Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 103. Дополнительная дотация на компенсацию потерь доходов местных бюджетов, Которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, в результате предоставленных государством налоговых льгот

[Бюджетный кодекс Украины (БК Украины)] Комментарий

Согласно Закона Украины "О системе налогообложения" налоги в Украине делятся на общегосударственные и местные. При этом к доходам местных бюджетов зачисляются Не только общегосударственные налоги, но и установленная законом доля общегосударственных налогов.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины "О системе налогообложения" установление и отмена налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и в государственные целевые фонды, а также льгот их плательщикам осуществляются верховной Радой Украины, верховной Радой Автономной Республики Крым и сельских, поселковымы, городскими советами в согласованию с реальным Законом, другими законами Украины о налогообложении. Верховная Рада Автономной Республики Крым и сельские, поселковые, городские советы могут устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.

Да, льготы налогоплательщикам могут устанавливаться и отменяться верховной Радой Украины в законах по вопросам налогообложения и верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующих местными советами - в части сумм налогов, поступающих в их бюджеты.

Устанавливая льготы, Верховная Рада Автономной Республики Крым и местные советы самостоятельно определяют источники компенсации ЭТИХ доходов. Согласно комментируемой статьей в случае, если льготы по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) устанавливаются верховной Радой Украины, необходимо одновременно с внесения изменений в Соответствующие законы в налогообложении, Которые устанавливают эти льготы, внести изменения в закон о государственно бюджете Украины на текущий бюджетный период, предусматривающие предоставления дополнительной дотации на компенсацию соответствующих потерь доходов местных бюджетов.

При этом необходимо подчеркнуть, что в тексте комментируемой статьи Бюджетного кодекса говорится об одном условии , наличие которой только и требует от государства Предоставлять дополнительную дотации из государственного бюджета Местный в связи с предоставление им налоговых льгот, уменьшающих доходы этого местного бюджета. Согласно положениям статьи 69 Бюджетного кодекса Украины, доходы общего фонда местных бюджетов, Которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, направляются на покрытие расходов по реализации полномочий органов местного самоуправления, определенных в Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине "как собственные полномочия ЭТИХ органов. Как уже было отмечено выше, к доходам общего фонда местных бюджетов, Которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, то есть направляются на реализацию собственных возможностей органов местного самоуправления, относятся местные налоги и сборы (обязательные платежи). Однако к доходам ЭТИХ местных бюджетов засчитывается также установлена с законом зачисляется в доходную часть общего фонда местных бюджетов, Которые НЕ учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, государство обязана будет предоставить дополнительную дотации из своего бюджета соответствующей Местным бюджетам на компенсацию соответствующих потерь последних.

Из содержания комментируемой статьи БК можно сделать вывод, что изменения и дополнения в налоговые законы, Которые предугадывают установление налоговых льгот, могут вносится в любое время в течение текущего бюджетного года и вступит в силу в этом же бюджетном году.

Однако, в статье 1 Закона Украины" О системе налогообложения "предусмотрено, что изменения и дополнения в Закон Украины "О системе налогообложения", других законов Украины о налогообложении, в том числе по предоставления льгот, вносятся НЕ позднее, чем за шесть месяцев к началу нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года. Это положение закона направлено на реализацию одного из основных принципов системы налогообложения страны - принципа стабильности, Который заключается в обеспечении неизменность налогов и сборов (обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года (ст. 3 Закона Украины "О системе налогообложения").

Таким образом, существует коллизия между нормами бюджетного и налогового законодательства по установление льгот по уплате налогов и сборов (обязательных платежей). По нашему мнение, при решении вопроса, нормы какого законодательного акта Имеют приоритет, необходимо руководствоваться правилу приоритета специального закона над общим. Отношения по установлению налогов, сборов, обязательных платежей, а также льгот по их уплате, является разновидностью отношений в сфере налогообложения. Общие принципы правового регулирования отношений в сфере налогообложения установлены в Законе Украины "О системе налогообложения". Зато Бюджетный кодекс Украины регулирует отношения в сфере бюджетных отношений. Статья предусматривает необходимость компенсации государством потерь доходов местных бюджетов, возникшего в результате предоставления налоговых льгот. А уже порядок внесения изменений и дополнений в действующее законодательство Относительно установления льгот для налогоплательщиков устанавливается Налоговым законодательством. Таким образом, Закон Украины "О системе налогообложения" является в этом случае специальными законом, и именно его нормы, по нашему мнение, Должны иметь приоритет. Однако, во избежание проблем при толковании вышеприведенных норм налогового и бюджетного законодательства, необходимо устранить имеющуюся правовую коллизию.