Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 18. Предельные объемы государственного (местного) долга и государственных (местных) гарантий

1. Предельный объем государственного (местного) долга, предельный объем предоставления государственных (местных) гарантий определяются на каждый бюджетный период законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете).

2. Общий объем государственного долга и гарантированного государством долга на конец бюджетного периода не может превышать 60 процентов годового номинального объема валового внутреннего продукта Украины.

В случае превышения этой предельной величины Кабинет Министров Украины обязан принять меры для приведения такого общего объема долгов в соответствие с положениями настоящего Кодекса.

3. Общий объем местного долга и гарантированного Автономной Республикой Крым или территориальным обществом города долга (без учета гарантийных обязательств, возникающих по кредитам (займам) от международных финансовых организаций) по состоянию на конец бюджетного периода не может превышать 200 процентов (для Киева - 400 процентов) среднегодового индикативного прогнозного объема поступлений бюджета развития (без учета объема местных заимствований и капитальных трансфертов (субвенций) из других бюджетов), определенного прогнозом соответствующего местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода в соответствии с частью четвертой статьи 21 настоящего Кодекса.

В случае превышения этой предельной величины Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующий городской совет обязаны принять меры для приведения такого общего объема долга в соответствие с положениями настоящего Кодекса.

4. С целью обеспечения соблюдения предельных объемов государственного (местного) долга и государственных (местных) гарантий Министерство финансов Украины ведет Реестр государственного долга и гарантированного государством долга, Реестр государственных гарантий, а также Реестр местных заимствований и местных гарантий.

Реестр государственного долга и гарантированного государством долга является информационной системой долговых и гарантийных обязательств государства, включая условия кредитных договоров и выпуска государственных ценных бумаг и условия предоставления государственных гарантий, сведения о состоянии обслуживание и погашение государственного долга.

Реестр государственных гарантий является информационной системой, содержащий сведения о предоставленных в течение бюджетного периода государственные гарантии.

Реестр местных заимствований и местных гарантий является информационной системой, содержащей сведения об осуществленных местные заимствования и предоставленные местные гарантии.

Комментарий

1. Государственный (местный) долг является одним из основных показателей бюджета. Определяя в законе о Государственном бюджете (решении о местном бюджете) планируемые доходы и расходы, Верховная Рада Украины (Верховная Рада АР Крым, соответствующий местные совет) обязательно указывает объем государственного (местного) долга, а также определяет предельный объем предоставления государственных (местных) гарантий, которые могут предоставляться Правительством (Советом Министров АР Крым, местной государственной администрацией, исполнительным органом соответствующего местного совета) в соответствующем (плановом) бюджетном году.

Бюджетный кодекс Украины в ст. 16 закрепляет право государства, Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на осуществление заимствований, тогда как комментируемая статья устанавливает обязанность соответствующих органов по установлению предельных объемов государственного и муниципального долга в соответствующем бюджетном периоде и их утверждения в законе о Государственном бюджете и соответствующем решении о местный бюджет.

Доказано, что почти во всех странах существовало ограничения максимального объема заемных ресурсов. Такие ограничения накладываются с целью минимизации риска неповернености субъектами страны ссудных ресурсов. Считается, что только научно обоснованы и апробированы в практике зарубежных стран показатели должны быть положены в основу законодательного регулирования государственного (местного) долга. К таким показателям ученый-экономист А. М. Русяйкина, в частности, относит:

государственного долга, который определяется как соотношение суммы задолженности, которое погашается и процентных платежей в соответствующем периоде (объем текущего государственного долга) к ВВП

как соотношение суммы задолженности, погашаемой и процентных платежей в соответствующем периоде (объем текущего государственного долга) к объему экспорта товаров и услуг - верхний показатель - 25%

долга, который определяется как соотношение суммы задолженности, которое погашается и процентных платежей в соответствующем периоде (объем текущего государственного долга) в общей суммы кредитов, полученных государством за этот период

и погашение государственного долга, который определяется как соотношение суммы задолженности, которая погашается, и процентных платежей в соответствующем периоде (объем текущего государственного долга) к объему налоговых поступлений этого периода

государственного долга (проценты от суммы бюджетных расходов), т.е. сумма процентных платежей по государственному долгу по отношению к сумме совокупных государственных расходов

• коэффициент обслуживания государственного долга (проценты от суммы налоговых поступлений), то есть сумма процентных платежей по государственному долгу по отношению к сумме налоговых поступлений в бюджет.

Важными факторами, безусловно, является также состояние денежно-кредитной системы страны; бюджетно-налоговая система, политическая стабильность, уровень профессионализма правительственных структур; социальных настроений и др.. Одним из важных показателей эффективности управления также кредитный рейтинг страны на международных финансовых рынках.

Важны также показатели эффективности управления государственным (местным) долгом, как:

внутреннего долга - 30%, внешнего - 25%)

обязательств

style = "text-align: justify">

• соотношение чистой (приведенной) стоимости внешнего долга к объему экспорта (предел - 250 %).

Однако эти показатели оценки государственного долга не дают полного представления о долговое бремя. Универсальным общепринятым показателем является отношение государственного долга к потенциальной боргоспроможности. Он свидетельствует, какую долю долга можно покрыть за счет текущих доходов после осуществления операционных расходов. Боргоспроможнисть, в частности, определяют следующими факторами:

наличием ресурсов

style = "font-size: 11pt; font-family:" Arial "," sans-serif '"> правительство (местный орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления) оценивает наличие ресурсов, он должен учитывать все потенциальные источники доходов и все виды самофинансирования. Необходимо также учесть и другие важные факторы, влияющие на боргоспроможнисть:

color = "# 000000"> justify"> Д. Л. Головачев определяющая пределы государственной задолженности как важного элемента регулирования государственного долга. В частности, он выделяет институциональные границы, к которым относит конституционное и законодательное закрепление целей управления государственным долгом, контроль и т.п.. Автор выделяет также бюджетные ограничения (налоговая квоты, необходимой для обслуживания процентных платежей), ограничения для государственных заимствований на рынке капитала (связанные с его "емкостью", что предполагает наличие у участников рынка капитала, которые может быть инвестирован в государственные долговые обязательства, а также инвестиционная привлекательность этих обязательств для кредиторов) политико-психологические границы (взаимосвязь величины государственного долга с формой государственного правления и частотой смены правительства в государстве).

Следовательно, эффективность долгового финансирования экономики зависит от объема долга, сформировавшегося за предыдущие периоды, текущего состояния экономики, компетентности служащих тех органов, отвечающих за бюджетную, налоговую (фискальную) политику государства.

2. Комментируемая правовая норма устанавливает критерий относительно допустимого объема основной суммы государственного долга и гарантированного государством долга на конец бюджетного периода. Этот показатель согласуется с международно-правовыми нормами и стандартами и предусматривает, что величина основной суммы государственного долга и гарантированного государством долга не должна превышать 60 процентов годового номинального объема валового внутреннего продукта Украины.

В случае превышения этой предельной величины Кабинет Министров Украины обязан принять меры для приведения такого общего объема долгов в соответствие с требованиями комментируемой части (ч. 2) статьи 18 Бюджетного кодекса.

Относительно местных бюджетов, то Кодекс определяет предельно допустимый общий объем местного долга и гарантированного Автономной Республикой Крым или территориальным обществом города долга на конец бюджетного периода на уровне 100 процентов (для города Киева - 400 процентов) среднегодового индикативного прогнозного объема поступлений бюджета развития (без учета объема местных внутренних и внешних заимствований), определенного прогнозом соответствующего местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода.

При превышении этой предельной величины Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующий городской совет обязаны принять меры для приведения такого общего объема долга в соответствие с указанными требованиями.

3. Учитывая положения Бюджетного кодекса Украины, предельный объем государственного долга, а также затраты на его обслуживание и погашение должны быть определены в законе о Государственном бюджете. Согласно ст. 52 этого Кодекса Министерство финансов Украины осуществляет ежемесячную оценку соответствия поступлений государственного бюджета показателям, установленным Государственным бюджетом Украины. Кабинет Министров Украины осуществляет ежеквартальную оценку соответствия основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины показателям, учтенным при утверждении Государственного бюджета Украины на соответствующий бюджетный период.