Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 691. Ціна товару

1. Покупець зобов'язаний оплатити товар по цене, установленной в договоре купли-продажи, или, если она не установлена статье 632 настоящего Кодекса, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с договором, актами гражданского законодательства или требований, которые обычно относятся, необходимые для осуществления платежа.

2. Если цена установлена нетто, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

3. Если договором купли-продажи установлено, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ ее пересмотра, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара.

Если продавец просрочил выполнение обязанности ' связи по передаче товара, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на день передачи товара, установленный в договоре, а если такой день не установлен договором, - на день, определенный в соответствии со статьей 530 настоящего Кодекса.

Положения этой части об определении цены товара применяются, если иное не установлено актами гражданского законодательства или не вытекает из существа обязательства ' Обязательства.

Комментарий

1. Договор купли-продажи является возмездным, поэтому одним из основных обязанности ' связей продавца является оплата цены товара. Цена - Денежное отражение стоимости товара по его количественную единицу. Цена товара, как правило, определяется в договоре по соглашению сторон. В договорах купли-продажи, заключаемых на аукционах, публичных торгах, она формируется на основе состязательности между потенциальными покупателями. При продаже имущества на публичных торгах законодатель может устанавливать требования по начальной цены (порядка ее установления). Так, согласно ч. I ст. 66 Закона Украины " Об исполнительном производстве " от 21 апреля 1999 N 606 специализированная организация проводит публичные торги по заявке государственного исполнителя, в которой указывается начальная стоимость имущества, выставляемого на торги по независимой оценке. В случае если недвижимость по указанной цене не будет реализована на первых торгах, то на повторных торгах начальная цена, по которой она реализуется, снижается не более, чем на 30 процентов.

Порядок определения начальной стоимости пакетов открытых акционерных обществ, подлежащих продаже на конкурсах, утвержденный приказом Фонда государственного имущества Украины от 23 января 2004 N 105, определяет процедуру проведения стандартизированной оценки пакетов акций открытых акционерных обществ, подлежащих продаже на конкурсах, кроме тех, которые проводятся с привлечением советников, а также требования к форме и порядка составления актов оценки пакетов акций ОАО, в зависимости от которой определяется начальная стоимость пакетов акций.

Вместе с тем, из анализа комментируемой нормы следует, что по общему правилу условие о цене не является существенным условием договора купли -продажи, есть договор купли-продажи считается заключенным, даже в тех случаях, когда стороны не определили цену товара нем. В этом случае для с ' выяснения цены договора следует прежде всего проанализировать другие его условия. Если в результате такого анализа цену определить невозможно, она будет определяться на основании ст. 632 ГК, то есть исходя из обычных цен, сложившихся на аналогичные товары на момент заключения договора.

Однако, необходимо памяти ' закладку, что в силу положений ч. II ст. 638 ГК существенные условия договора могут устанавливаться не только ГК, но и другими законами или если по ним по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

По этому поводу следует заметить, что в соответствии с действующим законодательством Украина цена товара определяется существенным условием отдельных договоров купли-продажи. В частности, для договоров купли-продажи земельных участков (см. ч. II. Ст. 132 Земельного кодекса Украины), договоров о продаже товара в кредит (ч. II ст. 695 ГК).

Закон Украины " О ценах и ценообразовании " от 3 декабря 1990 N 507 различает следующие виды цен: свободные цены и тарифы, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы. Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления: государственных фиксированных цен (тарифов); предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов. Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке. Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются государственными органами Украины.

Из содержания ст. 3 Закона Украины " О государственной поддержке сельского хозяйства " от 24 июня 2004 следует, что государственные регулируемые цены устанавливаются для отдельных видов товаров, путем установления минимальных и максимальных закупочных цен, а также с применением других мер, установленных законом, при соблюдении правил антимонопольного законодательства и правил добросовестной конкуренции. Содержание государственного ценового регулирования заключается в осуществлении Аграрным фондом государственных интервенций в объемах, позволяющих установить цену равновесия (фиксинг) на уровне не ниже минимальной закупочной цены и не выше максимальной закупочной цену.

При этом государственное ценовое регулирование не осуществляется за пределами организованного аграрного рынка Украины.

П. 3.3 ст. 3 Закона Украины " О государственной поддержке сельского хозяйства " содержит перечне ' объектов государственного ценового регулирования, в отношении которых устанавливаются минимальные или максимальные закупочные цены устанавливаются. Согласно текущей рыночной кон ' юнктури Кабинет Министров Украины имеет право вводить государственное ценовое регулирование всех или некоторых об ' объектов, определенных п. 3.3 ст. 3 Закона Украины " О государственной поддержке сельского хозяйства ". Полный перечне ' объектов государственного ценового регулирования подлежит официальному обнародованию Кабинетом Министров Украины не позднее чем за 30 календарных дней до начала маркетингового периода. Если такой перечень не установлен или официально не обнародован в указанный срок, то действует перечне ' объектов государственного ценового регулирования, установленный для предыдущего маркетингового периода. При этом периодом государственного ценового регулирования является период времени, который не может быть менее одного календарного месяца и не может быть больше один маркетинговый период, установленный для отдельного вида сельскохозяйственной продукции. Периоды государственного ценового регулирования устанавливаются в сроки и по процедуре, предусмотренные этим пунктом для определения перечня ' объектов государственного ценового регулирования. Так, согласно Перечню о ' объектов государственного ценового регулирования на 2007/2008 маркетинговый год, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 марта 2007 N 559, пшеница и смесь пшеницы и ржи является об ' объектом государственного ценового регулирования с 1 июля 2007 года до 30 июня 2008, сахар из сахарной свеклы - с 1 сентября 2007 по 31 августа 2008 года.

Порядок установления минимальных и максимальных цен на отдельные сельскохозяйственные товары, являющиеся об ' объектами государственного ценового регулирования устанавливается ст. ст. 4 и 5 Закона Украины " О государственной поддержке сельского хозяйства ", Методикой установления минимальной закупочной цены на отдельные об ' объекты государственного ценового регулирования, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая 2005 года N 399, Порядка определения минимальных цен на сахарную свеклу и сахар, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 2 июня 2000 года N 868.

В сфере внешнеэкономической деятельности государством вводятся индикативные цены на отдельные группы товаров. Во индикативными понимаются цены на товары, соответствующие ценам, которые сложились или складываются на соответствующий товар на рынке экспорта или импорта на момент осуществления экспортной (импортной) операции с учетом условий поставки и условий осуществления расчетов, определенных согласно законодательству Украины (П. 2 Положения об индикативных ценах в сфере внешнеэкономической деятельности, утвержденного Указом Президента Украины от 10 февраля 1996 N 124). Решение о введении индикативных цен на соответствующие товары принимает Министерство экономики Украины. (См. например, Перечень минимальных уровней индикативных цен на некоторые виды продукции, экспортируемые из Украины в ноябре 2007 года, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 30 октября 2007 N 364).

На отдельные виды товаров могут устанавливаться предельные цены. Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 29 апреля 2006 N 605 " О некоторые вопросы деятельности Национальной акционерной компании " Нафтогаз Украины " с 1 января 2007 для отдельных субъектов ' объектов установлены предельные цены на природный газ.

В отдельных случаях, формирование цены и отдельные товары требует его оценки осуществляется на основании Закона Украины " Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине " от 12 июля 2001 N 2658, других нормативно правовых актов. Оценка имущества, имущественных прав - это процесс определения их стоимости на дату оценки по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами. Оценка имущества может осуществляться суб ' ведения хозяйства, в составе которых работает хотя бы один оценщик, и которые получили сертификат субъекта ' объекта оценочной деятельности, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, получившие полномочия на осуществление оценочной деятельности в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению государственным имуществом и (или) имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и в составе которых работают оценщики., и является результатом практической деятельности субъектов ' объекта оценочной деятельности.

Оценка имущества, проведенная суб ' объектом оценочной деятельности - субъектов ' ведения хозяйства, называется независимой оценки имущества.

Проведение независимой оценки имущества, в частности, является обязательным ' заполнить в случаях отчуждения государственного и коммунального имущества способами, которые не предусматривают конкуренцию покупателей в процессе продажи, или в случае продажи одному покупателю, и в других случаях, определенных законодательством или по соглашению сторон (ст. 7 Закона Украины " Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине "). Оценка стоимости имущества осуществляется в соответствии с положениями (национальными стандартами) оценки имущества, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины, методик и других нормативно-правовых актах, которые разрабатываются с учетом требований положений (национальных стандартов) и утверждаются Кабинетом Министров Украины или Фондом государственного имущества Украины.

В случае отчуждения государственного или коммунального имущества применяется Методика оценки имущества, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 10 декабря 2003 N 1891.

Методика оценки стоимости военного имущества, а также порядок его реализации разрабатываются Министерством обороны Украины, согласовываются с заинтересованными министерствами и другими центральными органами исполнительной власти и утверждаются Кабинетом Министров Украины. (Ч. III ст. 6 Закона Украины " О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины " от 21 сентября 1999 N 1075-XIV).

Оценка стоимости движимого военного имущества проводится в соответствии с Методикой определения остаточной стоимости имущества Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 29 мая 1998 N 759, а стоимости недвижимого военного имущества - согласно Методике оценки стоимости ' объектов аренды, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 10 августа 1995 N 629.

соответствии с ч. 8 ст. 128 Земельного кодекса Украина стоимость земельного участка определяется на основании его денежной и экспертной оценки, проводимой по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

Ст. 5 Закона Украины " Об оценке земель " от 11 декабря 2003 N 1378 различает нормативную и экспертной оценки земельных участков в зависимости от назначения и порядка проведения.

Нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

Экспертная денежная оценка земельных участков и прав на них проводится с целью определения стоимости объекта ' объекта оценки.

Экспертная денежная оценка земельных участков используется при осуществлении гражданско-правовых соглашений относительно земельных участков и прав на них, кроме случаев, определенных настоящим Законом, а также другими законами.

Регламентация проведение экспертной денежной оценки земельных участков всех категорий земель при заключении гражданско-правовых сделок осуществляется Методикой экспертной денежной оценки земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 11 октября 2002 N 1531.

Ч. I комментируемой ст. возлагает на покупателя обязанность ' связь не только оплатить товар, но и совершить за свой счет необходимые для осуществления такого платежа. Перечень действий, которые должен осуществить покупатель для исполнения обязанностей ' связи по оплате товара определяется формой и видом оплаты, которые могут устанавливаться в договоре купли-продажи, актах гражданского законодательства или вытекать из требований, которые обычно относятся. Эти действия могут заключаться в подготовке определенных документов, оплате банковских услуг (при использовании безналичной формы расчетов) и т.д.. Действия, необходимые для осуществления расчетов, определяются главой 74 ГК, Инструкцией о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21 января 2004 N 22, Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления НБУ от 15 декабря 2004 N 637.

2. Способы определения цены товара могут быть разными. В частности, цена на индивидуально определенные вещи устанавливается за единицу товара. Цена земельных участков определяется в зависимости от их площади. На товары, определенные родовыми признаками, возможна установка цены в зависимости от их веса. Различают вес нетто, брутто, напивнетто (напивбрутто), другие виды веса. Под тяжестью нетто понимают вес товара без тары и упаковки. Вес брутто - это вес товара вместе с тарой и упаковкой. Для обозначения веса товара вместе с первичной упаковкой, в которой он доставляется потребителю (например, банка консервов, тюбик зубной пасты, флакон духов) употребляется термин " напивнетто ". В практике встречается срок " напивбрутто ", что означает вес брутто за вычетом веса наружной упаковки.

Стороны договора купли-продажи могут по своему усмотрению определять способ установления цены в договоре, если законодатель не установил императивных норм для формирования такой цены (см. п. 1 комментария к этой ст.). Если стороны установили цену в договоре в зависимости от веса товара и при этом не конкретизировали, какой вес товара подразумевается, то в силу ч. II комментируемого ст. цена будет определяться в зависимости от массы нетто.

3. Договоры купли-продажи, которые заключаются на длительный срок (например, договор поставки по которому поставки товара осуществляется несколькими партиями в течение двух лет), могут содержать условие о замене цены товара, в зависимости от изменения показателей, формирующих его стоимость. Это эт ' связано с тем, что со временем может меняться себестоимость товара, или другие показатели (изменения в налогообложении, государственной тарифной политике и т.д.), которые влияют на его стоимость. При этом способ пересмотра цены устанавливается договором. Если же стороны не определить способ пересмотра цены в договоре, цена определяется исходя из соотношения определенных показателей, предусмотренных договором, на момент заключения договора и на момент передачи товара.

Просрочка продавцом исполнения обязанностей ' связи по передаче товара приводит другой способ пересмотра цены. В частности, в таком случае цена определяется исходя из соотношения соответствующих показателей на момент заключения договора и на день передачи товара. Если день передачи товара не установлен в договоре, то цена на товар определяется путем соотношения показателей на момент заключения договора и окончания семидневного срока со дня пред ' явления требования покупателем о передаче товара (ч. II ст. 530 ГК). Если из договора или акта гражданского законодательства следует обязанность ' связь продавца передать товар немедленно, то цена на товар определяется исходя из соотношения ее на момент заключения договора и на момент пред ' явления требования покупателем о передаче товара.

Положения части III комментируемой ст. по определению цены товара применяются, если иное не установлено актами гражданского законодательства или не вытекает из существа обязательства ' Обязательства.