Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 58. Отчетность о выполнении Государственного бюджета Украины

1. Отчетность о выполнении Государственного бюджета Украины (смет бюджетных учреждений) включает финансовую и бюджетную отчетность.

Финансовая отчетность составляется в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

Абзац третий исключен

Бюджетная отчетность отражает состояние выполнения бюджета, содержит информацию в разрезе бюджетной классификации.

Формы финансовой и бюджетной отчетности и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины.

2. Сведения, составления и представления отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины осуществляются Государственной казначейской службой Украины.

Государственная казначейская служба Украины обеспечивает достоверность информации о выполнении Государственного бюджета Украины.

3. Главный бухгалтер бюджетного учреждения обеспечивает составление и представление финансовой и бюджетной отчетности в соответствии с установленными требованиями.

4. Отчетность о выполнении Государственного бюджета Украины является оперативной, месячной, квартальной и годовой.

Комментарий

1. Согласно комментируемой статьей отчетность о выполнении Государственного бюджета Украины (смет бюджетных учреждений) включает финансовую и бюджетную отчетность. Финансовая отчетность является отчетностью бюджетных учреждений и отражает состояние выполнения бюджетными учреждениями их смет. Она составляется в соответствии со стандартами бухгалтерского учета по формами, утверждаемыми Министерством финансов Украины. При этом порядок заполнения форм финансовой отчетности устанавливается Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.

Бюджетная отчетность, зато есть собственное отчетности о выполнении Государственного бюджета и отражает состояние выполнения бюджета, а также содержит информацию в разрезе бюджетной классификации. Бюджетные учреждения, кроме финансовой отчетности, также составляют бюджетную отчетность. Формы последней для бюджетных учреждений и органов Государственного казначейства Украины и порядок их заполнения устанавливаются опять-таки Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов.

Да, Государственным казначейством Украины разрабатывается и утверждается Инструкция о порядке составления единых (месячных, квартальных и годовых) форм отчета об исполнении Сводного бюджета Украины и сводных форм отчета об исполнении Государственного бюджета Украины и бюджетов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Кроме этого, ежегодно Государственным казначейством Украины издается приказ об утверждении форм месячной и квартальной отчетности об исполнении государственного бюджета. На сегодняшний день действует Инструкция о порядке составления единых (месячных, квартальных и годовых) форм отчета об исполнении Сводного бюджета Украины и сводных форм отчета об исполнении Государственного бюджета Украины и бюджетов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, утвержденная заместителем Председателя Государственного казначейства Украины 20.02.2007.

2. Компетенция Государственного казначейства Украина по возведению, составление и предоставление отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины закреплена в Положении о Государственном казначействе Украины, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины N 1232 от 21 декабря 2005. Согласно его основными задачами Государственного казначейства Украины является составление отчетности о состоянии выполнения Государственного бюджета Украины, составление отчетности о выполнении государственного, местных и сводного бюджетов, представления отчетности органам законодательной и исполнительной власти. Кроме того, Государственное казначейство отвечает за достоверность информации о выполнении Государственного бюджета.

3. Те учреждения, которые получают средства государственного или местных бюджетов (учреждения) - распорядители бюджетных средств - представляют подробные отчеты о выполнении смет, результаты деятельности, другую информацию в соответствии с порядком, утверждаемым Государственным казначейством Украины.

Отчеты распорядителями и получателями бюджетных средств и сводные финансовые отчеты главными распорядителями бюджетных средств составляются в гривнях с копейками.

Формы финансовой отчетности и объяснительные записки подписываются руководителями учреждений и организаций и главными бухгалтерами (руководителями финансовых служб). Без таких подписей отчеты считаются недействительными.

Главные распорядители средств государственного или местных бюджетов могут устанавливать для подведомственных учреждений дополнительные справки к пояснительной записке и получать от них дополнительную информацию.

Распорядители бюджетных средств подают в полном объеме квартальные финансовые отчеты:

• Министерства, другие центральные органы исполнительной власти сводную квартальную финансовую отчетность представляют:

style = "font-size: 11pt; font-family:" Arial "," sans-serif '"> на электронных носителях в виде транспортных файлов отчетных данных согласно требованиям автоматизированной системы Государственного казначейства Украины.

Финансовые отчеты, состоящие бюджетными учреждениями, которые содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, составляют по следующим единым формам:

" Баланс "(форма N 1) содержит обобщенные итоговые показатели, полученные на основании сверенных данных бухгалтерских документов по состоянию на начало и конец бюджетного периода. Отчетные данные должны быть достоверными, объективными, реальными. Отчетные данные статей "Баланса" на начало года должны быть тождественными данным графы "На конец года" финансового отчета предыдущего отчетного периода.

Учреждения составляют единый "Баланс" (форма N 1), который отображает результат о всех проведенных хозяйственные операции по средствам общего и специального фондов, за всеми выполняемыми программами (функциями).

Каждое учреждение заполняет в "Балансе" только те строки, которые касаются ее деятельности.

"Отчет о выполнении общего фонда сметы учреждения" (форма N 2д, N 2м) состоит учреждениями, получающими средства общего фонда государственного или местных бюджетов о полученных и использованы ассигнования по смете и плану ассигнований. Отчет составляется по каждому коду программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета или временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов в разрезе кодов экономической классификации расходов бюджета и классификации кредитования бюджета. Кроме того, составляется сводный отчет формы N 2д, N 2м по всем кодам программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета или по всем кодам временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов.

" Отчет о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями "(форма N 4-1д, N 4-1м) состоит учреждениями, что получают плату за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно законодательству Украины. Они имеют постоянный характер и обязательно планируются в смете. Форма N 4-1д, N 4-1м включает: плату за услуги, предоставление которых связано с выполнением основных функций и задач бюджетного учреждения, средства, получаемые бюджетными учреждениями от хозяйственной и/или производственной деятельности; плату за аренду имущества бюджетных учреждений, средства, получаемые бюджетными учреждениями от реализации имущества.

Бюджетные учреждения используют эти средства по целевому назначению в соответствии со сметой.

"Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений "(форма N 4-2д, N 4-2м) состоит учреждениями, получают гранты и подарки, благотворительные взносы, а также средства на выполнение отдельных поручений. Сюда также относятся инвестиции, которые согласно законодательству Украины получают бюджетные учреждения, в том числе на строительство жилья. Эти средства не имеют постоянного характера и планируются только в случаях, предварительно определенных решениями Кабинета Министров Украины или по уже заключенным договорам.

По поступлениям в виде грантов, подарков, благотворительных взносов и инвестиций изменения в сметы вносятся по мере их поступления в соответствии с законодательством Украины.

"Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда "(форма N 4-3д, N 4-3м) состоит учреждениями, получающими средства, относящиеся к другим поступлениям специального фонда бюджета по кодам программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета, временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов в разрезе кодов экономической классификации расходов бюджета и классификации кредитования бюджета.

"Отчет о поступлении и использовании средств, полученных на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов "(форма N 4-4д) состоит учреждениями, содержащимися за счет средств государственного бюджета и получают субвенцию из местного бюджета на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов по кодам программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета и экономической классификации расходов в зависимости от их экономической сущности.

" Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (займы международных финансовых организаций) "(форма N 4 -3д.1, N 4-3м.1) состоит учреждениями, получающими средства международных финансовых организаций для подготовки и реализации проектов экономического и социального развития Украины. В форму включаются операции, осуществляемые вне казначейского обслуживанием.

"Отчет о задолженности бюджетных учреждений "(форма N 7д, N 7м) составляется учреждениями, получающими средства государственного или местных бюджетов на основании данных бухгалтерского учета о фактической дебиторской и кредиторской задолженности, возникшей в учреждении при исполнении сметы за текущий и прошлые годы. Отчет составляется в разрезе кодов программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета или временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов и кодов экономической классификации расходов бюджета и содержит информацию о задолженности бюджетных учреждений как по расходам, так и по начисленным доходам.

Отчетность по форме N 7д, N 7м составляется отдельно о задолженности по средствам общего и специального фондов.

Сводные отчеты составляются по всем кодам программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета и по всем кодам временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов по общему и специальному фондам бюджетов.

"Отчет о задолженности бюджетных учреждений по отдельным программам" (форма N 7д.1, N 7м.1) составляется по суммами задолженности учреждения за отчетный период, возникшей при исполнении сметы за текущий и прошлые годы по отдельным кодам программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета или отдельным кодам временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов (за приобретенные и отпущенные материальные ценности, предоставлены льготные долгосрочные кредиты и т.д.).

К формам квартальной финансовой отчетности прилагается пояснительная записка, которая включает текст и приложения.

Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

• краткое описание основной деятельности учреждения;

среднюю численность работников

• выявлены ошибки прошлых лет и связанные с ними корректировки;

в том числе по бюджетным программам и кодам экономической классификации; приводятся меры, которые осуществлялись учреждениями и организациями по преодолению неудовлетворительного финансово-экономического состояния

период

органами, - сумму выплаты, основание, виновных лиц (кроме сводных финансовых отчетов).

К пояснительной записке прилагаются такие справки и реестра:

Этот документ составляется по общему и специальному фондам. При наличии дебиторской задолженности учреждения на конец отчетного периода указываются причины проведения предоплаты и возникновения дебиторской задолженности.

операции бюджетных учреждений, в которой отражаются депозитные операции, проводит бюджетное учреждение (остатки на счетах и акт, на основании которого проведены следующие операции.

задолженности учреждения по операциям, которые не отображаются в форме N 7д, N 7м style="font-size: 11pt; font-family:" Arial "," sans-serif '"> низкого уровня и должен содержать обобщенную информацию об использовании бюджетных ассигнований, направленных исполнителями программ учреждениям, подведомственных другим главным распорядителям бюджетных средств.

style = "font-size: 11pt; font-family:" Arial "," sans-serif '"> кредиторской задолженности, в том числе и получателей бюджетных средств, получали средства через этого распорядителя бюджетных средств. Расшифровка состоит отдельно по общему и специальному фондам.

задолженности по приведенным кодам экономической классификации расходов и указываются причины ее возникновения.

Правильность составления финансовых отчетов определяется путем проверки и сравнения отдельных показателей в формах финансовой отчетности.

Ответственность за составление и представление финансовой и бюджетной отчетности согласно вышеперечисленных требований согласно ч. 3 комментируемой статьи Бюджетного кодекса несет главный бухгалтер соответствующего бюджетного учреждения.

4. Отчетность об исполнении Государственного бюджета может быть оперативная, месячная, квартальная и годовая. Конкретные сроки и порядок представления такой отчетности установлено статьями 59 (для месячной), 60 (для квартальной), 61 (для годовой) Кодекса (см. комментарий к статьям 59, 60, 61).