Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 124. Оскарження решение о применении меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства

1. Рішення про застосування заходу впливу за порушення бюджетного законодательства может быть обжаловано в порядке, установленном законом. Решение может быть обжаловано в органе, Который его вынеся, или в суде в течение 10 дней со дня его вынесения, если иное не предусмотрено законом.

2. Обжалование решения о применении меры воздействия по нарушения бюджетного законодательства НЕ останавливает выполнения указанного решения.

3. В случае признания судом решение о применении меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства полностью или частично незаконным лицу, в отношении которого оно было вынесено, возобновляются ограничены таким решением права.

4. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном законом.

Комментарий

1. В комментируемой статье Бюджетного кодекса говорится о порядке обжалования решения о применении мэр воздействия за нарушение бюджетного законодательства. Необходимо заметить, что в данной статье речь идет о порядке обжалования решения в применении именно меры воздействия по нарушение бюджетного законодательства, где перечень таких мер воздействия и случаи их применения определен статьей 117 Бюджетного кодекса, а порядок х - применение статьей 118 БК Украины. Действие норм комментируемой статьи БК не распространяется на случаи нарушений бюджетного законодательства, виды которых предусмотрены статьей 116 БК Украины, за Которые, в согласовании с частью 1 статьи 121 Бюджетного кодекса, наступает гражданская, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность должностных лиц, по вине которых Допущены Соответствующие нарушения, поскольку порядок и основания привлечения их к этим видам ответственности определяются Отдельным законами Украины.

Это связано с тем, что меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства, предусмотренны статьей 117 БК Украины, НЕ является видами гражданской, дисциплинарной, административной или уголовное ответственности. Их можно рассматривать как разновидность специфического вида юридической ответственности - финансово-правовой, которую можно определить как юридическое ответственность субъектов финансово-правовых отношений (а бюджетные правоотношения являются разновидностью финансовых) за нарушение финансово-правовых (в том числе, бюджетно-правовых) норм. Меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства, перечень которых закреплен статьей 117 БК, являются мэрами финансово-правовой ответственности, порядок обжалования решение о привлечение к которой и определено нормами комментируемой статьи Бюджетного кодекса.

По нормам комментируемой статьи БК реализация права на обжалование решения о применении мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства осуществляется независимо от того, каким органом этот пресечения применен. Часть первая этой статьи дает лицу, к которому применена мера воздействия за нарушение бюджетного законодательства, возможность выбирать куда обращаться для обжалования решения о его применении. Так, она может обжаловать это решение или в органе, Который его вынеся, или в суде. Причем для обращения в суд для обжалования решения ей не необходимо сначала обращаться в орган, вынесший такое решение.

Срок для обжалования решения о применении мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства как в орган, вынесший это решение, так и в суд, одинаковый и составляет десять дней со дня вынесения такого решения, если иное не предусмотрено законом.

Важно заметить, что часть вторая комментируемой статьи БК содержит оговорку, по которому обжалования лицом, к которому применена мэра воздействия за нарушение бюджетного законодательства, решение о применении к ней меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства, а не останавливает выполнения указанного решения, причем независимо от того, куда эта лицо обжаловало такое решение в орган, Который его вынеся, или непосредственно в суд.

2. Согласно ст. 2 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС) в административных судах могут быть обжалованы любые решения, действия или бездеятельности субъектов властных полномочий. Согласно ч. 3 ст. 17 КАС, юрисдикции административных судов не распространяется на публично-правовые дела в наложение административных взысканий, однако поскольку, как мы выяснили выше, меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства НЕ являются мэрами административной ответственности, а следовательно, и административными взыскания, лицу, к которому применена мера воздействия за нарушение бюджетного законодательства, и которая намерений его обжаловать в суде, надлежит обращаться с этим именно в административный суда.

Согласно статьи 99 КАС Украины, административный иск может быть подан в пределах срока обращения в административный суд установленного КАС или другими законами. По общему правилу, для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок, Который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнала или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов (ч. 2 ст. 99 КАС). Однако ч. 3 ст. 99 КАС установлено, что для защиты прав, свобод и интересов лица другими законами могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд, Которые, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнала или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Таким образом, этой нормой предусмотрена возможность установки другими законами не только других сроков для обращения в административный суд, но и второго порядка исчисления ЭТИХ сроков, чем это установлено ч. 2 ст. 99 КАС.

Напомним, частью первой комментируемой статьи БК предусмотрено десятидневный срок для обжалования в суде решения о применении мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства, если иное не предусмотрено законом, причем такой срок исчисляется со дня вынесения этого решения органом, применил меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства, а не со дня, когда лицо, к которому эта мэра воздействия применены, узнал или должно было узнать о его применении. Поскольку Бюджетный кодекс в аспекте комментируемой статьи является специальными законом по отношении к Кодекса административного судопроизводства Украины как общего закона, регулирующего порядок обращения в административный суда, применяться Должны именно нормы комментируемой статьи БК.

Согласно ст. 71 КАС Украины в административных делах о противоправности решений субъекта властных полномочий обязанность доказывания правомерности своего решения, действия или бездействия возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска.

В случае признания судом решение о применении меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства полностью или частично незаконным, лицу, в отношении которого оно было вынесено, возобновляются ограничены таким решением права (см. комментарий к ст. 117 БК Украины).

Решение может быть обжаловано в порядке, установленного законом, а именно разделом IV Кодекса административного судопроизводства Украины.


<Стаття 123 | Стаття 124 |