Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 102. Субвенции из государственного бюджета Местным бюджетам на осуществление государственных программ социальной защиты
1. Расходы местных бюджетов, предусмотренные в подпункте " бы " пункта 4 части первой статьи 89 настоящего Кодекса, производятся за счет субвенций из державного бюджета Местным бюджетам на осуществление государственных программ социальной защиты в порядке, определенном Кабинет Министров Украины.
2. По счет Субвенции из государственного бюджета Местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа предоставляются льготы Исходя из расчета стоимости одной тонны твердого топлива и одного баллона сжиженного газа на домохозяйства в год, а лицам, имеющим такое право согласно статье 48 Горного закона Украины, - из расчета стоимости 3,1 тонны угля на бытовые нужды на домохозяйства в год. Предельные показатели стоимости твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа в разрезе Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя определяются Кабинет министров Украины.
Местные органы от от исполнительной власти и органы местного самоуправления Имеют право:
устанавливать увеличенный нормы на приобретение твердого и жидкого безопасного бытового топлива и сжиженного газа лицам, имеющим право на льготы и жилищные субсидии в согласование с законодательством, за счет и в пределах средств соответствующих местных бюджетов
Предоставлять льготы на твердое и жидкое печное бытовое топливо и сжиженный баллонный газ в натуральной форме или наличными.
Натуральные нормы обеспечения населения твердым и жидким печным бытовым топливом и сжиженным газом, в согласование с Которым населению будут предоставляться льготы и жилищные субсидии наличными для возмещения расходов на их приобретение, утверждаются Советом министров Автономной Республики Крым, областнымы, Киевской и Севастопольской городскими государственнымы администрации в пределах минимальных норм и предельных показателей их стоимости, установленных Кабинет министров Украины, Исходя из объема средств, предназначенных на указанную цель.
3. По счет Субвенции из государственного бюджета Местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, квартирной платы (содержание домов и сооружений и придомовых территорий), вывоза бытового мусора и жидких нечистот предоставляются жилищные субсидии населению и льготы ветеранам войны, лицам, на которых распространяется действие Закона Украины " О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты ", лицам, Которые Имеют особые заслуги перед Родиной; вдовам (вдовцу) и родителям умерших (погибших) лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной, лицам, Которые Имеют особые трудовые заслуги перед Родиной; вдовам (вдовцу) и родителям умерших (погибших) лиц, Которые Имеют особые трудовые заслуги перед Родиной; жертвам нацистского преследований, ветеранам военной службы, ветеранам органов внутренних дел, ветеранам налоговой милиции, ветеранам гос пожарной охраны, ветеранам гос уголовно-исполнительной службы, ветеранов службы гражданской защиты, ветеранам гос службы специальной связи "связи и защиты информации Украины; вдовам (вдовцу) умерших (погибших) ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов налоговой милиции, ветеранов гос пожарной охраны, ветеранов гос уголовно-исполнительной службы, ветеранов службы гражданской защиты и ветеранов Гос службы специальной связи "связи и защиты информации Украины; уволенным со службы по возрасту, в связи 'связи с болезнью или по выслугу лет военнослужащим Службы безопасности Украины, работникам милиции, лицам начальствующего состава налоговой милиции, рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, гос пожарной охраны пенсионерам из числа следователей прокуратуры, детям (до достижения совершеннолетия) работников милиции, лиц начальствующего состава налоговой милиции, рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, гос пожарной охраны, погибших или умерших в связи 'связи с выполнением служебных обязанностей' связей, нетрудоспособным членам семей, Которые находились на их содержании; уволенным с военной службы лицам, Которые стали инвалидами во время прохождения военной службы; родителям и членам семей военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести во время прохождения военной службы; родителям и членам семей лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты, гос службы специальной связи "связи и защиты информации Украины, погибших (умерших), пропавших без вести или стали инвалидами при прохождении службы; реабилитированным гражданам, ставшим инвалидами вследствие репрессий или являются пенсионерами; гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы; женам (мужьям) и опекунов (На время опекунству) детей умерших граждан, смерть которых эт 'Связана с Чернобыльской катастрофой; пенсионерам из числа специалистов по защите растений в согласованию с частью четвертой статьи 20 Закона Украины " О защите растений "; гражданам в согласование с пунктом " и " части первой статьи 77 Основ законодательства Украины в здравоохранении "я части п 'пятой статьи 29 Закона Украины " В культуре ", части второй статьи 30 Закона Украина " О библиотеках и библиотечного деле ", абзаца первого части четвертой статьи 57 Закона Украины " Об образовании ", детям войны; многодетным именем.
(с 01.01.2013 г. в части третьей статьи 102 будут Внесены изменения, предусмотренны подпункта 22 пункта 1 Закона Украины от 16.10 .2012 г. N 5428-VI) |
4. По счет Субвенции из государственного бюджета Местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на приобретение твердого и жидкого безопасного бытового топлива и сжиженного газа предоставляются жилищные субсидии населению и льготы ветеранам войны, лицам, на которых распространяется действие Закона Украины " О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты ", лицам, Которые Имеют особые заслуги перед Родиной; вдовам (вдовцу) и родителям умерших (погибших) лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной, лицам, Которые Имеют особые трудовые заслуги перед Родиной; вдовам (вдовцу) и родителям умерших (погибших) лиц, имеющих особые трудовые заслуги перед Родиной; жертвам нацистского преследований, ветеранам военной службы, ветеранам органов внутренних дел, ветеранам налоговой милиции, ветеранов гос пожарной охраны, ветеранам гос уголовно-исполнительной службы, ветеранов службы гражданской защиты, ветеранам гос службы специальной связи "связи и защиты информации Украины; вдовам (вдовцу) умерших (погибших) ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов налоговой милиции, ветеранов гос пожарной охраны, ветеранов гос уголовно-исполнительной службы, ветеранов службы гражданской защиты и ветеранов гос службы специальной связи "связи и защиты информации Украины; уволенным со службы по возрасту, в связи 'связи с болезнью или по выслугу лет работникам милиции, лицам начальствующего состава налоговой милиции, рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, гос пожарной охраны, детям (до достижения совершеннолетия) работников милиции, лиц начальствующего состава налоговой милиции, рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, гос пожарной охраны, погибших или умерших в связи 'связи с выполнением служебных обязанностей' связей, нетрудоспособным членам семей, находившимся на их иждивении; гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы; женам (мужьям) и опекунов (на время опекунству) детей умерших граждан, смерть которых эт 'связана с Чернобыльской катастрофой; пенсионерам из числа специалистов по защите растений в согласование с частью четвертой статьи 20 Закона Украины " О защите растений "; гражданам в согласование с пунктом " и " части первой статьи 77 Основ законодательства Украины о здравоохранении "я части п 'пятой статьи 29 Закон Украины " В культуре ", части второй статьи 30 Закона Украины " О библиотеках и библиотечного деле ", абзаца первого части четвертой статьи 57 Закона Украины " Об образовании "; многодетным семьям лицам, имеющим такое право согласно статье 48 Горного закона Украины; компенсации лицам, Которые согласно статьям 43 и 48 Горного закона Украины Имеют право на бесплатное получение угля на бытовые нужды, но проживают в домах, имеющих центральное отопление.
(с 01.01.2013 г. в части четвертой статьи 102 будут Внесены изменения, предусмотренны подпункта 22 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI) |
5. По счет Субвенции из государственного бюджета Местным бюджетам на предоставление льгот по услугам связи "связи, во-вторых предусмотренных законодательством льгот (кроме льгот на получение лекарств, зубопротезирование, оплату электроэнергии, природного и сжиженного газа на бытовые нужды, твердого и жидкого безопасного бытового топлива, услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, квартирной платы (содержание домов и сооружений и придомовых территорий), вывоза бытового мусора и жидких нечистот) на компенсацию потери части доходов в связи 'связи с отменой налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов и соответствующих увеличением ставок акцизного налога с горючего и на компенсацию за Льготный проезд отдельных категорий граждан предоставляются льготы ветеранам войны, лицам, на которых распространяется действие Закона Украины " О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты ", лицам, Которые Имеют особые заслуги перед Родиной; вдовам (Вдовцу) и родителям умерших (погибших) лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной, лицам, Которые Имеют особые трудовые заслуги перед Родиной; вдовам (вдовцу) и родителям умерших (погибших) лиц, Которые Имеют особые трудовые заслуги перед Родиной, ветеранам труда; жертвам нацистского преследований, ветеранам военной службы, ветеранам органов внутренних дел, ветеранам налоговой милиции, ветеранам гос пожарной охраны, ветеранам гос уголовно-исполнительной службы, ветеранов службы гражданской защиты, ветеранам гос службы специальной связи "связи и защиты информации Украины; вдовам (вдовцу) умерших (погибших) ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов налоговой милиции, ветеранов гос пожарной охраны, ветеранов гос уголовно-исполнительной службы, ветеранов службы гражданской защиты и ветеранов гос службы специальной связи "связи и защиты информации Украины, лицам, уволенным с военной службы, Которые стали инвалидами во время прохождения военной службы; инвалидам, детям-инвалидам и лицам, сопровождающих инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего) пенсионерам из числа следователей прокуратуры; реабилитированным гражданам, ставшим инвалидами вследствие репрессий или являются пенсионерами; гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы; женам (мужьям) и опекунов (На время опекунству) детей умерших граждан, смерть которых эт 'связана с Чернобыльской катастрофой, многодетным именем, а также осуществляются компенсационные выплаты за Льготный проезд отдельных категорий граждан.
(с 01.01.2013 г. в части п 'пятой статьи 102 будут Внесены изменения, предусмотренны подпункта 22 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI) |
6. Кабинет министров Украины может осуществлять перераспределение объемов субвенций из государственного бюджета Местным бюджетам на осуществление государственных программ социальной защиты между их видами и между местными бюджетами Исходя из Фактически начисленных объемов соответствующих льгот, субсидий и помощи населению в пределах общего объема таких субвенций.
Комментарий
статья определяет, что Местным бюджетам на осуществление социальных программ предоставляется Субвенции на финансирование расходов, перечисленных в ст. 89 Бюджетного кодекса, то есть тех, Которые касаются реализации государственных программ в области социальной защиты и социального обеспечения. Именно на эти виды целевых субвенций приходится большая часть (80 - 90%) государственных средств, предоставляемых Местным бюджетам в виде субвенций. Среди субвенций на социальные расходы средства Местным бюджетам выделялись: на возмещение расходов на предоставление населению жилищных субсидий; гос помощи семь ям с детьми; Государственную целевую помощь малообеспеченным семь Ям гос социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам; содержание Приютов для несовершеннолетних; помощь по уходу за инвалидами I или II группы вследствие психического расстройства; выплату компенсаций реабилитированным и др..
комментируемым статьей предусмотрено предоставления из государственно бюджета Украины Местным бюджетам субвенций на осуществление государственных программ социальной защиты. А именно за счет таких субвенций осуществляется финансирование расходов на государственные программы социальной защиты, Которые, в частности, предугадывают:
1) помощь семь 'семьям с детьми, малообеспеченным семь 'семьям, инвалидам с детства, детям-инвалидам, временная государственная помощь детям
2) дополнительные выплаты населению на покрытие расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг (жилищные субсидии населению), льготы Отдельным категориям граждан, перечень которых установлен в абзаце 2 подпункта " бы " пункта 4 части 1 ст. 89 БК Украины
3) компенсации лицам, Которые согласно статьям 43 и 48 Горного закона Украины Имеют право на бесплатное получение угля на бытовые нужды, но проживают в домах, имеющих центральное отопление
4) компенсационные выплаты за Льготный проезд отдельных категорий граждан
5) выплату гос социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительское опеки, в детских домах семейного типа и приемных "семьях, денежного обеспечения родителям-воспитателям и приемным родителям за предоставление социальных услуг в детских домах семейного типа и приемных "семьях по принципу " деньги ходят за ребенком ".
Обращаем внимание, что программы социальной защиты населения подразделяются на государственные и местные программы. Соответственно, за счет Субвенции из государственно бюджета Украины осуществляется финансирование именно государственных программ. Механизм предоставления субвенций, предусмотренных комментируемой статьей, определен в порядке финансирования расходов местных бюджетов на осуществление мероприятий по выполнению государственных программ социальной защиты населения за счет Субвенции из государственного бюджета, утвержденно постановлением Кабинет министров Украины N 256 от 04.03.2002 г. Согласно этому Порядка финансирования расходов местных бюджетов по государственным программам социальной защиты населения осуществляется за счет субвенций, предусмотренных государственным бюджетом на Соответствующий ч, в пределах объемов, утвержденных в областных бюджетах, бюджете Автономной Республики Крым, бюджетам городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республику Крым и областного значения и в районных бюджетах на Указанные цели. Запрещается финансирование местных программ социальной защиты населения за счет субвенций из государственного бюджета.
Главными распорядителем средств местных бюджетов на осуществление мероприятий по выполнению государственных программ социальной защиты населения являются руководители главных управлений, управлений, отделов и других самостоятельных структурных подразделений местных госадминистраций, исполнительных органов советов, к компетенции которых относятся вопросы труда и социальной защиты населения.
Перечисление сумм субвенций на финансирование расходов местных бюджетов на осуществление мероприятий по выполнению государственных программ социальной защиты населения производится Государственным казначейством согласно помесячной росписи ассигнований государственного бюджета, но в пределах фактических обязательства 'язань соответствующих бюджетов по льготам, субсидий, помощи и компенсационных выплат за Льготный проезд отдельных категорий граждан.
ежемесячный суммы субвенций перечисляются на счета местных бюджетов, открытые Министерством финансов Автономной Республики Крым, финансовым органам областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций в соответствующих органах государственно казначейства, пропорционально объема субвенций, предусмотренным в ГОСУДАРСТВЕННОМ бюджете для бюджета Автономной Республики Крым, областных бюджетов, бюджетов гг. Киева и Севастополя.
Кабинет министров Украины может осуществлять перераспределение объемов субвенций из государственного бюджета Местным бюджетам на осуществление государственных программ социальной защиты между их видами и между местными бюджетами Исходя из Фактически начисленных объемов соответствующих льгот, субсидий и помощи населению в пределах общего объема таких субвенций.
К слову сказать, закрепленные в комментируемой статье Бюджетного кодекса положения выступают гос гарантией конституционного права граждан на социальную защиту. Отметим, что национальные системы социальной защиты сформировавшегося с учетом специфики экономического, социального и культурного развития стран. Однако, несмотря на различия в путях развития и особенностях организации, качества и объема услуг, а также в методах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основе единых принципов:
1. Принцип социального страхования. Согласно этому принципу, финансирование механизмов социальной защиты осуществляется по счет страховых взносов членов страхового в 'единения, Которые при наступлении страхового случая получают страховые выплаты. Финансирование выплат по социальному страхованию также может частично осуществляться счет государственных дотаций или кредитов. Принцип социального страхования играет Значительную роль прежде всего, в Германии, Австрии, Франции, Италии и Нидерландах, где финансирование систем социальной защиты осуществляется либо на основе трехстороннего участия рабочих, работодателей и государства (Германия, Австрия), или преимущественно за счет работодателей и государства (Италия, Франция). Применение принципа социального страхования основывается на правилах эквивалентности и перераспределения.
2. Правило эквивалентности. Согласно правилу эквивалентности, объем страховых выплат зависит от размера страховых взносов. Есть, внося определенную долю заработной платы (страховой взнос) в фонд социального страхования, застрахованное лицо, в случае потери дохода, имеет право на получение финансового возмещения, объем которого соотносится с размером предыдущей заработной платы и уплаченных взносов.
3. Правило перераспределения. Наряду с правилом эквивалентности, принцип социального страхования содержит также правило перераспределения, согласно которому доходы страхового фонда перераспределяются в пользу менее финансово обеспеченных членов общества через систему солидарной поручительства. Эта особенность отличает социальное страхование от добровольного страхования. Если в случае добровольного страхования размер страховых взносов каждого застрахованного рассчитываются индивидуально, согласно вероятности страхового риска, то в социальном страховании вероятность наступления страхового случая не влияет на расчет размера страховых взносов. Например, страховые взносы НЕ зависят от возраста или семейного положения, кроме того, в Некоторых случаях неработающие члены семьи 'и, вообще НЕ платят страховые взносы, могут иметь право на получение страховых выплат. Таким образом, социальная защита и справедливость обеспечиваются тем, что граждане Имеют свободный доступ к системе социального страхования (в отличие от добровольного страхования), независимо от наличия в них социальных рисков (пожилой возраст, хроническая болезнь, инвалидность и т.д.) и степени вероятности ЭТИХ рискам. Это придает социальному страхованию общественной значимости и обусловливает обязанность 'язковисть участия граждан в системе социального страхования. Сосуществование правила эквивалентности и правила перераспределения основывается на том, что принцип социального страхования сочетается с принципом общественной солидарности. Построенные таким образом системы социальной защиты, как правило, одобряются участниками, особенно когда речь идет о группах застрахованных Относительно гомогенным составом.
Как правило, в европейских странах первым вводилось страхование от несчастных случаев, затем - медицинское и пенсионное страхование, и Значительно позже - страхование от безработицы. Эта последовательность объясняется разной степенью соответствия ЭТИХ видов страхования принципам либеральной рыночной экономики:
Страхование от несчастных случаев на производстве меньше противоречило существующим принципам либеральной экономики.
Страховое обеспечение по старости и болезни требовало глубокой трансформации рыночных принципов, поскольку Упомянутые черты, как главные источники бедности, переносились из индивидуальной сферы ответственности в коллективную. Кроме того, такое страхование требовало большего уровня административных инноваций и больших средств.
Страхование от безработицы больше противоречило господствующему тогда неоклассическому подхода к экономической политике. Согласно этому подходу, безработицы понималось как добровольный выбор индивида, а ее рост - как временное явление. Кроме того, зависимость от циклических колебаний затрудняло страхования безработицы.
4. Принцип социального обеспечения. В отличие от принципа социального страхования, принцип социального обеспечения предусматривает предоставление социальной защиты вторым категориям населения (государственные служащие, военные, дети-сироты и т.д.) и финансирование таких социальных расходов за счет налоговых поступлений в бюджет. На основе этого принципа происходит финансирование гос социальной политики, в том числе программ в области здравоохранения "я, среднего и высшего образования. Принцип социального обеспечения является определяющим в системах социальной защиты с унифицированными базовым набором социальных услуг всем гражданам страны. Такие системы функционируют в скандинавских странах (в Дании, Швеции, Финляндии), а также в Великобритании. Характерной чертой систем социальной защиты в ЭТИХ странах преимущественно бюджетное финансирование социальных программ (особенно в Дании, Великобритании и Швеции), а также государственная организация социальных учреждений (например, Национальная служба здравоохранения 'я Великобритании). Принцип страхования играет в таких экономиках меньшую роль, поскольку для них свойственны высокие объемы перераспределения национального дохода и финансирования социальных услуг через государственный бюджет для уменьшения социальной неравенства. Таким образом, принцип социального обеспечения является принципом солидарной поддержки всех членов общества по определенными группам лиц. Однако, в Германии принцип социального обеспечения рассматривается прежде всего как принцип возмещения ущерба со стороны государства. Финансирование социального обеспечения по счет бюджетных средств напрямую зависит от эффективности экономики, поэтому во время экономического спада может Приводит к перегрузке государственных финансов и соответствующих негативных последствий. Однако применение этого принципа является необходимым в случаях невозможности предоставления социальных гарантий в отношении тех рисков, Которым невозможно применить принцип страхования.
5. Принцип помощи. Согласно этому принципу, человек, попавший в затруднительной положение и быть не может самостоятельно выйти из него, может обратиться за помощью в Соответствующие инстанции и рассчитывать на социальную защиту (социальные выплаты, социальные услуги) в объект объеме, достаточном для преодоления проблем, обусловивший обращение за помощью. Так же, как и принцип социального обеспечения, данный принцип предусматривает финансирование социальных расходов за счет налоговых поступлений в бюджет. Особенностью социальных программ, основанных на принципе помощи, необходимость проверки нуждаемости бенефициара, с целью подтверждения или опровержения его права на получение помощи. Такая проверка позволяет определить характер проблемы и Необходимый объект объем помощи, а также предотвращает Злоупотребление доступными в обществе программам социальной защиты со стороны отдельных недобросовестных лиц. Однако, необходимость таких проверок Приводит несовершенство этого принципа, поскольку требует дополнительных ресурсов для их проведения и быть не может гарантировать беспристрастность и непредвзятость тех, кто осуществляет проверку и принимает решение в предоставление помощи. Вместе с этим, элементы социальной помощи является непременное частью системы социальной защиты в рыночной экономике, поскольку одни принципы социального страхования и социального обеспечения НЕ позволяют учесть все Возможные социальные риски и построить многоплановую и всеобъемлющую систему социальной защиты населения.
6. Принцип социальной солидарности. Данный принцип предполагает взаимную помощь всех участников системы социальной защиты. Такая взаимопомощь реализуется посредством перераспределения средств между различными социально-экономическими и социально-демографическими группами населения. Можно выделить три составляющие этого принципа.
Социальная солидарность обеспечивается объект объединением РАЗЛИчНЫХ рисков при одинаковых страховым взносам (именно здесь присутствует н 'связь с правилом перераспределения принципа социального страхования).
Социальная солидарность предполагает интертемпоральных (Межчасовых) перераспределение. Речь идет о так называемом договор поколений, согласно которому происходит перераспределение доходов от трудоспособных молодых к нетрудоспособным старых членов общества.
Социальная солидарность является основой интерперсонального (Межличностно) перераспределения. В данном случае перераспределение доходов осуществляется:
- Между богатыми и бедными социальными группами
- непосредственно между застрахованнымы субъект объектами
- между застрахованнымы и незастрахованным участниками системы социальной защиты.
В странах-членах Европейского Союза доминируют четыре основные модели: Континентальная (бисмарковской) Англосаксонская (Модель Бевериджа), скандинавская и южно-европейская. Эта типология зафиксирован в документах Европейской комиссии.
1. Континентальная модель (другое название - модель Бисмарка) устанавливает жесткий н 'связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В основе этой модели лежит механизм социального страхования, следовательно социальные расходы финансируются, в основном, за счет страховых взносов работодателей и застрахованных работников. Таким образом, эта модель предполагает реализацию правила эквивалентности, когда величина страховых выплат определяется прежде величине страховых взносов. В момент своего рождения (1880-е годы) немецкая система социальной защиты воспроизводила именно эту модель. В классическом виде, эта модель базируется на принципе социального страхования и профессиональной солидарности, предусматривающих существование страховых фондов, Которым на паритетных началах управляют владельцы предприятий и наемные рабочие. Такие фонды аккумулируют социальные отчисления с заработной платы, за счет которых осуществляются страховые выплаты. Финансирование таких систем происходит, как правило, независимо от государственного бюджета, поскольку такая модель социальной защиты противоречит принципу бюджетной универсальности (согласно которому бюджет должен содержать все без исключения государственные доходы и расходы, а не допускает изменения одной суммы за счет другого). Сегодня эта модель, как правило, основывается Не только на принципе социального страхования. Для малообеспеченных членов общества, не имеют возможности получать страховые социальные выплаты (например, из-за отсутствия страхового стажа), социальная защита реализуется через принцип социальной помощи. Речь идет о вспомогательные механизмы, Которые являются отступлениями от начальных основ бисмарковской модели. Таким образом, развитие системы социальной помощи Приводит к модификации этой модели и увеличение доли бюджетного финансирования системы социальной защиты. Несмотря существования принципа обязанности 'Язковосты социального страхования, он придерживается не всегда. Это эт 'связано с существованием предельных уровней зарплаты, выше которых либо происходит лимитирования отчислений, или принадлежность к системе социального страхования уже НЕ является обязательным 'Обязательным.
2. Англосаксонская модель (известная как модель Уильяма Бевериджа) представлена системы социальной защиты - распространение ее на всех граждан, нуждающихся в социальной помощи
- принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, выражается в стандартизованосты способов расчета размера и предоставления пенсий и медицинского обслуживания
- принцип распределительной справедливости - основной в данной модели, поскольку речь идет НЕ в профессиональной (как в бисмарковской модели), а в национальной солидарности.
Финансирование таких систем осуществляется как по счет страховых взносов, так и за счет государственного бюджета. Например, финансирование семейных выплат и расходов на здравоохранение "я осуществляется из государственного бюджета, тогда как другие социальные выплаты обеспечиваются страховыми взносами наемных рабочих и работодателей. В отличие от континентальной, эта модель предполагает достаточно низкие социальные выплаты по социальному страхованию, при доминирующей роли социальной помощи в системе социальной защиты.
3. Скандинавская модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват РАЗЛИчНЫХ социальных рисков и жизненных ситуаций, Которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и НЕ оговаривается занятостью и выплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, Предлагаемый этой модели, достаточно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Необходимым предварительными условием функционирования данной модели является высоко организованное общество, построенное на основе приверженность институционально общества благосостояния. Финансирование систем социальной защиты в этой модели осуществляется преимущественно за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных рабочих. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы, является страхование от безработицы, является добровольным и управляется профсоюзами. К недавнего наемные работники были практически освобождены от уплаты страховых взносов и участвовали в системе социальной защиты путем уплаты налогов. Однако, в последнее десятилетие XX века наметилась тенденция постепенного роста участия наемных работников в финансировании страховых программ и увеличение страховых отчислений из заработной платы. Эта же тенденция прослеживается и в отношении предпринимателей, тогда как социальные расходы государства в последние годы заметно сократились.
4. Южноевропейская модель представлена Данную модель можно интерпретировать как такую, развивающейся переходной. Западные исследователи отмечают ее " рудиментарность ". Как правило, уровень социальной защищенности в этой модели Относительно низок, а задача социальной защиты часто рассматривается как дело родственников и семь 'и. Поэтому семь 'я и другие институты гражданского общества играют НЕ последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан. Характерной чертой данной модели является также асимметричная структура социальных расходов. Так, в Италии наибольшую долю социальных расходов Занимает пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне 12,5%), тогда как в поддержку семь 'и, материнства, образования и политику занятости расходуются сравнительно незначительные средства (около 1%).
Социальный защита в Украине имеет следующие основные цели:
а) обеспечение уровня жизни нетрудоспособном населения НЕ ниже прожиточного минимума, установленного государством
б) противодействие социальному напряжению в обществе, может быть обусловлено имущественными, этнической, религиозной или иной неравенством.
Основными функциями социальной защиты в Украине являются следующие:
а) реабилитационная, призвана умъ облегчить последствия бедности и вторых негативных социальных явлений
б) превентивная, которая заключается в предотвращение возникновения негативных социальных явлений.
Социальная защита в Украине имеет такие составные части:
1. Социальное страхование - защита граждан от социальных рисков, влияющих на их работоспособность: болезнь, увечье, старость, и другие случаи, предусмотренны законом
2. Социальная помощь - различные виды социальных выплат, дотаций, льгот, субсидий предоставляются лицам, нуждающимся в социальной защите.
3. Социальная справедливость (социальная солидарность) - компенсация влияния непредвиденных негативных явлений, таких как техногенные катастрофы или природные стихийные бедствия.