если они содержат признаки, которые необходимо включить в формулу изобретения (полезной модели). Дополнительные материалы в части, которая выходит за рамки раскрытой в поданной заявке сущности изобретения (полезной модели), не принимаются внимание при экспертизе заявки и могут быть, после получения уведомления учреждения экспертизы, оформлены заявителем качестве самостоятельной заявки. 8. При проведении предварительной экспертизы заявка, не содержащая предложения заявителя об отнесении изобретения (полезной модели) к государственной тайне, рассматривается на предмет наличия в ней сведений, которые могут быть отнесены согласно Своду сведений, составляющих государственную тайну, к государственной тайны. При наличии в заявке таких сведений, а также если заявка содержит предложение заявителя об отнесении изобретения (полезной модели) к государственной тайне, материалы заявки направляются соответствующем Государственному эксперту по вопросам тайн (далее - Государственный эксперт) для принятия решения об отнесении изобретения (полезной модели) к государственной тайне. Государственный эксперт направляет свое решение вместе с материалами заявки в учреждение экспертизы в течение месяца с даты получения им материалов заявки. Срок, в течение которого может действовать решение об отнесении информации, изложенной в заявке, к государственной тайне, устанавливается Государственным экспертом с учетом степени секретности. Если Государственный эксперт принял решение об отнесении заявленного изобретения (полезной модели) к государственной тайне, он определяет круг лиц, которые могут иметь доступ к нему, и все < br> последующее делопроизводство по заявке осуществляется в режиме секретности. О решении Государственного эксперта учреждение экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя. Если в заявке не было предложения заявителя о отнесении изобретения (полезной модели) к государственной тайне, а Государственный эксперт отнес изобретение (полезную модель) в государственной тайне, то заявитель, в случае несогласия, может подать в заведения экспертизы мотивированное ходатайство о рассекречивании материалов заявки либо обжаловать решение Государственного эксперта в суд. 9. При проведении формальной экспертизы: устанавливается дата подачи заявки на основании статьи 13 настоящего Закона; определяется, относится ли заявляемого к объектам технологии, указанных в части второй статьи 6 настоящего Закона, и не относится ли он к объектам технологии, указанным в части третьей статьи 6 настоящего Закона; заявка проверяется на соответствие формальным требованиям статьи 12 настоящего Закона и правилам, установленным на его основе центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности; документ об уплате сбора за подачу заявки проверяется на соответствие установленным требованиям. {Часть девятая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 10. При соответствии материалов заявки требованиям статьи 13 настоящего Закона и наличии документа об уплате сбора за подачу заявки заявителю направляется уведомление об установленной дате подачи заявки. 11. При несоответствии материалов заявки требованиям статьи 13 настоящего Закона заявителю незамедлительно направляется об этом уведомление. Если несоответствие устранено в течение двух месяцев с даты получения заявителем уведомления, то датой подачи заявки считается дата получения учреждением экспертизы исправленных материалов. В противном случае заявка считается не поданной, о чем заявителю направляется уведомление. 12. Если в материалах заявки, соответствующей требованиям статьи 13 настоящего Закона, имеется ссылка на чертеж, но такого чертежа в ней нет, заявителю направляется об этом уведомление и предлагается по его выбору направить чертеж либо изъять ссылку на него в заявке. При представлении чертежа в течение двух месяцев с даты получения заявителем уведомления датой подачи заявки считается дата получения учреждением экспертизы чертежа. Если в этот срок заявитель не сделает предложенного ему выбора, то заявка считается поданной, о чем заявителю направляется уведомление. 13. В случае нарушения требований части одиннадцатой статьи 12 настоящего Закона заявка считается отозванной, о чем заявителю направляется уведомление. 14. В случае принадлежности заявляемого к объектам технологии, указанных в части второй статьи 6 настоящего Закона, соответствия документов заявки формальным требованиям к ним статьи 12 настоящего Закона и правил, установленных на его основе центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, и соответствия документа об уплате сбора за подачу заявки установленным требованиям заявителю направляется по заявке относительно: патента на изобретение - уведомление о завершении формальной экспертизы и возможности проведения квалификационной экспертизы; декларационного патента на изобретение (полезную модель) - решение центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности о выдаче декларационного патента на изобретение (полезную модель). {Часть четырнадцатая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 15. Если есть основания полагать, что заявленный объект не относится к объектам технологии, указанным в части второй статьи 6 настоящего Закона, или заявка не соответствует формальным требованиям статьи 12 настоящим Законом и правилами, установленными на его основе центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, либо документ об уплате сбора за подачу заявки не соответствует установленным требованиям, то учреждение экспертизы направляет заявителю об этом обоснован предварительный вывод с предложением предоставить мотивированный ответ с устранением, при необходимости, указанных в заключении недостаткам. Ответ заявителя предоставляется в срок, установленный частью шестой настоящей статьи, и принимается во внимание при подготовке заключения экспертизы по заявке. В случае нарушения требования единства, установленного частью четвертой статьи 12 настоящего Закона, заявитель должен указать в ответе изобретение (полезную модель), по которому следует проводить экспертизу заявки, и в случае необходимости внести уточнения в заявки. При этом по другим изобретений (полезных моделей) может быть поданы самостоятельные заявки. Если на предложение учреждения экспертизы требование единства не будет выполнено, экспертиза заявки проводится по изобретению (полезной модели), указанному в его формуле первым. {Часть пятнадцатая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 16. По истечении 18 месяцев с даты подачи заявки на выдачу патента на изобретение, а если заявлен приоритет, то с даты ее приоритета, Учреждение публикует в своем официальном бюллетене определенные им сведения о заявке при условии, что она НЕ отозвана, не считается отозванной или по ней не принято решение об отказе в выдаче патента. По ходатайству заявителя Учреждение публикует сведения о заявку раньше указанного срока. За подачу ходатайства уплачивается сбор. После публикации сведений о заявке любое лицо имеет право ознакомиться с материалами заявки в установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере интеллектуальной собственности порядке. По ознакомление с материалами заявки уплачивается сбор. {Абзац третий части шестнадцатой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} В случае выявления в опубликованных сведениях очевидных ошибок заявитель имеет право подать ходатайство об их исправлении. Сведения о заявке на выдачу декларационного патента на изобретение (полезную модель) не публикуются. Сведения о заявках, по которым Государственный эксперт принял решения об отнесении их к государственной тайне, не публикуются. 17. При квалификационной экспертизы проверяется соответствие заявленного изобретения условиям патентоспособности, определенным статьей 7 настоящего Закона. Квалификационная экспертиза проводится после получения учреждением экспертизы соответствующего заявления любого лица и документа об уплате сбора за ее проведение. Заявитель может подать указанные заявление и документ в течение трех лет с даты подачи заявки. Другое лицо может подать их после публикации сведений о заявке на изобретение, но не позднее трех лет с даты подачи заявки. При этом она не участвует в решении вопросов по заявке. Ему направляется лишь утвержденное Учреждением заключение экспертизы по заявке. Срок подачи указанных заявления и документа продлевается, но не более чем на шесть месяцев, если до его истечения будет подано соответствующее ходатайство и уплачен сбор за его подачу. Этот срок, пропущенный по уважительным причинам, возобновляется, если в течение двенадцати месяцев по его истечении будет подано соответствующее ходатайство и уплачен сбор за его подачу. Если заявитель не подаст указанные заявление и документ в установленный срок, то заявка считается отозванной, о чем ему направляется сообщения.
|