Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Статья 48. Взятие бюджетных обязательств
1. Распорядители бюджетных средств принимают бюджетные обязательства'обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательства ' язань прошлых лет, взятых на учет органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств; относительно задач (проектов) Национальной программы информатизации - после их согласования с Генеральным государственным заказчиком Национальной программы информатизации.
2. Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства ' Обязательства по специальному фонду бюджета исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета (с соблюдением требований части второй статьи 57 настоящего Кодекса).
По бюджетным программам, которые осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков, международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ (проектов), срок действия которых завершается в текущем бюджетном периоде, распорядители бюджетных средств имеют право брать соответствующие бюджетные обязательства ' Обязательства в четвертом квартале текущего бюджетного периода сверх фактических поступлений таких кредитов (Займов) при условии наличия письменного согласия кредитора на оплату этих обязательства ' язань течение первого квартала следующего бюджетного периода.
3. Размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществления других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взято обязательства ' Обязательства без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местный бюджет), являются недействительными. По таким операциям не возникают бюджетные обязательства ' вязание и не образуется бюджетная задолженность.
4. Обязательства ' Обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательства ' язаннями (кроме расходов, осуществляемых в соответствии с частью шестой настоящей статьи) и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Принятие таких обязательства ' язань является нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательства ' язань не осуществляются.
Требования физических и юридических лиц о возмещении убытков и/или ущерба за обязательства ' язаннями, взятыми распорядителями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), взыскиваются с лиц, виновных в принятии таких обязательства ' язань, в судебном порядке.
5. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, осуществляет регистрацию и учет бюджетных обязательства ' язань распорядителей бюджетных средств и отражает их в отчетности об исполнении бюджета. При регистрации и учета бюджетных обязательства ' язань осуществляется проверка соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорту бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе).
6. Бюджетные обязательства ' Обязательства по выплате субсидий, помощи, льгот по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг связи ' связи (в части абонентной платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета, на что согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан, учитываются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, независимо от определенных на эту цель бюджетных назначений.
7. Порядок осуществления регистрации и учета бюджетных обязательства ' язань распорядителей бюджетных средств определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной бюджетной политики.
Комментарий
1. Только в рамках определенных бюджетных ассигнований распорядители бюджетных средств могут принимать бюджетные обязательства ' Обязательства и осуществлять необходимые платежи. Такие бюджетные ассигнования устанавливаются соответствующими сметами с учетом необходимости выполнения бюджетных обязательства ' язань прошлых лет, взятых на учет соответствующими органами Государственного казначейства Украины. Что касается задач (проектов) Национальной программы информатизации, то взятие бюджетных обязательства ' язань и осуществления соответствующих платежей осуществляются только после их согласования с Генеральным государственным заказчиком Национальной программы информатизации. Такое согласование получает центральный орган исполнительной власти, который определяется Кабинетом Министров Украины (сегодня это Государственный комитет связи ' связи и информатизации).
2. Определенные бюджетные обязательства ' Обязательства по специальному фонду бюджета могут приниматься распорядителями бюджетных средств исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета, т.е. при наличии таких поступлений (средств) в специальном фонде бюджета. Такие действия необходимо совершать с обязательным ' заполнить положениями части 2 ст. 57 Бюджетного кодекса Украины, которая предусматривает, что на конец бюджетного периода Государственное казначейство Украины сохраняет остатки средств на счетах специального фонда государственного бюджета для покрытия соответствующих расходов в следующем бюджетном периоде с учетом их целевого назначения. Однако в случае отсутствия соответствующих бюджетных назначений на следующий бюджетный период остатки средств специального фонда перечисляются в общий фонд бюджета. Вместе с тем бюджетные обязательства ' Обязательства по бюджетным программам специального фонда государственного бюджета, не предусмотренными проектом закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период, представленным на рассмотрение в Верховную Раду Украины, главные распорядители бюджетных средств обязательства ' связанные выполнить до конца текущего бюджетного периода в пределах и за счет соответствующих фактических поступлений в специальный фонд бюджета, не допуская наличия по таким обязательства ' язаннями кредиторской задолженности на начало следующего бюджетного периода.
Распорядители бюджетных средств имеют право брать бюджетные обязательства ' Обязательства в четвертом квартале текущего бюджетного периода сверх фактических поступлений кредитов и займов, предоставляемых Украине от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций. Такие кредиты и ссуды предоставляются в пределах бюджетных программ и направлены на реализацию определенных инвестиционных программ и проектов. Срок действия таких проектов должен заканчиваться в текущем бюджетном периоде. Условием по возможности принимать соответствующие бюджетные обязательства ' Обязательства является наличие письменного согласия кредитора на оплату этих обязательства ' язань течение первого квартала следующего бюджетного периода.
3. В случае, если распорядителем бюджетных средств взято обязательства ' Обязательства по осуществлению в течение бюджетного периода без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением собственных полномочий, операций по размещению заказа, заключение договора, приобретение товара, приобретения или запроса и осуществления других аналогичных операций, такие операции будут считаться недействительными. По перечисленным операциям не возникнут никакие бюджетные обязательства ' вязание и не образуется бюджетная задолженность.
4. Не считаются бюджетными обязательства ' язаннями и не подлежат оплате за счет бюджетных средств любые обязательства ' Обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением своих полномочий. Взятие участником бюджетного процесса на себя вышеупомянутых обязательства ' язань является прямым нарушением бюджетного законодательства Украины. На покрытие таких обязательства ' язань расходы за счет бюджета не осуществляются.
Полномочия участников бюджетного процесса устанавливаются (определенные) Бюджетным кодексом Украины и Законом Украины " О Государственном бюджете Украины " или решением о местном бюджете. Исключение составляют расходы, которые осуществляются в соответствии с частью 6 комментируемой статьи 48 Бюджетного кодекса, а именно, бюджетные обязательства ' Обязательства по выплате субсидий, помощи, льгот по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг н ' связи (в части абонентной платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета, на что согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан.
Все требования физических и юридических лиц о возмещении убытков и/или ущерба за обязательства ' язаннями, взятыми распорядителями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением своих полномочий, удовлетворяются в судебном порядке, за счет виновных в принятии таких обязательства ' язань человек.
5. Все взятые распорядителями бюджетных средств бюджетные обязательства ' Обязательства подлежат регистрации и учету. Такие регистрацию и учет осуществляет Государственное казначейство Украины, отражая эти бюджетные обязательства ' Обязательства в отчетности об исполнении бюджета.
В случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе при каждой регистрации и учета бюджетных обязательства ' язань в обязательном ' обязательному порядке осуществляется соответствующая проверка соответствия направлений расходования бюджетных средств по бюджетному ассигнования и паспорта бюджетной программы.
6. Государственное казначейство Украины ведет учет бюджетных обязательства ' язань по выплате бюджетных средств, на которые согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан, а именно по:
- выплаты субсидий
- выплаты помощи
- выплаты льгот по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг
- выплаты льгот по оплате услуг связи ' связи (в части абонентской платы за пользование квартирным телефоном)
- выплаты компенсаций гражданам из бюджета.
Что важно, такие бюджетные обязательства ' Обязательства учитываются Государственным казначейством Украины независимо от определенных на эту цель бюджетных назначений.
7. Государственным казначейством Украина по обязанности ' заполнить согласованию с Министерством финансов Украины определяется порядок осуществления регистрации и учета бюджетных обязательства ' язань распорядителей бюджетных средств.