Стаття 9. Форми реалізації державою економічної політики

1. В сфере хозяйствования государство осуществляет долгосрочную (стратегическую) и текущую (тактическую) экономическую и социальную политику, направленную на реализацию и оптимальное согласование интересов субъектов хозяйствования и потребителей, разных общественных слоев и населения в целом.

2. Экономическая стратегия - избранный государством курс экономической политики, рассчитанный на длительную перспективу и направленный на решение крупномасштабных экономических и социальных задач, задач культурного развития, обеспечение экономической безопасности государства, сохранение и приумножение его экономического потенциала и национального богатства, повышение народного благосостояния. Экономическая стратегия включает определение приоритетных целей народного хозяйства, средств и способов их реализации, исходя из содержания объективных процессов и тенденций, которые имеют место в национальном и мировом хозяйстве, и учитывая законные интересы субъектов хозяйствования.

3. Економічна тактика - сукупність найближчих цілей, завдань, засобів і способів їх досягнення для реалізації стратегического курса экономической политики в конкретных условиях, складывающихся в текущем периоде развития народного хозяйства.

4. Правовое закрепление экономической политики осуществляется путем определения основ внутренней и внешней политики, в прогнозах и программах экономического и социального развития Украины и отдельных ее регионов, программах деятельности Кабинета Министров Украины, целевых программах экономического, научно-технического и социального развития, а также соответствующих законодательных актах.

Комментарий

1. Відповідно до ст. 13 Конституції України держава виконує функцію організації господарського життя общества. Поэтому отношения по государственному регулированию экономики является составной сферы хозяйственных отношений согласно ч. 4 ст. 3 этого Кодекса. Такие отношения определяются как организационно-хозяйственные отношения.

Государственное регулирование экономики является составной государственной регуляторной политики. Организационно-правовые основы реализации государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности определены в Законе Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" от 11.09.2003 г. Согласно этому Закону государственная регуляторная политика в сфере хозяйственной деятельности (далее - государственная регуляторная политика) - это направление государственной политики, направленный на совершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности, осуществляется в пределах, в порядке и способом, которые установлены Конституцией и законами Украины.

Регуляторный акт - это:

а ) принятый уполномоченным регуляторным органом1 нормативно-правовой акт, или отдельные положения которого направлены на правовое регулирование хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования

б) принятый уполномоченным регуляторным органом другой официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, применяется неоднократно и относительно неопределенного круга лиц и который или отдельные положения которого направлены на правовое регулирование хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, независимо от того, считается ли этот документ в соответствии с законом, регулирующим отношения в определенной сфере, нормативно-правовым актом.

Обеспечение осуществления государственной регуляторной политики включает:

- встановлення єдиного підходу до підготовки аналізу регуляторного впливу та до здійснення відстежень результативности регуляторных актов

- подготовку анализа регуляторного влияния

- планування діяльності з підготовки проектів регуляторних актів;

- обнародование проектов регуляторных актов с целью получения замечаний и предложений от физических и юридических лиц, их объединений, а также открытые обсуждения с участием представителей общественности вопросов, связанных с регуляторной деятельностью

- отслеживание результативности регуляторных актов

- пересмотре регуляторных актов

- систематизацию регуляторных актов

- недопущение принятия регуляторных актов, которые являются непоследовательными или не согласуются или дублируют действующие регуляторные акты

- изложение положений регуляторного акта способом, доступным и однозначный для понимание лицами, которые должны внедрять или выполнять требования этого регуляторного акта

- обнародование информации об осуществлении регуляторной деятельности.

Граждане, субъекты хозяйствования, их объединения и научные учреждения, а также консультативно-совещательные органы, созданные при органах государственной власти и органах местного самоуправления и представляют интересы граждан и субъектов хозяйствования, имеют право:

- подавать в регуляторные органы предложения о необходимости подготовки проектов регуляторных актов, а также о необходимости их пересмотра

- в случаях, предусмотренных законодательством, участвовать в разработке проектов регуляторных актов

- подавать замечания и предложения относительно обнародованных проектов регуляторных актов, участвовать в открытых обсуждениях вопросов, связанных с регуляторной деятельностью

- быть вовлеченными регуляторными органами к подготовке анализов регуляторного влияния, экспертных заключений относительно регуляторного влияния и выполнения мероприятий по отслеживанию результативности регуляторных актов;

- самостоятельно готовить анализ регуляторного влияния проектов регуляторных актов, разработанных регуляторными органами, отслеживать результативность регуляторных актов, подавать по результатам этой деятельности замечания и предложения регуляторным органам или органам, которые в соответствии с настоящим Законом на основании анализа отчетов об отслеживании результативности регуляторных актов принимают решение о необходимости их пересмотра;

- получать от регуляторных органов в ответ на обращения, поданные в установленном законом порядке, информацию об их регуляторной деятельности.

Средства осуществления государственной регуляторной политики раскрыто подробно в вышеприведенном Законе.

Центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направлена политики и предпринимательства (далее - Госкомпредпринимательства), действующего на основании постановления Кабинета Министров Украины N 667 от 26.04.2007 г. Госкомпредпринимательства является центральным органом исполнительной власти, его деятельность направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через вице-премьер-министра Украины, является специально уполномоченным органом по вопросам государственной регуляторной политики, государственной регистрации, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности.

К основным задачам Госкомпредпринимательства входит:

- участие в формировании и реализации государственной регуляторной политики, политики в сфере государственной регистрации, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности

- координация деятельности органов исполнительной власти, связанной с разработкой и осуществлением мероприятий по проведению государственной регуляторной политики, политики в сфере государственной регистрации, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности

- содействие формированию системы финансово-кредитной, консультационной и информационной поддержки предпринимательства.

Госкомпредпринимательства имеет право:

1) привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;

2) представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и при заключении международных договоров Украина

3) получать в установленном законодательством порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач

4) созвать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к его компетенции

5) образовывать государственные унитарные предприятия

6) учреждать печатные издания для освещения в них вопросов проведения государственной регуляторной политики, политики в сфере государственной регистрации, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности

7) обращаться к городским головам городов областного значения или председателей районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций по представлению о освобождения от должности государственных регистраторов в случае выявления факта нарушения порядка проведения государственной регистрации

8) в рамках международного сотрудничества:

- заключать в установленном законодательством порядке международные договоры межведомственного характера с компетентными органами иностранных государств по вопросам сотрудничества в сфере предпринимательства, готовить предложения о денонсации таких договоров

- осуществлять обмен информацией с компетентными органами иностранных государств

- участвовать в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, встречах, совещаниях по вопросам, относящимся к его компетенции.

В пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства Госкомпредпринимательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение, а в случае необходимости выдает вместе с центральными органами исполнительной власти и другими государственными органами общие акты. Нормативно-правовые акты Госкомпредпринимательства подлежат регистрации в установленном законодательством порядке.

Госкомпредпринимательства осуществляет свои полномочия в пределах компетенции, определенной приведенной постановлением КМУ, непосредственно и через свои территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, а также через предприятия, учреждения и организации, относящиеся к сфере управления Комитета. Положение о территориальных органах Госкомпредпринимательства утверждает его Председатель. Госкомпредпринимательства является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в органах Государственного казначейства, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.

Как было отмечено ранее, государство, органы государственной власти и местного самоуправления не являются субъектами хозяйствования, однако могут быть участниками отношений в этой сфере (согласно ст. 2, 8 настоящего Кодекса), поэтому понимание их статуса сводится к определению субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.

Поскольку экономические процессы в стране носят политический характер, комментируемая статья содержит положения по экономической политики, а именно определяет: цели экономической политики и формы ее реализации. Итак:

- целью экономической политики является реализация и оптимальное согласование интересов субъектов хозяйствования и потребителей, разных общественных слоев и населения в целом

- формами реалізації економічної політики є економічна стратегія - довгострокова (стратегічна) економічна политика и экономическая тактика - текущая (тактическая) экономическая политика.

2. Экономическая стратегия - это выбранный государством курс экономической политики, рассчитанный на длительную перспективу и направленный на решение крупномасштабных экономических и социальных задач, задач культурного развития, обеспечение экономической безопасности государства, сохранение и приумножение его экономического потенциала и национального богатства, повышение народного благосостояния.

Часть 2 комментируемой статьи определяет субъект, цель, содержание, меры реализации экономической стратегии и ее продолжительность.

Субъектом экономической стратегии является государство в лице уполномоченных на это органов государственной власти.

Цель экономической стратегии - Решение крупномасштабных экономических и социальных задач, задач культурного развития, обеспечение экономической безопасности государства, сохранение и приумножение ее экономического потенциала и национального богатства, повышение народного благосостояния.

Содержание экономической стратегии определяет определенный курс экономической политики.

Реализация экономической стратегии включает комплекс мероприятий по определению приоритетных целей народного хозяйства, средств и способов их реализации исходя из содержания объективных процессов и тенденций, имеющих место в национальном и мировом хозяйстве, и учитывая законные интересы субъектов хозяйствования.

Поскольку экономическая стратегия рассчитана на длительную перспективу и направлена задач, ее длительность может вообще не определяться определенным периодом (годами, событиями и т.д.).

По правовой сути экономическая стратегия является правовой формой реализации государством экономической политики, которая может приобретать характер единой формы реализации экономической политики (При отсутствии следующих мероприятий - экономической тактики) или основной/первостепенной формы реализации экономической политики (при условии следующих последовательных мероприятий - Экономической тактики).

3. Экономическая тактика - совокупность ближайших целей, задач, средств и способов их достижения для реализации стратегического курса экономической политики в конкретных условиях, складывающихся в текущем периоде развития народного хозяйства.

По правовой сути экономическая тактика правовой формой реализации государством экономической политики, которая характеризуется как средство реализации экономической стратегии:

- имеет целью достижения ближайших целей и задач экономической стратегии

- по содержанию представлена средствами и способами реализации экономической стратегии

- ее продолжительность может определяться определенным текущим периодом развития народного хозяйства (годы, событиями и т.д.).

4. Правовое закрепление экономической политики оказывает мерам реализации экономической политики нормативного характера. Осуществляется это путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов: об определении основ внутренней и внешней политики (п. 5 ст. 85 Конституции Украины), утверждение программ экономического и социального развития Украины и отдельных ее регионов (п. 6 ст. 85 Конституции Украины), программ деятельности Кабинета Министров Украины (п. 11 ст. 85 Конституции Украины), целевых программ экономического, научно-технического и социального развития и др. (см. комментарий к ст. 10, ч. 3 ст. 11 настоящего Кодекса).