Жилищный кодекс Украины (ЖК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 13. Державне управления в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда

Відповідно до Основ житлового законодательства Союза ССР и союзных республик государственное управление в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров Украинской ССР, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и Украинской ССР.

Специально уполномоченным органом, осуществляющим государственное управление в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда в Украинской ССР, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Украинской ССР.

Комментарий

Право на жилье является одним из основных конституционных прав граждан. Согласно статье 47 Конституции Украины каждый имеет право на жилище. Государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду.

Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату в соответствии с Законом.

Никто не может быть принудительно лишен жилья иначе как на основании Закона по решению суда.

соответствии со статьей 48 Конституции Украины каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи ' й, включающий достаточное питание, одежду, жилье.

Основные принципы государственной жилищной политики определены, в частности, в Жилищном кодексе Украинской ССР, Законе Украины " О жилищно-коммунальные услуги ", Законе Украины " О местном самоуправлении в Украине ", Законе Украина " О жилищном фонде социального назначения ", Законе Украины " Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на оды ", Концепции государственной жилищной политики, одобренной Постановлением Верховной Рады Украины от 30.06.95 N 254/95-ВР, и др..

соответствии Концепции государственной жилищной политики основными направлениями государственной жилищной политики являются:

• создание условий, при которых каждый гражданин свободно, на выбор в соответствии со своими потребностями и возможностями смог бы построить жилье, приобрести его в собственность, взять в аренду

• обеспечения жильем за счет государства в пределах установленной нормы социально незащищенных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе малообеспеченных, инвалидов, ветеранов войны, военнослужащих, лиц, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и некоторых других категорий граждан, которые определяются Жилищным кодексом Украины и другими актами законодательства

• предоставления жилья из государственного жилищного фонда или субсидий, льготных кредитов для приобретения или строительства жилья семь ' ям, которые длительное время находятся на квартирном учете, с учетом срока пребывания их на очереди и материального состояния. Содействие молодым семь ' ям в сооружении или приобретении жилья

• стимулирования государством строительства, реконструкции и содержания жилья через систему экономических и финансовых рычагов

• изменение стратегии градостроительства в направлении расширения объемов строительства более комфортного жилья, малоэтажных домов усадебного типа, развития малых и средних населенных пунктов. Создание благоприятного жизненной среды с необходимой инфраструктурой социально-бытового и культурного обслуживания населения

• ликвидация ветхого и аварийного государственного жилищного фонда, расширения реконструкции и модернизации жилого фонда старой застройки, расселение квартир, в которых проживают двое или более нанимателей

• содействие увеличению объемов строительства, улучшению качества и повышению уровня благоустройства жилья в сельских населенных пунктах, безотлагательное создание жилищно-коммунальной службы села

• дальнейшее, по мере реформирования заработной платы, переход на самоокупающуюся систему платы за пользование жильем и за коммунальные услуги и в адресных субсидий этих расходов малообеспеченным и социально незащищенным семь ' ям

• постепенный, по мере проведения экономических реформ, перераспределение функций между органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями в сфере строительства, реконструкции и содержания жилья с целью их децентрализации.

Согласно Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на оды государственная политика реформирования жилищно-коммунального хозяйства базируется на следующих основных принципах:

1) обеспечение устойчивого функционирования и динамичного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства

2) совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством

3) обеспечение доступа всех слоев населения к жилищно-коммунальных услуг, которые отвечают требованиям государственных стандартов

4) государственных социальных стандартов (норм и нормативов) в сфере жилищно-коммунального обслуживания

5) стимулирование инвестиционной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства

6) обеспечение эффективного использования денежных, человеческих и материальных ресурсов производителями/исполнителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг

7) приоритетности инновационного развития в жизнеобеспечении населенных пунктов, содействие научно-техническому прогрессу в сфере жилищно-коммунального хозяйства

8) гласности, общественного контроля и прозрачности в принятии решений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями

9) ответственности органов местного самоуправления за эффективное использование имущества территориальной общины и обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами в соответствии с государственными социальных стандартов

10) создание одинаковых условий для всех субъектов ' объектов предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

4 февраля 2009 Верховной Радой Украины был принят за основу проект Закона Украины " Об Общегосударственной программу реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на оды ".

Согласно указанному проекту целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства является создание эффективной модели обеспечения населения доступным, качественным и комфортным жильем и осуществления его обслуживания с учетом потребностей и возможностей человека, гарантировать надежность и высокое качество услуг по тепло-, водоснабжения, водоотведения и обслуживание жилья при экономически обоснованной стоимости таких услуг. Основными задачами данной программы согласно проекту являются:

1) формирование новой жилищной политики, ориентированной на потребности человека и его возможности (обеспечение разнообразия форм владения и пользования жильем, стимулирование эффективного собственника жилья, формирование социального жилищного фонда, развитие сектора арендного жилья, восстановление устаревшего жилищного фонда, совершенствование системы финансового обеспечения развития жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры и системы социальной защиты населения)

2) усовершенствование системы государственного регулирования деятельности естественных монополий на рынке коммунальных услуг (образование национальной регулирующей комиссии на рынке коммунальных услуг, разработка эффективного механизма лицензирования и контроля в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, методологическое обеспечение порядка формирования тарифов, постепенное отделение деятельности по производству тепловой энергии от деятельности, эт ' связанной с ее транспортировкой и снабжением, формирования конкурентных отношений в процессе производства и поставки тепла), предотвращение перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства

3) создание развитого конкурентной среды на рынке обслуживания жилья (введение новых форм управления жильем, в частности формирование об ' единения совладельцев многоквартирного дома, жилищно-строительных кооперативов, домовых комитетов и т.п., осуществление контроля за использованием и содержанием жилищного фонда путем создания Государственной жилищно-коммунальной инспекции, ликвидация монополии жилищно-эксплуатационных контор, развитие института управителей домов

4) совершенствование законодательного регулирования деятельности на рынке жилья и жилищно-коммунальных услуг, разработка стандартов качества предоставления услуг и обеспечения контроля за их соблюдением;

5) оптимизация ресурсопотребления в жилом фонде (обеспечение широкого внедрения подомового учета и регулирования потребления коммунальных услуг, совершенствование финансового механизма привлечения средств для повышения энергоэффективности домов)

6) модернизация коммунальной инфраструктуры путем внедрения энергоэффективных технологий и оборудования (организация эффективного управления предприятиями коммунальной собственности в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, предоставление коммунальных предприятий в концессию и аренду на конкурсной основе, определение условий, этапности и особенностей приватизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, содействие инновационному развитию такого хозяйства, уменьшение объемов ресурсов)

7) совершенствование метрологического обеспечения ведения учета и определения качества энергоносителей (тепловой энергии и воды)

8) обеспечение государственного и общественного контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг, прежде всего в части обеспечения населения высококачественной питьевой водой

9) реформирование и развитие сферы обращения с твердыми бытовыми отходами путем создания условий для предоставления высококачественных услуг по вывозу и переработке таких отходов путем использованием современных методов и технологий с уменьшением экологической нагрузки на окружающую среду и здоровье ' человека;

10) преодоление коррупции в отрасли путем установления порядка предоставления жилья, организации публичного контроля со стороны государства и органов местного самоуправления

11) привлечение общественности к процессам формирования жилищной политики и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (повышение осведомленности населения, содействие самоорганизации населения, образования и методическое обеспечение подразделений, предоставлять консультативные услуги населению по проблемным вопросам жилищно-коммунального обслуживания, в органах местного самоуправления).

Выполнение задач Программы требует совершенствования институционального, организационного, финансово-экономического, научного и нормативно-правового обеспечения.

Институциональное обеспечение Программы включает:

• определения функций и пределы ответственности центральных, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в выполнении программ обеспечения населения жильем, модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры, осуществлении государственного регулирования, обеспечении надежности, эффективности, высокого качества и экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг

• роли центрального органа исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в формировании жилищной политики и обеспечении соблюдения прав человека во время его реализации, а также сотрудничества с органами местного самоуправления по развитию коммунальной инфраструктуры

• обособление функций управления и государственного регулирования в жилищно-коммунальной сфере, роли центрального органа исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в осуществлении стратегического управления отраслью

• образования национальной регулирующей комиссии на рынке коммунальных услуг

• совершенствования лицензионной политики в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в направлении усиления ответственности субъектов ' объектов, осуществляющих деятельность в указанной сфере

• разграничения монопольного и конкурентного рынка в сфере жилищно-коммунальных услуг

• образовании Государственной жилищно-коммунальной инспекции для осуществления контроля за состоянием жилищного фонда и качеством услуг по обслуживанию жилья, защиты прав потребителей и предотвращения недобросовестной конкуренции

• усиление влияния жителей домов на условия своего проживания и качество обслуживания жилья путем стимулирования создания об ' соединений совладельцев многоквартирного дома (безвозмездная передача в собственность о ' совладельцев многоквартирного дома земли под домом и придомовой территории, предоставление соответствующей методической и организационной поддержки)

• содействие созданию системы управляющих на рынке жилищных услуг (введение сертификации субъектов ' объектов, осуществляющих деятельность на рынке обслуживания жилья, внедрение новой образовательной специальности " Управление многоквартирным жилым домом " с присвоением соответствующей квалификации).

Согласно статье 2 Закона Украина " О жилищно-коммунальные услуги " государственная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг базируется на таких принципах:

1) обеспечения рационального использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития населенных пунктов

2) создание и поддержание конкурентной среды при разработке и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, обеспечение контроля в сфере деятельности естественных монополий

3) обеспечение функционирования предприятий, учреждений и организаций, которые производят, выполняют и/или предоставляют жилищно-коммунальные услуги, на условиях самофинансирования и достижения уровня экономически обоснованных расходов на их производство

4) регулирование цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, перечень которых определен настоящим Законом, с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития, природных особенностей соответствующего региона и технических возможностей

5) обеспечение равных возможностей доступа к получению минимальных норм жилищно-коммунальных услуг для потребителей независимо от социального, имущественного положения, возраста, местонахождения и формы собственности юридических лиц и т.д.

6) соблюдение установленных стандартов, нормативов, норм, порядков и правил относительно количества и качества жилищно-коммунальных услуг

7) обеспечение социальной защиты малообеспеченных граждан.

Управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляют центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, другие центральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции, местные государственные администрации, органы местного самоуправления.

соответствии со статьей 5 Закона Украины " О жилищно-коммунальные услуги " к полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства относятся:

1) подготовка предложений по формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг

2) организация в пределах его полномочий разработки и реализации государственных и региональных программ в сфере жилищно-коммунальных услуг

3) разработка научно обоснованных нормативов расходов и потерь ресурсов, используемых при производстве, транспортировке и снабжении жилищно-коммунальных услуг

4) разработка в пределах полномочий системы нормативно-правовых актов по формированию цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг, а также по эксплуатации, текущего и капитального ремонтов, реконструкции об ' объектов жилищного фонда

5) обеспечение контроля за соблюдением исполнителями/производителями требований стандартов, нормативов, норм, порядков и правил и издание предписаний по устранения нарушений в пределах, установленных законодательством

6) содействие созданию исполнителями/производителями систем управления качеством жилищно-коммунальных услуг в соответствии с национальными или международными стандартами

7) разработка типовых договоров

8) координация деятельности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно- коммунальных услуг

9) организация и выполнение в пределах полномочий работ по стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия в сфере жилищно-коммунальных услуг

10) лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законом

11) проведение мониторинга состояния расчетов за жилищно-коммунальные услуги

12) нормативно-правовое обеспечение деятельности местных государственных администраций для осуществления контроля цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги

13) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законом.

Центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства является Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (далее - МинЖКХ).

Минжилкоммунхоз действует на основании Положения о Министерстве по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины N 717 от 12.05.2007 года.

Минжилкоммунхоз является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и городского электрического транспорта (трамвай, троллейбус). Таким образом, именно Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства является центральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять реализации государственной жилищной политики.

Минжилкоммунхоз соответствии с возложенными на него задачами, в частности:

• разрабатывает и представляет Кабинету Министров Украины предложения по формированию государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики

• разрабатывает и представляет в установленном порядке проекты нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, принимает участие в разработке проектов нормативно-правовых актов по вопросам государственной жилищной политики

• обеспечивает государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунального хозяйства

• разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий государственные стандарты, нормы и правила, участвует в разработке государственных социальных стандартов

• участвует в разработке инженерно-технической документации по вопросам реконструкции и эксплуатации противооползневых и других сооружений инженерной защиты, в разработке и реализации мероприятий по обеспечению устойчивой работы жилищно-коммунального хозяйства в условиях стихийного бедствия, аварий, катастроф и ликвидации их последствий

• осуществляет нормативно-методическое обеспечение проведения технической инвентаризации ' объектов недвижимого имущества, благоустройства

• определяет порядок формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

• обеспечивает разработку и утверждает методики определения норм потребления жилищно-коммунальных услуг (кроме природного газа и электроэнергии), нормативов расходов и потерь ресурсов, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве, стоимости содержания и технического обслуживания о ' объектов жилищно-коммунального хозяйства

• осуществляет мероприятия по повышению эффективности деятельности по предоставлению услуг в сфере жилищно -коммунального хозяйства

• осуществляет в пределах своих полномочий меры по энергосбережению, в том числе оборудования жилых домов средствами учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии

• способствует реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменение климата по уменьшению выбросов парниковых газов в окружающую среду от об ' объектов теплоснабжения, участвует в реализации положений Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года

• проводит мониторинг состояния подготовки и прохождения отопительного сезона, расчетов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а также оплаты населением, юридическими лицами предоставленных им жилищно-коммунальных услуг.

В 2008 году Кабинетом Министров Украины в составе Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства был создан правительственный орган - Государственную жилищно-коммунальную инспекцию (Далее - Госжилкоммунинспекция).

Госжилкоммунинспекция действует на основании Положения, утвержденного постановлением N 798 от 10.09.2008 г.

Основными задачами Госжилкоммунинспекции являются:

• участие согласно компетенции в реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства

• осуществление в пределах своих полномочий государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Госжилкоммунинспекция соответствии с возложенными на нее задачами:

1) осуществляет в пределах своих полномочий:

государственный контроль за соблюдением:

- исполнителями/производителями жилищно-коммунальных услуг, в том числе субъектов ' объектами естественных монополий и смежных рынков в сфере централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода (кроме субъектов ' ведения хозяйства, которые осуществляют комбинированное производство тепловой и электрической энергии и/или используют нетрадиционные или возобновляемые источники энергии), стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунального хозяйства

- владельцами/совладельцами жилых домов, квартир, помещений стандартов, нормативов, норм, порядков и правил ведения их учета, обследования и паспортизации

- суб ' объектами в сфере ЖКХ законодательства, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил относительно содержания, обслуживания, эксплуатации систем водо-, теплоснабжения, водоотведения, газоснабжения и другого инженерного оборудования многоквартирных жилых домов, содержание, обслуживание и использование жилищного фонда, количества и качества жилищно-коммунальных услуг, формирование цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также в сфере благоустройства населенных пунктов и области захоронения

государственный надзор за выполнением:

- работ по содержанию, обслуживанию и использованию жилищного фонда в соответствии со стандартами, нормативами, норм, порядков и правил

- инвестиционных и региональных программ развития жилищно-коммунального хозяйства

2) осуществляет нормативно-методическое обеспечение деятельности своих территориальных органов

3) участвует в разработке суб ' ведения хозяйства в сфере жилищно-коммунального хозяйства мероприятий по надежному и безаварийного водо-, теплоснабжения и водоотвода

4) разрабатывает и представляет на рассмотрение Министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства:

предложения по формированию государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе усовершенствование законодательства, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в данной сфере и улучшение условий содержания, обслуживания и использования жилищного фонда

проекты нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

5) выполняет другие функции в соответствии с возложенными на нее задачами.

Центральные органы исполнительной власти принимают участие в разработке и реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг в пределах своих полномочий, определенных законами.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам регулирования электроэнергетики формирует в пределах своей компетенции государственную политику относительно установления цен на электроэнергию и природный газ, тарифов на их транспортировку и поставку предприятиям и организациям, которые производят и предоставляют жилищно-коммунальные услуги населению.

соответствии со статьей 6 Закона Украины " О жилищно-коммунальные услуги " к полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере жилищно-коммунальных услуг относятся:

1) обеспечение соблюдения требований законодательства в этой сфере

2) разработка и реализация региональных и местных программ, участие в разработке и реализации государственных программ в этой сфере

3) лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности согласно закону

4) взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг и регулирования цен/тарифов в пределах своих полномочий

5) привлечение внебюджетных источников финансирования для обеспечения выполнения государственных и региональных программ в сфере жилищно-коммунальных услуг

6) осуществление контроля цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги и мониторинга состояния расчетов за них

7) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законами.

Согласно статье 7 Закона Украины " О жилищно-коммунальные услуги & quot; к полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг относятся:

1) утверждение и реализация местных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, участие в разработке и реализации соответствующих государственных и региональных программ

2) установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с законом

3) утверждение норм потребления и качества жилищно-коммунальных услуг, контроль за их соблюдением;

4) определение исполнителя жилищно-коммунальных услуг в соответствии с настоящим Законом в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства

5) управление об ' объектами в сфере жилищно-коммунальных услуг, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации

6) обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами необходимых уровня и качества

7) установление удобного для населения режима работы производителей и исполнителей

8) информирование населения в соответствии с законодательством о реализации местных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также о соответствии качества жилищно-коммунальных услуг нормативам, нормам, стандартам и правилам

9) заключение договоров с предприятиями различных форм собственности на выработку и/или выполнения жилищно-коммунальных услуг

10) осуществление контроля за соблюдением законодательства по защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг

11) проведение мониторинга выполнения местных программ развития жилищно-коммунального хозяйства

12) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законами.

соответствии со статьей 14 Закона Украины " О жилищно-коммунальных услуги " исполнительные комитеты областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в пределах и в порядке, установленных законодательством Союза ССР, этим Кодексом и другими актами законодательства Украинской ССР, на территории области (города республиканского подчинения):

1) осуществляют государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (часть первая статьи 30)

2) руководят жилищным хозяйством, подчиненными предприятиями, учреждениями и организациями этой области, обеспечивают комплексное развитие жилищного хозяйства

3) осуществляют управление жилищным фондом местных Советов (часть первая статьи 18) и обеспечивают его сохранность, правильную эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт

4) осуществляют контроль за состоянием и эксплуатацией ведомственного жилищного фонда, принимают меры к передаче его к ведению местных Советов

5) принимают решение о переоборудовании и снос непригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда (часть вторая статьи 7)

6) осуществляют контроль на предприятиях, в учреждениях организациях за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (статья 41), а также за правильностью распределения жилых помещений

7) осуществляют контроль за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, за эксплуатацией и ремонтом принадлежащих им домов (статья 138)

8) осуществляют контроль за содержанием домов, которые принадлежат гражданам (статья 154).

Исполнительные комитеты областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов решают и другие вопросы в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР и Украинской ССР.

Исполнительные комитеты городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов осуществляют также соответствующие права и обязанности ' связки, предусмотренные статьей 15 настоящего Кодекса.

соответствии в статью 9 Закона Украины " О жилищно-коммунальные услуги " контроль за соблюдением стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляют центральные органы исполнительной власти и другие специально уполномоченные на это органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Указанные в части первой настоящей статьи органы могут привлекать к своей работе на общественных началах представителей органов самоорганизации населения и членов правлений о ' совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилых комплексов и т.п..

Результаты проверок соответствия соблюдения стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг и выводы, полученные в результате работы комиссий, которые созданы по инициативе или при участии органов местного самоуправления и/или органов самоорганизации населения и членов правлений о ' совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилых комплексов и т.п., должны беспрепятственно предоставляться для ознакомления этим представителям за их обращением.

Согласно статье 30 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине " к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

а) собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

• управления об ' объектами жилищно-коммунального хозяйства, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качества услуг населению

• учет граждан, которые в соответствии с законодательством нуждаются в улучшении жилищных условий, распределение и предоставление в соответствии с законодательством жилья, принадлежащего к коммунальной собственности; решение относительно использования нежилых помещений, домов и сооружений, находящихся в коммунальной собственности

• содействие расширению жилищного строительства, предоставление гражданам, имеющим потребность в жилье, помощи в строительстве жилья, в получении кредитов, в том числе льготных, и субсидий для строительства или приобретения жилья; оказание помощи владельцам квартир (домов) в их обслуживании и ремонте, содействие созданию об ' совладельцев многоквартирных домов, регистрация таких о ' соединений

• регистрация жилищно-строительных и гаражных кооперативов, принятие решений об организации стоянок автомобильного транспорта, осуществление контроля за их деятельностью в соответствии с законом.

б) делегированные полномочия:

• осуществление мероприятий по расширению и совершенствованию сети предприятий жилищно-коммунального хозяйства,

• осуществления соответствии с законодательством контроля за надлежащей эксплуатацией и организацией обслуживания населения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, по техническим состоянием, использованием и содержанием других об ' объектов недвижимого имущества всех форм собственности, по принадлежащим, безопасными и здоровыми условиями труда на этих предприятиях и о ' объектах, принятие решений об отмене данного ими разрешения на эксплуатацию ' объектов в случае нарушения нормативно-правовых актов по охране труда, экологических, санитарных правил, других требований законодательства

• учет в соответствии с законом жилищного фонда, осуществление контроля за его использованием

• предоставление в соответствии с законом гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатного жилья или за доступную для них плату

• осуществления контроля за состоянием квартирного учета и соблюдением жилищного законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на соответствующей территории, независимо от форм собственности

• выдача ордеров на заселение жилой площади в домах государственных и коммунальных организаций

• учет нежилых помещений на соответствующей территории независимо от форм собственности, внесение предложений их владельцам относительно использования таких помещений для удовлетворения потребностей территориальной общины

• учет и регистрация в соответствии с законом об ' объектов недвижимого имущества независимо от форм собственности.

соответствии со статьей 16 Закона Украины " О местных государственных администрациях " местные государственные администрации в пределах, определенных Конституцией и законами Украина, осуществляют на соответствующих территориях государственный контроль за сохранностью жилищного фонда. Согласно статье 18 Закона Украины " О местных государственных администрациях " местная государственная администрация осуществляет финансирование мероприятий, эт ' связанных с развитием жилищно-коммунального хозяйства, регулирует цены и тарифы за выполнение работ и предоставления жилищно-коммунальных услуг предприятия, а также определяет и устанавливает нормы их потребления, осуществляет контроль за их соблюдением.

Согласно статье 20 Закона Украины " О местных государственных администрациях " местная государственная администрация обеспечивает организацию обслуживания населения предприятиями, учреждениями и организациями жилищно-коммунального хозяйства, организует работу по аттестации о ' объектов, сертификации продукции, работ и услуг предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Система государственного управления и государственного регулирования в жилищной сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства нуждается в реформировании. На сегодня полномочия по государственному управления и государственного регулирования в сфере жилищно-коммунальных услуг закреплены за Министерством по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины. Однако, высшими органами государства обращается внимание на необходимость отделения функции государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства от государственного управления и закрепление ее за отдельным органом - Национальным регулятором, создание которого предусмотрено, в частности, Законом Украины " О естественных монополиях ".

соответствии со статьей 5 Закона Украины " О естественных монополиях " сферами естественных монополий, в которых осуществляется регулирование деятельности субъектов ' объектов естественных монополий, в том числе, есть сферы централизованного водоснабжения и водоотвода и централизованного снабжения тепловой энергии. Статьей 11 указанного Закона для регулирования деятельности субъектов ' объектов естественных монополий предусмотрено создание национальных комиссий регулирования естественных монополий.

Согласно статье 12 Закона Украины " О естественных монополиях " основными задачами комиссий являются:

• регулирования деятельности субъектов ' объектов естественных монополий

• содействие созданию условий, обеспечивающих за счет возникновения и развития конкуренции выведение товарного рынка из состояния естественной монополии, что позволит эффективнее удовлетворять спрос, а также содействие развитию конкуренции на смежных рынках

• формирования ценовой политики в соответствующей сфере регулирования

• содействие эффективному функционированию товарных рынков на основе сбалансирования интересов общества, субъектов ' объектов естественных монополий и потребителей товаров, производимых (Реализуются) субъектами ' объектами естественных монополий.

Указом Президента Украины N 1324/2007 от 28.12.2007 г. утверждена Концепция ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Согласно п. 3.1 указанной Концепции государственное регулирование в сфере жилищно-коммунальных услуг должно осуществляться Кабинетом Министров Украины, органом государственного регулирования в сфере коммунальных услуг, другими органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.

К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере регулирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в установленном порядке должна принадлежать:

• обеспечение проведения ценовой политики в соответствии с законом

• определение методологии (порядка) формирования цен/тарифов на определенные виды жилищно-коммунальных услуг субъектов & ; # 39; ведения хозяйства, которые не занимают монопольное положение на соответствующих рынках

• определение приоритетных инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунальных услуг общегосударственного значения, финансирование которых будет осуществляться за счет средств, полученных за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, и/или государственного бюджета

• обеспечение социальной поддержки незащищенных слоев населения

• подготовка проектов нормативно-правовых актов, которые будут предусматривать стимулирующие меры по развитию сферы жилищно-коммунальных услуг

• усовершенствования порядка возмещения суб ' ведения хозяйства убытков, причиненных в результате принятия решений, эт ' связанных с утверждением цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в размере, ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц в сфере ценообразования.

К полномочиям органа государственного регулирования в сфере коммунальных услуг в установленном порядке должна принадлежать:

• подготовка предложений по формированию ценовой политики в сфере жилищно-коммунальных услуг, а также амортизационной политики в вопросах, касающихся ценообразования на услуги предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в соответствующей сфере, в частности в части контроля за определением стоимости основных фондов и установления норм амортизации

• разработка методологии (порядка) формирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые субъектами & # 39; объектами, которые занимают монопольное положение на соответствующих рынках

• регулирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые субъектами ' объектами, которые занимают монопольное положение на соответствующих рынках, в объемах, превышающих установленную границу.

К полномочиям органов местного самоуправления в установленном порядке должна принадлежать:

• регулирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемых суб ' объектами, которые не занимают монопольное положение на соответствующих рынках

• регулирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные предоставляемые суб ' объектами, которые занимают монопольное положение на соответствующих рынках, если объемы производства не превышают предела, установленного соответствующим органом государственного регулирования

• определение приоритетных инвестиционных проектов местного значения, финансирование которых будет осуществляться за счет средств, полученных за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, и/или соответствующего местного бюджета.

На переходный период (до создания органов государственного регулирования в соответствующей сфере) определенные функции государственного регулирования должны осуществлять органы государственного управления в соответствующих сферах и органы местного самоуправления, которые устанавливают цены/тарифы на централизованное снабжение холодной и горячей воды, водоотвод, централизованное отопление. В случае утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в размере, ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство, возмещение убытков, понесенных в этом случае субъект ' ведения хозяйства, которые предоставляют такие услуги, должно осуществляться за счет соответствующего бюджета.

В контексте реформирования законодательства в сфере жилищных отношений необходимо обратить внимание, что Министерством по вопросам жилищного хозяйства Украины обнародован проект Закона Украины " Об основах жилищной политики ".

Этот закон определяет цель, принципы, приоритетные задачи государственной жилищной политики, а также правовые, организационные и социально-экономические основы удовлетворения жилищных потребностей граждан.

Согласно статьей 1 указанного проекта Закона государственная жилищная политика является неотъемлемой ' емкой составляющей социально-экономической политики Украины, направленной на повышение благосостояния ее граждан, как одного из условий обеспечения социально-экономического развития страны.

Целью государственной жилищной политики является создание экономических, социальных и правовых условий для реализации гражданами конституционного права на жилье.

Государство определяет приоритеты, формы и средства своего участия в реализации гражданами конституционного права на жилье, исходя из обще-общественных интересов и экономических возможностей.

В статье 2 указанного проекта Закона закреплены основные принципы государственной жилищной политики, к которым отнесены:

• равенство прав граждан в выборе способа реализации конституционного права на жилье;

• доступность жилья гражданам в соответствии с их финансовых возможностей, государственных социальных гарантий и социальных гарантий, определенных органами местного самоуправления

• прогнозирования направлений, мероприятий и способов решения жилищных потребностей граждан;

• этапность решения жилищной потребности граждан в соответствии с Общегосударственной жилищной программы, государственных целевых и региональных программ

• системность решения жилищной потребности граждан с учетом социальных, экономических, градостроительных, технических, демографических, экологических и региональных условий

• децентрализованность управления частным жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг

• государственный контроль за техническим состоянием жилищного фонда, эффективности управления им и его использованием независимо от форм собственности

• публичность в решении вопросов разработки и реализации государственной жилищной политики, использовании средств государственного и местных бюджетов, обсуждения проектов нормативных актов по вопросам государственной жилищной политики.

Согласно статьей 3 указанного проекта Закона приоритетами государственной жилищной политики являются:

• разработки, утверждения и внедрения Общегосударственной жилищной программы, государственных целевых и региональных программ

• проведения реформы жилищного законодательства

• создание системы жилищных фондов

• введение механизмов участия граждан, органов местного самоуправления и государства в финансировании строительства доступного жилья

• государственных жилых социальных стандартов (норм и нормативов), государственных социальных жилищных гарантий обеспеченности граждан жильем, а также местных жилищных гарантий (стандартов, норм и нормативов)

• поощрения собственников жилья до избрания наиболее эффективных и конкурентных способов управления жилищным фондом, которые обеспечат его эксплуатацию и ремонт в соответствии с установленными нормативами, нормами, стандартами и правилами

• формирование условий для свободного, прозрачного приобретения права собственности на земельные участки, предназначенные для жилищного строительства

• содействие развитию на конкурентных принципах рынка жилья, которое передается в наем

• содействия развитию индивидуального строительства жилья и строительства жилья обществами застройщиков и жилищно-строительными кооперативами, членами которых являются граждане, которые нуждаются в улучшении жилищных условий

• содействие разработке и внедрению новых методов в жилом проектировании, строительстве, производстве энергосберегающих, экологически безопасных строительных материалов и оборудования, а также их доступности для граждан

• стимулирования инвестиционной деятельности в сфере жилищного строительства, проектирования и предоставления жилищно-коммунальных услуг

• стимулирования населения к экономному использования энергетических и других невозобновляемых ресурсов, обеспечения энергетической эффективности жилищного фонда

• защите прав потребителей, участвующих в финансировании жилищного строительства, строительстве жилья, получают или намерены получать жилищно-коммунальные услуги, услуги по управлению домом

• привлечения общественности к формированию и реализации государственной жилищной политики

• установления связи ' связей с другими государствами для использования достижений в реализации жилищных прав граждан.

Проектом Закона предусмотрено, что приоритетные направления реализации конституционного права на жилье определяются на основе комплексного прогноза социально-экономического развития Украины.

Согласно статье 4 проекта Закона Украины " Об основах жилищной политики " суб ' объектами государственной жилищной политики является государство, территориальные общины, органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.

Сб ' объекты государственной жилищной политики в пределах своей компетенции решают вопросы реализации конституционного права граждан на жилье.