Стаття 12. Засоби державного регулювання господарської деятельности

1. Государство для реализации экономической политики, выполнения целевых экономических и других программ и программ экономического и социального развития применяет разнообразные средства и механизмы регулирования хозяйственной деятельности.

2. Основными средствами регулирующего влияния государства на деятельность субъектов хозяйствования являются:

госзаказ

лицензирование, патентование и квотирование

сертификация и стандартизация

применение нормативов и лимитов

регулирование цен и тарифов

предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

предоставления дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

3. Условия, объемы, сферы и порядок применения отдельных видов средств государственного регулирования хозяйственной деятельности определяются этим Кодексом, другими законодательными актами, а также программами экономического и социального развития. Установка и отмена льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельных категорий субъектов хозяйствования осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами.

4. Ограничения относительно осуществления предпринимательской деятельности, а также перечень видов деятельности, в которых запрещается предпринимательство, устанавливаются Конституцией Украины и законом.

Комментарий

1. Для реализации экономической политики, выполнения целевых экономических и других программ и программ экономического и социального развития государство применяет разнообразные средства и механизмы регулирования хозяйственной деятельности.

Средства государственного регулирования хозяйственной деятельности можно определить как совокупность способов регулирующего воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования. Следовательно, именно хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования, согласно содержанию комментируемой статьи, является объектом государственного регулирования.

2. Законодатель в ч. 2 комментируемой статьи определил основные средства государственного регулирования хозяйственной деятельности: государственный заказ; лицензирование, патентование и квотирование; сертификация и стандартизация, применение нормативов и лимитов; регулирование цен и тарифов, предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот, предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий. Несмотря на то, что приведенный перечень якобы является исчерпывающим, считать его именно таким представляется спорным вопросом, поскольку в статье отмечается, что приведенные средства являются основными средствами государственного регулирования. Поэтому возможность закрепления в нормативно-правовых актах и этих средств только к субъектам хозяйствования, а не ко всем участникам отношений в сфере хозяйствования, перечень которых приведен в ст. 2 настоящего Кодекса.

Анализируя перечень приведенных в статье основных средств государственного регулирования, следует обратить внимание на то, что не всегда объектом такого регулирования является непосредственно хозяйственная деятельность. Относительно определенных средств (например, предоставление инвестиционных, налоговых льгот, дотаций, компенсаций и т.п.), осуществление государственного регулирования касается предоставления особого статуса субъектам хозяйствования, благодаря чему они получают определенные преимущества и реализуют их в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Поэтому объектом государственного регулирования является прямо или косвенно хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования. Именно этот критерий может быть одним из оснований для разграничения правовой природы указанных средств государственного регулирования и отнесение их к группе объективных (лицензирование, патентования и т.д.) или статусных (предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот, предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий) средств государственного регулирования хозяйственной деятельности.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи основным нормативно-правового акта по вопросам государственного регулирования хозяйственной деятельности является Хозяйственный кодекс Украины, однако не исключается применение специального законодательства, к которому законодатель относит другие законодательные акты, а также программы экономического и социального развития. Законодательство по вопросам государственного регулирования хозяйственной деятельности: а) должен закрепить условия, объемы, сферы и порядок применения отдельных видов средств государственного регулирования хозяйственной деятельности, б) имеет урегулировать вопросы установления и отмены льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельных категорий субъектов хозяйствования.

К специальным нормативно-правовых актов по вопросам государственного регулирования хозяйственной деятельности относятся Законы Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 г., "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности и ценообразовании "от 03.12.90 г.," О стандартизации "от 17.05.2001 г. и др.. На них будет приведена ссылка в контексте анализа других статей настоящего Кодекса.

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи ограничения относительно осуществления предпринимательской деятельности, а также перечень видов деятельности, в которых запрещается предпринимательство, устанавливаются Конституцией Украины и законом. Этот вопрос регулируется, в частности, ст. 42 Конституции Украины, ст. 14 43 настоящего Кодекса, а также Законом Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 г.