Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 101. Міжбюджетні трансферти між місцевими бюджетами

1. Городские (городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) и районные советы могут предусматривать в соответствующих бюджетах дотации выравнивания бюджетам районов в городах, бюджетам сел, их объект объединений, поселков, городов районного значения (Кроме бюджетов местного самоуправления, для которых в ГОСУДАРСТВЕННОМ бюджете определяются межбюджетные трансферты), а также средства, передаваемы из таких бюджетов в городских (городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) и районных бюджетов.

2. Верховная Рада Автономной Республики Крым и местные советы могут предусматривать в соответствующих бюджетах такие виды межбюджетных трансфертов:

1) Субвенции на содержание объект объектов общего пользования или ликвидацию негативных последствий деятельности объект объектов общего пользования

2) Субвенции на проведение расходов местных бюджетов, Которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов

3) Субвенции на проведение расходов бюджетов местного самоуправления, Которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов

4) Субвенции на выполнение инвестиционных программ (проектов), в том числе на строительство или реконструкцию "объектов общего пользования

5) дополнительные дотации и другие Субвенции.

Условия предоставления субвенций, указанных в этой части статьи, определяются соответствующей договору сторон, если иное не был установлен настоящим Кодексом.

3. Межбюджетные трансферты между районным бюджетом и бюджетами местного самоуправления определяются в согласование с реальным Кодексом с учетом следующих требований:

1) дотация выравнивания из районного бюджета в бюджет местного самоуправления определяется как превышение расчетного объема расходов, перечень которых определен статьей 88 этого Кодекса, над расчетным объемом доходов, перечень которых определен статьей 64 этого Кодекса. Если расчетный объем доходов бюджета местного самоуправления, Определенный статьей 64 настоящего Кодекса, превышает расчетный объем расходов соответствующего бюджета, для такого бюджета устанавливается объем средств, передаваемых в районный бюджет

2) объем дотации выравнивания из районного бюджета в Соответствующий бюджет местного самоуправления или объем средств, передаваемых из соответствующего бюджета местного самоуправления в районный бюджет, определяется на основе Формулы распределения объема межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и соответствующей бюджетами местного самоуправления, которая утверждается Кабинет министров Украины, с учетом параметров, определенных частью третьей статьи 98 настоящего Кодекса, и дополнительных параметров (коэффициентов пофакторного влияния, Которые утверждаются распоряжением районной гос администрации в пределах, определенных формуле, и определяют удельный вес каждого фактора в общем объеме расходов соответствующих бюджетов местного самоуправления, но их Суммарное значение быть не может быть больше 1).

Индекс относительной налогоспособносты соответствующего бюджета местного самоуправления является коэффициентом, Который определяет уровень налогоспособносты такого бюджета по сравнении со средним показателем по сводные бюджета района в расчете на одного человека (на основе данных о фактических исполнении соответствующего бюджета местного самоуправления за три последних бюджетных периода с учетом положений части седьмой статьи 98 настоящего Кодекса) и пересматривается в порядке, определенном частью восьмой статьи 98 настоящего Кодекса.

Минимальный уровень финансового норматива бюджетной обеспеченности бюджетов местного самоуправления устанавливается в Формуле распределения объема межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и соответствующей бюджетами местного самоуправления.

Коэффициент выравнивания применяется к рассчитанным по Формуле распределения объема межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и соответствующей бюджетами местного самоуправления объема средств, передаваемых в районный бюджет, и определяется в пределах от 0,6 до 1.

Прогнозный показатель объема доходов, Которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, сводные бюджета района на плановый бюджетный период быть не может быть больше такого показателя, учтенного при определении объема межбюджетных трансфертов между государственным бюджетом и сводным бюджетом района

3) районная государственная администрация в п 'пятидневный срок от срока, определенного частью дев 'пятой статьи 75 настоящего Кодекса, осуществляет расчеты межбюджетных трансфертов и подает их Совету министров Автономной Республики Крым, областной гос администрации для проверки и предоставления заключения в согласованию Формуле распределения объема межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и соответствующей бюджетами местного самоуправления, а также доводит такие расчеты в сведения соответствующих органов местного самоуправления.

Совет министров Автономной Республики Крым, областная государственная администрация в п 'пятидневный срок со дня получения расчетов межбюджетных трансфертов предоставляет соответствующее заключение районной гос администрации, Который подается к проекту районного бюджета вместе с материалами, определенными частью первой статьи 76 настоящего Кодекса.

Объемы межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и соответствующей бюджетами местного самоуправления в двухдневный срок со дня утверждения районного бюджета доводятся до соответствующих органов местного самоуправления

4) если решение в Районной бюджет не утвержден в срок, Определенный частью второй статьи 77 настоящего Кодекса, решение об установление объемов межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и соответствующей бюджетами местного самоуправления принимается верховной Радой Автономной Республики Крым, областным советом по представлению Совета министров Автономной Республики Крым, областной гос администрации с учетом требований этого Кодекса и Формулы распределения объема межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и соответствующей бюджетами местного самоуправления.

При этом показатели межбюджетных трансфертов, определенные верховной Радой Автономной Республики Крым, областной советом, не могут быть ухудшены (объемы дотации выравнивания из районного бюджета в Соответствующий бюджет местного самоуправления уже не могут быть уменьшеный, а объемы средств, передаваемых в районный бюджет из соответствующего бюджета местного самоуправления, не могут быть увеличены)

5) если на территории села, поселка, города районного значение недостаточно бюджетных учреждений, обеспечивающих предоставление гарантированных услуг, определенных пунктом 1 части первой статьи 86 настоящего Кодекса, в объеме, определенном финансовыми нормативами бюджетной обеспеченности, объем межбюджетные трансферта для соответствующего бюджета местного самоуправления определяется с учетом перерасчета количества потребителей гарантированных услуг, осуществленного на основании решений соответствующих местных советов, принятых каждой из сторон, и заключения договора.

Такие договоры заключаются до 1 августа года, предшествующего плановому. Если в Установленный срок договоры НЕ заключены, решение о пересчете количества потребителей гарантированных услуг принимается районным советом.

4. Положения части третьей настоящей статьи распространяются на межбюджетные отношения между городскими (города Севастополя, города республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) бюджетом и бюджетами административно подчиненных ему городов, сел и поселков.

Комментарий

комментируемым статье определен порядок предоставления межбюджетных трансфертов между местными бюджетами.

Во-первых, в этой статье БК закреплено право городских (городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения), а также районных советов предусматривать в соответствующих бюджетах дотации выравнивания бюджетам районов в городах, бюджетам сел, их объект соединений, поселков, городов районного значения (кроме бюджетов местного самоуправления, для которых в ГОСУДАРСТВЕННОМ бюджете определяются межбюджетные трансферты), а также средства, что передаются из ЭТИХ бюджетов в городских (городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) и районных бюджетов.

Во-вторых, комментируемым статье закреплено право верховной рады Автономной Республики Крым и местных советов предусматривать в соответствующих бюджетах такие виды межбюджетных трансфертов Субвенции и дополнительные дотации. Обращаем внимание, что перечень субвенций, предусмотренных в ч. 2 комментируемой статьи, а не является исчерпывающим. Итак, Верховная Рада Автономной Республики Крым и Соответствующие местные советы могут определять в местных бюджетах и бюджетными кодексом.

В В-третьих, комментируемой статьей определен порядок определения межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и бюджетами местного самоуправления (в принятия комментируемого редакции Бюджетный кодекса этот вопрос регламентировалось Законом Украины " О межбюджетных отношениях между районным бюджетом и бюджетами территориальных общин сел, поселков, городов и их объект соединений " (Ведомости верховной рады Украина, 2004 г., N 52, ст. 561), которые потеряли силу на основании Закона Украины " О внесение изменений в некоторые Законодательные акты Украины в связи 'Связи с Принятием Бюджетного кодекса Украины " от 8 июля 2010 N 2457-VI, - подробнее об этом см.. комментарий к ЗУ " О внесение изменений в некоторые Законодательные акты Украины в связи 'связи с Принятием Бюджетного кодекса Украины ").

Частью 3 комментируемой статьи БК Украины установлено ряд требований к определению межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и бюджетами местного самоуправления. А именно:

3.1. Дотация выравнивания из районного бюджета в бюджет местного самоуправления определяется как превышение расчетного объема расходов, Которые осуществляются из бюджетов сел, их объект объединений, поселков, городов районного значения и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов (см. комментарий ст. 88 БК Украины), над расчетным объемом доходов, Которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов (см. комментарий к ст. 64 БК Украины).

Только при условии, что расчетный объем доходов бюджета местного самоуправления (см. ст. 64 БК) превышает расчетный объем расходов соответствующего бюджета, для такого бюджета устанавливается объем средств, передаваемых в районный бюджет.

3.2. Объем дотации выравнивания из районного бюджета в Соответствующий бюджет местного самоуправления или объем средств, передаваемых из соответствующего бюджета местного самоуправления в районный бюджет, определяется на основе Формулы распределения объема межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и соответствующей бюджетами местного самоуправления, которая утверждается Кабинет министров Украины, с учетом параметров, определенных частью третьей статьи 98 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 98 БК Украины), и дополнительных параметров (коэффициентов пофакторного влияния, Которые утверждаются распоряжением районной гос администрации в пределах, определенных формуле, и определяют удельный вес каждого фактора в общем объеме расходов соответствующих бюджетов местного самоуправления, но их Суммарное значение быть не может быть больше 1).

Методика применения Формулы состоит из двух частей. Первая часть определяет общий объем бюджетов всех городов, поселков и сел, входящих в состав района. Размер унифицированного, установленного на центральном уровне, норматива финансовой обеспеченности на душу населения определяется для таких расходов, как расходы на государственное управление, здравоохранение 'я и культуру. Общая сумма расходов на эти три функции рассчитывается как произведение норматива финансового обеспеченности и численности населения в районе. Для учреждений дошкольного образования общий объем расходов рассчитывается как произведение показателя норматива финансового обеспеченности, рассчитанным на одного ребенка, и нормативного количества детей (нормирование в этом случае отражает разницу в наполняемосты классов и в стоимости образования в сельской и городской местностях).

С помощью второй части методики применения Формулы общая сумма расходов на каждую отрасль (кроме расходов на образование) перераспределяется между городами, поселках и селами с учетом отдельных факторов. Такими факторами удельный вес населения данной административно-территориальной единицы в количестве населения района, удельный вес численности работающих в соответствующей отрасли или среднее взвешенная ЭТИХ двух факторов. Для распределения общего объема расходов районным органам власти было необходимо установить приоритеты учета факторов: выходить из процента населения, проживающего на территории определенной административно-территориальной единицы, или предпочесть процента численности работающих в определенной области. Если предпочтение будет отдано первому фактору, расходы рассчитывается на каждого жителя без учета особенностей размещения сети социально-культурных учреждений в районе, а если будет избрана второй фактор, то распределение будет осуществляться, Исходя именно из наличия учреждений в данной административно-территориальной единицы и средств. Выбор значений факторов, Которые колеблются между нулем и единицей, - это решение в размере показателя " К ".

Возможность выбрать показатель " К " обеспечивает значимый уровень гибкости в применении Формулы, но одновременно нарушает некоторые принципиальные вопросы по Наиболее точного определения в Формуле расходной потребности. Если максимальное значение, то есть 1, прив 'связывалось только к фактору населения, то Формула базировалась бы на предположении: расходные потребности вполне Пропорциональные количеству населения, некорректно. Примером другой крайности может быть ситуация, когда учитывают только процент нормативной штатной численности. Тогда размер сети превращается в ключевой показатель расходной потребности, противоречит нормам Конституции Украины по обеспечению каждому гражданину равных прав и возможностей, а также создает нежелательные стимулы к увеличению сети бюджетных учреждений.

Преимущества применяемой методики следующие:

1) формула сыграла роль катализатора, заставил районные финансовые управления задуматься над тем, как эффективно применить формульный подход для распределения трансфертов на внутрирайонных уровне

2) применение, начиная с 2003 года, Формулы Значительно уменьшили влияние суб & # 39; объективного фактора на распределение трансфертов

3) структура Формулы предусматривал достаточный уровень гибкости, обеспечивая возможность руководителям районных финансовых управлений большей или меньшей степени приспосабливать ее к своим условиям для достижения результатов, приемлемых для бюджетов сел, поселков и городов.

Таким образом, беря положительные сдвиги в межбюджетных отношениях между государственным бюджетом и бюджетами районов после введения установленного в БКУ формульного подхода к расчету объема межбюджетных трансфертов, было установлено и норму по применению Формулы распределения объема межбюджетных трансфертов на районном уровне.

Кроме указанных параметров в Формуле распределения объема межбюджетных трансфертов в уровня бюджета территориальной общины используются дополнительные параметры. При таких условиях применяются коэффициенты пофакторного влияния, Которые утверждаются распоряжением районной гос администрации в пределах, определенных таким формуле, и определяют удельный вес каждого фактора в общем объеме расходов соответствующих бюджетов местного самоуправления, но их Суммарное значение быть не может быть больше 1.

Какие это могут быть коэффициенты?

Например, достаточно большое значение В отдельных районах со значимой диспропорции в административно-территориальном устройстве играет фактор плотности населения.

• Поскольку в двух административно-территориальных единицах (АТЕ) с одинаковым населением расходы больше в АТО с большей площадью, в Формуле коэффициент фактора плотности необходимо применять так, чтоб в АТО с меньшей плотностью населения объем расходов увеличивался.

• Вот количества детей в АТО зависят: количество работников дошкольных учреждений, объем расходов на питание детей; расходы на хозяйственные нужды таких учреждений; расходы на приобретение инвентаря и основных средств. Однако, если не все дети посещают дошкольное учреждение, создаются определенные диспропорции между равнозначнымы местными бюджетами. Поэтому следующим может быть коэффициент фактора влияния количества детей, посещающим дошкольные учреждения. Применение такого коэффициента кроме инструмента межбюджетные выравнивания может стать стимулируете чем фактором для органов местного самоуправления в повышение качества услуг в учреждениях дошкольного образования.

Относительно определение объема доходов, учитываемых при расчете объема межбюджетных трансфертов, то следует отметить, что их состав определен статьями 64 и 66 БКУ. Для обеспечения принципа единства, установленного в БКУ, расчет названных доходов производится с учетом индекса относительной налоговой способности соответствующего местного бюджета. Для бюджетов сел, поселков и городов районного значения этот индекс является коэффициентом, Который определяет уровень налогоспособносты административно-территориальной единицы по сравнении со средним показателем по сводные бюджета района в расчете на одного жителя в основе данных о фактических исполнении соответствующего бюджета за три последних бюджетных периоды и пересматривается в порядке, действует в отношении индекса относительной налогоспособносты города или района, определенного ч. 8 в. 98 этого Кодекса.

Данные о фактических выполнении доходов местных бюджетов увеличиваются на сумму потерь, Возникший вследствие предоставления местными советами льгот налогоплательщикам.

Практика учета в составе расчетных показателей расходов бюджетов городов районного значения, поселков, сел (их объект соединений), которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов (дотации выравнивания и средств, Которые передаются в согласованию Городского и районного бюджетов), нераспределенных расходов для последующего их перераспределения при утверждению ЭТИХ бюджетов показала преимущества такого подхода. Благодаря этому можно достичь более полного степени финансового выравнивания между бюджетами, входящих в состав сводно бюджета района.

же время для обеспечения принципа единства бюджетной системы минимальный уровень финансового норматива бюджетной обеспеченности бюджетов городов районного значения, сел, поселков и их объект соединений создаваемых по закону (кроме бюджетов местного самоуправления, для которых в ГОСУДАРСТВЕННОМ бюджете определяются межбюджетные трансферты) устанавливается кабинетом Министров Украины.

Таким образом, применение Формулы распределения объема межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и бюджетами городов районного значения, сел и поселков позволяет Значительно повысить степень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений на этом уровне и создаст предпосылки для укрепления финансовой базы органов местного самоуправления.

Однако ни Формула НЕ сможет полностью решить вопрос, эт' связаны с диспропорции в сети бюджетных учреждений. Это объясняется тем, что целью любого формульного подхода является обеспечение уровня затрат на предоставление услуг в пределах делегированных государством возможностей, достигается благодаря перераспределения финансовых ресурсов между более мощным и слабыми в финансовом отношении бюджетами. Вместе обеспечения оптимальной равномерности сети бюджетных учреждений на уровне села - это отдельная задача, которую можно решить только через бюджеты развития, что поможет развить сеть в то местности, где нет таких учреждений, или оптимизировать ее избыток в другой. Значительным источником для выполнения таких задач являются государственные инвестиции в виде инвестиционных субвенций. Поэтому создание законодательной базы в сфере государственных инвестиций в региональное развитие является актуальным направлением дальнейшей бюджетной реформы в Украине.

3.3. Районная государственная администрация в п 'пятидневный срок от срока, определенного частью восьмой статьи 75 настоящего Кодекса (в которой говорится о обязанности 'связь Министерства финансов Украины в недельный срок со дня одобрения Кабинет министров Украины проекта закона о государственно бюджете Украины обеспечить Доведение Совету министров Автономной Республики Крым, Местным государственным администрации, исполнительными органам соответствующих местных советов расчетов прогнозных объемов межбюджетных трансфертов, методики их определения, организационно-методологических требований и других показателей по составлению проектов местных бюджетов, а также предложений Относительно формы проекта решения в местном бюджете (типичной формы решения), осуществляет расчеты межбюджетных трансфертов и подает их Совету министров Автономной Республики Крым, областной гос администрации для проверки и предоставления заключения в согласованию Формуле распределения объема межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и соответствующей бюджетами местного самоуправления, а также доводит такие расчеты в сведения соответствующих органов местного самоуправления.

Совет министров Автономной Республики Крым, областная государственная администрация в п 'пятидневный срок со дня получения расчетов межбюджетных трансфертов предоставляет соответствующее заключение районной гос администрации, Который подается к проекту районного бюджета вместе с материалами, определенными частью первой статьи 76 настоящего Кодекса (Содержит перечень материалов, прилагаемых к проекту решения о местном бюджете).

Объемы межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и соответствующей бюджетами местного самоуправления в двухдневный срок со дня утверждения районного бюджета доводятся в соответствующих органов местного самоуправления.

3.4. Если решение в Районной бюджете НЕ утвержден в срок, Определенный частью второй статьи 77 настоящего Кодекса (районный бюджет на следующий бюджетный период утверждается решением районного совета НЕ позднее чем в двухнедельный срок со дня официального опубликования закона о государственно бюджете Украины), решение об установление объемов межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и соответствующей бюджетами местного самоуправления принимается верховной Радой Автономной Республики Крым, областным советом по представлению Совета министров Автономной Республики Крым, областной гос администрации по учетом Формулы распределения объема межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и соответствующей бюджетами местного самоуправления.

При этом показатели межбюджетных трансфертов, определенные верховной Радой Автономной Республики Крым, областной советом, не могут быть ухудшены (объемы дотации выравнивания из районного бюджета в Соответствующий бюджет местного самоуправления уже не могут быть уменьшеный, а объемы средств, передаваемых в районный бюджет из соответствующего бюджета местного самоуправления, не могут быть увеличены).

3.5. Если на территории села, поселка, города районного значения недостаточно бюджетных учреждений, обеспечивающих предоставление первоочередных гарантированных услуг и Которые Расположены ближе к потребителям, в объеме, определенном финансовыми нормативами бюджетной обеспеченности, объем межбюджетные трансферта для соответствующего бюджета местного самоуправления определяется с учетом пересчета количества потребителей гарантированных услуг, осуществленного на основании решений соответствующих местных советов, принятых каждой из сторон, и заключения договора. Такие договоры заключаются до 1 августа года, предшествующего плановому. Если в Установленный срок договоры НЕ заключены, решение о пересчете количества потребителей гарантированных услуг принимается районным советом.

В В В-четвертых, требования к определению межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и бюджетами местного самоуправления, установленные частью 3 комментируемой статьи БК, распространяются также на межбюджетные отношения между городскими (города Севастополя, города республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) бюджетом и бюджетами административно подчиненных ему городов, сел и поселков.