З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об организации оборонного планирования (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2005, N 4, ст.97)
Этот Закон определяет задачи, принципы, содержание и порядок планирования в области обороны и координации действий органов государственной власти в этой сфере. Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: Стратегия национальной безопасности Украины - согласованная по целям, задачами, условиями и средствами долгосрочная комплексная программа практических действий по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Стратегия национальной безопасности Украины является основой для комплексного планирования деятельности органов государственной власти в сфере обороны и национальной безопасности; Стратегия военной безопасности - составная часть Стратегии национальной безопасности Украины, которая определяет направления предотвращения и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальной безопасности Украины в военной сфере; < br> стратегическое планирование - функция государственного управления, определяет цели, задачи, приоритеты и комплекс мероприятий по реализации государственной политики в сфере обороны и военного строительства; < br> Стратегический оборонный бюллетень - концептуальный долгосрочный программный документ по реформированию и развитию Вооруженных Сил Украины и других составляющих военной организации государства; военное планирование - составная часть системы стратегического планирования и управления государственными ресурсами в сфере обороны, осуществляется в установленные законом сроки с целью обеспечения необходимого уровня обороноспособности государства путем обоснования перспектив развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований с учетом характера реальных и потенциальных угроз в военной сфере и экономических возможностей государства, с указанием конкретных мероприятий, исполнителей и сроков их реализации; < br> директива с оборонного планирования - документ, который определяет основные показатели оборонного планирования; государственные программы развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований - программы, которые разрабатываются центральными органами исполнительной власти, которые осуществляют руководство военными формированиями, с целью определения перспективных целей, задач и практических мероприятий организационно-технического и социально-экономического характера по развитию соответствующих военных формирований, с учетом определенных сроков планирования и основных ориентировочных показателей обеспечения материальными, финансовыми и человеческими ресурсами (далее - государственные ресурсы) в сфере обороны. Государственные программы могут включать несколько целевых программ; основные показатели оборонного планирования - исходные данные для оборонного планирования, включающие задачи мирного и военного времени для воинских формирований на плановый период, приоритетные цели их развития , перечень основных оборонных программ, анализ и оценку тенденций развития военных формирований, основные (ориентировочные) показатели обеспечения нужд обороны материальными, финансовыми и людскими ресурсами, цели, задачи, сроки, порядок разработки , согласования и утверждения документов планирования, другие необходимые данные; оборонный бюджет - расходы, предусмотренные в Государственном бюджете Украине на оборону государства. Статья 2. Субъекты и объекты оборонного планирования Субъектами оборонного планирования в пределах полномочий, предоставленных Конституцией ( 254к/96-ВР ) и законами Украины, являются: Верховная Рада Украины Президент Украины; Кабинет Министров Украины; Совет национальной безопасности и обороны Украины; центральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство Вооруженными Силами Украины и другими военными формированиями; Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины; местные государственные администрации и органы местного самоуправления; правительственные комиссии, межотраслевые и ведомственные рабочие группы. Объектами оборонного планирования являются: Вооруженные Силы Украины, другие воинские формирования, а также органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых может влиять на обороноспособность государства. Статья 3. Основные принципы военного планирования Оборонное планирование осуществляется с целью обеспечения соответствии перспективных и текущих планов, государственных программ, действий органов государственной власти в сфере национальной безопасности и обороны принципам государственной политики и обороны Украины на основе: применение программно-целевого метода для обеспечения оптимального и эффективного использования государственных ресурсов; системности и параллельности процесса оборонного планирования с сохранением коллегиальности в принятии решений; самостоятельности и ответственности субъектов оборонного планирования по определению основных показателей оборонного планирования; непрерывности управления процессом оборонного планирования; своевременности и адекватности мер защиты интересов Украины от внешних и внутренних угроз в военной сфере; гарантирование государством организационно-технического, научно-методического, информационного, материального и финансового обеспечения реализации планов и государственных программ в сфере обороны и обеспечение их эффективного использования ; установка демократического гражданского контроля над Вооруженными Силами Украины и другими военными формированиями. Статья 4. Основные задачи и виды военного планирования Основными задачами оборонного планирования являются: систематическое проведение, исходя из принципов государственной политики в сфере обороны, оценки реальных и потенциальных угроз в военной сфере, определение взаимосвязи между целями и задачами деятельности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований; просмотр перспективных и текущих планов развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, базирующихся на программно-целевом методе планирования; создание и поддержание на должном уровне государственных ресурсов в сфере обороны, а также эффективное управление ими для обеспечению развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований; < br> внедрение механизмов рыночной экономики в сфере оборонного планирования для привлечения инвестиций в оборонную промышленность. Оборонное планирование разделяется на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. Основополагающими документами оборонного планирования являются: законодательные акты по вопросам национальной безопасности и обороны, а также концептуальные документы по вопросам социально-экономического развития; Стратегия национальной безопасности Украины и Стратегия военной безопасности; Военная доктрина Украины ( 648/2004 ); Государственная программа развития военной организации государства; Задача Вооруженным Силам Украины и другим военным формированием; Стратегический оборонный бюллетень; Государственная программа развития вооружения и военной техники; Государственная программа реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса ( 423 - 2004-п ). Статья 5. Долгосрочное военное планирование Долгосрочное военное планирование осуществляется с целью определения (уточнения) принципов государственной политики в сфере обороны и создание нормативно-правовой базы для среднесрочного и краткосрочного оборонного планирования. Долгосрочные планы (государственные программы) в сфере обороны состоят сроком на 12 лет. При осуществлении долгосрочного военного планирования: Совет национальной безопасности и обороны Украины в пределах своей компетенции, на основе Стратегии национальной безопасности Украины вносит Президенту Украины предложения по Стратегии военной безопасности, уточнения, в случае необходимости, положений Военной доктрины Украины ( 648/2004 ), задач Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, проекты концепций и программ их развития и других документов по вопросам национальной безопасности и обороны; по вопросам, относящимся к полномочиям Верховной Рады Украины, разрабатываются соответствующие законопроекты; Президент Украины, обращаясь к Верховной Рады Украины по посланием о внутреннем и внешнем положении Украины, определяет, среди прочего, Стратегию национальной безопасности Украины и представляет, по необходимости, предложения об изменениях в действующие законы по вопросам национальной безопасности и обороны; Кабинет Министров Украины, разрабатывая макроэкономические показатели развития национальной экономики, в том числе оборонно-промышленного комплекса, определяет материальные, финансовые и человеческие ресурсы для гарантированного обеспечения нужд обороны, прогнозные показатели расходов Государственного бюджета Украины на оборону с учетом ориентировочных показателей объемов государственного оборонного заказ, обобщает предложения о порядке стратегического и оборонного планирования, мобилизационной подготовки, подготовки территории государства к обороне на случай военной угрозы, организует разработку и предварительно одобряет проекты Концепции и Государственной программы развития Военной организации государства, проекты концепций и государственных программ развития Вооруженных Сил Украины, других составляющих Военной организации государства и вносит их на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны Украины; центральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство Вооруженными Силами Украины, другими военными формированиями, разрабатывают проекты государственных программ развития этих формирований и подают их на утверждение в порядке, установленном законом. Долгосрочное военное планирование является основой для среднесрочного и краткосрочного планирования. Статья 6. Среднесрочное военное планирование Среднесрочное военное планирование осуществляется с целью определение комплекса мероприятий организационно-технического и социально-экономического характера, обеспечивающие поддержание необходимого уровня обороноспособности государства на плановый период. Среднесрочные планы (государственные программы) в сфере обороны состоят сроком на шесть лет. При осуществлении среднесрочного оборонного планирования: Кабинет Министров Украины утверждает основные задачи центральных органов исполнительной власти в сфере обороны, концепции и государственные целевые программы, прогнозные показатели расходов Государственного бюджета Украины на оборону с учетом ориентировочных показателей объемов государственного оборонного заказа; центральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство Вооруженными Силами Украины, другими военными формированиями, на основе утвержденных Президентом Украины концепций развития соответствующих воинских формирований разрабатывают проекты < br> государственных программ развития этих формирований и подают их на утверждение в порядке, установленном законом. Министерство обороны Украины вместе с другими центральными органами исполнительной власти, осуществляющие руководство соответствующими военными формированиями, издает директиву или иной нормативный документ по организации оборонного планирования. В случае необходимости указанными центральными органами исполнительной власти разрабатываются и вносятся на утверждение Кабинета Министров Украины планы-графики выполнения государственных программ развития Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, а также обеспечение их соответствующими ресурсами. Статья 7. Краткосрочное военное планирование Краткосрочное военное планирование предусматривает ежегодную разработку планов содержания и развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований на два года, в которых детализируются и конкретизируются и, по необходимости, корректируются в установленном порядке государственные программы развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований. При осуществлении краткосрочного оборонного планирования: Совет национальной безопасности и обороны Украины принимает участие в рассмотрении проекта Закона Украины о Государственном бюджете Украины по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны Украина, и вносит Президенту Украины предложения по материального, финансового, кадрового, организационного и иного обеспечения выполнения мероприятий в сфере национальной безопасности и обороны; Кабинет Министров Украины уточняет на следующие два года прогнозные показатели расходов Государственного бюджета Украины на оборону с учетом объемов государственного оборонного заказа, предусматривает в проекте Закона Украины о Государственный бюджет Украины, подается Верховной Раде Украины, показатели расходов на национальную оборону и объемов государственного оборонного заказа на следующий бюджетный год с учетом соответствующего решения Совета национальной безопасности и обороны Украины, осуществляет контроль за выполнением государственных программ развития Вооруженных Сил Украины и других военных формирований; центральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство Вооруженными Силами Украины, другими военными формированиями, разрабатывают планы содержания и развития соответствующих воинских формирований, бюджетные запросы и совокупность документов государственного оборонного заказа на следующий бюджетный год, а также предложения к проекту Государственного бюджета Украины и проекта основных показателей государственного оборонного заказа на второй следующий год; краткосрочные планы содержания и развития военных формирований утверждаются руководителем соответствующего центрального органа исполнительной власти, который осуществляет руководство ими. Статья 8. Координация мероприятий и контроль в сфере оборонного планирования Координация мероприятий и контроль в сфере военного планирования осуществляются Советом национальной безопасности и обороны Украины. Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на оборону государства, от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата. Кабинет Министров Украины организует разработку, исполнение и осуществляет контроль за выполнением государственных программ развития Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований. Центральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство Вооруженными Силами Украины, другими военными формированиями, ежегодно подают в Кабинет Министров Украины в установленные сроки отчет о состоянии оборонного планирование, выполнение оборонного бюджета и государственных программ развития соответствующих военных формирований. В рамках оборонного планирования для обеспечения формирования и разработки общих принципов выполнения задач оборонного планирования, осуществления эффективной координации и взаимодействия между центральными и местными органами исполнительной власти во время выполнения этих задач Кабинетом Министров Украины могут образовываться правительственные комиссии, межотраслевые и ведомственные рабочие группы. Статья 9. Оборонный обзор Оборонный обзор - процедура оценки состояния и готовности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований к выполнению задач в сфере обороны, по результатам которой разрабатывается Стратегический оборонный бюллетень и осуществляются мероприятия, направленные на укрепление обороноспособности государства. Решение о проведении оборонного обзора принимаются Советом национальной безопасности и обороны Украины и вводятся в действие указами Президента Украины. Кабинет Министров Украины организует и контролирует проведение оборонного обзора центральными органами исполнительной власти и другими заинтересованными государственными органами. Организация разработки Стратегического оборонного бюллетеня возлагается на Совет национальной безопасности и обороны Украины, которая подает Стратегический оборонный бюллетень на одобрение Президенту Украины. Статья 10. Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Кабинета Министров Украины: обеспечить разработку и внедрение механизма и методологии бюджетного финансирования стратегического, в том числе оборонного, планирования; в трехмесячный срок представить Верховной Раде Украины предложения по приведению в соответствие с настоящим Законом других законодательных актов Украины; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Президент Украины Л. КУЧМА г. Киев, 18 ноября 2004 N 2198-IV
|
|