Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Статья 77. Утверждение местных бюджетов
1. В соответствии с частями девятой и десятой статьи 75 настоящего Кодекса Верховная Совет Автономной Республики Крым, соответствующие местные советы при утверждении местных бюджетов должны учесть объемы межбюджетных трансфертов и другие положения (необходимые для формирования местных бюджетов), утвержденные Верховной Радой Украины при принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении.
2. Бюджет Автономной Республики Крым, областные и районные бюджеты, городские (городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) бюджеты, другие бюджеты местного самоуправления, для которых в государственном бюджете определяются межбюджетные трансферты, на следующий бюджетный период утверждаются решением Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета не позднее чем в двухнедельный срок со дня официального опубликования закона о Государственном бюджете Украины.
3. Городские (городов районного значения) бюджеты, районные в городах (в случае их создания), поселковые и сельские бюджеты (кроме бюджетов местного самоуправления, для которых в государственном бюджете определяются межбюджетные трансферты) на следующий бюджетный период утверждаются в соответствии с решениями городского, районного в городе, поселкового или сельского совета не позднее чем в двухнедельный срок со дня утверждения районного или городского (городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) бюджета. Городские (городов районного значения), районные в городах (в случае их создания), поселковые, сельские советы при утверждении соответствующих местных бюджетов должны учесть объемы межбюджетных трансфертов и другие положения (необходимые для формирования таких местных бюджетов), утвержденные при принятии решения об районный или городской (города Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) бюджет.
4. Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, городские, районные, поселковые, сельские советы при утверждении соответствующих бюджетов учитывают в первоочередном порядке потребность в средствах на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными законодательством Украины условий оплаты труда и размера минимальной заработной платы; на проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, канализация, природный газ и услуги связи, которые потребляются бюджетными учреждениями. Лимиты потребления энергоносителей в натуральных показателях для каждого бюджетного учреждения устанавливаются исходя из объемов бюджетных ассигнований.
5. Верховная Совет Автономной Республики Крым, местные совета при утверждении соответствующих местных бюджетов учитывают в полном объеме целевые средства, предусмотренные в составе расходов при определении межбюджетных трансфертов между государственным бюджетом и местными бюджетами. Объемы таких средств уменьшению не подлежат.
Комментарий:
1. В соответствии с п. 4 ст. 138 Конституции Украины к ведению Автономной Республики Крым относится, в частности, разработка, утверждение и исполнение бюджета Автономной Республики Крым на основе единой налоговой и бюджетной политики Украины. В соответствии со ст. 143 Конституции Украины территориальные общины села, поселка, города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их выполнение. Областные и районные советы утверждают районные и областные бюджеты, которые формируются из средств государственного бюджета для их соответствующего распределения между территориальными громадами или для выполнения совместных проектов и из средств, привлеченных на договорных началах из местных бюджетов для реализации совместных социально-экономических и культурных программ, и контролируют их выполнение; решают другие вопросы, отнесенные законом к их компетенции. Такие конституционные положения соответствуют Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г. (Хартия ратифицирована Законом Украины N 452/97-ВР от 15 июля 1997 г.).
Утверждении местных бюджетов относится к компетенции местных представительных органов. При утверждении местных бюджетов Верховная Рада Автономной Республики Крым и соответствующие местные советы должны учесть объемы межбюджетных трансфертов и другие положения, необходимые для формирования местных бюджетов, которые были утверждены Верховной Радой Украины при принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении.
Так, согласно положениям частей 9 - 10 вв. 75 БК Украины, в недельный срок со дня принятия проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении Совете министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям, исполнительным органам соответствующих местных советов обеспечивается доведение определенных таким законом показателей межбюджетных отношений (включая объемы межбюджетных трансфертов для соответствующих бюджетов) и текстовых статей, а также организационно-методологических требований относительно составления проектов местных бюджетов. В трехдневный срок со дня получения таких документов Совет министров Автономной Республики Крым, областные государственные администрации доказывают исполнительным органам городских (городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) советов, районным государственным администрациям соответствующие объемы субвенций на осуществление государственных программ социальной защиты. Эта информация является основанием для составления Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих местных советов проектов местных бюджетов и подготовки проектов решений об соответствующие местные бюджеты.
2. Согласно п. 45 ч. 1 ст. 2 БК Украины, решение о местном бюджете - это локальный нормативно-правовой акт Верховного Совета Автономной Республики Крым или соответствующего местного рады, выданный в установленном порядке, утверждает местный бюджет и определяет полномочия соответственно Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации или исполнительного органа местного самоуправления осуществлять исполнение местного бюджета в течение бюджетного периода.
Бюджетный кодекс Украины в частях 2 и 3 комментируемой статьи устанавливает сроки, в которые утверждаются местные бюджеты:
1) решение Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных и районных, городских городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения советов, а также других органов местного самоуправления, бюджетам которых в государственном бюджете определяются межбюджетные трансферты, о соответствующих местных бюджетах на следующий бюджетный период принимаются не позднее, чем в двухнедельный срок со дня официального опубликования закона о Государственном бюджете Украины;
2) решение городского (города районного значения), районного в городе (в случае ее создания), поселкового или сельского совета, кроме органов местного самоуправления, бюджетам которых в государственном бюджете определяются межбюджетные трансферты, о соответствующих местных бюджетах на следующий бюджетный период принимаются не позднее, чем в двухнедельный срок со дня утверждения районного или городского (города Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) бюджета.
Таким образом, бюджет Автономной Республики Крым утверждается решением Верховной Рады Автономной Республики Крым, областные бюджеты - решениями областных советов, районные бюджеты - решениями районных советов, городские бюджеты (городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) - решениями соответствующих городских советов, бюджеты местного самоуправления (то есть бюджеты территориальных общин сел, их объединений, поселков, городов и районов в городах) - решениями соответствующих органов местного самоуправления (сельских, поселковых, городских городов районного значения и районных в городах (в случае их создания) советов).
При этом, местные бюджеты так называемого высшего уровня (бюджет Автономной Республики Крым, областные и районные бюджеты, городские (городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) бюджеты, а также бюджеты местного самоуправления, для которых в государственном бюджете определены межбюджетные трансферты, должны быть утверждены не позднее, чем в течение 14 дней со дня официального опубликования закона о Государственном бюджете Украины. Бюджеты местного самоуправления (то есть бюджеты городов районного значения, бюджеты районов в городах (если такие созданы), поселковые и сельские бюджеты), кроме бюджетов, для которых в государственном бюджете определены межбюджетные трансферты, утверждаются не позднее чем в течение 14 дней со дня утверждения местных бюджетов, отнесенных к бюджетов высшего уровня.
При этом городские (городов районного значения), районные в городах (в случае их создания), поселковые, сельские советы при утверждении соответствующих местных бюджетов должны учесть объемы межбюджетных трансфертов и другие положения (необходимые для формирования таких местных бюджетов), утвержденные при принятии решения об районный или городской (города Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) бюджет.
Утверждении местных бюджетов начинается с их представления. Есть несколько способов представления бюджетной предложения соответствующему совету. Непреложным условием является только обеспечение участия граждан в бюджетном процессе (через механизмы представительства), для чего необходимо, чтобы они имели доступ к адекватной финансовой информации в понятной форме (через обязанность органов публичной власти публиковать решение о бюджеты и отчеты об их исполнении). Причем, как убеждает опыт, презентация проекта бюджета лучшая в том случае, когда в нем четко отделяются сферы, относительно финансирования которых есть общее согласие, от сфер, по поводу финансирования которых могут возникнуть дебаты.
В некоторых европейских странах практикуется подготовка дополнительного документа, в котором излагаются аналитические и общие объяснения с большей мере детализации, чем сам бюджет. Этот документ чаще называют экономическим и аналитическим приложением к бюджету, и он состоит из таблиц и другой информации относительно таких вопросов, как долги и кредиты, кредитные операции и гарантии, оценка текущих услуг, отчеты об использовании собственных поступлений бюджетных учреждений и организаций, а также содержит другую подробную информацию преимущественно в виде таблиц. Программы по управлениями и счетами смет состоят из таблиц бюджетных оценок и результатов, расписанных за управлениями, ассигнованиями, программами или функциями, виду расходов и источником поступлений. Как правило, такие таблицы содержат данные за прошлый год, на текущий год, бюджетный год и по крайней мере на три года, что наступят после бюджетного года. В США каждое большое управление, которое использует бюджетные средства, составляет детальные пояснения в отношении видов деятельности, которые он осуществляет, предложенных объемов финансирования и ожидаемых результатов его деятельности в бюджетном году. В этих объяснений включается также другая информация. Такие обоснования становятся основой для обсуждений бюджета и принятия решений. Похожие подходы для представления бюджета успешно практикуют и немало европейских стран.
С целью детального изложения и обоснования бюджета капиталовложений кое-где составляют отдельный бюджетный документ, однако, как убеждает опыт, этот подход не является самым лучшим, потому что он воспринимается как нечто отдельное от бюджета соответствующей территориальной общины. Однако независимо от того, состоит или не состоит отдельный бюджет капиталовложений, в аналогичном отдельном документе часто обусловливаются важные предложения относительно капиталовложений, финансирования, заимствований, многолетних обязательств и т.п. В то же время самым эффективным приемом, как убеждает анализ бюджетного процесса в Украине и некоторых других странах, является представление целостного итогового документа - проекта бюджета с тем, чтобы общественность адекватно понимала бюджетную предложение и чтобы последняя получила поддержку со стороны соответствующего представительного органа власти. То есть процесс принятия решений по бюджетным вопросам обычно предусматривает несколько этапов, и принципиально важно, чтобы на каждом этапе использовалась уместна и реалистичная информация и чтобы она была представлена полно и прозрачно.
3. Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, городские, районные, поселковые, сельские советы при утверждении соответствующих местных бюджетов учитывают в первоочередном порядке потребность в средствах:
1) на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными законодательством Украины условий оплаты труда и размера минимальной заработной платы;
2) на проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, канализация, природный газ и услуги связи, которые потребляются бюджетными учреждениями.
Лимиты потребления энергоносителей в натуральных показателях для каждого бюджетного учреждения устанавливаются исходя из объемов бюджетных ассигнований. Таким образом, Бюджетный кодекс установил гарантии обеспечения необходимыми бюджетными средствами бюджетных учреждений из местных бюджетов.
Верховная Рада Автономной Республики Крым, местные совета при утверждении соответствующих местных бюджетов учитывают в полном объеме целевые средства, предусмотренные в составе расходов при определении межбюджетных трансфертов (средств, которые безвозмездно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой) между государственным бюджетом и местными бюджетами. Объемы таких средств уменьшению не подлежат.