З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об основах национальной безопасности Украины (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2003, N 39, ст.351) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3200-IV ( 3200 -15 ) от 15.12.2005, ВВР, 2006, N 14, ст.116 N 2411-VI ( 2411 - 17 ) от 01.07.2010, ВВР, 2010, N 40, ст.527 N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012 N 5286-VI ( 5286-17 ) от 18.09.2012}
Настоящий Закон в соответствии с пунктом 17 части первой статьи 92 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) определяет основные принципы государственной политики, направленной на защиту национальных интересов и гарантирование в Украине безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Статья 1. Определение терминов Приведенные в настоящем Законе термины употребляются в таком значении: национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которой обеспечиваются стабильное развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам в сферах правоохранительной деятельности, борьбы с коррупцией, пограничной деятельности и обороны, миграционной политики, здравоохранения, образования и науки, научно-технической и инновационной политики, культурного развития населения, обеспечения свободы слова и информационной безопасности, социальной политики и пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, рынка финансовых услуг, защиты прав собственности, фондовых рынков и оборота ценных бумаг, < br> налогово-бюджетной и таможенной политики, торговли и предпринимательской деятельности, рынка банковских услуг, инвестиционной политики, ревизионной деятельности, монетарной и валютной политики, защиты информации, лицензирования, промышленности и сельского хозяйства , транспорта и связи, информационных технологий, энергетики и энергосбережения, функционирования естественных монополий, использования недр, земельных и водных ресурсов, полезных ископаемых, защиты экологии и окружающей природной среды и других сферах государственного управления при возникновении негативных тенденций до создания потенциальных или реальных угроз национальным интересам {Абзац второй статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2411-VI ( 2411-17 ) от 01.07.2010} национальные интересы - жизненно важные материальные, интеллектуальные и духовные ценности Украинского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Украине, определяющие потребности общества и государства, реализация которых гарантирует государственный суверенитет Украины и ее прогрессивное развитие; угрозы национальной безопасности - имеющиеся и потенциально возможные явления и факторы, создающие опасность жизненно важным национальным интересам Украины; Военная организация государства - совокупность органов государственной власти, военных формирований, образованных в соответствии с законами Украине, деятельность которых находится под демократическим гражданским контролем со стороны общества и непосредственно направлена ??на защиту национальных интересов Украины от внешних и внутренних угроз; правоохранительные органы - органы государственной власти, на которые Конституцией ( 254к/96-ВР ) и законам Украины возложена осуществления правоохранительных функций. Статья 2. Правовая основа национальной безопасности Правовую основу в сфере национальной безопасности Украины составляют Конституция ( 254к/96-ВР ), этот и другие законы Украины, международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а также изданные во исполнение законов другие нормативно-правовые акты. Согласно этому Закону разрабатываются и утверждаются Президентом Украины Стратегия национальной безопасности Украины ( 105/2007 ) и Военная доктрина Украины ( 648/2004 ), доктрины, концепции, стратегии и программы , которыми определяются целевые установки и руководящие принципы военного строительства, а также направления деятельности органов государственной власти в конкретной обстановке с целью своевременного выявления, предотвращения и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальным интересам Украины. Стратегия национальной безопасности Украины и Военная доктрина Украины является документами, обязательными для исполнения, и основой для разработки конкретных программ по составляющим государственной политики национальной безопасности. Статья 3. Объекты национальной безопасности Объектами национальной безопасности являются: человек и гражданин - их конституционные права и свободы; общество - его духовные, морально-этические, культурные, исторические, интеллектуальные и материальные ценности, информационное и окружающую среду и природные ресурсы; государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность. Статья 4. Субъекты обеспечения национальной безопасности Субъектами обеспечения национальной безопасности являются: Президент Украины; Верховная Рада Украины Кабинет Министров Украины; Совет национальной безопасности и обороны Украины; министерства и другие центральные органы исполнительной власти; Национальный банк Украины; суды общей юрисдикции прокуратура Украины; местные государственные администрации и органы местного самоуправления; Вооруженные Силы Украины, Служба безопасности Украины, Служба внешней разведки Украины, Государственная пограничная служба Украины и другие военные формирования, образованные в соответствии с законами Украина, ( абзац одиннадцатый статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3200-IV ( 3200-15 ) от 15.12.2005) граждане Украины, объединения граждан. Статья 5. Принципы обеспечения национальной безопасности Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются: приоритет прав и свобод человека и гражданина; верховенство права; приоритет договорных (мирных) средств в решении конфликтов; своевременность и адекватность мер защиты интересов реальным и потенциальным угрозам; четкое разграничение полномочий и взаимодействие органов государственной власти в обеспечении национальной безопасности; демократическом гражданском контроле над Военной организацией государства и другими структурами в системе национальной безопасности; использование в интересах Украины межгосударственных систем и механизмов международной коллективной безопасности. Национальная безопасность Украины обеспечивается путем проведения взвешенной государственной политики в соответствии с принятыми в установленном порядке доктрин, концепций, стратегий и программ в политической, экономической, социальной, военной, экологической, научно-технологической, информационной и других сферах. Выбор конкретных средств и путей обеспечения национальной безопасности Украины определяется необходимостью своевременного принятия мер, адекватных характеру и масштабам угроз национальным интересам. Статья 6. Приоритеты национальных интересов Приоритетами национальных интересов Украины являются: гарантирование конституционных прав и свобод человека и гражданина; развитие гражданского общества, его демократических институтов; защита государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ, недопущение вмешательства в внутренние дела Украины; укрепление политической и социальной стабильности в обществе; обеспечение развития и функционирования украинского языка как государственного во всех сферах общественной жизни на всей территории Украине, гарантирование свободного развития, использования и защиты русского, других языков национальных меньшинств Украины; создание конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики и обеспечение постоянного роста уровня жизни и благосостояния населения; сохранение и укрепление научно-технологического потенциала, утверждения инновационной модели развития; обеспечение экологически и техногенно безопасных условий жизнедеятельности граждан и общества, сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; развитие духовности, моральных принципов, интеллектуального потенциала Украинского народа, укрепление физического здоровья нации, создание условий для расширенного воспроизводства населения; интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство, развитие равноправных взаимовыгодных отношений с другими государствами мира в интересах Украины. {Абзац одиннадцатый статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2411-VI ( 2411-17 ) от 01.07.2010} Статья 7. Угрозы национальным интересам и национальной безопасности Украины На современном этапе основными реальными и потенциальными угрозами национальной безопасности Украины, стабильности в обществе являются: во внешнеполитической сфере: посягательство на государственный суверенитет Украины и ее территориальную целостность, территориальные претензии со стороны других государств; попытки вмешательства во внутренние дела Украины со стороны других государств; военно-политическая нестабильность, региональные и локальные войны (конфликты) в разных регионах мира, прежде всего вблизи границ Украины; в сфере государственной безопасности: разведывательно-подрывная деятельность иностранных специальных служб; угроза посягательств со стороны отдельных групп и лиц на государственный суверенитет, территориальную целостность, экономический, научно-технический и оборонный потенциал Украины, права и свободы граждан ; распространение коррупции, взяточничества в органах государственной власти, срастание бизнеса и политики, организованной преступной деятельности; преступная деятельность против мира и безопасности человечества, прежде распространение международного терроризма; угроза использования с террористической целью ядерных и других объектов на территории Украины; возможность незаконного ввоза в страну оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и средств массового поражения, радиоактивных и наркотических средств; попытки создания и функционирования незаконных военизированных вооруженных формирований и попытки использовать в интересах определенных сил деятельность военных формирований и правоохранительных органов государства; проявления сепаратизма, попытки автономизации по этническому признаку отдельных регионов Украины; в военной сфере и сфере безопасности государственной границы Украины: распространение оружия массового поражения и средств его доставки; недостаточная эффективность существующих структур и механизмов обеспечения международной безопасности и глобальной стабильности; нелегальная миграция; возможность втягивания Украины в региональные вооруженные конфликты или в противостояние с другими государствами; наращивание другими государствами вблизи границ Украины группировок войск и вооружений, нарушающих сложившееся соотношение сил, сложившееся; опасное снижение уровня обеспечения военной и специальной техникой и вооружением нового поколения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, что грозит снижением их боеспособности; медлительность в осуществлении и недостаточное финансовое обеспечение программ реформирования военной организации и оборонно-промышленного комплекса Украины; накопление большого количества устаревшей и ненужной для Вооруженных Сил Украины военной техники, вооружения, взрывных веществ; незавершенность договорно-правового оформления и недостаточное обустройства государственной границы Украины; неудовлетворительный уровень социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; во внутриполитической сфере: нарушения со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления Конституции ( 254к/96-ВР ) и законов Украины, прав и свобод человека и гражданина, в том числе при проведении избирательных кампаний, недостаточная эффективность контроля за соблюдением требований Конституции и исполнения законов Украины; возможность возникновения конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, радикализации и проявлений экстремизма в деятельности некоторых объединений национальных меньшинств и религиозных общин; угроза проявлений сепаратизма в отдельных регионах Украины; структурная и функциональная несбалансированность политической системы общества, неспособность отдельных ее звеньев к оперативному реагированию на угрозы национальной безопасности; в экономической сфере: существенное сокращение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной и инновационной активности и научно-технического и технологического потенциала, сокращение исследований на стратегически важных направлениях инновационного развития; < br> ослабление системы государственного регулирования и контроля в сфере экономики; нестабильность в правовом регулировании отношений в сфере экономики, в том числе финансовой (фискальной) политики государства; отсутствие эффективной программы предотвращения финансовых кризисов; роста кредитных рисков ; критическое состояние основных производственных фондов в ведущих отраслях промышленности, агропромышленном комплексе, системах жизнеобеспечения; обострение проблемы поддержания в надлежащем техническом состоянии ядерных объектов на территории Украина; недостаточные темпы воспроизводственных процессов и преодоления структурной деформации в экономике; критическая зависимость национальной экономики от конъюнктуры внешних рынков, низкие темпы расширения внутреннего рынка; нерациональная структура экспорта с преимущественно сырьевым характером и низким удельным весом продукции с высокой долей добавленной стоимости; большая долговая зависимость государства, критические объемы государственных внешнего и внутреннего долгов; опасное для экономической независимости Украины рост доли иностранного капитала в стратегических отраслях экономики; неэффективность антимонопольной политики и механизмов государственного регулирования естественных монополий, что затрудняет создание конкурентной среды в экономике; критическое состояние с продовольственным обеспечением населения; неэффективность использования топливно-энергетических ресурсов, недостаточные темпы диверсификации источников их снабжения и отсутствие активной политики энергосбережения, что создает угрозу энергетической безопасности государства; "тенизация" национальной экономики; преобладание в деятельности управленческих структур личных, корпоративных, региональных интересов над общенациональными; в социальной и гуманитарной сферах: несоответствие программ реформирования экономики страны и результатов их осуществления определенным социальным приоритетам; неэффективность государственной политики по повышению трудовых доходов граждан, преодоление бедности и сбалансирования продуктивной занятости трудоспособного населения; кризис системы здравоохранения и социальной защиты населения и, как следствие, опасное ухудшение состояния здоровья населения, распространение наркомании, алкоголизма, социальных болезней; < br> обострение демографического кризиса; снижение возможностей получения качественного образования представителями бедных слоев общества; проявления моральной и духовной деградации общества; рост детской и подростковой безнадзорности, беспризорности, бродяжничества; в научно-технологической сфере: нарастающее научно-технологическое отставание Украины от развитых стран; неэффективность государственной инновационной политики, механизмов стимулирования инновационной деятельности; низкая конкурентоспособность продукции; неразвитость внутреннего рынка высокотехнологичной продукции и отсутствие его эффективной защиты от иностранной технической и технологической экспансии; снижение внутреннего спроса на подготовку научно-технических кадров для научных, конструкторских, технологических учреждений и высокотехнологичных предприятий, неудовлетворительный уровень оплаты научно-технического труда, падение ее престижа, несовершенство механизмов защиты прав интеллектуальной собственности; отток ученых, специалистов, квалифицированной рабочей силы за пределы Украины; в экологической сфере: значительное антропогенное нарушение и техногенная перегруженность территории Украины, рост рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характеров; нерациональное, изнурительное использование минерально-сырьевых природных ресурсов как невозобновляемых, так и возобновляемых; неподоланнисть негативных социально-экологических последствий Чернобыльской катастрофы ухудшение экологического состояния водных бассейнов, обострение проблемы трансграничных загрязнений и снижение качества воды; обострения техногенного состояния гидротехнических сооружений каскада водохранилищ на Днепре; неконтролируемый ввоз в Украину экологически опасных технологий, веществ, материалов и трансгенных растений, возбудителей болезней, опасных для людей, животных, растений и организмов, экологически необоснованное использование генетически измененных растений, организмов, веществ и производных; неэффективности мер по преодолению негативных последствий военной и другой экологически опасной деятельности; опасность техногенного, в том числе ядерного и биологического, терроризма усиление влияния вредных генетических эффектов в популяциях живых организмов, в том числе генетически измененных организмов, и биотехнологий; устарелость и недостаточная эффективность комплексов с утилизации токсичных и экологически опасных отходов; в информационной сфере: проявления ограничения свободы слова и доступа граждан к информации; распространение средствами массовой информации культа насилия, жестокости, порнографии; компьютерная преступность и компьютерный терроризм; разглашение информации, которая составляет государственную и иную, предусмотренную законом тайну, а также конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства или направленная на обеспечение нужд и национальных интересов общества и государства; попытки манипулировать общественным сознанием, в частности, путем распространения недостоверной, неполной или предвзятой информации. Статья 8. Основные направления государственной политики по вопросам национальной безопасности С учетом геополитической и внутренней обстановки в Украины деятельность всех государственных органов должна быть сосредоточена на прогнозировании, своевременном выявлении, предупреждении и нейтрализации внешних и внутренних угроз национальной безопасности, защите суверенитета и территориальной целостности Украины, безопасности ее пограничного пространства, подъеме экономики страны, обеспечении личной безопасности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, искоренении преступности, совершенствовании системы государственной власти, укреплении законности и правопорядка и сохранении социально-политической стабильности общества, укреплении позиций Украины в мире, поддержании на должном уровне ее оборонного потенциала и обороноспособности, радикальном улучшении экологической ситуации. Основными направлениями государственной политики по вопросам национальной безопасности Украины являются: во внешнеполитической сфере - проведение активной международной политики Украины с целью: создание благоприятных внешнеполитических условий для прогрессивного экономического и социального развития Украины; предотвращения вмешательства во внутренние дела Украины и предотвращения посягательств на ее государственный суверенитет и территориальную целостность со стороны других государств; обеспечение полноправного участия Украины в общеевропейской и региональных системах коллективной безопасности, обретение членства в Европейском Союзе при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией, другими странами Содружества Независимых Государств, а также с другими государствами мира {Абзац пятый части второй статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2411-VI ( 2411-17 ) от 01.07.2010} содействие устранению конфликтов, прежде всего в регионах, граничат с Украиной; участие в международных операциях по поддержанию мира и безопасности под эгидой ООН, ОБСЕ, других международных организаций в сфере безопасности, а также в рамках международных договоров Украины {Абзац седьмой части второй статьи 8 в редакции Закона N 5286-VI ( 5286-17 ) от 18.09.2012} участие в мероприятиях по борьбе с международными организованными преступными группировками и терроризмом, противодействие распространения ядерного и другого оружия массового поражения и средств его доставки; адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза; в сфере государственной безопасности: реформирования правоохранительной системы с целью повышения эффективности ее деятельности на основе оптимизации структуры, повышения уровня координации деятельности правоохранительных органов, улучшения их финансового, материально-технического, организационно-правового и кадрового обеспечения; сосредоточения ресурсов и усиление координации деятельности правоохранительных, разведывательных и контрразведывательных органов Украине для борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом; участие Украины в международном сотрудничестве в сфере борьбы с международной преступностью, терроризмом, наркобизнесом, нелегальной миграцией; отработки эффективно действующей системы контроля за поставками продукции и технологий оборонного назначения и двойного использования; в военной сфере и сфере безопасности государственной границы Украины: ускорению реформирования Вооруженных Сил Украины и других военных формирований с целью обеспечения их максимальной эффективности и способности давать адекватный ответ реальным и потенциальным угрозам Украины, переход к комплектованию вооруженных Сил Украины на контрактной основе; осуществление государственных программ модернизации имеющихся, разработка и внедрение новейших образцов боевой техники и вооружений; усиление контроля за состоянием вооружений и защищенностью военных объектов; активизация работ по утилизации оружия; внедрение системы демократического гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства; обеспечение социальной защиты военнослужащих и членов их семей; соблюдение соглашений относительно временного размещения Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины; ускорения процесса делимитации и демаркации границ Украины; борьба с организованными преступными группировками, в том числе международными, которые пытаются действовать через государственную границу Украине, в пунктах пропуска и исключительной (морской) экономической зоне Украина; углубления трансграничного сотрудничества с сопредельными государствами; во внутриполитической сфере: обеспечение неуклонного соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, защита конституционного строя, совершенствование системы политической власти с целью укрепления демократии, духовных и моральных устоев общества , повышение эффективности функционирования политических институтов власти; создание действенных, в том числе судебных, механизмов защиты конституционных прав человека и основных свобод; обеспечение политической стабильности, гражданского мира и взаимопонимания в обществе, проявлений экстремизма; обеспечение прозрачности в деятельности государственных органов, принятии управленческих решений, информированности населения, укрепления на этой основе его доверия к институтам; создание полноценного, эффективно действующего местного и регионального самоуправления; формирование и совершенствование политико-правовых, социально-экономических и духовно-культурных основ этнонациональной стабильности, отработка эффективных механизмов согласования интересов этнических сообществ и решения межнациональных противоречий; обеспечение межконфессиональной стабильности и предотвращения конфликтных обострений на религиозной основе, недопущения противостояние различных церквей, в том числе относительно распределения сфер влияния на территории Украины; в экономической сфере: обеспечение условий для устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики; ускорения прогрессивных структурных и институциональных изменений в экономике, улучшение инвестиционного климата, повышение эффективности инвестиционных процессов, стимулирование опережающего развития наукоемких высокотехнологичных производств < br> совершенствование антимонопольной политики, создание эффективного механизма государственного регулирования естественных монополий; преодоления "тенизации" экономики через реформирование налоговой системы, оздоровление финансово-кредитной сферы и прекращения оттока капиталов за границу, уменьшение внебанковского обращения денежной массы; < br> обеспечение сбалансированного развития бюджетной сферы, внутренней и внешней защищенности национальной валюты, ее стабильности, защиты интересов вкладчиков, финансового рынка; осуществление взвешенной политики внутренних и внешних заимствований; обеспечение энергетической безопасности на основе устойчивого функционирования и развития топливно-энергетического комплекса, в том числе последовательного и активного проведения политики энергосбережения и диверсификации источников энергообеспечения; < br> обеспечение продовольственной безопасности; защита внутреннего рынка от недоброкачественного импорта - поставок продукции, которая может наносить ущерб национальным производителям, здоровью людей и окружающей среде; усиление участия Украины в международном разделении труда, развитие экспортного потенциала высокотехнологичной продукции, углублении интеграции в европейскую и мировую экономическую систему и активизация участия в международных экономических и финансовых организациях; в научно-технологической сфере: усиление государственной поддержки развития приоритетных направлений науки и техники как основы создания высоких технологий и обеспечения перехода экономики на инновационную модель развития, создания эффективной системы инновационной деятельности в Украина; поэтапное увеличение объемов бюджетных расходов на развитие образования и науки, создание условий для широкого привлечения в научно-техническую сферу внебюджетных ассигнований; создание экономических и общественно-политических условий для повышения социального статуса научной и технической интеллигенции; обеспечение необходимых условий для реализации прав интеллектуальной собственности обеспечение надлежащего уровня безопасности эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и военных объектов, сооружений и инженерных сетей; в экологической сфере: осуществление комплекса мер, гарантирующих экологическую безопасность ядерных объектов и надежный радиационная защита населения и окружающей среды, сведение к минимуму последствий аварии на Чернобыльской АЭС ; внедрение в производство современных, экологически безопасных, ресурсо-и энергосберегающих технологий, повышения эффективности использование природных ресурсов, развитие технологий переработки и утилизации отходов; улучшение экологического состояния рек Украины, прежде бассейна реки Днепр, и качества питьевой воды; предотвращения загрязнения Черного и Азовского морей и улучшения их экологического состояния; стабилизация и улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах Донецко-Приднепровского региона; недопущение неконтролируемого ввоза в Украину экологически опасных технологий, веществ и материалов, возбудителей болезней, опасных для людей, животных, растений, организмов; реализация мер по уменьшению негативного влияния глобальных экологических проблем на состояние экологической безопасности Украине, расширение ее участия в международном сотрудничестве по этим вопросам; в социальной и гуманитарной сферах: существенное усиление социальной составляющей экономической политики, реальное повышение жизненного уровня населения, прежде всего на основе подъем стоимости оплаты труда, своевременной выплаты заработной платы и гарантированных законом социальных выплат, усиление целевой направленности материальной поддержки, снижение уровня безработицы; создание условий для преодоления бедности и чрезмерного имущественного расслоение в обществе; сохранение и укрепление демографического и трудоресурсного потенциала страны; преодоление кризисных демографических процессов; создание эффективной системы социальной защиты человека, охраны и восстановления его физического и духовного здоровья, ликвидации алкоголизма, наркомании, других негативных явлений; ликвидация безнадзорности, беспризорности и бродяжничества среди детей и подростков; в информационной сфере: обеспечение информационного суверенитета Украины; совершенствование государственного регулирования развития информационной сферы путем создания нормативно-правовых и экономических предпосылок для развития национальной информационной инфраструктуры и ресурсов, внедрение новейших технологий в этой сфере, наполнения внутреннего и мирового информационного пространства достоверной информации об Украине; активное привлечение средств массовой информации к предотвращению и противодействия коррупции, злоупотребления служебным положением, другим явлениям, которые угрожают национальной безопасности Украины {Абзац шестьдесят седьмой части второй статьи 8 в редакции Закона N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} обеспечение неуклонного соблюдения конституционного права граждан на свободу слова, доступа к информации, недопущения неправомерного вмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц в деятельность средств массовой информации, дискриминации в информационной сфере и преследования журналистов за политические позиции; принятие комплексных мер по защите национального информационного пространства и противодействия монополизации информационной сферы Украины. Статья 9. Полномочия субъектов обеспечения национальной безопасности Согласно Конституции ( 254к/96 -ВР ) и законы Украины: Президент Украины как глава государства, гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), прав и свобод человека и гражданина, Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины и Председатель Совета национальной безопасности и обороны Украины осуществляет общее руководство в сферах национальной безопасности и обороны Украины; Верховная Рада Украины в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), определяет основы внутренней и внешней политики, основы национальной безопасности, формирует законодательную базу в этой сфере, принимает решение по вопросам введения чрезвычайного и военного положения, мобилизации, определения общей структуры, численности, функций Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, созданных в соответствии с законами Украины; Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сферах национальной безопасности и обороны, с учетом изменений в геополитической обстановке вносит Президенту Украины предложения по уточнению Стратегии национальной безопасности Украины и Военной доктрины Украины; Кабинет Министров Украины как высший орган в системе органов исполнительной власти обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина , обороноспособности, национальной безопасности Украины, общественного порядка и борьбы с преступностью; Национальный банк Украины в соответствии с принципами денежно-кредитной политики определяет и проводит денежно-кредитную политику в интересах национальной безопасности Украины; министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Служба безопасности Украины и Служба внешней разведки Украины в рамках своих полномочий обеспечивают выполнение предусмотренных Конституцией ( 254к/96-ВР ) и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украина задач, осуществляют реализацию концепций, программ в сфере национальной безопасности, поддерживают в состоянии готовности к применению силы и средства обеспечения национальной безопасности; (Абзац седьмой статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 3200-IV ( 3200-15 ) от 15.12.2005) местные государственные администрации и органы местного самоуправления обеспечивают решение вопросов в сфере национальной безопасности, отнесенных законодательством к их компетенции; Военная организация государства обеспечивает оборону Украины, защиту ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ; противодействует внешним угрозам военного характера; правоохранительные органы ведут борьбу с преступностью и противодействуют терроризму, обеспечивают защиту и спасение населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характеров; суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по делам о преступлениях, наносящих ущерб национальной безопасности Украины; прокуратура Украины осуществляет полномочия в сфере национальной безопасности Украины согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и Закона Украины" О прокуратуре Украины " ( 1789-12 ); граждане Украины через участие в выборах, референдумах и через другие формы непосредственной демократии, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые они выбирают , реализуют национальные интересы, добровольно и в порядке выполнения конституционных обязанностей осуществляют мероприятия, определенные законодательством Украины относительно обеспечения ее национальной безопасности; как непосредственно, так и через объединения граждан привлекают внимание общественных и государственных институтов к опасным явлениям и процессов в различных сферах жизнедеятельности страны; законно и законными средствами защищают собственные права и интересы, а также собственной безопасности. Статья 10. Основные функции субъектов обеспечения национальной безопасности Украины Основными функциями субъектов обеспечения национальной безопасности являются: выработки и периодическое уточнение Стратегии национальной безопасности Украины ( 105/2007 ) и Военной доктрины Украины ( 648/2004 ), доктрин, концепций, стратегий и программ в сфере национальной безопасности, планирование и осуществление конкретных мероприятий по противодействию и нейтрализации угроз национальным интересам Украины; создание нормативно-правовой базы, необходимой для эффективного функционирования системы национальной безопасности; усовершенствование ее организационной структуры; комплексное кадровое, финансовое, материальное, техническое, информационное и иное обеспечение жизнедеятельности составляющих (структурных элементов) системы; подготовка сил и средств субъектов системы к их применения по назначению; постоянный мониторинг влияния на национальную безопасность процессов, происходящие в политической, социальной, экономической, экологической, научно-технологической, информационной, военной и других сферах , религиозной среде, межэтнических отношениях; прогнозирования изменений, происходящих в них, и потенциальных угроз национальной безопасности; систематическое наблюдение за состоянием и проявлениями международного и других видов терроризма прогнозирование, выявление и оценка возможных угроз, дестабилизирующих факторов и конфликтов, причин их возникновения и последствий проявления; разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по принятию управленческих решений с целью защиты интересов Украины; предотвращение и устранение влияния угроз и дестабилизирующих факторов на национальные интересы; локализация, деэскалация и урегулирования конфликтов и ликвидация их последствий или влияния дестабилизирующих факторов; оценка результативности действий по обеспечению национальной безопасности и определения затрат на эти цели; участие в двустороннем и многостороннем сотрудничестве в безопасности, если это отвечает национальным интересам Украины; совместное проведение плановых и оперативных мероприятий в рамках международных организаций и договоров в области безопасности. Статья 11. Контроль за осуществлением мероприятий по обеспечения национальной безопасности Контроль за реализацией мероприятий в сфере национальной безопасности осуществляется соответственно Президентом Украины, Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Советом национальной безопасности и обороны Украины в пределах их полномочий, определенных Конституцией ( 254к/96-ВР ) и законами Украины. Статья 12. Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Со вступлением в силу настоящего Закона утрачивает силу Концепция (основы государственной политики) национальной безопасности Украине, одобренная Постановлением Верховной Рады Украины от 16 января 1997 года ( 3/97-ВР ) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 10, ст. 85; 2001 г., N 9 , ст. 38).
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 19 июня 2003 N 964-IV
|
|