Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 27. Представление и рассмотрение законопроектов, влияющих на показатели бюджета, и введение в действие таких законов

1. К законопроекту, принятие которого приведет к изменению показателей бюджета, суб'объект права законодательной инициативы обязательства ' связан приложить финансово-экономическое обоснование (включая соответствующие расчеты). Если такие изменения показателей бюджета предусматривают уменьшение поступлений бюджета и/или увеличение расходов бюджета, к законопроекту подаются предложения изменений в законодательные акты Украины относительно сокращения расходов бюджета и/или источников дополнительных поступлений бюджета для достижения сбалансированности бюджета.

2. Каждый законопроект, внесенный в Верховную Раду Украины, в течение п ' пяти дней направляется Кабинету Министров Украины для осуществления экспертизы относительно его влияния на показатели бюджета и соответствия законам, которые регулируют бюджетные отношения.

Кабинет Министров Украины в двухнедельный срок со дня получения законопроекта подает в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета экспертное заключение, подготовленное центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной бюджетной политики, с участием других заинтересованных центральных органов исполнительной власти. Экспертный заключение к законопроекту должно содержать информацию относительно полноты и достоверности данных, изложенных в финансово-экономическом обосновании, влияния законопроекта на показатели бюджета (с обязательным ' заполнить определением стоимостной величины такого влияния), возможностей финансового обеспечения в соответствующем бюджетном периоде, соответствия законам, которые регулируют бюджетные отношения, и предложения по его рассмотрению.

3. Законы Украины или их отдельные положения, которые влияют на показатели бюджета (уменьшают поступления бюджета и/или увеличивают расходы бюджета) и принимаются после 15 июля года, предшествующего плановому, вводятся в действие не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым, кроме предусмотренного Законом Украины " О некоторых вопросах задолженности предприятий оборонно-промышленного комплекса - участников Государственного концерна " Укроборонпром " и обеспечения их стабильного развития ".

4. Рассмотрение проекта закона о Государственном бюджете Украины и проектов законов о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины происходит по специальной процедуре, определенной Регламентом Верховной Рады Украины.

Комментарий

1. Законопроекты, вносимые на рассмотрение Верховной Рады Украины, в случае их принятия могут влиять на объем доходной или расходной части Государственного бюджета Украины. В таком случае необходимо расчета масштабов подобного воздействия, определение возможностей его применения в практической деятельности. Изменения в законодательстве могут вызвать как увеличение доходной или уменьшения расходной частей бюджета, так и наоборот - уменьшение поступлений доходов и увеличения объема расходов.

Поэтому в законопроекте, который подан в Верховную Раду Украины, могут предусматриваться определенные изменения показателей бюджета, которые приведут к уменьшению запланированных (прогнозируемых) поступлений в бюджет или незапланированных расходов или увеличение уже запланированных бюджетом расходов. В случае внесения такого законопроекта в Верховную Раду Украины им должны быть предусмотрены определенные меры и/или изменения в уже существующих нормативных актов Украины по сокращение расходов бюджета или дополнительных (незапланированных) поступлений в бюджет. Такие требования к законопроектам, касающихся определенных изменений в показатели бюджета, необходимые и имеют целью выравнивания и достижения определенной сбалансированности бюджета в связи ' связи с незапланированными изменениями.

Поэтому в законодательном порядке определено, что к каждому такому законопроекта необходимо добавлять финансово-экономическое обоснование (включая соответствующие расчеты) и предложения изменений в законодательные акты в случае, если в случае принятия этого закона уменьшатся поступления бюджета и/или увеличатся расходы бюджета. При условии соблюдения следующих требований законопроект должен пройти соответствующую экспертизу.

2. С целью выявления, подсчет и анализа масштабов влияния соответствующего законопроекта на определенные показатели бюджета каждый законопроект, который вносится в Верховную Раду Украина, должен быть направлен в Кабинет Министров Украины. Кабинет Министров Украины, после получения данного законопроекта, должен сделать все необходимые анализы и экспертизы такого законопроекта на предмет влияния на показатели бюджета, а также о соответствии и совместимости такого законопроекта с уже существующими законами Украина, регулирующие бюджетные отношения.

Срок направления законопроекта в Кабинет Министров Украины для соответствующего анализа и экспертиз - п ' пять дней. Срок для проведения Кабинетом Министров анализа и экспертизы - две недели. В этот срок Кабинет Министров Украины должен провести необходимый анализ и представить соответствующее экспертное заключение относительно полученного законопроекта в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета. Экспертное заключение по соответствующему законопроекту должен быть подготовлен Министерством финансов Украины при участии центральных органов исполнительной власти, сферы полномочий которых прямо или косвенно касаются изменения, содержащиеся в рассматриваемом законопроекте.

Экспертное заключение к законопроекту должно содержать:

- всю необходимую информацию относительно полноты и достоверности данных, изложенных в финансово-экономическом обосновании, прилагаемом к законопроекту

- уровень влияния законопроекта на показатели бюджета, с обязанности ' заполнить определением стоимостной величины такого влияния на показатели бюджета

- возможности финансового обеспечения в соответствующем бюджетном периоде, соответствия данного законопроекта всем законам, которые регулируют бюджетные отношения

- предложения по рассмотрению соответствующего законопроекта.

Комментируемые положения рассматриваемой статьи, по нашему мнению, содержит некоторые противоречия. Так, предполагается, что если законопроекты, которые согласно экспертному заключению Кабинета Министров Украины влияют на доходную или расходную часть бюджетов, то они в течение двух недель передаются Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета для вывода относительно стоимости величины влияния законопроектов на доходную часть бюджетов и для предложений относительно целесообразности их принятия, возможности и срока вступления в силу. Исходя из этого, экспертное заключение Кабинета Министров Украины к нему не содержит показателей влияния на бюджет в случае принятия внесет них на рассмотрение законопроектов, поскольку нужен еще один экспертный вывод Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.

3. Исходя из сроков разработки проекта Государственного бюджета Украины, рассмотрения и одобрения его правительством и срока представления в Верховную Раду Украины, Бюджетным кодексом установлено, что в проект бюджета могут быть включены показатели, вытекающие из законов, принятых до 15 июля года, предшествующего плановому. Положение законов о бюджетным вопросам, принятых после 15 июля, должны реализовываться не раньше начала бюджетного года, следующего за плановым.