Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Статья 111. Полномочия Министерства финансов Украины и местных финансовых органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства
1. Министерство финансов Украины осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса как Относительно державного бюджета, так и местных бюджетов, если иное не предусмотрено законодательством Украины.
Министерство финансов Украины в пределах своих полномочий обеспечивает реализацию единой гос политики в сфере контроля за соблюдением бюджетного законодательства, координирует и направляет деятельность органов вот вот от исполнительной власти, уполномоченных на проведение контроля за соблюдением бюджетного законодательства, определяет основные организационно-методические основы и дает оценку функционированию систем внутреннего контроля и внутреннего аудита, если иное не предусмотрено законодательством.
2. Местные финансовые органы осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса Относительно местных бюджетов.
3. Министерство финансов Украины и местные финансовые органы в установленна законодательством порядке получают вот Центральных и местных органов вот вот от исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, банков и других финансовых учреждений всех форм собственности объяснения, материалы и информацию по вопросам, Которые возникают во время составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетности об их выполнении.
Комментарий
1. Контрольные полномочия Министерства финансов Украины определены в Бюджетном кодексе Украины и Положении о Министерство финансов Украина (утверждено постановлением Кабинет министров Украины N 1837 от 27.12.2006 г.). Согласно указанного Положению Министерство финансов Украины разрабатывает, производит и обеспечивает проведение единой гос финансовой, бюджетной, налоговой, таможенное политики, политики в сфере внутреннего финансового контроля. Минфин обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию единой гос политики в сфере контроля за соблюдением бюджетного законодательства, координирует и направляет деятельность органов вот-вот от исполнительной власти, уполномоченных на проведение контроля за соблюдением бюджетного законодательства (государственно казначейства Украины, органов гос контрольно-ревизионной службы Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций), определяет основные организационно-методические основы и дает оценку функционированию систем внутреннего контроля и внутреннего аудита, если иное не предусмотрено законодательством.
Министерство финансов Украины принимает участие в каждой стадии бюджетного процесса, а следовательно, наделено полномочиями на осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса как Относительно державного, так и по местного бюджетов.
2. При составлении проектов бюджетов, то есть на первой стадии бюджетного процесса, контрольные полномочия Министерства финансов Украины заключаются в проверке бюджетного законодательства в процессе разработки проекта закона о государственно бюджете Украины на Соответствующий время. Осуществляя это полномочие, оно во многом контролирует же себя, поскольку согласно ст. 32 Бюджетного кодекса Украины разработку проекта закона о государственно бюджете Украины осуществляет Кабинет министров Украины, однако ответственность за составление этого проекта закона несет именно Министерство финансов Украины. Именно оно, согласно частей 2 и 3 ст. 32 комментируемого Кодекса, определяет основные организационно-методические основы бюджетного планирования, определяет общий уровень доходов, расходов и кредитования бюджета и дает оценку объема финансирования бюджета для составления проекта Государственно бюджета Украины и индикативных прогнозных показателей государственно бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода.
Кроме этого, Министерство финансов Украины на любом этапе составления и рассмотрения проекта Государственно бюджета Украины анализирует бюджетные запросы главных распорядителем бюджетных средств на предмет их соответствия цели, приоритетности, а также эффективности использования бюджетных средств, Рассматривает и принимает меры для устранения расхождений с главными распорядителем бюджетных средств (ст. 36 БК Украины).
В свою очередь, местные финансовые органы, осуществляя в согласование с частью 2 комментируемой статьи БК, контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса Относительно местных бюджетов, делают то же самое на любом этапе составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, то есть осуществляют анализ бюджетного запроса, поданного главным распорядителем бюджетных средств, с точки зрения его соответствия цели, приоритетности, а также действенности и эффективности бюджетных средств, и на основе результатов проведенного анализа их руководители принимают решение о включении бюджетного запроса в предложения проекта местного бюджета.
Полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства реализуются Министерством финансов Украины и при согласование определенных в порядке составления, рассмотрения, утверждения и основных требованиях к выполнению смет бюджетных учреждений (утвержден постановлением Кабинет министров Украины N 228 от 28.02.2002 г., с последующими изменениями и дополнениями) смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда и штатных расписаний отдельных учреждений, например секретариата Кабинет министров Украины по соответствующей бюджетными программам, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций и т.д..
3. На второй стадии бюджетного процесса - при рассмотрении и принятие закона о государственно бюджете Украины, Министерство финансов Украины, а точнее, Министр финансов Украины представляет проект закона о государственно бюджете Украины на пленарных заседании верховной рады Украины (ст. 154 Регламента верховной рады Украины), докладывает верховной Раде Украины в доработке проекта закона с учетом бюджетных выводов верховной рады (ст. 158 Регламента ВРУ) и т.д.. Наличие таких возможностей способствует Надлежащее Министерством финансов Украины контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
4. Контрольная функция Министерства финансов Украины реализуется и при внесение изменений в закон в государственно бюджете Украины, поскольку этот орган готовит и подает на рассмотрение Кабинет министров Украины предложения Относительно внесения изменений в Государственный бюджет Украины, осуществляет ежемесячную оценку соответствия поступлений державного бюджета показателям, установленным Государственным бюджетом Украины (ст. 52 БК Украины).
форме контроля местных финансовых органов на этом этапе является проведение проверки проекта предложенных изменений в решение о местном бюджете, результатом которой является дача официального вывода в перевыполнениы или недовыполнение доходной части общего фонда соответствующего бюджета, об объеме остатка средств общего и специального фондов (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений) соответствующего бюджета, для принятия верховной Радой Автономной Республики Крым, соответствующих Местным советом решения о внесение изменений в решение о местном бюджете (ст. 78 БК Украины).
5. Определенные контрольные полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства должно Министерство финансов Украины во время выполнения. Так, согласно ст. 42 БК Украины, Министерство финансов Украина координирует деятельность участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета. Так же делают и местные финансовые органы (ч. 1 ст. 78 БК Украины).
Кроме того, каждый время, в пределах своей компетенции, Министерство финансов Украины, местные финансовые органы, после принятия соответствующих бюджетов, проверяют правильность составления и утверждения смет и планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств (Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений (п. 42), Положение в Министерство финансов Украины (п. 34)).
Министерство финансов Украины в согласование с возложеннымы на него задач: готовит экспертные заключения по определению стоимостной величины влияния законопроектов на доходную или расходную часть бюджетов и вносить предложения в целесообразности их принятия, возможности и срока вступление в силу; проводит Государственную экспертизу проектов, финансирование которых осуществляется за счет кредитов, привлекаемых государством или под государственные гарантии, оказывает заключения в согласованию проекта решения о осуществлении заимствований в местные бюджеты требованиям, установленным бюджетными законодательством. Так, в случае необходимости осуществления заимствований в местные бюджеты, Министерство финансов в течение 20 дней после получения информации и соответствующих документов от верховной рады Автономной Республики Крым или Городского совета в намерениях осуществить заимствования или реструктуризации долговых обязательств по ним, Рассматривает их и проводит проверку соответствия объема расходов на обслуживание местного долга границам, установленным законом. Если выявлено несоответствие решения Городского совета об осуществлении заимствования или проведения другой операции требованиям, установленным бюджетными законодательством, Министерство финансов обращается в установленном порядке в суд для признания такого решения незаконным (Порядок осуществления заимствований в местные бюджеты, утвержденные постановлением Кабинет министров Украины N 207 от 24.02.2003 г.).
Министерство финансов Украины осуществляет в пределах своих полномочий контроль за исполнением бюджетов, поскольку оно имеет право получать информацию, документы и материалы, предусмотренны в пункте 5 Положения о Министерство финансов Украины, по анализу которых заключает в соблюдение бюджетного законодательства соответствующей участниками бюджетного процесса.
Контролируйте выполнение закона в государственно бюджете Украины, Министерство финансов Украины проводит ежемесячную оценку соответствия прогноза поступлений показателям установленным Государственным бюджетом Украины.
6. На четвертой стадии бюджетного процесса, т.е. при подготовке и рассмотрении отчета об исполнении бюджета, контроль Министерства финансов Украины и местных финансовых органов по соблюдением бюджетного законодательства заключается в том, что они, получая отчеты о выполнении соответствующих бюджетов, сводные показатели отчетности и другие финансовые отчеты по установленным правилам и формам (ст. ст. 59, 60, 80 Бюджетного кодекса Украины), осуществляют их проверку с целью установления соответствия бюджетному законодательству, полноты и достоверности в них содержится.
Кроме того, Министерство финансов Украины и местные финансовые органы получают от Центральных и местных органов вот-вот от исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, банков и других финансовых учреждений всех форм собственности объяснения, материалы и информацию по вопросам, Которые возникают во время составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их выполнении.